Websoft

вторник, декабря 30, 2008

С Новым Годом!

Уважаемые друзья!
Поздравляю всех вас с наступающим Новым годом и Рождеством!!!

Желаю семейного счастья, здоровья, успехов во всех начинаниях. Пусть удача сопутствует всем вашим проектам!

Надеюсь что наше общение в будущем году будет столь же интересным и интенсивным, а столкновение мнений будет приводить к рождению истины или по крайней мере новых идей.

Читать дальше......

понедельник, декабря 29, 2008

Знания, умения, сырые помидоры и бритва Оккама

Нынешнее состояние дискуссии о предпочтительности курсов, созданных в средствах ауторинга или уникальных флешовых и 3D продуктов, с одной стороны, и о целесообразности разработки таких курсов силами аутсорсеров или внутри компаний, с другой, напоминает совет О. Бендера гражданину Корейко: «Очень прошу вас, не ешьте на ночь сырых помидоров». Остап Ибрагимович сумел продемонстрировать «заботу»о благополучии «клиента», но не взял на себя ответственности пояснить, к каким последствиям – позитивным и негативным - употребление таких помидоров может привести.

1. Требование объективности вынуждает признать, что ни одно мнение в упомянутой дискуссии не может расцениваться с позиций «правильно-неправильно» или «истинно-ложно». Здесь куда уместнее принцип «полезно-бесполезно» или «эффективно-неэффективно».
Пока никто еще экспериментально не доказал, что «стандарнтый» текстово-картиночный курс передает знания, умения и навыки хуже или лучше, чем анимированный или 3D'ешный. В этом случае уместно опираться на принцип экономии (бритву Оккама):
из нескольких альтернативных подходов выбирается наиболее простой.

Пока не будет экспериментально и надежно доказано:
- что внешние провайдеры создают продукты более или менее эффективные, чем команды разработчиков внутри компаний, и наоборот,
- что учебные средства, сделанные стандартными средствами разработки (все равно, вне или внутри компаний) хуже/лучше обучают, чем эксклюзивные штучные продукты на ту же тему и того же содержания, -
из двух аналогичных решений разумнее выбирать наиболее простые.

Кстати, об этом говорит и практика. Факты подтверждают справедливость принципа Оккама: «стандартные решения» реализуются в десятки и сотни раз чаще штучных. Более того, эксклюзивные разработчики либо сами нещадно используют средства ауторинга, насыщая их флешем и даже 3D, или адаптируют свои уникальные продукты, «сделанные ручками» под требования LMS заказчика.

На практике же пусть цветут все цветы.

2. Присоединяюсь к предновогоднему ожиданию Ирины Деточки «А кто-нибудь в следующем году в компаниях предполагает не просто создавать контент, а развивать навыки и менять поведение сотрудников?» Сам того же жажду.
Однако одного желания маловато будет, поскольку не только наличие контента, но и факт обучения не ведут к автоматическому применению изученного на практике тотчас после «выпускного вечера». Электронное обучение, если оно даже успешно состоялось, не может, не способно по определению 100-процентно гарантировать выплощение изученного (практическую деятельность). Здесь нужны иные решения, часто организационные, а не сугубо учебные. Над поиском таких решений мы и работаем. И не столь здесь важно, покажем ли мы про то, как надо действовать сотруднику, супераховый мультик или скромное слайд-шоу, сделанное в средстве ауторинга. Собака зарыта в механизмах перехода - безразличных к способам создания и предъявления контента - от изученного к его применению на практике. Обучение способно обеспечить лишь потенциальную возможность последнего. А это "последнее"- прерогатива педагогического, а не визуального дизайна или эргономики, которые либо способствуют, либо мешают достижению нужных измененией образовательными средствами.

Цель корпоративного обучения – желаемые изменения в результативности и/или поведении персонала. И на это нужно ориентироваться в первую очередь, независимо от местоположения создателей курсов по отношению к компании и безотносительно к программым (софтверным) и визуальным решениям.
Пусть цветут и конкурируют все цветы. Бритва Оккама сама решит, какие из них срезать, чтоб клумба была клумбой.

На поисках того, как педагогически, психологически и организационно обеспечить целесообразные изменения в поведении средствами e-learning, а именно:
- сбалансировать производственную деятельность людей и содержание корпоративного обучения,
- сократить естественный разрыв между изученным и его применением,
- определить, какие организационные изменения рекомендовать (образовательный консалтинг) ради этого менеджементу,
видимо, стоит ориентироваться в первую очередь, чтобы изученное не пропало втуне, не искажалось и использовалось по максимуму.

