Сообщения

Сообщения за август, 2008

Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Россия - №1 в Европе по скорости роста числа пользователей Интернета

Изображение
Сабж. Количество пользователей за год увеличилось на 27% - см. картинку. При этом мы далеки от верхних строк рейтинга по проникновению (% пользователей от общей численности населения). 14% у нас против 82% в Голландии. Источник . Вот такая у нас база для B2C рынка e-learning.

Дети будут законопослушными и хорошими

Изображение
В Беларуси окрылся оригинальный просветительский ресурс: Детский правовой сайт. Освоение правовой инфрмации на нем предполагается, среди прочего, и в игровой форме. Он создан " для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе " Читать и смотреть дальше

Барабанят ли критики?

Я в замешательстве - случайно нашел вроде бы блог, под навзанием " Образование в Российских ВУЗах ". В нем статья " Где изготовляют финансистов " - попытался прочесть и понял, что не втыкаю :) Статья явно про Россию, но написана как будто автоматическим переводчиком, который перевел с русского на английский и затем наоборот. Посмотрел остальные статьи - тоже самое! Цитата (почти из мастера Йодо): Хотелось бы заметить, что давеча свежей экономике нужны назло свежие знатоки, подлинно ловкие разрешать надобно трудные значительно прикладные проблемы. В вузах это постигают и постоянно исправляют программы специальности «Финансы и кредит», преследуя максимально адаптировать их к изменившимся условиям. Откровение: Елена Ростовцева, декан факультета подготовки бакалавров и знатоков «МИРБИС»: – Очевидно, что мы активно помогаем с торчком крупнейшими агентами визави российского бизнеса Финал статьи: Общеизвестно, что критики барабанят Что ЭТО??? PS Чтобы это ни было, я состав

Стилей обучения не существует??

Для тех кто может посмотреть и понять видео на английском - весьма убедительная аргументация в пользу того, что преподавателям и разработчикам курсов не нужно приспосабливать к индивидуальному стилю обучения учебные материалы и программы обучения. А точнее индивидуальные стили обучения - красивая концепция с КПД близким к нулевому. Это видео снял профессор Daniel T Willingham из университета штата Вирджиния. Найдено тут . Основная идея (пересказ) - возможно аудиалы, визуали и кинестетики и существуют, но поскольку в классе учат в основном понятием и концепциям, то их изложение в визуальной или аудио форме будет одинаково эффективным или неэффективным для всех групп учащихся. Визуальное представление весьма полезно для восприятия визуальной информации (в ролике приводится пример запоминания очертаний границ государств на карте мира), но выиграют от него все обучаемые, не зависимо от их "стиля". Ни один из проводившихся экспериментов не показал предсказанного теорией улучшения

Мобильное компьютерное место

Изображение
Иметь всюду при себе оргтехнику — заманчивая идея. Однако не все могут продуктивно совмещать несколько видов деятельности, поэтому стоит воздержаться от онлайн мероприятий одновременно с вождением автомобиля. Так, в прошлом, 2007 году, не повезло 29-летнему преподавателю компьютерной грамотности. Он погиб, выехав на скоростную трассу, причем на полосу встречного движения, где и столкнулся с внедорожником. Во время этих маневров водитель не отрывался от ноутбука. Примечательно, что ноутбук не пострадал и даже продолжал работать, когда на место ДТП прибыла полиция.

Новые интерактивности Courselab

Изображение
В версии Courselab 2.5 , которую мы планируем выпустить в сентябре, мы решили добавить целый ряд новых объектов, с одной стороны реализующих симатичные интерактивность для обучаемого, а с другой, минимизирующих трудозатраты по их созданию для разработчика - т.е. сделать Courselab более быстрым средством разработки курсов. Основная идея любой rapid e-learning технологии состоит в том, что в любом курсе не менее 80% слайдов являются типовыми и для их реализации вполне достаточно готовых , заранее настроенных шаблонов и интерактивностей. Оставшиеся 20% можно делать используя все возможности авторского средства, вплоть до программирования (все это в Courselab есть давно). В течение ближайших дней я опубликую примеры использования основных новых интерактивностей. Если бы кто-то дал по ним обратную связь и рекомендации, то мы бы были весьма благодарны, т.к. замечания еще не позно учесть. Первые 3 примера (жмите на кнопку "Следующая интеактивность", чтобы перейти к следующему слайд

