Websoft

воскресенье, ноября 30, 2008

Английское произношение online



Когда я учил английский в школе, приходилось полагаться на произношение нашей учительницы. Мне повезло - моя жила пару лет в Англии с мужем генералом и видела живых англичан. В других группах с учителями было хуже и как следствие ученики говорили на смеси "французского с нижегородским". Нынешним детям легче - в сети полно полезных. ресурсов. Например на сайте http://www.spellingcity.com/ можно прослушать произношение любых английских слов. Можно и протестировать свое. Бесплатно.

Читать дальше......

вторник, ноября 25, 2008

О внедрении LMS

Женя Скиба написала на trainings.ru статью "Зачем нужна система управления обучением (LMS)". Кое-где сослалась на мое мнение о том как внедрять LMS. В 2-х словах моя позиция:
1) если доверяещь вендору (на основе предыдущего опыта работы или рекомендаций коллег) - лучше сначала купить "коробку" и поработать с ней и лишь затем формулировать ТЗ на более глубокое внедрение и доработку
2) если хочешь сделать все по учебнику или есть сомнения в возможностях вендора или стоимости возможных доработок - заказывайте полноценное обследование бизнес-процессов, пишите ТЗ, оценивайте стоимость и только потом внедряйте

Во первом случае точно не закажете ничего лишнего, но есть шанс, что от каких-то ваших "хотелок" вендор откажется. Страховка здесь только в выборе систем которые являются максимально кастомизируемыми и гибкими. Втором случае в ТЗ гарантированно войдут всех пожелания "на берегу", но любое обследование не может быть идеальным - всего не учтешь. В результате будет заказано то что не нужно, и будет забыто то что нужно на самом деле. Будут потеряны деньги и время.

Читать дальше......

Исследуем комфортность восприятия учебных материалов от противного

В продолжение дискуссии о пользе/бесполезности исследований по визуальному восприятию учебной информации обучаемыми приведу два скриншота из семинаров по педагогическому дизайну в пользу таких исследований. На научность эти примеры, ясное дело, не претендуют, а вот нужный эффект в силу наглядности вполне адекватный давали:




Читать дальше......

понедельник, ноября 24, 2008

Виртуальная катапульта

Отличная обучающая инженерная игра, позволяющая понять законы физики и принцип действия системы противовесов - виртуальная катапульта. Я набрал только очков 2238 в лучшей попытке :(

Игра

Читать дальше......

Аншлаг в виртуальную библиотеку

Совсем недавно было анонсировано открытие Europeana - ЕСовской электронной библиотеки.
Создатели этого ресурса рассчитывают к 2010 году предоставить в распоряжение интернет-пользователей до десяти и более миллионов произведений европейской культуры и искусства. Пока их немногим более 2 миллионов (Источник).

Однако библиотека не выдержала наплыва обращений и была закрыта, хотя число серверов с 3-х увеличили до 6-и. Похоже, не работает она и сейчас.
"У нас было 10 миллионов запросов пользователей в час", - сообщил официальный представитель Еврокомиссии Мартин Селмайер" (Источник)

Вот это аншлаг! Вот это тяга к знаниям! Старушка Европа жжот!

Читать дальше......

Педагогический дизайн, дружественный мозгу

Хотим ли мы того или не хотим, электронный курс - это прежде всего визуальный продукт, включая и его текстовую составляющую. Тем более, что в нашем e-learning аудиальная информация практически не использутся.



Представители когнитивной науки достаточно давно изучают нейро- и психофизиологию восприятия информации с монитора. Специальную методику для исследования учебного мультимедиа контента разработали и российские специалисты из Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии. По их мнению, учебный визуальный продукт должен не только содержать информацию, но и управлять вниманием человека, с ней работающего.
Говорит директор Института Лариса Качалова (Источник):
«Мы впервые попытались применить этот метод для оценки мультимедийных учебных продуктов. Мы считаем, что при создании таких учебных материалов нужно использовать принципы восприятия человеком зрительной информации».
«Если разработчик поместил в каком-то месте страницы интересную информацию, а пользователь ее не замечает – это брак разработчиков. Если его взгляд гуляет по полям вместо того, чтобы читать текст, нужно выяснять, почему».


Цель данного проекта – организация учебного процесса в гармонии с работой мозга, поскольку эффективным может быть обучение, дружественное этому самому мозгу.

Надо полагать, речь идет преимущественно о мозге обучаемого, а не о сером веществе менеджеров по обучению, педагогических дизайнеров и разработчиков курсов.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 23, 2008

Снова про кризис

В блоге Клайва Шепарда пост про кризис у них (в Британии). Из позитивного - общаясь с коллегами он замечает, что до 50% обращений клиентов в компании, занимающиеся тренингами для тренеров теперь касаются подготовке в области e-learning. Не сказано правда стало ли абсолютное число обращений больше или меньше. И стало ли больше денег (на мой взгляд ответ, к сожалению, очевиден).

Читать дальше......

Восток - дело тонкое

3 месяца назад у нас купил систему дистанционного обучения банк из Кыргызстана. Мы удивились, внимательно посмотрели на карту - ничего себе страна, больше Бельгии по площади в 6.5 раз. Никто ведь не удивится, если в Бельгии найдется e-learning. А в Киргизии удивляемся. К сожалению после распада СССР единственная возможность контакта с людьми из Средней Азии реализуется через московских строителей :( А на самом деле люди живут и работают вполне активно. Хотите почитать форум по e-learning в Узбекистане - пожалуйста! У нас на конкурсе курсов, сделанных с помощью Courselab 2-е место занял курс по изучению англиского языка, созданный Ядзоном Мустапакуловым из Узбекистана.

PS
В среду улетаю в Астану к очередным казахским клиентам. Будем двигаться на Восток

Читать дальше......

суббота, ноября 22, 2008

Долой мышь! И клавиатуру туда же...

В продолжение поста про бескликовую технологию.

Благодаря Евгению Матвееву почитал и посмотрел про управление компьютером без мыши и клавиатуры, через веб-камеру. Здорово! Впечатление такое, словно пользователь дирижирует тем, что происходит на мониторе...



На мой взгляд, очень интересно и перспективно. Правда, есть одно но: если мы до кризиса не оснастили корпоративное обучения даже самыми простенькими наушниками, то едва ли сумеем закупить до его заверешения камеры.

Кстати, такая технология может сделать вполне реальным отработку двигательных, моторных навыков обучаемых, как минимум, важнейших мануальных

Читать дальше......

пятница, ноября 21, 2008

Издержки использования новых технологий

Раньше все продавщицы в любом магазине пользовались счётами и были счастливы.

А теперь можно встретить такой замечательно организованный процесс: продавщица на калькуляторе умножает количество единиц товара на его цену, затем для суммирования результатов умножения пользуется деревянными счётами, а потом в кассовый аппарат забивается окончательная стоимость.

Читать дальше......

четверг, ноября 20, 2008

Каковы Ваши шансы потерять работу в результате кризиса?

В дополнение темы про тесты - проверьте "Каковы Ваши шансы потерять работу в результате кризиса?" на сайте журнала SmartMoney. Надеюсь результаты поднимут вам самооценку.

Читать дальше......

Как обмануть multiple choice тесты

Мой вольный фрагментарный перевод поста Дональда Кларка про то, как лучше обмануть вопросы с множественным выбором. Ваши тестируемые тоже могут до этого догадаться - имейте в виду.

Если не знаете ответа - из 4-х вариантов ответов выбирайте 3-й или 2-й (если только ответы не перемешиваются случайным образом). Разработчики теста редко перемешивают правильные ответы действительно случайным образом

Если не знаете ответа - выбирайте самы длинный вариант. У разработчиков часто не получается сократить правильный ответ, а неправильные сократить легче.

Ответ "Все перечисленное выше" скорее всего верный. По крайней мере если не видно ни одного очевидно неверного ответа.

Если есть набор цифр (например, 50, 60, 80 и 100) и не знаете ответа- выбирайте из средних (60 или 80). Разработчик теста сначала пишет верный ответ, а потом приписывает несколько неверных, которые и больше и меньше верного.

