Websoft

среда, апреля 30, 2008

Обучение путем введения блогов: Опыт аспирантов

Новый любопытный материал "Обучение путем введения блогов: Опыт аспирантов" на distance-learning.ru (перевод статьи с сайта ELearn Magazine). Преподаватель Университета Гонконга Роберт Дэвидсон описал как он использует блоги в процессе обучения (в частности требует от всех студентов курса написание от 4 до 8 сообщений в блог в процессе обучения). Вот и web 2.0 в практике обучения.

Читать дальше......

вторник, апреля 29, 2008

Финальная версия Windows XP SP3 доступна на сайте Microsoft

Сегодня на веб-сайте Microsoft Download Center была размещена финальная сборка нового набора Service Pack 3 для операционной системы Windows XP. На данный момент 300-мегабайтный файл доступен только для 32-битной версии XP и только для английской, французской, испанской и немецкой версий.

XP SP3 (build 5512) также доступен в виде обновления на Windows Update, в этом случае пакет идет под конкретный язык и занимает менее 100 мегабайт. Здесь версии для X86_64 пока также нет.

Согласно последним данным корпорации Microsoft, в качестве автоматического обновления SP3 будет предложен с 10 июня 2008 года.

В набор включены все ранее изданные исправления и дополнения для ОС с момента выхода SP2 (август 2004 года) - всего 1073 фикса, а также ряд архитектурных улучшений, повышающих производительность ОС. SP3 можно установить как на новоустановленную ОС, так и на используемый вариант, однако в первом случае в набор не включен браузер IE7 и его придется качать отдельно.

Также в SP3 включены некоторые функции, которые ранее появились в Windows Vista и Server 2008. Кроме того, в SP3 идет новый криптографический модуль для ядра ОС Microsoft Kernel Cryptographic Module, который затрудняет несанкционированный перехват данных в ОС, а также блокирует работу различных несанцкионированных программ (троянов, рекламных и шпионских модулей и др).

Во инсталляции SP3 пользователям, не активировавшим ОС, будет позволено завершить инсталляцию ОС без ввода серийного номера (данный пункт будет актуален для OEM-дисков со включенным в комплект поставки SP3).

http://cybersecurity.ru

Читать дальше......

понедельник, апреля 28, 2008

Смешанное обучение может быть сугубо электронным?

Общим местом в сознании специалистов ДО стала мысль о наибольшей эффективности смешанного обучения по сравнению с чисто электронной и даже, у части из них, с чисто очным традиционным (мало активным) обучением.

Что же является отличительным признаком смешанного обучения?
На этот вопрос возможны два ответа:
1. чередование самостоятельной работы обучаемых с аудиторными занятиями, которые непосредственно проводит преподаватель, находящийся лицом к лицу с обучаемыми в пределах одной аудитории;
2. комбинирование асинхронных и синхронных учебных мероприятий в удаленном режиме.

Может ли считаться смешанным обучение, в котором самостоятельное освоение контента сочетается с синхронными вебинарами, видеоконференциями, онлайновыми индивидуальными или групповыми консультациями на платформе виртуального класса? А почему бы и не поразмышлять над этим!

Простейшая модель такого смешанного обучения может выглядеть, к примеру, так:
· Вводная on-line лекция, предшествующая самостоятельному изучению э-курса
· Он-лайн опрос и/или тестирование, имеющие целью выяснение базового уровня подготовки обучаемых и их потребностей
· Серия вебинаров, посвященных отдельным разделам или важнейшим содержательным аспектам курса
· Предъявление (презентация, защита) обучаемым(и) доклада, курсового проекта, решения кейса, результата выполнения задания (включая творческое)
· Индивидуальная поддержка и/или консультирование обучаемых в соответствии с заранее составленным расписанием
· Ответы на вопросы, дискуссии на платформе виртуального класса
· Предэкзаменационная консультация
· Итоговый круглый стол по результатам обучения и т.п.

Рис. Идет вебинар по теме "Обратная связь в электронных курсах"

В рамках подобной модели активно работает преподающий в режиме реального времени. Разница по сравнению с очным обучением здесь лишь в одном: он работает удаленно. Становится ли подобное обучение смешанным? Можно ли квалифицировать его как смешанное? Как считаете, коллеги?

Читать дальше......

воскресенье, апреля 27, 2008

Управление самостоятельным освоением материала со стороны тьютора

Практикующие в условиях смешанного обучения (специальность "Веб-дизайн и компьютерная графика") тьюторы Елена Локтева и Светлана Яскевич любезно продолжают знакомить нас с опытом своей деятельности и делятся размышлениями о труде «электронного" преподавателя.

Сегодня они обнародуют свою точку зрения по следующей проблеме:
У тьютора, использующего LMS, едва ли есть возможность в режиме реального времени контролировать процесс самостоятельного овладения материалом. Обычно контролируется лишь результат обучения. Считаете ли Вы такое положение дел нормальным с педагогической точки зрения?

Елена Локтева: Давайте попробуем задуматься, а так ли уж много возможностей контролировать процесс самостоятельного овладения материалом в режиме очного обучения? Когда у меня на занятиях сидит группа из 15-20 человек, каждый за своим компьютером, и за каждым компьютером вершится что-то свое, так ли уж сильно я могу проконтролировать, что слушатель усвоил сам, а что увидел, например, на соседнем мониторе или успел быстренько подглядеть в Интернете? Я не говорю уже о том, что при работе за компьютерами некоторые особо шустрые успевали не только сами сделать работу, но и сохранить результаты по сети в рабочие папки товарищей!
Я тоже контролирую лишь результат. Я уже не говорю про домашние задания, процесс «изготовления» которых для меня, по большому счету, загадка.
А теперь давайте переключимся из компьютерного класса на аудиторию, в которой сидит 50 человек-очников. У скольких из них преподаватель сможет проконтролировать процесс самостоятельного овладения материалом?
Однажды у меня был спор по поводу того, как оценить мою преподавательскую нагрузку на дистанционном обучении, и как оплачивать мою работу. Я стала объяснять, что подсчитать, сколько времени я на это трачу, весьма трудно и что на самом деле я не зарабатываю адекватно затрачиваемым усилиям. Я попыталась объяснить, что только практические работы по компьютерной графике, дизайну, программированию и их подробный разбор с каждым слушателем индивидуально, а затем еще и с группой могут быть адекватным критерием оценки того, что усвоил каждый слушатель-заочник. Так вот в ответ я услышала, что я специально все эти формы контроля ввожу, чтобы набивать себе цену, а на самом деле по любой дисциплине уже давно уровень усвоения знаний легко проверяется обычными тестами. И, следовательно, я на себя все это взвалила только потому, что не умею грамотно тесты составлять.
Так что у всех свои представления о том, что такое нормальный контроль с педагогической точки зрения.

Светлана Яскевич: Самостоятельную работу обучаемых контролировать можно и должно. Она обеспечивается многообразными средствами, приемами и методами. Остановлюсь не тех из них, которые мы используем чаще обычного в своей работе.
Сроки и темп прохождения обучения. Какими средствами это достигается?
К примеру, в конце каждого модуля (темы, занятия и т.п.) (места так называемых "контрольных точек") помещены задания для выполнения. По датам сдачи этих заданий можно выстроить временной график прохождения курса обучаемым.
Можно также четко определить количество времени, отведенное на прохождение всего курса. Такой шаг вынуждает обучаемых выстраивать свою самостоятельную работу в заведомо отведенных временных рамках.
Порядок прохождения модулей курса можно организовать в логике, сходной с предыдущим пунктом. При этом тьютор имеет возможность предложить обучаемому повторить, глубже проработать тот или иной модуль или перейти к конкретной теме.
Объем и глубина в освоении материала. В контрольные задания, к примеру, включаются обязательные для выполнения позиции. Эти позиции-требования генерируются таким образом, чтобы охватывать все основные умения и навыки, формируемые в данном модуле. Затем, анализируя выполненную работу, тьютор видит: какие положения модуля были проработаны, какие пропущены, а какие отработаны не достаточно тщательно.
Объем и качество проработанного материала хорошо контролировать и через полученные отчеты по тестам. Однако достоверны и наглядны они будут в том случае, когда при составлении тестов разработчики формировали вопросы так, чтобы фиксировать усвоение основных "контрольных точек" материала модуля.
Быстро прослеживается уровень и темп выполнения заданий, если ориентироваться на набранное суммарное количество баллов за все выполненные упражнения. В этом случае учащийся изначально не видит всех заданий: следующие переходят в разряд "доступных для выполнения" только в том случае, когда он наберет нужное количество баллов. Имея статистику "видимых" для обучаемых на данное время заданий и общее количество баллов можно оперативно получить картину процесса обучения.
P.S. Благодарю Елену и Светлану за честные ответы и труд, затраченный на их написание. Надеюсь, коллеги, моя благодарность отражает не только мою точку зрения.

Читать дальше......

пятница, апреля 25, 2008

Бизнес-образование: на пути к дезинтеграции

Нет сектора экономики, в котором не действовали бы силы разрушения и дезинтеграции. И бизнес-образование тоже не исключение. Отрасль быстро меняется. То, как перемены отразятся на ведущих западных бизнес-школах, зависит в первую очередь от их способности реагировать на действия этих сил.

