Websoft

суббота, апреля 04, 2009

Критерии успешности e-learning проекта

В рамках грядущей Elearn Expo 2009 проходит конкурс на лучшие внедрения СДО — eLearnExpo Awards. Любителям конкурсов я рекомендую подавать заявки т.к. времени осталось мало, хотя сам я несколько скептически отношусь к идее такого соревнования из-за неопределенности с критериями успеха проекта.

В форме заявки на конкурс - исключительно числовые показатели:
- общая численность сотрудников
- количество курсов в СДО
- количество тестов
- количество сотрудников, имеющих доступ в СДО
- количество пройденных курсов, сданных тестов и выданных сертификатов
- количество тьюторов

Можно ли по таким показателям оценить успешность проекта? Я уверен, что информации недостаточно. Надеюсь, экспертная комиссия при оценке будет руководствоваться и другими критериями.

Тут-то и возникает вопрос о том, что можно считать критериями успешности e-learning проекта. Возможные варианты:
- окупаемость вложений (скорость, величина), последующее сокращение затрат
- охват обучением определенного количества сотрудников
- увеличение продаж, повышение качества обслуживания клиентов, сокращение ошибок и т.п.
- ускорение процессов обучения
- повышение прозрачности процессов обучения, повышение объективности
- упорядочивание/формализация знаний в форме учебных курсов/тестов
- стандартизация процессов обучения в различных подразделениях/филиалах
- повышение удовлетворенности сотрудников
- повышение информированости менеджеров об обучении/уровне знаний сотрудников
- ...

Как это можно объективно померить и сравнить так, чтобы не положить на это всю свою жизнь? И кто готов предоставить необходимый объем информации внешним оценщикам?

Мне представляется более реальным проведение конкурса кейсов - в котором компании достаточно подробно описывают свои проекты и достижения (не претендуя на полноту - примеры кратких кейсов внедрения СДО в 16 компаниях можно посмотреть у нас на сайте). Оценивается не сам проект, а его описание, интересные идеи, полнота раскрытия информации и т.п. Это как конкурс годовых отчетов открытых акционерных обществ (см. например, конкурс проводимый рейтинговым агентством Эксперт).

2 комментария:

Elena Lokteva комментирует...

Алексей, согласна с Вами, что таких показателей явно недостаточно.
Успешность e-learning проекта нельзя мерить количеством курсов и тестов в СДО. Если у одной компании потребность в 10 курсах в год, а у второй - в 50, то разве можно сказать, что проект первой компании менее успешен, чем проект второй компании?
Количество тьюторов - тоже тот еще критерий...
Вот если бы сравнивали исходный план проекта с фактическими результатами... Но тут, боюсь, не каждая компания готова будет поделиться информацией...

Владимир Наумов комментирует...

Алексей, спасибо за Ваш список критерериев, он кажется очень эвристичным. Боюсь, правда, что для выработки критериев и процедур оценки по ним, о которых идет речь, нужно все-таки положить всю жизнь и не одну. Пока бизнес не поймет этого, он будет проводить конкурсы ради конкурсов