Если вы никогда ничего не слышали о варианте ответа - скорее всего он неверный и "высосан из пальца"

Если 2 варианта ответа полностью противоположны по смыслу - скорее всего верный один из них. Это сокращает пространство выбора и увеличивает вероятность угадывания до 50%. Разработчик сначала придумал верный ответ, а потом написал вариант наоборот.

Если в ответе есть слова "иногда, временами" и т.п. то вероятность, что он верный выше чем в случае если есть слова "всегда, никогда".

PS
Если тестируемые такие умные, что запомнили и применили все эти правила (в оригинале их еще больше) - может они заслужили хороших результатов??

Читать дальше......

среда, ноября 19, 2008

Школьная Википедия

У нас тратятся большие государственные деньги на создание мультимедийных обучающих модулей для школ (ФЦИОР), есть и коммерческие продукты вроде того, что продает Кирилии и Мефодий. Проект School Wikipedia позволяет абсолютно бесплатно скачивать из сети или получить на DVD и использовать в школьном образовании урезанную версию англоязычной Википедии, содержащую 5500 статей в которых гарантированно нет материалов с копирайтом. Зачем платить если и так полно открытого учебного контента который создается бесплатно множеством энтузиастов? Зная как создается часть коммерческого контента для тех же ФЦИОР, думаю, что добровольцы могут сделать не хуже.

Читать дальше......

Революционная видеокамера?


Наткнулся на устройство, которое по мнению некоторых образовательных блоггеров может существенно изменить подход к созданию учебного видео - Flip Video - очень простая в использовании видеокамера размером с телефон, со встроенным USB интерфейсом, микрофоном, небольшим LCD дисплеем и т.п. За $149 долларов (в Штатах). Статья в Нью-Йорк Таймс про flip. По утверждениям производителя они уже заняли 13% рынка бытовых видеокамер.

Такую можно дать каждому преподавателю и мгновенно снимать видео и выкладывать его для обучаемых. Если потеряется, то финансовые потери будут невелики. Думаю таких девайсов скоро будет много от разных производителей.

Попробую купить себе такую через Интернет. В России не продается, по крайней мере на price.ru я не нашел.

Читать дальше......

Несколько цитат из председателя European Learning Industry Group

"Сегодня неформальное и самообучение является куда более жизнеспособным чем когда-либо...
Кроме того, обучение специалистов (педдизайнеры, контент-менеджеры, медиа-отделы, издатели) необходимо для быстрого и массового производства качественных учебных материалов в дополнение к базовому уровню обмена информацией. Все это делает LCMS направляющем вектором в электронном обучении...

Корпорации необходимы тонны профессионально разработанного учебного контента ... поэтому они начинают изучать мощности XML, контент-шаблонов, а также цифровых хранилищ для получения более эффективного контента и возможности сделать его более доступным по всему предприятию."

Источник

Читать дальше......

вторник, ноября 18, 2008

Безкликовая технология

Идеология безкликовости изложена на ресурсе http://dontclick.it/. Ресурс англоязычный, но наглядный, с большим количеством примеров. Очень интересно.

А вот, пожалуйста, пример недавно созданного русскоязычного полностью бескликового сайта: Lexus RX350.

Читать дальше......

понедельник, ноября 17, 2008

Педагогический дизайн как зеркало постсоветского e-learning

Похоже дискуссия на тему пед.дизайна нуждается, как минимум, в паузе. Для осмысления ее плодов, в частности. Все, кто счел возможным, высказались, кто не счел – мудро промолчали. Что ж, в наших условиях и в нашей дискуссии категория «педагогический дизайн» скорее идеологическая, чем прагматическая.

Немного статистики: В рамках дискуссии было опубликовано в сумме около 70 страниц текстов (12 кеглем). 7 постов, среди которых 2 полновесные статьи. С 29-го октября по 18:00 15-го ноября сделано 125 комментариев. Претендует на рекорд. Выходит, тема «цепляющая». Бьющая по интересам. Может, пед.дизайн – это то, что кому-то нужно?

Попробую сделать некоторые беглые обобщения и дать субъективные оценки им же (простите, если кого не упомяну во имя лаконичности):

1. Педдизайнер и сценарист видится многим одним и тем же лицом (Б. Ятленко), просто сценаристом (А.Бодаренко), а по мнению Я. Федянина, какая разница, как их называть, лишь бы дело шло.

Что ж, коллеги констатировали факты, с которыми трудно не согласиться. Если и найдем исключения, то они лишь усугубят правила. Бедные мы еще и неразвитые, чтобы педдизайнера западного образца обучить (или вырастить) и держать, особенно в условиях кризиса. Тем более высоки требования к сценаристу, в том числе и не свойственные ему – педдизайнерские – мы вынуждены предъявлять.

2. Наш «педдизайнер» в компаниях - это не просто особый специалист/должность/профессия. Это многоцелевая фигура(ы) (одна/две/три), которая(ые) среди полутора-двух десятков (!) вмененных ролей еще и педдизайнерскую играет(ют). При этом доминируют административные и исполнительские роли, а не собственно образовательные и креативные (А.Корольков ). Это факт. Противу реальности не попрешь… Локальная штука, выходит, этот самый пед.дизайн, семистепенная.

Факты лучше не оценивать: дело неблагодарное супротив суровой правды жизни выступать. Остается лишь оптимистничать, что ситуация изменится к лучшему, вслед за реальностью. Приближать ли эту ситуацию своими услилиями или тихо адаптироваться и ждать, пока это другие сделают – тайный мотиватор (демотиватор), видимо, активности участников этой дискуссии и, предполагаю, ее читателей.

3. По мнению Lern21, педагогических дизайнеров у нас нет, а если и есть, то не в сфере е-learning. И это соответствует, увы, действительности. Педдизайнеры-теоретики, и хорошего уровня, в России есть. Удручает другое, что в компаниях, занимающихся разработкой учебных курсов и живущих исключительно за счет этого, таких должностей (ролей) формально и даже реально нет.

Де факто же они пристутсвуют в более или менее явном и, простите, неполноценном виде, просто их там так не называют. На мой взгляд, педагогическим дизайнером в таких компаниях должен и имеет право называться специалист, умеющий поставить задачу по разработке нового (нестереотипного) образовательного программного средства (будь то отдельный курс, специализированное ПО, модуль LMS, объект в средстве ауторинга, игра или даже уникальный курс, реализуемый в готовом средстве создания контента). А затем выполнение этой задачи курировать. Вон, Алексей Бондаренко задачку вбрасывает: разработать программируемый шаблон(ы) курса. Я бы даже конкурс предложил под эту задачу провести: между образованцами (пед.дизайнерами) и ИТиштиками (технарями). Чья бы взяла, интересно?

4. Парадоксально мнение А.Дюсьмикеева: педдизайн нужен, а педдизайнеры – нет, команды достаточно.
Коллективный интеллект разработческой группы вполне способен, мол, дать нужный результат. Увы, это не всегда так, особенно если в команде нет генератора идей, в нашем случае, аналога того самого квалифицированного специалиста по обучению. Народное вече или производственное собрание здесь не всегда могут выручить. Позволю себе напомнить, г-н Дюсьмикеев, что Ваш покорный слуга не менее 5-6 раз выступал именно в качестве постановщика задачи по разработке уникального (в смысле, единственного в своем роде) ПО в славной компании «МедиуМ», возглавляемой Вами. И работу только по постановке осуществлял преимущественно индивидуально, роясь в литературе, подолгу (обычно месяц-два), с периодическими обсуждениями в узком кругу. Постановщиком задач неких образовательных, полуигровой и консалтинговых программ, а затем уже и сценаристом в 5-х из них. Чего ж Вы, Андрей Борисович, тогда от моих услуг не отказались в пользу команды? Возможно, теперь ситуация изменилась и команда соответствующая подобралась? Допускаю и поздравляю, если это так.

Кстати, психологи знают, что командная работа без присутствия доминирующего лидера-эксперта и/или в условиях авторитарного руководства дает неизменно более низкий результат, чем индивидуальная деятельность наиболее продвинутых членов группы. Кстати, этому правилу менеджеров учат, и не только на MBA, но и на гораздо более скромных программах.

