Websoft

пятница, января 23, 2009

Checklist

Мы регулярно в этом блоге и других источниках обсуждаем как сделать эффективно работающие инструктивные материалы основываясь на педагогических теориях и прочих умных вещах. Не преуменьшая их значимости хочу обратить внимания на весьма интересный опыт. В Штатах люди задумались над тем как недопустить того, чтобы врач не забывал скальпель в груди пациента :) И вспомнили опыт служб, обслуживающих самолеты в аэропортах. Главный инструмент контроля - чеклист - это последовательность нормативных операций, которые должны быть обязательно выполнены и в листе должна быть сделана соответствующая отметка (открыл крышку бака, проверил уровень топлива, залил горючее, закрыл крышку ...). После внедрения этого инструмента количество послеоперационных осложнений и смертей уменьшилось на 30%! И это благодаря бумажке из 19 пунктов. Посмотреть как выглядит чеклист. По оценке американцев внедрение такой простой технологии в масштабах страны позволит съэкономить от 15 до 25 миллиардов долларов!!!, которые тратятся на борьбу с послеоперационными осложнениями.

Может стоит задуматься об использовании таких чеклистов в курсах и инструкциях при обучении критическим бизнес-процессам?

Источник - статья в Washigton Post.

6 комментариев:

Elena Lokteva комментирует...

Алексей, приведите пример такого использования!

Алексей Корольков комментирует...

У нас есть типовая процедура - интеграция системы WebTutor с системой кадрового учета заказчика. Выполняем ее 5-10 раз в месяц. Процедура не очень сложная, но при ее выполнении надо проверить штук 10 обязательных мелочей (проверить обработку уволенных, проверить повторную загрузку, проверить перемещение в другое подразделение, проверить удаление подразделения, проверить изменение должности...). Мы у себя сделали маленький чеклист с этим списком - помогает. Т.к. у нас людей, выполняющих эту операцию мало, то мы обошлись устным объяснением, но если бы мне пришлось обучать этому процессу 100-200-1000... человек, то я бы обязательно включил такой чеклист в инструкцию и курс и подробно разобрал необходимость и процедуру его заполнения.

Alexander Ryabinin комментирует...

В нашей компании в свое время у разработчиков перед глазами висели листок со списком частодопускаемых ошибок при разработке, со временем это преобразовалось в пункт инструкции по разработке "Проверка ЭУ".
Ошибки действительно допускаться стали меньше, но вот на клиенте это никак не сказалось, стало просто гораздо меньше внутренней рекламации.

Андрей Балыков — ТренингСофт комментирует...

Алексей, спасибо, что Вы вынесли этот приём в отдельную статью. Действительно, такой приём часто используется в курсах. Например, в курс по подготовке проведению презентации полезно вставить чеклист моментов, которые должен проверить презентатор до начала презентации, чтобы избежать неприятных неожиданностей.

Лучше, если чеклист будет обладать возможностью редактирования и печати.

В некоторых курсах могут быть специальные процедуры-практикумы по адаптации общего чеклиста к особенностям рабочего места обучающегося.

По итогам прохождения некоторых диагностических процедур может формироваться чеклист моментов, которым обучающийся должен уделить особое внимание.

Veselej комментирует...

Система из "10 обязательных мелочей", описанная Алексеем Корольковым (а есть и еще более подробные!) нуждается в анализе и свертывании по правилам ФСА (функционально-стоимостного анализа).
Например: функцию "набрать студентов" можно не выполнять, если они САМИ набираются; действие "проверить обработку уволенных" можно не выполнять, а)если нет уволенных; б)если уволенные сами проверяют обработку; в)если другая инстанция проверяет...
И только ПОСЛЕ того, как избыточные операции исключены, можно вводить чеклист. Правило ФСА: чеклист можно не вводить, если нечего проверять.
Что же касается самого чеклиста, то похоже это всего лишь распечатанный Список Контрольных Вопросов.
А что касается проблемы "как не оставлять инструменты в груди пациента", то она решается с помощью "обоймы" из которой инструмент достается и куда кладется обратно. Если в обойме нет инструмента - значит забыли!

Владимир Наумов комментирует...

Совершенно прав Андрей Балыков, говоря об использовании наборов операций в курсах. Де факто, они используются в огромном числе курсов, пусть этот прием их разработчиками и иначе называется.
Было бы здорово найти способы размещения электронных чеклистов непосредственно на рабочих местах, чтобы люди могли к ним обращаться, скажем, перед началом рабочего дня и даже непосредственно во время работы, возникни у них в этом необходимость. А еще лучше в качестве атоматических "напоминалок" или help'ов непосредственно во время выполнения неких операций.