Websoft

воскресенье, августа 31, 2008

Россия - №1 в Европе по скорости роста числа пользователей Интернета

Сабж. Количество пользователей за год увеличилось на 27% - см. картинку. При этом мы далеки от верхних строк рейтинга по проникновению (% пользователей от общей численности населения). 14% у нас против 82% в Голландии. Источник. Вот такая у нас база для B2C рынка e-learning.

Читать дальше......

Дети будут законопослушными и хорошими


В Беларуси окрылся оригинальный просветительский ресурс: Детский правовой сайт. Освоение правовой инфрмации на нем предполагается, среди прочего, и в игровой форме.

Он создан "для детей и подростков с целью помочь им получить юридические знания, ответить на «взрослые» вопросы, дать совет в сложных ситуациях, рассказать о законодательстве Республики Беларусь и правах граждан нашей страны. Основная цель проекта – развить морально-нравственные качества ребят, сформировать у детей и подростков позитивный образ права как государственного института, воспитать чувство важности прав ребенка, а также последовательно выработать у них не только знания и навыки, но и ценностные установки, которые будут необходимы им для жизни и деятельности в демократическом обществе" Читать и смотреть дальше

Читать дальше......

суббота, августа 30, 2008

Барабанят ли критики?

Я в замешательстве - случайно нашел вроде бы блог, под навзанием "Образование в Российских ВУЗах". В нем статья "Где изготовляют финансистов" - попытался прочесть и понял, что не втыкаю :) Статья явно про Россию, но написана как будто автоматическим переводчиком, который перевел с русского на английский и затем наоборот. Посмотрел остальные статьи - тоже самое!

Цитата (почти из мастера Йодо):
Хотелось бы заметить, что давеча свежей экономике нужны назло свежие знатоки, подлинно ловкие разрешать надобно трудные значительно прикладные проблемы. В вузах это постигают и постоянно исправляют программы специальности «Финансы и кредит», преследуя максимально адаптировать их к изменившимся условиям.

Откровение:
Елена Ростовцева, декан факультета подготовки бакалавров и знатоков «МИРБИС»:
– Очевидно, что мы активно помогаем с торчком крупнейшими агентами визави российского бизнеса


Финал статьи:
Общеизвестно, что критики барабанят

Что ЭТО???

PS
Чтобы это ни было, я составил краткий словарь крайне полезных новых выражений, которые могут украсить мою устную и письменную речь:
- деловая шалость (она же ситуационная загадка)
- Министерство денег РФ
- бюджетное урочище
- синекура прислужника менеджера
- специализация «зря страховое дело»

Хочу такую прогу себе. Будем улучшать курсы :)

Читать дальше......

Стилей обучения не существует??

Для тех кто может посмотреть и понять видео на английском - весьма убедительная аргументация в пользу того, что преподавателям и разработчикам курсов не нужно приспосабливать к индивидуальному стилю обучения учебные материалы и программы обучения. А точнее индивидуальные стили обучения - красивая концепция с КПД близким к нулевому. Это видео снял профессор Daniel T Willingham из университета штата Вирджиния. Найдено тут.

Основная идея (пересказ) - возможно аудиалы, визуали и кинестетики и существуют, но поскольку в классе учат в основном понятием и концепциям, то их изложение в визуальной или аудио форме будет одинаково эффективным или неэффективным для всех групп учащихся. Визуальное представление весьма полезно для восприятия визуальной информации (в ролике приводится пример запоминания очертаний границ государств на карте мира), но выиграют от него все обучаемые, не зависимо от их "стиля". Ни один из проводившихся экспериментов не показал предсказанного теорией улучшения восприятия и запоминания понятий для визуалов при показе им этих понятий в виде картинок, и для аудиалов при прослушивании тех же понятий устно.

Звучит убедительно и если это правда, то прямой вывод для разработчиков e-learning - совсем не обязательно дублировать текст звуком. Основной аргумент для озвучивания курсов так, чтобы текст на слайде полностью повторялся голосом в том, что визуалы лучше воспринимают с экрана, а аудиалы с голоса. Я всегда в этом немного сомневался, а сейчас получил некоторое подтверждение моих собственных мыслей. Что думаете??

Читать дальше......

пятница, августа 29, 2008

Мобильное компьютерное место



Иметь всюду при себе оргтехнику — заманчивая идея. Однако не все могут продуктивно совмещать несколько видов деятельности, поэтому стоит воздержаться от онлайн мероприятий одновременно с вождением автомобиля.

Так, в прошлом, 2007 году, не повезло 29-летнему преподавателю компьютерной грамотности. Он погиб, выехав на скоростную трассу, причем на полосу встречного движения, где и столкнулся с внедорожником. Во время этих маневров водитель не отрывался от ноутбука. Примечательно, что ноутбук не пострадал и даже продолжал работать, когда на место ДТП прибыла полиция.

Читать дальше......

четверг, августа 28, 2008

Новые интерактивности Courselab


В версии Courselab 2.5, которую мы планируем выпустить в сентябре, мы решили добавить целый ряд новых объектов, с одной стороны реализующих симатичные интерактивность для обучаемого, а с другой, минимизирующих трудозатраты по их созданию для разработчика - т.е. сделать Courselab более быстрым средством разработки курсов. Основная идея любой rapid e-learning технологии состоит в том, что в любом курсе не менее 80% слайдов являются типовыми и для их реализации вполне достаточно готовых , заранее настроенных шаблонов и интерактивностей. Оставшиеся 20% можно делать используя все возможности авторского средства, вплоть до программирования (все это в Courselab есть давно).
В течение ближайших дней я опубликую примеры использования основных новых интерактивностей. Если бы кто-то дал по ним обратную связь и рекомендации, то мы бы были весьма благодарны, т.к. замечания еще не позно учесть.

