Websoft

понедельник, марта 31, 2008

Двусмысленные возможности виртуальных классов

На фоне все нарастающих рассуждений и дискуссий о eLearning 1.0 и 2.0 хотелось бы понять, в какой позиции по отношению к ним находятся виртуальные классы.

С одной стороны, в-классы обладают многими признаками 1-го eLearning: они подразумевают вещание одного ко многим, предполагают доминирующую позицию преподающего, его право контролировать и оценивать работу «рядовых» участников. Думается, такой подход к виртуальным классам порожден неискоренимо въевшейся в извилины мозга привычкой мерить обучение аршином лекционно-семинарской системы, безотчетным предпочтением парадигмы преподавания, а не учения.

С другой стороны, основополагающие принципы eLearning 2.0.: взаимообучение, групповая выработка решений, коллективной разум, равноправие формального ведущего (модератора, диспетчера, фасилитатора или как его еще назвать?) с иными участниками и др. вполне могут быть реализованы в рамках учебных мероприятий в виртуальном классе. Еще задолго до возникновения электронного обучения как такового эти принципы реализовывались как в синхронном, так и асинхронном образовании. Точно так же они могут быть воплощены и в инструментальной среде виртуального класса. Благо, соответствующих технологий преподавания накоплено немало.

Для различения eLearning 1.0 и 2.0 у нас сейчас используются главным образом IT критерии. Приложение к возможностям Web 1.0 и Web 2.0 образовательных мерок без особых усилий позволяет обнаружить, что в-классы имеет смысл применять в рамках обоих eLearning. Более того, виртуальные классы способны занять промежуточное положение между ними и даже снимать нестыковки между eLearning 1.0 и 2.0, связанные с различиями обучения на широкую аудиторию и групповым самообучением.

Читать дальше......

воскресенье, марта 30, 2008

Форум – орудие тьютора

Продолжаем знакомство с опытом работы тьюторов Светланы Яскевич и Елены Локтевой. В прошлый раз речь шла об использовании мессенждеров в ходе смешанного обучения веб-дизайнеров. Сегодня Елена и Светлана делятся опытом использования форума. Их позиции далеко не всегда совпадают, однако очевидно, что оба тьютора озабочены результативностью учебы своих подопечных и созданием комфортного психологического и учебного климата для них.

1. Какой смысл имеет web-форум в деле смешанной и дистанционной подготовки веб-дизайнеров?
С.Я.:
На мой взгляд, использование форумов в обучении целесообразно с нескольких позиций:
а) для информирования и педагогической поддержки обучающихся;
б) с целью организация технической помощи и поддержки;
в) в качестве инструмента решения текущих учебных задач (обсуждение творческих работ, спорных вопросов, актуальных проблем и т.п., консультация, например, по курсовым работам и т.д.);
г) как средство мотивирования обучающихся.
Е.Л.: Форум – неплохое «место» для общения между участниками учебного процесса. Удобен он, в первую очередь, тем, что позволяет в рамках одного курса создать несколько различных тематических обсуждений. Слушатель, попав на такой форум, легко сориентируется, в рамках какой темы стоит выносить на общий суд возникший у него вопрос. Опять же, если волнующий его вопрос уже поднимался на форуме, ответ на него несложно найти.
В.Н.: Светлана, уточните, пожалуйста, каким образом Вы влияете на мотивацию обучаемых с помощью форума.
С.Я.:
Прежде всего, позитивность реакции на любое действие обучаемых. Сначала отмечается все положительное, на негатив реакция подается в форме размышлений или уточняющих вопросов. Затем, скорость реагирования: чем оперативнее ты поможешь обучаемому, тем больше шансов, что его мотивация не ослабнет, а, наоборот, усилится. И, наконец, прямые побуждения к действию: предложение что-то почитать, попробовать решить проблему иначе, выполнить то или иное задание.

2. Какие разделы имеются на форуме вашей образовательной программы?
Е.Л.: Самые разные. В первую очередь создаются форумы по преподаваемым курсам. Доступ к таким форумам имеют преподаватели, слушатели и менеджеры, работающие с этим курсом.
Например, создается форум, который состоит из следующих тем: «Вопросы по теоретическим материалам», «Вопросы по практическим заданиям», «Вопросы по тестам» и т. п.
Зачастую у слушателей возникают вопросы, не по какому-либо курсу, а, например, по поводу сессии, или по поводу работы с СДО. Для их освещения создаются отдельные форумы, открытые для всех зарегистрированных участников.
С.Я.: Некоторым разделам или темам, которые касаются обсуждения конкретных курсов, учитывая возраст обучаемых и преподающих, я даю неформальные названия, например: «Помоги себе и ближнему своему!», «Внимание, ВОПРОС по ТЕСТУ!», «Творческому заданию - ДА!», «С проблемами, вопросами и достижениями при выполнении лабораторных работ СЮДА!», «Мне нравится!». Была у нас еще рубрика «Мне не нравится», но она себя не оправдала (в течении трех или четырех месяцев в нее не было ни одного сообщения) и была удалена.

3. Как часто, с Вашей точки зрения, обучаемым следует заходить на форум?
Е.Л.: Я вообще не стала бы ставить вопрос так, тем более, когда речь идет о подготовке IT-специалистов.
Дистанционное обучение, в первую очередь, - обучение гибкое. Форум – это инструмент. Каждый волен решить для себя, как часто ему необходим этот инструмент, для чего он его будет использовать
С.Я.: На мой взгляд, очень часто. Я стараюсь внушить своим обучаемым следующие правила:
1. Посещение форума несколько раз в день, чтобы не «отстать от жизни».
2. Проявить себя на форуме.
3. Со всем наболевшим – срочно на форум!
Невооруженным взглядом видно, что эти правила касаются не только обучаемых, но и (в еще большей степени) преподавателей.

