Websoft

вторник, апреля 21, 2009

Имеют ли общий язык заказчики и разработчики корпоративных е-курсов?

Коллеги на Е-learning Pro затеяли интересную дискуссию о разработке технического задания на электронный курс.
В ответ на предложенный Еленой Локтевой вариант анкеты для заказчика курса своими практическими наблюдениями поделилась Светлана Масюкова.
Цитата из ее обстоятельного и полезного поста :
«Наш опыт разработки электронных курсов с привлечением внешнего технического разработчика говорит о том, что анкеты, детализированные столь подробно, вызывают раздражение у Заказчика. Они скорее ориентированы на руководителя проекта по разработке контента со стороны заказчика нежели на самого Заказчика непосредственно
Беда еще и в том, что и разного рода опросники, ориентированные и на руководителей проектов по созданию курсов на стороне заказчика также вызывают раздражение. По крайней мере, в своей практике сталкивался с этим неоднократно. Выдаешь набор вполне безобидных вопросов, к примеру, по целевой аудитории, в лучшем случае имеешь в ответ раздражение и обиду.

Может, кто-нибудь поможет разобраться, что оскорбляет или приводит в бешенство проект-менеджера на стороне компании, когда у него спрашиваешь о возрасте, поле, уровне образования, стаже в должности и т.п. той аудитории, для которой тебя курс создавать ангажировали?
А ежели запросишь данные, какие трудности в работе потенциальных обучаемых компания рассчитывает снять с помощью будущего курса – в ответ в лучшем случае недоумение, прикрывающее нечто более эмоциональное
Коли рискнешь поинтересоваться, в чем причина недостаточной производительности персонала, которую вы хотите поднять с помощью курса – здесь уже и слов нет. Одни выражения типа этих:

Вот тебе и изучение целевой аудитории, которому, по констатации Елены Тихомировой, половина страниц в учебниках по педдизайну отводится.

Проще всего объяснить такую картину ленью, чрезмерной загруженностью, индивидуальными особенностями конкретных лиц и т.п., наконец, нежеланием или боязнью выносить сор из корпоративной избы. Плюс неумение/нежелание противоположной стороны договариваться :). Остается махнуть рукой и делать свою работу, как делается – на глазок. Авось и сойдет...
Думается, однако, что причины такого «раздражения» в широком смысле» лежат где-то глубже. Похоже, здесь имеет место проблема изрядного непонимания. А вот причины такого непонимания неясны. Похоже, нет у заказчиков и разработчиков общего языка, или, как выражаются семиотики, общего семантического кода.
Или дело в чем-то другом?

15 комментариев:

Сергей Снегирёв комментирует...

"Иметь общий язык" -- это как-то не по-русски, не находите?

По существу же могу заметить, что чем грамотнее была осуществлена продажа проекта, тем легче при его реализации.

Владимир Наумов комментирует...

to Сергей Снегирев
Коллега, о продаже ли здесь речь? всегда ли о продаже? или иногда о проектной деятельности, корпоративно и/или пространственно распределенной?
Сдается, не всегда здесь сугубо продажные процессы / закономерности работают.

Анонимный комментирует...

Зачем заставлять нас думать? Это непривычно и некомфортно. От этого у нас сон и аппетит портятся. Поэтому и лица у нас такие расстроенные.
А вот выбирать с умным видом из любезно предложенных вариантов - это всегда пожалуйста.

Кстати, а подготовить эти варианты - чья задача?

Александр Ларин.

Владимир Наумов комментирует...

Александр, почему "нас", а не "их". Вы-то, слава богам, обычно хорошо и жизнеутверждающе выглядите :)

Подготовить варианты гадания на кофейной гуще - "наша" задача. И чем больше вариантов - тем гуща и мы с ней круче.

lern21 комментирует...

Опросы - это не только ценный мех,простите, не только анкеты, но и еще куча удовольствий в виде интервью,наблюдений и т.д.
Очень дорогая,и очень квалифицированная работа.
Не думаю, что у разработчиков есть в командах такие отделы.
Поэтому, лучше заказчика не раздражать пилой без наркоза, а придумать все из головы или из разговоров с парой сотрудников.
Эффект тот же будет.

Каллиников Павел комментирует...

Хм...
Опросы никто не любит. Не только заказчики.
Задающий вопросы приобретает власть над отвечающим. Отвечающий с каждым ответом теряет часть своей свободы.
Предъявляя свой опросник исполнитель втягивает заказчика в свою игру, придуманную им по удобным ему (а не заказчику) правилам.
А заказчик хочет, по сути одного: "сделайте мне красиво". И в этом он совершенно прав.

Ирина Деточка комментирует...

