Websoft

пятница, октября 31, 2008

Гибкую плазму - на конвейер

Японская компания Shinoda Plasma озвучила намерение приступить к массовому производству первой в мире 3-метровой гибкой плазменной панели. Ее цена пока не анонсирована. Источник





Любопытно, как появление такой штуки повлияет на развитие виртуальных классов и виртуальных же переговорных комнат, развитие маркетниговых телекоммуникаций.

Читать дальше......

Web 2.0, контроль и цензура

Всегда сомневался в том, что на нашей, как минимум, почве внедрение в систему корпоративного обучения и развития персонала сервисов Web 2.0 будет проходить с тем энтузиазмом, с каким об этих сервисах рассказывают отечественные апологеты электронного T&D.

Сама природа менеджемента заставляет в этом сомневаться, конкретно - такая его основополагающая функция, как контроль. Менеджмент немыслим без контроля, даже в саморазвивающихся организациях, до которых в массовом масштабе нам еще очень далеко.

Буквально вчера мое сомнение получило мощное позитивное подкрепление:
Решил оставить коммент в блоге (позиционирующемся как личный, а не какой-то корпоративный). Бам! Сообщение: Коммент будет опубликован после его экспертизы "хозяином" блога.
Дело, конечно, хозяйское, если бы этот блог вел не один из весьма авторитетных отечественных специалистов по e-learning. Если бы в нем не было опубликовано нескольких десятков "хозяйских" постов, с драйвом убежденности, напрямую и косвенно, пропагандирующих идею внедрения того самого Web 2.0 в обучение персонала.

Выходит, не один я сомневаюсь в необходимости бесконтрольного блоггинга, wiki'нга и т.п.

Читать дальше......

четверг, октября 30, 2008

Еще про кризис

Итоги опроса на Trainings.ru:

Читать дальше......

среда, октября 29, 2008

Итоги исследования Амплуа-Брокер

На trainings.ru наконец опубликованы итоги исследования рынка электронного обучения (e-learning) в корпоративном секторе России, проведенного Амплуа-Брокер. Наиболее скользкие моменты по долям рынка и категориям обследуемых компаний с точки зрения опыта использования ДО и другим параметров выборки респондентов отсутствуют, но в остальном большая часть данных опубликована. Если кто-то присутствовал на семинаре 24-го - поделитесь.

Читать дальше......

Кто у нас заведует пед.дизайнерской частью?

В свое время Алексей Корольков ставил вопрос о том, кто у нас является пед.дизайнером по образованию. Из нескольких десятков известных мне очно и лично лиц, ответственных за создание и эксплуатацию электронных курсов, обычное педагогическое или, на худой конец, психологическое, образование имеет лишь несколько человек, не более 7-10%.

Оценивать этот факт - неблагодарное дело. Это данность, которую нужно принимать и с которой работать. Тем более, что и многие "необразованные" люди добиваются вполне достойных результатов. Улучшить же ситуацию, на мой взгляд, может организация системного взаимодействия между менеджерами корпоративного образования, HR'ами, собственно специалистами по обучению (пед.дизайнерами) и предметными экспертами (будь они по продажам, продуктам или управлению).

Позволю себе предположить, что сегодня
- именно отсутствие правил такого взаимодействия, а не дефицит пед.дизайнерских кадров,
- неумение коммуницировать
- и даже элементарно решать проблемы путем компромиссов (а не односторонних уступок и подчинения одних другим)
являются одним из главных, если не первейшим, "тормозом", откладывающим триумф корпоративного e-learning.

Внутренние нормы, процессы и правила пед.дизайна, как бы благородны они ни были, не решат сами по себе ничего, пока не впишутся в качестве равноправной составляющей в систему бизнес-процессов и коммуникаций в компании.

Читать дальше......

вторник, октября 28, 2008

«Как вы считаете … ?»

Иногда приходится встречаться с вопросами тестов сформулированных в формате «Как вы считаете, {текст вопроса}?». Пример для наглядности:

Как вы считаете, какую форму имеет земля?
― земля плоская;
― земля имеет форму шара.


Это некорректно сформулированный вопрос в том смысле, что оба ответы ― верные, поскольку вопрос получился не о форме земли, а о мнении опрашиваемого на этот счёт. Правильно спрашивать так: «Какую форму имеет земля?» или «С точки зрения авторов „Ветхого завета“, какую форму имеет земля?».

Читать дальше......

понедельник, октября 27, 2008

Блог на корпоративном портале

Возникла еще одна возможность перевести разговоры о Web 2.0 в компаниях или образовательных учреждениях в практичускую плоскость: в WebTutor 2.6.1 появился модуль для ведения корпоративных блогов.



Создатели блогов могут настраивать возможность публикации анонимных комментариев и запрета комментариев к постам вообще, подписку на новые сообщения, ввод ключевых слов и др.
Пересылка новостей может осуществляться в формате RSS.
С учетом корпоративной специфики могут устанавливаться фильтры доступа к блогам конкретных авторов, например, читать блог смогут лишь сотрудники определенного подразделения, руководители отделов, студенты конкретного профессора, обладатели определенных должностей и т.п.

Хотелось бы обменяться мнениями о том, как используются блоги или как планируется их использование в ваший компании или учебном заведении

Читать дальше......

Понимаемость как параметр эффективности е-курсов

В многочисленных разговорах о качестве и эффективности электронных курсов нередко остается за кадром такая характеристика контента, как легкость и простота его освоения обучаемыми. В этой связи хотелось бы обратить внимание на термин "понимаемость":

Разумеется, понимаемость не имеет никакого отношения к примитивизации и профанации знаний и форм деятельности, к чему порой напрямую призывают отдельные "теоретики" и, увы, физически реализуют некоторые провайдеры e-learning.
Думается, именно на разработчиках контента курсов лежит ответственность за то, чтобы персонал с наименьшими усилиями и с максимальной результативностью осваивал то, что ему необходимо непосредственно для работы. При выполнении этого условия и вопрос мотивации к учению, кстати, будет решаться успешнее.
Каковы условия достижения понимаемости ? Что думаете, коллеги?

Читать дальше......

