Websoft

четверг, февраля 28, 2008

Корпоративные университеты на YouTube

Канал CorpUtv на YouTube - сборник видеоинтервью и выступлений про корпоративные университеты (от армии США до телекомов и банков). Всего на сегодня 82 видео - для тех, кто был вчера на конференции по российским корп. университетам - есть возможность сравнить...

Читать дальше......

Blackboard выигрывает в суде

Несмотря на множество акций в интернете против судебного иска компании Blackboard к своему конкуренту Desire2Learn по патенту на систему дистанционного обучения американский суд решил иначе и присудил $3.1. Так что патент на СДО по мнению федерального суда штата Техас все же есть...

Читать дальше......

Как растет Firefox

Очередной отчет о доле браузеров на рынке Европы. Firefox вырос с 23 до 28%. На картинке - распределение доли Firefox по странам. Будущий лидер рынка e-learning Мальта на картинку не влез со своими 21% :)



PS
Украину почему то в Европу включили, а Молдавию, Македонию и Сербию нет.

Читать дальше......

Нужно ли считать ROI для внедрения СДО?

В продолжение вчерашей темы - при всей очевидности экономической выгоды от внедрения СДО, я попробую "на коленке" ее посчитать для некоторого условного кейса.

Банк с численностью 5.000 человек внедряет СДО. В течение 2-х лет обучение в СДО проходит 50% сотрудников в среднем по 3 курса на каждого. Итого за 2 года 7.500 человеко-курсов.

Давайте посчитаем затраты:
- софт СДО - $15000
- сопровождение СДО на 2-й год - $3000
- сервер + системное ПО - $4000
- годовая зарплата 1 специалиста по ДО (с учетом налогов) - $30.000 (выделенный человек который занимается администрированием системы и оформляет собственные курсы)
Итого на 2 года: $82.000

Исходим из того, что каналы в банке выделенные и плата за траффик отсутствует (только плата за аренду канала, которая для всего бизнеса, а не только для ДО).

В расчете на 1 человеко-курс: $10.9

Для обоих случаев взята условная з.п. тренера или специалиста по ДО равная $2000 в месяц.

Теперь рассмотрим проведение однодневного семинара в регионе силами внутреннего тренера (пусть на семинаре присутствует 15 человек):
- зарплата тренера - $120
- аренда помещения, чай, кофе - $100
- перелет + проживание + командировочные (для тренера) - $600 (если не во Владивосток лететь)

Итого минимум $820, в расчете на 1 человеко-курс: $54 (если же 15 человек летят на семинар в центр, а не наоборот, то затраты в разы выше).

В обоих случаях расход времени обучаемых к затратам не относим, т.к. он одинаков в обоих случаях.

В результате получаем, что затраты на очное обучение в 5 раз выше чем на ДО. Разумеется речь идет о тех очных мероприятиях, который можно заменить дистанционной формой.

После таких расчетов встает вопрос о том, стоит ли вообще считать ROI для e-learning для тех компаний, которые обосновано решили, что использование ДО подходит под их бизнес-задачи. Достаточно только посчитать показатель стоимости человеко-курса. Если он приемлемый (а я почти уверен, что он не должен быть выше $20), то , т.к. на очное обучение все равно будет потрачено больше, дальше обсуждение ROI можно забыть.

Я уверен, что для компаний с большими объемами обучения этот коэффициент может быть равен и $2 за человеко-курс. В любом случае эффект от ДО масштабируется - провели не 7500, а 15.000 курсов и сократили затраты в расчете на курс в 2 раза, что с очным обучением нереально.

PS
Коэффициенты затрат на человеко-курс в ДО и в очной форме в нашем примере сравняются если:
- количество завершенных курсов в СДО за 2 года в нашем случае будет меньше 1500
- стоимость внедрения СДО и/или разработки курсов под заказ за этот период превысит $220.000

Читать дальше......

среда, февраля 27, 2008

Нужно ли удавиться за копейку?

О наболевшем - был сегодня на "выставке наоборот", слушал как уважаемые (без всяких кавычек) коллеги давали советы о внедрении СДО. При этом я в очередной раз обратил внимание на удивительный факт - в числе причин и ключевых факторов и целей внедрения СДО называется все что угодно кроме экономии средств!!!

СДО нужно (не точная, но цитата):
- для управления знаниями в организации
- для мотивации сотрудников
- для ускорения процессов
- для более эффективного управления компетенциями
...

Но дистанционное обучение получило такое распространение на Западе в первую очередь потому что оно эффективно, причем реально экономически эффективно - т.е. экономит деньги и повышает производительность труда обучателей. С помощью ДО можно добиться такого же эффекта как и с помощью очного семинара, но в разы дешевле и существенно быстрее (не всегда, но часто). Так почему в глазах сообщества это не главная или по крайней мере важная причина внедрения ДО???