Без педагогических дизайнеров или аналогичных специалистов компании-разработчики курсов превратятся в технических иллюстраторов (точнее, останутся таковыми). Что ж, и это – дело.
Существенная часть гуляющих на рынке так называемых учебных игр, выпускаемых у нас, играми не является по определению. В лучшем случае, это размалеванная и анамированная тестилка по контенту, предложенному заказчиком.
Существенная часть так называемых симуляторов – это не симуляторы деятельности (мыслительной и практической) обучаемых, а визуальное дублирование в курсах (иллюстрирование) того, что и в натуре пронаблюдать можно. Давайте посмотрим правде в глаза и сократим имитацию создания и использования продуктов, имитирующих имитаторы.

Абсолютно согласен с Я. Федяниным: «Не заниматься профанацией заказчиков». Уже за одну эту фразу записал бы Яна в педдизайнеры. Правда, не всегда профанные курсы у нас появляются сугубо по злому умыслу (о чем фактами - располагаю), часто профанность – это результат дисбаланса желаний и возможностей, плод болезней роста, самонадеянности, рискового экспериментирования или недостаточной педагогической и ораторской(речевой) подготовленности тех самых сценаристов и их универсальных менеджеров - стратегов-по-обучению, о которых, в частности и очень конструктивно, по-моему, говорит А.Бондаренко.
Потому как педагогический дизайн (в соответствии со своим определением) требует от своих дизайнеров одного – качественного, рационального, результативного, клиенториентированного и, иногда, обеспечивающего перенос изученного в практику продукта/процесса на основе теорий, прикладных методов и личного креатива. И безо всяких «чего изволите» и конъюнктурщины, о чем здорово сказал Б.Ятленко. Иное – это не педдизайн.
Потому как отличительным профессиональным признаком работы и профессиональной этики – компетентности – педагогического дизайнера является осуществление оптимального образовательного процесса применительно к конкретным условиям, здесь и сейчас. Нет должного качества образовательного процесса и, в пределе, переноса его результатов «к станку» – нет и педдизайна с педдизайнером. Есть лишь фантом педдизайна.

Педдизайнеров не любят. В том числе и на Западе. Уж слишком высоко они планку задирают, сами задиристы и плохо компромиссны. Отчасти потому, как справедливо отмечал Lern21, и невостребованы. Их на это учили-воспитывали: не заниматься профанацией. Дерьмовая профессия, а вам скажу... Хорошо, что их у нас нет, спокойно, тихо… А если б были, представляете, какая б тут дискуссия шла? Не чета этой!

5. Коллеги, я не педагогический дизайнер. Идентифицирую себя в качестве скромного специалиста-прикладника по образовательным технологиям, частным случаем которых выступает, по-моему, и педагогический дизайн. И не без удовольствия прибегаю к его достижениям, когда с ними целесообразно работать. И немножко преподавать/тренинговать про это.

6. Предпоследнее и главное. Уж поскольку я невольно стал «спусковым крючком» и «красной тряпкой» этой дискуссии. Благодарю всех, кто высказался в ней и еще выскажется здесь и в других местах по теме педагогического дизайна. Обнародованые мнения в сумме дают вполне стереоскопичную, думается, картинку положения дел с созданием и менеджментом разработки э-курсов и, отчасти, с их использованием. Все без исключения мнения поэтому ценны и эвристичны.

Особая благодарность тем, кто вдумчиво отнесся к этой теме и, надеюсь, не оставит ее. Это Alexander Ryabinin, Elena Lokteva, lern21, Valery L Leontyev, Veselej, Алексей Бондаренко, Алексей Корольков, Андрей Фирсов, Борис Ятленко, Дарья Мезенцева, Елена Тихомирова, Каллиников Павел, Ян Федянин

7. Сейчас обсуждается вопрос об организации вебинаров и определении сетевого ресурса, на котором будет продолжаться обсуждение темы педагогического дизайна заинтересованными в этом лицами. Следите за объявлениями. Вносите предложения здесь или пишите (эл.адрес указан в моем профиле). Предлагайте свои темы для проведения собственных вебинаров по педдизайну и разработке средств обучения для ДО, мы сможем это организовать. Включайтесь в обсуждение темы здесь и/или здесь . Открывайте и пропагандируйте свои точки обсуждения.

Читать дальше......

воскресенье, ноября 16, 2008

Серьезные игры - про истребление китов

В продолжение вчерашнего поста про серьезные игры. Как известно японцы активно истребляют китов, в том числе под видом научных исследований. С этим борются гринписы и прочие экологические активисты. В качестве одного из инструментов борьбы используются игры - в Harpooned (загарпуненные) нужно управлять японским "исследовательским" судном цель которого убить как можно больше китов. Льются реки китовой крови, появляются подсказки типа: "Киты почему то боятся наших кораблей. Нам надо убить их побольше, чтобы выяснить научную причину такого страха". Отличный способ убедить людей, что японцы плохие. Хотя и пропагандой тоже попахивает.

Читать дальше......

Дистанционное образование становится стратегическим?

Нашел вот такую новость. Выдержки:

10 ноября 2008 года Комитет Государственной Думы по образованию провел «Круглый стол» на тему «Электронное обучение в России: состояние и перспективы развития». В работе круглого стола приняли участие около 80 человек: представители Государственной Думы, специалисты Министерства образования РФ и его ведомств, ректоры российских вузов, руководители ведущих компаний в области электронного обучения, члены Экспертного совета по электронному обучению и информационным технологиям в образовании при комитете, в том числе, МГУ имени М.В.Ломоносова.
...
В ходе круглого стола было отмечено, что электронное обучение, внедрение передовых информационных и коммуникационных технологий в образовании становится стратегически важной для всей страны формирующейся отраслью. Ее развитие в соответствии с современными требованиями требует активного участия всего общества и поддержки со стороны государства, в первую очередь, в части нормативно-правового обеспечения.
...

Звучит красиво. Одно только смущает, что новость находится только на сайте nanometr.ru, посвященном нанотехнологиям. Не верите - проверьте заголовок и текст по news.yandex.ru. Теперь e-learning относится к нанотехнологиям со всеми вытекающими отсюда последствиями?

Читать дальше......

Вышел Courselab 2.5

Версия Courselab 2.5 наконец доступна для скачивания, начиная с понедельника. Что нового в версии. Самое главное что появилось - возможность расширять функциональность редактора за счет своих обучающих объектов и шаблонов, т.е. использовать его как расширяемую и настраиваемую авторскую платформу. Можно взять за основу любой стандартный учебный объект и сделать на его основе свой (например, переделать контрольный вопрос или интерактивный список). Также можно модифицировать и добавлять шаблоны оформления модулей. Мы предлагаем всем компаниям, занимающимся контентом и разработкой курсов на рынке e-learning попробовать свои силы в создании и настройке шаблонов курсов, интерактивных объектов, персонажей (агентов). Более 150 компаний и ВУЗов, уже использующих редактор, будут заинтересованы в таких услугах. Многие даже готовы за это платить :)

Первые работы наших партнеров вошли в дистрбутив 2.5. В дистрибутив входят шаблоны разработанные компаниями:

1) Медиум


2) Центр E-Learning

Читать дальше......

суббота, ноября 15, 2008

Мусорная игра

Концепция "серьезных игр" для взрослых очень популярна в последнее время, по крайней мере на Западе. Пример такой игры на сайте Gotham Gazette, посвященном жизни Нью-Йорка. Игра объясняет горожанам почему иногда полезно думать о том что и как делать с мусором если мы не хотим в один прекрасный проснуться в большой куче дерьма.

Чем не способ воспитать из населения граждан?? Впрочем, в отличие от нас у Штатов, эта проблема не так остро стоит (я про граждан, а не про мусор)...



Игра

PS
Коллегам - дарю антикризисную идею: попробуйте впарить разработку чего-то похожего московскому правительству - они там любят модные фишки :) У нас же граждан воспитывают исключительно сверху...

Читать дальше......

Педагогический дизайн(ер) – это ... (1)

Педагогический дизайн – это область науки и практической деятельности, основывающаяся на теоретических положениях педагогики, психологии и эргономики, занимающаяся вопросами разработки учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий и обеспечивающая наиболее рациональный, эффективный и комфортный образовательный процесс (Константин Кречетников).
Источник

Не знаю, как вас, коллеги, меня эта формулировка вполне устраивает.
Из нее попробую вывести описание "термина" пед.дизайнер.

