Websoft

пятница, апреля 03, 2009

С чего начинается эмоциональность (в е-курсе)

Тема эмоциональности в электронных курсах и всяких-разных ухищрениях по ее реализации время от времени «сотрясает» сообщество e-learning’цев и их сетевые сообщества. Одно из последних обсуждений прошло здесь.

О чем только ни говорится обычно при обсуждении темы эмоций в eL. И про интересные картинки и комиксы, завлекалочки типа хохм и анекдотов, эстетичность флеша и игровой компонент, и недостаток финансирования на эмоциональные «завитушечки» и пр. и т.п., чтобы «встряхнуть аудиторию».
Там ли ключ к эмоциональной благосклонности персонала к нашим курсам?

Есть думается, куда более прямой и честный путь для работы с эмоциями. Предположу, что даже 2 пути: собственно образовательный и стилистический (формальный) – работающих по принципу взаимодополнительности.

Образовательный
Если
- цель и задачи курса ясны обучаемому и потому он знает, зачем ему учиться,
- контент, предназначенный к усвоению, доступен для понимания, легко, но не без дидактически дозированных затруднений усваивается,
- контент направлен на решение реальных проблем персонала,
- система тренировочных упражнений и обратной связи поддерживают и, в случае неудач, указывают пути исправления ошибок и предупреждают от их повторения,
то
обучаемый понимает, что курс выполняет наставническую функцию, обеспечивает ему уверенную подготовку к контрольному итоговому тестированию и дальнейшему применению изученного.

Стилистический
Строгость, сухость и «скуку» курсу придают догматизм и формализм в изложении материала, пренебрежение закономерностями учебной деятельности (=клиенториентированностью курса) .
Когда же подача знаний блещет изяществом мысли и остроумием примеров, красотой аргументации и непринужденностью слога, народ к учебе сам потянется.
Чтоб это состоялось, одних дополнительных и вспомогательных возбудителей эмоций «понарошку» явно недостаточно. Их стоит и нужно использовать в 3-х базовых целях:
- в качестве награды за успешный труд в обучении,
- как средство профилактики возможных ошибок,
- для пробуждения интереса обучаемых к предмету изучения и к себе самим в качестве учащихся.

P.S. В качестве одного из инструментов повышения эмоциональности курсов Елена Тихомирова предлагает истории и рассказы, вызывающие эмоции. Одна из международных компаний (ритейл) вписала в стандарт своих продуктовых е-курсов в качестве обязательного и первого по счету элемента рассказ об истории продуктов, которыми торгует. Будь то кастрюли, вина, компьютеры или бородинский хлеб. Неплохой ход, особенно при удачной стилистической и визуальной подаче такой истории.

2 комментария:

lern21 комментирует...

Я обычно студентам говорю, что не фантазируйте по поводу кажущихся понятными вам слов.
Это я к чему.
За "эмоциональной " составляющей обучения стоит серьезная,насколько возможно, наука.
И опять, в паре когнитивный-эмоциональный, эмоциональный идет в более широком смысле, чем эмоция.

Чаще для образования вспоминают "поток" - flow,
Optimal Experience и уважаемого американского румына Mihaly Csikszentmihalyi.

Тема эмоции и просто обучения в нашей науке практически не рассматривается, а уж о чувствах и e-learning говорить не приходиться.

Поэтому, стоит посмотреть, что смогли разработать за многие года очень-очень умные и образованные зарубежные коллеги.
Это совсем не тривиальные вещи, которые сходу в голову приходят.

Для наводки гуглим "Csikszentmihalyi e-learning" и откроется чудесная волшебная неведанная страна.

Я завидую тем, кто попадет в нее впервые.

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за ссылку. У тех, кто тесно связан с психолого-педагогической проблематикой, есть одна проблема:
не превращать обучение в психотерапию.
Не уверен, что приводимый Вами автор этого не делает.