Websoft

понедельник, июня 30, 2008

Экспертов – в виртуальный класс!

Не так давно в этом блоге прошла бурная дискуссия о том, должно ли привлекать предметных экспертов (в лице действующих сотрудников подразделений компании-заказчика обучения) к разработке электронных курсов.
Возможно, гораздо быстрее, проще и дешевле привлекать к обучению и транслировать опыт таких уникальных специалистов через виртуальный класс. К примеру, для проведения обучения в «жанре» лекции-встречи. На таких лекциях приглашенный эксперт, предварительно подготовившись вместе со специалистом по обучению, по специальному плану озвучивает и сопровождает визуальным рядом актуальную тему, а затем отвечает (возможно, вместе с тьютором) на вопросы обучаемых. Запись подобной лекции могла бы пополнить библиотеку корпоративного учебного центра и использоваться в асинхронном режиме, пока не устареет.

P.S. Услышать еще о десятке типов лекций, проведение которых реально на платформе виртуального класса, можно здесь.

Читать дальше......

Зачем СДО вузу?

Вчера решили поразвлечься с товарищем. Как водится, речь на отдыхе зашла о работе. Фрагмент диалога, который был мне пересказан, заслуживает, думается, быть процитированным здесь.
На вопрос, который мой приятель задал одному из топов одного российского вуза: «Ради чего в своем вузе вы разворачиваете СДО?» - был получен ответ:
«Так студенты ж, начиная со второго курса, все работают, на занятия не затянешь. Чтобы донести учебный материал решили вот дать возможность обучаться частью удалённо».

Так, глядишь, высшее образование исподволь превратится в образование людей, занятых на производстве, т.е. в аутсорсинговое обучение персонала на неформальной основе :)

Благодарю Олега Сизонова из компании-партнера за предоставленную информацию

Читать дальше......

С чего начинается ДО?

Театр начинается с вешалки. Традиционная лекция - с «академического духа», царящего в коридорах и аудиториях alma mater, Храма Науки.
С чего начинается занятие, пусть та же лекция, в виртуальном классе? Способствует ли атмосфера, в которой находится каждый из участников синхронной сессии, настрою на обучение? Созданы ли условия, чтобы не отвлекать и не рассеивать внимания участника? Чтобы он чувствовал себя комфортно и его общению с удаленным собеседником ничего не мешало?

Практика говорит, к примеру, о том, что коммуникативная пассивность участников синхронных сессий часто объясняется тем, что они находятся на своих рабочих местах и избегают вступать в голосовое общения, чтобы не беспокоить коллег, присутствующих в офисе, или «не выглядеть перед ними глупо, разговаривая с компьютером». В отдельных случаях обучаемые стесняются общаться с тьютором с набитым ртом...

Как видим, «доставка обучения» через виртуальный класс и, конечно, LMS также требует, чтобы условия, в которых находится удаленный обучаемый, способствовали успешному учению. Увы, «интерьер», в котором осуществляется ДО, не всегда соответствует эффективному клиенториентированному учению. Вот такая «методическая» мелочь ... способная свести на нет многие благие намерения.

Читать дальше......

воскресенье, июня 29, 2008

Многозадачность мозга

В древности только Юлий Цезарь мог делать много вещей одновременно. Теперь мы все как минимум читаем свою почту и параллельно говорим с коллегами, водим машину, говорим по телефону и жуем сендвич. Т.е. наш мозг работает как многозадачное устройство. Эффективно ли это? По общим представлениям да - только это и помогает за то количество часов, которое есть в сутках делать все большее количество дел. Я, по крайней мере, именно так и живу.

В этом же ключе развивается и идеология e-learning - от многочасовых курсов, требующих погружения на дни и недели мы переходим к мини-курсам длительностью в 15 минут, которые можно изучать практически без отрыва от основной работы. И это кажется очевидно более эффективным способом обучения.

При этом у некоторых исследователей деятельности мозга есть сомнения на этот счет. По этому поводу проводят исследования - можно почитать статью Myth of Multitasking (на английском), в которой обсуждается эта тема. Я не убежден, что нужно сажать людей учиться на долгие часы, но по крайней мере после прочтения статьи есть о чем задуматься!

Читать дальше......

суббота, июня 28, 2008

Если бы Россия была Америкой (про $$)

Наткнувшись на очередное упоминание о величине рынка тренинговых услуг в Штатах за 2006 год, я решил подсчитать каким могу бы быть размер тренингового рынка и e-learning если бы Россия была бы Америкой в смысле богатства и технологической продвинутости.

ФакторUSAРоссияЕсли бы Россия была как США
Размер рынка корпоративного обучения (в млрд. долларов)130*0.4**63*****
Общая численность населения (в миллионах человек)304.4145.2145.2
Количество работающих (в миллионах человек)137***6767
Доля работающих в % от общей численности населения454646
Затраты на обучение в расчете на 1 работающего (в долларах)9416941
Размер корпоративного рынка e-learning (в миллионах долларов)350010****1700
Доля корпоративного рынка e-learning (в %)2.72.52.7



* - данные за 2006 год
** - не самый надежный источник информации
*** - данным за 2003 год
**** - моя личная оценка (без учета супер бабок на различных гос. и нац. проектах)
***** - тупой расчет исходя из затрат на обучение 1 работника

Получается мы могли бы быть в 170 раз богаче (при условии, что рынок бы не стал более фрагментированным, что к сожалению нереально)?? Что-то мне в это не верится. В чем подвох с цифрами?

