Websoft

среда, июля 30, 2008

Виртуальный мир на базе flash

До некоторого времени все виртуальные миры, вроде Second Life требовали установки специального программного обеспечения на компьютер участника. На мой взгляд это один из главных тормозов в их использовании. Мне не сразу удалось попробовать Second Life (о чем, впрочем, жалеть особо не стоит - мне не понравилось) - наш firewall не давал подключиться к их серверу.

И вот свершилось - сделан первый виртуальный мир (WebFlock), работающий в браузере (клиент сделан на flash). ПО крайней мере это декларируется, хотя попробовать нельзя. Можно купить для корпоративного использования за $100.000. Если кто решиться прикупить - пригласите посмотреть :)

См. также более ранние посты про виртуальные миры в этом блоге.

Читать дальше......

Обзор рынка e-learning от РБК

РБК подготовил обзор рынка бизнес-образования и тренингов. Частью обзора является исследование рынка e-learning в России (раздел V). То что мне интересно - Обзор корпоративного сектора e-learning (подготовлен Амплуа-Брокер). К куску документа под названием "Обзор рынка дистанционного образования в России" мы тоже приложили руку.

Читать дальше......

Пример курса

Посмотреть отличный пример курса, сделанного в виде игры, цель которой за 10 дней построить свою деловую сеть общения.

Курс сделан по заказу Cisco.

Читать дальше......

вторник, июля 29, 2008

Мировой опыт - неожиданные идеи

Мы периодически обсуждаем возможность использования e-learning'а для обучения рабочих и прочих "синих воротничков" или других "непрофильных" потребителей. Некоторые не верят. А может ли в процессе обучения, например, стрельбе из винтовки в армии, сержант давать "позитивную обратную связь" с использованием проектора и презентации PowerPoint? Все кто руководствуются отечественным опытом скажут что позитивная обратная связь может заключаться, только в ударе по почкам. Никогда не говорите никогда. Смотрите лучше снятое Гарвардской школой бизнеса видео про правила предоставления обратной связи для морской пехоты США (на английском):



Может и с e-learning возможны неожидаанные открытия, если пристальнее посмотреть на мировой опыт.

Читать дальше......

Об управлении знаниями и масштабе интернета

Представители Google объявили в своем блоге, что в их базе для индексирования уже более 1 триллиона (1,000,000,000,000) ссылок - это 12 нолей. Вот таковы масштабы доступной для поиска информации. В любой корпоративной базе данных всего навсего тысячи или десятки тысяч записей, т.е. на 7-8 нолей меньше чем интернете. Считается, что технологии web 2.0 вообще и те, что строит Google в частности, это основа для управления знаниями 21 века. Вот я задумался - подойдут ли они для корпоративного использования? Это как использовать электронный микроскоп для измерения расстояния, для которого подходит школьная линейка...

PS
Несмотря на масштабы индекса, интересная мысль про Google:

Читать дальше......

понедельник, июля 28, 2008

О корпоративном университете и привлечении предметных экспертов к его работе

Интересный материал о работе "Билайн университета". Здесь, в частности рассказывается и о привлечении специалистов-экспертов к работе в нем. Полагаю, что знакомство с механизмом привлечения и использования компетенций экспертов в этой публикации хорошо дополняет дискуссию на сходную тему, проходившую здесь.

Читать дальше......

О новых правилах учебы и отмене монополии преподающих на ум в эпоху Web 2.0

Любопытное выступление профессора М.Уэша (университет Канзаса) о том, кто теперь умный и что стало с "пустоголовыми" учениками благодаря Интернету, Web 2.0, а также некоторые добрые рекомендации о том, какими принципами теперь руководствоваться обучающему

Читать дальше......

воскресенье, июля 27, 2008

Примеры работы с негативными эмоциями (№ 1)

В продолжение дискуссии, возникшей по мотивам поста "Тезисы об эмоциях в электронных курсах", как и обещал, приведу примеры из конкретного курса, посвященного управлению конфликтами:


В предлагаемом фрагменте действие происходит в офисном помещении. Начало рабочего дня. За столами сидят сотрудники (рис.1), считающие себя (об этом обучаемым известно из предыдущих разделов курса) достаточно опытными, квалифицированными и постоянными.

Рис. 1

Тут в кабинет входит Фёдор, всего год назад закончивший вуз и всего вторую неделю работающий в этой компании.
Федор: Доброе утро, коллеги!
В ответ он слышит весьма эмоциональные высказывания, подкрепляемые соответствующими мимическими выражениями и жестами персонажей:

- Никакое не доброе! После вашего появления у нас в помещении стало тесно и совсем нечем дышать.
- Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей.
- Почему так получается: стоит Федору появиться, как я сразу чувствую себя кругом виноватой?
- Что вы к Феде пристали. Он такой интеллигентный, невинный. Прямо душка!

Уязвленный Федор внутренне восклицает:
- Какие низкие люди! Сколько в них ненависти и высокомерия!
Однако тут же берет себя в руки:
- Стоп! Вдохни поглубже. Досчитай про себя до 10. Из любой ситуации теоретически возможен достойный выход.