Оценка в российсих компаниях

Изображение
Статья в Ведомостях про результаты исследования об используемых в российских компаниях методах оценки. Из выводов - оценка по компетенциям для целей развития персонала не в почете нигде, кроме розницы. В остальных исследуемых отраслях оценка результатов деятельности (для целей премирования) работает на порядок чаще чем оценка по компетенциям (для целей развития). При этом на карьерный рост оценка не влияет почти совсем. Впрочем, наблюдая за реальными компаниями, я мог это подтвердить и без всякого исследования. Свой в доску нефтяник Российские работодатели научились оценивать лишь результаты работы сотрудников. С оценкой компетенций (знания, навыки, опыт, необходимые для выполнения работы) дело обстоит гораздо хуже. Но ни та ни другая оценка практически никак не влияет на карьерный рост Крупные российские компании охотно внедряют современные кадровые технологии — чтобы все было как на Западе, — но пользуются ими пока не очень умело, говорит Сергей Львов, гендиректор российской консалт

Раздача бесплатных iPhone

Изображение
Хороший маркетинговый ход - раздача бесплатных iPhone всем вновь поступающим в университет студентам. Это придумал университет штата Мерилэнд . Позиционируется, в частности, в качестве инструмента для доступа к учебным материалам. В принципе идея не такая безумная - при стоимости обучения в $30-40K потратить $200 на телефон - копейки (0.5%). Зато какая маркетинговая отдача! Если задуматься - компании тоже вполне могли бы так поступить ( с учетом появления их в России ). Если средняя зарплата сотрудника $1000 (в среднем по стране) и рекрутерам платят 2 оклада за каждого приведенного, то стоимость телефона - 10% затрат на рекрутмент. А молодежь, которая любит модные гаджеты, прибежала бы наниматься на работу. Так бы можно было убить 2-х зайцев - получить корпоративный инструмент для мобильного обучения и решить проблему привлечения новых сотрудников.

3d модели для электронных курсов

Как я обещал Виталию - выкладываю 3d модели, сделанные по технологии, которую хоть завтра использовать в электронных курсах без всяких виртуальных миров. Трудоемкость их создания относительно невелика. Для просмотра нужно установить бесплатный компонент Cult3d Viewer . 1. Игра на поиск предметов - надо щелкать в неверно расположенные на полках предметы, на странице увеличивается счетчик - можно делать интерактиные 3d модели и упражнения 2. Обход дома - можно бродить по дому, открывать двери, щелкать на стены и предметы. Там где есть информация - появятся всплывающие окошки. Возможное применение - моделирование осмотра объекта страховым агентом 3. 3d-модель заправочной станции - можно побродить и посмотреть, зайти внутрь, обойти вокруг. Думаю не сильно хуже чем модель заправки в Second Life PS Во всех моделях "ходить" можно стрелками, PgUp и PgDown - посмотреть вверх/вниз

Ещё несколько возможных поз для обучения

Изображение
В дополнение к этому варианту , привожу ещё несколько поз, позволяющих разнообразить процесс дистанционного обучения:

Пример использования в курсе юмора

Дано: Есть материал из блока деловых коммуникаций по типам вопросов (запрос на информацию, вопрос-претензия и пр.) и способам реагирования. Надо: Нужно придумать некое вступление, мотивирующее на изучение материала, демонстрирующее актуальность владения этим знанием. Решение: Использование анекдотической ситуации на основе реального случая : _______________________________________ Задание: Прочитайте описание ситуации и, прежде чем посмотреть комментарий, решите для себя, удачный ли ответ дал сотрудник отдела продаж. Описание ситуации: Клиент: Хотел бы я знать, как у вас работают такие лживые менеджеры, как Резаков Андрей. Сотрудник: Андрей работает с понедельника по четверг с 9 до 19 часов. _______________________________________

