Е-learning: демократичное и авторитарное

На вебинарах, посвященных преобразованию исходных (экспертных) материалов в контент, разбирались и редактировались участниками примеры из таких материалов или даже фрагменты готовых курсов. Как и в очном обучении, на синхронных дистанционных мероприятиях зачастую возникают спонтанные высказывания участников, вызванные их ассоциациями, личным опытом, согласием или несогласием с позицией ведущего или иных участников и т.п.
Следует заметить, что подобного рода отклонения от главной темы, спонтанные дискуссии скорее идут на пользу, чем во вред делу. Делают виртуальное общение живым и эмоциональным. Признаюсь, что уже после примерно 30-го вебинара приблизительно из полутора сотен проведенных, перестал ощущать эмоциональную разницу между очным и удаленным общением с аудиторией.

Приведу эпизод стихийного общения участников в чате по поводу одного из слайдов недавнего вебинара:

Пример (в рамке) из исходных материалов для электронного курса вызвал у участников следующие спонтанные реакции:
Х. Е.: Супер! Пример из курса - не оставляет НИКАКИХ альтернатив менеджеру.
Т. И.: А мне больше нравиться яркий формально-неформальный лидер :)
Х.Е.: Просто западное обучение является поддерживающим, а отечественное - командно-регламентирующим. Поэтому и продуктивность обучения разная.

Ц.М.: Обучение может быть поддерживающим или директивным в зависимости от качества обучаемого: его готовности и способности учиться.
Т.И.: и в зависимости от того, чему обучать :)
Ц.М.: согласен

Ведущий вебинара, естественно, должен был как-то отреагировать на такой обмен мнениями "не по теме" мероприятия и резюмировать его:
Ведущий: На мой взгляд, по содержанию электронное обучение должно быть поддерживающим, демократическим и даже либеральным, а вот в плане контроля за началом, ходом и итогом обучения, а также за организацией самого процесса обучения в целом – директивным, жестко авторитарным.

А какая точка зрения на сей счет у вас?

Комментарии

Протасов Михаил написал(а)…
Владимир, мне кажется, что, как подметил один из участников вебинара, это действительно очень сильно зависит от того, чему обучать. К примеру, в курсе по страховому продукту "АльфаКаско 50х50", который мы посылали на конкурс в Вашу компанию в прошлом году, стиль скорее авторитарный, чем либеральный. Требовалось быстро обучить большое количество человек новому продукту. При этом обучаемые должны были достаточно хорошо знать особенности продукта.

В то же время, делать курс по истории страхования авторитарным мне представляется совершенно неэффективным. Поэтому он у меня стал довольно либеральным.
Владимир Наумов написал(а)…
Михаил, спасибо за отклик.
В условиях, когда обучения является скорее добровольным, чем обязательным, демократичное/авторитарное в курсах требует особого искусства и, разумеется, понимания от их разработчиков нюансов этой проблемы.

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Стандарты электронного обучения

Современные HR тренды (по материалам исследований Deloitte и книги “The 2020 Workplace”)