Задача обучаемого состоит в том, чтобы достойно отреагировать на выпады коллег Федора.
Теперь их реплики появляются по одной, и обучаемому предлагается отреагировать на них, выполняя серию упражнений. Выглядит это так:

Дается условие задания (рис.2):

Рис. 2

Затем обучаемый выбирает варианты ответа на негативные реплики каждого из оппонентов Федора, например (рис. 3):

Рис. 3

Любой из выборов обучаемого сопровождается комментарием.
К примеру, на реплику «Ваши вечные вопросы по мелочам отвлекают меня от выполнения собственных обязанностей» варианты ответа комментируются так (рис. 4):

Рис. 4

Так стоит ли огулом избегать использованная негативных эмоций в курсах? Что скажете?

Читать дальше......

суббота, июля 26, 2008

Тенденция, однако…

Пока в России только планируют большую часть ВУЗов переделать в ПТУ, в Беларуси принято решение перейти с 1 сентября 2008 года с 12-летнего срока получения общего среднего образования на 11-летний. Разумеется, это «отвечает пожеланиям большинства граждан».

Читать дальше......

Будьте осторожны с «Восстановлением системы»

На днях столкнулся с необходимостью воспользоваться опцией Windows XP «Восстановление системы». Такую необходимость вызвал пробравшийся, несмотря на все предосторожности антивирусной системы, вирус. Вирус был оперативно прибит, но успел напакостить в системных файлах.

«Восстановление системы» полностью решило проблемы с функционированием операционной системы (— Ура!). Но радость длилась не долго, поскольку через некоторое время выяснилось, что Windows, восстанавливая систему, заменила часть файлов разрабатываемых курсов на более ранние версии, что, говоря откровенно, является полнейшим свинством с её стороны.

Пришлось начать заново:
1) «откатить» изменения внесённые программой «Восстановление системы» (нужные версии файлов учебных курсов при этом вернулись на место);
2) сделать бэкап всех материалов на недоступный для программы «Восстановление системы» носитель (конкретно — на внешний жёсткий диск, который был отключён от компьютера после резервирования на него данных);
3) повторить процедуру «Восстановления системы» (это обеспечило стабильную работу операционной системы);
4) скопировать на компьютер с резервного носителя актуальные версии разрабатываемых учебных курсов.

Буду рад, если кому-то эта статья поможет сохранить время и нервы.

Читать дальше......

пятница, июля 25, 2008

Большую часть ВУЗов переделают в ПТУ

Цитата с сайта РБК:

Министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил закрыть или понизить в статусе более 80% российских вузов. В России должно остаться до 50 университетов и максимум 150—200 вузов, считает чиновник.
Остальные вузы, по мнению главы Минобрнауки, нужно преобразовать либо в филиалы университетов, либо в средне-профессиональные учебные заведения или совсем закрыть.


Как пишет сегодня газета
РБК daily, Минобрнауки в первую очередь беспокоит качество образования, отсутствие спроса на многие специальности и ежегодное снижение числа выпускников школ.

Однако, радикальное предложение А.Фурсенко вряд ли полностью поддержат на высшем уровне. Сейчас количество и качество работы вузов предпочитают регулировать путем создания сети федеральных университетов.
Президент Дмитрий Медведев сообщил, что уже принято решение о создании Южного федерального университета в Ростове-на-Дону и Сибирского — в Красноярске. Готовится также решение о создании федерального университета на Дальнем Востоке.


Если так, то у нас скоро появится много ПТУ с системами дистанционного обучения :)

Читать дальше......

четверг, июля 24, 2008

Прекрасный пример использования речи в учебном средстве

Ссылка на обещанный пример.

Этим примером нас радует компания Adobe.
Создано с помощью Adobe Captivate.

Читать дальше......

среда, июля 23, 2008

Периодическая видео-система элементов

Как с помошью видео, выложенного в YouTube изучить периодическую таблицу элементов? Смотрите сайт The Periodic Table of Videos - жмете на каждый элемент, открывается видео. Например, жменет на H - видите видео с летающим под потолком шариком, наполненным водородом.

Сделано в университете славного города Ноттингем. Я там был и у меня даже есть наклейка, что я видел шерифа Ноттингема (т.е. наследника Робина Гуда). Там, кстати, есть отличный паб - как утверждается старейший в Англии - Ye Olde Trip To Jerusalem, который действует со времен крестоносцев, что следует из названия.

Читать дальше......

Использование пультов и качество обучения

Еще 2 года назад мы в системе WebTutor поддержали проведение тестирования в учебном классе с помощью пультов (т.е. когда обучаемым выдают пультки для голосования и высвечивают на экран вопросы). К сожалению до настоящего времени большого интереса эта технология не вызвала.



На Западе технология обучения с использованием пультов в качестве опросных инструментов в аудитории весьма активно используются в учебном процессе. И вот я наткнулся на статью, в которой описываются наблюдения за результативностью обучения (по итоговым тестам) в классах в которых в процессе обучения преподаватель привлекал внимание обучаемых к обсуждаемому материалу с помощью опроса с использованием пультов и без них. Оказалось, что если преподаватель эффективно использует пульты в учебном процессе и тем самым периодически привлекает внимание обучаемых к материалу и запрашивает их мнение и оценку, то качество усвоения материала повышается.

PS
На фото исторический кадр - на первой конференции клиентов Websoft Максим Кузьмин (Росгоcстрах) и Евгений Емельянов (в то время Уралсиб) участвуют демонстрации пультов - жмут на кнопки:

Читать дальше......

А не обновить ли «стулья» в учебных классах?


Кликнув по картинке, её можно рассмотреть подробнее.

Читать дальше......