Первые 3 примера (жмите на кнопку "Следующая интеактивность", чтобы перейти к следующему слайду).
PS
Сейчас интерактивности не работают в Firefox и Mozilla - но будут немного позже.

Читать дальше......

среда, августа 27, 2008

Оценка в российсих компаниях

Статья в Ведомостях про результаты исследования об используемых в российских компаниях методах оценки. Из выводов - оценка по компетенциям для целей развития персонала не в почете нигде, кроме розницы. В остальных исследуемых отраслях оценка результатов деятельности (для целей премирования) работает на порядок чаще чем оценка по компетенциям (для целей развития). При этом на карьерный рост оценка не влияет почти совсем. Впрочем, наблюдая за реальными компаниями, я мог это подтвердить и без всякого исследования.




ВЕДОМОСТИ
Свой в доску нефтяник

Российские работодатели научились оценивать лишь результаты работы сотрудников. С оценкой компетенций (знания, навыки, опыт, необходимые для выполнения работы) дело обстоит гораздо хуже. Но ни та ни другая оценка практически никак не влияет на карьерный рост

Крупные российские компании охотно внедряют современные кадровые технологии — чтобы все было как на Западе, — но пользуются ими пока не очень умело, говорит Сергей Львов, гендиректор российской консалтинговой компании Axes Management. Далее

Читать дальше......

Раздача бесплатных iPhone

Хороший маркетинговый ход - раздача бесплатных iPhone всем вновь поступающим в университет студентам. Это придумал университет штата Мерилэнд. Позиционируется, в частности, в качестве инструмента для доступа к учебным материалам. В принципе идея не такая безумная - при стоимости обучения в $30-40K потратить $200 на телефон - копейки (0.5%). Зато какая маркетинговая отдача!

Если задуматься - компании тоже вполне могли бы так поступить (с учетом появления их в России). Если средняя зарплата сотрудника $1000 (в среднем по стране) и рекрутерам платят 2 оклада за каждого приведенного, то стоимость телефона - 10% затрат на рекрутмент. А молодежь, которая любит модные гаджеты, прибежала бы наниматься на работу. Так бы можно было убить 2-х зайцев - получить корпоративный инструмент для мобильного обучения и решить проблему привлечения новых сотрудников.

Читать дальше......

вторник, августа 26, 2008

3d модели для электронных курсов

Как я обещал Виталию - выкладываю 3d модели, сделанные по технологии, которую хоть завтра использовать в электронных курсах без всяких виртуальных миров. Трудоемкость их создания относительно невелика. Для просмотра нужно установить бесплатный компонент Cult3d Viewer.

1. Игра на поиск предметов - надо щелкать в неверно расположенные на полках предметы, на странице увеличивается счетчик - можно делать интерактиные 3d модели и упражнения

2. Обход дома - можно бродить по дому, открывать двери, щелкать на стены и предметы. Там где есть информация - появятся всплывающие окошки. Возможное применение - моделирование осмотра объекта страховым агентом


3. 3d-модель заправочной станции - можно побродить и посмотреть, зайти внутрь, обойти вокруг. Думаю не сильно хуже чем модель заправки в Second Life

PS
Во всех моделях "ходить" можно стрелками, PgUp и PgDown - посмотреть вверх/вниз

Читать дальше......

Ещё несколько возможных поз для обучения

В дополнение к этому варианту, привожу ещё несколько поз, позволяющих разнообразить процесс дистанционного обучения:


Читать дальше......

Пример использования в курсе юмора

Дано: Есть материал из блока деловых коммуникаций по типам вопросов (запрос на информацию, вопрос-претензия и пр.) и способам реагирования.

Надо: Нужно придумать некое вступление, мотивирующее на изучение материала, демонстрирующее актуальность владения этим знанием.

Решение: Использование анекдотической ситуации на основе реального случая:

_______________________________________

Задание: Прочитайте описание ситуации и, прежде чем посмотреть комментарий, решите для себя, удачный ли ответ дал сотрудник отдела продаж.

Описание ситуации:

Клиент: Хотел бы я знать, как у вас работают такие лживые менеджеры, как Резаков Андрей.

Сотрудник: Андрей работает с понедельника по четверг с 9 до 19 часов.

_______________________________________

Читать дальше......

понедельник, августа 25, 2008

Интеракция с разных сторон баррикады

На предлагамых иллюстрациях зафиксированы обобщенные взгляды западных e-learning'цев на интеракции, отражающих потребности в них обучаемых и основные способы их удовлетворения преподающими:



Наш это путь, или мы пойдем иной дорогой? Приживутся ли подобные взгляды на нашей почве для обучения наших взрослых?

Читать дальше......

Два способа приготовления одного блюда

На рис. 1 приведена содержательная часть слайда некоего банковского продукта. Как видим, предназначенная для изучения информация здесь достаточно коротка. Впрочем, едва ли в текстовой части здесь соблюден популярный принцип «один слайд – одна мысль». А теперь представьте, что в курсе почти сотня подобных слайдов. Полноценные же интеракции контента с обучаемым начинаются лишь вместе с итоговым тестом (иных заданий на закрепление, самоконтроль, промежуточный контроль в курсе нет).

