Websoft

понедельник, февраля 02, 2009

Курс отдельно, контроль отдельно

В процессе разработки курсов для одного из банков возникла идея: не делать в них итогового (контрольного) теста. Точнее, не включать итоговой проверки непосредственно в тело курса, а вынести ее в виде отдельного измерительного инструмента на корпоративный портал. Благо, бОльшая часть LMS, включая WebTutor, имеют в своем составе самостоятельные модули тестирования и оценки знаний персонала. При этом сами курсы обычно имеют линейную структуру, а в некоторых из них контрольные задания "размазаны" по всему содержанию.

Изначально к такому решению подтолкнуло желание продлить жизнь курса за счет контроля не только сразу после учебы, но и через, скажем, 1 и 4-6 месяцев поле завершения курса. Такая процедура, по замыслу, должна бы в определенной степени поддерживать образовательные эффекты от обучения (своеобразное посттрениговое сопровождение, хотя бы за счет припоминания), а также побуждать сотрудников к более ответственному отношению к учебе.

Думается, однако, что автономное от курса размещение итогового теста по нему сулит получение еще нескольких преимуществ:
1. Проводить претестирование, в том числе и с целью сопоставления его результатов с итоговым контролем, в частности и для определения степени эффективности процесса обучения на основе курса;
2. Проверять уровень подготовленности вновь принятых сотрудников, которые уже имеют опыт работы в должности / по специальности, на которую претендуют;
3. Включать тестирование в качестве одной из процедур в системе мероприятий по аттестации персонала;
4. Получать информацию для совершенствования как содержания курса, так и содержания теста;
5. Создавать на корпоративных порталах специальные кастомизированные тесты по итогам обучения даже на основе закупленных коробочных курсов.
6. Проводить разного рода соревнования между сотрудниками на основе выполнения ими тестов.

Кроме того, ничто не мешает в ходе повторного тестирования добавить к тесту опрос или специально созданное задание, позволяющие узнать мнение людей о том, помог ли и в какой степени изученный курс в их практической деятельности

Какие еще резоны в пользу или против раздельного использования курсов и контрольных тестов к ним можно привести, коллеги?

7 комментариев:

Виталий комментирует...

Все перечисленные вами средства использовать, несомненно, очень полезно, однако, если пользователь не видит в конце курса итогового теста, то к материалам относиться будет более легкомысленно.

Владимир Наумов комментирует...

Виталий, обучаемый, безусловно, должен ставиться в известность о порядке проведения итогового, пре- и, особенно, посттестиррования еще до начала изучения курса.
Более того, можно под "чужие тесты" писать свои \кастомизированные\ курсы, к примеру - размечтаюсь - под БББ или прочие сертификациооные мероприятия, которые требуются от банков. Прецедентов создания таких продуктов в банковской сфере немало.

Алексей Бондаренко комментирует...

Не скажу что это идея очень неожиданна, т.к. у нас подобный подход был применен 3 года назад: т.е. каждому электронному курсу делается парный сертификационный тест. Такой подход позволяет более тщательно проверять имеющиеся или полученные в результате обучения знания. Более того, недавно у нас в сертификационном тесте появился модуль, позволяющий проверить умение, - например симулятор заполнения документации (и такие модули будут разрабатываться дальше).
Я вообще всегда был за применение специализированных инструментов, т.к. попытки "запихнуть" в один инструмент все что можно, часто приводят к ухудшению эффективности его составляющих (например при существующих технологиях автомобиль-амфибия: толком ездить не умеет, и плавает как бревно). То же самое относится и к курсам совмещенными с контрольными тестами, которые идут в зачет.
Я уже не говорю о том что специализированный инструмент обладает более с широкой функциональностью, которую в курс не всегда можно или целесообразно помещать.
Тем не менее в курсе должны присутствовать вопросы для самопроверки, именно для самопроверки, которые не идут ни в какие официальные результаты - пользователям необходимо проверить насколько хорошо они усвоили информацию. Если человек действительно хочет чему то научиться, то он повторит материал, если не удалось ответить верно. И эти вопросы должны быть значительно легче чем в сертификационном тесте - сложные вопросы угнетенно действуют на учащегося, заставляя ощущать его тупым и ничтожным:)

Elena Lokteva комментирует...

Владимир, только раздельно и использую. Я стараюсь, чтобы курс состоял из частей, из которых в любой момент, как из конструктора, можно было собрать все, что угодно, в какой угодно последовательности.

Владимир Наумов комментирует...

Вовсе не претендую на приоритет мысли "обучение отдельно - контроль отдельно". Просто попытался поискать в этом смысл.
Респект Алексею Бондаренко за ее конкретизацию и дележ опытом.

Елена, а какой смысл в том, что Вы их "только раздельно и используете". С какой целью и каким образом конструируете и комбинируете?

Elena Lokteva комментирует...

Владимир, вообще такой подход сложился у меня исторически. :)
На прошлом месте работы я внедряла eLearning Server, на нынешнем - WebTutor. И там, и там, как успели заметить, есть система тестирования. И там, и там она мне показалась более гибкой и удобной, нежели встроенные в соответствующие средства ауторинга инструменты.
В LMS я все вопросы помещаю в один длинный список. Потом из них генерируются тесты. База вопросов потихоньку разрастается, обновляется, и каждый раз, когда слушатель обращается к тесту, он получает выборку из более актуальной базы.
А конструктор хорош тем, что его части могут использоваться в любом выборке, в любом порядке, а иногда еще и под любым углом. Могу при желании тест поставить перед модулей, могу - после. Могу с помощью простейших настроек сделать его доступным в любой момент обучения, а могу - только тогда, когда будут выполнены определенные условия. Могу сказать, что в тесте с сегодняшнего дня будет 15 вопросов, а завтра передумать, и сказать, что будет 10. И не только сказать, но и быстро и легко это сделать с помощью пары-тройки настроек в LMS! ;)
Владимир, только не говорите, что я открываю Америку! :)

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Елена.
У каждого своя Америка и, надеюсь, многократные ее открытия на протяжении одной жизни :)