Несколько десятков лучших в мире образовательных учреждений в области бизнеса предлагают своим студентам высококачественный продукт по достаточно высокой цене. И он того стоит. Выпускники с легкостью находят работу со стартовыми зарплатами, превышающими 130 тысяч долларов. Как предсказывает наша модель, архитектура лучших программ MBA компонентозависима. Преподаватели исходят из того, что студенты (будущие менеджеры) не смогут разобраться в маркетинге, не изучив разработку новых продуктов, не смогут понять разработку новых продуктов, не изучив производство, и так далее. Программы, предлагаемые бизнес-школами, также интегрированы в том смысле, что профессора и преподаватели занимаются всем сразу: проводят научные исследования, работают над кейсами, разрабатывают новые курсы и преподают.

Но уже знакомая нам тенденция опережения потребностей основной массы покупателей с последующей модуляризацией постепенно становится все более очевидной. Значительное число выпускников лучших школ мира все чаще выбирают карьеру в инвестиционных банках, консультационных и высокотехнологических компаниях. Устоявшиеся компании все чаще проигрывают как с точки зрения стартовой зарплаты, так и с точки зрения карьерных перспектив.

Поэтому все чаще и чаще компании выбирают альтернативный путь: они предпочитают самостоятельно обучать своих сотрудников. Принимая на работу выпускников колледжей или людей, получивших техническое образование, они обучают их навыкам менеджмента с помощью официальных внутренних учебных подразделений, таких как Motorola University или General Electric Crotonville. Иногда применяется менее формальный подход, но в любом случае факт остается фактом: компании готовы тратить деньги на подготовку собственных менеджеров. Например, за прошлый год IBM потратила более полумиллиарда долларов на образовательные программы. Кроме того, она объявила, что начнет приглашать к участию в этих программах сотрудников других компаний.

Такие программы, естественно, далеко не столь хороши, как полноценное бизнес-образование в одной из ведущих школ мира. Они не столь полны, а студенты зачастую не столь хорошо подготовлены. Но, так же как и в случае других разрушительных инноваций, конкуренция здесь идет по совершенно иным параметрам. Корпоративные образовательные программы, как правило, конструируются из готовых модулей -курсов — и призваны помочь менеджерам-студентам справиться с конкретной проблемой. Так, например, менеджеры проходят трехдневные курсы по стратегическому мышлению, для того чтобы разрабатывать более совершенные стратегические планы своих подразделений. Безусловно, трехдневный курс не может вместить в себя всего, что преподают профессора в бизнес-школах. Но он лучше соответствует потребностям студентов и поэтому часто оказывается весьма полезным. И, в отличие от интегрированных бизнес-школ, корпоративные образовательные программы имеют модульную структуру. Сотни специализированных компаний разрабатывают учебные материалы, собирают из готовых материалов учебные курсы и занимаются преподаванием. Что могут предпринять в такой ситуации лучшие бизнес-школы мира? Они могут, конечно, проигнорировать эту тенденцию: приток студентов от этого не уменьшится. Бизнес-школам на десятки лет вперед гарантировано безбедное существование. Тем не менее они будут постепенно терять влияние, потому что все большее и большее число руководителей станут обучаться на корпоративных образовательных программах. Другая альтернатива — поспешить туда, где сейчас находятся деньги. И заняться разработкой и сборкой курсов для корпоративных образовательных программ. Такая возможность выглядит весьма привлекательно, поскольку данный сегмент рынка растет достаточно быстрыми темпами. Однако университетам и бизнес-школам будет трудно конкурировать со специализированными компаниями, работающими в этой области.

Лучше всего отправиться туда, где деньги окажутся в будущем, и стать своеобразным Intel Inside корпоративных образовательных программ. То есть поставлять не просто отдельные компоненты в форме статей, кейсов, видео- и аудиоматериалов, но целые подсистемы: модули со сложными и нестандартными внутренними архитектурами, состоящие из указанных компонентов, но скрепленные вместе методическими указаниями лучших преподавателей. Такие модули содержали бы то, что раньше знал только профессор — автор материала. Подобные подсистемы помогут неопытным преподавателям добиться значительного прогресса в обучении своих студентов. В свою очередь, специализированные компании смогут конструировать самые разнообразные курсы из подобных подсистем.

Как правило, разрушительные перемены в данном сегменте экономики приводят к возникновению новой волны роста. Если наша модель верна, максимальную прибыль в будущем можно будет извлечь не на стадии разработки и сборки курсов, а на стадии разработки их подсистем. Именно здесь сосредоточен потенциал для значительной экономии от масштаба и возможности выделиться из числа конкурентов. Если ведущие бизнес-школы начнут работать в указанном направлении, они обнаружат, что на рынке бизнес-образования, помимо подготовки MBA, есть и другие быстрорастущие и высокоприбыльные сегменты.

Авторы: Клэйтон Кристенсен, Майкл Эйнор, Мэтт Верлиндер

Читать дальше......

четверг, апреля 24, 2008

E-learning в США: количество без качества?

Статья на trainings.ru "E-learning в США: количество без качества?"

По результатам двух независимых американский исследований, 30% работников США в 2007 году прошли обучение с помощью веб-технологий.

Увеличивается ли от этого эффективность работы персонала — этот вопрос остается открытым.

Читать дальше

Читать дальше......

Исторический e-learning

Замечательный пост про историю технологий обучения (цитата из поста - когда очередной вендор СДО скажет вам какая у него инновационная технология автоматизации обучения - покажите ему эти картинки, снятые 45 лет назад). Действительно забавно:

1. Машинка для помощи преподавателю - прототип системы тестирования. Показывает текст и обучаемый должен нажать на одную из 4-х кнопок. Если нажал правильно - страница переворачивается и показывается следующий вопрос



2. Похожий инструмент, но с экраном под названием AutoTutor - показывает фрагмент текста и задает вопрос. Обучаемый жмет на кнопки - если ответил неверно - показывается дополнительный фрагмент текста (подсказка)



3. Машинка показывает фильмы и предлагает обучаемому нажать на одну из 4-х кнопок. Правильность ответа печатается на бумажке, вылезающей из аппарата (как чек из банкомата)



Оцените сами дистанцию, которой прошел e-learning за это время...

Читать дальше......

среда, апреля 23, 2008

Какая держава такое и ДО :)

Вот такое у нас в стране дистанционное обучение:

Прокуратура Осинского района провела проверку нескольких «высших учебных заведений», расположенных в подвальном помещении трехэтажного жилого дома в городе Оса.

На площади 207 кв. метров осуществляли образовательную деятельность три института: Ижевский юридический институт (филиал Российской правовой академии Минюста РФ), Чайковский технологический институт и Сарапульский политехнический институт (филиалы Ижевского государственного университета).
Студентам за определенную плату предоставлялась возможность заочно по месту жительства получить дипломы государственного образца по престижным специальностям: юриспруденция, менеджмент организации, бухгалтерский анализ и аудит, экономика и управление на предприятии.


Читать дальше

Читать дальше......

Обязательные электронные курсы и тесты

Обсуждал с одним из клиентов вопрос - как "заставить" людей учиться и возможно (и тем более нужно) ли это вообще. Представим себе ситуацию: начальство банка решило, что поскольку клерки плохо знают какой-либо продукт, то назначить всем операционистам обязательное изучение курса по продукту и прохождение итогового теста. Представим себе, что 10% операционистов курс не изучили вообще и не собираются (причем 5% из них раздолбаи, а оставшиеся 5% все прекрасно знают продукт и технологию и не считают необходимым этот курс изучать в принципе). Учебный центр в Москве раздолбаев от гениев отличить не может ибо не знает кто есть кто, потому назначает обучение всем скопом. Теперь вопрос - какие меры воздействия можно применить к тем кто курс не изучает (и можно ли вообще)? Какие организационные и юридические меры для этого нужны и возможны? Или все должно ограничиваться тем, что СДО будет рассылать гневные письма о необходимости завершить обучение :)

Еще вопросы:
? Нужно ли утверждать обязательное обучение приказом, упоминая в нем производственную необходимость такого обучения
? Нужно ли вносить в упоминание об обязательности и ответственности за прохождение дистанционного обучения/тестирования в положение об обучении и упоминание соответствующего пункта в трудовом договоре, который подписывает сотрудник
? Нужно ли вписывать в квалификационные требования к типовой должности (операциониста, например) необходимость сдавать квалификационный экзамен в форме теста в СДО
? Ну и наконец нужно ли этот вопрос вообще обсуждать

Что думаете?

Читать дальше......

вторник, апреля 22, 2008

Ещё о работе ума

Ниже приведено описание опыта Шри Ауробиндо по его совместной трёхдневной практике с Бхаскаром Леле по развитию сознания. Людям, относящимся скептически к подобного рода практикам, порекомендую получить удовольствие от приведённого ниже текста, читая его как забавный фантастический рассказ. Однако для всех этот рассказ будет полезен как напоминание о том, что не стоит примитивизировать методику создания обучающих курсов, сводя её к голому бихевиоризму.