Рис. 1

Не задремлет ли обучаемый над таким курсом, тем более, что он, будучи банковским работником, что-то все-таки знает и умеет. Что-то ему и вовсе хорошо известно.
Не лучше ли подать ту же теоретическую информацию чуть иначе? Так сказать, через обучение действием, пусть и учебным, а не настоящим производственным, как на рис. 2, к примеру.


Рис. 2

И так сделаем 90 раз, по числу предъявдяющих учебный материал слайдов, или даже на половине или хотя бы 1/3 из них.

Читать дальше......

воскресенье, августа 24, 2008

Виртуальная реальность для заправки

В догонку к посту про виртуальный мир от Google - для тех, кто задается вопросом о том, зачем я это все пишу и какое это все может иметь отношение к практике корпоративного обучения - смотрите фрагмент передачи американского телевидения про использование Second Life для обучения работников автозаправочных станций. На английском. Увы серьезного (и даже не очень) российского опыта пока нет, насколько мне известно.

Читать дальше......

Стоит ли дразнить обучаемого?

Как насчет выдать в курсе обучаемому сообщение при плохом результате теста, что хомяк за компьютером и то лучше бы справился и показать ему картинку вроде этой. Обидится? Или его это мотивирует? Или и то и другое ;)

Читать дальше......

Вирутуальный мир Google

Google долго не признавался, что хочет поиграть в виртуальные миры и потеснить Second Life, но наконец открыл проект Lively, который позволяет перемещаться и общаться в 3-х мерном пространстве набора "комнат". Основная фишка - работает в браузере (хотя и требует установки plugin'а зазмеров в 500KB). Предвижу возражение от learn21 - пока этот даже не виртуальный мир, а набор трехмерных комнат для чата. Но во-первых есть инструменты для создания комнат и предметов, а во-вторых с учетом того, что речь идет о Google и денег у них немерянно - проект может получить больше рекламы, технологий и известности чем Second Life и прочие.

На картинке я в виде мыша в тюрбане, а на заднем плане люди общаются. Я не смог к ним подойти, т.к. 3-х мерная реальность не дала мне вылезти из-за замкнутой стойки, а летать и прыгать я не научился (если это вообще возможно). Через 30 секунд после того как был снят этот скриншот, софтина сожрала полгига оперативной памяти в ввела мой компьютер в состояние ступора. Так что стоит подождать пока они доведут софт до работоспособного состояния.

Тем не менее я думаю не за горами появление объявлений о начале использвование Lively в университетах и учебных центрах, как это уже было с Second Life.

Читать дальше......

Методики оценки обучения: теория и практика

На distance-learning.ru продолжается публикация переводных статей по методикам оценки качества и эффективности обучения. Читать статью "Методики оценки обучения: теория и практика" - кроме набившего оскомину Киркпатрика в статье рассматриваются и сравниваются другие модели оценки.

Читать дальше......

суббота, августа 23, 2008

Конференция функциональных разработчиков электронных учебных курсов Билайн Университета

Материал Trainings.ru про конференцию функциональных разработчиков электронных учебных курсов Билайн Университета. В продолжение материала про курсы Билайн.

Читать дальше......

А вот и iPhone

В дополнение к Blackberry теперь в России еще и iPhone будет официально продаваться. Все игрушки для мобильного обучения в наличии. Дело за контентом и за реальными проектами.


ВЕДОМОСТИ
Час «Ай»

МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» подписали соглашение с Apple и 26 сентября должны начать продажи iPhone в России. Большая сотовая тройка пообещала продавать около 1,8 млн смартфонов в год

О подписании соглашения между Apple и российскими операторами «Ведомостям» рассказали три источника, близких к разным сторонам переговоров. Далее



Читать дальше......

Пример задания

Описание ситуации. Вызванный для устранения конкретной неисправности дежурный электромонтер выполнил следующую последовательность действий:

1) подошел к оборудованию;
2) отключил рубильник электропитания оборудования;
3) приступил к устранению неисправности.

Всё ли он сделал правильно?

Нет.

Варианты ответов:
Да
Нет

Комментарий к ответу: При ремонте оборудования и электротехнических установок, приводимых в работу действием электрического тока, дежурным электромонтером должно быть произведено отключение данной установки не менее чем двумя разрывами в электрической цепи: отключением рубильника, разъединителя, отключением кабеля, снятием предохранителей и т. д.

Читать дальше......

пятница, августа 22, 2008

Упражнения на разогрев в e-learning

На очных тренингах ведущие обычно используют так называемые упражнения «на разогрев». Их цели: сплотить аудиторию, настроить ее на нужный лад, подвести к теме работы или, иногда, дать людям отвлечься и повеселиться или выплеснуть те или иные перенакопившиеся эмоции. Подобные упражнения, более или менее развлекательные, но с вполне серьезным подтекстом порой используются и во время виртуальных конференций (рис.)

Рис. Упражнение на разогрев (для участинков вебинара)

Цель представленного здесь слайда – подготовить аудиторию к мысли, которую вскоре продекларирует ведущий, о том, что в корпоративном обучении (т.е. обучении взрослых) важно, чтобы учащийся выступал субъектом учебного процесса, т.е. мог активно влиять на процесс обучения при синхронном взаимодействии с преподавателем и коллегами или управлять контентом электронного курса.
Целесообразно ли использовать упражнения на разогрев в электронных курсах? Допустимо ли их применение в таких серьезных и ответственных произведениях, как продуктовые курсы, в адаптационных программах или курсах по обучению пользователей софта?