Педагогический дизайнер - это специалист в межпредметной области (педагогики, психологии и эргономики), занимающийся теоретическими и/или прикладными задачами по разработке учебного материала, в том числе, на основе информационных технологий, обеспечивающего наиболее рациональный, эффективный и клиенториентированный образовательный процесс.

Читать дальше......

пятница, ноября 14, 2008

Корпоративный конкурс мультимедиа симуляций и компьютерных тренажеров

Как мотивировать сотрудников компании разрабатывать электронные учебные курсы? Наткнулся (вернее вспомнил, т.к. коллеги рассказывали об этом раньше) на "Положение о проведении открытого конкурса мультимедиа симуляций и компьютерных тренажеров для технологических процессов и производств содержит информацию по следующим вопросам" компании Северсталь на сайте их корпоративного университета.

Выдержка из положения:

8. Результаты Конкурса
8.1. По результатам конкурса определяются 3 Победителя конкурса:
1 место – 15 000 руб.
2 место – 9 000 руб.
3 место – 6 000 руб.
и 3 лауреата по номинациям:
«За творческий дебют»
«За оригинальность сюжета»
«За Бизнес - значимость мультимедиа симуляции, компьютерного тренажера»
Лауреаты награждаются дипломами Корпоративного университета «Северсталь» и памятными призами (в денежном эквиваленте на сумму 12 000 руб.) и подпиской на корпоративный журнал «Синергия» на 2009г.


У кого-то есть аналогичный опыт в компаниях?

Читать дальше......

Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет (послание из провинции)

Дискуссия о пед. дизайне продолжается. Ян Федянин из компании Премиум Консалтинг описал свои взгляд ны проблему.


Сколько не говори «халва», во рту слаще не станет (послание из провинции).

В ходе развернувшейся одновременно на нескольких блогах дискуссии прозвучало мнение, что пед.дизайнер – это некий фантом, мост между экспертом – носителем передаваемых знаний, и ИТ-шником, которые эти знания воплощает в какую-то из электронных форм. Названа основная роль такого посредника – сценарист. Судя по всему, мы этими самыми сценариями уже несколько лет зарабатываем себе на жизнь. Просто не знали, что мы – «сценаристы». А может - «пед.дизайнеры». Теперь вот будем знать, кто мы. Являясь вот такими посредниками между заказчиками обучения и ИТ-поставщиками (как правило, LMS и средств разработки курсов) мы сформулировали несколько вопросов к многоуважемому сообществу e-learning , на которые хотели бы представить свое мнение и были бы рады получить мнение других - как заказчиков, так и разработчиков e-learning’овых курсов.

К заказчикам (руководителям и сотрудникам отделов, отвечающих за дистанционное обучение).


Почему вами в дискуссии ничего не говорится об:
1. Особенностях методологии обучения взрослых, связанных, прежде всего с тем, что обучаемым для усвоения полученных знаний, необходимо получить практический опыт, или хотя бы увидеть как это делают другие?


Пример из практики. Крупному машиностроительному предприятию предлагается курс по «Бережливому производству» - методике существенного снижения затрат, де-факто являющейся стандартом для мирового машиностроения. Руководитель, отвечающий за дистанционное обучение, ссылается на имеющийся уже в корпоративной библиотеке ресурс, представляющий из себя скучнейшую электронную книгу (можно посмотреть на сайте компании). Предложение дополнить и визуализировать уже имеющийся у нас курс видеоматериалом с реальных рабочих мест его предприятия наталкивается на полное непонимание этого руководителя – «А зачем?».

Возможный вывод: Часто заказчику важно не передать знания и лучшую практику сотрудникам компании, а просто необходимо отчитаться о большом объеме курсов в электронной библиотеке. Качество материала и используемая форма представления материала неважны.

2. О профилях существующих и необходимых компетенций, вытекающих из целей, которые ставит перед собой компания?

В нашей более чем пятилетней практике консультантов и бизнес-тренеров мы ни разу не встречали от заказчика пожелания разработать курс, ликвидирующий реально существующий разрыв в компетенциях, необходимых предприятию для достижения успеха. Потому как в этом случае организаторы обучения внутри компании (в том числе и дистанционного) должны были бы эти профили составлять и отслеживать их динамику. От верхней составляющей – финансового разрыва в стоимости компании для акционеров - последовательно идти вниз через клиентскую и операционную составляющую к профессиональным компетенциям сотрудников. И цели обучения, а, соответственно, программу обучения и ее объем формировать в зависимости от существующего разрыва в компетенциях. Но, видимо, это гораздо сложнее, чем просто формировать ту же самую библиотеку курсов.

Пример из практики. Южнороссийскому филиалу одного из крупнейших российских банков предлагается разработка симуляции по качественному обслуживанию клиентов (можно видео-, можно анимационную, можно 3D-графику и кукол, можно двумерную графику, в общем вариант: «чего изволите?»). Тема горячая, так как пришедшее недавно в банк новое руководство качеством клиентского обслуживания сверхобеспокоено, и, соответственно, сверху вниз спускает указание «Клиентов – любить!». А как их любить – никто не знает. В ходе обсуждения выясняется что банке «Стандартов обслуживания клиентов» нет. Вздохнув, мы за ту же (!) цену предлагаем разработать и «Стандарты обслуживания», и уже на их основе сделать симуляцию. Вот сценарий, так сценарий – «Стандарты обслуживания» для крупнейшего банка! В итоге, все-таки не сошлись в цене – сделать за цену симуляции еще и стандарты обслуживания мы были готовы, а при этом еще упасть по цене вниз на 20 процентов – уже нет.

Возможный вывод: Заказчику не результат был нужен – научить сотрудников любить клиентов, а демонстрация бурной деятельности с разносами и неожиданными инспекторскими налетами в различные отделения банка и криками: «Вы почему клиентам не улыбаетесь?!». Ну а о реализации стратегических целей – пусть думают заграничные дорогостоящие консультанты!

3. О процессе обучения не «для отчета», а о действительном вовлечении обучаемых в процесс обучения.

Кто видел наш курс по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма «Крестный отец-115ФЗ» согласны с тем, что по проработке и представлению материала ничего подобно на рынке нет. Но часто руководители, принимающие решение о покупке курса, просят нас разработать вариант этого курса в формате обычного текста с гиперссылками. Как они говорят: «Сделайте все то же самое, только без кукол, анимации и звука»! Почему? Потому что они все решили за своих операционистов и кассиров. Нечего сотрудникам банка сидеть и смотреть последовательно - от простого к сложному - восьмичасовой курс – им работать надо! Пусть быстренько пролистают нормативку, с них хватит. Остальное на рабочем месте доберут.

Возможный вывод: Говоря об уважении к персоналу, все опять отделываются двойными стандартами. Яркий и красивый курс – зачем? Пусть читают текст с гиперссылками. Который, кстати, мы же сами и соберем – надо же занять и своих сотрудников отдела дистанционного обучения, ведь программа, четко и последовательно структурирующая весь материал, уже под рукой. Как нам написали сотрудники одного банка (не буквально, но по сути): «Спасибо, что натолкнули нас на мысль, чем нам заняться. На основе вашей программы курса, мы теперь свой разработаем. Будут новые предложения – обязательно нам пишите!». В смысле – не стесняйтесь подкидывать идеи! И неважно, что их курс и в десятой части не будет таким ярким и красивым как наш – зато вроде как «сэкономили на закупке». Никто не считает альтернативные затраты, что дешевле – содержание специалистов – внутренних «сценаристов-фантомов-посредников» - или покупка у поставщика профессиональных услуг.

К ИТ-шникам.

Здесь даже не вопросы, а некоторое непонимание – почему столько внимания в e-learning ими уделяется LMS и средствам разработки? Как разработчики сценариев, мы не очень разбираемся в IT-проблемах. Есть SCORM 1.2, есть SCORM 2004, есть другие – что еще нужно знать разработчику? Используемый нами Articulate хорош тем, что он интуитивно понятен даже не знающему английский язык. Все просто, функционально и очень красиво. Для передачи некоторой интерактивности PowerPoint – самое то. А для настоящей симуляции или, тем паче, игры – этого мало. И зачем для бизнес-симуляции или игры нужен SCORM? Там уровень, на котором ты оказался, сам определяет объем твоих знаний. Хотя, конечно, если руководителю отдела дистанционного обучения необходима статистика по обучению – можно и игрушку в LMS засунуть.