___________________________________

Всем ментально развитым людям, поднявшимся выше среднего уровня, приходилось так или иначе или хотя бы время от времени для определенных целей разделять свой ум на две части: активную часть, фабрику мыслей, и спокойного свидетеля, наблюдающего за мыслями, оценивающего их, отвергающего, принимающего, вносящего поправки, хозяина в доме разума, господина собственной империи мысли. Практикующий идет еще дальше — он не только становится там хозяином, но и даже оставаясь так или иначе связанным с разумом, он выходит из него и занимает позицию над ним или позади него, и тем самым практикующий освобождается от разума. Образ фабрики мыслей для него уже не совсем верен, ведь он видит, как мысли приходят к нему снаружи, из некой общей вселенской базы данных, иногда сформулированными и четкими, иногда бесформенными, и тогда им придается форма где-то внутри нас. Основное занятие нашего ума — принимать или отвергать эти волны мыслей (как и витальные волны и волны тонкой физической энергии) либо придавать личную ментальную форму субстанции мысли (или витальным движениям) из окружающей природы. Я очень признателен Леле за то, что он показал мне это. «Сядь и медитируй, — сказал он, — но не думай, а только смотри на свой ум; ты увидишь, как мысли входят в него; отбрасывай мысли, прежде чем они смогут войти в твой ум, и тогда твой ум обретет полное молчание». Раньше я никогда не слышал, что можно видеть, как мысли приходят снаружи, но я не усомнился в словах Леле и просто сел и сделал так, как он сказал. Мой ум сразу же стал спокойным как безветренный воздух в горах, и тогда я увидел, как мысли одна за другой приходят снаружи самым конкретным образом; я отбрасывал их прежде, чем они могли войти в мой ум, и за три дня я освободился. С этого момента мое ментальное существо стало свободным интеллектом, вселенским умом, не ограниченным узким кругом личного мышления, как работник на фабрике мыслей, а способным получать знание из сотни сфер бытия, и свободным выбирать что угодно в этой необъятной империи видения и империи мысли.
Шри Ауробиндо
___________________________________

Читать дальше......

понедельник, апреля 21, 2008

ДО активно по определению

Электронное обучение нередко упрекают за то, что обучаемый механически кликает где-то по экрану, пассивно изучает контент, а учебный процесс теряет сакральный ореол, гарантируемый ему присутствием фигуры преподавателя, мощью его личностного влияния. Конечно, существуют, к сожалению курсы, в которых активность обучаемого еще ниже, чем у студента во время лекций, изредка перемежаемых семинарами и прочими практическими (часто – якобы практическими) занятиями. Однако этому ДО научилось, полагаю, у традиционного образования.

ДО не может быть неактивным по опеределению, иначе его эффективность устремиться к нулю. Активность контента диктуют следующие важнейшие обстоятельства:
1. Обучаемый предоставлен самому себе и различного рода задания и тесты должны поощрять его к обучению, «подхлестывать» его интерес.
2. Многочисленные тесты и упражнения с неизбежностью делят контент на относительно короткие фрагменты. Чем «порционнее» обучение, тем эффективнее ДО.
Общим местом в педагогическом дизайне стали сентенции типа: «чем короче текст, тем лучше», «один слайд – одна мысль». Ничего подобного! Втиснем ли мы контент на 10 слайдов или размажем на 100 – активности не прибавится, разве что кликов по кнопке «Далее» до тошноты станет. Именно наличие упражнений и тестов делит контент на логические части, обозначает границы между этапами изучения материала.
3. Без выполнения упражнений и тестов тьютор и учебный центр никак не узнают, освоил ли, насколько и с каким качеством учебный курс обучаемый.

Задания, разумно расставленные по курсу, обеспечивают:

  • помощь учащемуся в освоении материала
  • побуждение к изучению материала
  • разбиение контента на оптимальные порции
  • мотивацию к улучшению результатов и успешному завершению курса
  • контроль и оценку результатов
  • обратную связь с контентом и связь с LMS
  • связь с тьютором

Каким же образом реализуется активность в электронном учении? Способов здесь – пальцев одной руки хватит:
1. размышления обучаемого
2. письменные или графические ответы
3. действия над объектами медиа (обычно, тесты, графика) при выполнении интеракций

К сожалению, жанр поста не позволяет детально развить тему реализации этих способов. Ее продолжение будет здесь.

Читать дальше......

Тьютор управляет учением

Продолжаем знакомить с мнениями тьюторов-практиков, работающих в условиях смешанного обучения. В этот раз Светлана Яскевич и Елена Локтева рассуждают над вопросом «Каким образом тьютор может повлиять на процессы самообучения своих подопечных?»

СЯ: Управление самостоятельной работой удаленных обучаемых может быть "заложено" еще на этапе разработки курса. Это выражается прежде всего в "порционной" подаче материала, отдельные модули которого становятся доступны только при выполнении учащимся некоторых условий. К примеру, он сможет двигаться дальше, овладев определенной порцией знаний и навыков и выполнив определенный перечень работ, набрав при этом некоторый минимум баллов.

ЕЛ: Тьютор не оставляет слушателя один на один с учебным материалом. Для этого как можно быстрее реагирует на проявления активности обучаемого: проверяет и комментирует работы, отвечает на вопросы на форумах и в онлайне. Причем, отвечает по существу и в доброжелательном тоне. Реагирует охотно, не дает слушателю понять, что общение с ним утомительно. Даже если слушатель обратился в неподходящий момент, вежливо извиняется, просит отсрочки, и обязательно возвращается к вопросам слушателя как только возможно. Демонстрирует, что тьютору небезразлично, как у слушателя продвигается самообучение.
Я уверена, что, положа руку на сердце, очень многие преподаватели признаются, что о состоянии дел у каждого очника они редко задумываются, по крайней мере, после того, как текущее занятие окончилось. В дистанционном режиме, когда общение идет не со всей группой, а с каждым слушателем индивидуально, преподавателю приходится прожить с каждым из них весь процесс обучения, причем, с каждым - в своем темпе!

Читать дальше......

воскресенье, апреля 20, 2008

Обучающиеся шутят

Ниже приведён пример того, что обучающимся не чуждо чувство юмора.



В целом проявления подобного рода, это хороший симптом, который означает, что идёт не просто механический процесс выполнения «обязательной программы», а подключаются творческие ресурсы. «Душить» подобное творчество было бы преступлением со стороны педагога, тем более, что в данном случае это и небезопасно: ведь коварство со стороны обучающегося заключается ещё и в том, что за такую шутку его и упрекнуть нельзя, поскольку упрекающий рискует оказаться в ещё более щекотливой ситуации, если услышит в ответ: «Мариванна, да я и слова такого не знаю, это описка, связанная с тем, что я торопился и когда вписывал букву F, уже продумывал ответ следующего задания. Кстати, а что означает слово, которым вы меня упрекаете?»

Читать дальше......

Как работает мозг

На видео - история человека у которого в результате операции разъединены левое и правое правое полушание мозга. Происходят удивительные вещи - картинки предметов, информация о которых попадает в правое полушарие, то он не может их назвать, т.к. за речь отвечает левое полушарие, но может их нарисовать левой рукой (управляемой правым полушарием)!! Если же графическое изображение попадает в левое поглушарие, то с именованием предметов у пациента нет проблем!!

Читать дальше......

Brittanica для блоггеров

Британская энциклопедия (Brittanica) почти уже павшая под ударами Википедии все еще пытается бороться.
1) Они сделали iPhone версию энциклопедии
2) Они разработали сервис WebShare, позволяющий блоггерам бесплатно использовать их материалы на своих сайтах через виджеты



Но на мой взгляд все это бессмысленно, т.к. Википедия бесплатна, а за пользование Британской энциколпедией нужно платить $70 в год. Это как борьба пейджеров с мобильными телефонами - как ни старайся - все равно конец известен :(

Читать дальше......

На что пошли русские деньги

Offtopic - компания SixApart, которая продала LiveJournal (ЖЖ) русской компании Суп объявила, что на вырученные деньги делает серьезное приобретение в Интернете (видимо, чтобы снова его перепродать русским). Известный блог TechCrunch предлагает угадать кого они купили и за это обещает iPod тому кто угадает - читать новость и смотреть список предположений.

Читать дальше......

Русская скиллопедия

Многочисленные западные сайты с бесплатным учебным видео-контентом о которых в этом блоге уже много раз писалось (например, про сайт Howcast) приобрели российский аналог - skillopedia.ru. Пока сайт бедноват - некоторое количество фрагментов западных видео-фильмов, переведенных на русский, учебники по Excel и 1С. Есть и любопытное - хотите изучить стриптизный шаг или узнать секрет изготовления бухарского плова? Попробуйте.

Читать дальше......

суббота, апреля 19, 2008

Команда для e-learning - сколько человек?

Отвечая на очередной вопрос о том, сколько нужно человек для внедрения системы дистанционного обучение я задумался и решил свести все мои наблюдения в единый список:
1. Как правило за e-learning в компании отвечает 1 человек (чего явно недостаточно для администрирования системы и разработки контента, но только на администрирование - вполне достаточно)
2. Максимальная по численности команда, постоянно выделенная для электронного обучения, которую я наблюдал в российской практике - 5 человек
3. На вопрос откуда берется человек для администрирования системы можно как правило ответить так - воспитывается за пару месяцев из числа администраторов/специалистов. Главное не бояться компьютеров, иметь желание разобираться в системах и понимать бизнес-процессы учебного центра компании
4. Откуда берутся люди для разработку курсов ответить трудно :) Из тренеров из ИТшников - у меня нет точной статистики... Как-то они сами вырастают, т.к. формализованного обучения почти никто не проходит (На правах рекламы - желающие поучиться могут посетить семинар "Практики создания электронных курсов", который ведет Владимир Наумов 29-30 мая, осталось 4 места)
5. ПО результатам исследования средняя команда для внедрения системы дистанционного обучения в США в компаниях составляет 3 с половиной человека (и делает это она за 23 месяца в среднем). См. результаты исследования.

