Websoft

суббота, мая 09, 2009

Поставить е-курс на место обучаемого

Является общим местом, что возможности мультимедиа очень хороши для подачи самого разнообразного учебного материала, включая имитации внешней по отношению к обучаемому реальности или его поведения. Однако это едва ли делает электронное обучение принципиально отличным от аудиторного или по книгам.

Главное преимущество электронного обучения, думается, в его интерактивности, прежде всего в обеспечении немедленной обратной связи по ходу выполнения разного рода заданий. Именно мгновенное предъявление успехов/неуспехов по поводу освоения материала является, пожалуй, ведущим мотивирующим фактором. Чего, кстати, очень трудно достичь, когда материал подается в форме лекций или по учебникам.

Наблюдения за электронным обучением заставляют думать, что е-курсам мало транслировать информацию для выучивания. Если мы поймем и научимся описывать, что делает взрослый обучаемый, когда учится, e-learning окажется способным обучать всему, что по силам лучшим преподавателям или тренерам. Они-то умеют ( увы, чаще всего неосознанно) ставить себя на место обучаемого.
Позволю предположить, что в корпоративном обучении уже мало только преподносить знания и предъявлять умения и навыки. Разработчикам курсов куда важнее не просто «склепать» контент, а обратить свое внимание в первую голову на способы его оптимального усвоения.

8 комментариев:

Анонимный комментирует...

А так ли важна «немедленная обратная связь»? «Мгновенное предъявление успехов/неуспехов» может привести к механическому перебору вариантов с целью набора необходимого балла для завершения курса (если баллы являются критерием прохождения). Или, какая мысль приходит в голову обучаемому, если в результате установленного случайным образом флажка, он получает сообщение «Правильно»? – Ага, +1!

lern21 комментирует...

Ох, я бы очень по опасался бы ставить себя на их место.
Замечательная книжка Купера "Психбольница в руках пациентов" не только про программистов? разрабатывающих продукты под себя.
Думается и про "преподавателей или тренеров" тоже.

Владимир Наумов комментирует...

Уважаемый Аноним,
а с чего вы взяли что обратная связь имеет отношение к набору баллов и оценке / контролю обучения? Думается, у нее несколько иная функция - коррекционная

sw комментирует...

Владимир, это Вы знаете о коррекции. Обучаемый часто воспринимает любой вопрос/задание/упражнение как проверку «на вшивость».

Николай комментирует...

sw, вот тут то и есть искусство разработчика курса "поставить себя на место обучаемого", чтобы он не воспринимал задания как проверки кгб, а как тренировки и проверки своих знаний, своего рода прыжки в высоту и контроль увеличения высоты.
Согласен с Владимиром, что "клепать" умеем, тем более, что средства для этого все лучше и лучше.
А продуманной методики нет, учитывающей специфику по сути самообразования с помощью электронных материалов, ну и т.д.
Может подумать о создании методической школы?

Николай комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
sw комментирует...

Школу в смысле - школу, или Школу? ;)

Николай комментирует...

Школу в смысле института. Пока не из кирпичей и цемента.