Websoft

среда, февраля 25, 2009

Советы е-учащемуся или стандарт для е-учащегося?

Несколько раз на всяких-разных семинарах по разработке э-курсов, конкретнее, когда обсуждалась их структура, был свидетелем споров о том, стоит ли включать в структутру курсов в качестве обязательного элемента рекомендации обучаемым, как с этим курсом работать. Работать с его содержанием, а не с правилами юзания софта.
Часть специалистов говорила, такие рекомендации нужны всегда. Другие, что это лишний прибамбас. А третьи, что лишь в случае необходимости, если продукт этого требует.

Вопрос, вроде мелкий и несущественный. Однако публикация коллеги в виде 10 советов е-учащемуся напомнила, что наш обучаемый должен не только потреблять правильный контент, но и уметь потреблять его. Подобные советы, думается, были бы не лишними в составе каждого курса. Вреда от них точно никакого, а вот польза может проявиться.

В суете корпоративной жизни и в условиях дефицита времени на обучение, возможно, стоит подумать не только о разработке корпоративных стандартов по разработке, оформлению и структуре курсов, но стандартов для обучаемых. Тех стандартов, которые регламентировали бы его а) учебную деятельность /время, место, контроль, посттренинг и пр./, б) набор требований к его обученности и, кроме того, содержали бы нехитрий или хитрый набор советов, как этой обученности добиться.

3 комментария:

Alexander Ryabinin комментирует...

... здесь опять всплывает наша любимая мотивация обучающихся. Если инструкция по использованию софта вполне оправдана и действительно используется обучаемыми, а вот как заставить прочитать рекомендации к обучению?
Как то, на этапе мозгового штурма перед разработкой одного корпоративного э-учебника, была идея реализовать советы по изучению материала путем вкрапления этих советов в сам курс.
Например, если студент быстро перелистывает слайд, появляется агент, подсказывающий о том, что за такое количество времени невозможно изучить данную информацию.

В итоге приняли решение отказаться от этой затеи, т.к. риск вызвать негативные эмоции у обучаемого ну очень велик..

Андрей Колоденский комментирует...

Думаю, подобные рекомендации удобно и уместно использовать в учебных программах, состоящих из нескольких курсов, а возможно, даже и из очных семинаров.

Часто сталкивался с этим в академической среде, когда учебный материал был разбросан по разным ресурсам, что-то в печатном учебнике, что-то в электронном курсе, что-то обсуждается в форуме, а что-то нужно по телевизору посмотреть или в интернете поискать.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за резонные отклики, коллеги.
Попытаюсь гиперболизировать ситуацию, поскольку преувеличенное лучше замечается :)
1. Далеко не все обучаемые, особенно в корпорат. среде, умеют учиться должным образом, не развиты у многих совершенные навыки учения. Не следует ли нам потратить усилия не только, чтобы научить, но и научить учиться? Как при отсутствии такого умения наш контингент чего-то выучить сможет?
2. Способны и готовы ли мы реализовать свою должностную способность к методическим рекомендациям? Например, объяснить обучаемому, как ему рекомендуется учиться, чтобы научится, как стать продавцом / лидером / знатоком продукта/процесса / членом проектной комананды?
3. Чтобы советовать, как учиться, нужно создать соответсвующие этим добрым советам условия. Скорее всего отутствие таковых на доброе слово вызовет негативную реакцию. Вовремя поданный совет, например, вымыть шею перед гильотинированием, непременно вызовет у его адресата яркую эмоциональную реакцию.
4. Мечтаю о таком стандарте курса, в котором регламентированы благоприятные условия для его изучения + описаны методика а) преподавания и б) механизмы усвоения знаний обучаемыми.