Websoft

суббота, мая 31, 2008

Умные "Ведомости"

Я постоянно читаю Ведомости в электронном виде и почти никогда на бумаге (если только не беру в каком-нибудь кафе).Вчера случайно обнаружил, что газета решила приблизить свой электронный контент к виду бумажной газеты (с помощью решений от Newspaper Direct). Что получилось - см. здесь. Для большого количества статей есть аудио запись прочтения текста, так что газету теперь можно просто слушать. Вполне забавная технология - возможно скоро увидим что-то в таком духе в корпоративных газетах и изданиях (которые по какому-то недомыслию продолжают издавать на бумаге)

Читать дальше......

Социальные сети для чайников

Для тех кто не знает что такое социальные сети (Social Media) - очередной 4-х минутный фильм от Common Craft, который объясняет эту концепцию с помощью картинок и мультипликации на примере мороженого :)



См. ранее на эту тему - Учебное видео с помощью бумаги и фломастера

Читать дальше......

E-Learning 2.0 Если ли примеры реализаций в РФ?

Любопытная дискуссия на тему "E-Learning 2.0 Если ли примеры реализаций в РФ?" на Pedsovet.org. Советую почитать.

Читать дальше......

Восстание против тестов

Студенты 8-го класса из школы в Бронксе (Нью-Йорк) устроили восстание против постоянного использования тестов. Более 160 школьников из 6 классов отказались сдавать очередной тест. Аргументация - тестов слишком много и они зачастую носят формальный характер и не способствуют обучению (источник - статья в New York Daily News - на английском).

У вас никогда еще обучаемые не восставали из-за количества тестов, которые нужно сдавать? Сколько тестов в год должен сдать человек, чтобы у него взорвало мозг?? :)

Читать дальше......

пятница, мая 30, 2008

Пока мы тут с вами курсы вручную создаём…

Профессор Филип Паркер, используя созданный им алгоритм, генерит книги буквально тысячами. Вот таким, примерно, образом (видео, к сожалению, на басурманском языке, но суть понять легко):



Некоторые из 85 000 книг, созданных им за 5 лет, продаются на Амазоне.

Читать дальше......

четверг, мая 29, 2008

Два мира - две системы

Снова о наболевшем: сегодня в обед я сидел в кафе в городе Пермь и подключившись к интернету через Скайлинк (ибо wifi там все же отсутствовал) организовал дискуссию (в скайповском чате) одновременно с коллегами в Москве и Киеве, в параллельных дискуссиях также общаясь с Минском, Питером и Кривым Рогом. Т.е. технологически лично я как бы жил в 21 веке. А за 1 час до этого знаменательного события, я обсуждал с клиентом как же ему подключить к порталу для проведения оценки филиал, находящийся на расстоянии выстрела от его центрального офиса (и как следствие от центрального сервера). Это мне кажется из века 20-го...

И еще - дома у меня интернет в 2 раза быстрее чем в офисном центре класса В в городе Москве (и быстрее в офисе не подключишь т.к. у провайдера эксклюзив).

Возникает вопрос - на сколько дополнительных лет мы отстаем от Запада в том же электронном обучении из-за инфраструктурных ограничений корпоративного сектора (дополнительных к нашему отсутствию опыти и понимания). А мы еще говорим про какие-то нанотехнологии и технопарки :)

Читать дальше......

среда, мая 28, 2008

Аудиоинтервью - экспериментальный формат материала

Я решил попробовать новый формат обмена информацией - телефонное интервью с e-learning специалистами. Первый опыт - общение с руководителем Корпоративного Университета компании «АльфаСтрахование» Александром Анапольским. Александр рассказал об опыте использования системы дистанционного обучения в компании, текущих задачах и планах развития. Качество записи не всегда хорошее, мы пока в поиске наилучшей технологии - зато для проведения интервью использовались решения 21 века :) - звонок был сделан со Скайпа на мобильный и сразу записан в формат MP3.

Слушать интервью online (около 12 минут):


Скачать mp3 с записью (5MB)

PS
Буду рад услышать ваши мысли по поводу этого формата. Если возникнет желание выступить в качестве интервьюируемого и поделиться опытом с коллегами - пишите мне.

PSS
На создание такого контента (если технология отработана) нужно совсем мало времени (оно практически равно времени разговора) - возможно стоит подумать о возможности использования такой формы сбора информации для учебных порталов.

Читать дальше......

вторник, мая 27, 2008

За 1600 руб. можно сделать изображение обычного проектора сенсорным

Вот несколько примеров:





Как изготовить описано здесь.

Читать дальше......

понедельник, мая 26, 2008

Мы все учились понемногу



Каждый из современно образованных людей обладает определенной психологической, педагогической, языковой компетенциями. Все мы учились и, если не учим профессионально, то ежедневно поучаем окружающих, успешно разбираемся в людях и себе, вполне удовлетворительно коммуницируем, понимаем родной и даже чужие языки. И верим, что нечто подобное делается везде и всюду, включая и ДО.

