Websoft

пятница, марта 27, 2009

Лекции бывают разными




Нынче много любителей попинать лекции как несовременный формат учебной работы.

Виртуальные классы, как раз, очень хороши для проведения лекций. Их аудитория, по сути может быть неограниченной как по числу участников, так и по географическому охвату.

Не стоит однако думать, что лекция столь уж одиозный и однообразный метод обучения, как его стало модно представлять торопыгам инноваторам. Методика их проведения очень даже разнообразна и позволяет в полной мере реализовать харизму лектора. И виртуальный формат лекции тому не помеха.

На рисунке представлен слайд вебинара на тему о методике проведения лекции в виртуальном классе.

10 комментариев:

Lern21 комментирует...

Я бы не путал тип занятия "Лекция", с другими типами занятий.
А то можно просто любую форму образовательного общения назвать лекцией. Так здесь получилось.

Лекцию,как форму занятий, можно определить - "умник на сцене" (the-sage-on-a-stage).

А для других форм можно искать другие определения. Если только не обязывает утвержденный учебный план.

Владимир Наумов комментирует...

Простите, не согласен. А если лекция ведется сразу двумя людьми, одни рассказывает про теорию, другой про практику. Или один про что-то на Луне, а другой про это же да на Марсе.
Или лекция, составленная как ответы на заранее заданные вопросы в монологичской форме.
Или озвученные лектором слайд-щоу или видеозапись/анимация какого-то процесса.

И не я эти жанры лекций придумал, просто собрал по дидактической литературе за n лет. И названия этих жанров и стоящие за ними, но не приведенные здесь определения не выдумывал. И не уверен, что лекция - это "тип занятия", скорее нечто более весомое в дидактическом смысле.

lern21 комментирует...

Не хотелось бы спорить по терминам.
Но лучше не нагружать известные понятия новыми значениями.
Скажем чем лекция консультация отличается от обычной консультации?
И т.д.

Лекция произошла от проповеди, пусть там и останется.

А формы коллективной учебной деятельности надо развивать.
Навязывая им в название довесок слово "лекция", мы как бы обозначаем их неполноценность, а это не так.

Попробуйте заменить в вашем списке лекцию на вэбинар.

Хорошо ведь будет смотреться.

Veselej комментирует...

Согласен с Lern21! Лекция - понятие иностранное - это определенная форма взаимодействия одного со многими, отличающаяся тем, что ОН дает (качает знания), а ОНИ берут сколько смогут.
Лекция имеет определенную Главную Функцию: передать знание одного многим слушателям. И сделать это быстро, увлекательно.
Далее. Знание одного, как это было раньше, было добыто им САМИМ и он показывал КАК он его добыл. Или обосновывал его правильность (доказывал).
Когда стали качать Чужую Информацию лекция - как и все на свете! - загнулась (форма перешла на третий этап своего развития).
И появление разнообразных квазиформ, перечисленных Владимиром, есть показатель того, что форма "лекция" находится на этапе загнивания. Точно также как и урок.
Причина в неразрешенном противоречии: надо повысить Эффективность передачи знаний одного многим, но непонятно как.
Вероятно, форма "лекция" будет жить подобно велосипеду, заняв свою нишу.

Владимир Наумов комментирует...

To Lern21

Коллега,
По терминам спорить, действительно, здесь не совсем уместно. Замечу лишь, что лекция определяется в дидактике и как МЕТОД и как ФОРМА обучения.

Про коллективные методы и формы лично я с Вами согласен, именно они импонируют мне больше. При этом понимаю: неразумно устраивать дискуссии и поисковую деятельность там, где это нецелесообразно. Особенно там, где требуется быстро донести информацию сразу до многих десятков, сотен, а то и тысяч людей. У лекции свои преимущества, которые групповая работа не всегда способна реализовать. Равно как и свои недостатки в сравнении с групповыми методами.
Рано еще лекцию хоронить. У нее - своя законная ниша. Кстати, ни один уважающий себя западный препод не будет проводить вебинар, если на нем более 12 присутсвующих.