4. Как часто обучаемые заходят на форум в действительности? Какие учащиеся наиболее активны, а какие наиболее пассивны или не участвует в форуме вовсе?
Е.Л.: Наши слушатели весьма по-разному применяют форум.
Есть слушатели, которые достаточно активны для того, чтоб не только задавать свои вопросы, но и даже отвечать на вопросы других слушателей, вступать в дискуссии и т. п. Я только приветствую подобную активность, конечно, если она в теме форума и не провоцирует конфликтов.
Есть такие, кто недостаточно активен даже для того, чтобы просто зайти и почитать, что там пишут. Я их не упрекаю в этом, не заставляю посещать.
Я не настаиваю на активном использовании форума слушателями, но сама делаю все для того, чтобы форум не «простаивал», чтоб он жил и развивался. Ведь форум – это средство общения, а общение – это серьезный мотивационный инструмент, при условии, что это общение приносит пользу, что оно интересно, и дает положительные эмоции участникам учебного процесса. Значит, моя задача как модератора – сделать форум интересным, актуальным, побуждающим к общению.
С.Я.: Не так активно, как бы мне хотелось... Как правило, наиболее активны на форуме те, кто активен и в учебном процессе (имеется в виду активность «прохождения» курса и выполнение заданий). Еще один фактор, влияющий на активность – технический (наличие Интернета дома или на работе). Здесь еще имеются трудности.

5. Что потерял бы и что приобрел ваш учебный процесс, если бы web-форума не существовало?
Е.Л.: Потерял бы одно из средств общения и обмена мнениями, опытом.
А если говорить о приобретениях, то отсутствие какого-то инструмента побудило бы искать другие сервисы и формы общения. Не исключено, что в результате можно было бы найти нечто более эффективное, чем форум. Но экспериментировать «на эту тему» я пока не готова :).
С.Я.: Потерял бы:
- важный канал обратной связи;
- хорошее средство организации учебного процесса;
- хорошее средство мотивирования учащихся.
Приобрел?! Разве, потеряв что-то, можно приобрести?! Считаю, что потенциал форумов целиком мной еще не раскрыт. Пока я не в полной мере открыла для себя все возможности, которые предоставляет сервис форума для выстраивания и регулирования учебного процесса. Следует искать и реализовывать иные способы и возможности повышения активности обеих сторон - и тьюторов и обучающихся - на форуме. Самым действенным (как мне видится на сегодняшний день) способом эту самую активность повысить – наполнить форум актуальной, полезной и интересной информацией. Такой, которая гарантировала бы активную работу на форуме.

Читать дальше......

суббота, марта 29, 2008

Photoshop Express

Компания Adobe некоторое время была в стороне от web 2.0 инноваций, но поняла, что поезд может уйти без нее. Теперь они сделали Photoshop Express - доступный через веб инструмент работы с картинками. Пробовать тут.

Читать дальше......

10 миллионов статей Wikipedia

В Википедии написана 10-миллионная статья. Этой статьей оказалась написанная на венгерском языке биография английского художника 16 века по имени Nicholas Hilliard. Смотреть статистику материалов по языкам (всего статьи есть на более чем 250 языках).

Читать дальше......

Путешествие на воздушном шаре

Идеальный пример того, как нужно делать обучающие завлекательные игры - Questionaut на сайте BBC. Человечек отправляется в путешествие на воздушном шаре, отвечая на каждом из этапов на вопросы встречающихся ему персонажей (про математику, физику, зоологию, литературу и т.п.). Как заставить взрослого человека в течение 40 минут отвечать на тривиальные вопросы? Как создать интгригу, чтобы человек прошел 8 уровней игры? Посмотрите и насладитесь (не забывайте щелкать везды мышкой, иначе никуда не улетите - это же квест!!).

PS
Уровень 6 пройти очень нетривиально - подсказка на картинке.




Читать дальше......

четверг, марта 27, 2008

Blackboard отступает, Moodle растет

Результат исследования по использованию e-learning 154 в университетах и колледжах в Штатах и Канаде. Фактическая монополия, которая заключается в использовании систем Blackboard/WebCT (это теперь одна компания) в почти 80% университетов понемногу ослабевает - за прошедший год доля упала на 7% (Moodle поднялся с 4 до 10%) за год.

Читать дальше......

Сколько стоит пед. дизайнер

Если кому-то интересно узнать сколько зарабатывает средний педагогический дизайнер на западном рынке - смотрите здесь (получается в среднем $60.000 с налогами). Статистики по России нормальной нет - все что можно найти - обзор зарплат тренинг-менеджеров на Суперджобе.

Читать дальше......

среда, марта 26, 2008

Спасите разработчиков

Любой разработчик курсов или СДО сталкивался с ситуацией, когда на каком-то из видов браузера или операционной системы не работает курс или какая-то опция портала. Недавно в одном банке была проблема - на 20-30% машин стоял Internet Explorer 6 самой ранней версии (без единого сервис-пака). ИТ категорически отказывалось обновлять версию со словами "на это уйдут годы...". В этой версии была ошибка и курс никак не мог найти SCORM API - мы потратили 2 дня, чтобы победить проблему очень "кривым" способом. В целом поддержка множества браузеров отнимает массу усилий у разработчиков (причем в основном эти усилия можно считать потраченными впустую, т.к. буквально через 1-2 месяца все равно происходит переход на новую версию). Еще на днях пришлось столкнуться с Windows 98 - уже 10 лет прошло, а ее еще используют...



Мы не одиноки в своих страданиях - люди организовали целую кампанию "Спасите разработчиков" (Save The Developers) призывающую пользователей перейти на современные версии браузеров и облегчить жизнь себе и окружающим (тем более, что это бесплатно).

Поддерживаю всецело, хотя и понимаю, что условиях корпоративного рынка это утопия. 2 года назад видел еще компьютер монитором с разрешением 800 на 600 и получил вопрос от пользователя, почему курс в это окно не влезает :) Ну и конечно заставить корпоративный ИТ выйти из анабиоза - задача не для слабонервных...

Читать дальше......

Самый оберегаемый секрет электронного обучения

Новая статья на distance-learning.ru - "Тренинг для е-тренера" (перевод с английского из блога Клайва Шеперда) посвящена "самому оберегаемому секрету электронного обучения" (со слов автора) - использованию виртуальных классов в дистанционном обучении. Очень рекомендую прочитать - советы по использованию, подготовке тренеров для работы в виртуальном классе, а также кейс с реальной историей успеха британской компании Serversys.

Я присоединяюсь к Клайву в оценке ситуации с виртуальными классами, тем более, что в России она особенно остра - их вообще почти никто не использует (я сам сегодня провел вебинар в V-Class.ru и немного понимаю о чем идет речь), хотя это очень перспективное и интересное направление использования дистанционного обучения.