воскресенье, октября 26, 2008

Переговорные комнаты для виртуального общения

Переговорные комнаты Cisco TelePresence становятся все более доступны массовому пользователю. Они уже появились и в Москве. Cisco нацелилась на создание глобальной сети своих виртуальных переговорных помещений.
Такие комнаты, по мнению компании, окажутся полезными для управления цепочками поставок, обучения персонала, найма новых сотрудников, управления проектами, проведения глобальных корпоративных мероприятий и других событий, где личное присутствие желательно, но экономически нецелесообразно. Источник

Действительно ли эта технология целесообразна для массового обучения персонала? Рекрутинга? Или она не более чем дорогая игрушка для топ-менеджеров и vip-переговорщиков?


Для справки:
Cisco TelePresence - это технология, которая может использоваться для решения бизнес задач и личного общения. Система для проведения совещаний Cisco TelePresence Meeting обеспечивает передачу полноразмерного видеоизображения каждого участника совещания с высоким разрешением и объемным звуком, что создает такое впечатление, как будто бы звук идет непосредственно с экрана с изображением говорящего.
Это первое решение, которое объединяет естественный размер изображения, высококачественную картинку, объемный звук и специально оптимизированное оснащение переговорной комнаты. Источник
Смотреть

Читать дальше......

суббота, октября 25, 2008

Великий российский фаерволл

Поставить шлюз между Рунетом и остальной Сетью предлагает президент отечественной ассоциации разработчиков ПО Валентин Макаров. По его мнению, шлюз, через который будет открываться доступ к зарубежным ресурсам, обойдется в несколько сотен миллионов долларов, а его возведение займет около 10 лет. Необходимость защитить Рунет от внешних угроз ранее также высказывал и министр связи Игорь Щеголев.

Подробнее об этом и об «интернет-паспортах».

Читать дальше......

пятница, октября 24, 2008

Минимальная экспертиза контрольного теста

В ответ на вопрос коллег "Что имеется в виду под экспертизой теста?" привожу в сжатом виде наиболее простой и лаконичный вариант описания такой экспертизы (по мотивам вебинара на тему контрольного тестирования):






Читать дальше......

Видеоблог Президента России

Дмитрий Медведев показывает пример, как надо вести видеоблог.

Демократичный ― без галстука ― формат общения не мешает Президенту РФ поднимать серьёзные темы. Например, вчерашняя видеозапись в блоге посвящена ситуации в связи с глобальным финансовым кризисом. В том числе сказано, что «... надо использовать сегодняшнюю ситуацию для модернизации в тех сферах, где мы действовали слишком медленно: это касается образования и здравоохранения, судебной реформы, технического регулирования, перехода на „цифру“ ― на цифровые технологии».


Запись: 23.10.2008, четверг.

Читать дальше......

четверг, октября 23, 2008

Экспертиза тестов (Проблемные вопросы по поводу e-Learning (5)

Уже примерно полгода "развлекаюсь" тем, что спрашиваю (и фиксирую результаты) e-learning'цев о следующем:
"Имеет ли место в ваших компаниях (вузах, прочих ОУ) экспертиза контрольных тестов?"
Из 34 опрошенных положительный ответ получил лишь дважды (от представителей солидных корпоративных университетов (в одном из них - не для всех курсов).

Помогите, коллеги ответить на вопросы:
- можно ли применять модель Кирпатрика/ROI и др., когда не проводится такая экспертиза?
- стоит ли проводить такую экспертизу, коли учебный процесс и его контроль и без нее классно идут?
- стоит ли унижать разработчиков курсов и тестов, оскорбляя их профессиональное достоинство какой-то экспертизой?
- как и по каким критериям заказчики проводят экспертизу контрольных тестов, разработанных аутсорсерами? Или это все же дело исполнителей?

Читать дальше......

Автоматическая генерация тестов

Как сделать абсолютно надежный тест (такой, чтобы обучаемые не могли запомнить вопросы и варианты ответов, сфотографировать или записать их и т.п.)? Можно увеличивать выборку, перемешивать варианты ответов и т.п. Но 100% гарантии это не дает.

Недавно я наблюдал технологию на базе семантической сети, которая позволяет сделать (точнее сгенерировать автоматически) такие тесты, по крайней мере для достаточно узкого круга задач. Опишу в 2-х словах пример использования. Берем нормативный документ, например закон или приказ. Описываем базовые понятия предметной области, например, "Продажа объекта недвижимости - сделка с недвижимостью" или "Акция Аэрофлота - ценная бумага". Описываем контролируемые сведения, например "Покупка наличной валюты юридическим лицом на сумму, превышающую 600000руб, не регламентируется п 1 статьи 6 ФЗ115". Описываем реальные ситуации :
"1 ноября 2007 года на счет И.И.Иванова в Промсвязьбанке поступили 3500000руб от продажи автомобиля; 2 ноября 2007 года Иванов купил в Промсвязьбанке наличные фунты на всю поступившую сумму. Кроме того, 3 ноября 2007 года Иванов купил в том же банке акции Аэрофлота на сумму 700000руб за наличный расчет"

Этот кейс мы переписываем в следующие базовые утверждения:
Иванов - физическое лицо
Иванов продает автомобиль за 3500000руб через счет в Промсвязьбанке
Иванов покупает наличные фунты на сумму 3500000руб в Промсвязьбанке
Иванов покупает за наличный расчет акции Аэрофлота на сумму 700000руб в Промсвязьбанке


Запускаем генератор тестов и система генерирует нам произвольное количество вопросов следующего вида (для нашего кейса):

Верно ли утверждение?
Иванов не отвечает за своевременное документирование покупки им акций Аэрофлота на 700000 руб.

или

Покупка Ивановым наличных фунтов в Промсвязьбанке на 3500000руб не подлежит обязательному контролю

Минусы - сложно описать предметную облать (нужен высокий профессионализм). Те, кто мне это показывали - весьма профессиональные люди. Плюсы - генерируется бесконечное количество вопросов. Хорошее приложение - знание нормативных документов и правил.

Что думаете?

Читать дальше......