Желаю всем участикам процесса сосредоточиться на этом в наступающем году.

Читать дальше......

четверг, декабря 25, 2008

Большие «подводные камни» в бесконечной лазури ДО, или попурри по собственным комментариям в блоге

Давеча пост Владимира Наумова Не пренебрегайте стандартными средствами! вызвал крайне жаркие споры, местами даже выходящие за рамки приличий. Коллеги из Premium Consulting обещали написать ответ, а я опубликовать его или ссылку на него. Что я собственно и делаю: Большие «подводные камни» в бесконечной лазури ДО, или попурри по собственным комментариям в блоге (ответ Яна Федянина) .

Несколько моих личных комментариев по материалу:

Более половины текста Ян доказывает практическую (не теоретическую!) невозможность разработки действительно эффективных обучающих программ, в том числе и e-learning курсов, силами специалистов компании. Доказывает крайне аргументированно - нужно много дорогостоящих программ, людей, времени на прописывание компетенций и стандартов работы и т.п. А мы - разработчики СДО и авторских средств об этом не говорим или даже скрываем правду. Вывод: почти обязательно необходимо нанимать профессиональные команды, а то на что, как правило, способны сотрудники компаний своими силами с помощью стандартных авторских средств в лучшем случае затыкает дыры. При этом Ян не соглашается с тем, что то что предлагают "профессиональные разработчики" (в том числе и мы в Websoft) это банальный аутсорсинг (хотя это почетная профессия и IBM зарабатывает на этом $30 миллиардов в год).

И со всем этим я бы согласился, если бы не одно НО: я знаю много компаний, которые сами делают эффективные, на мой взгляд, электронные курсы, не имея в штате больших команд со знанией Flash и 3-d инструментов (как впрочем знаю и массу других которые этого не делают или делают не эффективно). Этот факт опровергнуть достаточно трудно. 5 лет назад для того, чтобы снять видео требовалась дорогая профессиональная камера, теперь это может сделать ребенок с помощью сотового телефона.

Аргументация слегка похожа на слова которые, наверное, говорили владельцы маш. бюро своим заказчикам в 50-е годы - печатать тексты это сложно, нужны специалисты-машинистки, дорогостоящие печатные машинки и т.п. Но массовое появление компьютеров вместо печатных машинок убило профессию машинистки, но отнюдь не профессию писателя. Большую часть текстов и документов делают сами сотрудники, но часть материалов требует высоких профессионалов - для писателей работа останется всегда. И машинисток тоже будут нанимать, но за $25 в час и стыдиться этого не стоит. Ян, думаю лучше быть писателем, чем машинисткой :)

Читать дальше......

среда, декабря 24, 2008

Что будет в 2009 году?

Мы провели опрос среди своих заказчиков. Целью опроса было понять что ждет e-learning в 2009 году. Как компании планируют использовать системы дистанционного обучения, разрабатывать курсы? Откликнулось 49 компаний из самых разных отраслей. Спасибо всем, кто нашел время и сылы, чтобы ответить на вопросы!

Вот некоторые итоги опроса:

1) Распределение респондентов по отраслям



2) Вопрос 1 - Планируете ли вы в 2009 году заниматься обучением сотрудников вашей компании, в т.ч. используя СДО?



Итоги очевидны. Абсолютное большинство не планирует сворачивать использование СДО

3) Вопрос 2 - Собираетесь ли вы в 2009 году сокращать масштабы дистанционного обучения сотрудников?



Только 9% будут сокращать масштабы использования ДО или вообще от него отказываться. Значит есть еще кого учить :)

4) Вопрос 4 - Планируете ли вы в 2009 году заменять очное обучение дистанционным?


Разброс велик, но очевидно что доля ДО в общем объеме корпоративного обучения возрастет.

5) Вопросы про бюджет - мы спрашивали что происходит с бюджетами на внешнее, внутреннее и дистанционное обучения.



По ДО есть очевидные сокращения бюджетов, но все значительно лучше чем в других формах обучения. Возможно есть повод для слабого оптимизма?

6) Главный вопрос - что с людьми? Планируются ли в 2009 году изменения в численности команды, занимающейся поддержкой и развитием СДО?


Будем надеятся, что итоги опроса будут соответствовать реальности и большую часть и без того малочисленной когорты e-learning специалистов сокращения не затронут или затронут в меньше степени чем остальную T&D братию.

7) Важный вопрос - что будет с рынком разработки заказных курсов. Будете ли вы сами делать курсы в 2009 году?