Читать дальше......

вторник, марта 25, 2008

Наш ответ Америке :)




Весь мир смеется над тупостью американцев, приводя в качестве примера ролик, где гражданам США задают простые вопросы, а они отвечают невпопад.
А как же мы? Мы ведь не хуже

Читать дальше......

понедельник, марта 24, 2008

Аська – орудие тьютора

Несколько дней назад разговорился с апологетами ДО из Института бизнеса и менеджмента технологий Белорусского государственного университета – Еленой Локтевой (начальником центра ДО и информационных технологий) и Светланой Яскевич (менеджером web-проектов). Помимо своих менеджерских обязанностей эти очаровательными дамы занимаются еще и тьюторингом на полуторагодичной программе переподготовки по специальности "Веб-дизайн и компьютерная графика".

Вот как представляет программу Е.Локтева: «Обучение длится 1,5 года. За это время проходит 6 установочно-экзаменнационных сессий + последняя сессия в конце, для защиты дипломного проекта.
Каждая сессия длится 4-5 дней, по 8 учебных часов. В перерывах между ними учебный процесс управляется дистанционно. По существу, мы занимаемся смешанным обучением в одной из сфер IT-технологий».

Когда разговор зашел о способах коммуникации с обучаемыми, Елена и Светлана поделились, среди прочего, любопытным опытом использования мессенждеров:
Е.Л.: Не ограничиваюсь только возможностями самой СДО, форумом и доской объявлений. У слушателей вся моя контактная информация: ICQ, телефон, e-mail и право беспокоить меня часто, включая выходные и праздники. По понятным причинам наш «контингент» в эти дни проявляет наивысшую активность.
С.Я.: «Аска» для нас не только один из часто используемых дополнительных инструментов оперативного обмена данными, прежде всего - ответов на вопросы студентов. Используя ее, мы в немалой степени обеспечиваем мотивацию тех, кто учится удаленно, формируем у слушателей ощущение, что тьютор заинтересован в хорошем результате их работы, всегда готов помочь. Аська – своеобразный инструмент мобильного реагирования, порой - «неотложной помощи».
Е.Л.: ICQ позволяет максимально быстро реагировать на важные для слушателей вопросы. Благодаря этим вопросам часто можно оценить степень погруженности в учебу, отслеживать, насколько глубоко слушатель владеет той или иной темой, как внимательно изучает теоретический материал, в чем он недостаточно преуспел. Кроме того, и это, возможно, важнее всего, такой обмен вопросами естественным образом регулирует темп обучения.. Темп у каждого свой. Если я не отвечу по существу, оперативно, в доброжелательном тоне, слушатель собьется с темпа, с куража, может утратить желание общаться удаленно.
С.Я.: Такой вид общения, кстати, дает возможность достаточно хорошо почувствовать настроение тех, кто на другом конце провода, при необходимости поддержать их эмоционально и делом.
Е.Л.: К тому же ICQ дает возможность передавать эмоции с помощью смайликов. Кажется, что это не самое могучее педагогическое средство, но оно неплохо работает. Порой нужная рожица позволяет выразить отношение к действиям обучаемых лучше, чем занудное текстовое нравоучение.
С.Я.: В онлайновом общении есть свои нюансы. Нужно уметь точно и оперативно выражать свои мысли в письменной форме. Очень часто ICQ вынуждает (и дает возможность!) одновременно решать вопросы с несколькими собеседниками. Это довольно удобно, иногда.
Е.Л.: Использование таких способов общения, как аська, чат, форум, которые подразумевают текстовое общение, накладывает на всех участников дополнительную ответственность за качество письменной речи.
С.Я.: Речь преподавателя в ICQ должна работать на его авторитет. Точное и лаконичное выстраивание фраз, отсутствие двусмысленности – главное здесь. На мой взгляд, в аське, в отличие от форумов, досок объявлений, комментариев к работам слушателей в СДО, простительны несущественное погрешности и опечатки. Главное – передача смысла.
Е.Л.: Сообщения следует максимально четко и максимально корректно формулировать, я считаю, без орфографических, стилистических и прочих ошибок. За оговорку в устной речи преподаватель может сразу извиниться. За описку, опечатку или неграмотность в текстах, обращенных к слушателю - только если слушатель заметит и укажет на них...

Надеюсь, коллеги, знакомиться с опытом Светланы и Елены вам было не менее интересно, чем мне узнавать о нем из первых уст. Увы, незаслуженно редко можно где-нибудь прочитать о работе тьюторов.

Читать дальше......

воскресенье, марта 23, 2008

Студенческий городок в Second Life

В виртуальном мире открылся студенческий городок - статья в РБК про использование Second Life в британском университете.

Читать дальше......

«Провокация» - слово (и дело) хорошее?

Задача интерактивного e-learning – спровоцировать реакцию обучаемого на контент. Мысль вполне банальная. Как и многие очевидности («не лги», «мошенничать плохо, «курить – здоровью и бюджету вредить» и т.п.) этот трюизм уводит из сферы осознания и анализа многие процессы. Следовательно, делает невозможными управление ими.

В поисках инструментов анализа интерактивности на одном из онлайновых семинаров обсуждалась такая классификации методов ее создания:.

Линейное взаимодействие. Исходное сообщение или действие не связано с предыдущими
Реактивное взаимодействие (стимул ─ реакция). Сообщение или действие связано только с одним предыдущим событием
Диалоговое взаимодействие. Текущее сообщение или действие связано с множеством предыдущих событий в опыте человека и с отношениями между ними
Провокативное взаимодействие ─ исходное сообщение или действие влечет 1) диалоговое взаимодействие другого участника с самим собой 2) или/и вызывает устойчивые изменения в его когнитивной сфере и/или поведении

Констатирую, что пункты про диалоговое и провокативное взаимодействие вызвали активный интерес, особенно последний. Самое идея использования провокативных приемов в электронных курсах спровоцировала потребность глубже изучить эту тему.

