Websoft

вторник, сентября 30, 2008

Кладезь бессмысленных знаний

Знания бессмысленные, но крайне забавные на сайте "Unnecessary Knowledge" - не забывайте нажимать кнопочку F5, чтобы получить очередную порцию полезных сведений :)

Из обнаруженного:
- каждый год в Великобритании 4 человека умирают в момент одевания штанов
- если месяц начинается с Воскресенья, то в нем обязательно будет Пятница 13-е
- существует 293 способа разменять 1 доллар на центы
- в здании Пентагона в 2 раза больше туалетов чем нужно - когда его строили еще действоавал закон о сегрегации и нужно было иметь сортиры для белых и для черных
...

Читать дальше......

Электронное обучение в компании по-прежнему медленно набирает обороты

Цитата из документа "Тенденции рынка и изменение потребностей заказчиков T&D услуг. 2008 год":

8. Электронное обучение в компании по-прежнему медленно набирает обороты.

Чуть более 10 игроков на рынке e-learning, растущий интерес к этой форме обучения, низкая просвещенность T&D специалистов в этом вопросе — таковы широкие мазки картины «Электронное обучение в России». По сравнению с прошлым годом стало больше компаний, которые внедряют электронное обучение в виде посттренинга и предтренинга (инициатива может идти как от тренинговых провайдеров, так и заказчиков). Увеличилось количество проектов на начальном этапе внедрения проектов электронного обучения в компании. Рынок e-learning только-только входит в фазу роста.

Читать дальше......

понедельник, сентября 29, 2008

Типовое и индивидуальное проектирование сценариев е-курсов

Блуждая по сети, наткнулся на любопытную визаулизацию (если это слово здесь уместно), где построение электронного курса сравнивается с возведением дома:

















Так, сценарий курса отождествляется здесь с проектом будущего здания. Этот образ подтолкнул фантазию к ряду ассоциаций и размышлений. Проект – штука во многом умозрительная, посему определить сценарий курса можно примерно так:

Педагогический сценарий - это пошаговое описание воображаемых событий учебного процесса, основанное на взаимодействии обучаемого с контентом. Характер этого взаимодействия зависит от особенностей предъявляемой учащемуся информации и побуждения к интеракциям.
Поскольку здания бывают разных типов, то и сценариев может оказаться несколько разновидностей :













Каждая из разновидностей сценариев-проектов имеет свои плюсы и минусы:












































Преимущества и недостатки этой среды:

















Надо полагать, что при каждом типе проектов фундаменты и крыша, полы и окна-двери будут несколько отличаться.

Во всяком случае, ответы специалистов по e-learning на идущий ниже вопрос неизменно дают существенно разные "проекты зданий" курсов разных типов:

Судя по всему, сравнения с типовым зданием сценарии курса не выдерживают. Впрочем, возможно, это соображение справедливо лишь по отношению к корпроративному обучению, а к вузовскому вовсе и не относится.
При иллюстрировании этого поста использовались слайды вебинаров и очных семинаров компании WebSoft, скриншоты обучающих курсов производства компаний "МедиуМ" и WebSoft

Читать дальше......

воскресенье, сентября 28, 2008

Проблемные вопросы по поводу e-Learning

Одним из действенных приемов обучения является, как известно, проблемный вопрос. В электронных курсах его не так-то просто реализовать. А вот в блогах, wiki, форумах, учебных мероприятиях на платформе виртуальных классов и т.п это вполне реально.

Например:
1. Нужно ли заказывать разработчикам электронных курсов, помимо самого контента, еще и описание правил оптимального использования этого контента? Особенно, когда курс создается внешним исполнителем.

2. Сможет ли курс эффективно эксплутироваться, если заранее не прописать, как его использовать?

3. Стоит ли создавать качественные курсы, если организация процесса обучения не позволяет персоналу планомерно и систематически обучаться? Иными словами: если учебный процесс организован не лучшим образом, то и курсы должны соответствовать уровню его организации, не так ли?

P.S. Ответы на эти вопросы отчасти находятся здесь.

Читать дальше......

пятница, сентября 26, 2008

NASA eClips

Пока у нас отключают от Интернет школы, недавно к нему подключенные, NASA (космическое агентство США) занимается обучением и популяризацией космических исследований. Они открыли в сети обучающий канал NASA eClips - с обучающими видео роликами. Он доступен:
- в YouTube
- на сайте NASE

Читать дальше......

Школы отключат от Интернета

Вот вам и инновационное образование в наших школах. На бессмысленные школьные порталы денег хватает, а на каналы связи - нет.


