Новости HRTech, интересные идеи о Digital HR в нашем канале в Telegram: https://t.me/WebsoftHR

Вредные советы

Если человек получает совет от эксперта, то это способствует принятию правильного решения. Вроде бы очевидно, что это высказывание верное. А оказывается это верно не всегда. Буквально за последние несколько дней наткнулся на 2 материала по этой теме.

Материал №1 - статья в журнале Smart Money - Есть мнение (Нет ничего проще, чем лишить человека способности трезво оценивать ситуацию. Достаточно дать ему совет). Статья рассказывает об интересном эксперименте, в котором подопытные могли либо жить своим умом либо слушать советы эксперта, которые зачастую противоречили элементарной логике. Вывод - если есть возможность слушать эксперта, а не думать самому - люди с удовольствием на это идут.

Материал №2 - статья в Harvard Business Publishing - When Knowledge Management Hurts. Описывается исследование результатов подготовки к тендерам в крупных бухгалтерских и консалтинговых компаниях. Чем больше люди пользовались документами в базах и советовались с "гуру", а не думали сами, тем меньше было выигранных тендеров. Причем чем опытнее был сотрудник который просил совета, тем хуже был результат.

Цитата из первой статьи:

«Игроки слепо следовали советам нашего эксперта, даже не пытаясь соизмерить их с собственными соображениями, — говорит Бернс. — Со стороны это выглядело так, как будто они попросту выключали свой мозг». В таком поведении подопечных Бернс усматривает сугубо физиологическую подоплеку. «Решение сложных проблем требует значительных усилий и времени, — объясняет ученый. — Поэтому человеческий мозг постоянно пытается найти способ минимизировать нагрузку. Готовое решение, которое можно позаимствовать на стороне, всегда выглядит привлекательно. А если его источник воспринимается как заслуживающий доверия, то такой выбор может быть сделан автоматически». Стремление мозга экономить ценные ресурсы способно принести его обладателю немалую пользу. Проблемы начинаются, когда советчик допускает ошибку или его авторитет оказывается дутым.

Из второй:

But they proved themselves wrong; to their surprise they found that the more internal electronic databases were consulted by these teams the more likely they were to lose the bid! Likewise for seeking advice from colleagues. This effect was especially pronounced for very experienced teams. These consultants were much better off relying on their own expertise than trying to tap into experiences by others, whether it was in the form of electronic assets or external advice.

Какие можно сделать выводы (если верить этим исследованиям):
- общение с экспертами и чтение баз полезно для молодых и неопытных сотрудников, но может навредить опытным сотрудникам
- надо создавать электронные курсы, которые заставляют людей думать и самим решать проблемы, а не забивают им голову штампами и истинными знаниями
- есть еще варианты?

PS
И мой личный вывод - всегда полезно быть немного Фомой неверующим и сомневаться в кажущихся очевидными вопросах. Поиск опровержения или подтверждения - отличная зарядка для ума. Хотя моя жена хочет регулярно меня убить когда я в очередной раз начинаю сомневаться в очевидных для нее вопросах :)
Хотите познакомиться с современными инструментами автоматизации HR-процессов? Узнать как автоматизировать подбор, адаптацию, обучение и оценку ваших сотрудников с помощью современной HCM системы?


Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

Быстрое обучение, без регламентов и стандартов — это возможно? Кейс Магнита

Дашборд для руководителей. Кейс банка «Открытие»

Мобильное обучение с помощью iPod - реальность?

Портал позитивной обратной связи. Кейс Газпромбанка