Websoft

пятница, апреля 17, 2009

Попытка методологического вебинара + ссылка на его запись

Никогда не преклонялся перед лекциями. Куда больше нравится формат учебных мероприятий типа: выдвинь тезис – обсуди с аудиторией. Сегодня осуществлена попытка в таком духе провести вебинар методологического типа на вполне сухую «непрактичную» тему «Как формировать содержание е-курса».
Всего за час вебинара аудитории было предложено 11 разного рода опросов и иных интеракций тренингового типа. Например:



Впрочем, правила диалога в немалой степени задавали сами участинки.

Затронули проблему, чему в корпоративном обучении приоритет нужно отдавать: практическим действиям или знаниям, и решали ее, в целом, так:

А как бы Вы здесь рассуждали?

В целом на вебинаре изучались вопросы:


Если эта проблематика и для Вас интересна, смотрите запись виртуальной сессии.

15 комментариев:

lern21 комментирует...

Владимир, спасибо. Прослушал я материал вебинара. Достаточно полное изложение подходов к уровням обучения.

Надо сказать, что на любой конференции по еленигу в любом докладе все это так или говорят. В начале. А потом рассказывают про замечательную ЛМС. Или что-то подобное.

В чем противоречие?
В том, что рассказывая о том, как надо учить, в качестве инструмента потом будет предложена штука, которая в принципе ничего этого реализовать не сможет.

Сдается мне, что выступающий сам это хорошо понимает.

Скажем, также можно продавать книжку (контент) про обучения балету, и рассказывать при этом о прелестях гастролей в труппе Большого театра.

Или имея одну картошку, предлагать клиентам меню японского ресторана в Осоке.

Можно было бы сказать,на самом деле чему какие средства электронного обучения могут научить. Понимая, при этом, что ЛМС дальше первого - "запоминательного" уровня - и не пытается прыгать. А для других уровней нужны другие средства, а другие средства - это другие деньги и другие технологии разработчиков.

Многое этого не понимают.

Алексей Корольков комментирует...

Не понимаю такой активности в борьбе с LMS. Система управления обучением это административный, а не педагогический инструмент. Ее задача - контролировать сроки, генерировать отчетность, доставлять контент. высылать напоминания, обеспечивать коммуникации между обучаемыми и преподавателями. Хорошая LMS от плохой отличается гибкостью, широтой функций, отчетами, и т.п., но никак не методологическими изысками. А вот курсы это действительно инструмент обучения. Кто вам мешает сделать 3-d мир или другой симулятор и запускать его из LMS, сохраняя в нее результаты и управляя из нее допуском к процессу обучения?

lern21 комментирует...

Алексей, я ведь про реальность пишу.
Очевидно, что контент, о котором шла речь, будет разработан авторскими средствами какой-либо ходовой ЛМС.
А там толком и тренажер не сделаешь.
Что касается 3D и миров - они хороши там где нужны, но точно никто из участников того семинара пока не будет их использовать.

Поэтому вернее было говорить не про выбор контета (книжки), а про выбор инструментов (методов).

Владимир Наумов комментирует...

Коллега Lern21,
благодарю за интерес к нашему труду.
Несколько реплик "от реальности":
1. На вебинаре излагался ОДИН из возможных подходов к уровням обучения.
2. Последующие вебинары из серии про то, как создавать е-курсы (их штук, минимум, под 20 еще ожидается) последовательно, порционно будут рассказывать о том, как именно создавать курсы, какие приемы на каком из уровней (компонетов содержания образовательного курса) можно и как использовать. В том числе и в рамках разных подходов (включая любимые мной деконструктивизм и провокативное обучение). Применительно к любым программным инструментам разработки курсов.
3. Тема "цитируемого" вебинара ("философская", "методологическая" :) - ответ на запрос минимум 5-и постояных участинков наших вебинаров. Им это понадобилось, думается именно для того, чтобы понимать, чему и как электронно можно обучиться(ся) осознанно и в контексте чего, а не только методом тыка и последующих вытекающих из него пиаровских фантазий, как классно у нас бог-весть-как-все-круто-зачем-то-и-почему-то-получилось!-ура.
4. Ваш запрос о том "сказать, на самом деле чему какие средства электронного обучения могут научить" - опять-таки тема последующих вебинаров.
Выдайте запрос, чему Вы бы хотели и как обучать, кроме как запоминанию. И через небольшое время в этом блоге или в ходе какого-нибудь вебинара обязуюсь выдать пример(ы) того, как это можно реализовать в рамках стандартного средства ауторинга. Включая тренажеры (о чем уже не раз и в блоге этом мной писано). Или, будет Вам угодно, в 3D или все-равно-в-чем.

5. Наконец, последнее. На вебинарах я изначально не преследую цели реализовать "достаточно полное изложение подходов". Т.е. поучать. Самих этих подходов хоть сейчас штук 5 - альтернативных друг другу - изложу. Цель (для меня) вебинаров - а)предоставить аудитории выстроить свое отношение к излагаемым подходам, б)с той или иной степенью полноты поприменять разок-другой эти подходы в рамках виртуальной сессии, в) принять, адаптировать или отвергнуть предлагаемое ведущим, применительно к своей (внутренней и/или внешней) ситуации работы в eL. А будет ли при этом конечное средство обучения в Курслабе, Артикулейте, во флеше или 3D сделано - абсолютно фиолетово. Лишь бы грамотно и результативно с образовательной точки зрения. Эта "реальность" представляется мне куда более актуальной, нежели та, за которую Вы ратуете.
Глупо спорить, что лучше - мозаика, офорт, скульптура или живопись, 3D или 2D. Нужно просто работать тем и так, в чем лучше умеешь и на что ресурс имеешь.