ВЕДОМОСТИ
На «Ростелеком» может не хватитьНа «Ростелеком» может не хватить

В следующем году российские школы, подключенные к интернету на государственные средства, могут быть отключены от сети. Вопрос о том, кто будет оплачивать расходы оператора этого проекта — «РТКомм.ру», подконтрольного «Ростелекому», до сих пор не решен

В октябре истекает срок контрактов на оплату интернет-трафика для 597 школ, подключенных к всемирной сети в рамках нацпроекта «Образование» за счет средств федерального бюджета. Далее


Читать дальше......

среда, сентября 24, 2008

Кто из нас пед. дизайнер по образованию?

Нашел результаты любопытного опроса, проведенного среди западных специалистов по e-learning - исследовалось их базовое образование. Несмотря на наличие на Западе (в отличие от нас) возможности получить образование как педагогический дизайнер и специалист по дистанционному обучению 63% опрошенных такого образования не получали. Как мне известно, в России точно есть один дипломированный спец - Елена Тихомирова, а вот откуда берутся все остальные специалисты по e-learning?

Читать дальше......

понедельник, сентября 22, 2008

Венчурные капиталисты

Продолжаем читать КоммерсантЪ - развиваем тему про стартапы и венчурные фонды в них инвестирующие. Смогут ли российские менеджеры венчурных фондов, заработавшие деньги на перепродаже дешевых активов, помочь в развитии ИТ-компаниям? Только деньгами и наведением порядка не обойдешься - программистов трудно заставить ходить строем. Тут надо понимать как делать софт и как его продавать.

Цитата:
Андрей Головин считает, что огромный потенциал имеют интернет-сервисы b2b: "Сегодня компании несут огромные издержки, самостоятельно организуя и поддерживая множество функций, которые можно было бы отдать на аутсорсинг. Они вынуждены делать все это просто потому, что нет предложения таких услуг. Разве занималась бы нефтяная или телекоммуникационная компания организацией инфраструктуры для дистанционного обучения сотрудников, если бы существовал сервис, позволяющий наладить процесс обучения с использованием видеоконференций, обмена электронными документами в режиме реального времени и средствами коллективной работы с этими документами? Ведь это непрофильная для них деятельность, и они могли бы значительно сэкономить, используя сторонний сервис".


Где вы видели (за редчайшими исключениями) крупную компанию в России, готовую отдать на аутсорсинг в Интернет базу данных своих сотрудников? Плюньте в глаза тем, кто расскажет вам, что на этом можно зарабатывать большие деньги :) Кстати такие услуги предлагают почти все на рынке e-learning, только их почти не покупают. Все хотят владеть системой и использовать ее внутри компании...

Читать дальше......

Зачем измерять эффективность заведомо малоэффективного?

С завидной периодичностью среди иленинг-общественности возникают обсуждения темы об эффективности электронного обучения. Одна из последних проходит здесь. Позволю себе предположить, что пресловутая эффективность имеет место существовать и измеряться на двух уровнях: «макро» – в масштабах всей компании и «микро», т.е. на уровне контента конкретных курсов и организации работы с ним.

Начну с более знакомого, с «микро». И с примера. (У нас обучение и информирование взрослых, аки детей малых, на примерах считается высшим образовательным пилотажем)
Если в батарее курсов компании формулировки целей каждого из них начинаются со слов «дать представление о …», «изучить …», «ознакомить…», «научить навыкам» и т.п. (см. ) то мы, в лучшем случае, сможем измерить эффективность работы тех, кто «дает представление»», «знакомит» и «учит», а не тех, кто учится. В огромном количестве действующих курсов их цели и задачи ставятся 1) не перед обучаемыми и 2) не от имени бизнеса. Соответственно, они не могут быть объективно и точно измерены в организационном макро-контексте.
Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать, если они применимы к любому курсу, какой бы ни была его цель, содержание, структура и качество. И открывают широчайшие возможности для деятельности с размахом экспертов и консалтеров.

Все эти «научить», «дать представление», «узнать и освоить» не имеют никакого отношения к целям и задачам бизнеса. В лучшем случае, это цели корпоративного учебного центра или авторов контента. Цели же бизнес-обучения должны адресоваться персоналу и начинаться со слов «продавать…», «использовать…», «рассчитывать…», «разрабатывать», «решать» нечто на основе применения знаний курса X.

Если обучение на основе электронных курсов организовано так, что персонал имеет возможность учиться, когда сможет/сумеет/захочет/умудрится, а не планомерно и систематически, самое время применять оценку эффективности e-learning.
Много ли у нас компаний, где электронное обучение организовано так, чтобы называться правильным и регулярным? Чтобы ответственность за его результаты (ведь все условия созданы!) действительно несли те, кто должен ее нести: обучаемые и учебный центр.

Однако ROI, опросы и экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности здесь применимы и (!) работают. А чего им не работать… Там про условия достижения результата и комфортность обучения редко спрашивается.