Возможные версии:
- потому что деньги экономят только неудачники, а лидеры рынка могут тратить сколько угодно?
- потому что сокращение затрат и повышение эффективности вообще не является ключевым показателем для учебных центров?
- потому что сказать что ты построил систему управления компетенциями в 10 раз "круче" чем сказать, что съэкономил 1000 долларов?
- потому что эта идея совсем не поддерживается и замалчивается вендорами - иначе как продать проект по разработке электронного курса за $30.000 по которому пройдут обучения 100 человек (когда можно сделать его своими силами за неделю)?

На мой взгляд это свидетельство общей крайне опасной тенденции в стране и бизнесе - утрата контроля за расходами, которая является следствием того, что он (контроль) приоритетом ни для кого не является. А это ведет к экстенсивному развитию и очень низкой производительности труда, которая кстати растет медленнее чем ВВП у нас уже несколько лет. Как сказал на той же конференции Джон Вон Эйкен в моем вольном переводе "если это не изменить, то вы будете pissed off" :(

Ну переубедите меня пожалуйста, иначе наша деятельность покажется слишком прозаичной!

Завтра продолжу на эту тему с цифрами в руках (по крайней мере попробую)...

PS
Что удивительно, как я уже говорил коллегам - в Украине наши клиенты вопрос про экономическую отдача в виде экономии средств от внедрения СДО задают в первую очередь. Бедная видимо страна (как и Штаты впрочем)...

Читать дальше......

вторник, февраля 26, 2008

Пример удачной методики учебника

В состав справочно-информационного портала «ГРАМОТА.РУ» входит «Учебник ГРАМОТЫ: орфография», который может послужить примером минимально достаточного и гармоничного подбора дидактических приёмов для достижения поставленных учебных целей.


На примере модуля «Правописание Н и НН в прилагательных» рассмотрим эти приёмы.

1. Изложена теория в полном объёме.

2. Имеется внятная инструкция к упражнению.
Примечание: К незначительным недостаткам стоит отнести то, что инструкция — общая, не написанная непосредственно к текущему модулю; а также то, что она расположена перед теоретической частью, а не непосредственно перед началом упражнения.

3. Механизм выбора варианта ответа интуитивно понятен — хорошо.

4. Отдавая дань традиции диктанта, сначала заполняются все пропуски, а после нажатия на кнопку «Проверить» отображаются правильные и неправильные ответы.

5. При работе над ошибками указывается правило, которым нужно было руководствоваться в каждом конкретном месте.

6. Имеется количественная статистика:
Правильных ответов: 30
Всего вопросов: 48

Читать дальше......

понедельник, февраля 25, 2008

Принимаем решения в виртуальном классе

В ученье ли, в «бою» ли людям приходится принимать решения. Схема конструктивных решений разного рода проблем и ситуаций: практических и учебных, неотложных и перспективных — может быть реализована с помощью виртуального класса, «запущенного» в режиме синхронной или смешанной работы.

Шаг 1
Кто-то из участников виртуальной сессии излагает проблему (описывает ситуацию), требующую разрешения. Лучше всего это делать в текстовом чате виртуального класса.
Инициатором обсуждения может выступать как ведущий, так и один из участников. В последнем случае ведущему целесообразнее всего принять на себя роль фасилитатора.

Шаг 2
Ведущий сессии предлагает остальным ее участникам задавать инициатору обсуждения открытые вопросы, касающееся его цели:
─ к чему он стремиться?
─ что он хочет получить?
─ каких результатов рассчитывает добиться?
─ как должна повернуться ситуация? и др.

Эти вопросы фиксируются в чате, чтобы в дальнейшем служить для визуализации процесса принятия решения.

Шаг 3
Ведущий сессии побуждает участников задавать инициатору обсуждения вопросы, касающееся того, каким образом, с использованием каких средств он может достичь своих целей. И эти вопросы, имеющие открытую форму, фиксируются в чате. Например:
─ что нужно сделать?
─ какие ресурсы задействовать?
─ к чьей помощи обратиться
─ какие способы достижения цели являются наилучшими?
─ какие пути наиболее трудны? и т.п.

Шаг 4
На этом шаге рассматриваются препятствия на пути достижения цели:
─ что мешает (может помещать) получению желаемого?
─ что может не получиться?
─ какие новые трудности могут возникнуть? и пр.

Шаг 5
По мере накопления вопросов непосредственно по ходу сессии (или объявив перерыв на несколько минут) ведущий готовит визуализацию схемы решения проблемы, которая выводится в рабочем демонстрационном окне виртуального класса (см. рис.)