вторник, июля 22, 2008

Вебинар плюс/минус материалы к нему

В продолжение поста "Как повысить действенность вебинаров", где речь шла взаимодополнительности живого вебинарного взаимодействия и раздаточных материалов к нему приведу аргумент в виде письма постоянной участницы виртуальных сессий Людмилы Малыгиной, менеджера по обучению в ЗАО «Сталепромышленная компания".

Людмила не смогла участвововать в вебинаре, о котором уже шла речь, однако раздаточные материалы к нему (в виде презентации .ppt) ей были высланы.
О возникших эффектах судите сами:

Сейчас посмотрела раздоточный материал к вебинару и еще раз пожалела, что не смогла участвовать. Тем не менее, примерив даже раздатку на нашу компанию, понимаю, что у нас полноценных тьюторов нет, но уже сформирована потребность в них, мы к этому идем.
Красочное сравнение про российского педагога и западного наставника - меня очень порадовало :-)
(рис. 1)


Рис. 1

Очень ценная таблица по проектированию тьюторинга (рис. 2 ).

Увидела частичный ответ по мотивации тьютора :-) (рис. 3)
(Эта проблема обсуждалась нами с Людмилой раньше в приватном порядке – В.Н.)


Рис. 2

Да, у нас пока также все держится на внутренней мотивации. Один из тренеров нашей Компании предложил мне ввести небольшую, символическую плату за прохождение дистанционного курса, и эти средства использовать для вознаграждения тьюторов.

Рис. 3

Не нашла для себя ответ, приемлемо ли это для нашей Компании. И насколько это будет мотивировать тьюторов... Склоняюсь больше к варианту "нет".

P.S. Благодарю Людмилу за разрешение опубликовать данный материал.

Читать дальше......

понедельник, июля 21, 2008

Отчет о вебинаре, или Тьютор – это кто и зачем?

Вебинар, о котором пойдет речь был посвящен определению того, что представляет собой тьютор и каковы его функции именно в процессе обучения. Дидактическая цель вебинара состояла в следующем: обеспечить самоопределение участников в решении указанных выше вопросов. Иными словами, обеспечить целостное видение обучающей функции тьютора в контексте деятельности тех организаций, в которых они работают.

В вебинаре принимало участие всего 6 человек (обычно их в 2-2.5 раза больше), включая ведущего. Этого мало для получения статистически достоверной информации, но более чем оптимально для эффективного проведения онлайнового общения. «Идеальное» число участников высоко интерактивных мероприятий в виртуальном классе – 6-8 человек. Предельными «величинами» в методике вебинаров считаются: минимум 3-4, максимум 10-12 участников. (Не деле нередко бывает и больше 12, ничего, справляемся.)

Участники вебинара представляли: корпоративный университет одной из ведущих страховых компаний (специалист отдела ДО), один из институтов Бауманки (автор курсов - тьютор), "среднеобразовательные" гимназии (учителя-методисты), директор одной из компаний, напрямую занимающихся электронным обученим.

Вебинар проводился преимущественно в виде интервью на основе анкетирования с последующей рефлексией опрашиваемых над собственными и групповыми ответами (=решениями).
Просматривая предлагаемое «слайд-шоу», Вы также можете задуматься и вынести свой личный вердикт, решая судьбу тьюторства в нашем ДО.

Первый вопрос гласил:
Какую позицию, по-Вашему, должен занимать тьютор в вашей организации (возможен выбор нескольких вариантов)?






Ответы и комментарии участников (с поправкой на опоздавших):
К.С.: 1-3,5
П.М..: 1 2 3 4
М.В.: 1 (если тьютор - это автор курса), 2



Вопрос 2. Каким образом тьютор в вашей организации должен осуществлять обучение?




К.С.: думаю, что все варианты хороши
К.Е.: по-разному
М.В.: 1,4,5, можно и 6, но 5-эффективнее
П.М.: 1, 3, 4, 5, 6









Вопрос 3. Когда тьютору целесообразно включаться в процесс обучения?




К.С.: 1-3
М.В.: 1,3 (мне кажется 2 и 3 - это одно и то же)
П.М.: 1 3
К.Ю.: 1,2,3



Вопрос 4.


К.А.: думаю, что 2
М.В.: по- хорошему 2, но в реалиях жизни - 1
К. Е.: Согласна с М.В.
П.М.: 2, но привязка к времени иногда нужна


Вопрос 5.

П.М.: 2
М.В.: А кто Они такие? :-)) (эта шутливая реплика принадлежит лицу, реально занимающему должность тьютора –В.Н. )
К.С.: 1
К. Е.: 1
М.В.: Я тьютор-пионер (первопроходец)



Вопрос 6



К. С.: 4
М.В.: 5 -зависит от заказов на дистанц. обучение
П.М.: На мой взгляд тьютор нужен, однако на данный момент проблемы в первую очередь технические
К.Е.: 4






Вопрос 7.


К.С.: 1
П.М.: 1
П.М.: 1
М.В.: 1
К.Е.: 1, но народ пока это ещё не осознал этого





Вопрос 8.


К.С.: И да, и нет. Дело в том, что построить работу с обучаемыми в нашей стране только дистанционно, боюсь, не получится. Поэтому, на мой взгляд, нужна и очная форма работы.
К.Е.: Пока нет, т.к. сначала необходимо привить культуру ДО.
П.М.: Нет. Во-первых, мало ресурсов, во-вторых, дистанционным делается в основном "массовое" обучение, где не так важен индивидуальный подход.
М.В.: Согласен с П.М., мы пока не вводили индивидуальное ДО.
М.В.: ДО может быть хорошим дополнением к основному ОЧНОМУ образованию.
К.С.: согласен, тогда оно и будет тьюторингом в западном понимании (т.е. сугубо индивидуальным – В.Н.).

