Websoft

среда, февраля 11, 2009

Ввести Web 2.0? Нет ничего проще

Сейчас много разговоров про Web 2.0 и про то, как сильно он нужен и как его ввести в корпоративное обучение.
На самом деле нет ничего сложного, технически. На вводном этапе достаточно по поводу того или иного корпоративного курса завести блог или социальную сеть. (Ну, форум, наконец, хоть форумы ко 2-му Web'у не относят.). И посмотреть, что из этого выйдет.
Готовы ли мы к этому не технически или ресурсно, а "идеологически"?

11 комментариев:

Анонимный комментирует...

Ну форумы и так есть на учебном портале, но как показала практика большим спросом (у обучаемых) не пользуются. Совершенно не представляю как исправит ситуацию блог или тем более социальная сеть. Обучение - слишком узкая направленность для таких вещей. Как правило, легче связаться с тьютором, или коллегой ответственным за СДО, если есть вопросы.

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Аноним,
потому я в последнее время увлекся "наивными" и "простецкими" постами, что они позволяют высветлить некотрые вещи:
1. мы не пользуемся всем потенциалом LMS, в частности форумами. Мы по разным причинам игнорируем сервисы Web 2.0. Преимущества групповой работы при этом не импользуются,
2. в чем причина этого? На вскидку сразу можно кучу причин привести: от нехватки тьюторов (в 99% процентах компаний их не существует) и кадров в учебных центрах компаний до нежелания людей учиться. А ежели причину и выявим, будем ли "болезнь лечить"? Да или Нет?
3. Тем ли мы занимаемся, разглагольствуя про 2-й Web, форумы и прочее, если на рынке это работает в очень скромных масштабах и не всегда вменяемо работатет.
4. Кто заинтересован и кто не заинтересован и почему, чтобы это (не)работало. Затрат же - минимум.
5. А не противится ли Web'у 2.0 наш менталитет иди ленность (и ума и телесная). В чем источник сопротивления?
...
Вопросов много...

Протасов Михаил комментирует...

Разумеется, Web (e-learning) 2.0 еще очень долго будет отсутствовать в большинстве российских компаний. Идеологически мы к этому абсолютно не готовы.

Реально в России только начинает зарождаться культура e-learning 1.0, даже и она сформирована совсем не до конца.

На мой взгляд, поднимаемые здесь и в других местах темы о e-learning 2.0 очень интересны. Но они далеки от насущных проблем, от того, с чем приходится сталкиваться на практике. Гораздо более реальная и практическая задача - повышение качества учебного контента.

Это не значит, что про e-learning 2.0 нужно пока забыть. Можно активно вкладываться в развитие 1.0 и заранее начинать строить мост к 2.0. Этим мостом, возможно, будет виртуальный класс, но вряд ли блоги и социальные сети.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил, спасибо за высказанное мнение.
Безусловно, нужно "биться за качество" контента в e-learning 1.0.
На мой взгляд, в этом деле сосредоточится нужно прежде всего на качестве текстов (изложения мыслей) и интеракций. Любопытно, в чем Вы видите здесь первоочередные задачи?
Возможно, виртуальые классы и станут мостом и не только между е-L 1.0 и 2.0, а, скорее, между электронным и прочими видами обучения: очным, неформальным, наставничеством.
Кстати, как-то мы с коллегами пытались вирт.классы отнести к е-L 1.0 или 2.0 - так толком ни к чему и не пришли :)

Протасов Михаил комментирует...

Владимир, по поводу повышения качества контента я с Вами в целом согласен. Первый шаг - повышение качества текстов и оформления, второй - более активное и грамотное использование интеракций.

Я не думаю, что применение виртуальных классов говорит о наличии e-L 2.0 или 1.0. И там и там могут быть электронные курсы, виртуальные классы, форумы. Особенности их использования будут несколько различаться.

Виртуальные классы, разумеется, могут стать мостом между электронным и другими видами обучения. Попробую пояснить, почему я особо выделяю их роль в переходе к e-L 2.0:

Обучаемые не готовы использовать блоги, форумы, wiki и т.д. потому что они ранее не сталкивались с применением этих инструментов в обучении (а часто незнакомы с этими инструментами вообще). Точно так же многие незнакомы с виртуальными классами, да и с электронными курсами тоже. Я не раз наблюдал картину: человек, не являющийся уверенным пользователем ПК, в первый раз в жизни начинает изучать электронный курс. Сначала он удивлен, чувствует себя неуверенно, испытывает некоторый дискомфорт. Но достаточно быстро привыкает, и скоро электронные курсы для него становятся чем-то вполне привычным и обыденным.

