Сообщения

Сообщения за Сентябрь, 2008

Кладезь бессмысленных знаний

Знания бессмысленные, но крайне забавные на сайте "Unnecessary Knowledge" - не забывайте нажимать кнопочку F5, чтобы получить очередную порцию полезных сведений :)

Из обнаруженного:
- каждый год в Великобритании 4 человека умирают в момент одевания штанов
- если месяц начинается с Воскресенья, то в нем обязательно будет Пятница 13-е
- существует 293 способа разменять 1 доллар на центы
- в здании Пентагона в 2 раза больше туалетов чем нужно - когда его строили еще действоавал закон о сегрегации и нужно было иметь сортиры для белых и для черных
...

Электронное обучение в компании по-прежнему медленно набирает обороты

Цитата из документа "Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2008 год":

8. Электронное обучение в компании по-прежнему медленно набирает обороты.

Чуть более 10 игроков на рынке e-learning, растущий интерес к этой форме обучения, низкая просвещенность T&D специалистов в этом вопросе — таковы широкие мазки картины «Электронное обучение в России». По сравнению с прошлым годом стало больше компаний, которые внедряют электронное обучение в виде посттренинга и предтренинга (инициатива может идти как от тренинговых провайдеров, так и заказчиков). Увеличилось количество проектов на начальном этапе внедрения проектов электронного обучения в компании. Рынок e-learning только-только входит в фазу роста.

Типовое и индивидуальное проектирование сценариев е-курсов

Изображение
Блуждая по сети, наткнулся на любопытную визаулизацию (если это слово здесь уместно), где построение электронного курса сравнивается с возведением дома:
















Так, сценарий курса отождествляется здесь с проектом будущего здания. Этот образ подтолкнул фантазию к ряду ассоциаций и размышлений. Проект – штука во многом умозрительная, посему определить сценарий курса можно примерно так:
Педагогический сценарий - это пошаговое описание воображаемых событий учебного процесса, основанное на взаимодействии обучаемого с контентом. Характер этого взаимодействия зависит от особенностей предъявляемой учащемуся информации и побуждения к интеракциям.
Поскольку здания бывают разных типов, то и сценариев может оказаться несколько разновидностей :













Каждая из разновидностей сценариев-проектов имеет свои плюсы и минусы:











































Преимущества и недостатки этой среды:
















Надо полагать, что при каждом типе проектов фундаменты и крыша, полы и окна-двери будут несколько отличаться.

Во всяком случае, ответы специалистов по e-learni…

Проблемные вопросы по поводу e-Learning

Одним из действенных приемов обучения является, как известно, проблемный вопрос. В электронных курсах его не так-то просто реализовать. А вот в блогах, wiki, форумах, учебных мероприятиях на платформе виртуальных классов и т.п это вполне реально.

Например:
1. Нужно ли заказывать разработчикам электронных курсов, помимо самого контента, еще и описание правил оптимального использования этого контента? Особенно, когда курс создается внешним исполнителем.

2. Сможет ли курс эффективно эксплутироваться, если заранее не прописать, как его использовать?

3. Стоит ли создавать качественные курсы, если организация процесса обучения не позволяет персоналу планомерно и систематически обучаться? Иными словами: если учебный процесс организован не лучшим образом, то и курсы должны соответствовать уровню его организации, не так ли?

P.S. Ответы на эти вопросы отчасти находятся здесь.

NASA eClips

Пока у нас отключают от Интернет школы, недавно к нему подключенные, NASA (космическое агентство США) занимается обучением и популяризацией космических исследований. Они открыли в сети обучающий канал NASA eClips - с обучающими видео роликами. Он доступен:
- в YouTube
- на сайте NASE

Школы отключат от Интернета

Изображение
Вот вам и инновационное образование в наших школах. На бессмысленные школьные порталы денег хватает, а на каналы связи - нет.