Соцсеть с педагогическим уклоном

Цитата:

Компания «Лангстер», специализирующаяся на создании систем дистанционного обучения иностранным языкам по модели e-learning, разработала сайт «Лангстер.ru» (langster.ru). Данный веб-ресурс сочетает в себе социально-сетевой сервис и индивидуальную программу обучения иностранному языку. О том, как возникла идея создания такого сайта, рассказал руководитель отдела по связям с общественностью компании «Лангстер» Олег Семенов: «Генеральный директор компании Марина Гутерман, еще будучи студенткой факультета информатики одного из ведущих российских вузов по специальности «Информационные системы», разрабатывала прообраз «Лангстер.ru» в своей дипломной работе. Тема была достаточно актуальной еще и потому, что у большинства современных людей не хватает времени на посещение полноценных курсов иностранных языков, а самоучители, как в печатном, так и в электронном виде, не дают достаточного для освоения языка импульса. Зато на общение в Интернете люди всегда стараются выкроить какое-то количество времени. Так почему бы в это время не совместить общение с изучением английского или любого другого языка? Тем более что при этом люди могут знакомиться, заводить новых друзей и даже переносить знакомства в офлайн-плоскость. Финансирование проекта осуществил венчурный фонд NSF, который оказывает поддержку в создании прототипов, при запуске интернет-проектов, формировании компании и первоначальном развитии бизнеса».

Читать дальше

Читать дальше......

среда, октября 22, 2008

В защиту несимпатичных персонажей и прочих "Золушек"

Позволю себе выступить в защиту "несимпатичных" персонажей в курсах, о возможности использования которых Алексей размышлял в недавнем посте. Хоть вокруг картинок писаных красавцев у зрителей и возникают всякие симпатии, это вовсе не означает что лишь они достойны стать эталонными героями e-learning. Едва ли модели для агентов курсов должны заимствоваться сугубо из бодибилдерских и модных журналов или Плейбоя :). Жизнь-то побогаче витрин будет: из таких колобков-толстячков масса выдающихся людей вышла! Взгляните на иллюстриции "неарийцев" того же анатомического устройства, что и неказистый агент из СourseLab 2.5.

Или в бизнес-обучении будем также руководствоваться критериями моды и попсы?



Читать дальше......

вторник, октября 21, 2008

EXE-инсталляторы/деинсталляторы Shockwave и Flash плейеров

Shockwave 11.0.0.458 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 2000/XP/2003/Vista/2008 + Firefox, Microsoft, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [8.83 MB]. Внимание: Shockwave 11 НЕ поддерживает Windows 98/ME! Пользователям Windows 98/ME нужно устанавливать Shockwave 10.
Shockwave 10.2.0.23 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 98/2000/ME/XP/2003/Vista/2008 + Firefox, Microsoft, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [5.43 MB].
Shockwave 8.5.1.106 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 95/NT4 + Firefox, Microsoft, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [4.4 MB].
Как отменить автообновление Shockwave плейера: кликнуть по Shockwave ролику правой кнопкой мыши и в пункте «Свойства…» (Properties) отключить опцию «Автообновление» (Automatic Update Service).
Shockwave 10.x/11.x Uninstaller [190 KB].
Shockwave 8.x Uninstaller [137 KB].
Flash 9.0.124 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 98/2000/ME/XP/2003/Vista + Firefox, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [1.42 MB].
Flash 8.0.42.0 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 98/2000/ME/XP/2003 + Firefox, Microsoft, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [16.3 MB].
Flash 7.0.73 32-bit Web Player + Plug-ins for Windows 95/NT4 + Firefox, Mozilla, Netscape, Opera + SeaMonkey 32-bit browsers [691 KB]. Внимание пользователям Windows 98/NT4: Flash 7/8 требует установленного в системе ATL.DLL 3.00.9782.
Flash 8.x/9.x Uninstaller [184 KB].
Flash 7.x Uninstaller [156 KB].

Читать дальше......

На лицо ужасные, добрые внутри


Должен ли персонаж в курсе быть симпатичным? Как известно приятным на лицо людям проще добиться успеха в карьере. Кто-нибудь задумывался как люди будут воспринимать несимпатичных персонажей в курсах? На картинке 2 персонажа из Courselab 2.5. Левый персонаж "истинный ариец", правый - типичный сангвиник (может изображать печального клиента или занудного партнера). У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Если рассмотреть ряд западных курсов, использующих постановочные фотографии, то почти всегда модели на них - люди универсального "бизнесового" типа. Лузеры и неудачники там не попадаются (в отличие от реальной жизни).

Читать дальше......

$5.2 миллиарда на e-learning

Еще немного цифр нашел в сети - размер американского корпоративного рынка e-learning в 2007 году достиг $5.2 миллиарда долларов. Причем скорость роста возрастает в секторе малых и средних компаний и уменьшается в секторы крупных бизнесов. Источник.

Читать дальше......

Интерес к e-learning по статистике Яндекса

Статистика интереса к e-learning (запрос по этому слову в Яндексе). Что-то нет роста в этом году. Скорее спад.

Читать дальше......

понедельник, октября 20, 2008

Продолжаем разговор

Заслушали сегодня на выставке Кадровый Менеджмент Евгения Бушуева из Компетентума (между прочим - директор по стратегическим продажам). На вопрос "Кого Вы можете назвать вашими конкурентами?" человек, не долго думая, сказал, что никого назвать не может (нет у компании конкурентов по мнению директора по стратегическим продажам:)) И дополнил - "ну, вообще то, был конкурент 2 года наза - Websoft, но он сейчас он доживает еле-еле по инерции". Другие компании, работающие на рынке, упомянуты не были (видимо умерли еще раньше). Права русская народная пословица: "Наглость - второе счастье"...

PS
Некоторое время назад казалось, что на этом рынке работают приличные люди, которые, несмотря на конкуренцию, стараются вести себя корректно. Я бы стерпел, если бы все это не произносилось в присутствии толпы народа.

Читать дальше......

Кейсы на учебном портале? Есть такая функция!

В июле в этом блоге прошло не очень активное обсуждение (пора-то была отпускная) на тему, нужна ли на учебных порталах такая возможность, как решение кейсов.

В версии WebTutor 2.6.1 эта возможность реализована:


Метод кейс стади - это интерактивная технология для обучения сотрудников на основе реальных или смоделированных бизнес-ситуаций, направленная не столько на усвоение новых знаний, сколько нетривиальное применение имеющихся, на формирование у обучаемых новых качеств и умений.

Сотрудник (назначенный модератором или по собственной инициативе) имеет возможность решать ту или иную конкрентую ситуацию, опраясь на ее описание. И описание ситуации, и ее решения могут публиковаться как локально (для отдельных групп пользователей), так и для всеобщего обозрения. Оценка решений обучаемых носит экспернтый характер.

Немного помечтав, можно предположить, что такая возможность может прийтись ко двору и при решении реальных бизнес-задач распределенными в пространстве группами специалистов, а не только с целью проведения сугубо учебных мероприятий.