Однако повседневная компетентность существенно разнится от профессиональной. Умение отличать первую от второй – и есть признак профессионализма. Одна из причин качественного несовершенства нашенского e-learning видится в том, что мы подходим к нему с аршином обыденности, а не с выверенными эталонными мерками. Об этом, отчасти, свидетельствуют и результаты опроса (рис. 1), проведенного во время вебинара по педагогическому дизайну на тему «Контроль уровня обученности в электронном курсе».


Рис. 1. Опрос и его потрясающий результат

По существу, ища правильный ответ (он приведен на рис. 2) специалистам требовалось отсортировать два инварианта понятия «обученность» от двух важных педагогических категорий «обучаемость» и «образованность». Не вышло!

Рис. 2. Эталонный вариант ответа

Почему результаты оказались столь плачевны, понять, увы, при такой выборке и в силу иных обстоятельств не удастся. Это отдельная тема для серьезного размышления. Очевидно одно, результаты далеки от стандартных. Может, это свидетельствует о принципиальной нестандартности нашего мышления?

IT-шная составляющая электронного обучения худо-бедно, отвечает некоторым стандартам. В стандартах же собственно образовательных в корпоративном e-learning у нас царит произвол, любительство и отсебятина. Рынок еще позволяет смотреть на это сквозь пальцы, гонясь за количеством курсов (см. ) или думая, будто следует в форватере моды. Доколе будем мы учить чему-нибудь и как-нибудь?

P.S. Один из вариантов ответа в данном опросе дан ведущим вебинара.

Читать дальше......

суббота, мая 24, 2008

Мои презентации на прошедшем E-learn Expo 2008

Про обучение на рабочем месте:



Про использование учебного портала для задач управления знаниями:

Читать дальше......

Компьютерное обучение для морской пехоты

Американцы учат своих морских пехотинцев общаться с населением в Ираке и Афганистане. Делают компьютерные игры, совмещающие изучение языка, культурных особенностей и т.п. Судя по CNN, не то чтобы им это особенно помогало, но сама история любопытна. Посмотрим поможет ли им это в долгосрочной перспективе. Смотрите демо-ролик, описывающий курсы.



PS
В дополнение - статья в Wired (на английском) о том, как американская армейская разведка использует компьютерные игры для того, чтобы научить своих сотрудников думать нестандартно.

Читать дальше......

Об эффективности и e-learning

На прошедшем E-learn Expo мудрецы особенно много рассуждали об эффективности применительно к e-learning. В том смысле, что хотелось бы эффективности да нет ее. Действительно есть масса технологий и решений, которые на Западе почему-то применяются и работают, а у нас нет.


Мне кажется, что основная причина в стадии развития рынка. Огромное количество российских бизнесов живет сейчас по принципу "Съешь доли рынка сколько сможешь" (открой еще 100 магазинов, купи 10 региональных компаний, и т.п.). В такой логике не до эффективности - наплевать сколько это стоит и можно ли сделать лучше - главное сделать как-нибудь. Соответственно и e-learning у таких компаний экспансионистский - не так важна эффективность, продуманность, главное "поднести патроны" бизнесу в его спринтерском забеге по регионам и странам. Когда это еще накладывается на традиционную инерцию мышления менеджмента применительно к новым технологиям и непонимание зачем нужно учить людей вообще, то получается, то, что мы наблюдаем сейчас. И это нормально. И не может быть в такой стадии никакого e-learning 2.0.

Как только состоится переход к модели стабильного (не взрывного) развития, и основной целью бизнеса станет не открытие еще 100 магазинов, а повышение EBITDA, тогда начнутся мысли об эффективности обучения (осталось немного, на мой взгляд еще 2-3 года). Вот тогда и заработают у нас виртуальные классы, web 2.0 и может быть даже виртуальные миры :) Единственная сфера где эта логика точно не действует - гос. управление. Эффективностью там не пахнет и никогда не будет, а EBITDA считать тоже нет никакой необходимости, поэтому потратить массу денег на бессмысленные "инновации" можно уже сейчас :) Уверен, что скоро доживем до n-learning - nano-learning - это когда маленькие роботы заползают в мозг и нашептывают умные мысли ;)

Читать дальше......

пятница, мая 23, 2008

Предостережение : )


Читать дальше......

четверг, мая 22, 2008

Карты памяти для корпоративного сайта

Наши белорусские партнеры из компании Медиум сделали себе новый сайт и использовали для его оформления технологию карт памяти (MindMap). Некоторые моменты пока неудобны (при нажатии кнопки Back в разделе карта схлопывается, при наведении мыши на левый нижний угол окна картинка вдруг начинает "ехать" вверх), но сама идея крайне оригинальна. Технологии управление знаниями для сайтостроительства это действительно свежая идея...

Читать дальше......

Сколько стоит курс?

Нашел упоминание об интересном исследовании. Были рассмотрены различные способы создания обучающих программ и приведена оценка трудозатрат (в человеко-часах) для создания обучающего курса, длительностью 1 час.