Интеракция с разных сторон баррикады

Изображение
На предлагамых иллюстрациях зафиксированы обобщенные взгляды западных e-learning'цев на интеракции, отражающих потребности в них обучаемых и основные способы их удовлетворения преподающими: Наш это путь, или мы пойдем иной дорогой? Приживутся ли подобные взгляды на нашей почве для обучения наших взрослых?

Два способа приготовления одного блюда

Изображение
На рис. 1 приведена содержательная часть слайда некоего банковского продукта. Как видим, предназначенная для изучения информация здесь достаточно коротка. Впрочем, едва ли в текстовой части здесь соблюден популярный принцип «один слайд – одна мысль». А теперь представьте, что в курсе почти сотня подобных слайдов. Полноценные же интеракции контента с обучаемым начинаются лишь вместе с итоговым тестом (иных заданий на закрепление, самоконтроль, промежуточный контроль в курсе нет). Рис. 1 Не задремлет ли обучаемый над таким курсом, тем более, что он, будучи банковским работником, что-то все-таки знает и умеет. Что-то ему и вовсе хорошо известно. Не лучше ли подать ту же теоретическую информацию чуть иначе? Так сказать, через обучение действием, пусть и учебным, а не настоящим производственным, как на рис. 2, к примеру . Рис. 2 И так сделаем 90 раз, по числу предъявдяющих учебный материал слайдов, или даже на половине или хотя бы 1/3 из них.

Виртуальная реальность для заправки

В догонку к посту про виртуальный мир от Google - для тех, кто задается вопросом о том, зачем я это все пишу и какое это все может иметь отношение к практике корпоративного обучения - смотрите фрагмент передачи американского телевидения про использование Second Life для обучения работников автозаправочных станций. На английском. Увы серьезного (и даже не очень) российского опыта пока нет, насколько мне известно.

Стоит ли дразнить обучаемого?

Изображение
Как насчет выдать в курсе обучаемому сообщение при плохом результате теста, что хомяк за компьютером и то лучше бы справился и показать ему картинку вроде этой. Обидится? Или его это мотивирует? Или и то и другое ;)

Вирутуальный мир Google

Изображение
Google долго не признавался, что хочет поиграть в виртуальные миры и потеснить Second Life, но наконец открыл проект Lively , который позволяет перемещаться и общаться в 3-х мерном пространстве набора "комнат". Основная фишка - работает в браузере (хотя и требует установки plugin'а зазмеров в 500KB). Предвижу возражение от learn21 - пока этот даже не виртуальный мир, а набор трехмерных комнат для чата. Но во-первых есть инструменты для создания комнат и предметов, а во-вторых с учетом того, что речь идет о Google и денег у них немерянно - проект может получить больше рекламы, технологий и известности чем Second Life и прочие. На картинке я в виде мыша в тюрбане, а на заднем плане люди общаются. Я не смог к ним подойти, т.к. 3-х мерная реальность не дала мне вылезти из-за замкнутой стойки, а летать и прыгать я не научился (если это вообще возможно). Через 30 секунд после того как был снят этот скриншот, софтина сожрала полгига оперативной памяти в ввела мой компьютер в с

Методики оценки обучения: теория и практика

На distance-learning.ru продолжается публикация переводных статей по методикам оценки качества и эффективности обучения. Читать статью " Методики оценки обучения: теория и практика " - кроме набившего оскомину Киркпатрика в статье рассматриваются и сравниваются другие модели оценки.

Конференция функциональных разработчиков электронных учебных курсов Билайн Университета

Материал Trainings.ru про конференцию функциональных разработчиков электронных учебных курсов Билайн Университета . В продолжение материала про курсы Билайн .