Читать дальше......

Блиц-выступление (Lightning talks)

Благодаря блоггеру и частому участинку вебинров WebSoft задумался над темой распространения и на нашей почве коротких 5-минутных выступлений в жанре lightning talks.
О том, как их готовить и проводить хорошо написано здесь.

В дистанционной форме не составит особого труда использовать lightning talk в виде подкастов, к примеру, видеозаписей сессий на платформе виртуальных классов.
Привлекаться к созданию "молниеносных" речей могут топ-мнеджеры и ведущие специалисты, эксперты и сотрудники, достигшие высоких результатов. Создание банков lightning talk может пригодится в деле управления знаниями, талантами, передачи инновационного опыта и др.

Читать дальше......

Поговорим о заголовках на слайдах

Послайдовое представление информации, минимизация текста на них, принцип «один слайд – одна мысль» ведут к увеличению количества слайдов в курсах, а, следовательно, и заголовков в них.
Современная методика выделяет несколько групп заголовков, подразделяя их на традиционные и новые:



Несколько рекомендаций по использованию заголовков:

  1. В современных курсах принято чередовать заголовки разных типов. Единообразие в заглавиях не приветствуется.
  2. Традиционные заголовки должны присваиваться крупным единицам курса (модулям, разделам, главам), входить в оглавление курса для облегчения ориентировки в его содержании и поиска нужной информации.
  3. Инновационные заголовки служат для названия подразделов, подпараграфов, т.е. для названия единиц контента обычно второго (вопросительные), и третьего (метафорические или интригующие) «уровней вложенности».
  4. Цель традиционных заголовков – однозначно и недвусмысленно поименовать предмет изучения; инновационных – привлечь внимание, столкнуть с проблемой, заинтриговать обучаемого.
  5. Вопросительные заголовки могут составлять до 50% всех заголовков курса. Заголовки этого типа могут преподносить традиционное название в вопросной форме. Например: «Зачем нам различать стили руководства?» вместо «Стили руководства» или «Чем отличаются кредиты от аккредитивов?» вместо «Кредиты и аккредитивы».
  6. Метафорические и интригующие заголовки не должны отвлекать обучаемых от существа изучаемого предмета. Они уместны лишь внутри более крупных единиц содержания курса, имеющих традиционные или трансформированные в вопросные назывные заголовки.

Читать дальше......

воскресенье, октября 19, 2008

Глоссарий по электронному/дистанционному обучению

В процессе тестирования глоссария, который входит в число новых объектов версии Courselab 2.5, мы заполнили из открытых источников в сети глоссарий терминов по электронному обучению. Вот что получилось:



Открыть в отдельном окне

Читать дальше......

суббота, октября 18, 2008

Несколько цифр про e-learning 2.0

Раз уж за последнюю неделю было несколько постов про web 2.0 и e-learning 2.0, то вот вам для размышления несколько цифр из последнего исследования E-learning Guild за 2007 год:

Статистика исследуемых западных компаний:
- 40% компаний в той или иной степени используют возможности e-learning 2.0, планируют использовать в течении года - 70%
- 66% думаю, что что использование e-learning 2.0 востребовано более молодым сотрудниками
- возрастает активность использования e-learning 2.0 технологий. Wiki использует 8% респондентов, блоги 20%, online сообщества - 12%
- 28% занимаются подготовкой своего персонала для использования технологий web 2.0 на рабочем месте
- в 35% организаций с численностью более 10.000 сотрудников запрещен доступ на YouTube, 40% к Facebook и MySpace (социальные сети - Odnoklassniki по нашему)
- в 60% тех организаций, где используется e-learning 2.0, рапортуют о повышении эффективности обучения

Так что получается - это реальная практика, котооая становится модной или модная фишка, превращающаяся в реальную практику? Возможно это не так уж и важно, если применяется на практике и приносит пользу.

Читать дальше......

Эффективность смешанного обучения

Есть некоторые идеи, которые кажутся настолько очевидными, что их и проверять не нужно - надо только верить. К числу таких идей относится активно популяризуемая в последнее время мысль о том, что смешанное обучение (blended learning), т.е. использование в учебном процессе преподавателя, а также инстурментов для самостоятельного обучения в электронной форме, является наиболее современной и эффективной формой преподавания.

Реальных исследований на эту тему я не встречал. И вот наткнулся на статью в которой рассказывалось об опыте проведения обучения в медицинской школе университета штата Миссури. Сравнивались итоги обучения в 2-х типах групп - в одних шло полностью традиционное обучение, в других смешанное. Разницы, выходящей за рамки статистической погрешности, с точки зрения успеваемости, не обнаружено.

Будем ждать других исследований и, возможно, других выводов...

Читать источник (на английском)

Читать дальше......

Почти половина российских компаний сокращает расходы на обучение персонала

Статья с Traimnings.ru - "Почти половина российских компаний сокращает расходы на обучение персонала". Такое сокращение это удар по дистанционному обучению или шанс для дополнительного развития? В одном банке мне на днях сказали - теперь мы на учебный портал особенно пристально будем смотреть и развивать, т.к. у нас же все внешнее обучение на 100% порезали- ничего кроме ДО не остается. С другой строны - там где e-learning внедрили (или думают внедрять) не потому что реально нужно, а потому, что все вокруг так делают, она будет явным кандидатом на сокращение затрат. Что думаете?

Читать дальше......

четверг, октября 16, 2008

Интернет развивает мозги

Статья на BBC про то, что использование интернет задействует мозг сильнее чем чтение книг. Читать (на английском).

На картинке мозг одного и того же человека (опытного пользователя Сети) при работе с Интернет (слева) и чтении книг (справа).



Может провести исследование и сравнить картинки при просмотре порно-сайты и чтении занудных электронных курсов?

Читать дальше......

Вопрос о необходимости ветвления

Я размышляю о необходимости ветвления (альтернативных и адаптивных маршрутов обучения) при создании электронных курсов. Размышляю для того, чтобы принять решение о необходимости поддержки Sequencing & Navigation в Courselab.

Если вдуматься могут существовать 3 способа организации адаптивного обучения:
- на уровне экранов внутри модуля
- на уровне модулей внутри курса
- на уровне курсов внутри модульной программы

Ветвление и проверки на уровне модулей внутри курса можно реализовать как на уровне LMS, так и на стыке авторского средства и LMS. Первый случай проще (например, он позволяет запрещать переход к модулю №2 до завершения модуля №1), но не позволяет автору курса использовать информацию из предыдущего модуля для построения структуры следующего. Второй способ требует работы с двух сторон (и LMS и авторского средства).