Вот что получилось (результат опроса 200 западных компаний):
1) Подготовка обучающего семинара, проводимого тренером очно - 34 часа
2) Конвертация PowerPoint в форму электронного курса с помощью специализированных инструментов (с учетом разработки самой презентации) - 33 часа
3) Стандартный электронный курс с презентационными материалами, аудио сопровождением, тестами и 20% интерактивных слайдов - 220 часов
4) Электронная бизнес-симуляция - 750 часов

Если предположить, что это корректная статистика, то можно оценить нормальную стоимость разработки 1 часа электронного курса как 220*<ставка человеко-часа>. Если взять нормальную российскую ставку равную $50, то получается $11000 за 1 час курса. Товарищи заказчики - обратите внимание на мировой опыт, даже с поправкой на наши часовые ставки ;)

См. также презентацию об анализе длительности разработки электронного курса

Читать дальше......

среда, мая 21, 2008

Обучающие фильмы 1927 года выпуска

Из истории обучающих фильмов. Вот так снимали в 1927 году обучающий кинофильм про использование дискового телефона. Забавно:



На сайта archive.org можно найти еще целую кучу древних обучающих фильмов и прочих исторических материалов.

Читать дальше......

вторник, мая 20, 2008

Времена e-learning неотвратимы

Да, это уже сейчас!

Всё верно, это российская школа!



Читать дальше......

воскресенье, мая 18, 2008

Фрагмент записи вебинара

Кусочек записи одного из вебинаров на платформе виртуального класса можно увидеть здесь.

Читать дальше......

Еще раз о правиле 1%

В анекдоте про чукчу, который писатель, а не читатель заложена глубокая мудрость. Вчера нашел результаты исследования того, как создается User-Generated Content (UCG - сгенерированного пользователями контента) на примере целого ряда сайтов (включая Amazon, Digg). В исследовании куча цифр и прочей мат.статистики, но оно еще раз подтверждает правило "90-10-1" о котором я уже писал. В соответствии с этим правилом из 100% пользователей любого информационного ресурса в котором каждый пользователь может что-то писать (к числу таких ресурсов безусловно можно отнести корпоративные порталы обучения, знаний и т.п.) лишь 1% является активным генератором нового контента, около 9-10% комментируют и дополняют генераторов и 90% пассивно читают.

Решил проверить это правило на примере этого блога. Взял статистику посещений (около 100-120 посетителей по рабочим дням, примерно 2000 уникальных посетителей в месяц). Если проанализировать соотношение новых и повторных посещений, то получится, что порядка 150-170 человек посещают ресурс в течение месяца неоднократно, остальные - случайные посетители пришедшие в основном с поисковых систем. При этом постоянных авторов у этого блога 3 (2%), а людей оставивших свои комментарии к сообщениям за последний месяц я насчитал 16 (9.5%). Правило действует!!

Этот факт стоит обязательно учитывать компаниям, планирующим внедрять технологии управления знаниями. Надо беречь авторов контента/экспертов и создавать для них все условия, чтобы они делились своими знаниями. Как пел Высоцкий: "Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков!" :)

См. также о правиле 1%:
- В Википедии
- Статья на эту тему в газете Guardian

Читать дальше......

Кейс «Опросы и тесты в виртуальном классе»

Дано:
Сколько-нибудь продвинутые виртуальные классы имеют встроенные инструменты для проведения онлайновых тестирования и опросов, а также их автоматической обработки.

Как это выглядит, могут проиллюстрировать «картинки с вебинара» по педагогическому дизайну на тему «Контроль уровня обученности в электронном курсе».

На рис. 1 приведен вопрос, предназначенный для разогрева аудитории, а на рис. 2 – выбор участниками сессии вариантов ответа.

Рис. 1

Рис.2
Найти:
О чем свидетельствуют результаты этого опроса?
Как реагировать на такое голосование ведущему виртуальной сессии?

Читать дальше......

суббота, мая 17, 2008

E-learning для целей бизнеса

Отличная (англоязычная) презентация Cathy Moore о том как эффективно делать электронные курсы так, чтобы они соответствовали целям бизнеса:

Читать дальше......

Мировой телескоп

Возможно я бы мог стать астрономом, по крайней мере лет в 13-14 я с увлечением читал то, что можно было почитать и понять в таком возрасте о звездах и планетах. Вариантов для чтения было немного - том детской энциклопедии и книжка Перельмана "Занимательная астрономия". Книжки неплохие, но не слишком богато иллюстрированные. Купить телескоп тоже было затруднительно. Астрономом я так и не стал, хотя все могло бы сложиться не так, если бы было доступно что-то вроде проекта WorldWide Telescope, который сделал Microsoft Research.

>

Теперь скачав и поставив бесплатную софтину на 20MB можно летать в космос не отрывая организм от дивана. Софт умеет грузить фотографии из базы, источниками которой являются телескопы вроде Hubble и многие другие. Также можно скачать из Интернет туры, например по семи главным галактикам близким к Млечному пути или по солнечной системе. Есть также панорамные фотографии с марсоходов, 3d-модели большинства планет солнечной системы. Теперь не много смысла изучать астрономию по звездным атласам и книгам, описывающим галактики - можно просто "слетать" к ним. Скачайте - те, кому интересна астрономия явно получат удовольствие.