Задача интерактивного e-learning – спровоцировать реакцию обучаемого на контент.
Задача провокативного e-learning – спровоцировать реакцию обучаемого на самого себя c целью конструктивных изменений в сфере мышления и/или поведения. Это значит вступить в диалог с самим собой, а затем сделать явной подавляемую неудовлетворенность способами собственных действий и мыслей таким образом, чтобы человек воскликнул: «Все! Не могу/не желаю больше думать/действовать по-старому!».
Замахнется ли e-learning на использование провокации как метода создания интерактивности? Заодно и модную тему про подготовку и эксплуатацию талантов из области причитаний и заклинаний в реальную технологическую плоскость перевести, глядишь, удастся.

Читать дальше......

суббота, марта 22, 2008

Комикс в электронном курсе??

Много раз уже обсуждался вопрос об использовании юмора в электронных курсах. А можно ли использовать для оформления материалов комиксы или их элементы (по крайней мере для обучения молодых людей)? Это вроде бы не в наш ей культуре (по крайней мере так считается - мы же не америка), но с другой стороны телеканал 2х2 весьма успешен и смотрит его множество людей в возрасте от 20 до 30, т.е. как раз основная аудитория, на которую нацелено электронное обучение (специалисты и начинающие менеджеры) - а в нем как раз практически сплошная комиксовая стилистика, только со звуком.

Я обнаружил, что если вы хотите легко и быстро сваять комикс и вставить его в курс, то сделать это достаточно легко - есть полно онлайновых генераторов (правда не все они дружат с русским языком).

Вот те, что я нашел за 5 минут в гугле:
http://www.makebeliefscomix.com/

http://www.toondoo.com/

http://stripgenerator.com/

http://www.wittycomics.com/

и есть еще куча других...

Читать дальше......

пятница, марта 21, 2008

Disconnect anxiety




Психиатры предлагают ввести новый термин для привязанности к интернету — симптом беспредметной тревоги при отсутствии связи (disconnect anxiety). Видимо, чтобы всем сразу стало ясно, от чего им будут таблетки прописывать.

Это исследование констатирует: 27% населения США испытывают сильную беспредметную тревогу при отключении от интернета или при отсутствии мобильного телефона; ещё 41% испытывают такую тревогу периодически, и только 32% испытывают очень слабую тревогу или вообще её не испытывают. При этом «болезни» чаще подвержены более молодые пациенты, а после 50 лет она практически не встречается.

Предполагаю, что старый добрый курс в формате SCORM должен обладать значительно меньшим побочным эффектом, чем учебные ресурсы в стиле «2.0». Возможно, SCORM-курс можно будет даже прописывать в профилактических целях для предупреждения рецидива симптома.

Читать дальше......

четверг, марта 20, 2008

Еще про озвучку курсов

Реплика вдогонку посту Алексея Королькова:

Вчера на вебинаре на тему: "Правила использования текста и аудио в курсах" обсуждался следующий вопрос:
" При каких условиях использование звука в электронных курсах будет целесообразно и у нас (имелось в виду - на отечественном рынке - ВН.)? "

Привожу фрагменты стенограммы этого вебинара, в которых свое видение вопроса излагают его "рядовые" участники.

Л.Е.: В курсах по изучению языка.
Б.Э.: При хороших каналах связи.
Л.Е.: В курсах по обучению музыке.
Л.Е.: В курсах по обработке звуковых файлов.
Я.С.: Когда звук незаменим (например, "языковых" курсах).
С.Л..: Когда без звука не обойтись. При имитации какого-либо производственного процесса, например.
Т.А.: В случае, если без звука обучение не эффективно, при изучении музыки, например.
В.А: Где звук является неотъемлемым компонентом - задачи связаны с восприятиям звучания, опционально звук может быть использован как часть курса и отдельно идти как подкаст.
Л.Е.: Вообще, можно везде. Но обязательно, чтоб можно было отключить.
Я.С.: Видео лучше сопровождать звуком.
Г.Е.: Я с удовольствием воспринимаю звуковое сопровождение, люблю аудиокниги. Прослушала их около 30 по бизнесу. Мой супруг не воспринимает звук в обучении. Видимо это обусловлено тем, что он проф. занимался музыкой и слышит больше, чем я.
Л.Е.: Скажем по-другому: либо качественная озвучка (а это долго и дорого, знаю по опыту). Либо минимальная.
Я.С.: Если звук- это расширенный комментарий к слайду.
В.А: Индивидуальное решение для каждого курса, но если в сравнении, то бывает лучше потратиться на анимацию и без звука
Л.Е.: Потому что даже реплики помощника (виртуального агента - ВН) на одно и то же действие должны быть разнообразными.
Т.А.: Звук не используем.
С.Л..: Если можно обойтись без звука, то лучше звук не использовать.
Л.Е.: Звук важен для тех обучаемых, которые лучше всего воспринимают. аудиоинформацию. Поэтому совсем отказываться не есть верное решение. Но делать, лишь бы было – неправильно.
Н.В.: 1. Там, где он необходим. 2. Там, где он дублирует текст.
Л.Е.: У меня есть вопрос про звук и текст. Надо, чтобы звук пользователь мог отключать. А текст?... Ну, или хотя бы кусок текста?

Как видите, и мы не лыком шиты. В целом наши мысли сходны с иноземными исследованиями

Читать дальше......

Горе от ума

Вроде бы я давно уже занимаюсь темой электронного обучения и, как следствие, немного обучением вообще. Думал что-то понимаю... Прочитал в одном русском журнале статью (привожу отрывок ниже) - понял, что ничего не понял :) Видимо придется оставить попытки понять педагогов - остаюсь в ИТ...

Объектом системной квалиметрии является образовательная деятельность. Это определяет направление в методологической организации новой парадигмы ОКО. Предметом СКО выступает синтез логико-гносеологического и ценностно-смыслового начал интерпретации методов и результатов оценивания качества образовательно-педагогической деятельности.

Читать дальше......

Что мотивирует рабочих

Статья в Ведомостях про исследование мотивирующих факторов для работников умственного и физического труда. Возможно будет интересно почитать тем, кто занимается обучением производственного персонала.




ВЕДОМОСТИ
Чего много не бывает

Ученые решили проверить, насколько серьезно мотивация людей интеллектуального труда отличается от мотивации людей труда физического. И пришли к забавному выводу

Интеллектуалы нуждаются в саморазвитии и признании, работяг интересуют только стабильность и деньги — это расхожее представление проверяли специалисты из Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета. Далее

Эта статья в блогах[?]
marcel67

Читать дальше......