Не более 25% будут отдавать разработку на аутсорс. Мне кажется цифры не слишком изменились по сравнению с прошлыми годами. В любом случае разработка своими силами будет основным способом создания нового контента.

Читать дальше......

понедельник, декабря 22, 2008

О корпоративных порталах

Наткнулся на любопытные итоги опроса про наиболее востребованные опции корпоративного портала (краткое изложение исходного материала на английском с сайта KMWorld). Речь шла о Microsoft Sharepoint. Итоги опроса (выбранные опции):
43% - возможности общения и совместной работы
31% - управление контентом
6% - заполнение форм и business intelligence (не знаю как перевести)
5% - расширенный поиск
2.7% - платформа разработки

Sharepoint должен прийти на смену более древним технологиям вроде Lotus Notes, в которых функция платформы разработки и интеграции не менее важна чем почта (общение), но как видим не приходит. При этом самые востребованные опции (общение, совместная работа и управление контентом) могут быть реализованы ничуть не хуже на бесплатных или совсем дешевых решениях, а оставшиеся пункты, в которых вся сила технологий Sharepoint почти никому не интересны. Получается, что обмен информацией и знаниями важнее и востребованнее - внедряют Портал с Большой Буквы, а используют сайт общения и хранилище документов. При этом вижу сколько угодно примеров когда те же Lotus (для почты и баз данных) и Sharepoint (как внутренний сайт) мирно живут в одной компании, хотя это казалось бы противоречащие друг другу инструменты.

Интересно какую бы картину мы увидели, если бы опросили пользователей других портальных платформ, IBM Websphere, например.

К чему бы это я - давно хотел понять почему опция интеграции СДО и корпоративного портала на том же Sharepoint весьма слабо востребована (хотя у нас она бесплатна и у клиентов Sharepoint встречается). Из итогов исследования могу сделать вывод - т.к. портал как правило это не платформа, а информационный сайт, то и в интеграции большого смысла нет. Или я не прав?

Читать дальше......

Роботы-мимы, виртуальные агенты, человеко-машинные эмоции

В продолжение темы о роботах, способных выражать мимические действия.


Британские учение создали роботоаналог человеческой головы, способной "отзеркаливать" мимику людей. Неживая голова умеет "определять и повторять выражение лица и движения губ, снятые на камеру".
Насколько человекоподобными должны быть электромеханические андроиды? Вопрос здесь отнюдь не празден, аналогичный может быть поставлен и относительно виртуальных агентов в электронных курсах.
В цитируемой здесь статье касательно роботов-лицедеев представлено два противоположных мнения:
1. "Если вы хотите, чтобы люди могли взаимодействовать с машинами, то необходимо сделать этот процесс естественным," - мнение одного из разработчиков говорящей головы.
2. Людям может не понравиться слишком человечья внешность андроида. "Как показывают исследование, если у робота слишком много человекоподобных черт, то люди обычно относятся к нему отрицательно," - считает Керстин Дотенхэн из Университета графства Херефордшир.
Любопытно, в какой мере и какое из мнений может быть отнесено к виртуальным агентам - выразителям эмоций - и вообще изображениям действующего человека в образовательных продуктах для взрослых людей?

Читать дальше......

воскресенье, декабря 21, 2008

ХАРИЗМА В ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСАХ?! Ну-ну…

Время от времени при контактах с коллегами возникает вопрос: а возможна ли (нужна ли) харизма в электронных курсах? Возникала эта тема и в нашем блоге .

Понятно, что «вопрос, конечно, интересный» и, на первый взгляд, отдает «сумасшедшинкой». Однако меня учили: «Нет глупых тем, есть соответствующие мыслители» и «В самом глупом источнике информации можно найти пищу для ума».

Чтобы долго не разлагольствовать по этому вопросу приведу небольшое слайд-шоу на сходную тему. Это слайд-шоу составлено из скриншотов вебинара под названием: «Тьютор: трансляция харизмы и техники генерации креатива аудиторией».







Ознакомление с этим слайд-шоу, надеюсь, поможет определиться с ответом на вынесенный в заголовок вопрос в согласии с собственным мнением и ожиданиями компании от обучения людей.

Читать дальше......

суббота, декабря 20, 2008

Не пренебрегайте стандартными средствами! (1)

Некоторые апологеты анимационных, 3D'ешных, видео и Second Life обучалок свысока относятся к стандартным средствам ауторнига. Ох, не всегда это оправдано! Особенно при решении реальных задач f2f!