Кстати, возможно кого-то заинтересует, как ответили на предложенное разогревочное упражнение участники вебинара:

Ф.И. (начальник отдела обучения на предприятии): 1
Х.Е. (руководящий специалист корпоративного университета): 1
Б.А. (руководящий специалист корпоративного университета): 1
Г.М. (топ-менеджер компании): 1
Л. С. (главный специалист): 1, 2
К. С. (учитель-методист): странный подход...
М.Ю. (методист): в большей мере 1
Д.Т. (учитель): 2
Л.С.: 1
М.Л. (менеджер по персоналу): 1
К.С.: хотя в целом, возможно, да
К.С.: 1, 2
Я.С. (научный сотрудник, тьютор /ДО/ в вузе): 1 и 2

Как видим, специалисты, работающие в сфере бизнес-образования, практически единодушно согласились с тезисом, высказанным персонажем на картинке. Лишь один человек из них указал два варианта, но затем ограничился все же одним. Те же, кто работает в среднем и высшем образовании (их реплики выделены курсивом) либо сомневались, либо дали оба ответа, либо выразили несогласие. Возможно, это является еще одним, пусть и скромным подтверждением того, что обучение зрелых людей отлично от школьного и вузовского. Что педагогичский дизайн для корпоративного обучения требует специфических методических решений.

Читать дальше......

четверг, августа 21, 2008

Олимпийские медали и рейтинг электронного курса

На днях обсуждал с клиентом потребность в создании на учебном портале шаблона, который показывал бы человеку при обучении по электронному курсу (или группе курсов) его рейтинг - в целом среди всех изучавших курс, по его подразделению, среди обучавшихся за последний месяц и т.п. У нас в Лотусной версии когда-то такая штука была, но со временем была исключена из версии по причине невостребованности.


Задаю клиенту традиционный вопрос - а вам зачем?? Ответ - будет мотивировать к лучшему обучению.

ОК, говорю я, и задумываюсь - а правда ли это мотивирует? Гуглю немного. Про e-learning материалов не нашел, зато нахожу такой материал (особенно в тему, по причине происходящего сейчас в Пекине) - статья исследователей из Корнельского университета про ощущуения призеров на олимпийских играх.

Для тех кому неохота читать по английски - краткое содержание:
- Люди занявшие 3 место радуются больше, чем те. кто заняли 2-е.
- Типичная мотивация 3-го места - "Слава Богу! Ведь мог же вообще никакого не занять!".
- Ощущения 2-го места - "Фигово! Совсем чуть-чуть не дотянул до золота!".

Вопрос - будет ли человека мотивировать к лучшему обучению понимание того, что он 5 из 12 в своем отделе или 2 из 6? Я в сомнениях...
PS
Об этом же статья в Washigton Post (на английском) - ссылается на то же исследование

Читать дальше......

среда, августа 20, 2008

Реалистичные агенты

В продолжение поста.


А озвучивает-то пока, похоже, живой человек…

Читать дальше......

Возможно ли внедрение LMS без управленческих реформ?

Внедрение LMS в компании , равно как и любого софта, может служить либо поддержке имеющихся процессов, либо выступать следствием инновационных тенденций и инструментом обеспечения изменений.
Может ли сам факт внедрения LMS выступить катализатором реформ? Об этом речь идет здесь.
Возможно ли такое на самом деле? Известны ли вам подобные факты?

Читать дальше......

вторник, августа 19, 2008

Технология распознавания лица (made in Toshiba)

Компания Тошиба разработала новую уникальную технологию распознавания лица (она уже сегодня используется в ноутбуке Satellite U400). Эта технология позволяет входить в систему без необходимости ввода пароля, поскольку система «знает пользователя в лицо». Суть данной функции заключается в том, что с помощью встроенной камеры инновационное программное обеспечение создает цифровой снимок лица пользователя. Таким образом, доступ к системе могут получить только те, кто имеется в базе данных. Функция распознавания лица входит в пакет Toshiba EasyMedia.

Если технология хорошо себя зарекомендует, почему бы не использовать её для идентификации обучающегося при сдаче итогового теста?

Читать дальше......

понедельник, августа 18, 2008

Blackberry

Наконец МТС объявила о начале продаж Blackberry в России (см. блок ниже). Как справедливо замечено в статье - этот коммуникатор не для частных лиц, а для корпоративных заказчиков ($640 за телефон + $50 абонентской платы в месяц - это много). На Западе у большого количества крупных компаний Blackberry почти стандарт для мобильных коммуникаций - соответственно есть попытки использовать его для мобильного обучения. Никто в России не думает подключаться?

Про Blackberry и e-learning:
- Chalk and MindLeaders Announce Availability of Business Courses for the BlackBerry
- PHM launches BlackBerry-based sales aid


ВЕДОМОСТИ
Массовый коммуникатор

Как стало известно «Ведомостям», уже осенью МТС начнет предлагать Blackberry в России частным пользователям. «Вымпелком» не намерен следовать примеру конкурента

Корпоративным клиентам в России МТС и «Вымпелком» начали продавать коммуникатор Blackberry только в этом году. Далее

Эта статья в блогах[?]
amzin

Читать дальше......