Нужно ли озвучивать курсы??

Недавно нашел интересный взгляд на проблему озвучивания электронных курсов.

Основные идеи (на мой взгляд весьма разумные):
- люди читают как правило быстрее чем говорит диктор - озвученные курсы замедляют обучение
- голос, читающий текст полностью написанный на экране заставляет человека "разрываться" между чтением и слушанием
- голос осмысленно использовать только там, где он имеет самостоятельную ценность
- миллионы людей вполне успешно учатся, используя "немые" сайты, например Google







PS
См. ранее по этой теме:
Озвучивание учебных курсов: подводные камни
Как минимизировать проблемы с загрузкой озвученных курсов
Озвучивание электронных курсов - новые технологии

Читать дальше......

среда, марта 19, 2008

43 определения управления знаниями

Многие слабые умом люди, вроде меня, годами пытаются понять что такое "Управление знаниями", не всегда находят ответ и пребывают в сомнениях. Специально для таких как я, умные люди постарались и собрали 43 определения управления знаниями (knowledge management) - наслаждайтесь! Думал перевести на русский хотя бы парочку, но решил поберечь свой мозг и оставил это для вас :)

Читать дальше......

Нарисуем карту мира вместе

Google начал использовать инструменты коллективной работы для редактирования информации в Google Maps. Теперь пользователи вместе могут отредактировать описание своего районе и отметить на нем свою любимый ресторан. Это почти механизм wiki, только привязанный к карте. См. видео:

Читать дальше......

О бренности всего сущего и современных технологиях

В 20 веке бизнесы строились в рассчете на долгие годы существования. Теперь 21 век и все меняется куда стремительнее. Статья в Financial Post (на английском) рассказывает историю о компании, которая будучи созданной с нуля за пару лет начала зарабатывать $100 миллионов в год на разнице в ценах на рекламу в Google и Yahoo, получила инвестиции в $160 миллионов, набрала 300 сотрудников и умерла бесследно в течение 1 дня, после того Google изменил свои правила.

Сколько времени проживут многие модные технологии активно развивающиеся сейчас? Сколько проживут компании, сделавшие ставку только на них? Можно ли в таких условиях научить людей, особенно в ИТ-отрасли, чему-то навечно, кроме навыка учиться и приспосабливаться.

Читать дальше......

О пользе компетенций

Прочитал о результатах исследования взаимосвязи между оценкой компетенций сотрудников и общей результативностью деятельности. Результаты следующие: с вероятностью 86% успешные в бизнесе компании (лучшие в своих отраслях) знают о компетенциях необходимых для успешной деятельности сотрудников больше чем неуспешные. Т.е. существует прямая зависимость между тем как компании управляют компетенциями своих сотрудников и результатами бизнеса.

Результаты вроде бы более или менее очевидные, но наконец кто-то посчитал какие-то цифры. Один из выводов - "привязывая" свою модель корпоративного обучения к модели компетенций (разумеется, если модель компетенций вменяемая) вы с большой вероятностью увеличиваете вероятность, что обучение вносит реальный вклад в развитие бизнеса.

К нашей ИТ практике - имеет смысл автоматизировать в комплексе:
- управление обучением (включая e-learning)
- управление компетенциями
- оценку результатов деятельности (управление по целям)

Читать дальше......

вторник, марта 18, 2008

Один забавный вариант обратной связи обучающемуся

В мультимедийном курсе обучения английскому языку «Talk to Me» есть практикум «Эрудит», в процессе прохождения которого нерадивый обучающийся может быть повешен.



С моей точки зрения вполне допустимый прием по отношению к целевой аудитории обучающей программы. Впрочем, чувствуется неуверенность создателей, иначе бы они назвали игру так, как ей и положено называться — «Виселица», а вовсе не «Эрудит». «Эрудитом» в нашей стране называется совсем другая игра.

Вывод: хотите использовать в обучающем курсе эпатажные приёмы, найдите в себе сил остаться целостными. Наличие противоречивых чувств и внутренних конфликтов может свести на нет планируемый эффект.

Читать дальше......

понедельник, марта 17, 2008

Flash будет работать на мобильниках с Windows Mobile

Microsoft лицензировала у Adobe технологию Flash Lite. Теперь флэш-приложения (за исключением тех, что сделаны на Flex) смогут работать на любых телефонах и КПК, использующих Windows Mobile.Вообще Microsoft развивает свою технологию SilverLight, но пока она не получила широкого распространения, будет использоваться Flash - видимо боятся нашествия iPhone с его мощными mutlimedia возможностями (Apple кстати пока не собирается лицензировать Flash).

Еще один шаг в сторону мобильного обучения.

Читать дальше......

Несколько претензий к понятию «интерактивность»

Сегодня едва ли у кого-нибудь, имеющего отношение к электронному обучению, повернется язык заявить, что оно может быть неинтерактивым.

  • С кем и с чем вступает во взаимодействие обучаемый при отсутствии наставника?
  • Является ли очные обучение и тренинг гарантией того, что между наставником и обучаемыми действительно имеют место интеракции?
  • Отсутствует ли интерактиность в классическом заочном обучении?
  • Где находится интерактивность, когда я читаю учебник или смотрю научный видеофильм?
  • Возможно ли, наконец, обучение вообще без и вне интеракций?

Если целью обучения является изменение мышления и/или поведения учащегося, то место прописки интеракций находится в пределах его кожи. Интерактивность – это обмен действиями между мной старым (необученным) и мной новым (изменившимся в результате обучения). Между прежними и новыми представлениями, старыми и вновь приобретенными способами действий, правилами и принципами. Не случись этого, ни самый гениальный преподаватель, ни самый изощренный е-курс или вебинар не сумеют выполнить своей образовательной или развивающей функции.

Так что же такое эта самая «интерактивность»?

Читать дальше......

воскресенье, марта 16, 2008

Всякий ли курс (или вебинар) обязан учить?

Время от времени ведущие учебных мероприятий и даже электронные курсы отвлекаются на шутки, "лирически отступления", анекдоты и т.п. В этом нет ничего странного или дурного: поддержание доверительного и комфортного психологического климата в ходе обучения содействует достижению образовательных целей, пожалуй, не в меньшей степени, чем само содержание курса, семинара или тренинга.

