Websoft

вторник, мая 12, 2009

Капетенуза


И эти люди скоро придут работать операционистами в банки и продавцами в магазины. Готовьте ваши курсы :)

нажмите на картинку, чтобы увидеть увеличенный вариант

29 комментариев:

sw комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
sw комментирует...

7Б – есть время! Может сама одумается или родители помогут. А вот когда в ВУЗе на специальности Бухучет люди не могут посчитать среднее арифметическое и проценты, берешься за голову.

По поводу курсов. При создании нового курса всегда встает вопрос – с чего начать и как глубоко копать.

Elena Lokteva комментирует...

Аж нахлынуло :) Мне тоже сдавали когда-то такие работы 7-классники. Мы как раз проходили признаки равенства треугольников. Очень запомнился "треугольный признак равенства треугольников": это когда 3 стороны одного ПРЯМОугольника равны... другому треугольнику :)

Пропорции объясняла в 6-м классе, как в книжке, на отрезках - мутные глаза, совершенно безжизненные. Объяснила на бутылках с самогонкой - "Во, блин, так бы сразу и сказали. Теперь понятно". И точно, решали мне потом упражнения как боги :)

Но это дети, у них есть время исправиться. А вот когда безработный инженер-строитель, которого центр занятости отправил на повышение квалификации, на занятии по 3d max не смог создать кольцо с заданными параметрами... Он знал внешний радиус и толщину, а в 3d max надо вводить внешний радиус и внутренний. Целая проблема оказалась этот самый внутренний радиус посчитать. Вот тогда я поняла, почему дяденька (44 года) безработный. И порадовалась, а то ведь пойдет такой дома строить...

Николай комментирует...

Если честно, то меня этот скан не веселит, наоборот становится очень грустно за нашу систему образования.
"Страшно далеки они от народа", т.е. от детей, их возможностей, их потребностей, их развития и влияния на них современных тенологий, информационного мусора, который сваливается на голову наших детей, куда уж им про катеты и гипотенузы...

Alex Gritsenko комментирует...

Эпиграф: МАТЕМАТИКУ УЖЕ ЗАТЕМ УЧИТЬ СЛЕДУЕТ, ЧТО ОНА УМ В ПОРЯДОК ПРИВОДИТ. Ломоносов.

Николай, а как связаны образование и информационный мусор? Точнее как образование должно регулировать мусор, валящийся на головы?

Возможно мне повезло, но я никогда не считал, что на меня много валится в школе. После первого курса один день замещал в своей школе у своей математички уроки. 5-й маткласс, 10-й обычный, 10-й маткласс и 5-й коррекции. По одному дню, конечно нельзя судить. Но некоторые выводы сделать можно. 5-й маткласс очень хорошее впечатление оставил. Все остальные значительно хуже. 10-й маткласс разочаровал. Не смогли по стереометрии условие задачи на доске нарисовать. И 10-е были все с решениями к учебникам! И не видели ничего в этом плохого. С решениями для учебника с углубленным изучением математики. А тогда еще не было такого "информационного" потока в виде инета, ток-шоу и подобного.

Может быть кому-то и не нужны катеты с тангенсами в будущем. Но я согласен с гением (см. эпиграф). В исходном посте показана не отдаленность образования от детей, а помойка в головах. И нежелание ученика и родителей что-либо с этим делать.

Николай комментирует...

Ну с гениями спорить неблагодарное занятие. Тем более, я с ним согласен.
А спросить бы Ломоносова какая роль образования, только ли в умении решения задач по математике или другому предмету?
Но в том то и дело, что образование должно давать не только понятие "капетинуз", а реальный инструмент для жизни и развития человека. В том числе и как бороться с информационным мусором.
Тогда образование будет живое, близкое к жизни и более интересно и привлекательно для детей, а отсюда и усваиваться знания будут, при чем правильно и надежно.
Тогда подобные примеры из школьных тетрадок будут у преподавателей вызывать не бесполезные насмешки, а вопросы почему так происходит и как исправить эту ситуацию.

Alex Gritsenko комментирует...

Честно говоря, я не понимаю о каком именно информационном мусоре идет речь. И я не говорил того, чему вы оппонируете.

Каким образом школьное "образование должно давать ... реальный инструмент для жизни и развития человека"? Чему еще должна обучать школа?

Я общался близко с носителями такого уровня знаний. Не нужны им никакие катеты. И Чацкий с Коперником тоже...

Алексей Бондаренко комментирует...

Такого учителя - расстрелять.
Если не смог мотивировать ребенка на обучение, не смог толково объяснить что это и для чего надо - то это не учитель. Это, простите, урод, какой то.
И не нужно бранить нынещнее поколение, каким воспитали, таким оно и выросло.

Alex Gritsenko комментирует...

А вы уверены что смогли бы заинтересовать?

Николай комментирует...