Рис. Схема визуализации процесса группового решения проблемы

Визуальное структурированное описание проблемы в вопросной форме — уже существенная часть (нередко бОльшая) ее решения.

Затем инициатор обсуждения и его участники последовательно отвечают на зафиксированные в схеме вопросы. Каждая из групп ответов также «визуализируется» ведущим непосредственно по ее ходу или через некоторое время. В итоге рождается наглядная схема нескольких вариантов решения проблемы, которая едва ли была бы найдена инициатором и иными участниками порознь друг от друга.

P.S. Данная методика является «классикой» среди техник группового принятия решений. Она с успехом может приниматься во время деловых совещаний, в работе распределенных проектных команд, при подготовке кадрового резерва, в качестве одной из процедур ассессмент-центра и, разумеется, в ходе обучения, прежде всего а сфере управленческой подготовки. Таким образом, виртуальный класс может использоваться компаниями как для обучения сотрудников, так и для решения непосредственно производственных задач.

Читать дальше......

воскресенье, февраля 24, 2008

Как создавалась Википедия

Выступление Jimmу Wales, создателя Википедии, об истории создания, технологии, бизнесе и управлении качеством статей (20 минут видео на английском):



Особенно интересно описание процедуры согласования материалов среди сотен и тысяч добровольных редакторов энциклопедии - вот оно настоящее управление знаниями. Что меня поразило - ежемесячные затраты википедии - $5000 на каналы связи (траффик) и зарплата 1 программера!! Это при том, что каждый 200 запрос в интернет идет в Википедию.

Читать дальше......

Кто будет лидером e-learning рынка?

Странные вещи происходят временами. На Мальте (остров такой в Средиземном море) премьер-министр!! объявил, что они (Мальта) станут лидерами e-learning в мире. Почему Мальта и почему именно e-learning не поясняется... Каждой стране нужны свои нанотехнологии!

Вот я думаю - не открыть ли теперь офис в стране-лидере e-learning? И климат там получше и море рядом :) Если кто не знает где это - карты лидера e-learning рынка - на картинке (лидер в длину километров так 20 и в ширину 10). Даешь выставку E-learn Expo 2008 в Валетте!

Читать дальше......

суббота, февраля 23, 2008

451 по фаренгейту уже близок

Способность человека сконцентрировать свое внимание надолго уменьшается. Если в 19 веке большинство еще было готово неделями читать один роман (который публиковался по частям в ежемесячном литературном журнале), то теперь наиболее оптимальным нам кажется длительность фильма в YouTube - 5 минут и готово. Помните старые голливудские фильмы, которые могли продолжаться по 4 часа. Теперь таких почти не осталось. На картинке - кривая "угасания внимания" (источник).



Так стоит ли делать электронные курсы рассчитанные 120 или 240 часов изучения, если для большинства людей родившихся в конце 20 века это невыносимо длительное занятие???

Время сжимается - еще гениальный Рей Бредбери про это писал в 451 по Фаренгейту (о чем я уже когда-то упоминал):
- Постарайтесь представить себе человека девятнадцатого столетия -собаки, лошади, экипажи - медленный темп жизни.
Затем двадцатый век. Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ.Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!
- Скорее к развязке,- кивнула головой Милдред.
- Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты, потом еще: десять - двадцать строк дляэнциклопедического словаря. Я, конечно, преувеличиваю. Словари существовали для справок. Но немало было людей, чье знакомство с "Гамлетом" - вы, Монтэг,конечно, хорошо знаете это название, а для вас, миссис Монтэг, это, наверно, так только, смутно знакомый звук,- так вот, немало было людей, чье знакомство с "Гамлетом" ограничивалось одной страничкой краткого пересказа всборнике, который хвастливо заявлял: "Наконец-то вы можете прочитать всехклассиков! Не отставайте от своих соседей". Понимаете? Из детской прямо вколледж, а потом обратно в детскую. Вот вам интеллектуальный стандарт, господствовавший последние пять или более столетий.
Милдред встала и начала ходить по комнате, бесцельно переставляя вещи сместа на место. Не обращая на нее внимания, Битти продолжал:
- А теперь быстрее крутите пленку, Монтэг! Быстрее! Клик! Пик! Флик. Сюда, туда, живей, быстрей, так, этак, вверх, вниз! Кто, что, где, как,почему? Эх! Ух! Бах, трах, хлоп, шлеп! Дзинь! Бом! Бум! Сокращайте,ужимайте! Пересказ пересказа! Экстракт из пересказа пересказов! Политика? Одна колонка, две фразы, заголовок! И через минуту все уже испарилось изпамяти. Крутите человеческий разум в бешеном вихре, быстрей, быстрей! -руками издателей, предпринимателей, радиовещателей, так, чтобы центробежнаясила вышвырнула вон все лишние, ненужные бесполезные мысли!..