Павел, правильно поставленный вопрос - это половина ответа, нет?Заказчик, привлекая исполнителя, рассчитывает, что исполнитель, как минимум, компенсирует недостающие компетенции, содержать которые заказчику или дорого, или нецелесообразно. Как максимум - поможет сделать его - заказчика - бизнес успешнее. И еще перед тем, как начать задавать вопросы, исполнитель должен суметь четко показать прямую связь между своими вопросами и повышением эффективности бизнеса заказчика. Это и есть, говоря словами Сергея Снегирева, "грамотная продажа проекта". Тогда Заказчик с готовностью тратит время на разговор или заполнение опросника. В любом другом случае, это действительно "пилить Заказчика пилой без наркоза"...:) И впустую тратить его, заказчика, время.

Владимир Наумов комментирует...

to Павел Каллиников.
А нет ли у Вас опросника на тему "Как сделать красиво"? Или двух "взаимных": один - для заказчика, другой - для реализатора. КрасОты тож субъективно по-разному понимаются.

Ирина Деточка комментирует...

Кстати, как правильно найти общий язык с заказчиком (неважно - внутренним или внешним), классно описывается в последнем посте Дениса Петелина здесь: http://thetorch.ru/?p=92.

Наберусь наглости и приведу небольшую цитату: "Но просто дееспоcобный ПМ отличается от advanced PM класса Jedi Knight еще одной важной вещью. Эта вещь называется понимание бизнес-модели, причем как модели своего Работодателя, так и модели Заказчика. Зачем? Потому что действительная цель, про которую мы часто забываем – это получение прибыли. Соответственно тот, кто максимизирует прибыль и для Заказчика и для Работодателя – он как Нео в матрице, умеет вытворять всякое."

Честно говоря, просто радуюсь за компанию EPAM, что там такие люди ставят корпоративную систему обучения.:)

Каллиников Павел комментирует...

Ирина, Вы меня не правильно поняли :)
Я не против опросников. Я просто описал ситуацию с точки зрения психологии.
Это же известный факт: пока вопросы не сформулированы, возможно все. А после, уже немногое. Даже до того, как получены ответы!
Получить право формулировать вопросы, значит получить власть над процессом. А власть просто так не отдают :)
Пример. Вы формулируете вопросы исходя из вашей технологии, тем самым уже навязывая ее заказчику. Но никто еще не решил, что ваша технология ему подходит!

Владимир, я думаю,тут опросники не проканают. Надо (r примеру) по аналогии: вот вам аналогичный курс, ваш будет выглядеть не хуже :). Или лучше.

Elena Lokteva комментирует...

Павел, а в случаях, когда ты показал "красиво", да на самых разных примерах (и простых, и крутых), причем, не просто показал, а рассказал, какие у них преимущества и недостатки с точки зрения методической, технологической, финансовой, временной, а Заказчик в ответ говорит "Человечки, картинки, кнопочки - это, конечно, все красиво, но я не готов платить за то, чтобы им (сотрудникам) было красиво. Если это столько стоит, то пусть почитают документы и сдадут тесты" - что ему тогда показать?

Каллиников Павел комментирует...

Елена, я, конечно, виноват в том, что первый произнес слово "красиво" :)
Но сам я под этим словом понимал нечто более общее. Понамть надо так: "сделайт мне так, как я пока не знаю, но чтобы это меня устроило".

А за рюшечки я бы и сам платить не стал бы. Для меня лучший дизайн такой, которого вовсе не видно. К сожалению, такой дизайн достаточно дорог :) Рюшечки вам сделают гораздо дешевле.

Но, впрочем, я не об этом. Если есть в вашей команде человек, который скормит опросник заказчику, и при этом последний не будет возражать, то это очень здорово. И этим надо пользоваться как конкурентным преимуществом.

Ирина Деточка комментирует...

Павел, а думаю, что заказчик ждет не только то, что его "устроит", а то, что даже превзойдет его ожидания. Часто бывает так, что закачик, выполняя свою основную функцию в компании, времени и сил не имеет, чтобы объяснить что он, собственно, хочет, и в лучшем случае представит исполнителю: "вот документы, вот обучающиеся, вот то, что мне от них нужно", и тогда как раз задача исполнителя - собрать всю необходимую ему для работы информацию (в том числе и с помощью тех же опросников) и оправдать (а лучше превзойти) ожидания заказчика, используя при этом несколько контрольных промежуточных "сверок", чтобы убедиться, что он движется в правильном направлении. И превзойти ожидания можно не обязательно только "красотами" и "рюшечками", но иногда даже простым структурированием исходного материала.

Каллиников Павел комментирует...

Ирина, я думаю, тут хорошим приемом было быть дать заказчику выговориться :)
Пусть сам скажет как можно больше. Пусть говорит 2 часа. лучше его не прерывать или делать это как можно мягче, показывая как вы заинтересованы в его мнении. А потом, когда он выскажется, можно начать задавать вопросы - скорректировав их на то, что он уже сказал.

Ирина Деточка комментирует...

to Павел Каллиников

+1