И на наш взгляд LMS - это лишь книжный шкаф. А электронные курсы – это книги. И нам кажется, что умение собрать добротный шкаф не коррелирует прямо с умением написать хорошую книгу/курс.

Чтобы наше мнение по вышепредставленным вопросам не было бы просто очередным «плачем Ярославны» о том, как все плохо на рынке дистанционного обучения, мы хотели бы сделать несколько предложений к сообществу (в том числе - и к руководителям, и к сотрудникам отделов дистанционного обучения, которые для своих внутренних «заказчиков» также являются разработчиками!):



  • Не заниматься профанацией заказчиков. Давайте не будем слишком заумными и будем уважать людей, которые по своей или чужой воле окажутся «один на один» с нашими курсами (играми, симуляциями и т.д.)! Пусть представленная информация будет для них значима, а форма – интересна.

  • Открывать заказчику новые горизонты. Наше мнение, что будущее обучения в том, что делают сегодня McDonalds, Intel, Cisco и IBM. Обзор лучшей практики мировых компаний с завидной регулярностью здесь представляет Алексей Корольков, стоит лишь немного «покопаться» в его блоге; мы собрали некоторые образцы у себя: http://www.premiumconsult.ru/page22.html, не проблема другие примеры найти в интернете. И не надо далеко никуда ходить к великим гуру! Как говорится в известном анекдоте: «Бьют не по паспорту, а по морде!». Делайте хотя бы так же! Здесь настоящие сценарии, настоящая графика, настоящие сюжеты!


Показываете заказчикам эти примеры лучшей практики обучения, а не предлагайте очередные слайды с текстом. Не называйте слайды с текстом «играми»! Берите документы заказчика (или разрабатывайте их, если необходимых документов нет), на основе этих документов пишите нелинейный и увлекательный сценарий, решайте какие средства визуализации вашего сценария больше подходят – видео или анимация, и делайте игру, симуляцию или, в крайнем случае – видео-курс. И как вы при этом будете называться – «пед.дизайнер» или «сценарист» - какая, собственно, разница?

Читать дальше......

четверг, ноября 13, 2008

Не только педдизайнер...

В последние самой обсуждаемой темой в блоге был педдизайн и педдизайнеры. Причем обсуждение еще не закончено - у меня лежит как минимум еще один материал на эту тему - ждет своего часа.

НО, в наших российских реалиях e-learning'ом в компании зачастую занимается один единственный человек. В условиях кризиса количество ресурсов тоже скорее всего не увеличиться, а нагрузка может возрасти из-за сокращения очного обучения в целях экономии. И этот единственный человек далеко не только педдизайнер.

Я выписал список задач решаемых ответственным за ДО в компании (не считая задач написания сценариев курсов, которые тоже иногда на него "вещают"):
- взаимодействие с ИТ-департаментом
- работа с СДО, размещение материалов
- работа с авторскими средствами
- управление проектами (внедрение ДО, развитие системы, разработка курсов)
- управление работой с экспертами (внутренними и внешними)
- подготовка документации (инструкции для обучаемых и т.п.)
- взаимодействие с контракторами (разработчиками курсов, поставщиками софта)
- оказание технической поддержки клиентам (сотрудникам компании)
- подготовка текстов (новости учебного портала, сообщения для пользователей и т.п.)

А также:
- верстка материалов в HTML
- работа с графическими редакторами
...

Что еще я забыл?

Ну и кто это должен быть? Девочка-гуманитарий или мальчих технарь? Или целый отдел из мальчиков и девочек?

Читать дальше......

Обновления Adobe Flash / Shockwave

* Для скачивания пробных версий программ разработки предварительно нужно пройти несложную процедуру регистрации на сайте Adobe.

Читать дальше......

среда, ноября 12, 2008

Исследование агентства ВЭП - как тестируют людей в банках

Агентство "ВЭП" - разработчик хорошо известного в узких кругах банковских HR-ов программного продукта "Большие Банковские Тесты". Мы давно поддерживаем отношения с коллегами и даже интегрировали наши продукты (ББТ и WebTutor).

Московское представительство Агентства в лице Эдуарда Бабушкина провело исследование использования профессиональных тестов в банках. Надеюсь многим банковским людям будет интересно чему и как тестируют свой персонал коллеги. Выборка не слишком велика (10 банков), но и это весьма неплохо для текущего непростого времени.

Познакомиться с итогами исследования можно в статье на distance-learning.ru. Если возникнут вопросы - задавайте в комментах к этому посту - я думаю, что Эдуардс удовольствием на них ответит.

Читать дальше......

Как мне не удалось походить в пед.дизайнерах в примерах (1)

Борис Ятленко сводит роль того, кого мы называем педагогическим дизайнером к роли сценариста. Lern21 констатирует, и вовсе небезосновательно, что исполнитель роли пед.дизайнера у нас невостребован. Почему же у них, за западным бугром такая профессия имеется, а у нас никак не приживется. Возможно, что тамочки хорошо, то нашенскому человеку если не смерть, то хвороба.

Попытаюсь в нескольких примерах продемонстрировать, как провалились некоторые мои по-детски невинные попытки побывать в педагогических дизайнерах. А заодно и разницу между дизайнером обучения (= пед.дизайнером = технологом обучения) и сценаристом курса. В примерах! (Пед.дизайн, кстати, прописывает несколько правил уместного и неправильного обучения на примерах).

Интерпретации излагаемых фактов даются сугубо в субъективном ключе. Объективные выводы предоставляется делать незаинтересованным лицам.

Пример 1 (бюджетный)

Предисловие к примеру:
Педагогический дизайн подразделяет графическое представление материалов в средстве обучения на 3 группы:
1. Содержательная графика (является предметом изучения или случит для иллюстрирования предмета изучения, включая его представление в виде графических схем, графов, образного представления процессов и т.п.)
2. Функциональная графика (поля и отбивка на странице, слайде, ссылки и сноски, выделения кеглем и цветом, кнопки навигации и т.п.)
3. Фоновая графика (цвет бумаги, подложки, визуальное представление контекста)
Педагогический дизайн запрещает использовать графику, не имеющую отношения к содержанию курса (предмету изучения или логике его интерпретации), а также дает четкие рекомендации об условиях ее применения.

Сваял сценарий некого навыкового курса. Компания провайдер (разработчик) разукрасила этот сценарий на манер не то лубка, не то собора Василия Блаженного. Фоновые изображения – избыточны и буйны (т.е композиционно давят), ни одного белого пятна на слайде. Собственно обучающая графика и анимация – процентов 10 от силы 15 от общего буйства красок и рек, лесов, полей, гор, пустынь и морей. В качестве главного персонажа – явно тайный наследник русского князя Урус-Кучум-Кильдыбеева, только что получивший аттестат зрелости престижной средней школы с углубленным изучением всего хорошего. Этот персонаж линейно ведет обучаемых через приключенческие перипетии курса, которые к осваиваемым навыкам имеют весьма условное отношение, ведет почему-то в трусах и в советской майке на бретельках. Ладно бы навыки были грузчицкие или спортивные. Нет, речь шла о навыках работы с клиентами в офисе. И раздельчик по дресс-коду имелся, кстати, в курсе том.

Претендуя на лавры пед.дизайнера, говорю провайдеру: «Братцы, да зачем это за уши притянутое буйство красок и половодье нефункциональных чувств? Ведь, говорю:
1. От дела отвлекает, на цель курса не работает
2. Разработку удорожает
3. В сетях тормозить будет и т.п.»
Твое мнение, отвечают, невостребованное. Мы тут не пед.дизайном дурацким занимаемся, а бюджет накручиваем. И заказчику нравится…

Пример 2 (софтверный)

Предисловие к примеру:
В обязанности педагогического дизайна входит повышение эффективности обучения, включая и уменьшение затрат на разработку средств обучения и сокращение его длительности не в ущерб достижению образовательных целей.