А вот и iPhone

Изображение
В дополнение к Blackberry теперь в России еще и iPhone будет официально продаваться. Все игрушки для мобильного обучения в наличии. Дело за контентом и за реальными проектами. Час «Ай» МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» подписали соглашение с Apple и 26 сентября должны начать продажи iPhone в России. Большая сотовая тройка пообещала продавать около 1,8 млн смартфонов в год О подписании соглашения между Apple и российскими операторами «Ведомостям» рассказали три источника, близких к разным сторонам переговоров. Далее Эта статья в блогах [ ? ] ru_mac , deepbonzo , rosnovsky , pyrzik , sugardude , suvoroff , sci-fiction , danilav , mkazantsev , 1lex , imolodec , amzin

Пример задания

Описание ситуации. Вызванный для устранения конкретной неисправности дежурный электромонтер выполнил следующую последовательность действий: 1) подошел к оборудованию; 2) отключил рубильник электропитания оборудования; 3) приступил к устранению неисправности. Всё ли он сделал правильно? • Нет. Варианты ответов: Да Нет Комментарий к ответу: При ремонте оборудования и электротехнических установок, приводимых в работу действием электрического тока, дежурным электромонтером должно быть произведено отключение данной установки не менее чем двумя разрывами в электрической цепи: отключением рубильника, разъединителя, отключением кабеля, снятием предохранителей и т. д.

Упражнения на разогрев в e-learning

Изображение
На очных тренингах ведущие обычно используют так называемые упражнения «на разогрев». Их цели: сплотить аудиторию, настроить ее на нужный лад, подвести к теме работы или, иногда, дать людям отвлечься и повеселиться или выплеснуть те или иные перенакопившиеся эмоции. Подобные упражнения, более или менее развлекательные, но с вполне серьезным подтекстом порой используются и во время виртуальных конференций ( рис. ) Рис. Упражнение на разогрев (для участинков вебинара) Цель представленного здесь слайда – подготовить аудиторию к мысли, которую вскоре продекларирует ведущий, о том, что в корпоративном обучении (т.е. обучении взрослых) важно, чтобы учащийся выступал субъектом учебного процесса, т.е. мог активно влиять на процесс обучения при синхронном взаимодействии с преподавателем и коллегами или управлять контентом электронного курса. Целесообразно ли использовать упражнения на разогрев в электронных курсах? Допустимо ли их применение в таких серьезных и ответственных произведениях, как

Олимпийские медали и рейтинг электронного курса

Изображение
На днях обсуждал с клиентом потребность в создании на учебном портале шаблона, который показывал бы человеку при обучении по электронному курсу (или группе курсов) его рейтинг - в целом среди всех изучавших курс, по его подразделению, среди обучавшихся за последний месяц и т.п. У нас в Лотусной версии когда-то такая штука была, но со временем была исключена из версии по причине невостребованности. Задаю клиенту традиционный вопрос - а вам зачем?? Ответ - будет мотивировать к лучшему обучению. ОК, говорю я, и задумываюсь - а правда ли это мотивирует? Гуглю немного. Про e-learning материалов не нашел, зато нахожу такой материал (особенно в тему, по причине происходящего сейчас в Пекине) - статья исследователей из Корнельского университета про ощущуения призеров на олимпийских играх. Для тех кому неохота читать по английски - краткое содержание: - Люди занявшие 3 место радуются больше, чем те. кто заняли 2-е. - Типичная мотивация 3-го места - "Слава Богу! Ведь мог же вообще никаког

Реалистичные агенты

В продолжение поста . А озвучивает-то пока, похоже, живой человек…

Возможно ли внедрение LMS без управленческих реформ?

Внедрение LMS в компании , равно как и любого софта, может служить либо поддержке имеющихся процессов, либо выступать следствием инновационных тенденций и инструментом обеспечения изменений. Может ли сам факт внедрения LMS выступить катализатором реформ? Об этом речь идет здесь . Возможно ли такое на самом деле? Известны ли вам подобные факты?