Listen and Write

Забавный (и бесплатный) способ изучения устного английского - сайт, содержащий задачи на понимание устной английской речи - Listen and Write. Нужно слушать аудио и набирать текст, котрый вы поняли. Есть задачи разных уровней - попробуйте, например, задачу 20-го уровня "China's President Arrives in Quake Zone as Concern Turns to Survivors".

На самом деле в сети есть огромное количество сайтов с разными задачками и идеями для изучения английского - тот, кто соберет их все вместе и сделает из них профессиональный продукт для корпоративного использования - явно сможет заработать $$$.

Ссылка на сайт найдена в Ведомостях.

Читать дальше......

Обеспечение принципа прочности обучения в продуктовых курсах (часть 2)

В продолжение поста

Одним из «врагов» прочного усвоения материала является естественный процесс забывания. Психологи давно выяснили, что этот процесс наиболее интенсивен сразу же после обучения. Зачастую переход на другой слайд попросту вымывает из кратковременной памяти то, что было на предыдущем, особенно если содержание этих слайдов не связано логически. На забывании сказываются также и особенности обучения взрослых. То, что для сложившегося человека является в целом понятным, кажется ему не требующим усилий для запоминания этого понятного. Зачем, мол, волю ради запоминания очевидного напрягать.

Ради прочного усвоения можно прибегать к повторению, поскольку именно оно является «матерью» усвоения. Количество, место и время повторений хорошо бы согласовывать с психологическими закономерностями забывания.
Повторять нужно сразу же после того, как материал предъявлен. Частота повторений должна постепенно убывать, однако они не прекращаются вплоть до итогового тестирования (которое, по сути, также является актом повторения) или даже аттестации.
Повторение одного и того же материала не должно дублировать ту же схему, что и изложение материала. Одни и те же факты учащемуся лучше предъявлять с разных сторон, в различных аспектах. Например, при изучении таких банковских продуктов, как гарантии и аккредитивы общее и различное в них рассматривается с точки зрения предмета сделки, сопоставления их привлекательности для клиентов, при оформлении документации, изучении правовых и внутрибанковских норм, заключения договоров, обслуживания клиентов, в контексте бизнес-процессов, решении кейсов и пр. Думается, что и в самых коротких курсах, где природа продукта позволяет специалисту освоить манипуляции с ним за 15-30 минут, специальные приемы, поддерживающие прочность запоминания, едва ли будут лишними. Там, где затруднено неформальное обучение, отсутствует посттренинговое сопровождение или наставничество, это, на мой взгляд, просто необходимо.

Крайне редко приходилось сталкиваться с продуктовыми курсами, в которых учитывались бы особенности процессов запоминания и забывания. Может, в качестве контета курса просто использовать инструкции по сопровождению продуктов и не ломать головы над всякими дидиктическими вывертами? Обязать их зазубрить, и проблема обучения продукту решена...

Читать дальше......

воскресенье, августа 17, 2008

Пресс-конференция в виртуальном классе

Пресс-конференции – один из наименее затратных способов осуществления маркетинговых, рекламных и PR-мероприятий. Виртуальный класс вполне может служить инструментом их проведения. Здесь даже традиционный фуршет как завершающая часть мероприятия не понадобится :)

Обычная очная пресс-конференция может также одновременно транслироваться и в виртуальном пространстве. При этом все участники получают равные возможности обращаться к оратору. Наглядные визуальные материалы, демонстрируемые спикером, будут доступны и очной, и удаленной частям аудитории. Разумеется, выносить на пресс-конференцию следует лишь те темы и товары (продукты), которые важны для рынка и аудитории, подразумевают возникновение вопросов к спикеру и необходимость пояснений с его стороны.

Пресс-конференции могут послужить и сугубо делу обучения персонала. Так, к примеру, в качестве ведущего виртуальной сессии приглашается эксперт или специалист высокого уровня, а обучаемые имеют возможность задавать ему вопросы и получать ответы на них.
Весьма полезно было бы устраивать пресс-конференции в рамках адаптационных программ для вновь принятого персонала. Здесь в качестве спикеров выступает топ-менеджмент. Впоследствии записи таких конференций можно использовать в рамках адаптационных курсов. Куда более лестным для «новобранцев», однако, будет обращение к ним руководителя «в прямом эфире». Для распределенных компаний увидеть начальство вживую и пообщаться с ним напрямую очень актуально.

Читать дальше......

пятница, августа 15, 2008

Любопытный прецедент

Один из американских университетов (Rice University) выкупил у авторов и издателей права на книгу по статистике (Collaborative Statistics) и выложил ее в сеть для бесплатного доступа. Причен не только своих студентов, но всех желающих. В бумажном варианте книга стоила $50. Оказывается есть фонд (Maxfield Foundation), цель которого в переводе учебных материалов из коммерческого в общий доступ. Так что скоро в открытом доступе появится еще много учебников.

Источник

Читать дальше......

Работа внутренней команды разработчиков курсов Билайн

В среду я был на внутреннем семинаре компании Билайн - это была встреча людей, занимающихся созданием электронных курсов в компании. Меня очень порадовало то, что появляются компании в которых есть настоящие команды (десяток человек, а не один мастер на все руки) внутренних разработчиков электронных курсов и у них получается делать материалы очень приличного качества. Ниже скриншоты некоторых билайновских курсов сделанных c помощью Courselab (спасибо Тимуру Ермакову за материалы, разрешение на публикацию и приглашение на семинар).





Читать дальше......