Не так давно провел опрос среди авторитетных специалистов по e-learning: «Можно ли спрогнозировать эффективность курса до начала его эксплуатации?». (Речь шла о прогнозе эффективности курса на стадии его разработки) На 20-30% максимум, ответили участники опроса (кстати, среди опрашиваемых были и люди, рассуждающие о ROI и т.п. здесь). Выходит, эффективность создаваемого курса даже наполовину разработчики и методологи иленинга обеспечить не берутся.
Однако ROI, экспертные оценки и пр. и пр. орудия оценки эффективности применять готовы. А чего их не применять - непогрешимые в своей самодостаточности.

Резюме
Ничего не имею против доминирующих ныне методов оценки эффективности электронного обучения. (Лучших пока нет…) Более того, уверен, что они окажутся более точными, а их результаты более прагматичными, когда вместе с ними будут применяться методики оценки качества контента и организации учения.
Более того, к макро-оценкам следует допускать лишь те продукты, которые прошли образовательную экспертизу. А некачественные – отметать. Ведь используемые ныне, к примеру, в ROI опросы обучаемых, оценки знаний и пр. и пр. имеют дело с тем контентом, который бог послал. А это вовсе не означает, что с тем, который должен, с позиций качества) быть.
Эффективный e-learning обеспечивается качеством курсов и организацией обучения. Сколько ROI или т.п. ни применяй, они лучше не станут. Так есть ли смысл применять макро-оценку эффективности обучения там, где его организация и содержание курсов элементарно не отвечают требованиям педагогического дизайна? Зачем мерить заведомо неэффективное?

Читать дальше......

суббота, сентября 20, 2008

Зачем нужно исследовать рынок?

Мы тут как-то обсуждали и удивлялись зачем Амплуа-Брокер (Trainings.ru) проводил исследование рынка e-learning, особо не скрывая, что делает это по заказу Competentum. Обещали кстати, опубликовать итоги в сентябре, но так их и нет. Теперь все стало понятно.

Цитата:
По данным исследований компании "Амплуа-Брокер" на весну 2008 года, объем российского рынка электронного обучения составлял $100-150 млн в год. По данным исследования Global Industry Analysts, в 2007 году рынок электронного обучения в США составил $17,5 млрд, а к 2010 году объем мирового рынка превысит $52,6 млрд. .

Мне интересно как считали этот объем и что в него включали? Высшее образование в форме ДО сюда попадает или нет? Мне кажется, что если попадает, то цифры занижены, если нет, то существенно завышены, что впрочем, неудивительно для такого исследования :)

Читать дальше......

четверг, сентября 18, 2008

Apple iPhone 3G


Читать дальше......

Про ораторство

В начале года при обсуждении пограммы конференции E-learn Expo состоялась дискуссия про то кого приглашать выступать на открытии - наших или западных докладчиков. Я был за западных, т.к. у них может и не быть гениальных идей (как впрочем и у русских), но культура публичного выступления и контакта с аудиторией очень высока. Умеют они это делать и учатся с дества. Дело в протестантской культуре публичной проповеди??

Получил еще одно подтверждение своему мнению - у нас школьники маршируют на конкурсах строя и песни (я по крайней мере страдал от этого) , а американские дети соревнуются в ораторских навыках. Смотрите видео на котором 10 летний школьник зажигает перед сотнями людей (посмотрели болешь 160.000 человек в YouTube). Пишут, что тренировался несколько месяцев. Лучше бы я так тренировался, чем учился в ногу шагать. Мы же начинаем учиться в весьма зрелом возрасте, когда жизнь и работа берут за горло.

Читать дальше......

Обучение и тренинги: статистика и мифы

В дополнение к посту прошлой недели - на distance-learning.ru появился перевод статьи Обучение и тренинги: статистика и мифы. Советую почитать.

Читать дальше......

Герман Греф и бородатые женщины (о корпоративных библиотеках)

Герман Греф велел велел всем сотрудникам Сбербанка читать книги (не нашел упоминания - можно ли будет это делать в электронном виде на каком-нибудь корпоративном портале). В наших проектах в нескольких банках в учебном портале также размещали подборки электронных книг по различным темам бизнеса для самообучения. Вот только я сомневаюсь, что их популярность была достаточно высока. Хотя про бородатых женщин гномов из книг Прэттчета читать конечно забавнее чем про макроэкономику (рекомендую всем - и правда смешные и хорошие книги, правда лучше читать в оригинале, а не в переводе). Кто что думает об эффективности корпоративных библиотек (электронных и обычных)? Я не нашел статистики на эту тему в сети.

Цитата из источника:

«Основная цель этой инициативы, — говорит источник, близкий к Сбербанку, — расширить профессиональный кругозор менеджеров, создать атмосферу любознательности и поддержать инициативность сотрудников в генерировании новых идей». В распоряжении РБК daily оказался список книг, рекомендованных к прочтению. В их числе произведение Кьелла А. Нордстрема и Йонаса Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта», в котором предлагается забыть все, что было раньше, поскольку в этом состоит будущее организаций и лидеров. Это настольная книга для тех, кто пытается освоить язык и рецепты новой экономики.