Ни целесообразно ли создавать отдельные учебные акты (непременно выступающие как элемент отдельного курса или целостной системы обучения или развития), которые были бы направлены на:
- снятие психологического напряжения (в том числе и путем переживания неприятных моментов с целью ослабления воздействия (отреагирования) "напрягающий" факторов (рис. 1);
- изменение направления мыслей и/или эмоций обучаемых;
- повышение разнообразия учебной обстановки;
- улучшение отношений между преподающим и обучаемыми, самими обучаемыми , минигруппами обучаемых и т.п.?

Лучше всего для воплощения этого подходят, думается, ролевые игры. Время от времени их можно проводить даже ради самой игры, а не сугубо в учебных целях. Такие игры могут создаваться в электронном виде, проводиться в формате особых онлайновых конференций или быть "вкрапленными" фрагментами во вполне серьезном курсе или вебинаре (рис. 2).
Рис. 1. Отреагирование неприятных моментов в ролевой компьютерной игре


Рис. 2. Упражнение для обсуждения в 3-х ролевых минигруппах (начальники, подчиненные, специалисты по обучению) в ходе вебинара

Читать дальше......

суббота, марта 15, 2008

Starbucks - итоги массового тренинга

Я уже упоминал об одновременном обучении 135.000 человек во всех кафе Starbucks. Были скептические комментарии о результативности такого эксперимента. Так вот вам видео о результатах тренинга (на английском).

Читать дальше......

Корпоративный iPhone

Apple начинает продвижение iPhone в корпорации (по крайней мере на Западе). Если им удасться догнать Blackberry и получить такое же распространение, то мобильное обучение может шагнуть вперед существенно. iPhone это уже инструмент с очень серьезными мультимедийными возможностями, так что на него можно доставлять весьма богатый e-learning контент.

PS
См. пример использования iPhone для мобильного обучения:


PSS
Blackberry кстати ФСБ наконец пустило в Россию:

ВЕДОМОСТИ
Blackberry получили прописку

МТС и «Вымпелком» получили разрешение ФСБ на бессрочный ввоз в Россию смартфонов Blackberry, позволяющих работать с защищенной электронной почтой

О разрешении для МТС «Ведомостям» рассказал источник, близкий к одной из сотовых компаний. Пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая подтвердила: компания может ввезти 7800 аппаратов. Далее

Эта статья в блогах[?]
mmnd, great-persky


Читать дальше......

Гуглобразование 2.0

Google проводит конференцию "Образование 2.0" в Москве 27 марта. Что любопытно в числе выступающих и дебатирующих нет никого, кто тпредставлял бы нынешнюю тусовку e-learning разработчиков/поставщиков/.... Получается, что e-learning, по мнению Google, "это образование 1.0"

Читать дальше......

Может ли сотовый телефон читать мои мысли?

Новая технология, которая меня удивила (надеюсь она перейдет из состояния экспериментального образца в реально действующую модель) - позволяет разговаривать без слов и управлять компьютером силой мысли. Компания Ambient разрабатывает устройство (в виде ошейника), которое может считывать нервные импульсы и преобразовывать их в команды или слова (передает команды по беспроводному соединению компьютеру, которых их расшифровывает). Сейчас эта штука распознает порядка 150 слов и делает это весьма медленно медленно. При этом человек должен научиться специальным образом думать о том о чем хочет сказать.

См. на видео презентацию телефонного разговора в котором один из собеседников отвечает просто думая об ответе.


Если это получится мы скоро будем жить в другом мире. Подумал о сайте odnoklassniki.ru и твой компьютер загрузил тебе главную страницу :)

PS
Надеюсь это не фальсификация. По крайней мере журнал New Scientist относится к этому серьезно.

Читать дальше......

четверг, марта 13, 2008

Тренды e-learning 2008

Результаты опроса E-learning Circuits про тенденции электронного обучения в западных компаниях. На английском.

Из любопытного:

1. на аутсорсинг отдают проведения "виртуальных классов" (очных мероприятий online) 30% компаний, аналитику по результатам ДО - 12%



2. почти 23% компаний используют e-learning, чтобы учить клиентов

Читать дальше......

О качестве электронного обучения

Вопрос о качестве учебных курсов и измеримости результатов обучения волнует всех кто связан со сферой образования(особенно тех, кто тратит на обучение деньги). Наиболее всего это критично в e-learning, поскольку приходится доказывать не только то, что курсы эффективны, но и то что они достаточно эффективны в сравнении с очным обучением.

Вчера я прочитал о первом (по крайней мере для меня) коллективном усилии по контроль качества электронного обучения со стороны провайдеров обучения - Transparency By Design. Целый ряд американских университетов (Capella University; Charter Oak State College; Excelsior College; Franklin University; Kaplan University; Regis University; Rio Salado College; Western Governors University; Union Institute & University; Fielding Graduate University; Southwestern College) договорились о единых стандартах отчетности и сбора данных, которые позволили бы объективно проконтролировать и сравнить результаты обучения. Будем ждать информации о результатах.

См. также:
- Описание основных принципов проекта
- Статья в US News

Читать дальше......

среда, марта 12, 2008

Педагогический дизайн в играх

Нашел текст кандидатской диссертации некой Katrin Becker о педагогическом дизайне в коммерческих видеоиграх. Выложен в сети в виде wiki. По моему интересно, хотя, если честно, я не смог осилить его целиком. Может быть со временем дочитаю.

Читать дальше......

Значение мультимедиа в обучении

Прекрасная статья "Значение мультимедиа в обучении" - перевод с английского оригинала на сайте distance-learning.ru. Очень грамотное объяснение основных причин, выгод и технологий использования мультимедийных компонентов в процессе обучения - советую почитать.

Читать дальше......

вторник, марта 11, 2008

Смычка теории с практикой

Когда я учился в институте, меня поразил один из дидактических приёмов. Сначала давалась теория расчёта равновесия плоских фигур. Потом, разделив группу на подгруппы, преподаватель дал задание на просчет фигуры сложного сечения. Внимание! Особенность в том, что сама фигура — стальной диск метра два-три в диаметре со сложной, но известной конфигурацией толщины — лежала тут же в лаборатории на опоре-конусе в неравновесном состоянии. Произведя необходимые расчёты, группы должны были по очереди устанавливать гирьки в отмеченные места (для каждой группы — свои). Если расчёт оказывался верен — фигура приходила в состояние равновесия. Это почти волшебство. Это не то же самое, когда решение сверяется с ответом в конце учебника, у меня до сих пор осталось ощущение момента истины.