Читать дальше......

15 способов завязывания шнурков


Здесь остальное.

Пост призван проиллюстрировать следующую идею:
Во всяком деле — как в завязывании шнурков, так и в создании обучающих продуктов — области совершенствования открываются там, где, кажется, и улучшить-то ничего нельзя.

Читать дальше......

четверг, июня 26, 2008

Лучшие корпоративные университеты - интервью

Для тех кто не читает "Секрет Фирмы" в бумаге (на мой взгляд лучший российских журнал про бизнес) - ссылки на статьи про корпоративные университеты:
Статья про университеты вообще
Интервью с руководителями 4-х лучших (по версии СФ) корпоративных университетов:
1) ВТБ
2) Альфастрахование
3) Danone
4) BSGV

Что приятно - все они наши клиенты и пользователи WebTutor. Может быть есть корреляция? Хорошие корпоративные университеты выбирают хорошие системы управления обучением :)

Читать дальше......

Система распознавания лиц повысит эффективность дистанционного обучения

Вот такую новость (см. ниже) нашел на Soft@Mail.ru. Если эту же технологию использовать для слежения за поведением и лицом тестируемого может сбыться мечта всех специалистов по ДО - чтобы софт определял тот ли человек проходит обучение ;)

Американский студент из UC San Diego's Jacobs School of Engineering представил на суд общественности оригинальный интерфейс, позволяющий управлять скоростью воспроизведения видеоролика с помощью мимики.

Эта любопытная разработка является частью более масштабного проекта по «скрещиванию» механизмов распознавания выражения лиц с системами дистанционного обучения.
«Обучение через Интернет нередко оказывается неэффективным из-за отсутствия зрительного контакта между преподавателем и студентом. Иногда студент не может мгновенно «переварить» услышанное предложение, но компьютерный лектор не обращает на это никакого внимания, продолжая зачитывать текст с прежней скоростью» - объясняет автор проекта Джейкоб Уайтхилл – «Согласитесь, что лекции были бы более продуктивными, если бы преподаватель по выражению лица мог догадываться о возникших затруднениях и временно прерывать изложение материала».

Работа над проектом идет полным ходом. В июне Джейкоб продемонстрировал имеющиеся наработки на двух университетских конференциях. На текущем этапе изобретатель старается научить компьютер уверенно распознавать и правильно интерпретировать различные выражения лиц, которые свидетельствуют о том, что студент готов продолжать занятия или напротив желает сделать перерыв и обдумать полученную информацию

Читать дальше......

Остров динозавров

Необъяснимая любовь детей к динозаврам требует жертв - фильмов и книг уже недостаточно. Удовлетворяя или подогревая этот интерес BBC создали обучающую 3d игру - Остров Динозавров, по которому можно бродить среди тиранозавров и прочих птеродактилей. Чем ни пример виртуального обучающего мира?

Читать дальше......

О пользе обучения и непристойностях

Как за 40 секунд объяснить людям необходимость изучения иностранных языков? На видео смешная (хотя и весьма неприличная) реклама услуг по изучению английского языка в Голландии. Жалко, что в корпоративных курсах нельзя использовать такие приемчики :)

Читать дальше......

вторник, июня 24, 2008

Wine 1.0.0


Вышел релиз Wine — бесплатной реализации API Windows для Linux. И всего-то 15 лет (!) прошло с момента основания проекта. Помимо обязательных багфигксов, заявлена полная работоспособность Photoshop CS2; MS Office 97 и 2003; Shockwave. На текущий момент под wine запускается более тысячи Windows программ прямо из коробки. Те, кто используют Linux, радуются и качают. Остальные — принимают к сведению.

Читать дальше......

понедельник, июня 23, 2008

Место преподающего под солнцем e-Learning

Разговорились мы как-то с группой товарищей-eLearning’цев из разных корпоративных университетов о том, что пуще прочего препятствует развитию электронного обучения в корпоративных учебных центрах. Думаете, дефицит бюджетов на разработку курсов и обучение в целом? Отсутствие качественных курсов и умения их разрабатывать? Непонимание (а то и пренебрежение) со стороны руководства подразделений и линейных менеджеров? Явное или тайное нежелание сотрудников обучаться?
После непродолжительного «обмена трудностями» все семеро участников дискуссии очаровались мнением, вырвавшимся из уст одной из участниц: «Отсутствие тьюторов!». Действительно, согласились с ней все остальные, в условиях, когда в наших компаниях созданы и действуют учебные центры, развернуты LMS, в той или иной степени решены организационные и финансовые проблемы, укомплектованы и пополняются библиотеки курсов, решающим фактором успеха электронного обучения становится человеческое участие в лице тьютора. А таковые, как выяснилось, имеются лишь в одной из семи компаний (отнюдь не мелких и даже не средних), представители которых участвовали в обсуждении.

В итоге стихийно развивающейся дискуссии ее участники вынесли ДО суровый «приговор»: без тьюторов ДО обречено топтаться на месте.

Жаль, что в этой дискуссии не принимали участия руководители ее участников, а также представители компаний, производящих электронные курсы.

Читать дальше......

Коллеция курсов

Отличная коллекция, содержащая ссылки на десятки доступных бесплатно университетский курсов ведущих университетов мира (включая Stanford, MIT, Berkeley, ...).

Читать дальше......