Примерно этим же соображением руководствовались люди, создавшие сайт Howcast. Они сняли и открыли для всеобщего доступа короткие, весьма профессиональные (в отличие от любительского видео в youtube) обучающие видеоролики длительностью минут в 5-7. Про все на свете (несколько тем выбранных наугад):
- как проснуться по будильнику
- как организовать правильное отмечания дня святого Валентина
- как брить ноги правильно (надеюсь для девушек)
- как повесить картину в доме
- как понимать современное искусство
- как понравится родителям свое девушки
...

См. обучение завязыванию галстука:

Читать дальше......

пятница, февраля 22, 2008

Adobe Director 11

После того, как Adobe обошлась c Authoreware — специализированным средством разработки курсов, можно было ожидать различных сюрпризов. Тем более, что обещанное обновление готовилось под непробиваемым щитом коммерческой тайны. Но нет, опасения не оправдались — на днях анонсирован Director 11.

Пробная версия будет доступна для скачивания в марте. Среди особенностей этого релиза стоит отметить поддержку технологии Adobe Flash 9 и наличие новых растровых фильтров, благодаря которым будет упрощено добавление таких эффектов, как затенение или свечение, на текст или изображения. В Director 11 реализована поддержка JavaScript и Lingo, а также улучшен встроенный браузер скриптов.




В программе реализована интеграция с другими продуктами Adobe. Так, в проекты Director 11 можно добавлять файлы SWF, проигрывать их в Director и Shockwave и редактировать при помощи Adobe Flash CS3 Professional.

Director 11 поддерживает множество дополнений, созданных независимыми разработчиками, работает с движком Ageia PhysX и содержит возможности 3D-визуализации.

Director 11 можно будет приобрести по цене $999. Обновление с предыдущей версии обойдется в $299. Среда разработки функционирует в Windows XP Service Pack 2, Windows Vista и Mac OS X 10.4. Schockwave-ролики будут проигрываться и в более ранних версиях.

Уже доступна для скачивания первая 3д-демо игрушка, собранная в Director 11. Обратите внимание, для Flash такие возможности не доступны.

Читать дальше......

Открытые вебинары на следующей неделе

Коллеги, на следующей недели продолжится серия открытых вебинаров по педагогическому дизайну. Узнать о них, о виртуальном классе, на базе которого они проводятся и, при желании, зарегистрироваться в качестве участника можно здесь.

Будем очень благодарны, если Вы выскажетесь в комментариях к этому посту по следующему вопросу:
В какое время (просьба указывать московское) Вам удобнее всего было бы принимать участие в вебинарах продолжительностью от одного до полутора часов?

Читать дальше......

четверг, февраля 21, 2008

100 сайтов с бесплатным обучающим контентом

Ссылки на 100 сайтов, содержащих разного типа обучающий контент на все случаи жизни (от танцев до ядерной физики). Было бы желание все это изучать :)

Читать дальше......

SecondLife как инструмент подбора персонала

Статейка "Виртуальное собеседование – новый вид рекрутинга " - попытка объяснить как можно использовать виртуальный мир SecondLife для реального подбора кадров. По моему проще в скайпе - по крайней мере видно настоящее лицо. Не очень понятно как собеседовать на работу аватара в виде молодой девицы с сиреневыми волосами, грудью 5-го размера и крыльями за спиной, которая на самом деле это лысеющий упитанный мужик которому лет примерно 45 ;)

Читать дальше......

Умеете ли вы наклеивать желтые бумажки - обучающее видео :)

Очевидное-невероятное или можно ли НЕ уметь правильно наклеивать стикеры (клеющиеся желтые бумажки). На самом деле можно. Смотрите видео и учитесь :)

Читать дальше......

среда, февраля 20, 2008

3-d видео

3-х мерные панорамные фотографии уже стали привычными (я описывал применение этой технологии в Google Streem View). Теперь появились панорамные 3-х мерные видео (см. ниже) - вот это реально cool! Почти эффект присутствия. Посмотрите (не забывайте управлять направлением камеры с помощью мыши):

Читать дальше......

вторник, февраля 19, 2008

Техника одной кнопки

Пример 1. Посмотрите фрагмент фильма «Целитель Адамс» (6,74 МБ) с выступлением Адамса на конференции мясников.