Вопрос 9. (Здесь появился задержавшийся к началу вебинара директор - В.Н.)


М.В.: За - для расширения получаемых знаний, специализирование; против - формальный подход со стороны руководства
К.С.: За: дополнительное образование, индивидуальный подход; против: не всегда уместно и не всегда получается. Кроме того, думаю, что тьюторинг будет прекрасным дополнением к очному обучению.
Д.Ю.: Ну, просто за
П.М.: За - для проверки некоторых заданий необходим человек, тьютор может отвечать на появляющиеся вопросы
К.С.: Тогда тьютор будет консультантом, ассистентом
П.М.: Ничего страшного, на мой взгляд, это нормально
К.С.: согласен
П.М.: Против - у обучаемых и их руководителей нет соответствующей культуры

В качестве резюме анкетирования (замечу, что содержание вебинара им вовсе не ограничивалось), участникам было предложено было спроектировать для себя важнейшие параметры тьюторинга путем выставления меток на следующем слайде (белая доска). (Цвет и форма метки позволяют ведущему идентифицировать участников.)
Таким образом, оказались визуализированными как индивидуальные, так и групповые позиции.


Вебинары обычно завершаются вопросами к ведущему, замечаниями к его работе, различными предложениями и пожеланиями. Ограничимся последними:

П.М.: Было бы здорово провести похожий на сегодняшний вебинар или просто обсуждение в блоге на ту же тему где-нибудь через полгода. Уже с учетом ситуации в отечественном обучении, которая, возможно, изменится
К.С.: Нет, мне кажется, что полгода многовато
Д.Ю.: Можно подумать о новой секции на Elexpo 2009

Читать дальше......

воскресенье, июля 20, 2008

А мужики то не знают :)

Вот мы тут занимаемся нашим местным электронным обучением и не знаем (по крайней мере я), что в мире стандартизации электронного обучения происходят изменения. Оказывается за развитие стандарта SCORM теперь отвечает на ADL, как было раньше, а новая некоммерческая организация под названием LETSI (Learning-Education-Training-Systems Interoperability), которая готовит выпуск SCORM версия 2.0 (должен быть опубликован во 2 квартале 2009 года). Во как...

Читать дальше......

Группа крови на виртуальном рукаве

Война, как известно, двигатель технического прогресса. Кто бы полетел в космос, если бы не надо было делать баллистическую ракету. Про e-learning для военных (к сожалению американских, а не наших) я уже писал. Еще статья про использование компьютерных симуляторов для тренировки пехотинцев и танкистов в форте Беннинг (штат Джорджия) - на английском. Вот это e-learning для настоящих мужчин.

Пара фотографий:




Видео:

Читать дальше......

Корпоративный театр?... Нам это подходит?

С утречка получил от коллеги ссылочку на лаконичную информацию о корпоративном театре. Несколько выдержек из нее:

"Темами спектакля неминуемо становятся ценности компании, ее
проблемы и трудности... Это делает спектакль актуальным ситуации в
компании, личностно переживаемым и эмоционально емким".

"Жанр драматического спектакля дает возможность учесть сложность и личностную уникальность каждого участника, находя метафорическое, «нелобовое» решение проблем и конфликтов. "

Кто знает, может и есть в этом смысл в контексте e-learning?
Во всяком случае, на вебинарах фрагментарно удается поиграть в ролевые игры, предлагая участинкам вообразить себя в той или иной позиции (тьютора, тестируемого, топ-менеджера), поимпровизировать в мозговом штурме и т.п. Да и электронные обучалки можно строить по законам драматургии.

Благодарю Елену Локтеву за ссылку

Читать дальше......

суббота, июля 19, 2008

10 вещей Web 2.0, при помощи которых можно за 10 минут стать еще более успешным профессионалом в электронном обучении

Переводная статейка "10 вещей Web 2.0, при помощи которых можно за 10 минут стать еще более успешным профессионалом в электронном обучении" на distance-learning.ru. В ней описаны 10 простых шагов, сделав которые можно "пощупать" технологии web 2.0 в случае если вы этого еще не сделали.

Читать дальше......

Кейсы на учебном портале??

Обучение на основе кейсов весьма активно используется в бизнес-образовании. В частности это главная "фишка" лучшей бизнес-школы мира (Гарвард). Журнал "Секрет фирмы" в кажом номере печатает "Банк решений" - бизнес-кейсы и решения читателей.

В связи с этим я хочу задать вопрос коллегам из компаний: нужен ли в составе системы управления обучением специальный инструмент (именно в LMS, а не внутри SCORM модуля) для обучения с использованием кейсов.

Как это могло бы работать:
- в базе данных LMS мы описываем название, тематику, описание (задание кейса), материалы кейса, ссылки на связанные объекты (документы, курсы и т.п.), авторов и экспертов кейса, накапливаем репозиторий кейсов.
- Кейсы можно опубликовать на Учебном портале или включить в состав электронного курса. На портале можно организовать конкурс на лучшее решение кейса с возможностью заявить свое решение. Также можно реализовать заявку на создание нового кейса.
- Кейс назначается для решения группе обучаемых (система высылает им уведомление) или они, найдя его на портале или в структуре курса сами его себе активируют (открытые кейсы).
- После назначения кейса обучаемый знакомится с материалами кейса, готовит ответ и заполняет его на портале. Преподаватель (эксперты кейса), ответственный за данный кейс или тематику кейса получает об этом уведомление, входит на портал и заполняет комментарий и оценку кейса.
- Преподаватель (эксперт) решает должен ли ответ на кейс быть открытым (тогда в карточке кейса на портале можно будет опубликовать "Лучшие решения кейса")
- По базе кейсов и решений можно организовать поиска на портале

Осмысленно ли это?