Технология распознавания лица (made in Toshiba)

Изображение
Компания Тошиба разработала новую уникальную технологию распознавания лица (она уже сегодня используется в ноутбуке Satellite U400). Эта технология позволяет входить в систему без необходимости ввода пароля, поскольку система «знает пользователя в лицо». Суть данной функции заключается в том, что с помощью встроенной камеры инновационное программное обеспечение создает цифровой снимок лица пользователя. Таким образом, доступ к системе могут получить только те, кто имеется в базе данных. Функция распознавания лица входит в пакет Toshiba EasyMedia. Если технология хорошо себя зарекомендует, почему бы не использовать её для идентификации обучающегося при сдаче итогового теста?

Blackberry

Изображение
Наконец МТС объявила о начале продаж Blackberry в России (см. блок ниже). Как справедливо замечено в статье - этот коммуникатор не для частных лиц, а для корпоративных заказчиков ($640 за телефон + $50 абонентской платы в месяц - это много). На Западе у большого количества крупных компаний Blackberry почти стандарт для мобильных коммуникаций - соответственно есть попытки использовать его для мобильного обучения. Никто в России не думает подключаться? Про Blackberry и e-learning: - Chalk and MindLeaders Announce Availability of Business Courses for the BlackBerry - PHM launches BlackBerry-based sales aid Массовый коммуникатор Как стало известно «Ведомостям», уже осенью МТС начнет предлагать Blackberry в России частным пользователям. «Вымпелком» не намерен следовать примеру конкурента Корпоративным клиентам в России МТС и «Вымпелком» начали продавать коммуникатор Blackberry только в этом году. Далее Эта статья в блогах [ ? ] amzin

Listen and Write

Забавный (и бесплатный) способ изучения устного английского - сайт, содержащий задачи на понимание устной английской речи - Listen and Write . Нужно слушать аудио и набирать текст, котрый вы поняли. Есть задачи разных уровней - попробуйте, например, задачу 20-го уровня " China's President Arrives in Quake Zone as Concern Turns to Survivors ". На самом деле в сети есть огромное количество сайтов с разными задачками и идеями для изучения английского - тот, кто соберет их все вместе и сделает из них профессиональный продукт для корпоративного использования - явно сможет заработать $$$. Ссылка на сайт найдена в Ведомостях .

Обеспечение принципа прочности обучения в продуктовых курсах (часть 2)

В продолжение поста Одним из «врагов» прочного усвоения материала является естественный процесс забывания. Психологи давно выяснили, что этот процесс наиболее интенсивен сразу же после обучения. Зачастую переход на другой слайд попросту вымывает из кратковременной памяти то, что было на предыдущем, особенно если содержание этих слайдов не связано логически. На забывании сказываются также и особенности обучения взрослых. То, что для сложившегося человека является в целом понятным, кажется ему не требующим усилий для запоминания этого понятного. Зачем, мол, волю ради запоминания очевидного напрягать. Ради прочного усвоения можно прибегать к повторению, поскольку именно оно является «матерью» усвоения. Количество, место и время повторений хорошо бы согласовывать с психологическими закономерностями забывания. Повторять нужно сразу же после того, как материал предъявлен. Частота повторений должна постепенно убывать, однако они не прекращаются вплоть до итогового тестирования (которое, по

Пресс-конференция в виртуальном классе

Пресс-конференции – один из наименее затратных способов осуществления маркетинговых, рекламных и PR-мероприятий. Виртуальный класс вполне может служить инструментом их проведения. Здесь даже традиционный фуршет как завершающая часть мероприятия не понадобится :) Обычная очная пресс-конференция может также одновременно транслироваться и в виртуальном пространстве. При этом все участники получают равные возможности обращаться к оратору. Наглядные визуальные материалы, демонстрируемые спикером, будут доступны и очной, и удаленной частям аудитории. Разумеется, выносить на пресс-конференцию следует лишь те темы и товары (продукты), которые важны для рынка и аудитории, подразумевают возникновение вопросов к спикеру и необходимость пояснений с его стороны. Пресс-конференции могут послужить и сугубо делу обучения персонала. Так, к примеру, в качестве ведущего виртуальной сессии приглашается эксперт или специалист высокого уровня, а обучаемые имеют возможность задавать ему вопросы и получать о