Вот техника одной кнопки в действии:
— Мы хотим стать лучшими производителями в мире! (Аудитории для реагирования предлагается только одна кнопка с надписью «Да».)
— Да!!!
— Я горжусь своим мясом!
— Да!!!
— Я знаю, что вы тоже гордитесь своим мясом!
— Да!!!
— Проштампуйте его, упакуйте и — на прилавок!
— Да!!!
— Кто-то говорит: «Люблю цыпленка». (Снова одна кнопка, только на этот раз на ней написано «Нет».)
— Нет!!!
— Кто-то говорит: «Рыбу».
— Нет!!!
— А я говорю: «Даёшь говядину»! Верно?!!!
— Дааа!!!

Суть техники в использовании серии утверждений, предполагающих однозначную реакцию. Искусство применения техники предполагает тонкое понимание контекста и аудитории — на конференции рыболовов лозунг «Даёшь говядину!» не получит одобрения. Эту технику можно обнаружить в арсенале каждого опытного тренера (наряду с техниками, которыми тренер провоцирует полярные реакции участников). Итак, суть ясна, а теперь…

Ближе к дистанционным технологиям. Пример 2. Использование обсуждаемой техники можно видеть в четвёртом ролике про школьный портал. Речь идёт об эпизодах ролика с 9-го по 15-й (можно полосой прокрутки самого ролика быстро прокрутить до 9-го эпизода, если у вас нет желания смотреть ролик целиком). На приведённых ниже двух скриншотах видна программная реализация техники одной кнопки:


Оба приведённых выше примера страдают эпатажностью, это может вызвать ощущение, что использование техники непосредственно в учебном курсе весьма сомнительно. Чтобы устранить этот эффект продвигаемся…

Ещё ближе к дистанционным технологиям. Пример 3. Техника одной кнопки была использована ещё в 2000-м году в курсе «Мастер переговоров» в мотивационном «предисловии» к практикуму «Алгоритм обучения для эффективных». Вот «диалог» курса с обучающимся:
— Говорят «На ошибках учатся» — заявляет курс.
— И что? — отвечает обучающийся.
— И еще говорят, что «большинство учится на своих ошибках, а умные — на чужих».
— И что?
— А еще говорят, что не так позорно делать ошибки, сколь позорно их повторять.
— Согласен.
— Мы предлагаем вам алгоритм обучения на ошибках, который позволит их не повторять.
— Это интересно…

(Далее в курсе начинается собственно практикум.)

Читать дальше......

Карты и цивилизация

Отличное видео (и заодно пример "оживления" карты):

Читать дальше......

Новые статьи на distance-learning.ru

Новые статьи на distance-learning.ru:
- Инновационные Интерактивные Модели Дистанционного обучения - описание интерактивностей, которые могут использоваться для построения эффективных электронных курсов
- Виртуальный класс – инструмент интеграции E-Learning 1.0 и 2.0? - дискуссионный документ про роль и место технологий синхронного обучения

Читать дальше......

Рейтинг CLO - чем бы заняться менеджеру по обучению

Журнал Chief Learning Officer (см. страницу 52) провел опрос среди специалистов по обучению в штатах и отранжировал в порядке убывания значимости направления деятельности для департаментов обучения.

Что получилось (TOP 10):


Что интересно - несмотра на уверения о падении интереса к LMS (6 позиция, +3 к прошлому году) и управлению знаниями (10 позиция, тоже +3 к прошлому году) эти позиции вырасли по сравнению с прошлым годом. Интерес к неформальному обучению снижается...

Читать дальше......

понедельник, февраля 18, 2008

Виртуальное обучение требует больше преподавателей?

Недавно наткнулся на не совсем свежий, но, думается, по прежнему актуальный материал, принадлежащий перу ректора Современного гуманитарного университета (СГУ, ныне академия) М.П. Карпенко.
Профессор Карпенко пишет: «При онлайновых занятиях возрастает потребность в преподавателях. В СГУ экспериментально установлено, что преподаватель может работать не более чем с восемью студентами, а в обычной коммуникативной среде с 25» (Карпенко М.П. Дистанционные технологии – массовое образование XXI века // Образование в России. Федеральный справочник. – М.: 2001. С. 309-317).

Вот тебе и… преимущества ДО. Или подобное увеличение преподающего состава естественно и является залогом повышения качества и результативности учебного процесса?
Кто знает?!

Читать дальше......

Виртуальные классы зреют в Индии

Здесь размещается любопытный материал об использовании и, отчасти, масштабности удаленной подготовки молодых людей в индийской провинции. Так, посещаемость одного из упомянутых в статье ресурсов достигает 200 000 в месяц.
От материала товарищей из Индии веет, однако, чем-то до боли родным и знакомым: "Нужно, - пишут они, - пройти долгий путь, прежде чем эти инновационные виртуальные решения созреют и достигнут всех слоев общества".

Читать дальше......