Также сотрудникам Сбербанка рекомендована к прочтению книга Терри Пратчетта «Плоский мир», написанная в жанре юмористиче­ского фэнтези. Ее действие происходит на фантастической плоской планете, покоящейся на спинах четырех слонов, которых держит гигантская черепаха.

Читать дальше......

среда, сентября 17, 2008

О продуктовых страховых курсах - из первых уст

Предлагаем вашему вниманию беседу с Михаилом Протасовым, специалистом по дистанционному обучению ОАО "АльфаСтрахование"

Справка: Компания «АльфаСтрахование» – одна из крупнейших компаний российского страхового рынка, входящая в top-10 ведущих страховщиков нашей страны. В настоящее время компания занимает одну из лидирующих позиций по темпам роста, исповедует инновационный подход к ведению бизнеса. Компания имеет более 70 филиалов в России, в которых работает более 2,5 тысяч человек.
Первые электронные курсы появились в компании в 2005 году. На данный момент на учебном портале имеется более 30 курсов, их количество постоянно растет.


Ваша компания обречена на обучение сотрудников страховым продуктам. Как Вы оцениваете потребность компании в продуктовых электронных курсах?
Продуктовые электронные курсы вместе с курсом по основам страхового дела на данный момент являются наиболее востребованными в компании. Сотрудники компании ежедневно работают со страховыми продуктами. Поэтому степень знаний особенностей продукта достаточно сильно влияет на результаты работы.
*
Какое место в изучении продуктовой линейки компании электронные курсы занимают сейчас?
Новых сотрудников, которые до этого не работали в страховании, мы обычно обучаем основным страховым продуктам очно. При необходимости изучения других страховых продуктов или для закрепления материала они дополнительно проходят электронные курсы. Сотрудники, имеющие опыт в страховании, обучаются дистанционно.
Существуют и другие примеры эффективного использования электронных курсов. Например, некоторые региональные тренеры активно используют их после проведения очного обучения: для поддержки знаний обучаемых и для подготовки к встрече с клиентом.
*
Каким образом происходит взаимодействие создателей новых продуктов - предметных экспертов - со специалистами корпоративного университета? Сформировались ли определенные правила и стандарты, традиции такого взаимодействия?
Новые продукты – одно из самых приоритетных направлений создания электронных курсов. Обычно мы подготавливаем учебный курс заранее, чтобы специалисты продающих подразделений могли пройти обучение сразу же после появления продукта.
Разумеется, для оперативной подготовки курса мы активно взаимодействуем с экспертами по продуктам. При первом телефонном разговоре или встрече с экспертом мы обсуждаем оптимальные сроки создания курса и общую философию продукта (на что нужно обратить особенное внимание при обучении), а также просим выслать нам все существующие регламенты, приказы, бланки документов, инструкции, презентации для клиентов и другие существующие материалы, связанные с продуктом. На основании этих материалов мы готовим курсы, а если у нас возникают вопросы, обсуждаем их с экспертами по телефону.
Перед запуском курса он обязательно отправляется эксперту, который проверяет курс на наличие фактических ошибок.
*
Как Вы оцениваете степень влияния курсов на профессиональную подготовку работающих в компании людей?
Если сотрудник допускает грубые ошибки при работе со страховыми продуктами, то его руководитель может использовать дистанционное обучение как один из способов их устранения. При этом специальной оценки влияния именно дистанционного обучения на объем ошибок не производится.
*
Каким образом осуществляется контроль и оценка результатов обучения с помощью электронных курсов? Учитывается ли она при аттестации персонала?
Каждый продуктовый курс обязательно включает оценочное тестирование, результаты которого доступны руководителям сотрудника. Но при аттестации персонала оцениваются результаты работы сотрудника, а не результаты обучения.
Дистанционные курсы в компании предназначены в первую очередь для обучения, а не для оценки. Основной целью тестов также является закрепление, а не оценка изученного материала.
*
Актуально ли для компании посттренинговое сопровождение курсов? Доступны ли они сотрудникам после того, как курс пройден?
Так как в продуктовом дистанционном обучении практически нет формирования навыков, а в основном происходит передача информации, обучаемым часто требуется именно информационное сопровождение.
Как правило, после изучения продукта обучаемые начинают активно с ними работать. В первое время у них часто возникают вопросы по продукту, ответы на которые они обычно легко получают у коллег или руководителей. В сложных случаях они обращаются к предметным экспертам и, иногда, в Корпоративный Университет.
Случаются ситуации, когда обучаемому требуется повторное прохождение обучения. Например, если он какое-то время не работал с конкретным продуктом и забыл часть вдруг понадобившейся ему информации. Допускается повторное прохождение дистанционных курсов без каких-либо ограничений, при этом результаты каждого прохождения курса фиксируются отдельно.
*
Что, с Вашей точки зрения, обеспечивает эффективность контента продуктового курса? Благодаря каким методическим приемам обеспечивается успешное усвоение материала?
Один из ключевых принципов эффективности контента – курс должен быть написан живым и доступным обучаемому языком, на котором он общается с коллегами и клиентами в своей повседневной деятельности:

