Рождение нового поколения Виртуальных Актёров


Внимательно посмотрите на это фото. Казалось бы, что здесь необычного? Обычная фотография женщины. На первый взгляд, вы абсолютно правы, но если вспомнить, что эта картинка является трёхмерным изображением, которое к тому же создаётся в реальном времени, то возникает ряд вопросов.

Читать дальше......

четверг, августа 14, 2008

Виртуальный класс в действии

Коллеги с сайта Uznai.ru сняли видео о возможностях виртуального класса Websoft. Получилось, по моему, неплохо - не могу не поделиться :)

Читать дальше......

среда, августа 13, 2008

Идеальный персонаж для курса

В электронных курсах мы часто используем персонажей для softskills курсов, примеров взаимодействия с клиентами и т.п. Какого персонажа быбрать? Должен ли он быть идеальным, глянцевым и очень симпатичным или максимально схематиченым? Нужно ли злобного клиента показывать толстым, лысым и вытирающим пот со лба?

Интересная статья про восприятие людьми компьютерных персонажей - итоги исследования Принстонского университета. Цитата:
Исследователи из Принстона придумали компьютерную программу, которая позволяет анализировать эмоциональные характеристики человеческого лица. С ее помощью ученые смоделировали лица, вызывающие наибольшее доверие и обладающие признаками доминантности.

Видео:

Видео: Reuters

Читать дальше......

Oracle купил себе еще немного e-learning

Материал на Trainings.ru про то, что "Oracle приобрела GKS — разработчика корпоративного обучающего ПО". Посмотрим - возможно попробуют реанимировать свои продажи e-learning решений на нашем рынке с помощью какого-то нового софта.

Читать дальше......

Википедия устала?

Википедия как образцовый проект по "управлению знаниями" в глобальном масштабе обсуждался в этом блоге много раз. Если статистика справедлива, то в энциклопедию написали уже почти все что хотели, по крайней мере, если судить по графику количества изменения в статьях , то насыщение наступило в начале 2008 года.

Читать дальше......

iPod для языкового обучения

Демонстрация возможностей использования iPod для языкового обучения, причем с использованием 3-d персонажей. Пример из жизни американской армии в Ираке. Это уже не первый пост про использование e-learning для обучения военных. Не подумайте, что я пропагандист американского милитаризма :) - за неимением данных об отечественных успехах приходится писать о том что есть... А тема мне представляется интересной - военные вообще часто выступают двигателями технологического прогресса. Возможно и здесь для их задач найдутся интересные решения, особенно в области виртуальной реальности - тем более что в деньгах они явно не ограничены.

Читать дальше......

Мой единственный любимый плакат


Галина Шубина, плакат «Не лги никогда!» (1965)
(картинка кликабельна)

Привожу этот плакат в качестве примера того, что иллюстрация способна оказывать мощное воспитательное воздействие.

Читать дальше......

понедельник, августа 11, 2008

Профессионализм постановки учебных целей профессиональными разработчиками

Постановка учебных целей (т.е. перед учащимися) - дело тонкое и важное. В качестве иллюстрации этого незамысловатого тезиса приведу несколько примеров формулировок целей курсов и тренингов (электронных и очных), созданных специализирующимися на этом компаниями:

Дано:
1. Помочь пользователю программного продукта X в овладении процедурами и технологиями.
2. Цель курса - познакомить сотрудников банка с основными видами применяемых в банке аккредитивов и научить работе с ними.
3. Обогащение персонального управленческого искусства приемами управленческой борьбы, основанными на традиционных ... (название конкретной азиатской страны)принципах.
4. Дать представление об использовании новой системы обработки звонков сотрудниками колл-центра.
5. Сделать продуманной, успешной и прибыльной деятельность по организации процесса подбора персонала.
6. Тема "Управление командой"
- Формирование и развитие основных навыков лидера: коммуникативных, влияния и убеждения, аргументации и презентации
- Рост самосознания обучаемых лидеров
- Повышение лидерского потенциала участников

Найти:
Перед кем ставятся данные цели?
Кто ответственен за их достижение?
Как, наконец, грамотно формулировать цели курса?

Читать дальше......

Обеспечение принципа прочности обучения в продуктовых курсах (часть 1)

В свое время в блоге уже шла речь о продуктовых курсах, о том, что клиенториентированность контента в них, как правило, влечет увеличение объема курса и, соответственно, продолжительности обучения, рост затрат. Похоже, с этим противоречием придется мириться, находя компромиссные решения в разбиении курса на короткие смысловые модули и лаконичной подаче материала без ущерба прочности его усвоения.

Вопрос о прочности знаний о продуктах в условиях корпоративного обучения отнюдь не сугубо теоретический. Для разработчиков он может приобретать следующий вид:
Целесообразно ли включать в продуктовый курс специальные обучающие элементы (упражнения, визуальные образы, тексты, кейсы и т.п.), направленные на усиление прочности усвоения изученного? Да? Нет?
Если мы согласимся с тем, что курс может и должен включать элементы, обеспечивающие прочность усвоения материала, продуктовые курсы все менее будут напоминать мультимедиализированные электронные книги, «для порядку» усиленные батареей тестов в конце.

