Websoft

четверг, января 31, 2008

Снова про корпоративные wiki

Еще одно описание примеров использования wiki в корпоративной практике в Business Week (на английском) - оказывается, что Sony, Intel, Disney, eBay, IBM, Motorolla и прочие монстры их используют...

Читать дальше......

Разработка курсов на игровой основе

Отличная статья Разработка курсов на игровой основе на distance-learning.ru - реальный пример требований к интерактивной обучающей игре и краткий сценарий ее реализации.

Читать дальше......

среда, января 30, 2008

Виртуальный Афган

Американы создают виртуальные игры для тренировки своих солдат для операций в Афганистане и Ираке. Основная цель игры - научить культурным особенностям региона и межличностным коммуникациям.

Нужно сделать что-то в таком духе про нашу реальность. Что-то типа технологии виртуального класса для отработки навыков уборки плаца с помощью лома и граблей :)

Читать дальше......

Должна ли СДО быть быстрее чем Yandex??

Я решил снова вернуться к вопросу о производительности LMS. Вроде бы об этом я уже написал все что возможно, но на днях вопрос возник вновь.

Вот какая забавная дискуссия возникла: в процессе обсуждения с одним из клиентов был поставлен вопрос - сможет ли СДО обслужить 10.000 одновременно обучаемых. Я как обычно ответил, что если все 10.000 в одну секунду нажмут на кнопку, то разумеется никакая система с этим не справится, а если они например в течение часа они будут открывать страницы курсов, то это вполне возможно (в зависимости от мощности сервера).

Далее последовал такой обмен репликами:
Клиент: "Ну как же система не справится если в один момент все 10.000 человек на кнопку нажмут? Должна мочь!"
Я: "Так это же нагрузка больше чем на сервера у какого-нибудь Яндекса (у которого кстати не один, а много серверов)"
Клиент: "Не может быть, у Яндекса нагрузка точно намного больше!"

На этом мы закончили обсуждать эту тему, а я задумался, какая же собственно производительность (в запросах в секунду) у того же Яндекса... Как раз недавно мне на глаза попалась статья в Ведомостях о том, сколько поисковых запросов обрабатывают различные поисковые системы.

У Яндекса статистика за декабрь 2007 года - 566 миллионов запросов. Я поделил это число на 31 (количество дней), затем на 24 (количество часов) и затем на 3600 (количество секунд в часе). Получилось 211 запросов в секунду! По статистике самого Яндекса в декабре было 866 миллионов хитов, т.е. 323 запроса в секунду! Разумеется есть пиковые нагрузки (в активные часы) которые могут быть существенно выше.

И это работает на всей могучей инфраструктуре (много серверов и людей) Яндекса! Так почему же клиенты ожидают что СДО за $10.000, стоящая на одном сервере, сможет обработать в 30-50 раз больше запросов чем ведущая российская поисковая система? Как в известном тосте: выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями :)

Впрочем, скорость работы учебного портала 200-300 RPS (Request per second) я вполне реально наблюдал на нагрузочных испытаниях на нормальном дхупроцессорном сервере с современными двухядерными процессорами. Т.е. почти как у Яндекса :)

PS
Кстати для того, чтобы обслужить 10.000 обучаемых, которые в течение 1 часа равномерно по времени (а не одномоментно) входят в систему и открывают по 50 страниц курсов или портала, достаточно производительности порядка 140 запросов в секунду (всего за час будет обработано 500 тысяч запросов). Этот сценарий использования системы является совершенно реалистичным, т.к. люди не роботы и в одну секунду все зайти не могут.

Читать дальше......

вторник, января 29, 2008

Adobe Shockwave Player for Linux

Пусть и в ритме «шаг назад, два шага вперёд», но Линукс всё-таки наступает. В связи с чем я, как пользователь технологии Shockwave, за думался над перспективами её эксплуатации на ОСях семейства Линукс.
_
Перспектива есть. Во-первых, Adobe в следующем месяце выпускает очередную версию авторского средства «Adobe Director 11». Причём одновременно на форуме Adobe идёт активное обсуждение пожеланий к версии 12. А с учётом того, что совсем недавно (года не прошло) Adobe выпустила линукс-версию Flash Player, то со временем будет и линукс-версия для Shockwave Player.
_
Но это потом, а если надо уже сегодня? Что ж, сегодня тоже можно: модули Shockwave в Линуксе можно просматривать через windows-версию Firefox при установленной утилите Wine.
_
Общий алгоритм таков:


