Websoft

воскресенье, марта 22, 2009

Асинхронные семинары

Говоря об очном обучении или синхронном ДО, мы часто по умолчанию предубеждены, будто они по результативности превосходят дистанционное и асинхронное. Всегда ли это соответствует действительности?
Если пристально присмотреться к привычному нам очному обучению, то без труда обнаружим, что не такое уж оно и синхронное. Между лекцией и экзаменом традиционно существует временной зазор и цветут асинхронные формы работы: чтение, самостоятельное учение, подготовка к семинарам, лабораторным работам и т.п. , какие-то акты неформального образования. Организация обучения, в том числе и корпоративного, обычно предполагает чередование синхронных и асинхронных действий участников процесса.

Попробую перечислить главнейшие преимущества удаленного асинхронного обучения в сопоставлении с синхронным:
- обучения в приемлемое для учащегося время суток;
- возможность глубже и в комфортном темпе осознать полученное синхронно (или асинхронно) и разобраться в изучаемом материале, вернуться к тем или иным его элементам;
- наличие времени обдумать поставленные вопросы и без спешки ответить на них;
- удобство обучения для людей из различных часовых поясов, что весьма актуально для Рунета (так, мы не можем завершать свои вебинары позже 13 часов московского времени, чтобы в них могли принять участие жители Восточной Сибири и Дальнего Востока).

В контексте вышесказанного eL может реализовываться и через асинхронные семинары, работа на которых развивается вокруг онлайновых вебинаров или же их записей в виде обсуждения на форумах или в блогах. Предметом дискуссии могут быть и иные материалы: электронные курсы, учебное видео, просто тексты.
Основными чертами таких асинхронных семинаров могут быть:
1. Каждый обучаемый сжато отвечает на поставленные вопросы.
2. Обучаемые обязательно реагируют на замечания преподавателя.
3. Обучаемые выражают свое мнение по поводу ответов «однокашников».
4. Преподаватель резюмирует результаты работы всей учебной группы в целом.
При этом результаты дискуссий (в том числе и синхронных) сохраняются и доступны всем участникам процесса.

Если подобный подход найдет практическую реализацию, потенциал виртуального класса как одного из средств ауторинга будет реализован более полно, эффективно и результативно.

4 комментария:

lern21 комментирует...

Синхронность и асинхронность еще выражают в терминах присутствие-отсутствие.
Для обучения нужно и присутствие (опыт+социализация) и отсутствие (размышление). Оба эти процесса могут идти вокруг любого контента.
В том числе и записей обсуждений.
(это блоговое направление).
Важно понимать, при любой форме контента надо "раскрутить",запустить обучение.
Заливку знаний в мозги. Иначе контент (книга,например) и обучаемый будут просто рядом.
Это лучше делать через он-лайн.

Владимир Наумов комментирует...

Добрый вечер, уважамый Lern21.

Спасибо за очень ценное замечание про "присутствие-отсутствие" вокруг контента. Похоже, Вы понимаете эти слова в феноменологическом смысле.

Абсолютно согласен, что контент это лишь почва, почва и "сырье" для обучения, которые с обучаемым могут и не встретиться или встетиться формально, "недушевно". Давно постаил себе задачу научиться делать контент таким, чтоб эти встречи инспирировать (осуществить "заливку знаний в мозги") и не только в онлайне. Разумеется, это требует отдельных исследовательский усилий, при этом не исключаются инсайты практиков, разрабатывающих курсы. Главное, это инсайты заметить и научно формализовать.
Позволю себе провозгласить тезис: заливка знаний в мозги возможна и оффлайн. Для этого обучаемый должен вступить в коммуникацию с контентом и с самим собой по поводу контента. Без выполнения последнего условия мы не сможем осуществить желаемых изменений в обучаемом. В ближайшее время постараюсь вынести на обсуждение фрагменты LMS'овских курсов, в которых осущестлялись попытки это реализовать.

Alexander Ryabinin комментирует...

Я бы к плюсам ДО добавил психологический фактор.
Известно, что не каждый очно может преодолеть страх перед аудиторией.

Владимир Наумов комментирует...

Александр, а Вы думаете, на синхронных вебинарах такой страх не проявляется? или проявляется слабее? И педагогично ли консервировать страх публичности посредством асинхронных мероприятий?