Websoft

вторник, мая 12, 2009

Обучать взрослых по-взрослому...

Наиболее продвинутые теоретики профессиональной подготовки взрослых на Западе пользуются следующими основными постулатами:
1. Навязать профессиональное обучение взрослым невозможно. Аудитория должна сама захотеть учиться.
2. Аудитория нацелена изучать то, что ей действительно необходимо.
3. Ей же необходимо решать значимые для нее проблемы: текущие или находящиеся в ближайшей перспективе.
4. Взрослые лучше обучаются в неформальной обстановке.
5. Конкуренция в учебном процессе снижает образовательную активность профессионально ориентированной аудитории.
6. На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный.
7. Взрослые хотят сами влиять на содержание и осуществление процесса своего обучения.

Если допустить, что эти постулаты (экспериментально проверявшиеся, кстати) верны и приложить их ниве отечесвтенного корпоративного образования, можно прийти к следующим, взаимоисключающим, «теоретическим» допущениям:
- западные обучаемые взрослые – это нечто иное, нежели отечественные;
- наши обучающие курсы рассчитаны в массе своей не на профессиональное обучение взрослых или обучает их как-то по иному, возможно, как детей малых;
- наши обучающие не видят в наших обучаемых взрослых людей;
- ни обучающие, ни учащиеся не имеют опыта учить и учиться, как большие.

16 комментариев:

lern21 комментирует...

Главного не заметил. Взрослые очень-очень-очень сильно само мотивированы учиться. Если речь действительно идет о учебе, а не о "курсах"

Анонимный комментирует...

Мне кажется, ключ находится в следующей фразе Владимира:

На отношение взрослого к учебе радикально влияет предшествующий опыт обучения: как негативный, так и позитивный.

Может быть именно поэтому большинство взрослых, с которыми я имею дело, совершенно не горят желанием учиться. Утоление информационного голода не в счет.

Александр Ларин.

Владимир Наумов комментирует...

Прочитавши обе реплики, впору задуматься, чем мотивируется изнутри и извне низкая мотивация к учению :(

Сергей Снегирёв комментирует...

Взрослые имеют четкую установку на немедленное применение полученных знаний. Невозможно заставить взрослого человека учиться под предлогом "в жизни пригодится".

Elena Lokteva комментирует...

Вспомнились очень-очень-очень "САМОмотивированные" взрослые, которых организация в приказном порядке отправляет на учебу. И вот сидит такое чудо на занятии, слезы на конспект капают, но отсиживать-то надо, "заплочено" же... И проклинает себя, руководство свое и тебя, видимо, заодно. А то, что "заплочено", если вдруг уволиться надумаешь, вычтут, что само по себе тоже очень "мотивирует" к обучению.

Или еще вот пример. Учились сотрудники на корпоративном семинаре, который был им очень интересен. И так прониклись, что захотелось прям с завтрашнего дня все это на деле применить. Да только вот на том же семинаре руководство присутствовало, и решило, что не потянут его сотрудники этот проект. И решило, что самим тренерам за этот проект и надо заплатить, чтобы сделали все чики-пуки, а сотрудники потом только юзали бы готовое. Но тренеры убеждают руководство, мол, только ваши сотрудники должны, они справятся, они у вас хорошие, а мы отказываемся, потому что для вас же лучше будет. И руководство, скрепя сердце, поручает-таки своим сотрудникам дело делать. Да только сотрудники уже запуганы, знают, что им не доверяют. Боятся лишний раз спросить что-то, сделать что-то не так. А руководство еще и чуть что - обучением оплаченным попрекает, мол, не впрок пошло.

Вот и пожалста: вроде, и преподы/тренера расстарались, и установка на применение результатов обучения есть, и даже самомотивация (во втором примере) -а толку?..

Протасов Михаил комментирует...