И если да, то может быть стоит добавить функционал для коллективной работы над кейсом несколькими обучаемыми?? В wiki стиле?

Читать дальше......

пятница, июля 18, 2008

Еще немного "эмоциональных" мышек


Читать дальше......

Плакаты для молодых родителей

А. Как кормить ребёнка
Правильно:


Не правильно:


Б. Как «показывать животик»
Правильно:


Не правильно:




Вопрос для обсуждения: В этих примерах способствуют ли иллюстрации «Не правильно» усвоению материала?

Читать дальше......

четверг, июля 17, 2008

Избранные тезисы Медведева с совещания по информационным технологиям в Карелии

1. Медведев заметил, что сейчас большая часть программистов занимается обслуживанием зарубежных программ, а не созданием своих, и с этим надо что-то делать.

2. Медведев обещал уволить чиновников, не умеющих пользоваться интернетом. «Или учитесь — или до свидания, ищите другое место работы».

3. Чтобы сократить цифровое неравенство между столицей и регионами, было принято решение компьютеризировать все школы, вне зависимости от того, где они находятся. Для этой же цели было предложено ввести льготы на пользование интернетом для учащихся и повышение количества центров обучения компьютерной грамотности.

4. Медведев посоветовал обратить внимание на развитие дистанционного образования и дистанционной медицины.

Читать дальше......

Голоса из-за океана

В этом блоге уже много раз писалось по про озвучивание курсов. В том числе об использовании автоматических конверторов текста в голос. К числу проблем с развитием таких технологий безусловно стоит отнести отсутствие хороших русских "голосов" - программ для озвучивания русских текстов. Оказалось есть такой - Digalo. Он коммерческий, но есть 15-дневный trial. Я его скачал и попробовал конвертировать текст из блога. Вот что получилось: файл WAV размером 3MB. Получилось конечно не идеально, но вполне прилично. Есть надежда что мы доживем до переводчиков, которые можно будет реально использовать для озвучивания курсов.

PS
Я пользовался для конвертации звука программой "Grovorilka"

Читать дальше......

Лучшие разработчики курсов электронного обучения

Аплуа-брокер (хозяева сайта Trainings.ru) выпустили обзор "Лучшие разработчики курсов электронного обучения". Стоит 15.000 рублей. Если кто-то купит - дайте почитать в обмен на что-нибудь полезное :)

Остальным таким же жадным как я предлагаю за втрое меньшую сумму познакомить со всеми (как лучшими так и худшими) разработчиками курсов реально представленными на корпоративном рынке :) Т.к. их меньше 10, то познакомиться будет не слишком сложно - можно это сделать за пару дней :) Правда Амплуа нашли 11, причем лучших, разработчиков - видимо я плохо знаю этот рынок...

Читать дальше......

среда, июля 16, 2008

Как инфляция влияет на e-learning

В продолжение поста про то, что в Америке сокращают тренинговые бюджеты - новость с Americaru.com "Дорогой бензин привел к массовой учебе через интернет":

По сообщениям местных властей, все больше и больше американских студентов не готовы бороться с высокими ценами на бензин и уж тем более платить их. Именно поэтому в последнее время значительно увеличилось количество студентов, которые переходят на дистанционные программы обучения.

Согласно данным колледжей в разных штатах, число студентов, которые предпочли дистанционные курсы в отдельных учебных заведениях увеличилось на 50-100 процентов и даже больше.

Самый большой рост онлайн-студентов отмечается в двухгодичных муниципальных колледжах.

Читать дальше......

Пример тренажёра


Источник

Читать дальше......

вторник, июля 15, 2008

Избранные иллюстрации из «Краткого уголовного кодекса в картинках»



Коллеги, как полагаете, иллюстрирование уголовного кодекса будет способствовать профилактике правонарушений у детей и подростков?

Вы бы, например, купили своему ребёнку иллюстрированный уголовный кодекс?

Читать дальше......

понедельник, июля 14, 2008

Тезизы об эмоциях в электронных курсах

1. Эмоция — это внутреннее состояние человека, которое переживается как чувство и мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия (а таже блокирует их).

2. Эмоция в обучении требует неопределенности, непредсказуемости, ответственного выбора, игры, соревновательности. Там, где все предопределено, речь идет об инстинктах и рефлексах, о стереотипах, а не об управлении эмоциями.

3. В обучении взрослых эмоции связаны с прежде всего с конкретными ментальными образами курса (объектами медиа) ― изображением, звуком, понятием, интеракцией, а не с реальными жизненными потребностями. Нас Бабой-Ягой не испугать!
Регулярное возникновение нужной эмоции в ответ на конкретные медиа объекты (включая интеракции с контентом) способствуют достижению учебной цели или отторжению от нее.

4. Основной закон эмоций в контексте e-learning.
Высокая вероятность того, что цель курса или его фрагмента будут достигнуты вызывает положительные эмоции
Низкая вероятность достижения цели ведет к негативным эмоциям (тревожность, разочарование, страх и пр.).