Сижу ваяю сценарий. Курс и здесь навыковый. Придумываю упражнение:
Матрица, 4 по горизонтали, 12 по вертикали. Верхние ячейки матрицы – места входа обучаемого, т.е. варианты ответа на претест. В зависимости от выбора ячейки далее по определенному алгоритму проектируется адаптивная работа: с начислением баллов и коэффициентов, возвратами на несколько шагов назад при неуспехе, тупиковыми ходами в случае совсем неправильного поведения и возвратом в начало, а также педагогичным и ненавязчивым подталкиванием к поведению корпоративно желательному.
Короче, классно вышло. Даже на игру похоже. Благодаря комбинаторике всего и вся в матрице-то (число возможных комбинаций сосчитать несложно).

Претендуя на лавры пед.дизайнера, говорю провайдеру: «Вот как надо делать, дешево и сердито. Алгоритмик-то не бог весть какой сложный, за 3-5дней , ну, за неделю и запрограммируется».
Твое мнение, отвечают, невостребованное. Мы тут не программированием занимаемся, а иллюстрированием. Обойдемся анимацией да рисунками и кнопкой "Дальше".
Опять пришлось в сценаристы переквалифицироваться.

Надеюсь, эти примеры хоть отдаленно иллюстируют разницу, между дизайнером обучения и сценаристом курса? Могу еще кучу сходных примерчиков привести, если интересно.

P.S. Случайное совпадение изложенных в примерах 1 и 2 фактов с реальными прошу считать случайным.

Читать дальше......

понедельник, ноября 10, 2008

Ударим e-learning'ом по карате

Можно ли через веб научить карате? Мне сомнительно, но люди пытаются и берут за это деньги - см. сайт Interdojo.

Читать дальше......

Системный блок с мозгами?

Японским мудрецам-ученым "удалось приблизиться к созданию искусственного интеллекта биологическим путем. Из стволовых клеток они вырастили фрагменты коры головного мозга... Добавив в клеточный материал определенные протеины, ученые создали целые области, отвечающие за функции движения, зрения, обоняния и памяти."
Источник

Теперь Вам понятно будущее компьтеров? :)
Интересно, а будут ли в них вживлять мозги девочек-гуманитариев или только мальчиков-технарей? :)

Читать дальше......

воскресенье, ноября 09, 2008

Наш вклад в победу демократов


Новый персонаж Courselab 2.5 - в поддержку 44-го президента США :)

Читать дальше......

Фантом «Педагогического дизайна»

По просьбе Бориса Ятленко публикую его статью "Фантом Педагогического дизайна". Она продолжает бурно обсуждавшуюся в последнее тему.

PS - если кто-то еще хочет высказаться развернуто - присылайте мне свои статьи или ссылки на них - я с удовольствие их размещу!

Фантом «Педагогического дизайна»
Борис Ятленко

Удивительно, но тема педагогического дизайна стала, чуть ли не самой главной темой блога. Кто он (педагогический дизайнер), что делает, где таких готовят и даже его половая принадлежность («мальчики-технари или девочки-гуманитарии»)? Позвольте изложить свое видение этого явления, поскольку себя я причисляю именно к этому «фантому».

Во-первых, я считаю этот термин крайне неудачным. Дело не в термине как таковом, а в его прозрачности - ясности для понимания окружающими. А вот тут большая проблема, и длительная дискуссия на эту тему только подтверждает это. Теперь эта дискуссия «грозит» вылиться в вебинар. Конечно, ничего плохого в этом нет, ну поговорит народ, и разойдется (каждый при своем мнении).

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос иначе – не с позиции должностей и личностей, а с позиции ролей, или как любят говорить в «моей любимой IBM», с учетом responsibility (области ответственности). В процессе создания учебного контента для ДО присутствуют следующие основные роли.

· Автор исходного материала – специалист предметник. Например, искусствовед – для курсов по музейной тематике, или андеррайтер – для страхования. Если совсем упростить, то можно сказать так, он знает все, кроме того, как делать учебный курс.
· Программист (компания аутсорсер) – специалист, который умеет создавать программные приложения, но ничего не понимает в предметной области, да и в педагогике тоже.
· Между ними и находится наш «фантом», которого я называю сценаристом. Он должен не только уметь разговаривать на «одном языке» с обоими, но и выполнить то, что они не могут (да и не должны), – трансформировать исходный материал в учебный с учетом специфики аудитории и технических ограничений программной реализации.

Число сотрудников, которые реализуют эти основные роли, может быть как меньше, так и больше числа основных ролей. Мне в разное время доводилось выполнять и все роли сразу, и две последние, но сейчас – только последнюю (сценарную).

Мне кажется удачной, как по терминологии, так и по содержанию, - аналогия с производством кинофильмов. Там тоже есть автор материала, например, Л.Н.Толстой – «Война и Мир» 1886 (кино еще не существовало). Есть авторы сценариев (как минимум, три), по которым в разное время были сняты фильмы. Например, С.Бондарчук в 1968 году и европейский телефильм в 2007, снятый усилиями шести европейских стран.

Не обязательно быть киноведом, чтобы увидеть, насколько это разные фильмы – сценаристы по-своему интерпретировали роман Толстого. Любопытно, что здесь тоже была учтена особенность целевой аудитории: показ телефильма в Европе вызвал небывалый ажиотаж, даже книги Толстого раскупили. А у нас фильм был принят очень прохладно, - только и было слышно «… а Тихонов был лучше…». Более того, была учтена «особенность реализации», которая выразилась в том, что в телефильме использовались компьютерные эффекты, которые и не снились Бондарчуку.
Ну что, убедил в том, что наш «фантом» - это сценарист?

Продолжим аналогию. В кино есть еще оператор, который визуализирует задумки сценариста, - ну чем не аналог роли программиста. А еще есть актеры, которые воплощают на пленке задумки сценариста и оператора, - ну чем не аналог со средствами программирования. Там еще много участников процесса, и чтобы не уходить от темы, на этом и закончим аналогии.

Хорошо, ну а кто может быть сценаристом? - «Мальчики-технари или девочки-гуманитарии» (извините за плагиат, но очень понравилась фраза очаровательной Елены Локтевой). Ответ простой, - да любой, кто сможет выполнять функции, перечисленные выше. Где их готовят? Да нигде, поскольку это не отдельная область знаний, а набор знаний и навыков на стыке информационных технологий и педагогики. Причем именно в такой последовательности.

Люди разные и раскрываются по разному, но мне кажется, что виртуальный портрет нашего «фантома» выглядит так:

IT – специалист, имеющий практический опыт проектирования информационных систем, знакомый с Интернет технологиями и главное, - имеющий педагогический опыт (чтение лекций, желательно для повышающих квалификацию). Однако, пожалуй, самое главное, - этот человек должен уметь и хотеть учиться сам (мой личный опыт показывает, что для того, чтобы «въехать» в новую предметную область требуется от 1 года (работа в Эрмитаже) до 3 месяцев (работа в страховании)). А вот мальчик это или девочка, молодой, или не очень, окончивший столичный университет или областной ВУЗ не очень важно (я бы взял выпускника факультета Кибернетики МИФИ, хотя возможно это просто любовь в свому институту).

И что, - все так просто? Берем умного мальчика, или девочку, подходящего под «виртуальный портрет», и отличные курсы польются рекой? К сожалению, нет, потому, что нет рецепта для таланта, также как и нет вакцины от бездарности. Продолжая киношные аналогии, разве можно ответить на вопрос как удалось Тарковскому снять гениальный фильм Солярис по небольшой и совершенно невыразительной повести С.Лема?

Ну, с гениями все понятно, а что делать, когда их нет? Ну не давать же объявление «мы ищем таланты»? Есть простой рецепт, который изобретен не мной, и который уже давно широко используется во всем мире, пожалуй, за исключением нашей страны. Это изучение чужого, но успешного опыта. Найдите курс, который вам нравиться, пригласите его автора на консультацию, или попросите обучить ваших людей, или просто наймите его, но с обязательным условием обучения своих людей. Так живет весь мир, за исключением тех, кто с упорством достойным лучшего применения продолжает «изобретать велосипед». Занятие конечно увлекательное, но не конструктивное.

Не думаю, что я для кого-то «открыл Америку», - все это достаточно прозрачно.
Будем считать это моим вкладом в дискуссию о педагогическом дизайнере, который действительно является ключевой фигурой в технологической цепочке ДО, но которого я называю сценаристом.

Читать дальше......