На мой взгляд для начала проекта оптимальной является команда из 2-х человек: выделенный человек на разработку учебного контента + администратор (в зависимости от объема проводимого обучения, может совмещать работу по администрированию СДО с общим администрированием учебного процесса). Кроме того руководитель учебного центра должен принимать участие в проекте на этапе внедрения и определить направления автоматизации учебного центра в целом и интеграцию ДО с другими формами обучения.

А у вас сколько человек участвует в проекте???

Читать дальше......

пятница, апреля 18, 2008

Снова о качестве составления тестовых заданий

На хабрахабре опубликована статья «Высшее образование по-русски», в которой анализируются некоторые вопросы из тестов по информатике для первокурсников инженерно-экономического факультета РЭА им. Плеханова (Москва). Ниже приведён весьма поучительный текст этой статьи:

_______________________________________

Поверьте, когда я увидел это, у меня отвисла челюсть - такого принебрежения к предмету со стороны преподавателей я не видел ни разу. Орфография, пунктуация, и также варианты ответов сохранены в полном объеме.

Что такое DOS?

• плата в компьютере;

• фирма, выпускающая компьютеры;

• марка компьютера;

• программа;

• тип процессора.

Варианта "операционная система" не предусмотрено. Вообще. Отвечай, как хочешь, все равно ошибешься.

По какому признаку классифицируются вирусы?

• по объему, занимаемому на диске;

• по размаху наносимых повреждений;

• по среде обитания;

• по "марке" изготовителя

О том, что классифицировать можно по какому угодно признаку, скромно умолчали. Право, когда подруга в аське попросила на ответить, я сильно озадачился.

Посетил страничку symantec, чтобы убедиться в своей правоте. увидел то, что и ожидал:

Классификация по принципу действия: черви, троянские кони и логические бомбы

Классификация по способу распространения

Классификация по форме

Посоветовал ей послать преподавателя. Преподаватель сказала, что правильный ответ очевиден. Не хотел бы я там учиться.

Но продолжим...

Имена архивных файлов должны иметь расширение:

• по краткому названию программы - архивации;

• данное произвольно пользователем;

• содержащее первые буквы самых больших файлов.

Что делать человеку, который всю жизнь winrar-om делал zip-архивы?

Что такое компьютерный вирус?

• неполадка в работе компьютера;

• программа, выполнение которой приводит к вредным последствиям;

• программа, стирающая все файлы на диске;

• программа, передаваемая по сети

Надеюсь, никто не будет спорить, что существуют безвредные вирусы?

Для удаления файла можно:

• перетащить файл в папку Мои документы;

• перетащить файл на значок Корзина;

• нажать правую кнопку мыши в свободной области Панели задач, выбрать команду Свернуть все окна.

Способа удалить файл тут не представлено, верно?

Какие файлы заражает чаще всего вирус?

• программы;

• файлы данных;

• текстовые файлы;

• документы;

• системные файлы.

Формулировка феерическая. ИМХО, это все равно, что спрашивать: "какой чаще всего техник ломается?" и в качестве вариантов давать "степлеры, подъемные краны, фотоаппараты, большие адронные коллайдеры"

На блок-схеме алгоритма последовательно вводятся числа: 0,5; 5; -6; -40; 40; 10; -1. Какое число выводится?

• 0,5;

• -1;

• -40;

• 40.

если на блок-схеме не указано, то никакое число не выводится. или это я дурак?


В заключение хочу сказать, что мною намеренно были обойдены вопросы пользования виндовым gui. Там их много, но нигде не указано, что речь идет именно о win, причем исключительно при стандартных настройках. Пользуетесь far-ом и никогда не знали наизусть, по каким кнопкам нужно тыкать в explorer-e? Вы вот уже 5 лет сидите за машиной с linux или mac? Расслабьтесь, тест вы уже завалили.

Авторский текст: Pono

Читать дальше......

четверг, апреля 17, 2008

Изготовление видеообъектов для электронных учебных курсов

Новый перевод distance-learning.ru - весьма полезная статья "Изготовление видеообъектов для электронных учебных курсов". Набор практических советов по созданию учебных видеообъектов от доктора Питера Федда (корпоративный видеопродюссер, до этого 20 лет проработал ассистентом профессора на факультете образовательных технологий и педагогического дизайна Университета южного Иллинойса). Если воспользоваться этими советами можно сделать из обучающего видео нечто более осмысленное, чем просто "говорящая голова".

См. ранее на эту тему - Сложно ли самому снять видео для учебного курса?

Читать дальше......

среда, апреля 16, 2008

В России есть m-learning!

Как выясняется, общаться с коллегами на семинарах и конференциях бывает полезно. По крайней мере на прошедшем e-learning турнире, я услышал как Тимур Ермаков из компании Билайн кратко упомянул об опыте создания электронного курса для мобильных устройств. Мне это показалось очень интересным, т.к. об m-learning (обучении с помощью мобильных устройств) много говориться, но почти ничего не делается на практике (по крайней мере в России). Я договорился с Тимуром (он кстати на фото, для тех, кто с ним не знаком) о том, что он подробнее расскажет об истории создания курса и пилотного использования курса и ответит на мои вопросы.


История проекта в изложении Тимура:
В октябре 2007 года Билайн Университет вышел к потенциальному бизнес-заказчику (одна из служб по работе с дилерами) с инициативой разработать для сотрудников этого подразделения небольшой электронный курс по продукту Билайн, с возможностью его прохождения на мобильных устройствах. Бизнес-заказчик предложил тему: "Продажа кредитных тарифных планов для физических лиц". Именно этот внутренний продукт на тот период являлся важным в линейке продаж в дилерских салонах связи. В то же время были некоторые сложности с его продажей.

Сотрудники целевой группы проводят минимум своего времени в офисе (всего один день в неделю), все остальное время они находятся "в полях", на встречах, в дилерских салонах и т.д. У всех сотрудников в распоряжении есть корпоративное мобильное устройство КПК HP IPAQ hx 2790. Это позволило нам выдвинуть гипотезу о том, что в часть сотрудников, мотивированных на саморазвитие, готово проходить учебные курсы в дороге, во время ожиданий где-либо и пр.

В период с октября по декабрь совместно с нашим партнером "МедиуМ" был разработан мобильный учебный курс "Продажа кредитных тарифных планов для физических лиц", который впоследствии проходили сотрудники целевой аудитории, вошедшие в фокус-группу (30 человек).

Цель пилота мы сформулировали для себя так:

Основные цели:
- Провести исследование востребованности, эффективности, сильных и слабых сторон данной формы обучения в Вымпелкоме; протестировать техническую составляющую новой формы обучения
- На основании полученных результатов пилота разработать план внедрения новой формы обучения в Компании

Дополнительные цели:
- Достичь учебных целей мобильного курса: познакомить целевую аудиторию с преимуществами кредитных тарифных планов и тем самым повысить мотивацию к его продажам
- Показать преимущества новой формы обучения заказчикам проекта и целевой аудитории, сформировать лояльность у участников пилота к новой форме обучения.

Работа с нашей фокус-группа была разбита на несколько этапов. Вот основные из них:

1. Проведение установочной встречи с участниками фокус-группы. Цели встречи:
- установить мобильный курс на все КПК
- протестировать его работу
- вовлечь и замотивировать участников на обучение
- проинструктировать по процессу
- передать формы обратной связи

2. Проведение пилотного обучения. Мониторинг процесса обучения. Поддержка пользователей

3. Финал обучения: Проведение очной встречи с участниками фокус-группы. Цели встречи:
- собрать устную и формализованную опросниками обратную связь от участников
- формирование лояльности к новой форме обучения у участников

4. Проведение финальной встречи с заказчиками и предметными экспертами. Цели встречи:
- оценить соответствие первоначальных результатов обучения ожиданиям заказчиков
- собрать обратную связь по процессу
- замотивировать заказчиков на наблюдение за долгосрочными эффектами обучения

5. Обработка и анализ всех полученных результатов. Формирование финальной презентации по результатам пилота для руководителей Билайн Университета

Наши основные результаты:

В целом участники фокус-группы позитивно оценили новую форму обучения.
Удобство интерфейса группа оценила по 10-бальной шкале на 8
Удобство обучения в дороге - на 7,7
Перспективность мобильного обучения для своей работы - на 7,5

Значимо выше оценивали удобство и перспективность те сотрудники, которые передвигаются на общественном транспорте, чем те, кто на машинах (что и понятно:)
Было предложено несколько тем подобных курсов, которые их могли бы заинтересовать:
- Английский и русские языки
- Продажи
- Различные справочники для их работы

Участники фокус-группы и особенно их руководители после данного пилота говорили нам, что им все понравилось, однако более насущной потребностью, на их взгляд, является разработка некой базы данных, в которой должны содержаться основные знания, которые им необходимы ежедневно (процедуры, тарифы, описания стандартов, адреса дилеров и пр). База должна легко пополняться и обновляться и что особенно важно, быть доступной с КПК.

