Websoft

воскресенье, марта 29, 2009

«Заповеди» педагогического дизайнера (нач. XXI века)

Поскольку педагогический дизайн возник давно (40-е гг. XX века) и настолько устарел, что про него многие попросту не слышали, настало время модернизировать забытое старое и придать ему новое содержание, делая поправку и на e-learning, которого в момент рождения ID практически не было.
Ради этого, думается, мало рассуждать о роли, функциях и даже миссии педдизайнера. Нужно брать выше – замахнуться на credo, на самое мировоззрение этой противоречивой фигуры.
Итак,

10 заповедей педагогического дизайнера:
1. Педдизайнер очень умный.
2. Педдизайнер знает, что на планете и даже в одной отдельно взятой стране сыщутся люди поумнее его.
3. Педдизайнер-профессионал не знает, какие методы, формы и типы обучающих программных средств являются наилучшими по определению.
4. Педдизайнер понимает, что любой тип обучающего электронного средства и любая из форм ДО могут оказаться адекватными задачам обучения.
5. Педдизайнер понимает, что электронная книга, LMS'овский курс, серьезная игра, симулятор и пр. и пр. могут результативно решать одну и ту же образовательную и практическую задачу при прочих тождественных условиях.
6. Педдизайнер скептически относится к наличию объективных и субъективных, абсолютных и относительных истин.
7. Педдизайнер знает по умолчанию: для любой истины можно найти конекст, в котором она станет бессмыслицей, любую глупость можно поместить в контекст, где глупость засияет всеми гранями правды и красоты.
8. Обучаемый не дурак, если педдизайнер относится к обучаемому, как к самому себе.
9. Заказчик не дурак, если педдизайнер относится к заказчику, как к самому себе.
10. Если заказчик и/или обучаемый дураки, то заповедь № 1 к так думающему педдизайнеру не относится.

9 комментариев:

Elena Lokteva комментирует...

Владимир, спасибо за п.п. 8 и 9.

Анонимный комментирует...

Елена к камому пункту (п.8, п.9)можно отнести ваше высказывание : "у меня есть коммерческое предложение от компании "Здесь и сейчас" по постановке корпоративного МВА в формате ДО. Эту программу они ставили для "Атлант-М" когда-то. Приводить его не буду, но впечатлением поделиться могу: с большим натягом можно говорить и про ДО, и про МВА в этом предложении. Однако это всего лишь мое впечатление."

Elena Lokteva комментирует...

Уважаемый аноним, к заповедям педдизайнера это высказывание не относится. Но если увязывать это не с педдизайном, а с взаимоотношениями Заказчик-Исполнитель, то скорее к п.9: Заказчик в моем лице - не дурак.
Опять же очень хотелось бы, чтобы мои высказывания обсуждались непосредственно на тех ресурсах, на которых я их высказываю.

Каллиников Павел комментирует...

Ээээ...

Ну такая последовательность пунктов, при минимальном изменении работает в в любой сложной области. Например:
программист, врач, бизнес аналитик...

lern21 комментирует...

А тут как раз нет.
"5. Педдизайнер понимает, что электронная книга, LMS'овский курс, серьезная игра, симулятор и пр. и пр. могут результативно решать одну и ту же образовательную и практическую задачу при прочих тождественных условиях."

Как раз педдизайнер, да и любой здравомыслящий, понимает, что для любой задачи подходят свои средства, и надо их искать.

Педдизайнера даже учат этому.

Скажем, ПДД (правила) можно учить
через "электронную книгу, LMS'овский курс", а вот руль крутить, да за дорогой следить - тут уже другие средства нужны.
Так и везде.
Что касается убежденных ЛМСовцов,
то они как раз для всех задач текст да картинки предлагают.

Как сок морковки от всех болезней.
Шарлотанство.

Владимир Наумов комментирует...

Коллега Lern21,
"заповеди" на то и заповеди, что требуют следования себе в полном объеме. (Нельзя быть верующим, следуя требованиям одних из них и, греша, игнорировать другие) Если бы Вы сопоставили цитированную Вами 5-ю "заповедь" с 3-й и 4-й, да плюс с учетом конкретизации "при прочих тождественных условиях", то без труда бы обнаружили, что напрасно "вооружаетесь морковкой-аргументом" в ее текучем агрегатном состоянии.
Ну, а по поводу "шарлатанства" см. заповеди 1 и 2 :)))

P.S. Юморить и работать с эмоциями, коллега Lern21, можно и текстом, и картинкой/агимацией, и симулятором, и в Другой Жизни (см. Заповедь 5). Был бы благодарен Вам за обратную связь, насколько, по-Вашему, удалось "зацепить" юмор и эмоциями с помощью предлагаемых "заповедей". Прошу об этом, руководствуясь заповедью 2.

lern21 комментирует...

Иронию в других пунктах я ощутил, но если там была ирония, то в 5 уже просто неверное утверждение.

Педдизайнер этого не заслуживает.

Т.е не соблюдается единство стиля для всего списка. Или текста.
А то несогласованность сбивает, и нужная эмоция не получается.


Кстати, эмоция в обучении - это не добавка, типа шутки, или лаврового листа к супу. Эмоция - это бульон в супе.

Я говорил, что "эмоция"- это грубый термин.
Точнее "аффектив", или, чувство или душа.

Так вот, в тексте и лекции должна быть душа, а не просто шутка.

Ирина Деточка комментирует...

lern21

+ 1

Я уже не раз писала, что из всех преподавателей, что я знала, Вы - лучший, потому что во всем идете от "сути", а не от "формы" (при этом я понятия не имею, что Вы, собственно, преподаете :), но просто не могу не снять в очередной раз перед Вами шляпу!

lern21 комментирует...

Спасибо, Ирина.
На самом деле я разработчик. Однако, немного преподаю, по интересу.
Если сам не делаешь, то и не научишь.