Смотрите также презентацию проекта на TED Talks. Как сказал Roy Gould - теперь у каждого всего в одном клике может быть своя вселенная:

Читать дальше......

пятница, мая 16, 2008

Ещё инструменты конвертации во Flash

Дополню обзор Алексея ещё двумя утилитами конвертации текста в модуль Flash.


1. Print2Flash

Утилита замечательна тем, что имеет широкий спектр настроек и подключаемых/отключаемых опций в момент публикации.


2. FlashPaper 2

В качестве главного преимущества стоит отметить сохранение в работоспособных гиперссылок в создаваемом модуле Flash.


У каждой из этих программ есть пробные версии, которые позволят оценить достоинства и недостатки каждой из них.

Читать дальше......

четверг, мая 15, 2008

О кроссвордах

Страшное количество людей прикладывают немалые интеллектуальные усилия для разгадывания кроссвордов. Моя бабушка проводит за этим занятием все долгие годы после выхода на пенсию :) Можно ли эту энергию направить в мирное русло, например на благо e-learning?

Я задумался над тем, какие усилия нужно приложить, чтобы сделать интерактивное упражнение в форме кроссворда. Получилось вот что:
1) Находим инструмент для создания кроссвордов. Я взял EclipseCrossword (он бесплатный)
2) Наполняем его словами (например, берем глоссарий от нашего электронного курса). Я написал 9 слов (англоязычных терминов из области e-learning с русскими комментариями). Из русских слов эта штука тоже умеет делать кроссворды, но вот комбинация из русских и английских слов дается ей с трудом
3) Генерируем кроссворд. Смотрите что получилось - попробуйте решить :)
4) Если бы у меня было пару часов и желание вспомнить навыки программиста на JavaScript, то к этой HTML можно было бы прикрутить отправку данных по SCORM и упражнение готово для размещения в СДО. Таким образом могла бы учиться и моя бабушка...




PS
Для тех, кто захочет повторить мои действия - не забудьте в сгенерированный кроссворд вставить строчку meta с кодировкой windows-1251 (см. исходник HTML), т.к. иначе будут проблемы с русскими буквами

Читать дальше......

среда, мая 14, 2008

Об обучающих играх

Статья "Обучающие игры, Помимо развлечения" на distance-learning.ru - перевод полезного материала с сайта LearningCircuits. Автор пытается ответить на вопрос - имеют ли какой-нибудь смысл разговоры об электронных обучающих играх, или же мы снова движемся в направлении невыполненных обещаний?

Читать дальше......

Инструменты быстрой разработки для чайников

В продолжение темы о разработке курсов предметными экспертами, вызвавшей большую дискуссию, я решил поискать инструменты доступные в сети с помощью которых можно быстро делать контент, который можно считать обучающим. Вообще инструментов множество - я взял первые 3, которые нашел.

Slideshare (превращение PowerPoint во Flash - я загрузил одну из своих презентаций):



ISSUU (превращение PDF файлов в интерактивные электронные книги во флэш): Смотрите преобразованную документацию по WebTutor

MotionBox (онлайн редактор видео):
В качестве примера я загрузил в него фрагмент фильма "Золотой теленок", а мог бы снять себя на веб-камеру (кстати, я читал, что в Cisco эксперты так и делают - снимают свои излияния и выкладывают для всеобщего обозрения).


Можно было бы привести еще примеры инструментов, позволяющих записывать аудио (подкасты) прямо и вэба.

А теперь представьте, что эти инструменты доступны на корпоративном учебном портале. Повысят ли они эффективность обмена информацией и можно ли их будет использовать для быстрой разработки контента? Я думаю да. Есть другие мнения?

Читать дальше......

вторник, мая 13, 2008

Харизма

Эффективность харизматичного стиля подачи материала в очной форме обучения не является открытием современных тренеров:



Всё необычное и эмоционально-позитивное служит лучшему усвоению материала, когда оно уместно использовано. Уместно, это когда оправа не затмевает собой драгоценный камень, а подчёркивает его достоинства.


Электронный курс тоже может быть харизматичным. Это не всегда удобно при компоновке из отдельных курсов более общей программы, поскольку у каждого курса оказывается свой «характер». Но как автономная компонентозависимая обучающая единица, преследующая конкретные цели, харизматичный курс вполне имеет право на существование.

Читать дальше......

понедельник, мая 12, 2008

Ах, эти вредные тесты…

Проблема тестирования персонала, равно как и успешности обучения (а значит, измеримости его качества) является одной из самых сложных и наименее разработанных. Тесты, в том числе и компьютерные, вызывают массу нареканий.
В условиях же электронного обучения от тестов по определению никуда не деться.