Обучаемый должен понимать, зачем ему нужно знать информацию, содержащуюся на слайдах и не должен учиться тому, что он считает бесполезным.
Если курс требует на прохождение более 10-20 минут, то достаточно эффективным является создание закрепляющих заданий после каждого из разделов.
Во-первых, это значительно повышает вероятность запоминания информации.
Во-вторых, можно оформить эти задания таким образом, чтобы обучаемому было интересно его выполнять, что также влияет на эффективность обучения.
В-третьих, можно дать задание в привязке к некоторой практической ситуацией, что продемонстрирует обучаемому, как теоретические знания из курса могут применяться в повседневной деятельности.



















Даже в совсем коротких курсах можно разнообразить слайды, интерактивно подавая материал на них в новой (по сравнению с предыдущими слайдами) форме.
В примере ниже список раскрывается по одному пункту при нажатии кнопки «далее», при этом на картинке изображение дополняется объектами из нового пункта списка.
















Еще один из плюсов таких приемов заключается в том, что после создания «интеракции» в одном курсе, легко потом сделать похожую в другом, скопировав часть кода из предыдущего. Это бывает особенно полезным, когда курс нужно сделать достаточно срочно, хочется вставить интерактивный элемент, но времени на создание нового нет.
*
Какими вам видятся перспективы продуктового электронного обучения в компании с точки зрения организации учебного процесса, совершенствования контента и методики обучения?
Основная и ближайшая перспектива развития продуктового обучения в компании, на мой взгляд, заключается в переводе на дистанционную форму части из тех процессов, которые продолжают оставаться очными. Для качественного обучения сотрудник должен, кроме изучения информации, потренироваться заполнять документы, рассчитывать стоимость страхового полиса, разобрать некоторые кейсы и т.д. Если реализовать такое обучение в электронных курсах, их эффективность возрастет и появится возможность использовать дистанционное обучение в еще более широкой области.

Читать дальше......

Кризис и e-learning

Индекс РТС уже 1050, нефть $90. Кризис наступает??

Можно ли считать, что уже пришло то время, когда мы сможем, наконец, говорить о том, что e-learning это крайне выгодное мероприятие (а не просто модное, современное, технологичное и т.п.)? Может быть компании задумаются, что провести вебинар стоит в 100 раз дешевле, чем везти людей из 10 городов в Москву и обратно? Или подождем еще немного, авось все обратно вырастет и будем лелеять и развивать "компетентностый подход" (цитата из одной девушки на профессиональной конференции - так она ответила на вопрос зачем им в первую очередь нужен e-learning). Не подумайте, что я против компетенций, но не пора ли задуматься об экономической эффективности нашей деятельности? Тогда кризис (если он случиться) будет способствовать развитию e-learning, а не наоборот.

PS
Недавно обсуждал с коллегами из тренингового бизнеса стоимость тренингового дня на московском рынке. Мне рассмеялись в лицо, когда я пришел со своими старомодными представлениями о $2000 в день. Люди продаются уже по 200.000 рублей! Я честно сказал, что считаю это безумием (посмотрите западные сайты и вы поймете, что это больше чем в Штатах и в Европе). Когда же мозги у людей (тех кто все это покупает) встанут на место?

Читать дальше......

воскресенье, сентября 14, 2008

Интеракция – это клик или принятие решения?

Не так давно здесь не в первый раз обсуждалась тема интеракций в электронных курсах.
Рискну ввести такое их различение:
1. технические, или формальные, интеракции (рис. 1), набор которых весьма невелик

Рис. 1


2. содержательные интеракции, количество которых, тоже, похоже, не очень-то огромно (рис. 2).

Рис. 2


Хотелось бы обратить внимание на так называемые перцептивные интеракции. Их особенность состоит в том, что обучаемый наблюдает некий объект (читает или слушает текст, смотрит видео, анимацию или просто картинку, слушает некие звуки), а затем уже на основе воспринятого делает некие выводы, интерпретации или выполняет задание. Например (рис. 3):

Рис.3


Особенностью технических интеракций является то, что любая из них может использоваться для создания, по существу, любой из разновидностей содержательных (рис. 4).
Рис.4

Понимание этого обстоятельства позволит разглядеть за множественным выбором, вводом символов, буксировкой или кликами на элементах графики не просто механические операции, но и их смысл с точки зрения изучения корпоративных курсов и освоения способов деятельности, что нередко остается "за кадром" даже для разработчиков курсов.