  1. Проинсталлируйте бесплатный Wine или какой-либо из его коммерческих аналогов: Cedega, CrossOver или WINE@Etersoft.
  2. Проинсталлируйте the Windows version of Firefox как это обычно делается в Windows.
  3. Используйте Firefox в качестве браузера для просмотра курсов. При первом запуске курс как обычно попросит установить the Windows version of Shockwave.
    _
Это не фантазия, люди уже используют такой вариант. Достоинства этого варианта: он законен, функционален и (если вы используете Wine) бесплатен.
_
_______________________
Примечание: нахожу не совсем удачным (но работоспособным) вариант установить под Linux Microsoft Internet Explorer. Утилита IEs4Linux позволяет это сделать просто, но юридические аспекты сводят на нет выгоду использования свободного ПО — для каждой машины, где будет использоваться MS Internet Explorer должна быть куплена лицензия на использование всей операционной системы Windows.

Читать дальше......

понедельник, января 28, 2008

Сколько длиться вебинару?

Заспорил недавно с коллегами о продолжительности вебинаров. Они утверждали, что 30-ти, максимум 40-а минут более чем достаточно. На мой взгляд, 30, максумум 40 минут должен работать ведущий, а остальное время (до 1 часа в сумме) - проявляют активность участники.
Стандартная сессия в виртуальном классе Hewlett-Packard - 2 часа с перерывами. Какой же все-таки должна быть оптимальная продолжительность виртуальных сессий на нашей почве?

Читать дальше......

Неспецифические (пока) функции виртуальных классов

В «иноземном» Интернете, в этом блоге, на других отечественных ресурсах (например, здесь или здесь) все чаще появляются материалы, демонстрирующие интерес к телеконференциям, вебинарам, вебкастам и виртуальным классами.

Во избежание путницы понятий здесь речь пойдет о виртуальных классах (room), поскольку web’обвские конференции, касты, семинары, лабораторные практикумы и другие возможные «жанры» взаимодействия в режиме онлайн в интересах обучения и бизнеса можно рассматривать как частный случай виртуального класса (VR).

Итак, традиционно VR (в представленном здесь значении понятия) обычно используются для:
· лекций, семинаров (вебинаров) и виртуальных лабораторных занятий,
· партнерских конференций и презентаций, иных маркетинговых мероприятий,
· деловых совещаний.

Представляется, что потенциал VR можно использовать с бОльшей отдачей, если в их сферу включить следующее, еще не свойственные им (в смысле массовости употребления) функции:
· коллективное принятие решений, мозговые штурмы, мастерские будущего и т.п
· систематическое или фрагментарное обучение персонала в дополнение к курсам ДО, очного и смешанного обучения в их привычном виде
· дистанционный коучинг и консалтинг в режимах онлайн и оффлайн
· работу проектных команд
· посттренинговое сопровождение (включая оффлайновое)
· отдельные аттестационные мероприятия (к примеру, экзамен в виде решения бизнес-кейса)
· что-то еще, что пока не пришло в голову.

Совершенствование коммуникационных технологий делает VR все более доступными и привлекательным инструментом обучения, консалтинга и управления. Не за горами то время, когда тем, кто ответственен за внутрикорпоративные коммуникации и обучение, предстоит «вплотную задуматься» о методиках использования VR для проведения онлайн тренингов, коучинга и консалтинга, мозговых штурмов и проектных работ; совещаний и переговоров, принятия решений, посредничества в конфликтах, осуществления обратной связи, координации работ распределенных групп специалистов и пр.

PS. Пока сочинял этот пост, Алексей Корольков опубликовал информацию о, по-видимому, еще одном способе использования потенциала VR.

Читать дальше......

воскресенье, января 27, 2008

Это 500 пост в этот блог!


Сабж! Поздравляю себя и коллег с тем, что нам за это время еще не надоело сюда писать, а некторым людям не надоело все это безобразие читать :)

Читать дальше......

Нужно ли тестировать студентов?

Статья в USA Today про то, что думают американские работодатели о полезности тестов и других форм оценивания студентов при приеме на работу (только 6% работодателей считают полезными результаты тестов на общие знания и только 14% - результаты тестов, сравнивающих знания студента со средним уровнем в университете).