* * *
Процесс прочного усвоения весьма не прост и до конца не разгадан. Тем не менее можно говорить о нескольких его закономерностях:
Закономерность 1. Перегрузка памяти обучаемых препятствует не только запоминанию, но и мешает мыслить. В обучении взрослых мышление должно «преобладать» над запоминанием, служить фундаментом последнего.
Как реализовать эту закономерность в ДО? Одним из способов решения этой задачи может выступать прием «превентивный вопрос».
Суть приема: у обучаемого сначала спрашивают, что он думает о том или ином продукте, побуждают мыслить о нем, а лишь затем предъявляют нормативную информацию. Например, речь идет об изучении продукта, предусматривающего при страховании автомобиля внесение лишь части (40,50 или 60 %) суммы страхового полиса. При этом, в случае возмещения ущерба, клиент не доплачивает до полной суммы страхового полиса:
Здесь побуждающие к мышлению вопросы могли бы иметь следующий вид:
Какой категории клиентов (водителей) целесообразно предлагать такой продукт, чтобы минимизировать риски?
Каков минимальный или предельный возраст таких клиентов?
Каким должен быть их минимальный водительский стаж?
Предлагать ли такой тип страхования физическим или юридическим лицам?
Какова должна быть стоимость страхуемого автомобиля (минимальная и/или максимальная?), год его выпуска, степень износа и пр.
Страхуются ли отечественные авто или только иномарки?
Учитывается ли предельный возраст клиентов, которым предлагается такой вид страхования? и т.п.
После такой работы сотрудник получает для изучения и усвоения нормативную информацию о том, как на эти вопросы «отвечает» сам продукт.
После ответов на превентивные вопросы сотрудник обязательно получает обратную связь, с помощью которой либо поощряется верный ход мыслей, либо сотруднику в доброжелательной форме излагаются аргументы, которыми руководствовалась компания при создании этого продукта. Таким образом, каждый из обучаемых получает возможность:
- проявить самостоятельность мышления;
- в определенной мере продемонстрировать компетентность и глубину понимания продукта и бизнес-процессов;
- осознанно относиться к тому продукту, с которым ему предстоит работать на практике.
Научив сотрудника «мыслить» о продукте и понимать его, можно предъявлять информацию для запоминания.


* * *

Стоит ли огород городить и увеличивать объем и сложность курса подобными приемами? Может быть, достаточно ограничиться изложением материала безо всяких ухищрений? В конце концов, прочно освоить продукт – дело обучаемого.

Читать дальше......

воскресенье, августа 10, 2008

"Гибкая разработка" электронных курсов

Что такое электронный курс? Можно говорить что это продукт творческой деятельности и креатива (т.е. почти рекламный ролик или маркетинговый материал), но абсолютно точно, что с точки зрения бухгалтерии или ИТ-службы это программный продукт и многие с этим будут согласны. Сегодня я прочитал интересную мысль о том, что если мы рассматриваем электронный курс как программный продукт, то возможно стоит применять к нему те же практики, которые применяют разработчики ПО для снижения рисков и увеличения качества своей работы.

Одна из последних "фишек" в области разработки ПО - alige software development (гибкая разработка). Это набор методологий и практик, основанных на ряде принципов (agile manifesto):
- Заказчик постоянно получает работающее ПО (с неполной, но полезной функциональностью)
- Работающее ПО поставляется регулярно (интервалы между поставками новых веросий измеряются днями и неделями, а не месяцами)
- Возможно внесение изменений в требования заказчика даже после начала работы над проектом
- Ежедневное общение заказчика и разработчика (лучше вообще работать вместе в одном офисе)
- Лучшая форма общения с заказчиком - очная встреча
- Небольшие самоорганизующиеся команды разработчиков, построенные вокруг хорошо мотивированных к успешному завершению проекта и удовлетворенности заказчика, специалистов
- Постоянное внимание к хорошему технологическому дизайну и его грамотной реализации
- Готовность к быстрым изменениям в соответствии с меняющимися обстоятельствами

Выводы про использование agile development применительно к e-learning (часть Клайва Шеппарда, часть мои):
- Профессиональные разработчики должны использовать средства быстрой разработки и компоновки курсов
- Готовые фрагменты (модули) курсов и прототипы должны регулярно поставляться заказчику и быть работоспособными
- Предметные эксперты должны быть выделены и включены в команду разработчиков, а не выступать в роли "приходящего папы", появляющегося по большим праздникам
- Экспертиза всех используемых при разработке курса инструментов и методических решений на предмет из возможной опертивной модификации (например, если мы включаем в курс супер-сложную и супер-интерактивную игру, в которой участвуют как персонажи все топ-менеджеры компании, то с большой вероятностью ее придется регулярно и мучительно переделывать по мере их ухода из компании)

Обратите внимание!!! Большинство профессиональных разработчиков курсов на нашем рынке не используют какие-либо редакторы или инструменты быстрой разработки. Как правило курсы делаются "руками" по flash или html. На мой взгляд это существенно органичивает возможности быстрого изменения курсов, особенно самими заказчиками. Хорошо ли это для заказчика??

Читать дальше......

суббота, августа 09, 2008

Денис Вонг за работой



Как известно, на свете существует три вещи, на которые можно смотреть бесконечно долго: как горит огонь, как течет вода и как другие работают.

Наблюдение за тем, как работают другие, кроме приятного времяпровождения несет на себе и обучающую функцию.

Читать дальше......

четверг, августа 07, 2008

Революция в обучении???

Сильна русская земля изобретателями!! Пусть e-learning придумали не мы, но с нашими гениями мы забурим какой-нибудь уникальный российский e-learning на базе уникального русского компьютера и утрем нос заокеанским Биллам Гейтсам. Смотрите и удивляйтесь.