Рекомендация:
по мере возможности организовывайте — например, в форме конкретных заданий сделать нечто — смычки между изучаемыми общими принципами, годящимися для широкого спектра случаев и реальным опытом, который обучающиеся могут извлечь на своём рабочем месте.

Читать дальше......

понедельник, марта 10, 2008

Открытые мероприятия - в виртуальный формат

В последнее время некоторые тренинговые компании фиксируют снижение интереса к открытым тренингам и семинарам (см., к примеру, здесь). А не попробовать ли устроителям очных открытых мероприятий проводить их в виде онлайновых или оффлайновых событий: вебинаров и вебкастов. Теоретически это расширяет адресную аудиторию и географический охват, снижает издержки как со стороны организаторов, так и участников. Факты говорят, что отдельным провайдерам бизнес-обучения в дистанционном формате оно вполне удается.

Читать дальше......

Долой "СДО" и "LMS"! или Поговорим о словах…

В среде лингвистов популярна шутка: «Нет слова — нет и предмета».

Похоже, сейчас у нас «нет» такого предмета, как система-обучения-развития-оценки-персонала—администрирования-обучения—ведения-корпоративного или HR-портала—виртуального-класса—средства-авторской-разработки—подбора- персонала—управления-знаниями. Выделенное жирным шрифтом – это возможная (и не совсем полная) конфигурация программного решения на платформе WebTutor.
Как назвать такое комплексное программное решение (т.е. предмет, которого «нет»)?
СДО? Так на основе СДО давно уже и очным и смешанным обучением управляют.
LMS? Так управление знаниями или подбор персонала в рамки Learning Management System (см. Словарь) без натяжек не вписываются.

Очевидно, что привычные нам имена СДО и LMS у лидеров по их производству уже не отражают сути создаваемых ими продуктов. Эти продукты давно превзошли запрограммированные им при «крещении» возможности. По сути, появились новые предметы, унаследовавшие рудиментарное название, которое не отражает сути новой реалии, называет вещи «не-своими-именами». Возникает путаница и не(до)понимание. Едва ли это на пользу маркетингу таких продуктов.

Естественный язык — материя тонкая. Не так уж и охотно он принимает новые термины. Убедитесь сами, благозвучно ли звучит: комплексная система обучения, оценки и развития персонала, его отбора, а также управления этими процессами плюс проведения телеконференций и разработки интерактивного учебного контента. Аббревиатура: КСООиРПО-а-такжеУэП+ПТиРИУК. А что делать?...
Впору конкурс объявлять на лучшее название.

Читать дальше......

пятница, марта 07, 2008

Как сделать по-настоящему сложное практическое задание :)

На самом деле это довольно сложно, поскольку большинство из того, что человеком загадано, может быть другим человеком и разгадано. Но иногда у некоторых случайно получается, ниже приведён пример:


И чего извинялись? Предполагаю, некоторые из читателей газеты получили массу ярких переживаний.

Читать дальше......

четверг, марта 06, 2008

Большой фан

Гениальная программка Phun имитирующая физические объекты - по моему отличный способ обучения для понимания физических законов для детей, например. См. видео с записью работы программы:


Скачать программу. Я себе поставил - совершенно офигенная вещь, особенно когда нагромоздишь всяких объектов, а потом один в середине сделаешь из твердого - жидким и все начинает сыпаться, вода льется, пружинки сжимаются и т.п. Еще советую загрузить готовые модели - полный улет... Если бы у меня были такие игры, когда я был маленьким, то не исключено, что я любил бы физику значительно сильнее!

PS
Что еще люди наделали с его помощью:




и еще:

Читать дальше......

среда, марта 05, 2008

Как не сбить лося

Технология papervision, позволяющая использовать 3d модели во flash продолжает развиваться и начинает казаться, что ее уже можно использовать на практике, в том числе и для тренажеров и курсов (пример про акулу я уже постил когда-то). Пример - тренажер для вождения в ночное время (на шведском языке, но все понятно) - главное не сбить лося!

Читать дальше......

Почему финские дети такие умные?

Регулярно проводимое исследование (путем тестирования) знаний школьников (тест называется неблагозвучно - PISA) показывает, что крупнейшие державы далеки от первых мест (Штаты в середине списка, мы на несколько позиций ниже них). Скандинавия вместе с Тайванем и Южной Кореей в целом впереди планеты всей, но по последним лучшие из лучших финны. Почему - собственно точно никто сказать не может (см. длинное рассуждение на эту тему).

Некоторые из возможных аргументов:
- обучение в университетах бесплатное, но для поступления нужны хорошие оценки, а не деньги (видимо хорошие оценки у них за деньги не покупаются)
- все дети вынуждены знать несколько языков (фильмы не дублируются - только субтитры, книги переводятся поздно - хочешь быстро прочитать последнего Гарри Поттера - читай в оригинале). Как известно знание иностранных языков коррелирует с уровнем интеллекта. Билингвы обычно развитые.

Надо завязывать с дублированием фильмов в России и может быть все наконец начнуть хоть немного понимать по английски...

Читать дальше......

Как сделать линейную навигацию в курсе интересной

Целый ряд интересных мыслей про то, как сделать так, чтобы обучаемый не скучал при необходимости нажимать кнопку "далее" в электронном курсе.

Читать дальше......

вторник, марта 04, 2008

Кроссворды как элемент практических заданий к курсу

Если курс предполагает усвоение новых терминов, то кроссворд может оказаться эффективным средством закрепления информации. Почему? Наш мозг гораздо лучше усваивает информацию, полученную не в результате зубрежки, а при попытке разгадать какую-нибудь загадку. Разгадывая кроссворд, мы не просто ищем подходящее слово, а пытаемся найти словесный эквивалент некому понятию, и если это удается, то такой термин надолго остается в памяти. Если же какая-то часть кроссворда не поддаётся разгадке, то приходится — и уже с игровым азартом — обращаться повторно к теоретической части.