воскресенье, июня 22, 2008

ROI для e-learning

Уже не первый раз я решил обсудить тему ROI для e-learning (см. историю вопроса). Делал по просьбе одного из клиентов калькулятор, позволяющий сравнить затраты на создание и проведение одного и того же курса в очной и дистанционной форме. Получилось вот что (файл в формате XLS). Не стану утверждать, что это откровение какое-то - всего лишь один из вариантов модели. Возможно у кого-то есть вариант получше. Если есть - поделитесь!

В процессе расчета получилось, что наибольший вклад в потенциальную эффективность ДО может внести тот факт, что средняя длительность изучения материала в электронной форме могут быть ниже (читал статистику, что на 20-30%), чем на аналогичное по объему материала очное обучение. Главное эту разницу оценить корректно. Правда ли это (что длительность ниже) - у кого есть мысли?

Читать дальше......

суббота, июня 21, 2008

«Я вам спою инструкцию свою»

В Русале на Ачинском глинозёмном комбинате (АГК) состоялся конкурс «Лучшая команда, знающая охрану труда».

Читать полностью →

Читать дальше......

четверг, июня 19, 2008

Корпоративный учебный центр

Полезная статейка "Корпоративный учебный центр" на distance-learning.ru . В интервью засветился Саша Глушков, который в этом блоге когда-то давал интервью.

Читать дальше......

E-learning и футбол

Параллельно с просмотром матча Германия:Португалия обнаружен сайт (http://www.sportspath.com/) предлагающий электронные курсы для обучения футболу :) Бесплатно доступна часть курса для родителей, воспитывающих футбольных гениев - нужно зарегистрироваться.

Есть и другие учебные футбольные сайты:
1) Inside Soccer
2) Better Soccer Coaching

Для примера можно посмотреть видео о том как вратарь должен играть сидя на пятой точке.

Читать дальше......

среда, июня 18, 2008

Бесплатный e-learning от PC Magazine

Журнал PC Magazine организовал бесплатный сервис электронного обучения - http://www.pcmag.ru/elearning/. Я насчитал 16 доступных курсов. До Intuit (у которых 231 курс) пока далеко. Число проектов с бесплатным контентом растет...

Читать дальше......

144 полезных совета для вебинаров

Гильдия e-learning (eLearning Guild) выпустила документ с 144 (бесплатными) советами по использованию систем синхронного обучения (типа виртуального класса). Почитайте - может быть интересно

Читать дальше......

Запретить бумажные учебники

В штате Аризона рассматривается местный закон, который запрещает использование (и закупку за государственные деньги) бумажных учебников. Вырученные деньги пойдут на закупку компьютеров в школы. Учебные материалы можно будет читать исключительно на компьютерах. Читать источник (на английском).

Читать дальше......

вторник, июня 17, 2008

Школьница, входившая в сотню лучших учащихся России, покончила с собой из-за ЕГЭ

Москва. 10 июня. INTERFAX.RU — В деревне Березник Вологодской области 15-летняя школьница покончила жизнь самоубийством после того, как обнаружила ошибку, допущенную ею при сдаче единого муниципального экзамена по математике. Как сообщает областная «служба спасения 01», девочка была обнаружена в летней кухне, где повесилась после сдачи экзамена. Губернаторская стипендиатка Полина Белова входила в список ста лучших учащихся России.

Ранее в Череповце учащийся 9-го класса Дмитрий Рогозин умер от сердечного приступа по дороге на экзамен. По мнению специалистов, в обоих случаях причиной трагедии стала психологическая переутомленность из-за чрезмерной учебной нагрузки.

Читать дальше......

понедельник, июня 16, 2008

Список педагогических функций в качестве инструмента разработки

На treko.ru наткнулся на интересный материал , предъявляющий список из 16 педагогических функций. Вот этот список полностью:
1. Установить контакт с аудиторией
2. Объяснить новый материал
3. Закрепить материал
4. Получить «Обратную связь»
5. Снять напряжение у Учащихся
6. Повысить интерес у Учащихся
7. Собрать внимание Учащихся
8. Отвлечь внимание
9. Контроль сформированности знаний
10. Контроль сформированности умений
11. Повторить материал
12. Повысить авторитет Преподавателя
13. Повысить самооценку участника, «спасти лицо» Слушателя
14. Протянуть время
15. Сэкономить время
16. Собрать, сплотить аудиторию.

Какими бы достоинствами или ограничениями этот список, с вашей точки зрения, ни обладал, он, тем не менее, представляется вполне рабочим инструментом. Имея такой «инструмент» перед глазами, разработчики электронного курса могут результативно использовать его (желательно на этапе разработки, а не задним умом) следующим образом:

- проверить создаваемый курс на функциональность, т.е. проанализировать и прийти к выводам, какие из функций и в какой степени найдут воплощение в курсе, а какие целесообразно опустить;

- увязать содержание и структуру курса с их функциональностью. Простейшая процедура такой увязки может состоять в следующем:
а) составьте подробное содержание (оглавление курса);
б) распишите, с реализацией какой из функций связан каждый из пунктов оглавления;
в) если курс окажется недостаточно функциональным, пересмотрите или дополните его содержание (= отредактируйте оглавление) и уточните затем структуру этого курса;

- увязать реализацию конкретной функции с конкретными же методическими или дизайнерскими приемами и решениями. Например, для реализации функции под № 7 («Собрать внимание Учащихся») можно предъявить им движущееся изображение чего-либо (или анимационные или видеофрагменты), простейшую игру (стрелялку, конструктор), или маленький комикс из 2-3 «кадров», или найти n отличий в сходных рисунках, или отыскать ошибку в тексте, изображении реального объекта, модели и т.п. Чтобы «собрать, сплотить аудиторию» возможно провести опрос, голосование или групповое интервью на форуме, в чате или в виртуальном классе и т.п.