Что надо знать о педагогическом дизайне

В продолжение бурной дискуссии о заведующем педдизайнерской частью статья на distance-learning.ru - Что надо знать о педагогическом дизайне. Это перевод поста Тома Куллмана в блоге компании Articulate.

Читать дальше......

суббота, ноября 08, 2008

Вы уже в коме?


Текст на картинке: Лучшее, что может сказано о большинстве e-learning программ - они дают вам ощущение, что вы уже в пали в кому, без чувства беспокойства и прочих неприятностей :)

Найдено в блоге у learn21

Читать дальше......

Еще раз о визуализации бизнес-процессов

На днях в комментариях к посту Владимира Наумова про визуализацию бизнес-процессов на копоративном портале Борис Ятленко высказал мнение о практической бессмысленности предложенного решения для обучения и управления знаниями. Так уж совпало, что на днях я наткнулся на материал, который описывает новое решение IBM (кстати, в этой компании Борис много лет работал) на базе портала WebSphere которое предназначенно в том числе и для визуализации бизнес-процессов для сотрудников (читать на английском на сайте KMWorld). Получается, что если мы и ошибаемся, то делаем это вместе с IBM, что приятно.

Цитата в моем переводе:
Том Розамилиа, менеджер продукта IBM Websphere: "Наши клиенты все лучше понимают, что их конкурентное преимущество лежит не только в продуктах или сервисах, но и в эффективных бизнес-процессах. Они нуждаются в визуализации бизнесс-процессов, возможности изменить их на лету для того чтобы на основе этого проводить постоянные улучшения и иннвации"

Читать дальше......

Удивительное рядом или почуствуйте разницу

Группа ведущих британских бизнесменов подписала и опубликовала в ряде газет открытое письмо. В нем они призывают коллег по бизнесу не сокращать инвестиции в обучение и подготовку персонала в период кризиса, т.к. именно сейчас самое время инвестировать в таланты и потенциал людей. Также правительство в рамках проекта Simplification of Skills in England открывает портал, который поможет работодателям строить планы развития сотрудников. Источник.

А теперь представьте себе Потанина и Дерипаску, которые пишут письмо в КоммерсантЪ с предложением инвестировать в интеллектуальный потенциал страны :) Вместо этого они стоят с протянутой рукой за нашими деньгами из стабфонда...

PS
В дополнение - вот что сказал еще один мудрец из руководящей когорты нашей страны
(Фёдоров Евгений Алексеевич, председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной думы РФ):
Инвестировать в науку — всё равно что наливать в дырявое ведро. Большая часть того, что мы наливаем, автоматически уходит на подпитку других стран. По нашим расчётам, четверть американских технологий произведены выходцами из бывшего СССР и России, которые получили знания в советских и российских вузах и лабораториях, а потом вложили их в американскую экономику.

Ни в коем случае не надо никуда инвестировать, кроме элитной недвижимости, бриллиантов и дорогих машин - пусть растут новые поколения дебилов! Всю необходимую для жизнедеятельности информацию электорат может получить от телеканала ОРТ.

Как это увязать со словами президента про экспорт знаний, культуры и прочую красоту - попробуйте объяснить себе сами.

Читать дальше......

пятница, ноября 07, 2008

Windows 7

В Лос-Анжелесе (США) началась конференция WinHEC (Windows Hardware Engineering Conference), посвященная поддержке различного оборудования в операционной системе Windows 7.

По заявлению высокопоставленных руководителей Microsoft, уроки Vista выучены сполна и сейчас драйверы Vista, а значит и Windows 7, готовы для 90% всего оборудования, используемого на рабочих столах всего мира. Руководители Microsoft еще раз заверили разработчиков и поставщиков оборудования ― все, что работало в Vista, будет работать в Windows 7. Оптимизация программной части Windows 7 помогла добиться впечатляющих результатов ― некоторые из них были продемонстрированы в рамках открытия конференции WinHEC.

В частности, в Windows 7 используется параллельная загрузка сразу нескольких устройств. Также операционная система может сама определять, какие службы следует запускать обязательно, а какие можно выгрузить из памяти, когда обнаруживается нехватка памяти или ресурсов ввода-вывода. Кроме того, в отличие от Vista, новая версия Windows использует компактный фиксированный участок памяти для исполнения ключевых функций. Так, в ходе демонстрации при 70 открытых приложениях Vista допустила значительную утечку памяти, занимаемой ядром, а Windows 7 не заняла ни одного лишнего килобайта.

Новая система управления энергопотреблением, реализованная в Windows 7, позволяет существенно продлить время автономной работы от батарей, что очень важно для пользователей ноутбуков. Кроме того, для беспроводных устройств Windows 7 позволяет автоматически снизить потребляемую мощность за счет уменьшения силы сигнала.
Еще одно важное новшество должно коснуться времени завершения работы: в Vista оно составляло до 6-7 минут. Сейчас Microsoft показала, как осуществляется принудительная остановка любой из служб Windows 7 ― это должно ускорить завершение работы системы без потери данных. Вдобавок к различным новым функциям для удобного подключения периферийных устройств в операционной системе Windows 7, был показан механизм подключения устройств, когда для активации функций периферии нужно ввести специальный PIN-код.

Еще на конференции WinHEC уделяется большое внимание созданию интерфейсов с сенсорными экранами. В частности, вниманию разработчиков представлены инструментарии SDK для доступа к сенсорным функциям Windows 7. Кроме того, объявлено о начале поставок соответствующего оборудования в самое ближайшее время, пишет http://www.entmag.com/.

Читать дальше......

Тема все еще открыта

Коллеги, хочу обратить ваше внимание, что дискуссия на тему " Кто у нас заведует пед.дизайнерской частью? " продолжается. Там появилось весьма обстоятельное сообщение Елены Тихомировой. Грех его пропустить, по-моему

Читать дальше......

Медведев создал Совет по развитию информационного общества в России

Вчера Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по развитию информационного общества в России.

Основной задачей Совета будет реализация стратегии по развитию информационного общества в России, которая обсуждалась этим летом в Карелии. По указанной ссылке можно прочесть основные идеи, которые были там предложены (кстати, тогда именно к ноябрю Медведев потребовал от чиновников предоставить информацию о регламенте «электронного правительства»).

Совет по развитию информационного общества будет контролироваться Администрацией президента. Он будет иметь право запрашивать информацию у любых органов российской власти для выяснения ситуации с информатизацией общества. Кроме того, он имеет право приглашать глав разных органов власти на свои совещания. И анализировать существующие законы Российской Федерации на предмет их изменения для развития информационного общества.

Решения Совета будут реализовываться в виде указов, распоряжений и поручений Президента. И, кстати, сам Дмитрий Медведев является главой этого совета.

Судя по всему, он действительно решил серьезно заняться развитием информационных технологий в России.

Положение о Совете
Состав Совета
Состав президиума Совета

Читать дальше......

четверг, ноября 06, 2008

Со временем все портится

Очень интересная, наглядная статья, имеющая отношение к тенденциям развития средств обучения.

Если кто не читал ― рекомендую.

Читать дальше......

Приоритет — производство и экспорт знаний

«Наш приоритет — производство, а в перспективе и экспорт знаний, новых технологий и передовой культуры, а значит, достижение лидирующих позиций в науке, образовании, культуре. Мы обязаны быть на переднем плане инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. На такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит. Даже в непростые финансовые периоды», — отметил Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая с посланием к Федеральному собранию.

Читать дальше......

среда, ноября 05, 2008

.рф

В столице Египта на 33-й конференции ICANN официально утвержден российский национальный кириллический домен верхнего уровня. Как и ожидалось, им стал домен «РФ». Определен и администратор домена — координационный центр домена RU.

Читать дальше......

Голограмма. Почти как в «Звездных войнах»

Канал CNN в ходе вещания, посвящённого выборам президента США перенёс свою журналистку из Чикаго прямо в телевизионную студию в виде голограммы.

Читать дальше......

Вакансия на замещение должности педагогического дизайнера

Не смог удержаться и не разместить в виде самостоятельного поста комменарий Андрея Фирсова к притихшей было дискуссии "Кто у нас заведует пед.дизайнерской частью? ", дабы он (комментарий) случайно не прошел мимо нашего поля зрения.
Спасибо, Андрей.