Elena Lokteva комментирует...

Я тоже заступлюсь за LMS.

LMS предоставляют такие средства электронного обучения, как форум, блог, чат. Т.е. средства, с помощью которых можно а) передавать знания, б) передавать опыт, в) спровоцировать креатив, г) воздействовать на ценности, убеждения, идеалы, эмоции.

Многие этого не понимают.

Алексей Корольков комментирует...

Вообще то LMS и авторское средство продукты разные. У нас, например, в составе WebTutor есть встроенное авторское средство (очень простое), но им пользуются мало, в основном курсы делают в Courselab, в котором при желании можно делать и тренажеры (хотя многие ограничиваются импортом простых слайдов из PPT). В этом вы скоро сможете убедиться, когда в мае мы опубликуем итоги конкурса на лучший курс 2009

lern21 комментирует...

Владимир, может я пропустил, но в вашем методологическом подходе не слово не прозвучало о том, что для разных уроне знаний требуются разные инструменты.
Говорилось о том, что КОНТЕНТ может быть разный для разных целей.
С эти я и не соглашаюсь.
Потом я не уверен, что в ходе представленного вэбинара, мне удалось бы не согласиться.
Представленная форма, почти в чистом виде "умник на сцене".

С точки зрения методической, мне показалось, что темп изложения мог бы быть и побыстрее.

Ну и визуальный ряд (текст) показался лишним.
Зачем написано то, что и так говорит лектор?
Это как русские титры к отечественному фильму.
На случай, если наушники не работают?
Не уловил.

lern21 комментирует...

сорри за ошибки в тексте. отправил быстрее, чем сам перечитал.

lern21 комментирует...

Елена, а вы представьте, что обучаете не менеджера по продажам, а врача. Или юриста. Настоящего юриста, а не мусор, выпускаемый в наших "вузах". (согласен с Президентом).
Или ребенка.

Тогда не хватит и блога с чатом.

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
Представила. И что? Форум и блог от этого перестают быть средством e-learning для перечисленных Вами групп?

lern21 комментирует...

Елена, вы утверждаете, что этих инструментов достаточно?
Хорошо, давайте на форуме обучим врача анатомии, через чат - юриста общаться с клиентами или выступать на суде,но ребенка точно ни чатом, ни форумом не увлечем.

Псевдообразование влечет псевдоинструменты.

А лично мне постоянно растущее число псевдо образованных мешает.

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
Где я говорила, что этого достаточно? Я утверждала и продолжаю утверждать, что это - средства e-learning, и что их нельзя недооценивать. Что касается достаточности, абсолютно уверена, что в некоторых случаях их будет и достаточно. Все зависит от конкретной учебной задачи.

Что касается увлеченности ребенка чатами и форумами, могу с Вами запросто поспорить. Мои дети 6 и 10 лет с удовольствием общаются и на форумах, и в аське. Например, именно по аське я им обоим несколько раз объясняла, как правильно писать те или иные слова, и они очень хорошо это запоминали.
Вообще, разговоры по поводу того, что для детей это подходит, а то не подходит, на мой взгляд, абсолютно из той же оперы, что и разговоры о том, что детям вреден компьютер.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21:
Благодарю за замечания, постраюсь извлечь из них уроки, хоть это и непросто - себя переделывать :)

Действительно, для разных уровней или, в "моих" терминах, компонентов знаний, требуются разные интсрументы. О чем и пойдет речь на 2-3 ближайших вебинарах.

Вашей фразы "Говорилось о том, что КОНТЕНТ может быть разный для разных целей.
С эти я и не соглашаюсь." - увы, не понял. Если организация контента, включая характер интеракций, то действительно, могло говорится.

Сожалею, что Вы с потрясающим изяществом уходите от прямых ответов и предложений. Напомню: "Выдайте запрос, чему Вы бы хотели и как обучать, кроме как запоминанию. И через небольшое время в этом блоге или в ходе какого-нибудь вебинара обязуюсь выдать пример(ы) того, как это можно реализовать в рамках стандартного средства ауторинга".

lern21 комментирует...

Владимир, в нормальном юридическом образовании, в нормальных странах, есть практика использования "игры" в суды и другие юридические процедуры.
Это очень серьезный компонент образования, игнорируемый у нас в силу отсутствия средств,квалификации и,в конце-концов, потребности.
Реализуйте его стандартными средствами. Кстати подобные методы практикуются и в других курсах, где есть работа с людьми.
Это не картинки с портретом "водителя" показывать.
Мне просто мой зарубежный опыт мешает забыть о нормальном образовании.

Владимир Наумов комментирует...

Ok, коллега Lern21.
Принимаю "вызов". Как выдастся минутка - чё-нить наваяю. Следите за эфиром.