Подобный список функций, кроме того, может служить и в качестве одного из орудий проверки качества при приемке заказных или анализе уже действующих курсов. Если курс не удовлетворяет обучаемых или заказчика, полезно провести ревизию его функциональности. Предлагаемый список функций вполне, на мой взгляд, для этого годится.

Читать дальше......

воскресенье, июня 15, 2008

Курс для новых сотрудников в Second Life

Вы уже "наелись" обычными курсами типа "Добро пожаловать в наше замечательную компанию!" для новых сотрудников? Тогда можно обратить внимание на людей, предлагающих сделать вводный курс в виртуальном мире Second Life - виртуальный наставник будет летать с обучаемым и водить его по виртуальному же острову компании. Забавно конечно, но мне кажется на этом уровне развития технологии виртуальных миров пока достаточно бессмысленно. Жаль что в России не такие бюджеты на обучение и e-learning, а то мы бы тут тоже виртуальный мир забабахали :)

Читать дальше......

Интерактивное видео от YouTube

YouTube теперь позволяет делать интерактивное и аннотированное видео - технология называется YouTube Video Annotations. Для примера, что можно сделать - смотрите интерактивный фокус с угадыванием карт. Еще интерактивное и кликабельное видео с фокусником:

Читать дальше......

Пользователи хотят простоты

Пользователи интернет-сайтов (и интранет тоже) становятся все более продвинутыми - по итогам исследования. Если раньше (в 90-х годах) при входе на сайт нужную информацию находили только 60%, то сейчас уже 75% пользователей. Причем большинство (75%) идет на внутренние страницы сайтов, минуя главную страницу - через поисковики. Кроме того пользователи идут к цели посещения сайта напрямую, стараясь миновать различные "завлекаловочки" разработчиков сайтов, которые уводят их от основной цели (виджеты, портлеты, баннеры и т.п.). Об этом стоит подумать тем, кто старается при внедрении и кастомизации систем навесить максимум различных "фишек" на информационные и учебные порталы компаний. Пользователи хотят попроще...

Читать дальше......

суббота, июня 14, 2008

3-d анатомия

Отличная возможность изучить все детали анатомии человеческого тела в режиме online - проект Visible Body. Чтобы оценить - подключитесь бесплатно. Один минус - требует установки ActiveX. Видимо для полноценной 3-d модели человеческого организма возможностей флэша пока недостаточно.


Читать дальше......

10 убедительных и интересных фактов об обучении для учителей

По материалам статьи "10 убедительных и интересных фактов об обучении для учителей " на distance-learning.ru:

1. Дискретность обучения

Возможно, многие известные важные факты об обучении почти полностью игнорируются. Мы учимся практическим навыкам часто и по чуть-чуть. Эбингхаус доказал это еще в 1885 году, и тем не менее даже в нашем веке при профессиональном обучении это зачастую игнорируется. Демстер отмечал подобную печальную ситуацию среди Американских Физиологов (Эффект прерывания: Исследование неспособности применить результаты Физиологических Исследований, 1988). Мы очень быстро забываем вещи, и наиболее эффективным способом предотвратить это является обновление практических навыков через определенные интервалы времени. Знание – легко получить, но трудно удержать при себе.

2. Перегрузка познавательного процесса

Этот хорошо известный феномен является наиболее общим в процессе обучения и тренинга. Отсутствие понимания того, как работает память, приводит к некачественной подготовке материала (объем, форма подачи, загрузка) и, как результат, плохому кодированию, отсутствию глубокой обработки и, следовательно, к слабому запоминанию и воспроизведению. Почти все учебные курсы слишком длинные, материал подается некорректно, что приводит к быстрому забыванию. Чтобы избегать информационных перегрузок, необходимо упрощать подачу материала.

3. Разделение программ

Наверное, наиболее простая и легкая область теории обучения. Разделение программ учитывает ограниченность рабочей памяти. При обучении и усваивании лучше работает принцип «Лучше меньше да лучше», который гораздо эффективнее, чем увеличение, усиление и дополнение большого объем избыточного материала. К сожалению, вариант «песни и пляски» часто «звучит» в классе как какофония

4. Последовательность

Последовательность, в которой вы узнаете информацию, является критическим фактором, определяющим, как именно полученная информация будет усвоена и воспроизведена, при том, что информация и тренинги продолжаются, информация накапливается и смешивается в кучу. Это принципиальный момент при обучении языкам, в науке, математике и вообще, в любом предмете. Обучаясь в неверной последовательности вы так ничему и не научитесь.

5. Эпизодическая и семантическая память

В какой-то момент вы понимаете, что вещи, которым вы обучились, хранятся в вашей памяти дифференцированно, т.к. у человека существуют различные типы памяти, следовательно, очень важна выбранная форма обучения. До сих пор широк подход семантического (текстового) обучения предметам, требующим визуального (эпизодического) усвоения. которые нуждаются в визуальном (эпизодическом) подходе. Это можно встретить повсеместно, начиная с трудоемких текстов, белой доски, руководств и пр.