В этом контексте уместно коснуться вопроса о пресловутом проходном балле курса. Вероятность его достижения эмоционально устроит обучаемоего, если будет не ниже 50-70%. Менее высокая вероятность успешности работы с курсом вызовет у большинства аудитории эмоциональное отторжение от него. Для того чтобы здесь отличить более или менее успешных обучаемых целеосообразно прибегать к рейтингам успешности прохождения курса группой. Например, закончившими курс успешно будет считаться та часть группы (скажем, 60 или 70% обучаемых), которая показала наивысшие результаты.

5. Условия позитивного эмоционального отношения к курсу.
- «попадание» в адресную аудиторию. Знание целевой аудитории позволяет создать такой курс, вероятность удовлетворения образовательных потребностей которой и, следовательно, управления эмоциями обучаемых, находится в оптимальном диапазоне
- обучение должно быть посильным для пользователей, лишь в этом случае оно будет вызывать у него позитивные эмоции. Чрезмерно сложный или слишком примитивный для конкретной аудитории учебный материал вызовет эмоциональное отторжение от него;
- обратная связь на поведение обучаемого, в том числе и неуспешное, должна предъявляться таким образом, чтобы он понимал, что сделал шаг на пути к достижению цели и решению учебой задачи даже в случае совершения ошибки.
- итоговому контролю должно предшествовать необходимое и достаточное количество тренировочных упражнений и заданий на самопроверку, аналогичных по содержанию и форме контрольным. В противном случае итоговый контроль будет носить для обучаемого чрезмерно стрессовый характер.
Говоря грубо: качественно сделанный курс скорее всего способен вызвать позитивное эмоциональное отношение к себе (при прочих оптимальных условиях, напр., при правильной организации обучения).

6. Переживание негативных эмоций по поводу учебного контента безопасно и целесообразно! Оно призвано научить управлять негативными переживаниями в безопасной форме и, таким образом, минимизировать негативные последствия отрицательных переживания в реальной жизни, подготовить к противостоянию отрицательным явлениям вовне и чувствам внутри человека.
Даже сюжеты детских сказок строятся на конфликте позитива и негатива. И ничего! Не лезем же мы на сцену бить моду Отелло, когда тот ради услады нашей души душит Дездемону.
Прятать голову в песок при обучении взрослых – следствие наивного прочтения модной переводной литературы. На деле суть позитивного отношения ко всему и вся состоит в том, что негативные переживания суть защитная реакция на негатив вне и изутри пределов человеческой кожи. Не такие уж они отрицательные! Умение извлекать из негатива позитивные уроки – основа процесса адаптации. Неумение работать с негативом делает человека безоружным перед лицом зла.

7. Наконец, без отрицательного отношения к положительному (положительное = имеющее место в реальности здесь и сейчас, отрицательное – то, что приходит положительному на смену) невозможны ни креативность и развитие персонала, ни талант-менеджмент, ни творческий менеджмент сам по себе.

Читать дальше......

Андалузский пес и цветовое решение курса

Сначала пример от Олега Чикириса: «Пожалуй, самые изысканные методы психологического воздействия использовались во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. О них поведал испанский историк и искусствовед Хосе Миликуа. В тюрьмах на улицах Вальмайор и Сарагоса в республиканской Барселоне были специальные камеры, названные «цветными». В них не было окон, а стены и потолки были расписаны копиями сюрреалистических и абстракционистских работ Кандинского, Васарели, Клее, Иттона. Самой жестокой из пыточных картин была репродукция плаката Сальвадора Дали к кинофильму «Андалузский пес» Луиса Бунюэля. На плакате был изображен раскрытый глаз, который режут бритвой. Заключенные франкисты вынуждены были часами рассматривать разноцветные геометрические абстракции. Через некоторое время у людей расшатывалась психика, и они начинали давать признательные показания. Ноу-хау пыток искусством принадлежит французскому музыканту и художнику Альфонсу Лауренсику, который сам же и воспроизводил сюрреалистические шедевры на стенах казематов. О своем открытии влияния цвета и линий на психику человека он поведал в 1939 году на суде. Франкисты оценили новаторство Лауренсика — француза расстреляли».

Не сомневаюсь, будь на то воля обучающихся, они бы тоже расстреляли создателей некоторых учебных курсов. Чтобы не превращать обучение в пытку, дизайном шаблона курса должен заниматься специалист по воздействию цвета и образов на сознание — художник.

Читать дальше......

Выразительные портреты

В дополнение к посту об использовании выражений лиц: портреты могут быть тоже весьма эмоциональны.

Задан вопрос:


Получен верный ответ:


Получен неверный ответ, требуется выполнить задание повторно:


Повторно задание выполнено правильно:

Читать дальше......

воскресенье, июля 13, 2008

Shit Happens :)

Презентация, заставляющая задуматься о будущем технологий и цивилизации (на мой взгляд почти идеальная), называется ShiftHappens (ИзмененияПроисходят). Для людей, которые не хотят смотреть в глаза реальности и меняться вместе с ней я бы предложил убрать букву F из названия:

Читать дальше......

Голливудская улыбка

В электронных курсах про soft skills часто используют фотографии актеров с разными выражениями лиц, чтобы показать эмоции и реакции клиентов, сотрудников и т.п. Это проще чем рисовать персонажей - нащелкал фотографий и пользуйся ими на здоровье. На мой взгляд это не всегда получается убедительно. Может причина в том, что актеры неудачные? Надо нанимать голливудских звезд?



