Websoft

суббота, февраля 14, 2009

Электронное обучение уверенности в себе и т.п.?

На последнем вебинаре участники заспорили, а могут ли электронные курсы повлиять на такое состояния души обучаемого, как уверенность в себе? (Речь зашла об уверенности оратора при проведении публичной презентации).

Цитирую участницу:
Ф.Н.: Уверенности-неуверенности курс не научит в принципе. Может дать знания и навыки, которые способствуют повышению уверенности, к примеру, не более.

Попробую поделиться, как можно попытаться решить подобную проблему средствами е-L:
1. Прописываются действия, являющиеся формой выражения уверенного поведения
2. Дается пошаговая инструкция типа: «Хочешь быть увереннным в себе, веди себя так 1) ... 2) … N)…
Все это дается для обучения и может быть оттестировано
3. Обучаемому говорится: А теперь иди проведи презентацию, при этом непременно веди себя так, как будто ты уверен в себе
4. После проведения реальной презентации обучаемый возвращается к курсу, где дает самооценку своему поведению по шаблону, созданному на основе упомянутого в пп. 1 и 2.
(Кроме этого, оценку уверенности выступавшего могут дать и те, кто наблюдал за ним, желательно, линейный менеджер)
5. Затем обучаемый дает оценку удовлетворенности своим поведенияем по позициям из пп. 1 и 2
6. Сравнивается самооценка поведения и оценка удовлетворенности поведением, на основе которой автоматически выдаются рекомендации (Понятно, что интерпретатор такого сравнения закладывается в учебное средство заранее).
7. Операции из пп. 4 и 5 повторяются после каждой презентации, проведенной обучаемым до тех пор, пока самооценка действия и удовлетворенности не достигнут желаемого предела и не приблизятся одна к другой в количественном выражении

Предлагаемый подход – отнюдь не фантастика. Более того, однажды приходилось участвовать в проекте электронного курса, реализующем такую логику, правда, совсем на другом материале – формировании навыков мотивационного менеджмента.

Не уверен, что предлагаемое решение учит уверенности (неувернности обучить как раз очень даже несложно :). А вот включить курс в практическую работу и помочь в коррекции тех или иных человеческих состояний и поведения, на мой взгляд, может и достаточно серьезно. Что думаете?

6 комментариев:

Сергей Снегирёв комментирует...

Ну если Карнеги 90 лет назад справлялся с задачей с помощью книг, то почему бы сегодня не научить людей быть уверенными в себе с помощью м-медиа? =)

Владимир Наумов комментирует...

Сергей, может у вас в ЕС так и считают, а у нас в СНГ преобладает, как говорит мой опыт, мнение, сходное с процитированным в посте :)

А если серьезно, перескажу мнение Арсения Гулыги, которое я вычитал, будучи студентом-первокурсником и которое сильно меня впечатлило: даже в самой глупой книге (добавлю от себя, даже в электронной) можно найти пищу для ума. Не ведаю только, кто эту пищу предварительно прожует, прежде чем мне в рот вложить. Неужто учебное м-медиа?

Сергей Снегирёв комментирует...

Не, все проще, при чем тут ЕС.
Положим, в книжке захватывающе написано, что Джон сделал то-то и то-то, и стало ему так-то и так-то, и урок из этого вынесен такой-то, вот вам, дорогой читатель, упражнения для закрепления навыка.

Берем книжку и не сильно отлынивая от общего направления, излагаем историю Джона как псевдомультик, показываем ту же вынесенную из истории мораль, а в качестве упраженения создаем симулятор типа "фраза --> реакция аудитории вверх-вниз", задача игры -- довести аудиторию до аплодисментов стоя, выбирая из вариантов ситуационно верные.

Будет работать? Будет.
Интереснее книжки? Наверняка.
Эффективнее? Вряд ли. Зато эффективность можно повысить побочными средствами -- начиная от "прикрутить форум для обсуждения" (к книгам не прилагается) заканчивая "публиковать видео лучших презентаций лучших презентеров компании (СЕО там, или еще кого-то уважаемого)".

МОРАЛЬ.
Если книжка может научить кого-то уверенности в себе, то электронный курс -- тем более, т.к. вряд ли он менее эффективен, чем книжка.
В связи с чем с мнением уважамой участницы Ф.Н. согласиться не могу.

Владимир Наумов комментирует...

Здравствуйте, Сергей.

Объяснюсь по поводу ЕС. В странах Евросоюза, особенно старых, на мой взгляд, несколько иной статус обучения, его престиж и влияние факта прохождения учебной программы на рост: карьерный и профессиональный. Более того, предположу, что там и несколько отличная от нашей культура чтения. "А что я буду иметь, прочитав/изучив нечто?", "Как это скажется на моей дальнейшей жизни, успености, статусе?" приучен думать тамошний обучаемый. Позволю себе предположить, что реализация его ожиданий от чтения/обучения несколько выше, чем в СНГ-державах, дистанция между мечтой и ее воплощением короче.
Западному образованцу приходится, похоже, прилагать меньше усилий к тому, чтобы его обучаемый понял, как изменить себя читая книги, изучая е-курсы и т.п.
Не сформирована у нас еще, полагаю, в должной мере культура самоизменения, самопроектирования и программирования своего будущего.

... Лошадь можно пинками загнать на водопой, но заставить ее пинками пить по силам лишь редким дрессировщикам :(

Светлана Корнилова комментирует...

Владимир, очень интересный пост... вот только для меня до сих пор непонятный.. что такое вообще уверенность в себе? можно быть уверенным в себе в одном и абсолютно неуверенным в себе в чем-то другом..

Владимир Наумов комментирует...

Светлана, поскольку тема постая чуть про другое, а мне приходилось иметь дело с тремя курсами, где про уверенность говорилось по-разному, отвечу кратко: умение с удовольствием балансировать между депрессией и агрессией