Любопытный прецедент

Один из американских университетов (Rice University) выкупил у авторов и издателей права на книгу по статистике (Collaborative Statistics) и выложил ее в сеть для бесплатного доступа. Причен не только своих студентов, но всех желающих. В бумажном варианте книга стоила $50. Оказывается есть фонд (Maxfield Foundation), цель которого в переводе учебных материалов из коммерческого в общий доступ. Так что скоро в открытом доступе появится еще много учебников. Источник

Работа внутренней команды разработчиков курсов Билайн

Изображение
В среду я был на внутреннем семинаре компании Билайн - это была встреча людей, занимающихся созданием электронных курсов в компании. Меня очень порадовало то, что появляются компании в которых есть настоящие команды (десяток человек, а не один мастер на все руки) внутренних разработчиков электронных курсов и у них получается делать материалы очень приличного качества. Ниже скриншоты некоторых билайновских курсов сделанных c помощью Courselab (спасибо Тимуру Ермакову за материалы, разрешение на публикацию и приглашение на семинар).

Рождение нового поколения Виртуальных Актёров

Изображение
Внимательно посмотрите на это фото. Казалось бы, что здесь необычного? Обычная фотография женщины. На первый взгляд, вы абсолютно правы, но если вспомнить, что эта картинка является трёхмерным изображением, которое к тому же создаётся в реальном времени, то возникает ряд вопросов .

Виртуальный класс в действии

Изображение
Коллеги с сайта Uznai.ru сняли видео о возможностях виртуального класса Websoft . Получилось, по моему, неплохо - не могу не поделиться :)

Идеальный персонаж для курса

В электронных курсах мы часто используем персонажей для softskills курсов, примеров взаимодействия с клиентами и т.п. Какого персонажа быбрать? Должен ли он быть идеальным, глянцевым и очень симпатичным или максимально схематиченым? Нужно ли злобного клиента показывать толстым, лысым и вытирающим пот со лба? Интересная статья про восприятие людьми компьютерных персонажей - итоги исследования Принстонского университета. Цитата: Исследователи из Принстона придумали компьютерную программу, которая позволяет анализировать эмоциональные характеристики человеческого лица. С ее помощью ученые смоделировали лица, вызывающие наибольшее доверие и обладающие признаками доминантности. Видео: Видео: Reuters

Oracle купил себе еще немного e-learning

Материал на Trainings.ru про то, что " Oracle приобрела GKS — разработчика корпоративного обучающего ПО ". Посмотрим - возможно попробуют реанимировать свои продажи e-learning решений на нашем рынке с помощью какого-то нового софта.

Википедия устала?

Изображение
Википедия как образцовый проект по "управлению знаниями" в глобальном масштабе обсуждался в этом блоге много раз . Если статистика справедлива, то в энциклопедию написали уже почти все что хотели, по крайней мере, если судить по графику количества изменения в статьях , то насыщение наступило в начале 2008 года.

iPod для языкового обучения

Изображение
Демонстрация возможностей использования iPod для языкового обучения, причем с использованием 3-d персонажей. Пример из жизни американской армии в Ираке. Это уже не первый пост про использование e-learning для обучения военных. Не подумайте, что я пропагандист американского милитаризма :) - за неимением данных об отечественных успехах приходится писать о том что есть... А тема мне представляется интересной - военные вообще часто выступают двигателями технологического прогресса. Возможно и здесь для их задач найдутся интересные решения, особенно в области виртуальной реальности - тем более что в деньгах они явно не ограничены.