Не понимаю, зачем тратиться на анимацию, видео, дикторов и объем, когда стоит лишь слегка пришпорить фантазию и куда более экономичными средствами, которые при этом еще и куда более естественны для восприятия мозгом, получать те же по функционалу и даже лучшие имитации, симуляции, кейсы.

Взгляните, что сделано стандартными средствами редактора CourseLab для конкретного коммерческого курса буквально за пару минут:

Для скептиков поясню, что предъявлению этого задания предшествовала определенная работа обучаемых.
Понятно, что это во многом задание на интуицию и чутье продажника. Их развитие и является целью задания! 10-20 таких упражнений на чутье едва ли пройдут бесследно для его формирования. На нормальных человеческих лицах, а не выморочных андроидах Second Life или флэшовых. Ну, не годятся здесь они, сорри...
Неоднозначность и вероятностность результатов выбора компенсируется здесь грамотной обратной связью.
* * *
Чем ни имитатор? Чем ни пример реализации кейс-метода? Дешево и сердито!
И соревновательность игровую здесь при желании проще простого сделать.

Читать дальше......

четверг, декабря 18, 2008

О звездах и баранах

Сегодня общался со старой знакомой, работающей руководителем проектов в крупной западной консалтинговой компании. Она жаловалась на жизнь - планируют сокращать много консультантов, при этом в качестве первого кандидата из ее проектной команды боссы выбрали самого яркого парня. Как она сама говорит "звезду среди стада баранов". У него правда и зарплата выше на 30%, за что, видимо и выбрали.

В связи с этим у меня возник вопрос (риторический, разумеется) - вот мы все автоматизируем процессы, копим данные по компетенциям, результатам выполнения целей, KPI, тестов... Кто-нибудь эти данные когда-нибудь использовал при определении людей, подлежащих сокращению?

Читать дальше......

Опросы с помощью SMS

В недавнем посте обсуждалось использование для тестирования в учебном классе кликеров (пультов). В Штатах появился сервис PollEverywhere, позволяющий собирать отзывы и вопросы от участников конференций и семинаров с помощью обычных сотовых телефонов по SMS. При этом результаты можно показывать прямо в PowerPoint в режиме реального времени. Для тестирования такая технология не подойдет точно, т.к. все происходит слишком медленно, но для сбора обратной связи и голосований в больших аудиториях - вполне. Не очень понятно кто за это платит. Если участник семинара, то как его убедить в том, что ему это нужно?

Читать дальше......

среда, декабря 17, 2008

Как выжить в джунглях

Хороший пример online-игры, построенной на одних только multiple-choice вопросах.

При этом вопросы оформлены крайне эффектно - с картинками и flash анимацией. В итоге получается забавно. Без иллюстрация было бы очень скучно.

Как выжить в джунглях - смотрите игру сайте канала Discovery.

Читать дальше......

Rapid eLearning — практические советы

Если кто не видел статью "Rapid eLearning — практические советы" Лены Тихомировой на Trainings.ru - советую почитать.

Читать дальше......

3 принципа применения графики для успешности педагогического дизайна

Статья на distance-learning.ru - 3 принципа применения графики для успешности педагогического дизайна. Перевод на русский материала с Rapid E-learning Blog

Читать дальше......

понедельник, декабря 15, 2008

Из истории пед.дизайна

Об идеях опередивших свое время:

В 1913 году знаменитый Томас Эдисон сказал "Books will soon be obsolete in the schools. Scholars will soon be instructed through the eye. It is is possible to teach every branch of human knowledge with the motion picture. Our school system will be completely changed in ten years."


Мой вольный перевод - "Книги вскоре перестанут использоваться в школах, школьники будут учиться глядя на движущиеся картинки (фильмы). С помощью фильмов можно научить любой науке. Через 10 лет наша школьная система полностью изменится".


Прошло 100 лет, а прогноз только-только начинает сбываться и то частично.
На картинке проектор начала века, основанный на изобретениях Эдисона.

Читать дальше......

воскресенье, декабря 14, 2008

1000-й пост

Если я правильно считаю, то это 1000-й пост в этот блог за 2 с небольшим года. Вот я думаю - это больше похоже на полезную информацию, развлечение или на графоманство??
;)

Читать дальше......

E-learning in Time

Педагогический дизайн говорит, что глобальной (с точки зрения компании) целью обучения является желаемое изменение в результативности или поведении людей. Гарантирует ли электронное обучение само по себе реализацию этой цели?
… ?