В России идиотов, которые считают, что оценки студентов могут как-то коррелировать с их успешностью на рабочем месте и того меньше (все мы знаем как эти оценки выставляются). У нас проблема еще и в том, чтобы выявить не только знающих, но и адекватно оценивающих свои таланты и способности (см. ниже статью из Ведомостей). При этом если почитать дискуссию, то почти все работодатели крайне недовольны выпускниками (как уровнем знаний, так и самооценкой)

ВЕДОМОСТИ
Студенты дорого просятСтуденты дорого просят

Каждый пятый выпускник московского и петербургского вуза считает, что сразу должен получить работу с окладом выше $2000. Многие троечники уверены в своих силах больше отличников. Таковы результаты исследования ВЦИОМ, опросившего более 1000 студентов последнего курса 20 ведущих вузов Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Далее

Читать дальше......

Компании, внедряющие e-learning, сами его не используют?!

Фраза вынесенная в заголовок завершается одновременно вопросительным и восклицательным знаком. Вопросительным, потому что хотелось бы это вопрос обсудить. Восклицательный знак я уверенно ставлю т.к. кажется достаточно очевидным, что e-learning компании сами практически НЕ используют те решения. которые продают.

На картинке ниже - результаты опроса о том, как профессионалы e-learning обучают использованию авторских средств - только в 30% случаев применяется электронное обучение. Также очень показательными были выступления на Е-learn Expo - я практически не видел ни одной презентации, в которой использовались бы реальные мультимедийные возможности - все рассказывали о полезности анимаций с помощью статических слайдов PowerPoint :) По моему это называется "сапожник без сапог"...



Статья, в которой я прочел об этом опросе, в переводе называется "Наш маленький грязный секретик" - и название соответствует реальности.

Причем в оправдание себе и коллегам скажу, что причины здесь скорее всего объективные. Потребителей обучения не так много (в лучшем случае сотни, никак не тысячи человек), при выборе на что потратить усилия - на электронный курс или на развитие продукта почти всегда побеждает продукт. Мы, например, сделали электронные учебные курсы по всем своим продуктам только через год после их запуска и к сожалению не успеваем их обновлять с такой скоростью, как обновляются версии софта.

Чтобы исправить положения мы для себя определили новую стратегию - начиная с февраля мы планируем проводить регулярные online-семинары (вэбинары) с использованием технологии виртуального класса. Будем с помощью технологий e-learning учить клиентов и парнеров нашим продуктам и методологии. Следите за расписанием вэбинаров в блоге!!

Надеюсь после этого мы сможем лучше понимать наших клиентов...

Читать дальше......

пятница, января 25, 2008

Использование «пиратов» как составной части маркетинговой политики

Всем известный бразильский писатель Пауло Коэльо, не просто не возражает против распространения своих книг в сети нелегально, но и сам способствует этому. Этот уважаемый муж открыл блог Pirate Coelho, на котором сам размещает ссылки на трекеры торентов или прямые ссылки на свои книги уже расшаренные в сети. Есть ссылки и на русскоязычные версии книг. Писатель утверждает, что такая практика в 2007 году значительно подняла объемы продаж бумажных вариантов его книг. Вот такой сетевой маркетинг, в пику всяким псевдоборцам за авторские права — пишет Хабрахабр.
_
Этот опыт косвенно подтверждает, что Массачусетский Технологический Институт правильно поступает, публикуя в интернете свои лекции.

Читать дальше......

четверг, января 24, 2008

Что бы еще запатентовать?

Я уже писал про попытку запатентовать саму идею дистанционного обучения со стороны компании Blackboard. Так вот выяснилось, что эти парни не одиноки в своем желании заработать на очевидных идеях. Портал Test.com в 1999 года запатентовал идею компьютерного тестирования :) И в течение некоторого времени пытался собрать за это деньги с разработчиков тестового софта.

Не вышло. В итоге этот патент был также отклонен.

Источник информации.

Сижу думаю - не запатентовать ли что-нибудь не менее очевидное из функционала системы, например, отправку напоминания обучаемому или заявку на продление срока обучения по электронному курсу. Если все получится - можно будет больше не работать и жить на роялти :)

Читать дальше......

Cisco Binary Game - секреты создания успешных обучающих игр

Новая статья на сайте distance-learning.ru - Введение в игру! Cisco Binary Game (секреты создания успешных обучающих игр) - на самом деле это скорее не кейс про конкретную игру, а подборка полезных советов по созданию и использования в реальной практике обучающих компьютерных игр. Советую почитать!