6. Психологическое внимание

Обучение невозможно без психологического внимания, следовательно, неправильно подготовленный класс и сценарий урока, отвлекающие и рассеивающие внимание, совершенно непродуктивны. Я подозреваю, что во многих случаях при корпоративном обучении сталкиваются с данной проблемой. Занудная зубрежка великовозрастных тинейджеров в душном тесном помещении вряд ли будет хорошим способом сконцентрировать внимание. Существует не менее 30 факторов, отвлекающих человеческое внимание, например – окно или мечтания. В итоге наилучший результат достигается при самостоятельной работе.

7. Контекст

Известно, что воспроизведение более эффективно при связывании с физическим контекстом (мышечной памятью). При этом в большинстве случаев обучение проводят в традиционной обстановке - классе или обучающих центрах. Существует множество доказательств, что помещение, в котором проводится обучение, должно быть просторным, а доля внеконтекстного обучения должна быть минимальной.

8. Практическое обучение

Из трудов Вильяма Джеймса и Джона Деви, нам известно множество теорий, доказывающих эффективность практического обучения, хотя до сих пор в большинстве случаев обучение ограничивается теоретическими и модельными знаниями и навыками.

9. Одноранговые группы

Работа Юдит Харрис («Ответственное обучение») изменит ваш взгляд на воспитание и обучение. В этой революционной научной работе показано, что в большинстве книг, посвященных воспитанию и обучению, переоценивается влияние родителей/учителей и серьезно недооценивается роль генетических факторов и одноранговых (равный с равным) отношений. Существует ряд реальных практических мер, позволяющих избежать очевидных ловушек. К сожалению, они игнорируются в традиционном обучении и образовании. Прочтите книгу.

10. Покончить с мифами

Вероятно, наиболее полезным советом учителям и преподавателям будет совет покончить с универсальными методиками. Это касается стилей обучения, фонового прослушивания музыки при обучении, мозговой гимнастики, теорий левого-правого полушария, НЛП …список можно продолжить….

Читать дальше......

Гугл делает нас тупее?

В течение 3-х месяцев я не мог себя заставить себя начать читать книгу. На журнальные статьи, блоги и новости в сети меня хватало, но на книги нет. Наконец начал и где-то на 80-й странице я понял, что не отказался бы от выжимки или презентации где все основные идеи были бы изложены кратко и четко. И это притом, что книга хороша и язык замечательный. Постоянное нахождение в сети приучает к кратким формам изложения - внимание начинает теряться уже на 2-3 странице. Мне кажется, что раньше так не было. Думаю такие перемены происходят не только со мной но и с другими людьми хорошо усвоившими современные способы обмена информацией - если хочешь, чтобы в твой мозг поместилось все что должно поместиться - не перегружай его длинными матералами.

Если бы я обучался с помощью e-learning, то потребовал бы от своих обучателей: "Сделайте мне короткий учебный курс в котором я за 15 (максимум за 30) минут узнаю что-то новое (причем объясните мне что я узнаю и зачем оно мне нужно минута так на второй)". Если будет длиннее я все равно до конца не дочитаю.

См. статью "Гугл делает нас тупее?" (на английском) на эту тему.

PS
Еще одно наблюдение - на портале для наших клиентов мы с февраля выкладываем новую версию документации по системе Webtutor. Клиенты об этом знают (мы им об этом делали рассылки), но очевидно не читают (не было вопросов по новой функциональности). Но как только мы из некоторых разделов документации делаем короткие выжимки на 2-3 страницы в стиле "Как сделать что-то..." и вывешиваем на портале в разделе "Новости продукта" - их наконец начинают читать (по крайней мере дают нам обратную связь). Вывод: новости люди читать готовы, а документацию нет (даже если новости есть подмножество документации). Может быть стоит в таком же стиле структурировать информационные материалы корпоративных учебных порталов - небольшими кусками по 2-3 страницы?

Читать дальше......

вторник, июня 10, 2008

«Косил косой…»

Говорят, некий иностранец, хваставшийся глубоким пониманием русского языка, был «приземлён» просьбой пояснить смысл фразы «Косил косой косой косой косой косой»*.

Процесс коммуникации в общем виде представляет собой кодирование информации словами с последующей расшифровкой этих слов получателем. Часто закодированная и принятая информации не идентичны, хотя и отправитель и получатель пребывают в полной уверенности, что всё в порядке. Наверно, не будет оригинальным сказать, что написанный вами для электронного учебника текст должен быть ясен. Гораздо интереснее, как вы можете продиагностировать, насколько ясен ваш текст. Проблема такой диагностики заключается в том, то вы-то как раз гораздо успешнее любого другого «декодируете» написанный вами текст. Но способ есть, он описан ниже.

Прочтите ещё раз приведённую выше фразу «Косил косой…», стараясь восстановить её смысл. Поймайте себя на ощущении, что «сканируете» эту фразу глазами, бегая по ней взад-вперёд.

Всё, упражнение окончено. Но в следующий раз, когда будете перечитывать написанные вами тексты, помните, что те места, где вы возвращаетесь глазами назад к уже прочитанному, могут быть написаны яснее. И чем дольше вы «сканируете» глазами написанный вами же текст, тем с большей вероятностью он требует доработки.

__________________________
* Процесс покоса осуществлял в нетрезвом состоянии заяц, имеющий дефект зрения и использующий кривой инструментарий.

Читать дальше......