Тесты бывают разные:
1. Тесты общих способностей
2. Тесты специальных способностей применительно к различным областям деятельности, в том числе и профессиональной
3. Тесты обученности (учебных достижений)
4. Тесты для диагностики отдельных свойств и черт личности (память, темперамент, внимание и пр.)
5. Тесты для определения компетенций
6. Тесты, измеряющие уровень воспитанности и социальной адаптивности

На каких тестах остановиться? Какие тесты компетентны использовать корпоративные учебные центры в электронных курсах? Способны ли авторы-разработчики штучных корпоративных курсов снабдить их валидным и надежным тестирующим пакетом? Что для этого нужно?

В моей практике разработки курсов корпоративные заказчики и/или непосредственные начальники, не ведая, что творят, неоднократно побуждали меня в сроки от 2 дней (!) до 2 месяцев создавать доморощенные тесты, соответствующие пп. 2, 4, 5 и 6 из приведенного выше списка. Приходилось, если аргументы не помогали, руководствуясь профессиональной этикой, либо делать вместо них наиболее безопасные тесты обученности, либо прибегать к позаимствованным стандартизированным методикам.

Как вы, коллеги, решаете задачу разработки тестов в электронных курсах? По возможности, поделитесь опытом.

Читать дальше......

воскресенье, мая 11, 2008

Чем больше народу тем хуже СДО?

Нашел в блоге E-learning Technology интересное наблюдение о связи между размером компании (размером внедрения СДО) и удовлетворенностью обучаемых - по данным LMS Satisfaction Survey. Зависимость линейная - чем больше внедрение, тем ниже удовлетворенность от системы дистанционного обучения (см. картинку). Выводы делайте сами.


Читать дальше......

О защите электронных курсов от копирования

Приходится часто обсуждать с клиентами следующий вопрос - как сделать так, чтобы наши электронные учебные материалы не похитили сотрудники и не перешли с ними конкурентам. Вопросы задаются в следующем стиле: "а нельзя ли из СДО запретить распечатывать (копировать, сохранять) материалы?", "а нельзя ли контролировать кто что копирует (печатает)".

Самый простой способ который я предлагаю клентам - очищать мозг от полученных в компании знаний при увольнениии ;) (помните как в фильме Джонни Мнемоник).



На самом деле ограничить распечатываение/копирование СДО или сам курс не очень могут - это может сделать ИТ-служба общесистемными настройками браузера и прав доступа (и почти никогда не хочет/не может этого сделать). Кроме того кнопку Print Screen еще никто не отменял.

На днях услышал такой вариант в одной компании (цитата):
Мы составили наукообразный текст с кучей юридических отсылок на различные законы со страшными словами "вплоть до уголовной ответственности" при копировании/распространении материалов компании из СДО. Этот текст зачитывают всем подключаемым к системе (можно на портал повесить) . Говорят помогает (не знаю как проверяют) .

А вы как боретесь (или не видите смысла бороться)?

PS
Курсы, сделанные с помощью flash украсть существенно проще - файлов меньше - как правило один единственный swf. Но даже если их (swf) несколько то с помощью HttpWatch и подобных ему инструментов все легко обнаруживается. С курсами, сделанными на DHTML немного сложнее (т.к. обычно очень много файлов), но умный пользователь все равно сможет их унести...

PSS
Я уже и не говорю о вариантах, когда курсы располагаются на файловых серверах или на CD - как правило такие способы доставки/хранения контента используются для экономии траффика с центрального сервера. Тут все лежит в открытом доступе - бери и копируй. Есть правда варианты с шифрование контента и расшифровкой контента "на лету" (мы используем такую технологию в Персональном WebTutor'е), но это не отменяет кнопки Print Screen.

Можно конечно встраивать в код курса проверку на наличие СДО (через SCORM API/AICC), но это защитит лишь от запуска таких курсов (и то легко сломать) без СДО, но не от переноса в другую систему. Многие западные разработчики включают в курсы обращение к серверу лицензий (локальному или глобальному через Интернет), но я уверен, что в нашей практике это работать не будет.

Читать дальше......

пятница, мая 09, 2008

Ютубные лекции теперь и на русском

Отличился СЗТУ.

Читать дальше......

Web 2.0 не только для обучния

Технологии Web 2.0 привлекательны для продвижения брендов и маркетинга. Специалистам eLearning, полагаю, можно кое-чему поучиться у маркетологов.
Ссылка (русск.)
Ссылка (англ.)

Читать дальше......

Божественная сущность тьютора и критерии ее измеримости

Несколько десятилетий назад французский педагог Селестен Френе высказал весьма неординарную мысль: социум требует от педагога совокупности таких качеств, которые могут целиком принадлежать одному только богу.
Решил проверить, а не изменилось ли что-нибудь спустя 90 лет, с тех пор, как Френе разработал свою потрясающую технологию обучения. Кстати, в ней к учителю предъявлялось лишь одно базовое требование ― руководство совместным написанием и публикацией текстов в школьной типографии. Так что wiki – хорошо забытое старое – может считать годом своего рождения 1918.