Читать дальше......

среда, января 23, 2008

NASA будет готовить специалистов с помощью компьютерных игр

Национальное управление США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) рассматривает возможность разработки многопользовательской онлайновой игры, сообщает Би-би-си.

Руководство агентства считает, что таким образом оно сможет привлечь к работе в агентстве новое поколение ученых и разработчиков, необходимых для претворения в жизнь его "видения космических исследований".

Агентство опубликовало информационный запрос, в котором просит откликнуться организации, заинтересованные в разработке платформы такой компьютерной игры. "Достоверный контекст игры является важным элементом киберструктуры NASA, которая используется для обучения", - говорится в запросе. "Новая игра ознакомит с работой в этой сфере гораздо глубже, чем простое чтение, и с гораздо меньшими затратами времени и средств, чем программы стажировки", - указывается в документе.

Полный текст новости

Читать дальше......

Новые идеи для e-learning - интерактивное видео

С тем как работает YouTube и Mail.ru@Видео все разумеется знакомы - загружается видео файл, который как правило превращается во Flash Video. Это файл можно смотреть, останавливать, запускать и т.п. Чего точно нельзя сделать с этим видеороликом - сделать его интерактивным. Например, нельзя чтобы при появлении в кадре определенного предмета или человека можно было на него щелкнуть и узнать кто это.

В проекте AsterPix это стало возможно. На этот сайт можно не только загружать ролики, но и дополнять их интерактивными областями, нажав на которые можно перейти на другой кадр или фильм, получить информацию, перейти по ссылке в интернете. Эта идея раскрывает перед учебным видео достаточно много возможностей - например, комментировать снятые на видео производственные операции и т.п.

Лучше один раз увидеть (кстати посмотрите это ролик до конца - думаю ни в каком "Мире Животных" вы ничего подобного не видели). В ролике с условным названием "битва львов, буйволов и крокодила" можно щелкнуть мышкой на буйвола (он будет обведен пунктирной рамкой ) и появится окно с описанием и ссылкой в википедию на статью про африканский буйволов. На основном сайте еще куча таких примеров.

Читать дальше......

вторник, января 22, 2008

То, что мы измеряем — мы меняем

Это не секрет, что измеряемое после измерения имеет уже другие параметры. Это закон всеобщий, квант энергии может быть частицей или волной в зависимости от того, как мы за ним наблюдаем, деталь становится меньше в том месте, где её измерили микрометром, человек до сдачи теста и после — уже немножко разные люди.

В зависимости от целей обучения и аудитории можно по-разному использовать это обстоятельство при создании курса и организации процесса дистанционного обучения. Можно вводить систему тотального контроля для обеспечения эффекта «Большой брат следит за тобой», а можно — оказывая доверие — предоставлять зоны свободного экспериментирования. Можно вводить вопросы, чтобы собирать статистику, а можно — чтобы корректировать понимание обучающимся материала. Здесь нет единого правила.

Главное: всегда продумывайте, как использовать элементы системы контроля, чтобы они оказывали положительное влияние на достижение поставленной учебной цели.

Читать дальше......

понедельник, января 21, 2008

Кейс «Цель курса» для дизайнеров курсов

Дано:
В силу производственной необходимости пришлось наткнуться на проблему «Цель (электронного) курса». Первым делом бросился на поисковики других посмотреть (=у других подсмотреть). Не помогло! Оказывается, в формулировках целей имеет место определенное разнообразие. Привожу отдельные образцы (см. ниже) предъявления целей краткосрочных (двух- и одного однодневного) тренингов и даже одного электронного курса по тождественно сформулированной авторами теме. (Во избежание рекламы ссылки не даются.)

Давайте задумаемся:
1. Для кого формулируется цель курса:
- для ведущего,
- для обучаемого,
- для заказчика?

2. Какими отличительными характеристиками должна обладать формулировка цели курса?

3. Вы готовы сходу ответить на вопросы 1 и 2? (Ваш покорный слуга – не готов)

Образцы:
1. Управление конфликтом
Цель
Определение стратегий конфликтного взаимодействия и отработка эффективных приемов по разрешению конфликта

2. Управление конфликтами (Электронный курс)
Цель курса – научить избегать непродуктивных конфликтов, извлекать пользу из неизбежного конфликта, свести к минимуму конфликты с другими сотрудниками, управлять собой и другими людьми в конфликтной ситуации.

