Websoft

суббота, марта 07, 2009

Результативность vs эффективность в контексте eL

Тему для этого поста подсмотрел здесь.
На самом деле отождествление или противопоставление понятий "эффективность" и "результативность" в сфере обучения имеет у нас свою историю (писаную, отсеминаренную, а большей частью неписанную, а еще большей, думается, - вовсе бессознательную).

Некоторые коллеги e-learning'цы различают эти категории. И такое различение не представляется мне праздным. Одно дело - сугубо учебные цели, другое - цели бизнеса. Мы можем весьма успешно обучить людей (и это называют "эффективность"), они с наслаждением отучатся, прекрасно отэкзаменуются, но это вовсе не обязательно гарантирует применение изученного в практической деятельности (такое целевое применение величают "результативность"), а тем более прибыль. Выходит, обучение может оказаться (достаточно) эффективным и одновременно мало результативным.
Ни разницей ли между эффективностью и результативностью, а также эффектностью были вызваны недавние бурные споры "о профанировании заказчика" в этом блоге?

И теоретически, и по моим наблюдениям, одни разработчики е-курсов и даже некоторые заказчики склонны удовлетворяться до поры до времени "эффективностью", другие же, тяготеют к "результативности".
По мне, на нынешнем этапе нашего eL (а тем более, в кризис) курсы должны быть и результативными, и эффективными и даже эффектными, однако по убыванию приоритетности, так сказать, по формуле :

Результативность > Эффективность > Эффектность.
Возможно, когда-нибудь и удастся заменить в этой формуле > на = .

7 комментариев:

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, в западной теории менеджмента уже даны определения, которые вы ищите:

Эффективный (effective) - достигающий поставленных целей;

Результативный (еfficient) – способный работать с минимальными затратами.

Таким образом, эффективный и результативный – это тот, кто достигает поставленной цели с минимальными издержками. Хотя, конечно, дословно перевести сложно. Часто для разъяснения и "разведения" этих понятий приводится пример "мухи с молотком". Можно ли убить молотком муху? Теоретически можно (т.е.результат будет достигнут), но какой ценой (какова будет стоимость достижения результата, т.е. экономическая эффективность)?

Владимир, Вы, уходя от "пед.дизайна" в область эффективности (в.т. числе бизнеса и бизнес-операций), "заходите" на неизвестную вам территорию, тесно связанную с финансами (раз уж почти все или очень многое в бизнесе измеряется именно через деньги) и управленческим учетом. Можем предложить вам скидку на обучение по CIMA :) (подробнее при желании Вы можете посмотреть в статье Яна "Эталон для профессионала: международные квалификации" по адресу:
http://www.premiumconsult.ru/html/lib/lib_317.htm)

Владимир Наумов комментирует...

Ирина, признаюсь, что прежде чем приступить к сочинению своего поста, не поленился полазить по западным теориям менеджмента. И знаете, что обнаружил? Что в одних из них определения "эффективности / результативности" совпали с приведенным Вами, в других же - определялись с точностью до наоборот. К тому же не уверен, что достижение бизнес-целей и целей курса можно грести под одну гребенку.
Здесь нужно некое опосредующее звено, подозреваю, что вовсе и не финансовой природы оно может оказаться. Возврат инвестиций на обучение можно измерить лишь задним числом, а мне хотелось бы гарантировать их еще до появления курса. CIMA этому не учит? Если да, ловлю Вас на слове про скидку :). Однако меня больше устроил бы грант :))

Мордвинов Виктор комментирует...

Уважаемые коллеги, не претендуя на истину в последней инстанции, хочу заметить, что в теории эффективности понятия "результативность" и "эффективность" уже определены и четко разнесены между собой.
Результативность - это свойство, характеризующее способность объекта (процесса) давать целевой эффект, т.е. результаты, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Эффективность - это свойство, характеризующее способность объекта (процесса) преобразовывать расходуемые ресурсы в результаты. Другими словами , Эффективность=Результативность/Ресурсоемкость (стоимость).
Поэтому весьма уместен пример, приведенный Ириной про "муху с молотком". Можно достичь нужных результатов, вбухав огромное количество ресурсов (финансовых, трудовых, временных и т.п.), но тогда эффективность будет достаточно низкой. Если же организацию устраивает результат любой ценой, тогда конечно, можно и про эффективность не вспоминать ...

Дорогих женщин с праздником, любви, здоровья, душевного комфорта!

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, здравствуйте!

"К тому же не уверен, что достижение бизнес-целей и целей курса можно грести под одну гребенку". На мой взгляд, можно и нужно.

Вчера Вы написали: "Одни приходят к БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЮ из БИЗНЕСА, другие – из ОБРАЗОВАНИЯ". Я с этим положением не согласна. Мне кажется, что за бизнес-образованием надо идти или, получая сертификат профессиональной квалификации, или учась по программам МВА (лучше западным топ-10). Все остальное - "от лукавого".

Внутри компании надо не образование давать, а обучать персонал с целью повышения эффективности, результативности, экономичности etc. его деятельности. Вот Вам новая парадигма для вебинаров - даже без скидки, совершенно бесплатно :).

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо, Ирина, за четко определенное мнение.
Если отбросить HumanRM, корпоративную культуру и прочие "нематериальные активы", готов с Вами теоретически согласиться.

Готов поставить вопрос о скидке на приобретение виртуального класса для проведения вами собственных вебинаров по теме. Нисколько не сомневаюсь, что они будут на высоком уровне.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, позволю себе уточнение (как Вы точно говорите - сказывается "ушибленность образованием"!) - все-таки существуют методы финансовой оценки стоимости и нематериальных активов.

За предложение купить виртуальный класс - спасибо. Мы еще пару лет назад активно рассматривали эту возможность, и бесплатный (!) dimdim мне понравился больше всего, но меня сильно смутили ограничения этой технологии. Так что посмотрим как пойдут дела у вас, может потом и вернемся к этой возможности :).

Владимир Наумов комментирует...

Ирина, на самом деле, полагаю, мы напрасно спорим. Я ничуть не отрицаю правильности того, о чем Вы говорите, включая возможность подсчета финансовых эффектов от нематериальных активов. Будь все так гладко в этом деле, eL давно бы расцвел пышным цветом. Ан нет, пока не выходит от чего-то ...
То, на чем заострено Ваше внимание, очень важно, точнее, необходимо, но достаточно ли? Равно как и то, надеюсь, на чем оно не столь глубоко заострено. Еще раз благодарю за совет "сходить" и на территорию, связанную с финансами. Обязательно им воспользуюсь, насколько позволит моя ушибленность моим образованием.