Увы, по мнению наших теоретиков от тьютора в условиях дистанционного обучения разом требуется такой набор профессиональных ролей, которые смертному ну никак не по бренному плечу. Он одновременно должен выступать как модератор, фасилитатор, методолог, игротехник, консультант, предметный эксперт и преподаватель, тренер, коуч, наставник, посредник между контентом и учащимся и, в контексте продвижения образовательных услуг, еще и как менеджер, маркетолог и продавец оных (см.) .
Под силу ли такое земному учителю? Не знаю, как вы, я на такое точно не способен, разве что на о-о-очень скромном уровне. Кто, где, какое учебное заведение способны дать такую подготовку, хватит ли будущему тьютору семи жизней, чтобы научиться тому, что от него требуют уважаемые теоретики?

Не менее заоблачные требования предъявляются к социальным, общекультурным и нравственным качествам тьютора: он должен быть гуманенен, толерантен, способен к эмпании, уважать права и свободы человека вообще и обучемого в частности и пр. и пр., грамотен, профессионально владеть устной и письменной речью, даже редактировать тексты и, разумеется, не распугивать контингент своим внешним видом, голосом и манерами, всегда оставаться здоровым и эстетически привлекательным.

Коммуникативные и психолого-педагогические параматеры тьютора должны быть не менее выдающимися, он обязан демонстрировать: «умение подбирать и разрабатывать учебно-методические материалы, оценивать их качество с точки зрения современных норм; умение использовать в учебном процессе современные педагогические технологии, отвечающие целям учебного курса или образовательной программы в целом, стимулирующие активность обучающихся; умение оказывать помощь и поддержку обучающимся, создавать мотивацию, разрешать конфликты, развивать сотрудничество на основе знания психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп, возрастной психологии»* . Тьютором "должен быть человек творческий, обладающий педагогическим тактом, ... , артистизмом, развитым чувством юмора,... Вместе с тем ему должны быть присущи сообразительность, работоспособность, эмоциональная восприимчивость и психологическая зоркость, сосредоточенность, критичность ума, стойкость в преодолении консерватизма, отставании своих позиций"* .
Пожалуй, хватит цитат. Умолчу также про некоторые IT-шные и пользовательские компетенции тьюторов ДО как само собой разумеющиеся.

Каким же должны при таких концептуальных обстоятельствах быть критерии измеримости работы тьюторов, сколько томов занимать их простое перечисление? Помыслить страшно.
Хватит, однако, думать, лучше работать пойду – диссертацию про тьюторство писать. Подобных цитат у меня на несколько диссертаций накопилось.

Читать дальше......

четверг, мая 08, 2008

Физика в сети

Дети, увлекавшиеся физикой или математикой в моем дестве, читали книжки Перельмана или Мартина Гарднера. Теперь достаточно ползать в Интернете. Забавный пример учебного видео, сделанного своими руками - оригинальный способ синхронизации метрономов с помощью 2-х банок пива и дощечки. Уверен, что если поискать, то можно найти сотни таких материалов.

Читать дальше......

Опыт использования чата на учебном портале Банка

В системе WebTutor с незапамятных времен существует возможность организовывать чаты между пользователями Портала. Но пользуются им так редко, что мы о нем почти не вспоминаем. Основной аргумент против его использования - у нас тут серьезные люди работаю (банкиры, страховщики, ...) - не солидно как-то им чатится.

Поэтому опыт коллег из Русь-Банка, которые очень активно используют чат на портале в своей работе показался мне очень интересным. Надеюсь вам тоже будет любопытно. Читайте ниже текст, который написал Валерий Мишуков, начальник отдела развития HR-проектов Русь-Банка (см. также его предыдущий материал о построении HR-портала).

On-line конференции – как элемент корпоративного общения

Многие задаются вопросом, какие элементы электронного общения и каким образом стоит применять для организации общения сотрудников внутри компании. На мой взгляд, эффективны все возможные методы, главное это само построение процесса, здесь важно учитывать множество факторов.

Для организации электронного общения в нашей компании уже почти год успешно используются чаты, форумы и опросы HR портала (часть программного решения WebTutor). Каждый тип электронного общения используется в своей области и для определенной целевой аудитории.

Так чаты используются для свободного общения на любые темы – основная идея заключается в создании среды для налаживании коммуникаций между различными подразделениями, в том числе и региональными.

Форумы специализированы по различным направлениям, основная их задача - решение точечных задач/проблем.

Опросы – позволяют организовать быстрый сбор информации, анализ которой необходим для решения той или иной задачи, открытые и закрытые опросы проводятся у нас на постоянной основе.

Совсем недавно мы организовали и успешно провели первую в истории компании on-line конференцию, в которой приняли участие сотрудники нашей компании и первые лица компании – партнера. Конференция была организована посредством чата, вход в который был открыт каждому сотруднику. Обсуждались вопросы запуска нового продукта.
В процессе электронного общения каждый сотрудник компании мог задать вопрос и в режиме реального времени получить на него ответ. Кроме этого сотрудники – «слушатели» конференции, смогли заранее получить ответы на вопросы, которые, наверняка, возникнут в их работе позже. Всего в конференции участвовало более 260 человек (входили в разное время и писали свои комментарии), одновременно online в присутствовало до 40 человек.