Утешает лишь то, что нет идеальной формы или метода обучения. И их выбор обусловлен комромиссом между содержанием обучения и формой (методом) преподнесения и обработки знаний.
Вебинар – это несколькая иная (семинарская) форма работы. Действительно, в предъявленном списке кое-где слово «лекция» может быть заменено на «вебинар». Правда, истинным вебинаром он станет в случае, когда о доминирующая активность на нем принадлежит аудитории, а не ведущему (модератору) мероприятия.

Владимир Наумов комментирует...

to Veselej

А какая разница, откуда это понятие, равно как и обозначающее ее явление?
Генетически лекция - понятие древнегреческое. Кстати, в массе своей лекторское мастерство нынешних лекторов так и не превзошло (за 2500 лет!) уровня Сократа или Аристотеля :(. Впрочем, как и мастрства обучения и изменения в коммуниации их современника Диогена Синопского. Вообще - все институциированное обучение у нас - импортного производства. Кроме школы Выготского и Библера, пожалуй. Или лучше из-за квасного патриотизма от велосипеда отказаться?

Кризис образования (загниваие) суть его перманентное состояние. И это нормально. Ну, давайте выкинем лекции как таковые, и уроки с ними. И повоображаем! Что произойдет со школами? У вас есть чем в массовом масштабе компенсировать отказ от лекционно-урочно-семинарской системы? Вы готовы и имеете реальную одобренную свыше возможность сами преподавать в вузе вне лекций/семинаров/практических и лабораторных?

Каллиников Павел комментирует...

Владимир, понимаю Ваш пафос по отношению к лекции, но вынужден скорее согласиться с Learn21...

Половина из того, о чем Вы пишете как о лекции, таковой можно назвать с большой натяжкой.
Например, лекция-сократовский диалог это что за монстр такой?

Да если бы на каждого учащегося (или двух-трех) можно было найти учителя, то никаких других форм обучения кроме сократовского диалога и не потребовалось бы :)

lern21 комментирует...

За обычной, человеческой лекцией надо оставить то, что у нее было всегда.
Эмоциональный контакт лектора и аудитории (и внутри аудитории).
То что не смогут дать книжки и Вэб.

Эта эмоция (упрощая смысловое наполнение эмоции) и есть самое ценное в лекции.

Это и есть тот огонь, который зажигает ученика, а информация лекции - это вода в сосуд мозга.

Задачка - эту эмоцию сохранить и электронном обучении.
Сдается, что текстом тут не обойдешься.

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Lern21,
1. не могли бы Вы уточнить, о чьих эмоциях - на стороне лектора/ у-курса или обучаемых Вы ведете речь. Если мы разведем эмоции лектора и аудитории (каждого из аудитории), будет легче и точнее говорить об эмоциях в обучении.

2. Человек без эмоций, сорри, - это не человек и даже не животное. Мысль о том, что eL нечто внеэмоциольное или неполноценно эмоциональное - чистейшей воды иллюзия.
Раз обучаемый сел за е-курс (или на лекцию дошел), то неизбежно эмоционально оценивает его (напомню, считается, что эмоции имеют 2 знака + и -). Человеческая деятельность немыслима без эмоций и переживаний. Даже то, что именуется термином "эмоциональная тупость" суть форма проявления эмоциональности, пусть и несколько болезненная.

3. Кому (чему) в условиях eL Вы отказываете в эмоциональности: курсу, Web'у или обучаемым?

lern21 комментирует...

Все, что касается эмоций, вернее переживаний, связанных с обучением заключено в понятие "learner experience", активно изучаемое в последнее время.

Идей там заложено очень много, это сходно с другим понятием-наукой User experience, но в обучении все закручено более круто.

В двух словах, если объяснить этот подход, то часто в образовании идет только учет мыслей, разума, познания.
Т.е когнитивная составляющая отделается от аффективной, эмоциональной.
Это не верно по человеческой природе.
Понимание того, что у человека кроме мозгов есть и душа -ключ к успеху и направление правильных методов обучения.

По-моему все очевидно.