3. Управление конфликтом
Цели
1. Научиться разрешать возникающие конфликты с максимальным конструктивизмом и эффективностью.
2. Научиться предотвращать конфликты путём освоения бесконфликтного общения.
3. Научиться эффективному посредничеству в конфликтах третьих лиц.


4. Управление конфликтами
Цели и задачи:
- Развитие навыков анализа своих действий.
- Развитие навыков эффективного разрешения конфликтов.
- Способствовать переходу от конфликтогенных социально-психологических стереотипов и позиционного мировоззрения к принципиальному и консенсусному мышлению.

5. Управление конфликтом
Цели:
повышение осведомленности о психологических особенностях делового общения,
совершенствование способности понимания и прогнозирования поведения партнера по общению,
совершенствование навыков установления и развития психологического контакта,
развитие умений и навыков ведения целенаправленной беседы, оказания психологического воздействия и защиты от агрессивного поведения собеседника,
развитие навыков поведения в сложных ситуациях (конфликты, тупиковые» ситуации, манипуляция).

6. Управление конфликтами
Программа нацелена помочь участникам развить способности понимания и прогнозирования поведения партнера по общению и навыки воздействия и защиты от агрессивного поведения собеседника.

Читать дальше......

суббота, января 19, 2008

Сколько зарабатывает e-learning специалист в Штатах?

Профессионал в области e-learning в США получает в среднем $78,723 в год (до уплаты налогов) по результатам опроса более 4300 членов The ELearning Guild. В Канаде немного меньше $73.630 (зато у них жизнь дешевле).

Если взять средний налог в 30% и поделить на 12, то получается $4600 в месяц (112.000 рублей). Мне кажется что это уже не слишком далеко от московских показателей. По крайней мере разрыв уже совсем не так велик, как это было несколько лет назад.

Жить правда в Москве существенно дороже чем в среднем в Америке.

Читать дальше......

пятница, января 18, 2008

Иллюстрация с сопровождающим её текстом

Табличка у входа в дельфинарий московского зоопарка. Просьба сформулирована в негативном аспекте: глагола «затаптывайте» в тексте вполне можно было избежать. Иллюстрация есть, но вместо того, чтобы дополнять текст, по всей видимости, сообщает дополнительную информацию, что на территории дельфинария работает туалет.


В зоопарке Новой Зеландии смысл передаётся преимущественно иллюстрацией. Текст служит вспомогательную роль.

.

Читать дальше......

среда, января 16, 2008

Поможет ли учителям $ миллиард?

Когда слушаешь новости и говорят про врачей и учителей, то всегда звучит одна мысль - дайте им больше денег и самое новое оборудование и точно наступит счастье. В смысле нас всех залечат и заучат...

Недавно в газете Times опубликовали статью о результатах исследования на берегах туманного Альбиона - на технологическое оснащение государственных школ тратится более 1 миллиарда фунтов и не менее 80% из них вылетает в трубу из-за "технофобии" (так написано в статье) учителей.

Страшно подумать что делается на наших берегах ведь к их хваленой технофобии добавляется наша традиционная бережливость и бескорыстие :) Впрочем об этом уже писал Андрей Балыков.

Может забросить технологии электронного обучения и накупить на эт деньги транспортиров и ластиков - будет эффективнее??

Читать дальше......

Миллион хитов в месяц в онлайн-университете

Как я уже писал ранее MIT (Массчасутский Технологический Институт) выложил в интернет все свои лекции на сайте MIT's OpenCourseWare (OCW) - более 1800 курсов!

По последним данным, количество хитов (заходов на страницы) в месяц превысило 1.5 миллиона. Самые популярные материалы - по линейной алгебре. Такой интерес к учебе нашим студентам конечно не очень понятен :), но нельзя не сделать вывод о том, что контент выкладывается в сеть не от из-за того, что он никому не нужен. На самом деле он очень даже интересен людям.

Источник

Читать дальше......

вторник, января 15, 2008

Линукс наступает?

Почти одновременно появилось несколько новостей:
во-первых, британским школам рекомендовано избегать Vista и Office 2007;
во-вторых, полным ходом идёт процесс установки Линукс в российские школы;
а в-третьих, на Линукс переходят также и российские бюджетные организации.