понедельник, июня 09, 2008

Тьюторы - "ученики" в виртуальном классе

Продолжаем знакомство с опытом и мнениями практикующих тьюторов Светаланы Яскевич и Елены Локтевой. Сегодня они делятся своим «ученическим» опытом участия в вебинарах различных провайдеров этой услуги

1. Мне известно, что в последние 4 месяца вы очень активно, 2 и более раз в неделю посещаете различные вебинары на платформе виртуальных классов разных компаний. Что Вы извлекли для себя из этих посещений?
С.Я.: Участие в вебинарах позволяет получить двойную пользу. Во-первых, это непосредственно та информация, которая тематически предлагается для разбора на занятиях. Во-вторых, это опыт проведения такого рода мероприятий. Пока идет вебинар, ты вольно и (или) невольно отмечаешь приемы и методы их проведения, поведение преподавателя и т.п.
Е.Л.: В первую очередь, мы их посещаем в качестве обучаемых, следовательно, извлекли новые знания и систематизировали часть уже имеющихся.
Конечно, виртуальные классы – интересный инструмент. Но меня она пока больше всего интересует как способ проведения виртуальной защиты курсовых и дипломных работ, факультативов, тематических семинаров.
Я стараюсь организовать онлайновый учебный процесс так, чтобы каждый слушатель проходил его в своем темпе, в то время, когда ему наиболее удобно. Если бы я попыталась организовать учебное мероприятие по какой-то теме, то при таком подходе, наверняка мои слушатели окажутся в разных условиях: некоторые успеют уже отработать эту тему, а некоторые на этот момент еще до нее не дойдут. Возможно, это не так и плохо, но неловкости со стороны слушателей наверняка будут.

2. Какова, с Вашей точки зрения, оптимальная схема использования вебинаров (он-лайновых web-семинаров) в учебном процессе?
С.Я.: Оптимальность схемы использования вебинаров напрямую зависит от цели и задач, которую решает преподаватель при обучении. Поэтому, на мой взгляд, универсальной оптимальной схемы нет. Каждый раз эту схему следует выстраивать педагогическому дизайнеру, согласно конкретному курсу, конкретным целям и задачам, конкретной аудитории и т.д.
Е.Л.: Я еще не думала о построении каких-то схем. Мне кажется, что это будет обусловлено темой вебинара, его целевой аудиторией, продолжительностью и т.п.

3. Какие функции виртуального класса Вы, как тьюторы, считаете наиболее существенными?
С.Я. Ответ на этот вопрос неоднозначен, как минимум, по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы выделить существенные функции следует для начала огласить все существующие. И, второе, не ясно, речь идет о технических функциях, которые реализованы виртуальным классом (загрузка и просмотр презентаций, чат, графическая доска и т.д.) или о тех функциях, которые он предоставляет педагогу для его практической деятельности (например, для проведения семинаров, мозговых штурмов и т.д.).
Е.Л.: Активность взаимодействия участников, взаимный «оживляж» тьютора и других членов группы. Возможность обсуждать вопросы в тот же момент, когда они появились.

4. Какие образовательные преимущества и какие ограничения свойственны известным Вам виртуальным классам?
Е.Л.: Не готова сравнивать.
С.Я.: Образовательные преимущества:
- возможность получения обратной связи;
- удобный и действенный инструмент для использования различных педагогических приемов в преподавании (провокативного, проблемного обучения, интерактивность, организация дискуссий, мозговые штурмы и т.п.);
- способ повышения мотивации аудитории к обучению, например через личностный контакт;
- учишься на своем рабочем месте, т.е. нет необходимости, куда бы то ни было добираться, что значительно экономит время всех участников;
- еще один механизм организации обучения в совокупности с другими: дистанционными, очными, комбинированными и т.п.
Ограничения связаны с двумя позициями: техническими и образовательными.
Технические ограничения:
- обязательное наличие у обучаемых высокоскоростного Интренета и дополнительного оборудования (наушники или колонки, микрофон);
- расписание должно быть удобно для всех участников.
Образовательные ограничения:
- требуется наличие достаточно «однородной» аудитории обучаемых;
- круг обсуждаемых вопросов на вебинаре должен быть актуален для всех участников;
- количественные ограничения по составу группы (до 15 человек).

5. Что бы Вы порекомендовали разработчикам виртуальных классов (ВК) с тьюторской "колокольни"?
С.Я.: Имеются в виду пожелания, касающиеся технических «наворотов» виртуальных классов или их с точки зрения юзабилити? Сейчас хочется сказать о юзабилити. Озвучу несколько конкретных неудобств, возникающих при работе с одним российским ВК. Думаю, что разработчикам не стоит наступать на те же грабли:
- очень маленькое окно чата (отсюда неудобства: мелкий шрифт, ограничена возможность отсматривать несколько сообщений одновременно и т.п.);
- невозможность регулировать размеры окна (отсюда возникающие практически неоправданные полосы прокрутки, которых вполне можно было бы избежать, но которые вносят свою лепту неудобств);
- невозможность видеть весь список участников вебинара сразу, как только число участников перерастает определенное количество (отсюда, неудобство, связанное с обращениями по именам к участникам, в большом списке быстро его не найдешь).
Е.Л.: Не знаю, насколько это заслуживает внимания, но хотелось бы, чтобы можно было в конце подвести некий рейтинговый итог занятия. Может быть, обучаемым дать возможность выставить оценку за свою работу, за работу тьютора, за работу других членов группы.
Если использовать вебинар для раздачи домашних заданий (например, к следующему вебинару слушатели должны прийти подготовленными по какой-то тематике, чтобы затем обсудить ее), то имело бы смысл предложить список вопросов для подготовки, чтобы слушатели могли выбрать для себя тему, и где-то это зафиксируется. Благодаря этому тьютору было легче подготовиться к следующему занятию, зная, от кого из слушателей чего ожидать.