Основные выводы и опыт Билайн Университета:
Мы "пощупали" технологию. Увидели ее возможности, поняли, что на Мобильных устройствах учиться можно и нужно. Поняли сильные стороны и ограничения данной формы для нас.
Также осознали, что ярко выраженной потребности в развитии данной формы обучения пока нет. Она либо возникнет позже, либо ее нужно методично формировать:) Есть выраженная потребность в Mobile Knowledge Management, особенно для разъездных сотрудников.
В настоящий момент мы продумываем создания такого мобильного центра знаний.


Ответы Тимура на мои дополнительные вопросы:

АК: Думали ли вы над технологией сбора результатов обучения в LMS?

ТЕ: В этом проекте мы сделали две версии курса. Первая - локальная, для обучения фокус-группы (так как у них - КПК), вторая - сетевая (ради тестирования технологии). По GPRS связывались с сервером Медиума, оттуда скачивали курс и туда же передавали результаты. Все вроде работает, хотя есть желание потестировать еще. Особенно отчетность. Потестируем, расскажу о результатах. О создании внутренней инфраструктуры для полноценной работы M-курсов пока не думали, так как не до конца ясна потребность.

АК: Сколько человек прошло обучение по курсу?

ТЕ: На данный момент - только участники фокус-группы: 30 человек

АК: Пробовали ли вы положить этот курс в общую LMS для просмотра на обычных компьютерах?

ТЕ: Нет, не пробовали. Насколько я понимаю, важно разрешение экран

АК: По итогам пилота Заказчик захотел этот курс в более традиционном виде в LMS или нет?

ТЕ: Нет, не озвучивал даже. Речь шла о том, что курс будет полезен именно в таком виде, для новых сотрудников.

АК: Каковы основные технические проблемы (насколько я помню из твоего выступления) - нет времени учиться для тех кто в машине, трудно работать стилусом с задачами .... что-то забыл?

ТЕ: Все верно:
- За рулем не удобно совсем
- Трудно работать со стилусом во время езды в транспорте - Тряска + нужно держаться одной рукой за поручни :))
- Некоторые участники говорили, что учиться в транспорте сложно в принципе - много отвлекающих факторов (думаю, этот момент зависит от личностных особенностей: кто то легче погружается в чтение (учебу) в транспорте, кто-то постоянно отвлекается). Вроде все.

АК: Может ли этот курс проигрываться на других мобильных устройствах поддерживающих flash lite?

ТЕ: Конкретно этот курс был сделан по операционную систему Win Mobile 2005 и для разрешения 240*320. Насколько я понимаю, эти параметры также важны для работы курса. Хотя, мы с ребятами обсуждали возможность создания курсов и для Symbian.

АК: Можно продемонстрировать несколько скриншотов курса?

ТЕ: Пожалуйста:



PS
Я хочу сказать Тимуру большое спасибо за то, что он нашел время подготовить материал и ответить на вопросы. Мне по крайней мере было интересно...

Читать дальше......

вторник, апреля 15, 2008

Люди и технологии



Смех смехом, а знакомая учительница мне рассказывала, что дети, которые до школы мало общаются с другими детьми и взрослыми, а много общаются с телевизором, первое время игнорируют обращённые к ним вопросы учителя, воспринимая происходящее как очередное шоу. Есть повод задуматься, ведь компьютерные технологии посильнее телевизора деформируют восприятие реальности.

Читать дальше......

понедельник, апреля 14, 2008

Харизматичность контента и принципы ДО

Когда я изучаю дистанционно 3D анимацию, способы противодействия банковскому мошенничеству, техники активных продаж или технику безопасности в ходе электромонтажных работ, интересует ли меня личность автора контента? Меня, если я нормальный ученик, интересует сам контент в отчужденной от автора форме. Если я и запомню его ФИО и фото, эти сведения будут для меня не более чем формальным идентификатором в некоторой группе контентов, а не собственно персоны их создателей.
Другое дело, если личность автора является сама предметом изучения, например, с точки зрения его психологии или профессионального искусства.

Харизматичность контента противоречит общепринятым основополагающим принципам ДО (в чистом виде, от очных и онлайновых контактов абстрагируемся):
1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности студента.
Чем более харизмы у преподавателя (контента), тем меньше шансов обучаемому проявить самостоятельность
2. Познавательная деятельность студента должна носить активный характер.
Чем харизматичнее преподающий (контент), тем меньше поводов активничать учащемуся
3. Обучение должно быть личностно-ориентированным, т.е. индивидуализированным в соответствии с личными характеристиками обучаемого, а не преподающего.

Читать дальше......

Тьютор и преподаватель: какая разница?

В большинстве объемных публикаций по теории ДО авторы (особенно специалисты в сфере высшего и школьного образования) настоятельно выпячивают идею о принципиальном отличии удаленного тьюторинга и классического преподавания. Так ли это? Что думают об этом практики?
В поисках отгадки я вновь обратился к действующими тьюторам, Елене Локтевой и Светлане Яскевич, с вопросом:
1. Какими специфическими профессиональными компетенциями должен обладать тьютор, работающий в дистанционном режиме (в отличие от преподавателя, работающего в учебной аудитории)?

Елена Локтева: Что-то мне подсказывает, что как только я начну их перечислять, станет очевидно, что ничего особо специфического от тьютора-онлайнера не требуется :) Поэтому я просто постараюсь назвать то, что мне кажется обязательным, а уж насколько оно специфическое, не возьмусь судить.
1. Тьютор должен хорошо владеть приемами, мотивирующими к обучению.
2. В дистанционном режиме, с моей точки зрения, больше позволительно и даже уместно неформальное общение, нежели общение в строгом академическом стиле.
3. Тьютор должен быть доброжелательным. Даже если чувствуется, что от студентов идет негатив, должен быстро находить способы его сглаживать и переводить на позитивные рельсы.
4. Тьютор должен быть более внимателен к тому, что он говорит и особенно – к тому, что он пишет. Поскольку довольно много приходится общаться с помощью мессенджеров, форумов и т. п., письменная речь должна быть на хорошем уровне. Как, кстати, и скорость набора. Тьютор, который в режиме реального времени набирает ответ слушателю одним пальцем, в то время, как его уже о чем-то спрашивает еще один слушатель, будет испытывать определенные затруднения.
5. Тьютор должен хорошо владеть информационными технологиями, которые использует для работы в дистанционном режиме. Это не значит, что он должен быть профи во Flash-программировании или 3d-моделировании. Но если он использует в работе LMS, блоги, электронную почту и т.п., должен уметь этим пользоваться, а не звать на помощь каждый раз кого-нибудь, кто приаттачит файлик к ответу для слушателя или добавит новый пост в блоге.
6. Тьютор должен уметь работать в команде.
Во-первых, это позволит ему в полной мере использовать такое преимущество ДО, как возможность привлекать к работе над материалами курсов других специалистов, которые, возможно, довольно удалены от него.
Во-вторых, если тьютор выступает в качестве автора электронного курса, над которым работает еще и группа разработчиков, навыки работы в команде ему очень пригодятся.
В-третьих, для работы со слушателями можно привлечь очень много ресурсов, и эти ресурсы должны постоянно поддерживаться и обновляться. Рано или поздно тьютор может перестать справляться с таким объемом работ, и тогда будет целесообразно пригласить других тьюторов, и разделить с ними задачи по сопровождению курса (например, один тьютор выступает в качестве консультанта на форуме, второй пишет статьи для wiki или блогов и т.п.).
Возможно, я упустила еще какие-то особенности. Буду рада, если кто-то выскажется и добавит свою точку зрения. :)

Светлана Яскевич: Нельзя сказать, что тьютор должен кардинально «отличаться» от преподавателя, работающего в аудитории. Но некоторыми компетенциями он должен владеть в большей степени из-за существующей специфики обучения в дистанционном формате, например:
- виртуозным владением традиционными методиками обучения и их «интерпретациями» в применении к обучению на расстоянии;
- владеть личностно-ориентированными педагогическими технологиями;
- креативностью;
- коммуникабельностью;
- должен быть «открытым» для появляющихся новых технологий.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 13, 2008

55,8% крепко верят в e-learning!

На портале «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» с 31 августа прошлого года и по сей день ведется любопытное голосование (касается, прежде всего, школьного обучения):
















Понятно, что посещают этот портал скорее всего увлеченные e-learning’ом люди. Любопытно, какой ответ вышел бы, если бы голосование проводилось среди 647 специалистов корпоративных учебных центров?

Читать дальше......

Должен ли е-курс быть харизматичным, или Качество преподающего?

В блоге уже поднимался вопрос, насколько известными и харизматичными следует быть авторам электронных курсов. Более того, насколько харизматичными (см. комменты к посту ) могут быть сами электронные курсы.

Конечно, заполучить в качестве автора курса авторитетную и популярную —«апробированную» — фигуру — задача внешне благородная. В обучении же взрослого человека, лишенного, в отличие от подростков, острой нужды в поклонении кумирам, куда важнее фигура самого учащегося, нежели харизма преподающего. Да эту харизму нужно еще суметь транслировать в контент, что весьма затруднительно.

Какова же «модель» идеального автора курсов e-learning? Представляется, что простую и честную «модель качественного автора» контента и его места в учебном процессе давно разработал древнекитайский мудрец Лао Цзы:

Среди пастырей наилучший тот,
О чьем существовании паства едва догадывается.
Не столь хорош тот, кому она внемлет с восторгом.

Мудрый же пастырь, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И паства скажет: «Мы сделали это сами».

Хуже всех пастырь, которого презирают.
Люди не уважают того,
Кто не уважает людей.

