Websoft

вторник, апреля 28, 2009

Готово ли корпоративное обучение к обучению Взрослых

Корпоративное обучение – это обучение более или менее, но зрелых и состоявшихся людей, которые, в отличие от школьников и даже студентов-очников, располагают куда большей самостоятельностью, опытом и независимостью.
Генетически же, если не обманываюсь, LMS и средства ауторинга скорее вышли из университетской сферы или же подспудно унаследовали классическую педагогическую парадигму. А она далеко не всегда согласуется с декларируемыми и человеколюбивыми принципами HRM и современного импортного менеджмента.

А не «прогнать» ли нам те же LMS, средства разработки курсов и даже само управление HR через «реторту» андрагогики на предмет «соответствия». Удовлетворяют ли они требованиям андрагогики, то есть особенностям обучения взрослых?

Вот основные из этих требований:
1. Взрослый – это не столько обучаемый, сколько обучающийся.
2. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения
3. Взрослый потому и взрослый, что созрел управлять собою сам, жить самостоятельно и своим умом и даже (иногда) норовит добиться самореализации
4. Взрослый охотно обучается лишь для решения важной лично для него проблемы и достижения конкретной цели

5. Взрослый предпочитает опираться на собственные опыт и знания как источник обучения охотнее и скорее, чем на чужие и книжные
6. Процесс обучения взрослого наиболее эффективен, если проходит в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего, а также группового формального и неформального обучения на всех его этапах: диагностики проблем, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции,
7. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и имеющихся у него личностных качеств и способностей на практике
8. Результативность учебной деятельности взрослого в компании в огромной степени зависит от комфортности условий: временных, пространственных, бытовых, профессиональных, властных, кадровых, корпоратив-культурных, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.
Короче, некомфортными будут условия обучения или применения изученного – большие тети и дяди будут учиться неохотно, а то роптать на е-L станут, чего доброго.

Если приведенные постулаты верны, можно заметить, что пп. 1-5 потребуют оптимизации некоторых решений в LMS, средствах разработки курсов и в логике создания курсов, создающихся «вручную». Например, в части ветвления курсов, их гибкой настройки на целевую аудиторию, формирования индивидуальной образовательной стратегии обучения, адаптивности обучение, наконец.

П. 6 напрямую указывает, что андрагогика без Web 2.0, диалогового (коммуникативного) и социального обучения ну просто никуда. Взрослые обучаемые готовы к этому по определению. (Если андрагогика не врет, разумеется!) Готовы ли к этому инициаторы корпоративных обучающих программ (заказчики)?

7 и 8-й пункты напрямую завязаны на HRM и даже выше – самое менеджмент. Тут в пору и кейс предложить: соответствует ли положение дел с еL в вашей компании пп. 7-8?

Решения кейса принимаются в виде комментариев к данному посту.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Поясните, пожалуйста,что имеется ввиду под кейсом в контексте поста? Готова поделится ситуацией в своей компании, только непонятно,что именно Вас интересует?

Екатерина Немченко, СКБ Контур

Компьютерщик комментирует...

Проблем действительно много...

keymaster комментирует...

Интересно, возникали подобные мысли...
Но честно говоря по прочтению не увидел противоречия.

Как я понимаю основная рассматриваемая в посте отправная точка все же то, что взрослый сам по свое воле, сознательно обучается и сам себя мотивирует? Что собственно и отражено в п.1.
Пп. 2, 3, 4, как мне кажется, из п.1 вытекают. По п.5 - в общем то все больше учатся на собственном опыте (к сожалению :)).
По п.6 - совместная деятельность я бы сказал более важна для обучения "обучаемых" (школьников, студентов). Взрослые в этом плане более способны сами, независимо разбираться в какой-либо теме, при наличии мотивации.
По п.7 - любое обучение плохо без закрепления не практике, независимо взрослый или нет.
По п.8 - тоже не очень однозначно, может даже наоборот, если взрослому самому сильно надо, то он и учиться будет одной рукой укачивая люльку с сыном, а другой листая эл.курс.

Мне кажется, что различия в обучении для взрослых должны быть в первую очередь в контенте. Контент должен быть ориентирован на определенную аудиторию. В том же SCORMе, например, насколько я помню, есть специальные элементы для фиксации аудитории курса и уровня подготовки. И это правильно.
Причем под различиями в контенте я понимаю и различия в структуре курсов, формате подачи и т.п. - тут я согласен полностью.

Что касается инструментальных средств - в LMS просто должны быть эффективные средства работы с контентом и взаимодействия слушателей и тьюторов. Но они нужны не только взрослым.

Из чего, на первый взгляд, "хорошая" LMS хороша для всех. А вот контент должен соответствовать.