Важно услышать все вопросы ведь есть хорошая поговорка – «Плохой вопрос тот, который не был задан».

Конечно же, на этапе запуска нового процесса/продукта очень важно предоставить сотрудникам максимальные возможности для получения информации. Эта ситуация не была исключением было организовано очное и дистанционное обучение, проведена on-line конференция, открыты форумы и линии телефонных консультаций.

Если Вы задумались о проведении on-line конференции – возможно, эти 10 правил будут Вам полезны:
1. Выберите актуальную для компании/группы сотрудников тему
2. Корректно выберите целевую группу
3. Выберите правильное время – важно, чтобы каждый сотрудник целевой группы имел возможность принять участие в общении, особенно это касается региональных подразделений компании
4. Убедитесь в техническом «совершенстве» работы системы
5. Проинформируйте сотрудников заранее
6. Сразу предоставьте возможность оставлять вопросы – откройте on-line конференцию или форум
7. Разместите на постоянной основе баннер на корпоративном портале/ портале обучения и развития
8. Непосредственно перед проведением конференции повторно проинформируйте сотрудников
9. В процессе конференции внимательно отслеживайте появляющиеся вопросы, на все вопросы должны быть даны ответы
10. Если в процессе конференции были вопросы, на которые не удалось ответить, обязательно ответьте на них в кротчайшие сроки

*************

PS
Я уверен что Валерий будет не против ответить на ваши вопросы - пишите их в комментариях к этому посту.

Читать дальше......

среда, мая 07, 2008

Африка внутри

Очень забавный дневник учителя, работавщего 2 года в африканской школе - очень советую почитать. Думаю e-learning у них в Африке тоже своеобразный (спасибо Дмитрию Самойлову за ссылку)

Читать дальше......

Международная торговля - обучающая игра

Забавный пример обучающей игры, объясняющей концепцию международной торговли и раздения труда между странами - Trade (Торговля). Сделано на флэше.

Читать дальше......

Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

Для тех, кто интересуется виртуальными классами и другими инструментами дистанционного обучения в режиме рального времени будет полезно почитать статью Евгении Скиба на trainings.ru Средства синхронного и асинхронного электронного обучения

Читать дальше......

вторник, мая 06, 2008

Фрагменты мультфильмов…

… тоже можно использовать в качестве элемента практического задания. Ниже приведён пример.


Задание: посмотрите фрагмент мультфильма «Шрек 3». Какую переговорную технику использует персонаж для ответа на вопрос?

Варианты ответов:

— бумеранг;
— цифровой охмуризм;
— сиреневый туман;
— вам важно.

Верный вариант ответа: «сиреневый туман» — техника, когда на неудобный вопрос дается формальный и объемный ответ, не содержащий конкретной информации.

Читать дальше......

понедельник, мая 05, 2008

Рычаги воздействия на экспертов

В продолжение обсуждения темы работы с предметными экспертами, вызвавшей большую дискуссию, на сайте distance-learning.ru размещена статья (перевод с английского) Рычаги воздействия на экспертов - советы специалистам по e-learning по работе с экспертами, про то как их холить и лелеять.

Читать дальше......

Общие тенденции развития электронного обучения

Общие тенденции развития электронного обучения таковы: использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). По данным Bersin & Associates, в 2007 году 65% американских компаний использовали очное/аудиторное обучение, по сравнению с 70% в 2006 году. Online обучение (обучение с помощью веб-технологий) в 2007 году применяли 20% компаний, по сравнению с 7% в 2006. Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии.
Источник

Читать дальше......

воскресенье, мая 04, 2008

Несколько иллюзий относительно вебинара и v-room (часть 2)

В продолжение поста
Иллюзия 3. Вебинар – это не более, чем дистанционный аналог традиционного академического семинара или монологического обучения в формате лекции, в конце которой оратор может снизойти до ответов на вопросы аудитории.
В действительности же квалифицированный ведущий способен проводить на платформе виртуального класса в диалоговом формате, как минимум, следующие виды учебных занятий:
1. Групповые интервью
2. Круглый стол
3. Брейнсторминг
4. Принятие решений
5. Групповое обсуждение отдельного случая (кейсы)
6. Дискуссии
7. Диспуты
8. Коллоквиумы
9. Обучение использованию программных продуктов
10... впишите сами

Иллюзия 4. На вебинарах отсутствуют обратная связь и групповая динамика.
В ходе виртуальной сессии не составляет труда после нескольких реплик ведущего, и/или демонстрируемых нескольких слайдов, и/или через определенные промежутки времени просить участников высказываться в голосовом или тестовом чатах, проводить опросы и голосования (рис. 1) и т.п.

