Websoft

суббота, января 17, 2009

Мотивация учения и избыточность в э-курсах

Один из столпов педагогического дизайна Б.С. Блум (Bloom), исследуя проблему мотивации к учению, пришел к выводу, что важнейшим эмоциональным фактором, влияющим на эффективность обучения, является восприятие обучаемым самого себя в ходе учебы.
Если учащийся постоянно получает подтверждения успешности своего обучения, это вызывает в нем позитивные эмоциональные состояния и мотивирует к дальнейшей учебе. Неуспешный же ученик, который постоянно получает обратную связь о своих неудачах, склонен переживать их негативно, перенося отрицательные эмоции на учебу в целом.

В условиях сугубо электронного обучения, когда отсутствует непосредственный контакт с учащимся, е-курсы, по-видимому, должны учитывать это обстоятельство. Очень часто неудачный опыт обучения, имевший место в прошлом опыте сотрудника, может блокировать его желание учиться в дальнейшем. Не с этим ли связана в значительной мере проблема незавершенности электронных курсов?

Помимо трансляции знаний, электронные курсы, особенно для низко мотивированного к учебе персонала, видимо, должны содержать специальные средства оптимизации успеха.
К таким средствам, избыточным на первый взгляд, могут быть, в частности и в первую очередь, отнесены:

1. Разветвленная система обратной связи, включающая доброжелательное конструктивное реагирование даже на неудачу обучаемого
Например:
При выборе ошибочного варианта ответа в тестовом задании, учащийся получает сообщения типа: «Вы выбрали не лучший вариант ответа, поскольку … . Зато теперь шансы отыскать верное решение увеличились!» или «Ход Ваших мыслей понятен. Давайте рассмотрим последствия такого решения» и предъявить эти последствия в текстовой или графической (анимированной) форме, в виде имитации и т.п.

2. Возвраты назад по результатам, к примеру, предварительного или промежуточного тестирования. Вместо того, чтобы множить ошибки и укреплять недовольство учебой во многих случаях целесообразно вернуться к более простому или базовому материалу, выработать у обучаемого на его основе умение успешно решать задачи более низкого уровня. Таким образом, у учащегося может выработаться большая уверенность в себе и возникнуть увлеченность обучением.

Подобные мотивирующие элементы в электронных курсах, безусловно, приведут к усложнению их структуры и увеличению объема. На то они, однако, и курсы, то есть средства управляемого обучения, а не электронные инварианты содержимого книг и лекций.

7 комментариев:

Марина Унгер комментирует...

К вопросу о проверке компетентности пед.дизайнера.

Попросите потенциального кандидата на эту должность написать комментарии к результатам упражнения: ОТЛИЧНО, ХОРОШО, УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, ПЛОХО.

Хороший пед.дизайнер будет использовать именно такую мотивирующую лексику, о которой сказал Владимир в пункте 1.

Если же кандидат для результата "плохо" представит, что-то типа: "Это плохой результат! Видимо, вы очень плохо изучили теорию, поэтому не смогли выполнить упражнение..." и так далее в том же духе, то этого человека явно не следует допускать к разработке курса.

Виталий комментирует...

Владимир, а известны вам СДО/авторские средства, которые бы поддерживали пп.1-2?

Владимир Наумов комментирует...

Виталий, многие авторские средства, включая и КурсЛаб, позволяют переходить/переводить обучаемого на нужный слайд в зависимости от результатов его работы. К примеру, в КурсЛабе для этого существуют действия "Переход", "Вызов" . Кроме того, можно использовать и другие возможности, в частности, всплывающие окна, ссылки на некие изначально скрытые визуально объекты (действие "Показ"), "встроенные" или внешние ресурсы, вызов диалоговых окон (в КурЛабе - действие "Предупреждение"), мультимедийных объектов. И это самые простые решения.
Для этого же могут использоваться и более сложные вещи (действия): "Если", "Иначе", "Переменная" и др..
По существу, все стандартные средства ауторинга имеют для этого вполне широкий диапазон возможностей. Хватило бы фантазии их использовать и готовности соответствующим образом обрабатывать исходные материалы для создания курсов.

Кроме того, ничто не мешает создателям контента наработать "рыбы" (заготовки- образцы) контруктивной обратной связи и даже макеты курсов с переходами, для того чтобы вставлят их в следующие курсы.

Юрий Плеханов комментирует...

Людям нужны открытия на каждом занятии. Оно может быть даже за уши притянутое к теме, но существенно повысит интерес. Если информация валится огромным серым потоком к учебному процессу может быть потерян интерес. Это сравнимо с жеванием безвкусных диетических продуктов ради здоровья. Вроде и мотивация есть - но это жевание её в итоге подавляет.

Многие преподаватели тщательно разрабатывают, структурируют информацию, в их сознании их предмет существует как определённый блок кода, который идёт от итерации к итерации. Таких часто премируют =) Но они забывают, что приёмник информации человек, а не машина. Интересный урок - урок гибкий, с местом для шуток по теме, интересных открытий. Открытия эти обычно находят увлекающиеся преподаватели.
Сейчас существует огромное множество фирм-изготовителей видеоуроков. Их обычно проводят нанятые мастера своего дела, которые не являются педагогами по профессии. Информация доходит на ура. Большинство тех видео, которые я видел мастера ведут вперемешку с юмором и дуракавалянием - смотрятся с улыбкой и удовольствием и являются не только потоком знаний, но и приятным времяпрепровождением =)

по системе оценок всё абсолютно верно. От негативной оценки появляется негатив, связанный с самим обучением. Он накапливается и постепенно убивает стремление.

Petya комментирует...

А знаете ли вы что, если вам вдруг захочется заблокировать чей-нибудь мобильный телефон или другое средство связи, то воспользуйтесь для этого Блокиратор сотового.

Petya комментирует...

А знаете ли вы что, если вам вдруг потребуется заблокировать какой-либо сотовый телефон или другое средство связи, то воспользуйтесь для этого Блокираторы CDMA.

Petya комментирует...

К слову сказать, если вам когда-нибудь захочется подавить чей-нибудь сотовый телефон или другое средство связи, то попробуйте использовать для этого Блокиратор мобильного телефона.