Читать дальше......

суббота, апреля 12, 2008

Фоторепортаж о весеннем турнире e-learning в Минске

Как я обещал - фотоотчет о весеннем турнире e-learning.

1. Заседание семинара

Светлана Масюкевич. Северсталь

Александр Ларин, РайффайзенБанк Аваль

WikiMindMap в картинках

Корпоративный университет Билайн

я пытаюсь что-то сказать про управление знаниями

Андрей Дюсмикеев, Meduim

2. Вокруг семинара

Учебный центр нац. банка Беларуси

Пейзаж

Владимир Наумов (Websoft) и Тимур Ермаков (Билайн) после семинара

3. Спорт

Команда Medium

Команда "красных" - разбираемся что делать с мячом

За Medium болели, но мы все равно выиграли

Волейбольный финал

Футбол - "красные" победили в тяжелой борьбе

Александр Ларин атакует Андрея Дюсмикеева

4. Досуг

Для здоровья после спорта лучше покурить :)

мы с Андреем - начало совместной работы в Белоруси

Банкет, он же ужин

Там же

Света Масюкевич говорит тост

Вечер, игра в "крокодил" на свежем воздухе

Дмитрий Кирол, Приорбанк, пытается изобразить неизвестное слово...


Спасибо организаторам из Medium, а также Светлане Масюкевич за фото.

Читать дальше......

четверг, апреля 10, 2008

Что такое Grava?

Майкрософт уже 3-й год собирается удивить мир новым авторским средством для электронного конетента под названием Grava. Кое-кто об этом слышал, но никто пока не видел. Все ранее обещанные в различных форумах сроки выхода давно прошли.



Нашел на майкрософтовском сайте раздел про Grava - пока все очень неопределенно. Что точно написано и может похоронить этот проект для корпоративного использования - требование наличия на компьютере обучаемого Grava Player. Цитата: "The Grava Player is the program required to play presentations created in Grava. Learners will need to have the Grava Player on their computers to be able to play and interact with Grava content. " Т.е. этот Player придется ставить на все компьютеры - разве что они его включат его в состав Explorer. Если с Flash все уже смирились, то Майкрософту придется очень постараться убедить всех поставить еще один компонент ради нового авторского средства. Я был уверен, что они потребуют только SilverLight... Похоже печальный опыт Authorware, также требовавшего специального компонента ничему не учит...

PS
Забавная дискуссия в которой участники пытаются понять, а есть ли Grava и когда она выйдет....

Читать дальше......

Как прийти к индуктивному обучению?

На distance-learning.ru новый перевод статьи Клайва Шеппарда - "Как прийти к индуктивному обучению?" - полезная критика современных средств быстрой разработки курсов.

Читать дальше......

среда, апреля 09, 2008

E-learn Expo 2008

21-22 мая в Москве состоится выставка и конференция E-learn Expo. Кстати, организаторы продолжают собирать доклады от компаний по отраслевой тематике. Если кто хочет выступать - связывайтесь с организаторами. Наши клиенты могут написать Ирине Ермаковой и она поможет донести Ваше желание и материал до орг. комитета.

Читать дальше......

Итоги конкурса на лучший курс, сделанный с помощью Courselab

Подведены итоги первого конкурса на лучший учебный курс, созданный с помощью редактора CourseLab.

  1. Наиболее интересными нам показались три курса. Поскольку мы еще не накопили достаточного опыта проведения конкурсов и как следствие субъективных критериев оценки, то нам оказалось трудно выбрать из них единственный лучший. Поэтому создатели всех этих трех курсов получают первую премию!

    • "Курс для персонала магазинов компьютерной техники (демонстрационная версия)", созданный компанией Positronica. Курс отличается использованием самых разнообразных возможностей CourseLab и элегантностью оформления;

    • Курс "АльфаКАСКО 50х50", созданный компанией АльфаСтрахование, в котором лаконичность исполнения сочетается с хорошим стилем и использованием элементов анимации;

    • "Адаптационный курс для новых сотрудников", созданный АО "Казкоммерцбанк", отличающийся качеством оформления, единством стиля, и удачным использованием элементов анимации.


    Поздравляем всех победителей!


  2. Наиболее эффектный с точки зрения оформления курс - "English Matters" - мы получили от Яздона Мустапакулова из Узбекистана. К сожалению, в курсе использовано слишком много Flash анимаций, причем некоторые из них вполне можно было реализовать, используя возможности CourseLab. Тем не менее, мы очень благодарны Яздону и с удовольствием присуждаем ему второе место. Поздравляем!


  3. Демо-курс "Правила работы с персоналом", созданный компанией Центр подготовки и тренажа ОГК-1, реализует сложную логику внутри одного слайда. Ему присвоено третье место. Отдельно хотелось бы отметить очень красивый курс "Подготовка стропальщиков", созданный специалистами Центра подготовки и тренажа. Поздравляем!

Мы благодарны всем, кто прислал свои курсы на конкурс. Мы надеемся поддержать традицию и сделать этот конкурс ежегодным.



1 место. Курс для персонала магазинов компьютерной техники (демонстрационная версия)





Курс создан компанией Positronica.


Разработчик курса: Олег Пушкарь, старший методист-разработчик электронных курсов
УК ЗАО ПОЗИТРОНИКА




Открыть модуль


1 место. Курс "АльфаКАСКО 50х50"






Компания «АльфаСтрахование» – одна из крупнейших компаний российского страхового рынка, входящая в top-10 ведущих страховщиков нашей страны. В настоящее время компания занимает одну из лидирующих позиций по темпам роста, исповедует инновационный подход к ведению бизнеса.



Система обучения играет важнейшую роль в поддержке развития бизнеса, поскольку основные ресурсы «АльфаСтрахование» – люди. Именно поэтому Корпоративный Университет компании уделяет большое внимание всем формам и методам обучения, в том числе, дистанционному обучению.



Учебный курс «АльфаКАСКО 50х50» создан для поддержки продаж одноименного инновационного продукта компании «АльфаСтрахование». Этот курс – яркий пример основного принципа обучения, принятого в Компании, а именно соответствия учебных программ и инициатив стратегии Компании.



Курс создавался непосредственно после разработки продукта до начала его телевизионной рекламной кампании, чтобы каждый сотрудник, задействованный в продаже полисов автомобильного страхования, мог профессионально ответить на любой вопрос клиента по поводу «АльфаКАСКО 50х50», правильно оформить и продать страховой продукт.



Основные принципы, на которых создавался курс, следующие:


  1. профессиональные знания обучаемого в продаже полисов автострахования Компании, НО

  2. максимально простой язык: текст должен соответствовать его восприятию человеком, не разбирающимся в тонкостях страхования. Ведь именно таким языком продавцы общаются с клиентами, предлагая новый продукт;

  3. строгая логика изложения на основании системного подхода, используемого при разработке учебных курсов в «АльфаСтрахование».



Системный подход, положенный в основу разработки структуры курса, состоит в следующем:


  1. Сначала дается описание элементов системы, т.е. набора ключевых характеристик страхового продукта.

  2. Затем вводятся связи между элементами системы, т.е. определяются случаи, в которых страховой продукт используется или изменяет рабочий набор характеристик.

  3. И, наконец, дается подробное описание процессов происходящих в системе, т.е. регламент использования, расчета и оформления страхового продукта.



Таким образом, дистанционный учебный курс «АльфаКАСКО 50х50» - результат глубокого научного подхода к созданию методических учебных материалов, совмещенного с учетом особенностей практического восприятия информации человеком.



Созданный исключительно в целях содействия решению стратегической задачи Компании, курс «АльфаКАСКО 50х50» является важным примером продукта бизнес-обучения, полностью соответствующим подходу «Learning for Development».



О разработчиках:



Михаил Протасов, специалист по дистанционному обучению Корпоративного Университета «АльфаСтрахование». Михаил работает в компании с августа 2007 года и занимается административной, технической и методологической поддержкой учебного портала компании. На счету Михаила участие в разработке и модернизации 5 дистанционных учебных курсов, один из которых – «АльфаКАСКО 50х50». Помимо дистанционного обучения Михаил занимается продуктовым обучением в рамках регулярного базового агентского курса, проводимого для новых сотрудников продающих подразделений компании.



Александр Анапольский, руководитель Корпоративного Университета «АльфаСтрахование». Александр работает в компании с августа 2006 года. Имея опыт работы специалистом по страхованию и корпоративным тренером, Александр занимается созданием и экспертизой содержания дистанционных учебных курсов компании. Основная цель его работы в направлении дистанционного обучения – управлять процессом создания учебных курсов таким образом, чтобы они были максимально адаптированы для их восприятия в практической рабочей среде.




Открыть модуль



1 место. "Адаптационный курс для новых сотрудников"





Курс создан банком Казкоммерцбанк (Казахстан). АО «Казкоммерцбанк» в настоящее время является крупнейшим частным финансовым институтом Казахстана по размеру активов, ссудного портфеля, чистой прибыли и общих депозитов.


Разработчики курса: Меновщикова Екатерина, Шафигов Ерен,

Департамент Инновационных Технологий,

АО «Казкоммерцбанк»



Открыть модуль



2 место. English Matters





Курс создан для компании O'ZBEKO'QUVAVTOMATIKA.


Разработчик курса: Яздон Мустапакулов



Открыть модуль





3 место. Демо-курс "Правила работы с персоналом"





Курс создан в Учреждении Центр подготовки и тренажа.