Чтобы меня не обвинили в занудном философствовании, возможный пример из жизни - во втором модуле курса показываем 10 слайдов в случае если в первом модуле человек успешно ответил на 3 вопроса и только 5 слайдов если ответил на 5 вопросов.

Способ ветвленияГде реализуетсяКомментарий
На уровне экранов внутри модуляВ авторском средствеВ Courselab легко делается
На уровне модулей внутри курсаМожет быть реализована средствами LMS, но тогда программный код модуля курса об этом ничего не знает. Для полноценной реализации требует поддержки Sequencing & Navigation как в авторском средстве так и в LMSВ WebTutor мы поддерживаем проверки на уровне LMS, но сделать полноценное ветвление, так, чтобы один модуль курса знал о результатах другого стандартными средствами пока нельзя. Мы размышляем о том стоит ли реализовать такую функциональность?
На уровне курсов внутри модульной программыВ LMSВ WebTutor можно сделать с помощью модульных учебных программ

Нужно ли поддерживать ветвление на уровне модулей внутри курса с передачей данных внутрь курса? У кого-нибудь возникала реальная потребность в такой функциональности??

Читать дальше......

среда, октября 15, 2008

Про визуализацию еще раз

Мы тут много говорим об эффективной визуализации данных для электронных курсов и учебных материалов. Вот тут можно увидеть ряд полезных примеров на основе материалов из детских сказок и советских фильмов. Смешно...

Читать дальше......

Web 2.0 – это будущее образования?

Переводная статья "Web 2.0 – это будущее образования" на distance-learning.ru. В оригинальной статье нет знака вопроса в конце названия. Я поставил - чтобы продолжить размышления Владимира.

Читать дальше......

вторник, октября 14, 2008

Использование Flash в Интранет-сетях

Часто компьютеры сотрудников не имеют доступа в Интернет или этот доступ тем или иным образом ограничен. Некоторые же курсы имеют Flash-ролики, а указанные ограничения делают невозможной установку Flash Player с сервера компании Adobe.

Вот некоторые варианты решений от разных компаний:
― Устанавливать Flash Player сразу после установки операционной системы вместе с набором необходимых программ.
― Администраторы по требованию пользователя открывают ему доступ в интернет на короткое время, чтобы он мог установить себе Flash Player.
― Пользователь имеет возможность установить Flash Player самостоятельно с помощью инсталлятора в формате exe-файла.
― Запретить использование курсов в состав которых входят Flash-ролики.

А как в вашей компании решают эту задачу?

Читать дальше......

Learning 2.0. на пороге? Ой, ли...
















Актуальный и небесспорный материал о Learning 2.0. опубликован Еленой Тихомировой.

Достаточно взглянуть на позаимствованный из материала рисунок, на значения, отложенние по осям, на позиции размещенных на нем объектов, чтобы убедиться в этом.
Спасибо автору: эта иллюстрация и сам текст публикации заставляют думать, спорить с собой и со смыслом изображенного/написанного, пересматривать или уточнять свои представления. Одним словом, задуматься над вопросом: "А я как буду адаптироваться к Learning 2.0?"

Всегда относил себя к людям, которые из двух зол выбирают новое. Тем не менее, сомнения, связанные с Learning 2.0, пока блокируют связанные с ним же восторги. Слишком уж демократичны (если не анархичны) Web 2.0 сервисы, чтобы мы сумели адекватно, быстро, эффективно и без побочных эффектов, адаптироваться к ним в обучении.

P.S. Очень полезно прогуляться по ссылкам, приведенным в материале

Читать дальше......

понедельник, октября 13, 2008

Реальны ли в е-курсах интеракции высокого уровня?

На одном их последних открытых вебинаров WebSoft по проблематике педагогического дизайна обсуждался рискованный пока с методической точки зрения вопрос об интеракциях высокого уровня.
К таковым были отнесены несколько групп интеракций, выделяемых по разным основаниям:

1. На основании типа реакций обучаемого на контент. Из них к высокоуровневым относятся лишь две последние формы (обозначены коричневым цветом) (рис. 1):


















Рис. 1

2. На основании обмена обучаемым информацией с собой, с контентом или с другими участниками образовательного процесса (включая имитации названных процессов). Рассматривались интеракции в 3-х формах, представленных на рис. 2.





















Рис. 2

3. На основании структурирования личного опыта (включая переходы от теоретического к практическому (и наоборот) и порождение новых знаний на основе заданных структурных схем).

Целями вебинара (в терминах деятельности обучаемых) было:
Убедитьcя в возможности/невозможности использования подобных интеракций в корпоративном электронном обучении
Овладеть базовыми приемами создания таких интеракций (если таковые возможно реализовать) и использовать их в своей практике

В вебинаре, не считая ведущего, принимало участие 17 человек. Большинство из них имеет немалый опыт работы в сфере e-Learning. Три человека представляли сферу среднего и среднего специального образования, три – вузовский сектор, 11 участников (от тьютора до руководителей) двигают электронное обучение, как минимум, в корпоративной среде.

Как же эти уважаемые люди отреагировали на описанные виды интреактивности в образовательном процессе? (Заметим в скобках, что рассказ о каждом из них иллюстрировался примерами их реализации в конкретных курсах.)

Опрос, проведенный по итогам вебинара (рис. 3) дал следующие результаты:














Рис. 3

14 человек дали положительный ответ (+) на оба вопроса.
1 человек дал положительный ответ только на пункт А.
1 человек дал положительный ответ только на пункт Б.
(Кстати, оба этих «одиночки» - руководители центров ДО в своих организациях).
1 человек участие в опросе не принимал.

Есть, знать, интеракции высокого уровня в наших пороховницах?!

Читать дальше......

воскресенье, октября 12, 2008

Проблемные вопросы по поводу e-Learning (4)

"Размеры" традиционных вузовских и школьных курсов определяются в часах. Худо-бедно эта практика работает, и у большинства учителей и преподавателей не вызывает никаких вопросов, принимается "по умолчанию" как должное или само собой разумеющееся.

А в чем измерять "размеры" электронных курсов:
- в часах,
- слайдах,
- количестве знаков текстов и количестве графических образов, их комбинациях?