Я думаю, что схожий процесс происходит и при первом участии в семинаре в виртуальном классе. Но, если обучаемый раньше уже работал с достаточно интерактивным электронным курсом, то первая встреча с виртуальным классом для него пройдет гораздо легче.

И, аналогичным образом, человеку, который привык к вебинарам, привык участвовать в опросах, писать в чате, рисовать на доске, гораздо проще будет написать сообщение в форуме или блоге. Особенно если участники форума/блога - это те, с кем он уже взаимодействовал на вебинарах.


Таким образом, сценарий постепенного перехода к e-L 2.0 может быть таким: сначала обучаемый изучает несколько достаточно интерактивных электронных курсов -> потом он участвует в нескольких вебинарах (также достаточно интерактивных) -> потом с большой вероятностью он будет воспринимать форумы, блоги и т.д. как инструменты, которые вполне "нормально" использовать в обучении.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Михаил, за простой и очевидный "сценарий постепенного перехода к e-L 2.0". Очень хочется надеятся, кто им кто-нибудь воспользуется.

A.Kalmykov комментирует...

"Обучаемые не готовы использовать блоги, форумы, wiki и т.д. потому что они ранее не сталкивались с применением этих инструментов в обучении"
Не думаю что все так просто. Проблемы с инструментами web2.0 и даже просто форумами - все же социокультурные, на мой взгляд. Я неоднократно сталкивался с тем, что пользователи СДО подходят с вопросами, предложениями. На мой вопрос - почему бы не обсудить это в форуме - тут же гаснут глаза, начинается отнекивание "Ну зачем я буду высовываться..."

Elena Lokteva комментирует...

А может не только обучаемые не готовы? :) Мы много в блогах пишем о том, как можно использовать для обучения форумы и блоги. Но о том, как приучить к использованию, как-то не помню реплик... Не получается ли так, что мы сами знаем, что это хорошо, а вот другим объяснить не можем?

Протасов Михаил комментирует...

Алексей, я думаю, что социокультурные особенности очень тесно связаны с привычкой. Я не утверждаю, что я описал выше все причины, по которым люди не используют форумы. Разумеется, список причин может быть более полным и гораздо более сложным.

Но я сильно подозреваю, что пользователь из Вашего примера
- либо не очень часто пишет на форумах в принципе
- либо практически никогда не использовал форумы при обучении на работе

Если бы он хотя бы раз в несколько месяцев
- писал на форумах учебного портала (хотя бы сообщал о технической ошибке при работе с порталом или делал заявку на проведение обучения в свободной форме),
- использовал чаты и опросы в виртуальном классе,
то существенно возросла бы вероятность того, что он согласился бы обсудить предложение на форуме.

Елена, в комментарии выше я как раз предположил, что один из способов приучить обучаемых к использованию форумов и блогов будет таким:
1. Проводить вебинары, в которых добиваться активности участников
2. По результатам вебинаров приглашать обучаемых к последующему обсуждению на форуме / блоге (например, можно обсуждать вопросы, которые вызвали интересную дискуссию во время вебинаров, если такие вопросы были)

Владимир Наумов комментирует...

Чтобы не запутаться в социокультурном анализе причин неприятия Web 2.0, возможно, стоит начать с определения причин сопротивления ему.
1. Безусловно, прежде чем работать в сервисах Web 2.0, о них а) нужно знать, б) уметь их эксплуатировать. Здесь пользователю нужно создать соответствующий доступ к сервисам, а ему самому преодолеть сопротивление новому.
2. С глубинно же психологической точки зрения сопротивление Web 2.0 будет преодолено, когда его пользователи будут ощущать себя в безопасности, в том числе и психологической. Это в равной мере относится как инициаторам и "реализаторам" обучения, так и к обучаемым.

A.Kalmykov комментирует...

Может, для начала вспомнить "заповеди интеллигента" не таких уж и давних времен?

1. Не думай.
2. Если все-таки думаешь, то хотя бы не говори.
3. Если все-таки говоришь, то хотя бы не пиши.
4. Если все-таки пишешь, то хотя бы не подписывайся.
5. Если все же подписываешься, то не удивляйся.