суббота, февраля 16, 2008

Открытые вэбинары по педагогическому дизайну

Мы (Websoft) начинаем на регулярной основе проводить online-семинары (вэбинары) по педагогическому дизайну. Проводить мы их будем бесплатно с помощью нашего нового продукта "Виртуальный класс Websoft". Для участия в вэбинаре надо найти интересующий вас семинар на v-class.ru и нажать на кнопку "Зарегистрироваться".

Основным ведущим семинаров по пед. дизайну будет Владимир Наумов.


Ближайшие вэбинары:

- Как формулировать запрос на курс (начало в 20.02.2008 в 12:00 по московскому времени)

- Анализ запроса на курс (начало в 22.02.2008 в 12:00 по московскому времени)



PS
Планируется проведение вэбинаров и по другим темам, в частности по нашим продуктам (Courselab, WebTutor, E-Staff)

Читать дальше......

Виртуальный армейский хирург

Можно ли попробовать понять, чем занят военный хирург с помощью флэш-ролика? Если интересно - посмотрите обучающую?? игру Dark Cut 2 (маленьким детям и людям испытывающим отвращение к изображениям рваных ран не рекомендуется).

Если кто думает, что зашить рану в полевых условиях за 100 секунд это просто - попробуйте...

Читать дальше......

Как обучить 135.000 человек за 3 часа

Можно ли обучить больше 100.000 человек за 3 часа без e-learning? Можно, правда для этого придется остановить бизнес. Все кафе Starbucks в Штатах (их 7100) будут закрыты 5:30 до 8:30 26 февраля для проведения тренинга для 135.000 человек - о том как готовить кофе и другие напитки по новому!

Источник

Читать дальше......

пятница, февраля 15, 2008

Весенний турнир E-learning

Коллеги, я решил написать про Весенний турнир E-learning, который будут проводить наши коллеги из компании МедиумМ в Минске 4 и 5 апреля. См. подобное описание семинара (включая контакты организаторов).

Я лично поучаствую и надеюсь даже удасться подискутировать с Андреем Дюсмикеевым (директором Медиума) про управление знаниями и возможно даже показать наши новые решения в этой области. Надеюсь со многими удасться пообщаться лично и на свежем воздухе!

Читать дальше......

четверг, февраля 14, 2008

Красивые документы на портале

Issuu - инструмент для удобного представления и просмотра документов в электронной форме, максимально близкой к печатному оригиналу (сделано на флэш). По моему весьма удобный и симпатичный способ навигации по документу, по крайне мере с традиционным вариантом просмотра в html и скачивания и открывания оригиналов в формате word или pdf. Например, таким образом можно организовать размещение корпоративной газеты или журнала на портале, а также приказов или материалов учебного центра и т.п. Осталось только встроить такую опцию в портал...

Прочитать номер Harvard Business Review в Issuu.

Читать дальше......

среда, февраля 13, 2008

Анализ потребностей в педагогическом дизайне

Две любопытные заметки про анализ потребностей в педагогическом дизайне на distance-learning.ru:
- введение
- анализ аудитории

Задача анализа при разработке курса, рассмотрена на примере из реальной жизни (обучение официантов в ресторане). Стоит почитать.

Читать дальше......

понедельник, февраля 11, 2008

Вебинар или вебкаст: что возьмет верх?

Одно из преимуществ дистанционного обучения состоит в его асинхронности. Именно возможность работать в удобное время и в удобном для пользователя темпе превозносится апологетами ДО как наивысшее «педагогическое достижение». Вебинары и прочие виды сетевых телеконференций подразумевают одновременное подключение и активность нескольких участников. Подрывают, так сказать, идеологию ДО.

Приживутся ли у нас вебинары с учетом наших скоростей? Одна моя знакомая с восторгом воскликнула, получив приглашение поучаствовать в вебинаре: «Когда? В пятницу? Шикарно, на работу не пойду!». У нее дома скрость приличная, а на работе (государственный вуз) мало того что невелика и нестабильна, так и система безопасности, подумав 5-10 минут, отрубает от вебинара. А корпоративная безопасность, как известно, превыше какого-то обучения.

Может, нам больше подходят вебкасты? Пусть и временно, пока проблемы скорости и безопасности решаются. Записали вебинар. Затем он выкладывается в сеть и обсуждается, скажем, на форуме с его авторами в течение какого-то времени. Живость общения уже, конечно, не та. Да глубина его при этом, возможно, увеличится.

Что думаете, коллеги?

Читать дальше......

суббота, февраля 09, 2008

Без программирования никуда?

Любопытная статья "Programming: The New Literacy" (на английском) - размышления о том, насколько важны в будущем будут навыки ИТ, вплоть до программирования в 21 веке. Перекликается с материалом "Через 20 лет любой менеджер будет уметь программировать", о котором я писал раньше.