Читать дальше......

четверг, сентября 11, 2008

Статистика и мифы корпоративного обучения

Нашел в сети замечательную (правда на английском) подборку статистических материалов по различным вопросам, связанным с обучением в целом и e-learning в частности. Документ крайне полезный, я бы даже сказал уникальный - рекомендую всем почитать.

Несколько интересных фактов из документа:

1) Применение оценка эффективности в компаниях по различным уровням модели Киркпатрика (% от общего числа компаний)
Уровень 1: 95%
Уровень 2: 37%
Уровень 3: 13%
Уровень 4: 3%

2) Применение различных форм корпоративного обучения (по годам) на Западе. Доля e-learning не растет, доля аудиторного обучения сокращается и приблизилась к 60%. Вывод - растут другие формы, включая вебинары, подкасты и т.п.



3) Статистика западного рынка - 1 HR на 90 человек персонала. 31% от всех HR - обучения и развтитие, т.е. получается 1 спецалист по обучению на 290 человек

4) Использование для записи комментариев техники карт памяти (mind mapping) и semantic mapping во время тренинга/семинара увеличивает эффективность запоминания материала на 43%

5) Проводилось исследование, которое показало, что акции компаний, осуществлявших наибольшие инвестиции в обучение сотрудников росли в среднем 16.3% в год, по сравнению со средним по рынку (10.7% для индекса крупнейших компаний S&P 500)

Ну и еще много всего интересного...

Читать дальше......

среда, сентября 10, 2008

Корпоративные видеоигры - оно вам надо?

На Trainings.ru нашел статейку "Крупные компании используют видеоигры для обучения персонала" (вольный пересказ материала из американского Computerworld).

Цитата из статьи:

Многие обучающие игры, поверхностно напоминающие виртуальные игровые вселенные, подразумевают решение конкретных задач. Автор отчета Forrester Research отмечает, что для того, чтобы серьезные игры получили широкое распространение, компаниям необходимо осознать их отличие от развлекательных продуктов игровой индустрии.

Т.е. если перевести на русский - чтобы корпорации приняли и начали использовать игры (которые по определению являются несерьезными по форме) давайте сделаем их соответствующими корпоративной форме - т.е. скучными, зарегулированными и серьезными. Не уверен, что по другому многие корпорации смогут "осознать отличие". Ну и кто тогда будет в них играть по своей воле??? Есть другие мнения?

Если компания "затянута в галстук" не сможет она принять игрушки как форму развития - я лично не верю в неорганичные и искусственные решения. Иначе будет смешно - как в известной истории о встрече представителей Apple и IBM. Люди из Apple с отвращением одели галсутки и костюмы, чтобы быть идеологически ближе к контрагенту, а люди из IBM наоборот их с отвращением сняли и одели футболки и мятые джинсы. Так и встретились. Все долго смеялись...

Читать дальше......

вторник, сентября 09, 2008

Ошибки при использовании диаграмм

В преддверии выхода Курслаба с новой функциональностью, напоминаю о существовании чудной книжки Д. Желязны «Говори на языке диаграмм», пожалуй, лучшей по использованию наглядных средств представления данных. Рекомендую к прочтению, она, несомненно, поможет в рациональном использовании появляющихся возможностей.

Также я уже успел сослаться на опыт отечественного умельца-диаграммостроителя, расширяющего наше представление о возможных областях и средствах использования диаграмм. Вот часть 1 и часть 2 его визуальных экспериментов.

Основной темой сегодняшней публикации являются уловки, запрещенные приемы построения диаграмм. Считаю недопустимым, то есть ошибочным, использование таких подходов при иллюстрировании учебных курсов.

Читать дальше......

понедельник, сентября 08, 2008

Один курс да на несколько аудиторий

Обучение персонала продуктовой линейке очень часто может быть распространено и на обучение ей же клиентов. При этом аудитория обучаемых увеличивается в десятки и сотни раз! Со всеми вытекающими маркетинговыми и иными последствиями…

Пример 1. Компании N, производящей и/или реализующей комплектующие, скажем, для производства мебели, сначала необходимо подготовить собственный персонал. При этом у компании могут быть тысячи наименований таких комплектующих и десятки, а то и сотни клиентов, выпускающих из этих комплектующих готовую продукцию. В этом случае компания N. организует на базе своего учебного центра очное и дистанционное обучение как собственного персонала, так и сотрудников клиентов. Вдобавок вывешивает на сайте электронные курсы, учебное видео, технически регламенты, оказывает консультационные услуги и пр.
Пример 2. Создается курс по некому, скажем, банковскому или страховому продукту для специалистов. Затем этот курс сокращается, редактируется «под клиента» и выкладывается на сайте компании или на «справочном» компьютере в офисе. (Кстати, возможность такой адаптации может служить косвенным подтверждением качества курса для специалистов.)
Пример 3. Фармацевтическая компания (или представляющая ее интересы организация) вывешивает курсы (адаптированные из профессиональных) для конечных потребителей ее продукции с рекомендациями для них.