Директор ЦПТ: Эдуард Калашников


Открыть модуль




Демо-курс "Подготовка стропальщиков"





Курс создан в Учреждении Центр подготовки и тренажа.


Директор ЦПТ: Эдуард Калашников


Читать дальше......

вторник, апреля 08, 2008

2018

2018 год. Обычная московская семья.

- Пап, можно я с твой карточки сниму 99 баксов? За книжку надо заплатить -

- А, что за книжка?

- Ну, этот. Достоевский. «Преступление и наказание».

- Так зачем покупать. У нас же есть.

- Да? А в каком файле?

- Причём тут файлы. Вот же он, на полке стоит

- Фу-ууу. Это же бумажная книжка!

- Ну, и что? Я ж в твои годы её читал.

- В твои годы, в твои годы Там поиска нет. Как я, по-твоему, цитаты находить буду? Аудио-сопровождения тут нет. Анимационных картинок тоже нет. Только текст, в котором даже шрифт и тот поменять нельзя Ты что? Меня же в школе всё засмеют! Сам такую читай.

- Ну, ладно. Вот, возьми DVD. Лет пятнадцать назад купил.

- Чего? DVD? А чем я этот антиквариат, по-твоему, прочитаю? В политехнический музей его сдай. Ты мне ещё перфоленту с Достоевским предложи!

- Если ты такой умный, то поищи сам в сети, да скачай нахаляву.

- Бесплатно скачать книжку!?

- Ну, да. А как же ещё? На книги Достоевского за давностью лет авторские права не распространяются Наверняка, где-то она лежит.

- Ты, что пап! Это может у вас, в начале века, всё скачать нахаляву можно было. Ты что не слышал, что уже лет пять, как авторские права на все книги навечно переданы Американской Ассоциации Издателей Книг. Или ты хочешь, чтоб меня как члена секты Дмитрия Склярова в тюрьму пожизненно засадили?

- Так, Достоевский же не американец! Причём тут американские издатели.

- А кого это волнует? Ты, папа, случаем не антиглобалист?

- Нет, что ты! Ну, сынок, жалко же почти 100 долларов тратить за файл. Ну, одноклассников лучше попроси файл этот дать. У них-то точно же есть. А ты им потом свой какой-нибудь файл дашь.

- Ага! Если они мне своего Достоевского дадут, то где я его читать буду?

- В смысле, «где»? Они свою копию у себя дома, а ты свою тут.

- Ну, ты совсем отстал. Книжку можно читать лишь с того компа, с которого её купили. Да и код поляризации там другой будет Короче, пап, давай деньги! Я куплю себе нормальную книжку.

- Ну, ладно. Вот, тебе одноразовый пароль на снятие 99 баксов с нашего

счета. В наше время 100 долларов были большими деньгами

- Ок. Скачал. Thanks.

- Ну-ка, дай и мне посмотреть Слушай, сынок, а что это за картинки?

Такого вроде бы в романе не было

- Дык, это же баннеры. Без баннеров книжка стоит 699 баксов.

Открытый файл пестрел мигающими объявлениями: ; «Косметический салон "У Лизаньки»- мы не дадим вам превратиться в старуху»; «Мучают проблемы? Психологическая служба доверия "Порфирий"»; «Кредитуем, обналичиваем. Низкий процент»;

- Слушай, сынок, а что это текста романа не видно? Подождать что-ли надо пока баннеры исчезнут?

- Ну, ты как будто с Луны свалился! Сто лет ждать будешь. Текст же надо через поляризационные очки читать. Без очков только реклама видна!

- А это ещё зачем?

- Как зачем? Чтобы никто, кроме заплатившего, не мог книжку читать! Прикинь, если бы я купил книгу, а кто-то, ничего не покупая, у меня через плечо тоже мог бы её читать

- Глупость какая-то. Ну, а если б я тоже очки одел бы?

- Ха, ну ты даёшь! Файл же настроен только на мои очки. На других очках другой код поляризации.

- Ладно, а ну дай-ка свои очки. Я через них книжку посмотрю.

- Как посмотришь? Они же тебя по сетчатке не опознают. Ты в них ничего кроме сообщения, что ты надел чужие очки не увидишь! Ладно, пап, не мешай со своими глупостями! Мне надо пока лицензия не кончилась быстро всё прочесть, иначе надо будет либо аренду файла продлевать, либо книжка сама уничтожится. Не мешай, я читаю

3 часа спустя

- Уффф! Ну, всё. Я прочитал!

- Как всё прочитал? «Преступление и наказание»за три часа?!

- Ну, да. Я и быстрее всё прочел бы, если б рекламных пауз каждые полчаса не было бы.

- Всё равное не верю! Кто такой, например, Свидригайлов?

- Кто-кто?

- Аааа, всё понятно. Кто такой Лужин? Кто такая Соня Мармеладова?

- Ну, ты даёшь! Откуда же я знаю! Я ж Home Edition читал. У меня только про то, как Раскольников старуху топором убил, а потом сдался с повинной. Про всяких остальных надо Professional версию покупать или вообще Enterprise Edition. У нас же денег столько нет.


Источник

Читать дальше......

понедельник, апреля 07, 2008

Вебинар в деле управления знаниями

Широко известна позиция японских исследователей - Икуджиро Нонака и Хиротака Такеучи - о наличии в бизнесе двух видов знаний: знаний компаний и знаний работников. Весьма часто последние имеют скрытую форму, являются неформализованными и передаются стихийно путем индивидуального общения, взаимообучения, а также посредстовом подражания, обучения на образцах или с помощью практических ""житейских" советов.

С точки зрения японских гуру менеджмента, производство знания в компаниях проходит (должно проходить) четыре сменяющих друг друга стадии:
1. Социализация, которая представляет собой предъявление неформализованных знаний и обмен ими. Здесь речь идет о социализации навыков и индивидуальных подходов, наработанных работниками, т.е. обмен опытом.
2. Экстернализация — перевод неформализованных знаний в формализованные.
3. Комбинирование — процесс получения новых знаний на основе имеющихся формализованных знаний (выражается главным образом в обобщении, развития и отрицания знаний, ранее полученных и зафиксированных в различных источниках и документах).
4. Интернализация — преобразование формализованных знаний в неформализованные, то есть в новые способы деятельности (навыки, умения) и их последовательности (стереотипы деятельности).

Не берусь утверждать, что сегодня учебные вебинары способны работать на стадиях 3 и 4. Во всяком случае, подходящие для этого образовательные технологии — целостные и логически завершенные — мне неизвестны.
А вот стадии 1 и 2 вполне «по плечу» учебным вебинарам. С их помощью не составляет большого труда организовать обмен опытом, умело направляемый ведущим, среди сотрудников.
Если ведущий вебинара владеет соответствующей техникой учебной коммуникации, он вовсе не обязан выступать еще и предметным экспертом на 1-й стадии корпоративного порождения знаний.
На 2-й стадии присутствие предметного эксперта желательно. Правда, беда большинства таких экспертов состоит в том, что сами они находятся уже на 4-й стадии, и далеко не все из них способны вернуться на 2-ю (Попросите Валуева научить нокаутировать соперников на он-лайн семинаре). В этих условиях е-тьютор может выступить помощником эксперта, «вытянуть» из него, равно как из иных участников необходимые знания и осуществить их формализацию.

В определенном диапазоне знаний в силах ведущего и без непосредственного участия эксперта формализовать неявные знания. Благо, методик для этого существует немало.

Можно предположить, что в условиях нашего бизнеса работа на стадиях 1 и 2 достаточно ценна и, может быть, сейчас и достаточна для того, чтобы придать процессу управления знаниями стартовый импульс, накопить необходимый для реализации стадий 3 и 4 материал. Эти стадии требуют уже принципиально иного уровня работы — исследовательского — и, соответственно, иных компетенций и иных специалистов.

Похоже, что работа по управлению знаниями на стадиях 1 и, отчасти, 2 может быть делегирована учебным подразделениям компаний. Стадии 3 и 4 едва ли целесообразно поручать им. Специалисты по управлению знаниями сами могут проводить с помощью технологии виртуального класса собственные мероприятия, достигая собственных целей.

Читать дальше......

воскресенье, апреля 06, 2008

IBM создает виртуальный мир для корпораций

IBM договорился с LindenLabs (создатели виртуального мира Second Life) и будут совместно создавать виртуальную вселенную для использования в бизнес-коммуникациях и обучении. Читать подробнее...

Читать дальше......

Весенний e-learning в Минске

Только что вернулся с весеннего турнира e-learning, который организовала и провела компания МедиуМ в Минске. Спасибо организаторам и особенно Андрею Дюсмикееву за потраченные усилия - это первое русскоязыное мероприятие про e-learning от которого я получил настоящее удовольствие.

Было не так много народа (из наших клиентов - московский Райффайзен, Северсталь, Билайн, Аваль), но это и неплохо - с теми кто приехал удалось пообщаться и формально и неформально. Поговорили об управлении знаниями (я перезентовал альфа-версию нашего нового модуля), MindMaps (интересное решение МедиуМ - WikiMindMaps, надеюсь они еще расскажу о нем на E-learn Expo), опыте разработки курсов и использования систем в компаниях. Объявили он нашем партнерстве с МедиуМ на белорусском рынке. Тимур Ермаков из Билайна рассказывал о первом опыте создания учебного контента для мобильных телефонов - мы договорились, что он соберет информацию об этом и мы постараемся что-то совместно об этом запостить...