На «Ростелеком» может не хватитьВ следующем году российские школы, подключенные к интернету на государственные средства, могут быть отключены от сети. Вопрос о том, кто будет оплачивать расходы оператора этого проекта — «РТКомм.ру», подконтрольного «Ростелекому», до сих пор не решенВ октябре истекает срок контрактов на оплату интернет-трафика для 597 школ, подключенных к всемирной сети в рамках нацпроекта «Образование» за счет средств федерального бюджета.Далее

Кто из нас пед. дизайнер по образованию?

Изображение
Нашел результаты любопытного опроса, проведенного среди западных специалистов по e-learning - исследовалось их базовое образование. Несмотря на наличие на Западе (в отличие от нас) возможности получить образование как педагогический дизайнер и специалист по дистанционному обучению 63% опрошенных такого образования не получали. Как мне известно, в России точно есть один дипломированный спец - Елена Тихомирова, а вот откуда берутся все остальные специалисты по e-learning?

Венчурные капиталисты

Продолжаем читать КоммерсантЪ - развиваем тему про стартапы и венчурные фонды в них инвестирующие. Смогут ли российские менеджеры венчурных фондов, заработавшие деньги на перепродаже дешевых активов, помочь в развитии ИТ-компаниям? Только деньгами и наведением порядка не обойдешься - программистов трудно заставить ходить строем. Тут надо понимать как делать софт и как его продавать.

Цитата:
Андрей Головин считает, что огромный потенциал имеют интернет-сервисы b2b: "Сегодня компании несут огромные издержки, самостоятельно организуя и поддерживая множество функций, которые можно было бы отдать на аутсорсинг. Они вынуждены делать все это просто потому, что нет предложения таких услуг. Разве занималась бы нефтяная или телекоммуникационная компания организацией инфраструктуры для дистанционного обучения сотрудников, если бы существовал сервис, позволяющий наладить процесс обучения с использованием видеоконференций, обмена электронными документами в режиме реального времени и средствами …

Зачем измерять эффективность заведомо малоэффективного?

С завидной периодичностью среди иленинг-общественности возникают обсуждения темы об эффективности электронного обучения. Одна из последних проходит здесь. Позволю себе предположить, что пресловутая эффективность имеет место существовать и измеряться на двух уровнях: «макро» – в масштабах всей компании и «микро», т.е. на уровне контента конкретных курсов и организации работы с ним.
Начну с более знакомого, с «микро». И с примера. (У нас обучение и информирование взрослых, аки детей малых, на примерах считается высшим образовательным пилотажем)
Если в батарее курсов компании формулировки целей каждого из них начинаются со слов «дать представление о …», «изучить …», «ознакомить…», «научить навыкам» и т.п. (см. ) то мы, в лучшем случае, сможем измерить эффективность работы тех, кто «дает представление»», «знакомит» и «учит», а не тех, кто учится. В огромном количестве действующих курсов их цели и задачи ставятся 1) не перед обучаемыми и 2) не от имени бизнеса. Соответственно, они не могут б…

Зачем нужно исследовать рынок?

Мы тут как-то обсуждали и удивлялись зачем Амплуа-Брокер (Trainings.ru) проводил исследование рынка e-learning, особо не скрывая, что делает это по заказу Competentum. Обещали кстати, опубликовать итоги в сентябре, но так их и нет. Теперь все стало понятно.

Цитата:
По данным исследований компании "Амплуа-Брокер" на весну 2008 года, объем российского рынка электронного обучения составлял $100-150 млн в год. По данным исследования Global Industry Analysts, в 2007 году рынок электронного обучения в США составил $17,5 млрд, а к 2010 году объем мирового рынка превысит $52,6 млрд. .