PS
Я то думал, что вечные двигатели и их производные уже не изобретают, но оказалось, что можно и новую систему координат изобрести ;) Боюсь как бы наши нанотехнологии не оказались такими же.

Читать дальше......

Семь заповедей человека, активно общающегося в сети

Известный блоггер Стефен Доунс (Stephen Downes) написал Семь заповедей человека, активно общающегося в сети (перевод с английского на сайте distance-learning.ru). Можно почитать и сравнить с собственными ощущуениями...

Читать дальше......

среда, августа 06, 2008

Закон 7 рукопожатий и мгновенный обмен сообщениями

Известен "закон" 7 рукопожатий - если хорошо поискать то любой человек на планете знаком с любым другим человеком через связи с 7 другими людьми. Этот как бы закон, разумеется, не доказан, но есть предположение что он скорее верен для большинства людей. Закон вполне отражает концепцию "маленького мира", который продолжает "сжиматься" за счет технологий (интернет, авиаперелеты и т.п.).

Этот закон ребята из Microsofr Research решили проверить на пользователях Microsoft Messenger (180 миллионов) и базе из их 30 миллиардов сообщений (начиная с 2006 года). Знакомыми считали двух людей, хотя бы раз обменявшихся сообщениями в чате. Окзалось, что средняя дистанция между двумя произвольными пользователями равна 6.6 "рукопожатий". Закон работает!! Мир и правда маленький!! Тем важнее технологии управления знаниями и коммуникации с экспертами, т.к. получается, что все богатства мира (знания) всего в 6 кликах от нас, нужно только их как-то найти...

Информация взята из статьи в Washington Post (на английском)

Читать дальше......

Ударная взгонка

Неплохая статья про наставничество в последнем номере Секрета Фирмы - "Ударная взгонка". Рекомендую почитать тем, кто не купил журнал на бумаге.

В статье приведена табличка из исследования Амлуа-Брокер:

Читать дальше......

Тренажеры и e-learning

Пару месяцев назад Алла Хайкина (организатор elearn expo) задала мне вопрос о том, чем собственно можно расширить выставку т.к. наш рынок (поставщиков софта и разработчиков контента) весьма мал. Первое, что пришло мне в голову - разработчики тренажеров для промышленности (энергетика, транспорт и т.п.) и симуляторы виртуальной реальности. Вроде бы e-learning и тренажеры из одного семантического пространства. Но на самом деле эти и люди, которые ими занимаются вообще не как не пересекаются.

Поползав по сети я понял, что тренажеростроение это узкий и закрытый мир в котором идут свои непонятные непосвященным процессы. Если брать тех же энергетиков, то клиентов до реформы у них было всего 2 (РАО и Росэнергоатом) - на таком "рынке" нужны совсем другие принципы работы чем на открытом корпоративном. Оказывается есть незримая битва между разработчиками полномасштабных (полностью имитирующих рабочую среду оператора) и компьютерных (имитирующих только некоторую компьютерную консоль) тренажеров. Отражение этой борьбы можно прочитать в этой статье.



Ну и сроки и цены совсем другие. Цитата из еще одной статьи: стоимость полномасштабного тренажера для АЭС – 10–15 млн долларов. Срок изготовления – три-четыре года.

Так что e-learning и тренажеростроение это не муж и жена, а 4 разных человека, как говорилось в одном старом анекдоте ;)

PS
А вот про виртуальную реальность я нашел вот что: 3D interactive education center (3D ieCenter) центр визуализации и виртуальной реальности для науки и образования. Не уверен что будет сильно востребовано - мне кажется, что в последнее время вся наша наука и образование сами по себе "виртуальная реальность". Зачем им еще один "уровень абстракции". Деньги и так освоят...

Читать дальше......

вторник, августа 05, 2008

Замешательство как элемент познавательного процесса

В этом есть некий парадокс, считается, что электронный курс должен разъяснять, предоставляя предназначенную для усвоения информацию. Однако человек по своей природе стремится к балансу в понимании и, как правило, приступая к изучению электронного курса уже находится в информационно сбалансированном состоянии. Если обучение начинается с пополнения багажа знаний обучающегося, баланс нарушается, создавая дискомфорт и отторжение дополнительной информации как средство сохранения имеющего баланса. Проявления этого «сопротивления» весьма различны: от скуки и апатии до агрессии по любому удачно подвернувшемуся поводу.

Удачным методическим ходом является первоначальное создание внутреннего информационного дисбаланса, который можно считать одной из форм замешательства. В этом случае у обучающегося появляется информационный «разрыв», который он получает шанс восстановить, изучая курс.

Средства создания замешательства: специальное построение текста курса с учетом описанной выше концепции; практические и тестовые задания; традиционные и видео-кейсы.
Замешательство также возникнет, если, например, программно развернуть изображение на 180º :) Однако нас интересует создание таких форм замешательства, которые могут быть преодолены изучением материала курса.

Читать дальше......

Квантовая механика в мультипликации

Отличный анимационный обучающий видео-фильм по физике. Я видел некоторые образцы российской продукции, в том числе и для школьной целевой программы (ФЦИОР) - нашим разработчикам есть чему поучиться (хотя может быть этот фильм делали русские? Никогда не занешь заранее).

Читать дальше......

IKEA и пед. дизайн

Как сделать обучающий материал без слов (иначе придется переводить на 50 языков)? Можно поучиться у компании IKEA:

Читать дальше......