А также поиграли в волейбол и футбол, поели драников, выпили немного водки на березовом соке. Все это наложилось на прекрасную весеннюю погоду (лично я только в Минске понял что весна началась, вырвавшись из безумного московского ритма).

Фотографии выложу позже, т.к. сам забыл фотоаппарат - Света Масюкевич обещала прислать свои, да и организаторы тоже.

PS
Надеюсь что традиция продолжится и в следующем году погода будет не хуже

Читать дальше......

пятница, апреля 04, 2008

Об опечатках, перфекционизме и современном ритме жизни

С развитием в дистанционном обучении Web 2.0-подходов, увеличивается количество текстов, публикуемых в режиме реального времени: подумал — написал. Вместе с этим растёт количество опечаток. По этому поводу одна из известнейших на западе блоггерш опубликовала довольно спорную статью «Писать без опечаток — совершенно не модно». Ниже приведена эта статья в переводе Aнтoна Иванoва.

__________________________________________________________

Давайте все заткнутся насчет опечаток в блогах, хорошо? Покажите мне кого-нибудь, кто жалуется на опечатки и при этом сам каждый день пишет в блог. Ну, попробуйте. Видите? Нет таких. Потому что если человек ежедневно пытается предлагать свои идеи и выражать их в интеллигентной, упорядоченной форме, ему совершенно не до того, чтобы жаловаться на чужие опечатки.

В наше время писать нужно экономно. Теперь нужно концентрироваться на дискуссиях и идеях, и оставить в стороне процесс редактирования и стремление к совершенству.

По мере прогресса в писательском мире орфографические террористы останутся не у дел. Вот пять причин, почему жаловаться на ошибки в правописании совершенно глупо и старомодно.

1. Несовершенство программ проверки орфографии.

Все мы знаем, что спеллчекеры не всегда распознают ошибки. И бывает, мы уверены в том, что применяем стилистический прием, а на самом деле делаем грамматическую ошибку.

Кроме того, практически невозможно найти все свои ошибки, которых не нашел компьютер. Проверять свои тексты — это неестественно, иначе бы профессии редактора и корректора не существовали. А одно исследование показало, что если первая и последняя буквы в слове стоят на своих местах, то наш мозг автоматически расставляет правильно все остальные буквы. Моя любимая опечатка, которую не распознают спеллчекеры — from/form: оба слова верны, и вы сами можете найти много подобных случаев.

Так что не нойте, что нужно пользоваться проверкой орфографии.

2. Орфография не имеет никакого отношения к умственным способностям.

Обычно те, кто скулит по поводу орфографических ошибок, одновременно пишут, что автор текста — идиот. Следует изменить подобное отношение к ошибкам как к признаку некомпетентности.

Многие страдающие дислексией на самом деле очень умны. А большинство школьников, выигрывающих олимпиады по правописанию, имеют признаки синдрома Аспергера (форма аутизма). Это значит, что мозг талантливых «правописателей» развивает интеллектуальные способности (в данном случае орфографический талант) в ущерб навыкам общения.

Так что тот, кто делает ошибки, на самом деле может быть очень умным и общительным — просто вы этого не замечаете.

3. Время ограничено. Его нужно тратить на новые идеи, а не на дефисы.

Я очень хорошо разбираюсь в грамматике. Я могу разобрать любое предложение. Я могу хоть во сне пеьт школьные стишки, помогающие заучить правила. Так что я имею полное право заявлять, что есть отличные писатели, не знающие правил грамматики.

Настоящие специалисты, кстати, знают наизусть «Руководство по стилю» агентства «Ассошиэйтед Пресс». Газеты и журналы нанимают корректоров, которым платят именно за исполнение правил языка. Блоггер не может себе позволить нанять корректора, а несколько лет подряд заучивать «Руководство по стилю» — вряд ли хорошее занятие для блоггера. В общем, можно либо провести жизнь, заучивая «Руководство по стилю», либо провести жизнь, выдвигая новые идеи.

Ну и что, что в ваших идеях дефисы расставлены не там, где нужно? Ну и что, что вы неправильно написали окончание? Почти во всех случаях читатели все равно поймут, что вы имеете в виду. Но если в вашей статье нет интересных идей, они даже не будут пытаться что-то понимать. Идеи намного ценнее орфографии, именно поэтому людям, предлагающим интересные идеи, платят в 20 раз больше, чем знатокам правил.

4. Перфекционизм — это болезнь.

Если ошибки вас сильно раздражают, задумайтесь, не перфекционист ли вы? Перфекционизм — это психическое расстройство. Перфекционисты чаще остальных впадают в депрессию, для них все кажется недостаточным. Перфекционисты не могут передать свою работу кому-то другому, и поэтому чаще испытывают недовольство своими результатами. А кроме того, они чаще страдают от проблем в общении, потому что люди, погрязшие в мелочах, не могут поднять голову и заметить то, что считают важным другие люди.

5. Используйте комментарии по назначению — для ведения умной дискуссии.

Комментарии предназначены для того, чтобы люди обменивались идеями. Лучшие комментарии (как у меня в блоге) — это комментарии, написанные умными, интересующимися людьми, которые тратят больше времени не на поиск идеальных ответов (а такие бывают?), а на поиск идеальных вопросов. Лучшие комментаторы — те, кто помогают друг другу глубже понять интересующие нас вопросы.

В общем, блоги — не для перфекционистов, а для интересующихся, любознательных, пытливых. Для тех, кто понимает это искусство. Старая журналистика была одержима идеями Правильности и Авторитетности; в новой журналистике новости — всего лишь товар, а выше него находится главное: люди, выражающие свое мнение. Поэтому перестаньте тратить свое время на разбор орфографии в комментариях, и начните вносить свой вклад в дискуссии.
__________________________________________________________

Читать дальше......

четверг, апреля 03, 2008

Старикам здесь не место?

В России электронным обучением занимаются как правило достаточно или даже очень молодые люди. Считается, что новые технологии не для пожилых. И зря... Нашел очень неплохую презентацию о принципах успеха электронного обучения написанную доктором Оппельбаумером (на фото). Как говорят сейчас - старик жжот :)

Читать дальше......

среда, апреля 02, 2008

Другие студенты

Много раз на различных конференция и семинарах повторяется мантра - "Современные студенты другие (не такие как мы) и учить их нужно по другому". В университете штата Канзас сняли это забавное видео про жизнь своих студентов. Сделано весь просто но креативно:

Читать дальше......

Первый жесткий диск

На картинке один из первых жестких дисков (The IBM 350 Disk Storage Unit) от IBM загружают в самолет где-то в 1958 году:


Объемы хранимых материалов увеличились на столько же, на сколько уменьшился физический размер диска.Объем диска был в разных моделях от 4.4 до 18 мегабайт :) и стоил он в нынешних деньгах $250.000.

Технический прогресс налицо :)

Читать дальше......

вторник, апреля 01, 2008

Минимизация размера обучающего модуля

В зависимости от назначения и способа применения обучающих модулей их размер может быть или важен или очень важен. Ниже приведены несколько моментов, на которые можно обращать внимание при создании компонентов курса и его конечной верстке.

Удаление неиспользуемых элементов

Нужно следить, чтобы в комплекте курса были только те объекты (рисунки, видеофайлы, тексты, файлы скриптов и пр. ), которые используются.

Удаление дублирующихся объектов

Если объект (рисунок, видеофайл, текст, скрипт и пр. ) участвует в нескольких слайдах, то он всё равно должен оставаться в единственном числе.

Использование оптимальной компрессии рисунков и видеофрагментов

Здесь возможны различные хитрости. Например, 1-разрядное изображение не обязательно должно быть только черно-белыми, оно может быть красно-белым в одном слайде и сине-белым в другом.

Применение шаблонов

Если элементы имеют повторяющуюся текстуру, экономнее формировать необходимый паттерн, размножая рисунок-плитку.

Приёмы форматирования текста

Если ваш инструмент создания курсов содержит несколько элементов формирования текста (например, метка, текстовое поле, RTF-текст, HTML-текст), то нужно пользоваться этими элементами сообразно обстоятельствам, а не самым универсальным из них. Кроме того, стоит отслеживать, чтобы текстовые HTML-элементы не содержали «мусора» — избыточного форматирования.

Создание оптимальной структуры курса

В зависимости от используемого Вами инструмента разработки могут быть более экономичные варианты компановки и менее экономичные (при том же результате). По меньшей мере, не должно быть не использующихся слайдов, то есть тех, на которые не ведет ни одна ссылка.

Использование внедренных шрифтов

Если вы ваш инструмент поддерживает внедренные шрифты, нужно оценить все ли из этих шрифтов вам действительно необходимы. Также нужно отслеживать, чтобы все не использующиеся шрифты были удалены.

Очистка текстовых полей

В курсах часто встречаются текстовые элементы, которые заполняются текстом в зависимости от действий пользователя. Примером может служить поле с интерпретацией пройденного пользователем диагностического теста. Перед созданием итогового варианта курса эти поля следует очищать от текста, тест всё равно будет создан динамически.

Это всё самое основное. Меры приводились в порядке убывания их значимости. Опущены экзотические и специализированные меры наподобие экономии на компактности управляющих скриптов, экономии на длине имени переменной.

Читать дальше......