Интересно, а эксперименты, с помощью которых проверялись эти постулаты, проводились дополнительно на детях? И если да, то какие результаты были получены? Может быть, часть из них стоит применить не только к обучению "взрослых", но и к обучению вообще?

Николай комментирует...

Все эти постулаты вполне применимы и с нашими людьми.
Т.е. человек должен хотеть научится, а хотеть он будет в случае, если будет уверен, что эти знания ему необходимы в работе, что он знает где он будет эти знания применять, ну и все остальное. Если все эти факторы (особенно все 7) присутствуют в моей аудитории, я как обучающий и аудитория получаем удовольствие от процесса и эффективность вырастает.
"наши обучающие курсы рассчитаны в массе своей не на профессиональное обучение", "наши обучающие не видят в наших обучаемых взрослых людей" - не понятно о каких именно курсах и преподавателях речь. Я сам тренер (довелось и с детьми поработать) и был на тренингах, не могу сейчас сразу найти в своей памяти таких.
"ни обучающие, ни учащиеся не имеют опыта учить и учиться, как большие" - а вот с этим согласен. У западный людей навыка и привычки учиться правильно и регулярно гораздо больше нашего. Вероятно потому, что у советского человека не было в этом потребности постоянно учиться? Нужно воспитывать нового человека.

lern21 комментирует...

Николаю: На Западе все уверены, что лучше советской школы ничего не было.
Спутник запустили взрослые советские.
А то что, менегеры не учатся на "курсах", так никто не учиться, так образование нужно промышленности, а ее еще надо когда-то начать создавать.
Не далее как вчера, в одной серьезной организации занимающейся серьезными играми мне рассказывали как сильно мотивированы взрослые обучаемые у них. Дело в том,что это не менегеры,а технические работники, обслуживающие сложнейшую и опасную установку.
Поэтому,цена любым пробелам в знаниях -жизни.

Для нашей же менегерской шушары целей обучения нет.
Что касается "нового человека", то скоро,когда уйдет поколение имеющее настоящее советское образование вы получите "новых" пилотов на самолеты и на все сложное оборудование:-)))
Если самолеты еще летать будут.
С ЕГЭ далеко не полетишь.

Николай комментирует...

В ответ на реплику lern21:
Я понимаю Ваш сарказм, но, все же, как это соотносится с заданной темой?
Могу согласиться только с одним выводом автора блога - что "западные обучаемые взрослые – это нечто иное, нежели отечественные". Об этом я писал в своем посте.
И потом "На Западе все уверены, что лучше советской школы ничего не было" - мягко говоря, не соответствует действительности.
Наоборот, это мы себя убеждали, что наше образование лучшее в мире, потому что у нас детей эрудитов больше.
Но ниличие эрудитов и их количество не относится к ситеме образования.

lern21 комментирует...

Николай, только не надо путать образование в СССР и то в РФ, что по привычке называют "образованием".
Мы 20 лет живем в другой стране.
Я знаю о чем пишу.
Каждая цикл лекций по Инстрактион дизайну начинается с упоминания 1957, понятно в каком контексте.

Что касается нашего теперешнего "образования" - это даже не бизнес, так как для бизнеса,по крайней мере рынок нужен.
Запад живет при капитализме - там взрослые другие, и промышленность есть, а мы где-то до 1861 застряли.

Николай комментирует...

В политику не хотелось бы сваливаться.
Просто я на себя как на преподавателя, тренера с более чем 10-летним стажем, спроецировал перечисленные постулаты и комментарии про "наших" и с этой точки зрения прокомментировал, т.е., можно сказать, поделился своим опытом и своими ощущениями на этом опыте основанными.
Про отсталость промышленного производства и его причины можно поговорить, но в другом блоге.

lern21 комментирует...

Я больше молодежь учил, но взрослые тоже в практике были.

Однако, Николай, просто не стоит всуе наезжать на советское образование.
Я могу сравнивать.

