Websoft

понедельник, января 05, 2009

Электронное и программированное обучение

Время от времени приходится разубеждать коллег во мнении, будто электронное обучение суть обучение программированное по определению.
В действительности это не так. Во-первых, метод программированного обучения (как завершенная концепция) возник еще в 50-е годы прошлого века, когда и персональных компьютеров-то не существовало, а первые обучающие электрические машины были сооружены и испытаны даже в 20-е гг. Во-вторых, далеко не все электронные курсы являются программированными в педагогическом смысле.

Отсутствие ясности в этом вопросе имеет, по-видимому, следующие неприятных последствия:
1. Возникает путаница между программированными (в обучающем смысле) и иными учебными продуктами (например, с имитационными, демонстрационными, гипер- и мультмедийными пособиями, игровыми продуктами).
2. Из поля зрения заказчиков и разработчиков продуктов уходят преимущества и ограничения как программированного обучения, так и иных методик и средств (имитаций, демонстраций, игр, е-книг и пр.), которые могут применяться в e-learning.

Что же такое это самое "программированное обучение"? Это совокупность средств, методов и приемов обучения, в основе которой лежит самостоятельное приобретение знаний и навыков учащимися за счет пошагового усвоения данных.

Логика программированного обучения такова:
1. Материал предлагается малыми дозами, комфортными для усвоения
2. Обучаемый осуществляет с дозой знаний необходимые операции, обеспечивающие их усвоение.
3. Работа над каждой порцией знаний завершается той или иной формой контроля.
4. По итогам контроля обучаемому предъявляется обратная связь.
В случае успешной работы обучаемый поощряется и ему открывается возможность перейти к следующей порции знаний. При неудаче он получает помощь, подсказки, необходимые разъяснения или т.п. и работает с ними до тех пор, пока не достигнет желаемого результата.
5. Обучение происходит в приемлемом для учащегося темпе.

Разумеется, здесь изложена лишь общая (и грубая) канва процесса программированного обучения, наиболее популярного, кстати, среди западный педагогических дизайнеров. В действительности же программированное обучение может быть линейным и адаптивным, сочетаться (смешиваться) с имитационным продуктами, методом кейсов, вкрапляться в электронные книги и т.п. Что бы там ни было, там, где мы хотим добиться от сотрудников четких действий, соблюдения инструкций и технологических регламентов, где чрезмерные самодеятельность и инициатива являются излишними, дидактический метод программированного обучения, скорее всего, оптимальнее иных.

6 комментариев:

lern21 комментирует...

Неужели кто-то у нас помнит о программируемом обучении? Была такая мода, пришедшая со Штатов в середине 70-х.

Все это Behaviorism от Скиннера, а эта теория успела давно потерять свои позиции в ID, и в e-learning никогда не и не доминировала. Тогда уже конструктивизм-когнитивизм успели вперед выйти, а теперь коннекттивизм.

Alexander Ryabinin комментирует...

Думается программированное обучение не обязательно должно быть пошаговым.
Обучающий контент должен реагировать на действия обучаемого.
То есть прежде чем создавать обучающие курсы например, мы должны знать как обучаемый будет реагировать на каждое действие предложенное ему в курсе.

Владимир Наумов комментирует...

to А.Рябинин:
Алесандр, Вы правы, говоря, что программированое обучение не всегда строго пошаговое. Напомню, что ч не вдавался в детали, излагая лишь "лишь общую (и грубую) канву процесса". "Пропуски" шагов в программированном обучении имеют свою логику, вполне детально описанную и экспериментально проверенную. Блог не совсем удобное место это обсуждать.

О реакции курса на действия обучаемого. 1. Мы должны знать его типичные возможные ошибки. 2. Предусмотреть то, что обучаемый может отреагировать не предусмотренным в сценарии курса способом. Кстати, подобного рода предусмотрительность - одно из условий дидиактически целесообразной избыточности в курсах.

Владимир Наумов комментирует...

to Learn 21:
очень хорошее слово "мода". коллега. Жаль, что в списке своих "-измов" Вы не упомянули ассоцианизма, о-о-очень де факто работающего во всяких других жизнях и имитациях.
Боюсь, что и это тоже мода, равно как и коннективизм.

Наши бабушки хранили вышедшие из моды вещи в сундуках, а мы и этого не делаем. Мода прошла - вещички на свалку. В итоге дефицит спецов, умеющих вменяемо работать каком бы ти ни было подходе :(.

Мне лично глубоко плевать на моду. Если для решения текущей задачи больше подходит Скиннер, стоит пользоваться им. Для других задач можно и к конструктивизму или даже к деконструктивизму прибегнуть. У каждого из методов, думается, свои плюсы и ограничения. Вся фишка в том, чтоб ими осознанно пользоваться при решении конкретных задач.

lern21 комментирует...

Дело не в моде, в том, чему учить изволите.
Если на уровне собаки Павлова - запоминанию фактов и умений - это к бихевиоризму.
Конвейерный рабочий, клерк - для них.
Это нижняя ступень пирамиды обучения.
Если надо что-то по интереснее - думать, создавать - надо за другие инструменты браться.
Однако, так как учить думать никто и не собирается, то и бихевиоризма хватит.
Тем более и его тоже достаточно трудно правильно реализовать.
Есть арифметика и высшая математика.
В магазине вышка ни к чему.
Однако, на дворе 21 век. И тот компьютер, за которым вы сидите, на уровне бихевиоризма не создается.
Впрочем, российского в нем может быть только сборка, да продавец - вполне посильные для бихевиоризма вещи.
Если его знать.

lern21 комментирует...

В сегодняшнем чтении вдруг попалась уместная цитата:

Behaviorists’ strategies can be used to
teach the “what” (facts), cognitive strategies can be used to teach
the “how” (processes and principles), and constructivist strategies
can be used to teach the “why” (higher level thinking that pro-
motes personal meaning and situated and contextual learning).

Стратегия бихевиоризма может быть использована для того, чтобы научить "что" (факты), когнитивные стратегии могут быть использованы для обучения "Как" (процессы и принципы), и конструктивистские стратегии могут быть использованы для преподавания "почему" (высокий уровень мышления, который обеспечивает личный смысл, ситуационное и и контекстуальное обучение).