Мой единственный любимый плакат

Изображение
Галина Шубина, плакат «Не лги никогда!» (1965) (картинка кликабельна) Привожу этот плакат в качестве примера того, что иллюстрация способна оказывать мощное воспитательное воздействие.

Профессионализм постановки учебных целей профессиональными разработчиками

Постановка учебных целей (т.е. перед учащимися) - дело тонкое и важное. В качестве иллюстрации этого незамысловатого тезиса приведу несколько примеров формулировок целей курсов и тренингов (электронных и очных), созданных специализирующимися на этом компаниями: Дано: 1. Помочь пользователю программного продукта X в овладении процедурами и технологиями. 2. Цель курса - познакомить сотрудников банка с основными видами применяемых в банке аккредитивов и научить работе с ними. 3. Обогащение персонального управленческого искусства приемами управленческой борьбы, основанными на традиционных ... (название конкретной азиатской страны) принципах. 4. Дать представление об использовании новой системы обработки звонков сотрудниками колл-центра. 5. Сделать продуманной, успешной и прибыльной деятельность по организации процесса подбора персонала. 6. Тема "Управление командой" - Формирование и развитие основных навыков лидера: коммуникативных, влияния и убеждения, аргументации и презентаци

Обеспечение принципа прочности обучения в продуктовых курсах (часть 1)

В свое время в блоге уже шла речь о продуктовых курсах, о том, что клиенториентированность контента в них, как правило, влечет увеличение объема курса и, соответственно, продолжительности обучения, рост затрат. Похоже, с этим противоречием придется мириться, находя компромиссные решения в разбиении курса на короткие смысловые модули и лаконичной подаче материала без ущерба прочности его усвоения. Вопрос о прочности знаний о продуктах в условиях корпоративного обучения отнюдь не сугубо теоретический. Для разработчиков он может приобретать следующий вид: Целесообразно ли включать в продуктовый курс специальные обучающие элементы (упражнения, визуальные образы, тексты, кейсы и т.п.), направленные на усиление прочности усвоения изученного? Да? Нет? Если мы согласимся с тем, что курс может и должен включать элементы, обеспечивающие прочность усвоения материала, продуктовые курсы все менее будут напоминать мультимедиализированные электронные книги, «для порядку» усиленные батареей тестов в

"Гибкая разработка" электронных курсов

Изображение
Что такое электронный курс? Можно говорить что это продукт творческой деятельности и креатива (т.е. почти рекламный ролик или маркетинговый материал), но абсолютно точно, что с точки зрения бухгалтерии или ИТ-службы это программный продукт и многие с этим будут согласны. Сегодня я прочитал интересную мысль о том, что если мы рассматриваем электронный курс как программный продукт, то возможно стоит применять к нему те же практики, которые применяют разработчики ПО для снижения рисков и увеличения качества своей работы. Одна из последних "фишек" в области разработки ПО - alige software development (гибкая разработка). Это набор методологий и практик, основанных на ряде принципов ( agile manifesto ): - Заказчик постоянно получает работающее ПО (с неполной, но полезной функциональностью) - Работающее ПО поставляется регулярно (интервалы между поставками новых веросий измеряются днями и неделями, а не месяцами) - Возможно внесение изменений в требования заказчика даже после начал

Денис Вонг за работой

Как известно, на свете существует три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как течет вода и как другие работают. Наблюдение за тем, как работают другие, кроме приятного времяпровождения несет на себе и обучающую функцию.

Революция в обучении???

Сильна русская земля изобретателями!! Пусть e-learning придумали не мы, но с нашими гениями мы забурим какой-нибудь уникальный российский e-learning на базе уникального русского компьютера и утрем нос заокеанским Биллам Гейтсам. Смотрите и удивляйтесь. PS Я то думал, что вечные двигатели и их производные уже не изобретают, но оказалось, что можно и новую систему координат изобрести ;) Боюсь как бы наши нанотехнологии не оказались такими же.