Иллюстрация к материалу - на картинке уличная реклама о приеме на работу от компании Electronic Arts (для тех кто может прочесть, написано "Мы нанимаем (Now hiring)" . Слабо такую на job.ru повесить??

Читать дальше......

Школьный портал - последний аккорд

Божественная статья «Школьный портал» сломался после презентации министру на CNews. Вот какие оказывается бывают ненадежные порталы. А все потому, что на них выделяют мало денег. Надеюсь на этом тему школьного портала можно закрыть :)

Читать дальше......

Мечты о будущем и суровая реальность

Наблюдение - мы все время слышим про web 2.0 (e-learning 2.0) и прочие новые технологии. Под эти технологии нужна новая инфраструктура (реально широкие каналы связи). Соответственно и инструменты (средства разработки курсов, системы управления обучением) ориентируются на эти новые возможности. Кажется, что больше никто не экономит траффик. Пару лет назад казалось, что инструменты, предназначенные для создания обучающих модулей по работе с ПО, снимающие с экрана не скриншоты (как Captivate или Courselab), а видео (как Lotus ScreenCam и Camtasia) обречены, т.к. на выходе получается слишком "тяжелый" контент. Ничего подобного - кого сейчас волнует сколько "весит" обучающий ролик. По крайней мере на Западе...

Но только не у нас! Мне на днях клиент твердой рукой вычеркнул из согласованного технического плана внедрения системы слова про скорость канала "минимум 128KBit/s" и заменил на "максимум 32KBit/s" - при этом обучение как-то должно работать! Вот и получается реальное противоречие - мы все читаем и обсуждаем про светлое будущее и e-learning 2.0 и не имеем инфраструктуры хотя бы на e-learning 1.0.

Я тут искал в гугле решения для организации обучения без подключения к серверу. Их уже почти никто не делает (зачем - если каналы достаточны, чтобы качать видео с центрального сервера), хотя у нас они очень востребованы. Нашел только информацию про offline клиентов обучения от IBM и Microsoft, причем решение от IBM требует для установки несколько десятков мегабайт - хороший такой "клиентик" (наш Персональный WebTutor "весит" 600KB).

PS
Все сказанное относится в первую очередь к корпоративному обучению. Сейчас есть некоторый парадокс - дома люди как правило имеют канал связи на себя любимого, шире, чем на работе на весь офис!

Почти как в старой советской истории, которую мне рассказывали знакомые - люди ехали по Краснодарскому краю и колхозник, подвозивший их, страшно переживал, что лето жаркое и в колхозе все огурцы пожухли. На вопрос пожухли ли они у него в личном хозяйстве, он страшно удивилмя и сказал: "Да Вы что? Свои то я полил!!"

Читать дальше......

четверг, февраля 07, 2008

Школы убивают креативность?

Прекрасное выступление на тему о том, убивают ли школы креативность детей. Очень умный и забавный мужик это сэр Кэн Робинсон. Кто понимает по английски изрядно повеселится и получит удовольствие. Одна из интересных идей - про инфляцию образования...

Читать дальше......

Стратегия управления знаниями

Полезная для общего образования статейка по стратегии управления знаниями предприятия (на русском) с сайта KnowledgeBoard.

Читать дальше......

250 статей об e-learning в свободном доступе

Журнал Learning Technologies (или эти люди скорее организаторы одноименной с журналом выставки и конференции?) открыл для доступа электронный архив своих статей (более 250). Если покопаться, то можно найти много всего интересного, правда на английском.

Читать дальше......

среда, февраля 06, 2008

Осознание E-Learning 2.0

Неплохая статья "Осознание e-learning 2.0" пытающаяся объяснить, что же он (e-learning 2.0) из себя представляет на distance-learning.ru (перевод с английского с сайта learningcircuits).

PS
Пока писал - задумался e-learning это он или оно (обучение)?

PSS

Еще материал с попыткой объяснить e-learning 2.0 в форме презентации. В целом все выглядит забавно - куча народу по всему миру пытаются себе и друг-другу объяснить что особое обучение 2.0 существует - похоже на попытку самовнушения...

Читать дальше......

вторник, февраля 05, 2008

Могут же некоторые себе позволить подобные дидактические приёмы…

Нужен тренажёр интуиции? Пожалуйста, вот готовая модель — почитайте.
_
А почитав, задумайтесь вместе со мной, не пора ли оснащать обучающие компьютеры мышками с металлическим корпусом? После незначительной модернизации сгодится один из вариантов, приведённых на рисунках ниже. И выглядят стильно, и служат долго, и некие дополнительные возможности появляются: в момент клика по неправильному ответу, обучающийся получает кинестетическую обратную связь, а не только сообщение об очередной ошибке и изображение с порицающим выражением лица агента-тьютора.
_
Модель со щадящей обратной связью (см. Logitech):

_
Модель для ускоренного обучения (см. Zspire):

Читать дальше......