Мне интересно как считали этот объем и что в него включали? Высшее образование в форме ДО сюда попадает или нет? Мне кажется, что если попадает, то цифры занижены, если нет, то существенно завышены, что впрочем, неудивительно для такого исследования :)

Apple iPhone 3G

Изображение

Про ораторство

В начале года при обсуждении пограммы конференции E-learn Expo состоялась дискуссия про то кого приглашать выступать на открытии - наших или западных докладчиков. Я был за западных, т.к. у них может и не быть гениальных идей (как впрочем и у русских), но культура публичного выступления и контакта с аудиторией очень высока. Умеют они это делать и учатся с дества. Дело в протестантской культуре публичной проповеди??

Получил еще одно подтверждение своему мнению - у нас школьники маршируют на конкурсах строя и песни (я по крайней мере страдал от этого) , а американские дети соревнуются в ораторских навыках. Смотрите видео на котором 10 летний школьник зажигает перед сотнями людей (посмотрели болешь 160.000 человек в YouTube). Пишут, что тренировался несколько месяцев. Лучше бы я так тренировался, чем учился в ногу шагать. Мы же начинаем учиться в весьма зрелом возрасте, когда жизнь и работа берут за горло.

Обучение и тренинги: статистика и мифы

В дополнение к посту прошлой недели - на distance-learning.ru появился перевод статьи Обучение и тренинги: статистика и мифы. Советую почитать.

Герман Греф и бородатые женщины (о корпоративных библиотеках)

Изображение
Герман Греф велел велел всем сотрудникам Сбербанка читать книги (не нашел упоминания - можно ли будет это делать в электронном виде на каком-нибудь корпоративном портале). В наших проектах в нескольких банках в учебном портале также размещали подборки электронных книг по различным темам бизнеса для самообучения. Вот только я сомневаюсь, что их популярность была достаточно высока. Хотя про бородатых женщин гномов из книг Прэттчета читать конечно забавнее чем про макроэкономику (рекомендую всем - и правда смешные и хорошие книги, правда лучше читать в оригинале, а не в переводе). Кто что думает об эффективности корпоративных библиотек (электронных и обычных)? Я не нашел статистики на эту тему в сети.

Цитата из источника:

«Основная цель этой инициативы, — говорит источник, близкий к Сбербанку, — расширить профессиональный кругозор менеджеров, создать атмосферу любознательности и поддержать инициативность сотрудников в генерировании новых идей». В распоряжении РБК daily оказался список книг…

О продуктовых страховых курсах - из первых уст

Изображение
Предлагаем вашему вниманию беседу с Михаилом Протасовым, специалистом по дистанционному обучению ОАО "АльфаСтрахование"
Справка:Компания «АльфаСтрахование» – одна из крупнейших компаний российского страхового рынка, входящая в top-10 ведущих страховщиков нашей страны. В настоящее время компания занимает одну из лидирующих позиций по темпам роста, исповедует инновационный подход к ведению бизнеса. Компания имеет более 70 филиалов в России, в которых работает более 2,5 тысяч человек.
Первые электронные курсы появились в компании в 2005 году. На данный момент на учебном портале имеется более 30 курсов, их количество постоянно растет.


Ваша компания обречена на обучение сотрудников страховым продуктам. Как Вы оцениваете потребность компании в продуктовых электронных курсах?
Продуктовые электронные курсы вместе с курсом по основам страхового дела на данный момент являются наиболее востребованными в компании. Сотрудники компании ежедневно работают со страховыми продуктами. Поэтому сте…

Кризис и e-learning

Индекс РТС уже 1050, нефть $90. Кризис наступает??

Можно ли считать, что уже пришло то время, когда мы сможем, наконец, говорить о том, что e-learning это крайне выгодное мероприятие (а не просто модное, современное, технологичное и т.п.)? Может быть компании задумаются, что провести вебинар стоит в 100 раз дешевле, чем везти людей из 10 городов в Москву и обратно? Или подождем еще немного, авось все обратно вырастет и будем лелеять и развивать "компетентностый подход" (цитата из одной девушки на профессиональной конференции - так она ответила на вопрос зачем им в первую очередь нужен e-learning). Не подумайте, что я против компетенций, но не пора ли задуматься об экономической эффективности нашей деятельности? Тогда кризис (если он случиться) будет способствовать развитию e-learning, а не наоборот.