К слову попалось сегодня в сети
"Вчера на заседании Совета Федерации была озвучена очень оптимистичная для будущего России как великой энергетической державы цифра.
Оказывается, в РФ проектировщиков турбин осталось всего три человека и всем трём – за 60 лет."

Не знаю, так ли, но в целом картина такая.

Николай комментирует...

Хорошо, "наезжать" на советское не буду. Мы немного из-за этого отклонились от темы.
Но согласитесь, что проблема увеличения среднего возраста в среде ученых и инженеров это не проблема образования.
И низкая мотивация к обучению у взрослых присутствует и у нас и у американцев. Иначе они бы не исследовали этот вопрос и выделили эти семь постулатов, которые работают и у нас, хотя наши люди и другие.
А другие наши люди не столько в мотивации, сколько в чувствительности к способу структурирования и подачи информации. За годы тренерства я сделал вывод, что американцы люди процедурные, мы люди чувств. Поэтому американцу легче дается изучение процедур каких-либо действий для достижения цели и для них курс может состоять из изучения этих процедур.
Для нашего человека нужно понять и почувствовать систему, углубиться в нее ("что там происходит внутри в систем, когда я выполняю эту процедуру") и тогда он чувствует почему последовательность операций именно такая, а не другая.
Потому у нас больше теоретиков, больше творческих ученых и инженеров, иррационально не стандартно мыслящих, чем у них, а у них лучше развита исполнительская процедурная дисциплина.
А эти 7 постулатов абсолютно справедливы и для нашей аудитории обучающихся.

Ян Федянин комментирует...

С позицией "нам надо понять, как работает система", тоже часто приходилось сталкиваться на корпоративных тренингах. А мы всегда по этому поводу приводили аудитории слова Бисмарка: "Никогда не воюйте с Россией, потому что на каждый Ваш шаг эта страна ответит непредсказуемой глупостью"...

Давно известно, что команда из середнячков, действуя слаженно и четко (иначе говоря, "по планам и процедурам"), всегда побьет команду звезд, каждый из которых "играет лишь на себя".

И как говорил известный герой в известном фильме: "Не нужно как лучше, нужно как положено"...

Психологов-"вдохновителей" в корпоративном обучении у нас (до недавнего времени) было пруд-пруди, только почему-то производительность у нас в десятки раз меньше, чем в других странах :(.

Николай комментирует...

Ян, я все лишь высказал свои выводы на основании СВОЕГО собственного опыта тренингов, к стати, с использованием западных тренинг методик, а не выводов каких-то психологов.
И мои слушатели, понимая "как работает система" могут освоить и использовать любую процедуру и создать свою.

Команда середнячков с выученной процедурой проиграет команде людей по настоящему понимающих друг друга, развивающих друг друга и взаимодействующих друг с другом по любой процедуре, которую они сами могут сгенерировать.

А любая процедура, которую кто-то придумал может помочь только в одном конкретном случае, для которой она придумана, например, выиграть сегодня в футбол, а завтра проиграть.

Почему мы должны думать заниматься только какими-то крайностями - либо бездумно перенимаются какие-то западные тренинг технологии, либо шаманы-вдохновители. И то и другое шарлатанство.

Не стоит делать из людей ограниченных субьектов.

lern21 комментирует...

"Для нашего человека нужно понять и почувствовать систему, углубиться в нее ("что там происходит внутри в систем, когда я выполняю эту процедуру") и тогда он чувствует почему последовательность операций именно такая, а не другая."

Я не уверен, что так.

Но! По когнитивной теории, лучше всего управляют сложной системой те, кто не пытается объяснить и понять ее поведение. Такой вот парадокс.

А мне повезло,я не обучал не мотивированных взрослых.
Только мотивированных. Потому, что сам выбирал кого учить?
Или потому, что не зарабатывал на этом?

Обучение взрослых вождению авто, на права. Как там с мотивацией?
Отличается она у наших и не наших?