Каковы оптимальные пропорции (по объему, частоте и периодичности употребления) материалов для
- изучения
- самоконтроля и тренажа, обратной связи по их итогам
- контроля
- основных и факультативных (информационно-справочных материалов)?

Могут ли здесь быть выработаны какие-либо образовательные стандарты, пусть и эмпирическим путем?

Многие корпоративные учебные центры разрабатывают или ищут стандарты по разработке собственных или заказных курсов. Хотим мы того или нет, при создании таких стандартов на часть, как минимум, перечисленных выше вопросов в явном или неявном виде придется отвечать.
Так лучше уж в явном...

Читать дальше......

пятница, октября 10, 2008

«Поиграться» с размерностью

Когда при составлении тестовых вопросов планируют проверить, запомнил ли обучающийся некую величину некого параметра, его обычно спрашивают именно об этой величине, например: «Какого размера должны быть ячейки в сетке ограждающего устройства при работе на высоте более 2-х метров?»
Варианты ответов: 20х20 мм, 25х25 мм, 30х30 мм, 50х50 мм.

Да, обычно примерно так и формулируют тестовый вопрос, и это правильно. Обучающиеся привыкают к тому, что их будут спрашивать о числах и, чтобы успешно сдать тест, зубрят эти величины, часто не вникая в их смысл. Для приведенного выше примера, при изучении теории у обучающегося в голове может застрять число 20 в качестве правильного ответа, но вовсе не образ ограждения с мелкоячеистой сеткой.

В качестве дополнительного варианта формулирования тестовых заданий предлагаю периодически спрашивать не про числа, а про размерность величин: «Какого размера должны быть ячейки в сетке ограждающего устройства при работе на высоте более 2-х метров?»
Варианты ответов: 2х2 мм, 2х2 см, 2х2 дм, 2х2 м.

Для ответа на такой вопрос обучающийся в своём внутреннем пространстве будет скорее опираться на образ ограждения, а не на некое абстрактное число, заученное в качестве правильного ответа.

Читать дальше......

четверг, октября 09, 2008

Интерактивный фильм против суицида, электронный курс против… обучения

Пентагон направил на борьбу с суицидами военнослужащих в Ираке интерактивное кино.
По ходу фильма его герой Нортон «сталкивается с неприятностями, которые, по данным исследователей, служат наиболее распространенными причинами для самоубийства: к примеру, невеста солдата сообщает ему из США, что ждет ребенка от другого мужчины, а его лучший друг подрывается в Ираке на мине.
После каждого эпизода зритель может выбрать несколько вариантов действия - например, обсудить произошедшее с друзьями, обратиться к психоаналитику или капеллану или обойтись без посторонней помощи. В зависимости от сделанного выбора военнослужащий либо нормализует психологическое состояние Нортона, либо приближает его его к суициду…
… Я не знаю ни одного продукта, который был бы столь же продуманным и передовым, как этот", - заявила полковник Элспет Ритчи (Elspeth Ritchie), психиатр из Управления начальника медицинской службы сухопутных войск.» Источник

А мы все гадаем, способны ли электронные курсы к глубокому T&D персонала. Жалуемся, что с их помощью якобы невозможно развивать навыки (моторные – не в счет!) и умения. Проводим масштабные и локальные исследования эффективности eLearning.
Может, сначала стоит научиться правильно делать курсы и столь же правильно организовывать с их помощью обучение и не кликушествовать об их без-разницы-какой эффективности.
P.S. Демо упомянутого видео комплиментарностью и слащавой позитивностью, так у нас любимыми, отнюдь не отличается

Читать дальше......

Книги на Озоне

Нашел на Озоне предложение книг по e-learning на английском. Цены конечно безумные, но зато с доставкой проще чему Amazon и можно платить без кредитной карты. Для меня это стало проблемой - банки, чьи карты у меня сейчас есть (3 штуки), сошли с ума и заблокировали оплату через Интернет из соображений безопасности.

Если поискать, наверное, есть и друге книги. Может они просто начали возить в Россию все, что предлагает Amazon или B&N?

Примеры:
- Assessing the Value of E-learning Systems
- Michael Allen's E-Learning Library: Creating Successful E-Learning : A Rapid System For Getting It Right First Time, Every Time (Michael Allen's E-Library)

Читать дальше......

Как проверить благозвучие текста в MS Word

Думаю, что никто не станет спорить с тем, что качество текста в электронном курсе или на портале имеет значение. Знаете ли вы, что если в MS Word в меню Tools -> Options на закладке Spelling & Grammar отметить галочку "Show Readability Statistics" (у кого Office русский - соответственно по-русски),

то после проверки правописания будет выдано окно с информацией о коэффициенте легкости чтения, количестве сложных фраз и коэффициенте благозвучия:

Поэкспериментируйте со своими текстами - может кому-то пригодится.

PS
Как я выяснил для себя есть куча алгоритмов оценки читабельности текстов. Статья про это в англоязычной Википедии.

Читать дальше......

среда, октября 08, 2008

Компьютер на голове


Вот такую штуку сделала (пока только для продажи в Японии) компания Nikon. Это компьютер с 8Gb памяти, встроенным браузером. Можно ходить по улице и смотреть видео и сайты. Возможен e-learning на ходу :)

Источник

Читать дальше......

Интересный материал про отношение к LMS на Западе

Полезная и побуждающая к размышлениям информация об исследовании, касающемся использования LMS ради обучения персонала, приведена Александром Рябининым.
Несколько выдержек из его поста:

70,6% организаций, пользуются LMS, и у 79,5% организаций более чем 5000 пользователей.
94,6% убеждены, что LMS имеет важное значение для их организации; 95,5% считают, что LMS позволяет людям получить более легкий доступ к обучению.

Читать дальше......

«Подводные камни» исчисления НДС при передаче прав на программу для ЭВМ

С 2008 года в пункте 2 статьи 149 НК РФ появился новый подпункт 26. В нем говорится, что «не подлежит налогообложению НДС реализация … прав на программы для электронных вычислительных машин … на основании лицензионного договора».

При применении этого положения может быть допущено несколько неочевидных ошибок, которые мы сейчас и рассмотрим.

Ситуация 1. При оформлении лицензионного договора поставщик с клиента получил стоимость передаваемых по лицензионному договору прав и НДС. Это неправильно, поскольку налогоплательщики не могут отказаться от льготы по НДС при передаче прав по лицензионному договору.