P.S. Этот пост не претендует на открытие Америки. Он лишь результат изучения и мысленного "продолжения" опыта некоторых российских компаний, с которым, думается, еще не все заинтересованные лица знакомы.

Читать дальше......

воскресенье, сентября 07, 2008

О чем спросить продавца LMS?

На Trainings.ru разместили переводную статью О чем спросить продавца LMS? - западный взгляд на выбор вендора LMS. Статья вполне разумная, но я не нашел в ней нескольких вопросов, которые кажутся мне разумными:
- какие изменения были внесены в систему за последние 6 месяцев? Периодичность выхода версий. Позволяет оценить куда развивается продукт и развивается ли он вообще.
- кто ваша целевая аудитория? Для кого в первую очередь вы развиваете систему - для компаний, для гос. структур, для университетов, для всех подряд... Позволяет увидеть фокус - если подавляющее количество клиентов гос. структуры, например, то скорее всего под словом "аттестация" будет пониматься совсем не то, что принято в корпоративном секторе
- существует ли в компании команда разработчиков, изначально создавашая продукт. Весьма актуальный вопрос для тех вендоров, которые были проданы другим компаниям. Продукт может быть, а разработчиков уже нет. Хотя кто же про это расскажет?
- ну и наконец важный вопрос - LMS ли ваша система? Мы, например, давно продаем продукт в котором дистанционное обучение это один из почти десятка модулей, о чем знают и догадываются далеко не все клиенты. Если вы собираетесь когда-нибудь интегрировать обучение, оценку и подбор в одном продукте (даже если сейчас вам нужно только ДО), а у вендора нет планов развивать систему в этом направлении, то есть повод задуматься

Кстати, упомянутое в статье мнение о том, что в России нет компаний переходящих с одной системы на другую ошибочно - примеров достаточно.

Читать дальше......

суббота, сентября 06, 2008

Нужно ли искать специфику e-learning там, где ее может не оказаться?

Недавно на одном из мероприятий, посвященных теме, как формулировать цели и задачи электронных курсов, было зафиксировано несколько проблем, решить которые ее участникам не удалось.
Запустил же дискуссию вопрос одного из небезызвестных отечественных специалистов в области е-lеarning. Суть вопроса можно выразить так:
В чем специфика формулировки целей электронных курсов по сравнению с обычными, т.е. традиционными очными?

Здесь хотелось бы разобраться:
- А имеет ли место такая специфика?
- Не являются ли цели и задачи очных и электронных курсов аналогичными?
- Тождественны или отличны технологии определения и формулировки целей и задач очных и электронных курсов?

Может, никакой специфики на самом деле и вовсе не существует, и наивно ее искать? Достаточно уметь грамотно формулировать учебные цели и задачи вообще и не высасывать из пальца мифической специфики? Практика показывает, что мы это еще не вполне умеем: ставить учебные цели и задачи ни к традиционным курсам, ни к электронным.

И зачем вообще в этом случае нужны теории и методики обучения, пресловутый педагогический дизайн, коли не требовать от них если ни универсальных, то унифицированных правил определения целей и задач обучения и, шире, стандартов создания и эксплуатации учебных курсов: очных и дистанционных, электронных или бумажно-лекционных, синхронных или онлайновых, продуктовых или адаптационных?

Читать дальше......

пятница, сентября 05, 2008

Постулат Боярского

Автор этой странички не умствованиями, но делом доказывает, что языком диаграмм может быть рассказана практически любая история.

Читать дальше......

четверг, сентября 04, 2008

Отпечатки пальцев для ДО

Нашел новость:
На днях компания «Биолинк Солюшенс», российский разработчик и поставщик прикладных биометрических решений, анонсировала выход федеральной образовательной программы «Биометрическая академия». Причем, как отмечают разработчики, такая программа является единственной на рынке образования. Во второй половине сентября курсы будут проходить в Московской финансово-промышленной академии, также ведутся переговоры еще с рядом крупнейших вузов страны.

Полностью читать


Разработчики считают, что возможно "использование продукции BioLink в курсах информационной безопасности и других дисциплинах, применения решений в организации учебного процесса, например биометрической идентификации участников тестов и экзаменов при дистанционном обучении и др".

Сейчас вбухают кучу денег в оборудование, студенты будут приходить в компьютерный класс, у них будет сканироваться сетчатка глаза, а они затем будут как обычно списывать со шпаргалки или звать друга. Все же надзирающая тетенька будет дешевле...
В борьбе брони и снаряда временами побеждает снаряд. Как пример - борьба с тем, чтобы студенты не делали Print Screen при тестировании - как оказалось его весьма легко заменить фотографированием экрана компьютера сотовым телефоном :)

Читать дальше......