Кроссворд также поможет запомнить правильное написание термина. Часто схватывается общий образ нового слова, а на деле при попытке произнести термин, случаются досадные оговорки из за недостаточно внимательного прочтения слова. Кроссворд привлекает необходимое внимание к термину, чтобы обучающийся мог не просто узнать его в тексте, но и безошибочно воспроизвести.

Читать дальше......

Слово о качестве

Дополняя тему о кроссвордах, замечу, что качество исполнения стоит не на последнем месте. Вы правы, об этом уже говорено много раз…

Но вот перед вами очередной пример в виде двух кадров из некого шоу, видимо, претендующего на привлечение внимания к русскому слову.





Обратите внимание: УлЕй, составЬте слово, шатТл, шИло, 50 рублЕЙ без НДС!!!

А как бы хотелось, чтобы практика не расходилась с теорией!

Читать дальше......

понедельник, марта 03, 2008

Будет ли будущее у корпоративных блогов?

Весьма интересная дисскуссия на тему "Будущее за корпоративными блогами?" развернулась здесь. Широкий разброс мнений, компетентных и умных, масса полезных ссылок - хоть бери и аналитический обзор по материалам этой дискуссии составляй. Здесь и мысли об управлении блогами, о привлечении в них пишущих фрилансеров и топ-менеджеров, о разнице блогов и форумов, о предназначении корпоративной блогосферы и многом другом. Есть что поизучать, над чем подумать и с чем поспорить.

Читать дальше......

Как повысить действенность вебинаров

Дистанционные семинары в режиме реального времени длятся, как правило, недолго. Так, предполагаемая продолжительность вебинаров в Виртуальном классе Websoft — час-полтора. За это время ведущему нужно проверить надежность работы оборудования, познакомиться с каждым из участников, провести несколько тестов и/или опросов, а главное — изложить саму тему вебинара и обеспечить, как минимум, ее понимание. «Жанр» вебинара при этом предполагает ответы на планируемые и спонтанные вопросы участников, реагирование на то и дело возникающие споры и обсуждения дискуссионных моментов и т.п.
Останутся ли после этого у участников вебинара систематические знания?
Будет ли прочным их усвоение?
Конструктивному решению этих вопросов «на стороне преподавателя» помогает следующее: каждый из принимавших участие в вебинаре, если это необходимо, получает раздаточные материалы к нему. Их объем и содержание достаточны, чтобы с успехом использовать их как в качестве справочных, так на практике. Во избежание разночтений практическая (процедурная) часть этих материалов оформляется в виде достаточно детализированных инструкции или алгоритма, которые последовательно описывают, как действовать в соответствии с изученным. Таким образом достигается не только хранение изложенных преподавателем теоретических сведений, но и возможность их применения «на стороне обучаемого». Такой незамысловатый прием в немалой степени обеспечивает также своеобразное посттренинговое сопровождение изученного на конкретном вебинаре.

Читать дальше......

воскресенье, марта 02, 2008

Visio больше не нужен??

Инструменты построенные на базе Flex становятся все более похожими на настоящие работоспособные приложения. Я нашел Gliffy - инструмент для рисования диаграмм online. Конечно это еще не совсем Visio, но им вполне уже можно пользоваться. См. ниже - нарисовал с помощью него за 10 минут схемку работы СДО - вполне прилично получилось:


Читать дальше......

Девочки 2.0

По итогам исследования выяснилось что в социальных активностях в Сети (выкладывание фотографий, блоги, создание личных сайтов, социальные сети) девочки существенно активнее чем мальчики. Просто до какого-то времени для эффективной работы в сети требовались каки-то технические навыки, которых у мальчиков больше. Теперь природа берет свое: в возрасте от 12 до 17 лет 35% девочек ведут блоги (против 20% у мальчиков), у 32% есть сайты (у мальчиков только 22%)

Это не удивительно - вспомните школьные годы - альбомы рисовали исключительно девочки (кроме дембельских, разумеется), по крайней мере в моей школе. Теперь они делают то же в блогах...

Интересно сохраняется ли этот эффект в более старшем возрасте, когда люди начинают работать? Некоторые компании задумываются об использовании новых технологий для e-learning и управления знаниями и хотят понимать на кого им опираться для их продвижения - на девочек, мальчиков или бесполых экспертов??

Источник - статья в Нью-Йорк Таймс

Читать дальше......

суббота, марта 01, 2008

Гугл создал андроида

Google выпустил операционную систему (платформу) для сотовых телефонов - Android. Они видимо пытаются сделать для сотовых то, что Майкрософт сделала в свое время для PC. Смотрите презентацию:

Читать дальше......

E-Learning мертв. Да здравствует E-Learning!

Статья "E-Learning мертв. Да здравствует E-Learning!" на distance-learning.ru - перевод материала журнала Chief Learning Officer.

Любопытный взгляд на будущее e-learning и его текущие проблемы.

Читать дальше......

Девальвация образования

Идею о девальвации образования я услышал недавно в выступлении о том, что школы убивают креативность детей. Смысл в том, что 50 лет назад высшее образование почти гарантировало успех в жизни - с дипломом университета можно было быстро найти хорошую работу. Теперь уже этого недостаточно. 10-15 лет назад то же было с MBA. Теперь имеет смысл его получать только в TOP-10 школ, т.к. выпускников с каким-то MBA стало пруд-пруди.

В Испании или Греции, например, выпускник университета может рассчитывать максимум на зарплату в 1000 Евро, а в среднем на 800 (у российских выпускников самооценка повыше). Из-за этого большинство живет с родителями лет так до 35 т.к. не может позволить ипотеку и аренду квартиры (видел сегодня передачу на Euronews). Имеет ли смысл получать образование в таком случае? По крайней мере в Испании студенческие организации требуют перемен (непонятно каких) в области высшего образования, чтобы защитить свои инвестиции в него. Т.е. хотят начать нормально зарабатывать получив нормальное образование.

Очевидно что e-learning еще сильнее усиливает эффект девальвации, делая любые формы обучения еще более доступными. Скоро на мировой рынок труда выйдет пара миллиардов индусов и китайцев с университетскими дипломами полученными через Интернет...

PS
Греки и Испанцы придумали даже термин Поколение700 и Поколение1000 соответственно - по величине средней заплаты (в Евро) на которые нужно как-то жить молодым. У греков я даже нашел сайт-сообщество на эту тему.

Читать дальше......