Ситуация 2. Поставщик не взыскал с покупателя НДС с программного обеспечения (ПО), проданного в коробке, соответственно, по «упаковочной» лицензии. Это также неправильно. Минфин России в письмах от 29.12.2007 № 03-07-11/648, от 21.02.2008 № 03-07-08/36 и от 01.04.2008 № 03-07-15/44 пояснил, что продажа ПО по товарной упаковке не подпадает под действие нового положения и облагается НДС в общем порядке.

Ситуация 3. Заключив лицензионный договор, в котором кроме всего прочего оговариваются условия техподдержки, поставщик не взыскал с покупателя НДС. И это тоже ошибка. Если в договоре указаны какие-либо работы или услуги то это уже не лицензионный, а смешанный договор. Минфин России в письме от 02.06.2008 № 03-07-08/134 поясняет, что передача права пользования ПО на основании смешанного договора не подпадает под действие новой льготы; то есть подобные сделки облагаются НДС в общем порядке.

Читать дальше......

вторник, октября 07, 2008

Университет в YouTube

Университеты продолжают активизировать размещение своего контета в сети - скорее всего как инструмент маркетинга и продвижения, хотя возможно и как учебный инструмент тоже. Очередной пример - UCLA (University of California, Los Angeles) - университет организовал канал на YouTube и выложил более 150 видеороликов с лекциями, собятиями и промо-материалами.

Из наших канал на YouTube я нашел только у Северо-Западного государственного заочного технического университета (СЗТУ). Аж 137 видео на русском языке по состоянию на сегодня. Для экстремалов есть еще Университет Интегральной Йоги с более чеи 80 видеороликами.

Кстати Cisco выкладывает в YouTube для общего доступа кучу своих обучающих видеофильмов - найти элементарно. Ничего подобного в российской практике не замечено.

Читать дальше......

Практично о Rapid eLearnig

Полезный материал по быстрой разработке курсов, опубликован Еленой Тихомировой на http://www.trainings.ru/.

Простые и понятные советы по технологии разработки курсов, в том числе и "своими руками" дополнены одной из возможных моделей циклической разработки быстрых курсов. Кроме того, здесь развенчиваются и некоторые расхожие мифы о e-learning.

Хотелось бы обратить внимание, что упомянутое в статье Елены средство ауторинга Course Lab в версии 2.5 пополнено специальными объектами - интерактивностями, еще больше упрощающими и ускоряющими процесс разработки курсов, а также способными сделать учебные материалы эстетически привлекательными.

Простейшие примеры использования интерактивностей CourseLab в курсах:


































Читать дальше......

понедельник, октября 06, 2008

Лестница в социум


В дополнение к посту Владимира про социальные сети - на картинке 6 уровней активности в социальных сетях (по данным Forrester Research) и распределение по возрастным группам и регионам. Среди молодежи и китайцей активных создателей контента в 2 раза больше чем среди европейцев и американцев средних лет. Начинаю чувствовать себя юным китайцем :)

Жмите на картинку, чтобы увидеть подробности. Источник.

Читать дальше......

Бизнес-общение в социальных сетях

Здесь рассказывается о социальных сетях в бизнесе и содержатся любопытные ссылки.


Думается, не за горами момент, когда специалистам по обучению и развитию персонала, управлению знаниями придется вплотную заняться вопросом об их корпоративном использовании.
Кстати, свою социальную сеть развивают (с подачи Елены Локтевой) энтузиасты e-learning Беларуси

Читать дальше......

Проблемные вопросы по поводу e-Learning (3)

Можно ли спрогнозировать и с какой точностью результативность корпоративных электронных курсов на этапах:
- их проектирования;
- создания контента;
- проектирования организации обучения сотрудников?

Читать дальше......

воскресенье, октября 05, 2008

Alma Mater 2050 - конкурс предсказателей будущего

Конкурс Alma Mater 2050 - напишите эссе на тему будущего образования в 2050 году и выиграйте MacBook Air или iPod.

В комментариях к объявлению есть всякие забавные версии.

Читать дальше......

суббота, октября 04, 2008

Оптимизация издержек

Раз уж начал про американскую рецессию - в продолжение обсуждения о кризиса и его возможных последствиях для переоценки эффективности различных форм обучения. Если кто не читал итоги исследования, опубликованного на днях в Ведомостях - смотрите ниже. Есть о чем задуматься!

ВЕДОМОСТИ
Ставка на эффективность

Компании пересматривают инвестпрограммы и избавляются от непрофильных активов, показал опрос «Ведомостей»

Видят в кризисе угрозу 81% российских компаний, выяснили исследователи компании Cornerstone (опрошены 42 компании с оборотом около $500 млн). Спокойно только в нефтегазовом секторе. Далее


Читать дальше......

Визуализация кризиса


Интересный вариант визуализации финансовых данных, сделанный на flash - может кому-то пригодиться в курсах. На сайте NewYouk Times - демонстрация финансовых потерь американских банков. Данные кстати там кривые (т.к. сделано до самых последних событий) - Lehman Bros. тогда был еще жив.

Читать дальше......

О коробочных курсах

Посмотрел на Training Expo на очередную активность по выводу на рынок новых "коробочных" электронных курсов и задумался - почему же их (коробочные курсы) так мало покупают. Например, CSSETrain сделало библиотеку "коробочных" курсов для банков, но я не видел их ни у одного из наших банковских клиентов (а их у нас более 50). И это не единственный пример проектов по контенту, который мне известен. Мы уже достаточно давно не расширяем свою библиотеку из 60 курсов, т.к. не очевиден спрос клиентов на этот продукт.

Давайте посмотрим на мировую тенденцию - ожидаемый годовой оборот в 2008 мирового монстра этого бизнеса Skillsoft (объединившего 3 лидирующих компании SkillSoft, Netg и SmartForce) и предлагающего по всему миру более 6.000 курсов составит (по прогнозу) $335 миллионов долларов. Если подсчитать долю от общего объема рынка в $13.2 миллиарда долларов (по оценке самого SkillSoft) то это всего навсего 2.5% рынка. Сущие копейки.

Понятно почему курсы Skillsoft плохо покупают в России - рынок привык к другим ценам и нет учета специфики страны, но в Штатах то другой уровень цен на e-learning решения и примеры в курсах для них вполнен аутентичные.Чего то не хватает. Учета корпоративной специфики, отраслевой специализации, гибкости в конфигурировании?