среда, сентября 03, 2008

Courselab 2.5 - интерактивности №2


Продолжаем публикацию новых интерактивностей из грядущей версии 2.5 Courselab.

Еще наборчик:
интерактивные пирамидки, крудожки и pie чарты, а также "гармошки" (жмите на кнопку "Следующая интеактивность", чтобы перейти к следующему слайду).

Читать дальше......

вторник, сентября 02, 2008

Google выпустила собственный браузер


Видимо, скоро курсы нужно будет тестировать на работоспособность и в Google Chrome.


Читать дальше......

Министр образования Фурсенко назвал дистанционные формы обучения обманом

Ура! Открылась вся правда! Цитата отсюда:

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко назвал дистанционные формы обучения обманом.

РИА «Новости» передает слова министра: «Я могу сказать уверенно, что нет сегодня таких дистанционных технологий, которые позволили бы обучить экстернов на том же уровне, на котором обучаются в обычных, даже не в самых выдающихся, средних вузах. А диплом они получают тот же самый. Это обман».

Фурсенко говорит, что во многих вузах страны 70—80% студентов обучаются интерактивно. Министр не против дистанционных форм обучения, но настаивает на том, что они должны быть достаточно качественными, чтобы стать основанием для выдачи диплома.

Фурсенко требует ограничить количество вузов с подобными программами обучения и подвергнуть их жесткой проверке. Также, по словам министра, в аккредитации образовательных программ должны участвовать общественные организации и работодатели.

Читать дальше......

понедельник, сентября 01, 2008

Внутренние противоречия е-курса и их компромиссные решения

Поиски условий, обеспечивающих эффективность электронных курсов изнутри, поставили перед рядом вопросов и противоречий:
Выявленные противоречия:
1. Чем меньше курс по объему и короче по продолжительности (речь идет о курсах «длиной» в 10-30 минут), тем успешнее усваивается материал. Тем меньше интеракций с контентом требуется (!).
Однако не все курсы могут быть краткими. Есть весьма сложные продукты, процессы, программное обеспечение и т.д., требующие немалого времени и усилий от обучаемых.
2. Чем сложнее и объемнее курс, тем больше интерактивности (включая корректирующую обратную связь) и разных видов контроля он требует для надежного усвоения материала сотрудниками
3. Чем объемнее материал для усвоения, тем меньший объем информации на одном слайде, тем меньше ссылок на нем должно содержаться. Таким образом, увеличивается число слайдов.
4. Чтобы инструкция, как действовать, из теории перешла в практику (т.е. знание трансформировалось в умение и, тем более, автоматизированный навык), обучаемый должен выполнять (действовать) эту инструкцию десятки раз(!). Следовательно, навыковые курсы к каждому теоретическому описанию действий должны иметь десятки тренировочных упражнений?
5. Чтобы гарантировать успешное овладение материалом, организация учебного процесса подразумевает обеспечение обучаемому соответствующих условий. Создание же комфортных условий для обучения может войти в противоречие с производственной деятельностью.

Видимо, ослабить давление этих противоречий можно лишь путем компромисса. Иначе придется готовить персонал к освоению сложных продуктов с отрывам от производства + организовывать производственную практику.
Возможные компромиссы
• Членить большой материал на отдельные курсы
• Если это невозможно, четко делить курс на модули с контрольным тестированием в конце каждого из них
• Не переходить к следующему модулю, пока предыдущий не усвоен
• Давать свободный доступ к информации, которая является базовой для изучения текущего продукта, процесса
• Организовать учебный процесс так, чтобы у обучаемого были время и условия для успешного обучения
• Комбинировать электронное обучения с очным, тьюторингом, наставничеством, формальным и неформальным обучением на рабочем месте. Итоговый контроль умений и навыков вынести из учебной аудитории на производство

Возможно ли достижение подобных компромиссов не «теоретически», а на деле?

Читать дальше......

Черный юмор на вооружении производителей продуктов

В свое время здесь делалась попытка первичной классификации возможных форм юмора в электронных курсах. Увы, промашка вышла: такой разновидности учебного смеха, как «черный юмор», там не значится.
Пока мы в этом блоге неоднократно дискутировали о применении юмора в деле e-learning, кое-кто пошел существенно дальше. Например, производители и продвигатели сухариков «Рень». Они взяли на вооружение черный юмор, благодаря которому - ни больше ни меньше -, цитирую: «просыпается особый вкус к жизни».
У «необычных сухариков все необычно!» При них открыт целый сайт, где можно вволю поюморить по-черному и выиграть подарки. Этакий клиентский T&D портал для любителей всякой (х)Рени.

Читать дальше......