Websoft

вторник, марта 17, 2009

Харизма е-текста, или Роскошь электронного общения

В этом блоге несколько раз поднималась тема о харизматичности е-курсов. Нужна они или нет? Способны ли курсы на такое?
Вразумительного ответа получено не было и тема притухла. Недавно в блоге «Заметки про e-Learning она возникла вновь с подачи Валерия Леонтьева.
Причем, в более узком, т.е конкретизированном разрезе: могут ли быть харизматичны тексты электронных курсов.
В возникшей дискуссии высказано немало интересных мнений. Однако, думается, так и не решен главный вопрос, а что такое харизма контента, в частности текста.

Категория харизмы суть отражение феномена неформальной власти (влияния), точнее, одной из ее форм. Поэтому ежели мы хотим, чтобы курс был харизматичным, он должен кем-то управлять, на кого-то влиять желательным образом.
Обычные и электронные учебники, разумеется, также управляют теми, кому адресуются. Правда, происходит это в значительной степени стихийно, словно по умолчанию. Позволю себе предположить, что если при разработке курсов помимо задачи передачи материала в явном виде стояла бы еще и задача управления освоением этого материала (знаний, умений, ценностей и др.), мы бы смогли приблизиться у решению проблемы харизмы в eL.
Остается самая малость: выяснить, чем же могут управлять е-курсы. Познанием, иными психическими процессами, поведением? Предположу, что интегрально и по отношению к одному отдельному обучаемому они управляют общением. А общение, в свою очередь, состоит из коммуникации (обмена данными), перцепции (закономерности восприятия собеседника и ситуации, включая и бессознательные (суггестия, симпатия, страхи, удовольствие и пр.) и интеракции (обмена действиями). /См. здесь/.
Умей мы целесообразно организовать текстовый контент так, чтобы он давал полноценное общение (во всех его трех ипостасях), так, чтобы обучаемый этот процесс общения внутренне (интеллектом и чувствами) принимал, курсы, предполагаю, могут стать харизматичными. Электронный контент должен нести наставническую функцию. Именно в искусстве наставничества как нельзя более наглядно материализуется мечта Экзюпери о «роскоши человеческого общения». (Сравните, кстати, как наставничество отлично у буддийских монахов или индуистов в сравнении с иезуитским или наставничеством в западной культуре в целом.)
Кстати, на близкую, думается, тему развивается еще одна дискуссия «На что способны электронные курсы». К сожалению, и в ней идея управления общением (или познавательной деятельностью, что тоже возможно обсуждать) на нашла пока отражения. Дистанционный курс - это учебник + специально организованное общение.

Возможно, если наряду с трансляцией знаний и способов деятельности авторы и/или сценаристы контента озаботятся еще и задачей управления общением или познавательными процессами, о харизматичности eL станет легче размышлять.

3 комментария:

Lern21 комментирует...

Я не очень понял: речь идет о имитации текстом общения? Т.е, чтобы у читающего текст ученика возникало ощущение общения?
Или же, все-таки, вместо чтения текста мы ему предложим он-лайн общение с учителям и peer-ми, как теперь говорят?

На самом деле, харизма - это включение эмоций. Точнее, социальных эмоций.
Имитировать это читаемым текстом сложно. Но возможно.
Вспомним "Сократовские диалоги" и подобный жанр литературы.
И современное исполнение в виде комментариев в блогах и форумах.
Чего-чего, а харизмы там хватает.

Таким образом, хочешь увлечь и предоставить роскошь общения без общения - дай хорошую записанную беседу (и не обязательно текстом).

Ян Федянин комментирует...

+1

Очень рад, что Вы вернулись :). С нетерпением ждем новых постов в Вашем журнале.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21.
Хотеть то я хочу "увлечь и предоставить роскошь общения без общения", да не очень с авторской (сценаристской) или заказчицкой точек зрения гладко удается. А как такие увлекательные тексты (и не только) на поток поставить, чтоб людей жажда познания охватила и необратимые образовательные эффекты случались? Дар к тому от Бога или от технологии идет?

А Ваша мысль дать хорошо записанную беседу + ее визуализацию/симуляцию и параллелные с беседой реальные процессы - это мысль, прагматичная и реализуемая. Хотя мне больше нравится не запись дать сос стороны понаблюдать, а реальный диалог обучаемого с контентом или с самим собой по типу того же сократовского диалога. (Пока говорю лишь о eL 1.0)