Читать дальше......

пятница, октября 03, 2008

Under construction


Очень символично (спасибо Андрею Фирсову за ссылку). Вот такой наш российский e-learning - всегда Under Construction :)

Читать дальше......

3 важных вопроса, ответы на которые хочет знать каждый ученик

Перевод статьи с сайта Articulate.com "3 важных вопроса, ответы на которые хочет знать каждый ученик" на distance-learning.ru. Рекомендации по построению курсов так, чтобы обучаемому можно было легко понять:
1) Зачем мне проходить этот курс?
2) Что мне делать со всей этой информацией?
3) Как я могу убедиться, что я это знаю?

Читать дальше......

четверг, октября 02, 2008

Эффективность онлайновых игр

Редко удается найти материал, в деталях описывающий результаты экспериментов с теми или иными учебными инструментами от стадии их создания до момента использования. В статье "The Effectiveness of a Web-based Board Game for Teaching Undergraduate Students Information Literacy Concepts and Skills" подробно описывается обучающая компьютерная игра для школьников, разработанная в University of Michigan School of Information , а также практические результаты ее использования в учебном процессе. Интересно.

Читать дальше......

О диафильмах и бренности всего сущего

Сколько осталось жить мультимедийным курсам? Думате вечно? Лет так 28-30 назад я с мамой смотрел диафильмы и не было лучше занятия в мире. И никто тогда не смог бы ответить на вопрос сколько лет осталось жить этому способу "мультимедийной презентации". А оставалось ему немного...

А диафильмы, кстати, еще живы в узком кругу энтузиастов. Наберите в yandex слово диафильм и увидите рекламные объявления о продаже диапроекторов. А ведь были и научно-популярные и обучающие диафильмы - вот вам e-learning 70 и 80-х. Смотрите коллекцию научно-популярных и обучающих советских диафильмов. Это подраздел общей коллекции. А есть еще diafilms.com с удобным flash вьювером.




Читать дальше......

Как я пытался узнать правду о рынке e-learning :)

Свершилось! Наступило 2 октября и давно анонсированное (и обсужденное) исследование рынка e-learning должно было выйти в свет. В нашей предыдущей дискуссии Юрий Дорн из Компетентума интриговал меня и обещал развязку и ответы на все заданные мной заранее вопросы.

На сайте выставки и в розданной всем посетителям бумажке начало мероприятия было объявлено на 14-00 в открытой секции C в основном зале и я на него отправился (кстати сейчас на сайте уже успели поменять на зал F, но в бумаге осталось). На указанном на плане месте обнаружились люди, увлеченно рассказывавшие о командообразовании на склонах Гималайских гор. С трудом подавив в себе желание остаться и наслаждаться горным пейзажем, я пошел к организаторам искать настоящее место. При моем появлении меня обступили сразу 3 прекрасные девушки из Амплуа Брокер. По их активности я понял что моя личность им известна и меня точно ни с кем не перепутали. Девушки стали объяснять мне, что произошла ужасная накладка и презентация результатов исследования по настоянию заказчиков (это вроде бы у нас Competentum) из открытой превратилась в закрытую. И на ней желают видеть только людей по списку. Меня в этом списке не обнаружилось. Что-то там было про то, что данные конфиденциальные и раскрываются только участникам исследования. Оставалось только с позором ретироваться :) К девушкам в частности и Амплуа-Брокер в целом у меня нет вопросов - люди делают свою работу (и кстати, судя по выставке и конференции делают ее хорошо).

Вот так я и не узнал правду о рынке e-learning. Другие провайдеры, с кем я успел пообщаться, также приглашены не были. Нам конечно лестно, что нас оценивают без нашего участия, но хочется увидеть хотя бы капельку своей и чужой славы! Правда мне уже позвонило несколько коллег с предложением прислать материалы, как только им самим их пришлют. Так что не все еще потеряно...

PS
Что мне непонятно:
1) Если исследование позиционируется как независимое, ориентированное на все рыночное сообщество, проведенное уважаемой и независимой компанией Амплуа Брокер, то почему его презентация делается закрытой по настоянию одного (очевидно пристрастного) из участника рынка? И зачем исследование, если его результаты конфиденциальны?

2) Если это исследование компании Competentum, просто сделанное руками Амплуа Брокер, то пусть оно и называется исследованием компании Competentum. Это не будет вводить в заблуждение людей. Я тоже проведу свое исследование и мы будем меряться ими, также как рекламными проспектами, списками клиентов, корпоративными сайтами и другими первичными признаками настоящих пацанов?

PSS
Обратите внимание, что я не оспариваю содержание и результаты исследования (я их не видел), но меня весьма смущает формат проведения и оглашения результатов. Я был бы рад услышать возгласы возмущения в свой адрес и комментарии.

Читать дальше......

среда, октября 01, 2008

Coca-cola как учебный инструмент

Эта тема уже когда-то обсуждалась (из числа часто задаваемых клиентами вопросов) - как бороться со списыванием и передачей друг другу вопросов тестируемыми? Бороться запретительными методами почти бессмысленно (запрещать кнопку Print Screen, отрубать возможность копирования текста со страницы браузера) - тестируемый все равно исхитрится. Из последних фишек - фотографировать экран с вопросами с помошью телефона и пересылать друг-другу через Bluetooth (из реальной корпоративной практики). Бороться на мой взгляд можно только увеличением количества вопросов и их качеством. Кто не верит в изобретательность обучаемых - смотрите видео - как сделать шпаргалку из бутылки Кока-колы :)

Читать дальше......

Проблемные вопросы по поводу e-Learning (2)

В продолжение поста
Общим требованием, не подвергаемым сомнению при создании и экспертизе электронных курсов является их интерактивность. А знаем ли мы, что она такое. Способны ли дать себе ответы на ряд вопросов о ее сущности? Например, таких:
  • Где «живет» интерактивность? (= Какова природа интерактивности?)
  • Что является источником интерактивности?
  • Следствием чего является интерактивность?
  • Причиной чего является интерактивность?
  • Частью чего является интерактивность?
  • Общим по отношению к чему является интерактивность? и т.п.
К счастью, даже отсутствие ответов на эти вопросы не мешает нам, практикам, ваять вполне приличные интерактивные курсы.
P.S. ответы на некотрые из этих вопросов мы поищем 02.10.08 на вебинаре.

Читать дальше......