Что скажет корпоративный сектор? И если скажет, то как скоро?
Есть ли у вас какие-нибудь соображения на этот счёт?

Читать дальше......

понедельник, января 14, 2008

Не разнообразить ли нам блог eLearning-кейсами?

Уважаемые коллеги!
Позвольте предложить вам поразмышлять над кейсом, решения которого оказываются отнюдь не простыми и вызывают активные споры среди специалистов, составляющих eLearning-курсы в своих компаниях.
Дано:


Найти:
Выскажите свое отношение к данному кейсу и, по возможности, аргументируйте его

Читать дальше......

пятница, января 11, 2008

Когда преподаватели устают от рутины…

Они начинают немного хулиганить:

dirty.ru

Читать дальше......

четверг, января 10, 2008

Google готовит конкурента Wikipedia

Сабж. Google видимо устал ничего не зарабатывать на успехе Википедии и решил с ней побороться. Цитата из источника "Компания Google готовит к запуску новый проект Knol, главная идея которого состоит в том, чтобы поощрять людей, обладающих полезными знаниями по какой-либо теме, к написанию авторитетных статей для онлайновой энциклопедии."

Вот такой вот всемирный knowledge management.

Читать дальше......

Сбываются ли предсказания о развитии технологий на год вперед?

В начале года все как сумасшедшие бросились писать предсказания о судьбе E-learning рынка в 2008 году (Елена Тихомирова даже перевела некоторые из них на русский). Впрочем это происходит каждый год. eLearn Magazine в начале 2007 опубликовал прогноз на год от разных известных специалистов. Известный деятель e-learning Stephen Downes не поленился и проанализировал, что из прогнозов сбылось. Вот что получилось.

В целом статистика неутешительная - прогноз всего на год, а по настоящему сбылась малая часть предсказаний. Причем многие "великие" эксперты, включая главного американского шоумена от e-learning Эллиота Мейси тоже попали "в молоко"...
Такой вот шоубизнес :(

Читать дальше......

среда, января 09, 2008

162 совета по использованию e-learning инструментов

Американская гильдия e-learning (The eLearning Guild) испустила очередную электронную книгу с советами по работе с инструментами для создания электронного учебного контента - 162 Tips and Tricks for Working with e-Learning Tools (на английском) - почитайте, возможно кому-то они покажутся полезными (только рекламы в ней слишком много).

А я как человек из Websoft добавлю - почитайте внимательно и начните использовать Courselab :)

Читать дальше......

Как избежать ошибок при внедрении LMS - взгляд с Запада

Перевод статьи "Как избежать ошибок при внедрении LMS" на сайте distance-learning.ru - по версии консультантов из компании Bersin & Associates из солнечной Калифорнии.

Как вендор не могу не согласиться с тем, что по моим наблюдениям - чем больше желание клиента адаптировать свои процессы под лучшие практики выбранной LMS, тем быстрее и эффективнее получается внедрение. Если же приходится адаптировать систему под совсем не лучшие практики заказчика, то процесс может затянуться...

Читать дальше......

понедельник, января 07, 2008

Виртуальные средние школы

Здесь в блоге ни раз говорилось о виртуальных классах, телеконференциях и иных способах синхронного e-learning в компаниях.

В этом контексте, думаю, небесполезным будет обратить внимание на опыт и достижения виртуальных школ (именно школ, а не классов) в сфере среднего образования. К примеру, российский проект «Телешкола» , предоставляет возможность освоить образовательную программу 10 и 11 класса в дистанционном режиме. Здесь можно получить среднее (полное) общее образование и аттестат государственного образца.

Правда, синхронность обучения в этой интернет-школе ограничивается в основном онлайновыми тестами и лабораторными практикумами, успехи в освоении которых немедленно оцениваются автоматически. Впрочем, при нескольких тысячах (как указывает ресурс) обучаемых телеконференции и вебинары проводить затруднительно.

В виртуальной школе Флориды (Florida Virtual School) взаимодействие тьютора и студента осуществляется главным образом за счет телефонной связи. При этом многие обучаемые констатируют, что онлайновое общение с преподавателями осуществляется чаще, чем в традиционном обучении.
Побродите по предлагаемым ссылкам, коллега, и вы увидите и услышите немало интересного: пища для наблюдений и размышлений гарантирована.

Читать дальше......