Уроки из Ведомостей - 2, или Обучаемого "надо "подгонять"

Уж больно зацепил меня первый урок , "извлеченный" Алексеем из «Ведомостей»: «если не мотивировать людей, то % завершения курсов будет низким».
Так-то оно так, да «инструмент», приведший к росту процента завершивших курс в упомянутой в статье компании с 16% до 65% и, наконец, до 85-95%, мягко говоря, едва ли является мотивирующим в современном смысле термина «мотивация». Особенно, если понимать разницу между мотивацией и стимулированием и не рассматривать страх наказания как конструктивный побудительный фактор. Если не путать учебную мотивацию и административное влияние.

Каким же должен быть административный контроль обучения и подталкивание к освоению знаний и навыков, нужных бизнесу? В некоторых компаниях, как мне известно, администрация в доведение учебы до конца и ее результативность вообще не вмешивается.

Даже если мы вообразим, что электронные курсы достаточно хороши, чтобы не отвращать людей от обучения, а условия для него созданы вполне комфортные, будут ли эти люди массово рваться учиться?

Как-то не верится в то, что без административного контроля отечественный корпоративный е-learning сам по себе расцветет пышным цветом и быстренько самоутвредится. Что персонал добровольно и с наслаждением "попрет за знаниями". Даже если будут полноценно реализованы условия, упомянутые в предыдущем абзаце. А вам верится?

Предполагаю, что, проектируя курс, одновременно необходимо проектировать и порядок административного контроля за обучением на его основе, а также, в пределе, и контроля за переносом изученного в трудовую деятельность обученных. \Вопрос о корреляции обучения персонала и его аттестации опущу\. В противном случае мы получим упреки в «обучении для обучения», «е-learning для галочки» и (орг)выводы и оценки о неэффективности электронного просвещения в компаниях как такового.

Комментарии

Алексей Васильевич написал(а)…
Уважаемый Владимир, Во первых для меня прочитанное на блоге не является первым уроком. К слову сказать, я реально обучаю слушателей дистанционно с 2002. Уроков получил в жизни предостаточно. На каком основании Вы заключили, что я извлек свой первый урок из "Ведомостей" и заключается он, как Вы цитируете, в том, что «если не мотивировать людей, то % завершения курсов будет низким»? Где я это писал? Проблема не в правильности или не правильности Ваших мыслей, а в очень вольном обращении с мыслями других. Зачем передергивать, тем более по мелочам?
Во вторых, меня зовут Алексей Васильевич. Из Алексея я вырос еще лет 30 тому назад.
Теперь по существу. Я писал о необходимости "подгонять" слушателя, имея ввиду хорошо налаженную связь слушатель-тьютор, где тьютор играет активную роль. Административный контроль, о котором Вы пишите, конечно нужен. Но я не вижу в этом проблемы. В ВУЗах, ведущих обучение дистанционно, он есть. Возможно нет в корпоративных университетах. Но это, вероятно, далеко не лучшие университеты.
С уважением
Алексей Васильевич Мурзинов
Декан Классической бизнес школы
Владимир Наумов написал(а)…
Уважаемый Алексей Васильевич!
Произошло недоразумение. Я ссылался \и линковал\ (мне казалось, недвусмысленно) на пост под названием "Уроки из ведомостей" \так сказать, 1-е уроки, потому свою реплику-пост "пронумеровал" 2-ми \ и цитировал Алексея Королькова, а не Вас.

А вот "надо "подгонять" - это цитата из Вас. Простите, не сослался, полагая, что это будет ясно читающим по умолчанию. И в это "подгонять", заковыченное Вами и, следовательно, мной, ни я, ни Вы, полагаю, не вкладывали негативного смысла.
Владимир Наумов написал(а)…
Еще одним инструментом, "подгоняющим" персонал к корпоративному обучению, является скрупулезное и многолетниее формирование культуры обучения и его врутрикорпоративного маркетинга и пропаганды. Например, в PSCU Financial Services эл.обучение на является обязательным, но им охвачено 80% работающих (http://www.2elearning.com/news/case-studies/single-news-article/article/building-a-strong-culture-of-e-learning.html?tx_ttnews%5BbackPid%5D=1&cHash=55fb43a514)
Спасибо Юрию Дорну за наводку на этот материал и его перевод в своем блоге: http://dorn-competentum.blogspot.com/2009/01/e-learning.html
Elena Lokteva написал(а)…
По поводу административного контроля и прочего.
Приведу пример. Нашей компании необходима программа для обучения менеджеров. Перед Новым годом обсуждали с генеральным директором, как это должно быть. Он считал, что надо купить готовых курсов, закидать их в LMS, потом всем менеджерам сказать, что они должны пройти по ним обучение и сдать тесты. Кто не побежал учиться - делаем выводы.
Но такой административный контроль мне не нужен, он был бы только во вред. Я предложила ему другой вариант, при котором мы начинаем обучение с тех, кто хочет. А "хотелки" мы выявили на тот момент, и уже было видно, что в основном стремятся к обучению сотрудники, которые достаточно активны, пользуются авторитетом и общаются с большим количеством людей. Если такие сотрудники пройдут обучение, и почувствуют от него реальную пользу для себя и своих подчиненных, пропиарят эту идею и эти курсы и дальше в массы. Таким образом, что требуется? Леоновская фраза "Учить от сих до сих, приду - проверю!" из старых добрых "Джентельменов удачи" даст эффекта "Девушка? Чувиха!". А нужный эффект может дать только хорошая качественная программа. Причем, стремиться надо к тому, чтобы эффект этот почувствовался еще до окончания обучения.
И от тьютора на такой программе много зависит. Но не только необходимость дергать тех, кто не учится. Как раз от него требуется научить учиться без подстегиваний и без административного воздействия. Кстати, эта функция лежит не только на тьюторе, но и на ответственном за организацию и проведение обучения.
andrey firsov написал(а)…
Прочитал заглавный пост темы, и сразу вспомнились замечательные слова моего бывшего шефа, сказанные на совещании с большими шишками из компании IBM... на их фразу (по поводу недопоставок) - "мы не хотим никого наказывать, мы хотим помочь", он ответил - "а как вам удается помочь, не наказав" :-))
по мне - так фраза близка к гениальной...
то Наумов: почитал я статью, переведенную в блоге Юрия - не понравилась мне она... может я не прав, но попахивает пустозвонством...
Владимир Наумов написал(а)…
to Андрей Фирсов:
Кто знает, Андрей, пустозвонство это или показатель уровня культуры, в том числе и культуры учения.
Возможно, за буграми внутренняя мотивация персонала учиться столь высока, что их не столько подгонять, сколько придерживать от желания познвать и развиваться нужно.
Владимир Наумов написал(а)…
to Елена Локтева:
1. Елена, из Вашей реплики можно предположить, что в вашей компании предполагается "применение" тьюторов? Я ничего не путаю?
andrey firsov написал(а)…
то Наумов:
поясню немного свои мысли,
меня смутили две фразы:
- 80 процентов.... жутко подозрительно отношусь к этой цифре... всегда ощущение - что это не статистика, а просто знаменитое соотношение 80:20...
- ни одной конкретной цифры в статье... ни количества заказных курсов, ни человеко-курсов, везде только общие фразы...
- фраза о том, что Скиллсофт - "наше все", что там есть все - что нужно и ничего не надо придумывать...

я вообще саксесс стори пытаюсь делить на реальные и воздушные... для случая с российскими компаниями ошибаюсь очень редко...
Elena Lokteva написал(а)…
Владимир, надеюсь, что начнем эту программу с тьюторами. А дальше посмотрим...

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?