PS
Недавно обсуждал с коллегами из тренингового бизнеса стоимость тренингового дня на московском рынке. Мне рассмеялись в лицо, когда я пришел со своими старомодными представлениями…

Интеракция – это клик или принятие решения?

Изображение
Не так давно здесь не в первый раз обсуждалась тема интеракций в электронных курсах.
Рискну ввести такое их различение:
1. технические, или формальные, интеракции (рис. 1), набор которых весьма невелик
Рис. 1
2. содержательные интеракции, количество которых, тоже, похоже, не очень-то огромно (рис. 2).
Рис. 2

Хотелось бы обратить внимание на так называемые перцептивные интеракции. Их особенность состоит в том, что обучаемый наблюдает некий объект (читает или слушает текст, смотрит видео, анимацию или просто картинку, слушает некие звуки), а затем уже на основе воспринятого делает некие выводы, интерпретации или выполняет задание. Например (рис. 3):
Рис.3


Особенностью технических интеракций является то, что любая из них может использоваться для создания, по существу, любой из разновидностей содержательных (рис. 4).
Рис.4

Понимание этого обстоятельства позволит разглядеть за множественным выбором, вводом символов, буксировкой или кликами на элементах графики не просто механические операции, но и…

Статистика и мифы корпоративного обучения

Изображение
Нашел в сети замечательную (правда на английском) подборку статистических материалов по различным вопросам, связанным с обучением в целом и e-learning в частности. Документ крайне полезный, я бы даже сказал уникальный - рекомендую всем почитать.

Несколько интересных фактов из документа:

1) Применение оценка эффективности в компаниях по различным уровням модели Киркпатрика (% от общего числа компаний)
Уровень 1: 95%
Уровень 2: 37%
Уровень 3: 13%
Уровень 4: 3%

2) Применение различных форм корпоративного обучения (по годам) на Западе. Доля e-learning не растет, доля аудиторного обучения сокращается и приблизилась к 60%. Вывод - растут другие формы, включая вебинары, подкасты и т.п.



3) Статистика западного рынка - 1 HR на 90 человек персонала. 31% от всех HR - обучения и развтитие, т.е. получается 1 спецалист по обучению на 290 человек

4) Использование для записи комментариев техники карт памяти (mind mapping) и semantic mapping во время тренинга/семинара увеличивает эффективность запоминания мате…

Корпоративные видеоигры - оно вам надо?

На Trainings.ru нашел статейку "Крупные компании используют видеоигры для обучения персонала" (вольный пересказ материала из американского Computerworld).

Цитата из статьи:

Многие обучающие игры, поверхностно напоминающие виртуальные игровые вселенные, подразумевают решение конкретных задач. Автор отчета Forrester Research отмечает, что для того, чтобы серьезные игры получили широкое распространение, компаниям необходимо осознать их отличие от развлекательных продуктов игровой индустрии.

Т.е. если перевести на русский - чтобы корпорации приняли и начали использовать игры (которые по определению являются несерьезными по форме) давайте сделаем их соответствующими корпоративной форме - т.е. скучными, зарегулированными и серьезными. Не уверен, что по другому многие корпорации смогут "осознать отличие". Ну и кто тогда будет в них играть по своей воле??? Есть другие мнения?

Если компания "затянута в галстук" не сможет она принять игрушки как форму развития - я личн…

Ошибки при использовании диаграмм

Изображение
В преддверии выхода Курслаба с новойфункциональностью, напоминаю о существовании чудной книжки Д. Желязны «Говори на языке диаграмм», пожалуй, лучшей по использованию наглядных средств представления данных. Рекомендую к прочтению, она, несомненно, поможет в рациональном использовании появляющихся возможностей.