Рис. 1. Опрос из вебинара на тему "Обратная связь в электронных курсах"

Динамику виртуальной сессии придают качественно проведенное целеполагание, проблемные или парадоксальные вопросы и тесты (см. рис. 2), обращение к личному мнению или практическому опыту обучаемых и масса иных методических, психологических и ораторских приемов. Разумеется, ведущие виртуальных сессий должны уверенно ими владеть.





Рис. 2. Тест из вебинара на тему "Обратная связь в электронных курсах"

Способны ли приведенные на картинках опрос и тест обеспечить должную динамику вебинару? Как считате, коллеги?

P.S. Верные варианты ответа:

к рис. 1 - вариант 2

к рис. 2 - варианты 1 и 2

Читать дальше......

Несколько иллюзий относительно вебинара и v-room (часть 1)

Касательно ДО, его «бесчеловечности» и «ущербности» сложилось немало мифов. Затронули они и такой инструмент, как виртуальные классы. Самое забавное, что оспариваемые здесь точки зрения (скомпилированы мной в результате изучения десятков источников) и названные здесь «иллюзиями», высказываются не только апологетами традиционного обучения, но и отдельными представителями компаний, эти самые виртуальные классы продвигающие на рынок.
Возможно, более глубокое исследование таких иллюзий откроет нам новые возможности виртуальных классов как инструмента обучения и докажет его образовательную полноценность. Главное, чтобы инструмент попал в умелые руки.

Иллюзия 1. Интернет-семинар не может заменить традиционного полноценного обучения, поскольку теряется эмоциональная составляющая непосредственного контакта обучающего и обучаемых.
Опросы участников более чем 30 вебинаров, их поведение, мера и способы выражения активности в ходе онлайн общения демонстрируют: что обучаемые не испытывают никакого эмоционального дефицита или психологического дискомфорта. Ни один из участников не заявил о неполноценности виртуального общения. Возможно, оно ценно само по себе, обладает некоторым набором специфических достоинств, равно как и «полноценное обучение» в традиционной форме. Важно осознать сильные стороны и преимущества виртуальный сессий, чтобы потом рационально управлять ими.

Примечание 1.
Единственное, что вызывало дискомфорт, ― скорость и надежность связи, которые иногда желали быть лучше.

Иллюзия 2. Возможность отслеживания результатов обучения либо требует много времени, либо невозможна, когда в мероприятии участвует большое количество людей (более 12-15 человек).
В действительности, возможность получить и отследить результаты обучения в продвинутых виртуальных классов ненамного меньше, чем при электронном или, тем более, бланковом бумажном тестировании. Продвинутые виртуальные классы имеют инструментарий для тестирования или проведения онлайновых опросов (рис.) с мгновенным подсчетом результатов и возможностью предъявления их обучаемым. При этом результаты могут выводиться как по каждому из пользователей, так и суммарно по всему опросу (тесту).

Рис. Опрос в виртуальном классе (инструмент для ввода ответов участниками сессии выделен красной рамкой)

Читать дальше......

суббота, мая 03, 2008

Инопланетный плодоовощь

Продолжение истории (О пользе качественного перевода учебных материалов) про обучающие кубики здесь. Гениальный вынос мозга инопланетным разумом :)

Читать дальше......

Должны ли предметные эксперты делать курсы??

Перед праздниками на встрече у клиента обсуждался вопрос о привлечении наших ресурсов для быстрой разработки элементарных продуктовых курсов на базе готовых презентаций PowerPoint. Я предложил вместо того, чтобы отдавать работу на аутсорс, передать в подразделения, заинтересованные в разработке курсов средства разработки (например, Courselab) и провести обучение по пед. дизайну и разработке электронного учебного контента. И пусть сами делают курсы. Но полного понимания я не встретил :( - заказчик считает, что задача предметного эксперта в лучшем случае написать сценарий или подготовить презентацию.

С одной стороны все идеологи rapid e-learning (быстрого создания контента) говорят о том, что быстрое создание возможно только в случае передачи инструментов создания курсов в руки предметных экспертов (т.е. сотрудникам подразделений-заказчиков обучения).
Итого плюсы от передачи:
- ускорение процессов разработки курсов
- снижение нагрузки на специалистов учебных центров
- отсутствие потерь

С другой стороны есть позиция некоторых корпоративных учебных центров (перечисление минусов), о причинах по которым передавать эту функцию нельзя:
- отсутствие мотивации экспертов (они этого делать не будут, или будут плохо т.к. из под палки), нет способов премировать их
- отсутствие единого стандарта качества курсов (они не профессионалы - сделают "криво", нестандартно - "кто в лес, кто по дрова")
- дополнительные затраты на их обучение экспертов и приобретение авторских средств
- на сотрудников других подразделений меньше рычагов воздействия чем на сторонних экспертов и контракторов и сотрудников самого учебного центра
- и, наконец, снижение роли учебного центра (зачем мы тут если подразделения сами все делают)

Что думаете? Правда как всегда где-то посредине - не все можно передавать, но многое весьма полезно. Я знаю ряд компаний которым удалось передать функцию разработки некоторых типов курсов в подразделения.

Читать дальше......

пятница, мая 02, 2008