Если кто не видел отличную подборку фотографий прекрасных голливудских актеров - читайте пост "За что актерам платят деньги".





PS

А вот картинки (и актеры) из курсов, предлагаемых на рынке:



Читать дальше......

суббота, июля 12, 2008

Америка - деньги на тренинги кончились

Кому интересно - посмотрите свежий отчет по исследованию американского тренингового рынка (на английском). 75% учебных центров компаний оказались в ситуации сокращения бюджетов на обучение. Вдруг до нас финансовый кризис дойдет? У кого какие мысли - доля e-learning возрастет из-за необходимости общей экономии или расходы сократятся пропорционально?

Читать дальше......

Политики и e-learning

Бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра в одном интервью спросили, что он думает про e-learning. Он ответил, что посещал один учебный центр и там сдал тест на знание софта. Посмотрев на свои результаты, он поздравил своего соседа, набравшего больше баллов. Но сосед был не слишком счастлив и сказал что-то вроде: "Тест то я сдал лучше Вас, но вы Премьер-министр, а я уже давно без работы" (отсюда).

А вот как у нас:
"...Первый вице-премьер рекомендовал электронный адрес учебного сайта http://teachpro.ru включить в базы данных интернет-ресурсов по образованию, к которым могут обращаться учителя и студенты из любого уголка России... Это открытый ресурс, абсолютно живой, и самое главное - он профессиональный".



Про это пост Андрея Мишенева “Министерство должно вас рекламировать”, или взгляд на e-learning из 90-х

Читать дальше......

О корпоративном портале и поиске талантов

Мне давно казалось, что компании плохо знают о талантах и способностях своих сотрудников. На эту мысль меня натолкнул рассказ одного моего знакомого - хозяина средней по величине компании (300 человек сотрудников), который на корпоративном мероприятии случайно узнал, что у него работает простым ИТ-шником чемпион европы среди юношей то ли по Го, то ли по какой-то другой восточной настольной игре. Он после этого озадаченно задавал риторический вопрос "Что еще может открыться, если хорошо поискать?". В системе WebTutor мы сделали механизм, позволяющий собрать через Портал расширенное резюме, включающее в том числе детальный опыт и знания/навыки/компетенции, а также искать по этой базе. К сожалению большинство HR-ов с которыми я обсуждал такую возможность сказали, что их организациям это либо не нужно, либо рано. При этом, в процессе демонстрации, я видел в глазах сомнение - зачем это все нужно и в своем ли я уме.

А вот в General Electric это работает!! Я прочитал интервью с CEO компании General Electric (на фото), которое он дал CNN (на английском). Они сделали сайт на котором сотрудник может указать свои способности и навыки, а другие могут их поискать. Так вот у них у этого ресурса, если верить интервью 25 миллионов хитов!!!! в день. Цитата:
It's very searchable, so if someone is looking for a particular skill, they can go to that site. That gets about 25 million hits a day, so it really is becoming sort of a heartbeat of the company.

PS
При этом дня не проходит, чтобы я где-то в русскоязычной HR прессе не прочитал общие слова про управление талантами. А вот до практической деятельности похоже не доходят руки :) Или я не прав?

Читать дальше......

среда, июля 09, 2008

Куда расти e-learning специалисту

Новые переводные статьи на distance-learning.ru. В данном случае размышления о личностном росте e-learning специалиста:
1. 10 вещей, при помощи которых можно за 10 минут стать еще более успешным профессионалом в электронном обучении
2. 5 идей по самомотивации для профессионалов электронного обучения

Читать дальше......

вторник, июля 08, 2008

Об использовании негативных эмоционально ярких образов

От использования негативных эмоционально ярких образов желательно воздерживаться.

Может показаться эффективным, продемонстрировать неправильное поведение с демонстрацией ужасающих последствий, но это не так. Тактика запугивания не приносит ожидаемых результатов.

В прошлом посте я убеждал, что наказание — бессмысленно. Так вот, тактика запугивания столь же бессмысленна, поскольку представляет собой наказание за ещё несовершённый проступок. В числе пациентов Милтона Эриксона был молодой человек, которого, когда тот был ещё ребёнком, родители запугивали последствиями, если он будет «делать это» с девочками. Догадываетесь, что привело этого юношу к психотерапевту? Правильно, когда он вырос, то стал «делать это» с мальчиками.

Читать дальше......

Социально ответственные чиновники

Эффективность расходования гос. средств на информационные технологии в образовании уже как-то здесь обсуждалась в контексте школного портала и т.п.. Сегодня наткнулся на интервью представителя "социально ответственного" (сам себя так называет) западного бизнеса, активно продающего свое оборудование для школ российским чиновникам. Смешное сочетание несочетаемых понятий :)

Читать дальше......

Муки перед конференцией

Готовлюсь к очередному выступлению на очередной конференции. Решил для вдохновения посмотреть какое-нибудь новое видео на TED Talks (кто не в курсе - TED это самая крутая конференция в мире для тех, кто претендует на звание интеллектуальных гурманов, участие стоит $6000, очередь на 3 года вперед). Вместо этого нашел у них подборку из 10 лучших опубликованных в вебе выступлений (см. ниже). В очередно раз поразился презентационным навыкам докладчиков - искренне завидую - никогда не видел ничего близкого у россиян. Боюсь мне самому такой уровень тоже никогда не освоить. Что-то есть в англосаксонской системе образования, что воспитывает такие навыки. Может университетские дискуссионные клубы или протестантсткая традиция к публичной проповеди? Задумался о том, влияют ли эти культурные различия на качество письменного учебного контента.