Текст вакансии на замещение должности педагогического дизайнера в университете Льюиса:

Директор по педагогическому дизайну подотчетен декану школы профессионального и непрерывного образования и ответственен за разработку, внедрение и оценку обучения в области педагогического дизайна для колледжей/программ/факультетов.
Работая совместо с директором по новым образовательным технологиям, принимает активное участие в управлении системой Blackboard.

Обязанности:
- советы и помощь при разработке учебных проектов в онлайновом, смешанном или обычном обучении;
- участие в деятельности факультетов при разработке и проведении мероприятий, в части, относящейся к педагогическому дизайну;
- проведение семинаром по современным методикам обучения;
- исследование лучших практик онлайнового и обычного обучения и разработка механизмов для внедрения их на факультетах;
- совместно с директором по новым образовательным технологиям обеспечивать успешное проведение онлайновых и смешанных программ;
- участие в разработке инструментов для оценки онлайновых/смешанных программ;
- участие в разработке университетских стандартов по дистанционному обучению;
- участие в Комиссиях университета при необходимости;
- прочие обязанности при их назначении.

Квалификация: мастерская степень в соответствующей области образования. Опыт работы в высшей школе и в среде онлайнового обучения.

Читать дальше......

вторник, ноября 04, 2008

Обучающие игры

Игра: «Активизировать деятельность коллектива» [ Открыть ]
Игра: «Вспомогательные подразделения» [ Открыть ]
Игра: «Кризис развития» [ Открыть ]
Игра: «На стратостате Пикара» [ Открыть ]
Игра: «Слим-шкаф для обуви» [ Открыть ]
Игра: «Строительство плотины» [ Открыть ]

Игры развивают умение анализировать ситуацию и принимать обоснованные решения.

Для обучения принятию решений лучше использовать в комплексе с курсами: «Аспекты творческого мышления менеджера»; «Активизатор генерации творческих идей и решений»; «Технологии принятия решений: Решение» или другими из 14-ти курсов серии «Технологии принятия решений».

Читать дальше......

понедельник, ноября 03, 2008

Визуализация корпоративных процессов на портале компании

Обучение персонала направлено, в конечном итоге, на реализацию тех или иных бизнес-процессов компании. В содержании большинства курсов с различной степенью очевидности отражаются эти процессы. Всегда ли обучаемый понимает их суть? Осознает ли, какая роль в их реализации ему отводится? Видит ли свое место в цепочке смежных ролей, предпосылки и последствия выполняемых им процедур? Перечисленное здесь – лишь одна сторона проблемы.
С другой стороны, не остаются ли описания бизнес-процессов, а также их реинжиниринг и фиксация его результатов за кадром для подавляющей части персонала компании? Включая и тех, чьей работы это непосредственно касается. Общеизвестно, что именно человеческий фактор является камнем преткновения при широком внедрении изменений. Люди должны осмысленно относиться к своей работе.

Одним из средств решения подобных (и некоторых других) проблем может стать опубликование схем бизнес-процессов для сотрудников. С этой целью компании WebSoft и МедиуМ ведут совместную разработку модуля «Процессы» для системы WebTutor.
Данный модуль предназначен для визуализации процессов в виде схем различного уровня подробности. Одна из его целей – в графическом, прозрачном для понимания, виде донести логику и структуру процесса до его исполнителей, какую бы ступеньку в иерархии компании они ни занимали. При этом каждый из участников процесса видит свою роль в нем, исполняемые процедуры, связи с исполнителями смежных ролей и процедур, учебных, аттестационных и иных мероприятий.





Модуль, описывающий процессы, равно как и его отдельные элементы, могут быть связаны гиперссылками или иным образом интегрированы с различными модулями системы WebTutor, например, с «ответственными» за управление знаниями, подбор персонала, описание компетенций и/или KPI и др.



Читать дальше......

E-learning, мотивация к учению и формула содержания курса

Вообразите себе ситуацию, когда Вас побуждают выполнять работу, которой Вы не обучены или обучены в недостаточной степени. Как при этом будет себя вести Ваша трудовая мотивация?

Наука об обучении взрослых – андаргогика – говорит, что зрелых людей пуще прочего мотивирует к учению возможность с его помощью решать их собственные проблемы и снимать актуальные трудности. Причем, как можно скорее и как можно прагматичнее.
Не с поиска ли и составления перечня таких проблем и трудностей следует начинать изучение целевой аудитории конкретного курса? Вот где окажутся в первую голову востребованными знания и опыт предметных экспертов, данные анкетирования потенциальных обучаемых и их непосредственных начальников.

Какими бы ни были ожидания менеджмента от обучения людей (которые всегда сводятся к повышению их результативности), эти ожидания следует перевести для обучаемых на язык целей и задач курса. Эти цели и задачи в общем виде формулируются в следующих терминах:

делать X в условиях Y, Z с ограничениями M, N.
Ограничения здесь связаны с тем, 1. что корпоративное обучение не стремится объять необъятного, 2. что существует масса ограничительных норм и технических регламентов в любой из фирм.

Само же содержание курса будет не просто излагать те или иные теоретические сведения, границы их применимости, примеры и образцы правильной деятельности, а рассказывать в придачу о том, какие проблемы и трудности при этом возникают и как их разрешать. Таким образом, обобщенная схема курса может быть описана примерно так:

делать X на основе концепции R в условиях Y, Z с ограничениями M, N, решая практические проблемы Q, W посредством D, S.
Плюс, разумеется, оценочно-контролирующий блок курса.

Случись такое, практикуемые в компаниях инструменты внешней мотивации к обучению (типа «выдачи красивых бумажных сертификатов по результатам дистанционного обучения», «автоматического напоминания о необходимости завершения курса» и т.п. (Источник) придут в гармонию с внутренними побуждениями людей к решению личностно значимых для них производственных проблем.

Читать дальше......

суббота, ноября 01, 2008

Вы перестали пить коньяк по утрам, отвечайте ― да или нет?

Малыш постарался ответить как можно более уклончиво, но
дружелюбно:
― Во всяком случае, мама считает... что Карлсон...
― Отвечай, да или нет, ― прервала его фрекен Бок. ―
Твоя мама сказала, что Карлсон должен у нас обедать?
― Во всяком случае, она хотела... ― снова попытался уйти
от прямого ответа Малыш, но фрекен Бок прервала его жестким
окриком:
― Я сказала, отвечай ― да или нет! На простой вопрос
всегда можно ответить «да» или «нет», по-моему, это не трудно.
― Представь себе, трудно, ― вмешался Карлсон. ― Я
сейчас задам тебе простой вопрос, и ты сама в этом убедишься.
Вот, слушай! Ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай ― да
или нет?
У фрекен Бок перехватило дыхание, казалось, она вот-вот
упадет без чувств. Она хотела что-то сказать, но не могла
вымолвить ни слова.
― Ну вот вам, ― сказал Карлсон с торжеством. ― Повторяю
свой вопрос: ты перестала пить коньяк по утрам?
― Да, да, конечно, ― убежденно заверил Малыш, которому
так хотелось помочь фрекен Бок.
Но тут она совсем озверела.
― Нет! ― закричала она, совсем потеряв голову.
Малыш покраснел и подхватил, чтобы ее поддержать:
― Нет, нет, не перестала!
― Жаль, жаль, ― сказал Карлсон. ― Пьянство к добру не
приводит.
Силы окончательно покинули фрекен Бок, и она в изнеможении
опустилась на стул.

(C) Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон»

Читать дальше......

Гуру о продолжительности обучения

Здесь не раз обсуждался вопрос, сколько длиться электроному курсу. Можно поставить его и несколько шире: сколько времени должна занимать подготовка сотрудника в конкретной предметной области, например, обучение навыкам деловой коммуникации, продуктам, самоменеджменту, стандартам и пр. в неделю, месяц, год?
Вот как на подобный вопрос отвечает Джон Шоул, консультант с мировым именем (customer service guru), автор пяти книг о сервисе, ставших бестселлерами:
"Если компания хочет внедрить культуру обслуживания, то, как минимум, 40 часов в год необходимо выделять на обучение сотрудников. И раз в четыре-пять месяцев менять тренинговую программу, иначе интерес к ней будет угасать. А без постоянного внимания сервис просто умрет. "

Читать дальше......