Чтобы эта цель была достигнута, отнюдь не достаточно успешно пройти курс и столь же успешно сдать итоговый или сертификационный тест. Важно, чтобы благоприобретенные в ходе учения знания и навыки с умениями (опыт обучения)
1) стали элементом личностного потенциала,
2) сохранялись, сколько потребуется, во времени,
3) адекватно воспроизводились в организационном поведении в нужном месте и в нужный момент.

А способно ли на это электронное обучение в принципе? А если не способно, то ?
Вправе ли мы требовать от е-курсов реализации трех перечисленных процессов. Не зряшное ли это дело – требовать от e-learning сохранения его результатов во времени?
Что нужно (с)делать для того, чтобы эти результаты сохранялись? И вовремя воспроизводились?

Поделитесь мыслями, коллеги.

Читать дальше......

суббота, декабря 13, 2008

Наше место 147 :(



Зашел на сайт с рейтингом университетов мира. В группировке по странам Россия на 27 месте. Эстонию (39 место) и Тайланд (31 место) обогнали, но до Бельгии (22-е) и Мексики (25-е) не дотягиваем. Моя alma mater на почетном ;) 147 месте. Обидно блин.

Если кто-то скажет, что это поклеп на наш советский строй, отвечу, что судя по рассказам моего друга, преподающего экономику в ведущем университете Мехико, учат там намного серьезней чем в том же МГУ. Может в ВШЭ ситуация с экономистами получше? Но в целом все очень печально.

PS
Рейтинг сделанный китайцами дает МГУ 70-е место. Надо нанять монголов и войдем в десятку :)

Читать дальше......

Вики против блогов :)

Как бы выглядели президентские теледебаты, если бы на них обсуждались Интернет технологии? Реальные дебаты между Кеннеди и Никсоном, только с измененным звуковым сопровождением. Кеннеди за wiki, а Никсон за блоги. Забавно.

Читать дальше......

О финансовой грамотности и обучении клиентов

На прошедшей неделе общался с одним из своих банковских клиентов, разворачивающих LMS. Т.к. банк отраслевой, то одной из задач корпоративного университета является не только обучение сотрудников, но также и развитие клиентов. После разговора я стал думать о подобном опыте и вспомнил, что об этом я уже писал около года назад. Был пост про проект Mint, одной из функции которого является mint.edu, обучающей финансовой грамотности. Возможно российские банки или отраслевые структуры тоже займутся чем-то подобным. Кстати, уже сейчас группа частных банков и организаций поддерживает сайт "Азбука финансов".

Некоторое время назад был шум о том, что надо потратить много казенных денег на повышение финансовой грамотности населения (что, как оказалось, весьма актуально в этом году)? Вот где прекрасное применение e-learning'у. Но все порождения нашего государства, которые я нашел - "Памятка заемщику" от ЦБ. Есть даже фонд содействия финансовой грамотности, но его раздел "Просто о финансах" выглядит так:




Кто знает чем кончилась эта идея? Кроме, разумеется, освоения средств...

Читать дальше......

четверг, декабря 11, 2008

Новая статистика из Британии

Очередной антикризисный опрос 254 менеджеров британских менеджеров по обучению показал, что затраты на e-learning увеличивают 36% компаний, а 73% планируют его использовать. Больше всего косты режут по такой статье как подготовка тренеров.

Источник

Читать дальше......

среда, декабря 10, 2008

Индийское online образование

В Индии есть университет в котором учится 1.8 миллиона человек - Indira Gandhi National Open University. Они сами утверждают, что они крупнейший университет на планете, хотя в Китае может найтись что-то посерьезнее :) Это раз в 10 больше чем в крупнейшем российском заведении. Этот университет выложил в открытый доступ тысячи документов (для доступа нужна регистрация), а также видео в YouTube. Нефти у них нет, но в образование они вкладывают все больше и больше и пытаются приблизить его к лучшим западным аналогам. Идея открытости контента позаимствована у лучших университетов мира.

Как скоро мы начнем у них покупать подводные лодки?

Читать дальше......

Пуленепробиваемый педагогический дизайн: Модель для смешанного обучения

На distance-learning.ru статья "Пуленепробиваемый педагогический дизайн: Модель для смешанного обучения" продолжает тему педдизайна. Это перевод статьи с сайта United States Distance Learning Association.

Примечание переводчика: Эта статья о ценности планирования. Инструменты педагогического дизайна обеспечивают правильную последовательность разработки, начиная с начальной оценки, и далее, через постановку целей, дизайн, производство, внедрение, к оценке результатов. Дистанционное обучение может использовать преимущества тех же самых принципов для корректности процесса разработки, минимизации затрат и уверенности в получении хорошего результата.