Читать дальше......

пятница, июня 06, 2008

В Беларуси будут фильтровать интернет по контенту, а ответственность за доступ к «плохим» сайтам понесут и провайдеры

Вместо эпиграфа: «Иногда я выбираю фильм на сегодня так:
лезу в список лент, запрещенных для распростренения на територии
Беларуси, выбираю то, что еще не смотрела, и еще один интересный вечер
обеспечен. Скоро я узнаю, какие сайты нужно посещать одинокими
зимними вечерами :-)»

Директор Информационно-аналитического центра при администрации президента Олег Пролесковский предлагает ввести контент-фильтрацию материалов из интернета, то есть блокировать в Беларуси доступ к неугодным ресурсам с помощью специальных фильтров. Об этом чиновник заявил в интервью журналу «Беларуская думка», опубликованном в майском номере.

«В плане организационных мер необходимо вести речь о так называемой контентной фильтрации. То есть о программном средстве, с помощью которого пользователи или администраторы локальных сетей могли бы блокировать доступ с подконтрольных им компьютеров к сайтам, на которых содержится информация, вступающая в конфликт с действующим законодательством или противоречащая нормам общественной морали», — считает руководитель Информационно-аналитического центра.

По его словам, государственное регулирование интернета должно включать в себя комплекс законодательных и организационных мер. «На законодательном уровне нужно прежде всего усилить ответственность за распространение в интернете информации, носящей противоправный характер. Если на каком-то сайте появилась такая информация, ответственность за это должны нести администратор, владелец этого ресурса, а также провайдер», — подчеркнул Олег Пролесковский.

В Беларуси внимательно изучается опыт регулирования интернета, накопленный другими странами, особенно Китаем. Этим занимается специально созданная межведомственная республиканская рабочая группа.

Читать дальше......

четверг, июня 05, 2008

Воздействие педагогического дизайна на общепит

Проведя полдня на семинаре «Практики создания мультимедийных курсов» его участники вынуждены были прерваться на столь прозаичное мероприятие, как обед.
Придя в кафе, наиболее активные из них оказались возмущены расстановкой мебели. Столики стояли порознь друг от друга, за некоторыми из них могло разместиться лишь 3 человека. «Мы хотим общаться!» - решили семинаристы и, недолго думая, стали сдвигать столики.

Назавтра к нашему приходу (и удовольствию) столы оказались предусмотрительно сдвинутыми, каким образом – запечатлено на фото.
Поскольку антиспам-фильтры пропустили эти фото лишь к 2-м участникам, их решено разместить здесь.


P.S. Спасибо Михаилу Андрееву за фото. Ждем остальных снимков :)

P.P.S. Информация о ближайшем семинаре здесь.

Читать дальше......

среда, июня 04, 2008

Skillopedia - больной скорее жив...

Я уже писал про проект Skillopedia - попытка сделать копию аналогичных западных сайтов с бесплатным учебным видео-контентом на каждый день. Проект развивается - по крайней мере рекламные бабки осваивают (видел рекламные щиты в Москве). Появилось много новых уроков. Вот пример про так как валить деревья:

Описание слайда
Важно НИ ОДНОГО ЖИВОГО ДЕРЕВА В ФИЛЬМЕ НЕ ПОСТРАДАЛО!

Остальные слайды урока на skillopedia.ru

Читать дальше......

Почему форумы не работают?

На большом количестве наблюдаемых мной корпоративных учебных и просто интранет порталах не живут форумы (в них почти никто не пишет). Или живут они очень формально. А ведь без механизмов обмена знаниями (и форумы это самая простая форма) невозможно ни управления знанием ни обучение. Почему так происходит?

Мои соображения:
1. Люди боятся писать - как правило сопряжено с тем, что кому-то уже оторвали голову за излишне длинный язык (?? нужно делать анонимные форумы)
2. Сотрудники не понимают цели форума (никто не объяснил зачем он на портале) - соответственно и не знаю что писать можно и нужно и зачем
3. Форумы никто не модерирует и не поддерживает - дискуссия не возникает сама, ее нужно иногда провоцировать
4. На портале форум упрятан где-то глубоко, последние темы форумов не вынесены на каждую страницу портала
5. Люди не знают об активных дискуссиях - нет уведомлений и возможность подписаться на них
6. Руководители разного уровня не участвует в дискуссиях и тем самым показывать, что форум это просто формальность и реального обмена информацией не будет
...
очевидно есть что-то еще???

Может умные люди что-то про это уже писали? Я задумался и поискал материалы в сети (на русском к сожалению не нашел). Вот моя подборка (на английском):
1. When intranet discussion forums work
2. Intranet discussion forums deliver mixed results
3. Champion of free speech kills intranet forum
4. Times-Dispatch Kills Staff Forum
5. QEH closes staff online chat forum
6. 6 Steps to Effective Discussion Forums on your Intranet
7. Are discussion forums the ultimate Enterprise 2.0 killer-app?

Если у кого-то есть мысли и материалы на эту тему - поделитесь если не жалко! Все же у некоторых форумы работаю вполне неплохо :)

Читать дальше......