понедельник, февраля 04, 2008

Еще про школьный портал

Продолжнение истории школьного портала в картинках здесь. Стало еще веселее (или грустнее) - теперь с элементами нанотехнологий...

Читать дальше......

Курс в парадигме учения

В блоге некогда писалось о трех стратегиях проведения и организации курсов.

В качестве примера реализации интерактивной стратегии сегодня размещаются эскизные фрагменты одного из курсов. В курсе реализовывалась парадигма учения, а не преподавания . В нем же реализовывается альтернативный , а не традиционный подход к обучению, суть которого в том, что здесь содержанием образования выступают наличные знания и опыт самого учащегося. Академические знания, находящиеся вовне по отношению к сознанию и трудовой деятельности обучаемого, рассматриваются как средство развития или коррекции индивидуальных знаний и опыта. Теоретических сведений такой курс может вовсе не содержать, разве что сугубо справочного характера.

Механизм обучения состоит в следующем: учащийся проходит через серию из несколько десятков ситуаций, реализуя собственную линию поведения в них. Его выборы, если требуется, ненавязчиво корректируются кем-то из персонажей или посредством обратной связи от «имени компьютера» в соответствии с корпоративными требованиями. При этом в курсе реализуется «многоэтажный диалог»: то программа напрямую апеллирует с тем или иным учебным заданием к пользователю, то обучаемый побуждается к взаимодействию с анимированными агентами, руководит их действиями или оценивает их (и свои!) суждения и поступки.
Ситуативный тест:
Любой из выборов пользователя в этом задании сопровождется репликой обратной связи:
Такие задания позволяют работать с компетенциями обучаемого:
Альтернативный подход в парадигме учения отнюдь не исключает контрольного тестирования. По существу здесь весь курс - система заданий, большая часть которых не попадает в контрольный зачет, а служит для самообучения и самооценки. Впрочем, в данном курсе контрольные тесты предусмотрены в каждом из 12 разделов, кроме одного.

Читать дальше......

воскресенье, февраля 03, 2008

О пользе качественного перевода обучающих материалов :)

Для развития ребенка подарили девушке обучающие кубики (made in china). На русском языке, чтобы у ребенка словарный запас рос. Ребенок узнал много новых слов - смотрите на картинке что получилось.









Как однако полезно бывает правильно на русский язык переводить учебные материалы.
Источник

Читать дальше......

суббота, февраля 02, 2008

Случай во время тестирования :)

Вообще, забавные ситуации во время тестирования программных продуктов случаются весьма часто. Вот, на этой неделе был случай: молодая привлекательная дама, натолкнувшись на непонятное в процессе тестирования, кричит на весь зал: «Серёжа, иди сюда скорее, я тебе геморрой покажу».

Читать дальше......

Знаете ли вы?

Сабж, что по данным ASTD в 2007 году не менее 10% от всех тренинговых часов в корпоративном секторе Северной Америки было проведено с помощью виртуальных классов (вэбинаров). При этом доля такого обучения в России близка к нулю :(

Читать дальше......

И еще про wiki

В догонку к предыдущему посту по этой теме статья про 7 основных элементов стратегии успешного внедрения корпоративной wiki написанная по итогам опроса 160 компаний (на английском)

Читать дальше......

Визуализация результатов обучения

Попробовал с помощью сервиса Many Eyes от IBM, по который я уже когда-то писал, визуализировать результаты дистанционного обучения (взял тестовые данные из своей демонстрациооной системы). Полезны ли такие формы отчетов для управления обучением? По крайней мере выглядят они нестандартно... Смотреть визуализацию



PS
Чтобы визуализация работала требуется Java

Читать дальше......

Как украсть миллион?

Пару недель назад уже обсуждалась история про то, как "освоили" $600.000 при разработке портала для школьников (про который писал Владимир Наумов). Человек у которого "наболело" не пожалел времени и использовали технологии e-learning по назначению - в данном случае для борьбы с коррупцией. Смотрите здесь.




Для справки:
В декабре прошлого года, в рамках нацпроекта "образование" был создан "школьный портал", который должен стать единой стартовой страницей для всех школьных компьютеров России. На создание этого портала, призванного, в том числе и защитить школьников от порнухи и прочего непотребства, было потрачено почти 600000 долларов



Спасибо Дмитрию Самойлову за эту ссылку

Читать дальше......