Семь заповедей человека, активно общающегося в сети

Изображение
Известный блоггер Стефен Доунс (Stephen Downes) написал Семь заповедей человека, активно общающегося в сети (перевод с английского на сайте distance-learning.ru). Можно почитать и сравнить с собственными ощущуениями...

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями

Изображение
Известен "закон" 7 рукопожатий - если хорошо поискать то любой человек на планете знаком с любым другим человеком через связи с 7 другими людьми. Этот как бы закон, разумеется, не доказан, но есть предположение что он скорее верен для большинства людей. Закон вполне отражает концепцию "маленького мира", который продолжает "сжиматься" за счет технологий (интернет, авиаперелеты и т.п.). Этот закон ребята из Microsofr Research решили проверить на пользователях Microsoft Messenger (180 миллионов) и базе из их 30 миллиардов сообщений (начиная с 2006 года). Знакомыми считали двух людей, хотя бы раз обменявшихся сообщениями в чате. Окзалось, что средняя дистанция между двумя произвольными пользователями равна 6.6 "рукопожатий". Закон работает!! Мир и правда маленький!! Тем важнее технологии управления знаниями и коммуникации с экспертами, т.к. получается, что все богатства мира (знания) всего в 6 кликах от нас, нужно только их как-то найти... Информаци

Ударная взгонка

Изображение
Неплохая статья про наставничество в последнем номере Секрета Фирмы - " Ударная взгонка ". Рекомендую почитать тем, кто не купил журнал на бумаге. В статье приведена табличка из исследования Амлуа-Брокер:

Тренажеры и e-learning

Изображение
Пару месяцев назад Алла Хайкина (организатор elearn expo) задала мне вопрос о том, чем собственно можно расширить выставку т.к. наш рынок (поставщиков софта и разработчиков контента) весьма мал. Первое, что пришло мне в голову - разработчики тренажеров для промышленности (энергетика, транспорт и т.п.) и симуляторы виртуальной реальности. Вроде бы e-learning и тренажеры из одного семантического пространства. Но на самом деле эти и люди, которые ими занимаются вообще не как не пересекаются. Поползав по сети я понял, что тренажеростроение это узкий и закрытый мир в котором идут свои непонятные непосвященным процессы. Если брать тех же энергетиков, то клиентов до реформы у них было всего 2 (РАО и Росэнергоатом) - на таком "рынке" нужны совсем другие принципы работы чем на открытом корпоративном. Оказывается есть незримая битва между разработчиками полномасштабных (полностью имитирующих рабочую среду оператора) и компьютерных (имитирующих только некоторую компьютерную консоль) тре

Замешательство как элемент познавательного процесса

В этом есть некий парадокс, считается, что электронный курс должен разъяснять, предоставляя предназначенную для усвоения информацию. Однако человек по своей природе стремится к балансу в понимании и, как правило, приступая к изучению электронного курса уже находится в информационно сбалансированном состоянии. Если обучение начинается с пополнения багажа знаний обучающегося, баланс нарушается, создавая дискомфорт и отторжение дополнительной информации как средство сохранения имеющего баланса. Проявления этого «сопротивления» весьма различны: от скуки и апатии до агрессии по любому удачно подвернувшемуся поводу. Удачным методическим ходом является первоначальное создание внутреннего информационного дисбаланса, который можно считать одной из форм замешательства. В этом случае у обучающегося появляется информационный «разрыв», который он получает шанс восстановить, изучая курс. Средства создания замешательства: специальное построение текста курса с учетом описанной выше концепции; практиче

Квантовая механика в мультипликации

Отличный анимационный обучающий видео-фильм по физике. Я видел некоторые образцы российской продукции, в том числе и для школьной целевой программы ( ФЦИОР ) - нашим разработчикам есть чему поучиться (хотя может быть этот фильм делали русские? Никогда не занешь заранее).

IKEA и пед. дизайн

Изображение
Как сделать обучающий материал без слов (иначе придется переводить на 50 языков)? Можно поучиться у компании IKEA:
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?