Педагогический дизайн и средства ауторинга

Овладение средствами авторской разработки курсов, тем более если это не упрощенные средства быстрой разработки, требует определенных усилий, а их практическое применение – креативности и изобретательности.

Обеспечивает ли овладение инструментами ауторинга само по себе автоматическое решение таких вопросов, как:
- понимание запроса на курс и истинных причин, вызвавших его
- изучение целевой аудитории
- постановка цели и задач курса
- формирование содержания и структуры курса
- составление сценария
- дизайн слайдов
- баланс теоретических и практических сведений в курсе
- определение параметров и степени полноты контроля
и пр.?

Тех, кто ответит на данный вопрос «нет», возможно, заинтересует семинар, на который еще осталось несколько свободных мест.

Изредка да регулярно приходится сталкиваться со странной, на мой взгляд, ситуацией: специалист считает: стоит ему уверенно освоить конкретной редактор разработки курсов – он автоматически зачисляет себя в педагогические дизайнеры, считает, что его развитие завершено, игнорируя при этом достижения систематической педагогики. Думается все же, что содержательная и техническая части разработки курсов – две стороны одного процесса, которым следует находиться в сбалансированных отношениях. Без этого ни качественных, ни эффективных продуктов мы не получим, какими бы ни были наши личные предпочтения. Даже если и возникнет хороший продукт, созданный по наитию, он погоды в индустрии массового e-learning не сделает.

P.S. Участники упомянутого семинара будут иметь возможность дополнительного личного контакта с разработчиками WebTutor и CourseLab

Читать дальше......

вторник, июня 03, 2008

Насколько технологии ДО зависят от технического прогресса?

Компания Майкрософт в лице вице президента Джулии Ларсон представила «Windows 7», акцентируя внимание аудитории на возможность Малтитач-взаимодействия пользователя и операционной системы, а я очередной раз взгрустнул, поскольку даже если и найдётся достойный способ использовать эту технологию в учебном курсе, то — имея ввиду корпоративный сектор ДО — кто и когда сможет этот курс использовать?

Читать дальше......

понедельник, июня 02, 2008

Маленький дайджест "жалоб" e-learning'цев

На очных и дистанционных семинарах собираю обратную связь от участинков. На мой взгляд, целесообразно обнародовать некоторые мнения "рядовых" специалистов ДО. Здесь представлены отдельные из типичных высказываний тех, кто движет eLearning в относительно небольших компаниях (от 800 до нескольких тысяч человек персонала). Предварительно должен заявить: авторы приведенных ниже высказываний меньше всего похожи на кликушествующих жалобщиков. В действительности они полны энтузиазма и энергии, верят в ДО и преданны ему. Руки у них отнюдь не опустились... Они трезво оценивают ситуацию и делают свое дело. Тем ценее и объективнее их точки зрения.
  • Компании сейчас так сильно экономят на eLearning, что дискредитируют саму его идею.
  • Курсы на местах разрабатывают 1-2 человека, причем далеко не профессионалы.
  • Разработка качественного флешового электронного курса силами 1-2 человек практически невозможна. Одно спасение – использование средств ауторинга. Но с их помощью изготовить нужное количество хороших курсов 1-2 человека смогут лишь за несколько лет. Часто пока делаешь один курс – другие устаревают.
  • 1-2 разработчика курса не могут обладать на должном уровне всем комплексом необходимых компетенций для флешового курса.
  • 1-2 специалистов eLearning для его запуска, администрирования и осуществления систематического и полноценного обучения катастрофически мало.
  • Когда принимающие решения о запуске eLearning менеджеры насмотрятся на примеры высоко интерактивных мультимедийных курсов, они видят «хочу», но не могут и не знают, как им оценить «могу». Они не понимают трудозатрат и стоимости, необходимых для разработки по-настоящему эффективных курсов.
  • Хочу провести на учебном портале опрос 600 человек со свободным вводом ответа. Не знаю, справлюсь ли с обработкой результатов. Я ведь одна. Буду искать союзников среди HR-ов.
  • Российским менеджерам надо «вылить ушат холодной воды на голову», чтобы они поняли все сложность проблем и реальную цену ДО.

P.S. Надеюсь, что авторы приведенных выше реплик простят меня за то, что не упомянуты их имена. Меня оправдывает, впрочем, то, что под каждой из этих реплик могло бы стоять несколько подписей, столь близки по сути и по форме высказывания разных людей из разных стран СНГ.

Читать дальше......

воскресенье, июня 01, 2008

Вебинары как фундамент для е-курсов

Позавчера на очном семинаре получил из аудитории вопрос: "Как быстро запустить масштабное дистанционное обучение?". При этом требуется в течение года создать кучу курсов, выработать стандарты их разработки для тренеров (которые и должны выступать в качестве будущих авторов контента).
А почему бы не начать с ppt-презентаций с целью первоначального их использования и виртуальном классе. Такой подход позволит опереативно и поэтано создавать и апробировать контент, который потом нетрудно импортировать в то или иное средство ауторинга.
Разумеется, этот контент в ходе создания курсов можно делать сколь угодно интерактивным. Опыт же использования учебных данных на вебинарах подскажет, где, когда и какие интеракции в будущем курсе окажутся наиболее уместны и эффективны, что из наработанного стоит класть в основу будущих корпоративных стандартов е-курсов.

Читать дальше......