Читать дальше......

Грядет виртуальное сообщество?

Любопытный материал опубликован на e-xecutive.ru. Он представляет собой фрагмент из книги Генриха Холланда «Директ-маркетинг». Думается, знакомство с этим отрывком окажется небесполезным для HR'ов, специалистов учебных центров и пиарщиков.
У маркетологов есть чему поучиться в деле приспособления виртуального пространства для собственных нужд, а кое-что из ими наработанного использовать или приспособить для обучения и развития людей в компании, взращивания корпоративной культуры. А для маркетинга (как внешнего, так и внутренного) маркетологи вполне могут воспользоваться возможностями виртуального класса.


Читать дальше......

Представительствам вузов запретили дистанционное обучение

Смотрите видео про то как представительствам ряда вузов в Сибири запретили дистанционное обучение.

Читать дальше......

понедельник, июля 07, 2008

За клиенториентированность нужно платить ...?

Просмотрел в последнее время энное число так называемых продуктовых курсов, главным образом связанных с предоставлением различных услуг юридическим и физическим лицам. В среднем длина этих курсов 80 +/― 10-20 слайдов. Добротное и хорошо адаптированное содержание. Изрядно и грамотно структурированный текст с разумным числом гиперссылок на нужные нормативные документы, корпоративные инструкции и др. В целом же структура этих курсов такова:

  • Введение (про что курс)
  • Цель (в терминах: ознакомить с ... , дать представление о ..., изучить … и научиться работать с …)
  • Изложение материала (обычно 60-100 слайдов)
  • Итоговый тест

Ну очень похоже на электронную книгу…

В структуре этих курсов совсем или почти отсутствуют такие элементы, как: претесты или установочные тесты; задания для тренировки, закрепления, самопроверки и, соответственно, система обратной связи (т.е. коррекции успешности обучения), промежуточных контроля и оценки. Не говоря уже об упражнениях на догадку, поисковых, методом проб и ошибок, моделирование, кейсов и т.п. Иными словами, взаимодействие обучаемого с контентом сведено преимущественно к чтению и, для разнообразия, переходам со слайда на слайд. Процессы представлены преимущественно в виде анимированных иллюстраций и схем, т.е. обучаемый пассивно смотрит мультики о том, что и как происходит, вместо того чтобы посредством интеракций с контентом самому в той или иной мере воспроизводить эти процессы и управлять ими в симуляционной форме, приобретая и/или отрабатывая соответствующие умения и навыки, применяя теорию при решении кейсов.

Не располагая информацией о том, в каких условиях находились и какими ресурсами обладали разработчики этих курсов, дурно оценивать их работу абсолютно некорректно. Речь здесь совершенно о другом. О том, что содержание и формы образования нуждаются в приближении к обучаемому. Если корпоративное обучение призвано облегчить сотруднику адаптацию в компании, освоение им производственных процессов, отработку необходимых процедур в безрисковой форме, сформировать лояльность, сделать, наконец, учение привлекательным для персонала, нужны соответствующие методики. Их же использование, как правило, увеличивает объем курсов, продолжительность обучения, делает процесс разработки более трудоемким и дорогим. Не спасает здесь и актуальная ныне (и справедливая!) идея коротких (продолжительностью от нескольких минут до 1-2 часов) курсов. Их методика требует еще большей изощренности, а также увеличения количества таких блиц-курсов, представляющих собой, по сути, разбитые на фрагменты части более крупных образовательных продуктов.
Вот и гадай, справедлива ли по отношению к e-learning сентенция «скупой платит дважды»?

Читать дальше......

Про rapid e-learning по обе стороны бугра

С обзором и лаконичным анализом средств быстрой разработки электронных курсов за рубежом и у нас можно познакомиться здесь.

Читать дальше......

воскресенье, июля 06, 2008

Учебные комиксы

Я как-то писал уже про инструменты для создания комиксов и их возможное использование в электронных курсах.

Сегодня я наткнулся на раздел бесплатном сайте Instructables, состоящий из обучающих комиксов на различные темы. Сделаны комиксы с помощью тулзы Comic Life (30 дней можно использовать free trial), которая генерирует документы в формате PDF.

Скачать инструкцию по производству мороженого в домашних условиях

Читать дальше......

суббота, июля 05, 2008

Наказание — бессмысленно

Поощрение правильных действий способствует закреплению желаемого поведения. А наказания за ошибки не способствуют формированию правильных моделей поведения. Бессмысленно «штрафовать» обучающихся за отсутствие знаний — это только разрушает мотивацию к учебе.

Наказание не устраняет нежелательного поведения, а модифицирует его самым непредсказуемым образом. Это правило имеет общий характер, например, наказание нарушителей трудовой дисциплины не перевоспитывает, а способствует вырабатыванию всё более и более изощрённых способов как нарушить и избежать наказания.

Применительно к управлению познавательными процессами с использованием электронных учебных курсов это в первую очередь означает доброжелательность по отношению к обучающемуся, что должно проявляться в деликатности при оценивании знаний и способностей. Выявленные слабые стороны следует подавать как ресурс человека для повышения его эффективности. Рекомендуется избегать менторского тона, многозначительных намёков, язвительных комментариев и тем более прямых оскорблений.

Читать дальше......