Читать дальше......

вторник, декабря 09, 2008

Заметки к слайдам


В ряде коробочных курсов, представленных на рынке, есть интерфейс с помощью которого обучаемый может писать заметки к слайдам. Мы также делали это в некоторых заказных проектах. Сейчас возник вопрос о необходимости добавить объект, реализующий сохраняемые в LMS заметки студента в стандартный дистрибутив Courselab (крайне желательно, чтобы LMS поддерживала Interactions, чтобы можно было эти заметки просмотреть).


Нужно ли это реально? Пользуются ли этой функцией обучаемые? Кто-нибудь анализировал на стороне LMS что они там пишут. Или это просто бесполезная игрушка?

Читать дальше......

Американская армия в Second Life

ВВС США создали себе остров в виртуальном мире Second Life. Называется MyBase. Он открыт для всех желающих - можно получить информацию о новых технологиях и т.п - армейский PR, у нас телеканал Звезда, у них виртуальный остров :) Как утверждается это пока эксперимент из области PR и public education, но в будущем армия собирается использовать большие виртуальные миры для создания симуляторов и подготовки персонала.







Остров - вид сверху:

Читать дальше......

понедельник, декабря 08, 2008

Красота спасет е-текст




А вы за счет чего обеспечиваете эффективное восприятие текстовой информации в курсах? Поделитесь, пожалуйста

Читать дальше......

воскресенье, декабря 07, 2008

Доживем ли до 15 минутных тренингов?

Помнится мне было в этом блоге когда-то обсуждение длительности курсов и концепции 15-minutes learning (15-минутного обучения) с помощью очень коротких обучающих электронных модулей. Наших "коллег" из тренингового мира жизнь (точнее кризис) видимо так прижали, что они тоже ударились в жанр супер-короткого обучения. Теперь вот продают 4-х часовые тренинги по продажам :) Дойдут ли до 15 минутных, по мере развития кризиса, вот в чем вопрос??

Читать дальше......

Возможен ли тренинг на платформе виртуального класса?

Недавно на платформе виртуального класса была начата серия online тренингов на тему о превращении исходных материалов в контент. Тема новая, на ней легко опростоволоситься, и говорить о результатах онлайновых встреч еще рановато.
Общая задумка мероприятий такова: предъявить простые (и результативные) процедуры преобразования экспертных знаний, как правило, в текстовой форме в контент: и текстовый, и визуальный. А по возможности и сформировать у слушателей и умения таких преобразований. Рекомендации о том, как эти умения превратить в навыки, т.е. автоматизировать, даются обычно в устной форме.
Конкретно речь пойдет о виртуальной сессии под названием «Online тренинг: преобразование исходных материалов в текстовый контент (II)».

Главная идея этой сессии обозначена здесь:



Затем участникам был предъявлен текстовый фрагмент, позаимствованный из презентации некого тренинга. На основе текстовки этой презентации (то есть экспликации знаний эксперта-тренера) должен быть разработан электронный курс. Вот этот текст:


Понятен ли этот текст аудитории? Людям, отнюдь не первый день работающим в e-learning в компаниях и вузах? Чтобы разобраться в этом, было предложено задание, позаимствованное у автора знаменитой и любимой пед.дизайнерами таксономии Блума, и предназначенное для проверки понимания:



Вот что подчеркнули или обвели на «белой доске» участники в качестве ключевых слов (у каждого из участников «мелок» уникального цвета):



Как видим, разброс мнений, достаточно велик, а самое популярное слово «потребности» (6 выборов из 13) не уверен что является ключевым при создании курса под названием «Активная банковская продажа». Ведущий – «в тупике».

Чтобы преодолеть кризис (естественный этап любого нормального тренинга) обучаемым была напомнена изложенная ранее информация в форме теста (условия задания вверху слайда, ответ в виде выбора вариантов под цифрами 1 и 2):



12 участников (из 14-и) выбрали вариант 2. Двое, его же, но с оговорками:
К.А.: хотелось бы верить, что 2.
Ю.Е.: Чаще всего 2. (В зависимости от целей курса может быть необходимо выработать именно понятия у обучаемого).

Выбор сделан, "кризис" преодолен.
Далее был введен термин «высказывание», а заодно и задан вопрос, а является ли расматриваемый текст "правильным" высказыванием:



Ответы участников распределились так:
Вариант 1 не был выбран ни одним из участников. Второй вариант выбрало 2 человека. Третий – семеро. Четвертый – 2 участника.
Двое «цифру» не выбрали. Один из них просто стал усовершенствовать исходный текст, другой – сослался на то, что выбрал ранее ключевое слово.