Также я уже успел сослаться на опыт отечественного умельца-диаграммостроителя, расширяющего наше представление о возможных областях и средствах использования диаграмм. Вот часть 1 и часть 2 его визуальных экспериментов.

Основной темой сегодняшней публикации являются уловки, запрещенные приемы построения диаграмм. Считаю недопустимым, то есть ошибочным, использование таких подходов при иллюстрировании учебных курсов.

Один курс да на несколько аудиторий

Обучение персонала продуктовой линейке очень часто может быть распространено и на обучение ей же клиентов. При этом аудитория обучаемых увеличивается в десятки и сотни раз! Со всеми вытекающими маркетинговыми и иными последствиями…
Пример 1. Компании N, производящей и/или реализующей комплектующие, скажем, для производства мебели, сначала необходимо подготовить собственный персонал. При этом у компании могут быть тысячи наименований таких комплектующих и десятки, а то и сотни клиентов, выпускающих из этих комплектующих готовую продукцию. В этом случае компания N. организует на базе своего учебного центра очное и дистанционное обучение как собственного персонала, так и сотрудников клиентов. Вдобавок вывешивает на сайте электронные курсы, учебное видео, технически регламенты, оказывает консультационные услуги и пр.
Пример 2. Создается курс по некому, скажем, банковскому или страховому продукту для специалистов. Затем этот курс сокращается, редактируется «под клиента» и выкладывается на са…

О чем спросить продавца LMS?

На Trainings.ru разместили переводную статью О чем спросить продавца LMS? - западный взгляд на выбор вендора LMS. Статья вполне разумная, но я не нашел в ней нескольких вопросов, которые кажутся мне разумными:
- какие изменения были внесены в систему за последние 6 месяцев? Периодичность выхода версий. Позволяет оценить куда развивается продукт и развивается ли он вообще.
- кто ваша целевая аудитория? Для кого в первую очередь вы развиваете систему - для компаний, для гос. структур, для университетов, для всех подряд... Позволяет увидеть фокус - если подавляющее количество клиентов гос. структуры, например, то скорее всего под словом "аттестация" будет пониматься совсем не то, что принято в корпоративном секторе
- существует ли в компании команда разработчиков, изначально создавашая продукт. Весьма актуальный вопрос для тех вендоров, которые были проданы другим компаниям. Продукт может быть, а разработчиков уже нет. Хотя кто же про это расскажет?
- ну и наконец важный вопрос - L…

Нужно ли искать специфику e-learning там, где ее может не оказаться?

Недавно на одном из мероприятий, посвященных теме, как формулировать цели и задачи электронных курсов, было зафиксировано несколько проблем, решить которые ее участникам не удалось.
Запустил же дискуссию вопрос одного из небезызвестных отечественных специалистов в области е-lеarning. Суть вопроса можно выразить так:
В чем специфика формулировки целей электронных курсов по сравнению с обычными, т.е. традиционными очными?

Здесь хотелось бы разобраться:
- А имеет ли место такая специфика?
- Не являются ли цели и задачи очных и электронных курсов аналогичными?
- Тождественны или отличны технологии определения и формулировки целей и задач очных и электронных курсов?

Может, никакой специфики на самом деле и вовсе не существует, и наивно ее искать? Достаточно уметь грамотно формулировать учебные цели и задачи вообще и не высасывать из пальца мифической специфики? Практика показывает, что мы это еще не вполне умеем: ставить учебные цели и задачи ни к традиционным курсам, ни к электронным.

И заче…

Постулат Боярского

Изображение
Автор этой странички не умствованиями, но делом доказывает, что языком диаграмм может быть рассказана практически любая история.

Отпечатки пальцев для ДО

Изображение
Нашел новость:
На днях компания «Биолинк Солюшенс», российский разработчик и поставщик прикладных биометрических решений, анонсировала выход федеральной образовательной программы «Биометрическая академия». Причем, как отмечают разработчики, такая программа является единственной на рынке образования. Во второй половине сентября курсы будут проходить в Московской финансово-промышленной академии, также ведутся переговоры еще с рядом крупнейших вузов страны.