Затем «вебинаристам» была предложена незамысловатая процедура, позволяющая превращать текст (предложение) в высказывание(я). Образец того, что может получиться в результате этой процедуры предъявлен ниже (синим кеглем справа):


Примечание: Цель предъявления трансформированного текста – продемонстрировать результат применение процедуры, стилистические и эстетические задачи остались за кадром.

/Догадайтесь, коллеги, какой из текстов доступнее и понятнее? По какому из них - исходному или подвергшемуся трансформациям - комфортнее учиться?/

Под занавес часового мероприятия, участникам было предложено попрактиковаться в применении изучаемых процедур, отредактировать в соответствии с ними следующий исходный текст:



Вот несколько результатов труда участников онлайнового тренинга (Будьте снисходительны, люди имели на выполнение этой работы (на основе новой для них процедуры) примерно 2 минуты):
1. К.А.: Вы - менеджер. Ваша цель - закрыть сделку. Сделка закрыта, когда клиент купил наш продукт/услугу.
2. М. Д.: Вам необходимо договариваться с клиентом. Клиент в результате вашего разговора должен приобрести продукт. Вы подписываете договор. Договор (подписанный – В.Н.) говорит о том, что сделка совершена. Ваша цель как менеджера выполнена.
3. Ю.Е.: Задача менеджера закрыть сделку. Сделка закрыта, когда клиент покупает продукт или услугу Банка. Услуга Банка покупается путём заключения договора.

/Должен обратить внимание, что использование изученных процедур само по себе ведет к восстановлению недостающих (пропущенных экспертом по умолчанию) в исходном материале элементов: субъектов, объектов, действия и пр. В нашем случае восстановленные элементы выражены участниками в словах "договор", "заключить" "путем ..." и т.п./

Чьи тексты более точны и полны? Чьи оптимальнее с точки зрения обучения процедуре закрытия сделки: исходный (экспертный) или предложенные участниками тренинга?
или
Возможно ли формировать некоторые умения и превращать их в навыки на платформе виртуального класса?

P.S. Было бы здорово, если бы свое суждение (любое!) по последнему вопросу высказали сами участники вебинаров.

Читать дальше......

суббота, декабря 06, 2008

И все-таки педдизайн существует!

Кто не верит, сходите сюда.

Спасибо А.Рябинину, что навел на ссылку, приведенную выше.

Читать дальше......

Печаль


Жаль нельзя составить и поставить рядом 2 графика - с ценой на нефть марки Urals и бюджетами на корпоративное обучение. Была бы поучительная картина. То ли еще будет...

Читать дальше......

Пример обучающей игры - лазеры


Обучающая игра Reflections про лазеры, зеркала и прочую оптику: http://www.ace21.freesurf.fr/gamuz/jeux/laser.swf

Читать дальше......

Проходной балл для теста - как его определить

Общался с клиентами на прошлой неделе и в очередной раз столкнулся с вопросом определения проходного балла (критерия успешности прохождения) для тестов. Меня спросили как это делать с помощью WebTutor. Я сказал пару слов про "Тест-Эксперт", но был вынужден признать что более 90% наших клиентов делают это "на глаз".

Общечеловеческая мудрость, наблюдаемая мной на регулярной основе, состоит в том, чтобы устанавливать проходной балл равным 80% (видимо что-то от законе Паретто). На вопрос "Почему?" обычным ответом является "Почему бы и нет". Мне кажется что почти никогда не используются ни методы экспертной оценки вроде метода Ангоффа ни статистические методы с пилотными группами. При этом на основе проходного балла многими делаются серьезные выводы, особенно в ходе аттестации. Теперь еще увольнять людей активнее начнут по итогам аттестации. Не придется ли аргументировать итоги тестирования в суде?

Коллеги, поделитесь - кто какие методы использует и каков ваш опыт??

Читать дальше......

четверг, декабря 04, 2008

Second Life для видео

Статья об использовании виртуального мира Second Life для создания обучающего видео. Автор просто "водил" своего персонажа (персонажей) по виртуальному миру, устраивал взаимодействие между ними и снимал происходящее на видео. Потом наложил аудио поверх. Пример того, что получилось можно увидеть ниже. Идея похожа на технологию Machinima - использования игровых "движков" для создания фильмов.



Еще один пример видео здесь.

Читать дальше......

О (бес)полезности пре-тестов

Наткнулся на любопытный пост (на английском) с рассуждениями о полезности или бесполезности использования претестов, т.е. тестов, которые обучаемый сдает перед тем, как изучить курс.