Полностью читать

Разработчики считают, что возможно "использование продукции BioLink в курсах информационной безопасности и других дисциплинах, применения решений в организации учебного процесса, например биометрической идентификации участников тестов и экзаменов при дистанционном обучении и др".
Сейчас вбухают кучу денег в оборудование, студенты будут приходить в компьютерный класс, у них будет сканироваться сетчатка глаза, а они затем будут как обычно списывать со шпаргалки или звать друга. Все же надзирающая тетенька будет д…

Courselab 2.5 - интерактивности №2

Изображение
Продолжаем публикацию новых интерактивностей из грядущей версии 2.5 Courselab.

Еще наборчик:
интерактивные пирамидки, крудожки и pie чарты, а также "гармошки" (жмите на кнопку "Следующая интеактивность", чтобы перейти к следующему слайду).

Google выпустила собственный браузер

Изображение
Видимо, скоро курсы нужно будет тестировать на работоспособность и в Google Chrome.

Министр образования Фурсенко назвал дистанционные формы обучения обманом

Ура! Открылась вся правда! Цитата отсюда:

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко назвал дистанционные формы обучения обманом.

РИА «Новости» передает слова министра: «Я могу сказать уверенно, что нет сегодня таких дистанционных технологий, которые позволили бы обучить экстернов на том же уровне, на котором обучаются в обычных, даже не в самых выдающихся, средних вузах. А диплом они получают тот же самый. Это обман».

Фурсенко говорит, что во многих вузах страны 70—80% студентов обучаются интерактивно. Министр не против дистанционных форм обучения, но настаивает на том, что они должны быть достаточно качественными, чтобы стать основанием для выдачи диплома.

Фурсенко требует ограничить количество вузов с подобными программами обучения и подвергнуть их жесткой проверке. Также, по словам министра, в аккредитации образовательных программ должны участвовать общественные организации и работодатели.

Внутренние противоречия е-курса и их компромиссные решения

Поиски условий, обеспечивающих эффективность электронных курсов изнутри, поставили перед рядом вопросов и противоречий:
Выявленные противоречия:
1. Чем меньше курс по объему и короче по продолжительности (речь идет о курсах «длиной» в 10-30 минут), тем успешнее усваивается материал. Тем меньше интеракций с контентом требуется (!).
Однако не все курсы могут быть краткими. Есть весьма сложные продукты, процессы, программное обеспечение и т.д., требующие немалого времени и усилий от обучаемых.
2. Чем сложнее и объемнее курс, тем больше интерактивности (включая корректирующую обратную связь) и разных видов контроля он требует для надежного усвоения материала сотрудниками
3. Чем объемнее материал для усвоения, тем меньший объем информации на одном слайде, тем меньше ссылок на нем должно содержаться. Таким образом, увеличивается число слайдов.
4. Чтобы инструкция, как действовать, из теории перешла в практику (т.е. знание трансформировалось в умение и, тем более, автоматиз…

Черный юмор на вооружении производителей продуктов

Изображение
В свое время здесь делалась попытка первичной классификации возможных форм юмора в электронных курсах. Увы, промашка вышла: такой разновидности учебного смеха, как «черный юмор», там не значится.
Пока мы в этом блоге неоднократно дискутировали о применении юмора в деле e-learning, кое-кто пошел существенно дальше. Например, производители и продвигатели сухариков «Рень». Они взяли на вооружение черный юмор, благодаря которому - ни больше ни меньше -, цитирую: «просыпается особый вкус к жизни».
У «необычных сухариков все необычно!» При них открыт целый сайт, где можно вволю поюморить по-черному и выиграть подарки. Этакий клиентский T&D портал для любителей всякой (х)Рени.