В западных курсах я работающие претесты встречал, например, в большинстве курсов Skillsoft, которые я видел, были претесты на основании которых строился "ускоренный путь обучения" - можно было пропустить разделы, которые человек и так знает. Если кто их использовал в реальной практике - поделитесь, используют ли люди эту возможность. В курсах российских разработчиков аналогичных решений я не видел.

Претесты могут быть полезны, если есть длинный модуль с множеством подтем. Если модуль короткий, то смысла в претесте нет. Для того, чтобы строить претесты на весь курс, состоящий из нескольких модулей СДО должна поддерживать Sequencing & Navigation, которого почти нигде нет (возможно потому, что нет потребности). Даже в длинном модуле разработчик может быть заинтересован в том, чтобы обучаемый прочитал все материалы не зависимо от багажа знаний в его голове.

Еще одна из возможных функций претеста - оценка эффективности - сравнение результатов тестирования до и после обучения. Полезность не очевидна. Для оценки эффективности вполне достаточно итогового теста, при условии, что проходной балл был определен не методом "чесания в затылке", а каким-то более валидным методом.

Что думаете??

Читать дальше......

среда, декабря 03, 2008

Жизнь в эпоху перемен - электронный курс

В помощь страдающим от кризиса - коллеги из Центра e-learning сделали курс "Жизнь в эпоху перемен". Курс можно посмотреть в 2-х вариантах - зеленом и голубом. Можно также скачать SCORM пакеты и поднять настроение своим сотрудникам:
http://e-learningcenter.ru/files/public/LWC/LWC_Blue.zip
http://e-learningcenter.ru/files/public/LWC/LWC_Green.zip

Сделано с помощью Courselab

Читать дальше......

вторник, декабря 02, 2008

Секунда, меняющая жизнь

Постановочное почти учебное видео
на основе реальных несчастных случаев,
задокументированных страховыми компаниями.


Найдено здесь.

Читать дальше......

Оптическая иллюзия

В качестве offtopic к посту про дружественный мозгу педдизайн. Наш мозг очень даже рад обманываться. На картинке кажется что вращаются несколько внутренних квадратиков, хотя на самом деле это совсем не так. Источник

Читать дальше......

Загрузка видео с YouTube

На YouTube и подобных ему сайтах можно найти массу полезного видео, котрое можно использовать в курсах. Иногда хочется это видео скачать и вставить в свой электронный курс. Я нашел полезный раздел на сайте TechCrunch с помощью которого можно конвертировать любой YouTube ролик в файл flash video (flv). В Courselab есть мультимедийный объект с помощью которого можно вставить на слайд FLV файл. С помощью этих инструментов можно за пару минут сделать курс с видео.

Инструментов для скачивания на самом деле много, но этот сайт мне понравился - работает быстро и надежно.

Читать дальше......

понедельник, декабря 01, 2008

Обучающее видео - интересные цифры

По данным исследования в 2007 22% взрослых из числа тех, кто просматривали видео в Интернете, смотрели обучающие видео-ролики. Ролики про политику и спорт смотрел меньший процент респондентов. Даже удивительно - люди хотя добровольно учиться больше чем смотреть лучшие голы месяца. Данные по США.

Читать дальше......

Электронное обучение: на стороне разработчика (1)

С подачи Яна Федянина мы можем обсудить один из вопросов, затронутых в превысившей разумные размеры и довольно сумбурной дискуссии.

Какие, с точки зрения разработчика, требования и данные касательно содержания и условий эксплуатации учебного материала должны предъявляться и предоставляться заказчиком электронных курсов?
Разумеется, с целью достижения определенных бизнес-результатов.

Этот вопрос можно "опрокинуть" и на LMS:
Какие, с точки зрения разработчика, требования и данные касательно функциональных возможностей и условий эксплуатации LMS должны предъявляться и предоставляться её заказчиком?

Читать дальше......

Электронное обучение: на стороне компании (1)

С подачи Яна Федянина предлагается вынести в качестве особых тем для обсуждения ряд вопросов, затронутых в превысившей оптимальные размеры и весьма непоследовательной и "нелогичной" дискуссии.
А поскольку затронутых в ней тем и проблем уж слишком много, резонно вбрасывать вопросы дозированно.

Итак:
В чем, с точки зрения компании, состоит ответственность разработчиков контента
1) внешних
и
2) внутренних
перед ней:
а) на этапе разработки курса,
б) на этапе его эксплуатации и, возможно, посттренинга?

Читать дальше......