Заинтересовать можно.
У нас была учительница по русской литературе, у которой на уроке даже отпетые бездельники заинтересовано слушали ее и задавали вопросы.
Заинтерсовать можно либо личностью учителя либо интересной методикой. Одна из двух сотавляющих мотивации обязательно должна пристутствовать на уроке.
Идеально когда две.
К сожалению, часто нет ни той ни другой.

Alex Gritsenko комментирует...

Еще бы знать, где взять столько личностей. Ну а интересная методика и школа - это разные вещи.

Не надо все валить на учителей. У одного и того же педагога есть победители олимпиад и крупно отстающие. К тому же гуманитариям есть больше пространства для маневра (не умаляю нисколько при этом их таланты). И не только педагог должен стараться заинтересовать, но ученик заинтересоваться. А если еще вспомнить про мотивацию учителей в наших школах...

Т.е. нельзя надеяться, что все учителя будут шоуменами (в хорошем смысле слова), это невозможно. Ведь это не означает, что после этого надо поднять лапки?

Николай комментирует...

Alex, "интересная методика и школа - это разные вещи" - убили на месте! Сколько угодно.
Хороший учитель, как и хороший врач, инженер - это, конечно, в первую очередь, призвание. Это любовь к профессии, это любовь к детям (или другим обучаемым), это любовь к предмету, который преподаешь.
А это и есть личность.
Одна из наиважнейших задач народного образования - воспитание личностей.
Палка о двух концах. Задача непростая. Но, если не ставить целью ее решить, то так оно и останется "капетенузой".

Elena Lokteva комментирует...

Когда я на 4 курсе педунивера была на практике в школе, моим руководителем был заслуженный учитель РБ, у которого на уроках не было равнодушных. Мы сами в рот ему смотрели, как будто логарифмы впервые в жизни видели. Вот тогда я и поняла, за что такое звание дают.
А вообще все дело в отношении к школе. До тех пор, пока в педвуз будут идти за "корочкой", а потом с этой "корочкой" в школу - от безысходности, потому что другой работы не нашли, - личности в школе не появятся. Если бы на факультеты педуниверситета был бы такой же отбор, как на МВА - не меньше 2 лет пед. опыта, рекомендации как минимум двух человек, эссе на тему "Почему я хочу быть учителем" и т.п. - картина была бы, думается, совсем другая.

Alex Gritsenko комментирует...

Я не вижу общей информации, сужу только по своей школе. Помню только пару педагогов, которых слушали открыв рот. Директор школы замещал урок биологии и физик вел один год. Обоих из школы "ушли". Были и просто педагоги без искры, но твердо дающие знания. Были и откровенные мерзавцы. Школа считалась одной из лучших в городе. В том числе по результатам олимпиад. Мы брали первые места по всем олимпиадам вплоть до зональных.

Перейдем дальше: МГТУ им. Баумана. Была пара преподавателей, которым в следующем семестре аудитория аплодировала стоя. Но большая часть вызывала только ненависть к себе и предмету. Сильно меньшая часть давала просто знания.

Это я к чему? 2000 учеников ежегодно обучавшихся в нашей школе должны были учить капетенузы? Я согласен, что если бы преподавали хорошие педагоги (в вашей формулировке), это было бы прекрасно. Но мы имеем то, что имеем. Неадекватные "учителя", низкие зарплаты, работа не по призванию, а потому что больше нигде не нужен. И прочее-прочее. Т.е. "интересная методика и школа - это разные вещи". В данной ситуации я вижу прежде всего ответственность родителей перед детьми.

Я немного себе противоречу. Говорю выше, что учитель не при чем, а после, что все плохо. Не совсем так: вполне вероятно, что учитель расшибся в лепешку, а Оле интереснее Собчак... И Собчак на порядок приоритетнее занудной математики.

Резюмирую: пока нашему государству (интересно, а где иначе?) будет приоритетнее стадо у экранов, а не хорошие учителя, врачи, инженеры (я бы сказал, что эпитет "хороший" звучит наивно, но я сам хочу быть этим "хорошим"), задача "быть звездой" для моего ребенка, заинтересовать - задача прежде всего моя.

Николай комментирует...

Согласен с Еленой, что был бы отбор на педагогов более тщательный и пристрастный, была наша школа гораздо интереснее и полезнее.
Также разделяю и мнение Алекса, что это возможно только при ответственном отношении государства к системе образования. И что родители также отвечают за воспитание своих детей это бесспорно.
И при этом, снова выскажу свое мнение в этом блоге - показанная страница с работой школьницы - это не предмет юмора, а прецендент еще раз задуматься как решить проблему абсолютной бесполезности школьного образования для большой части наших детей.

Протасов Михаил комментирует...

Проблему бесполезности образования обязательно нужно решать. Но уж точно не способом "Такого учителя - расстрелять". Тогда придется расстрелять 99,99%, и вместо плохого образования не станет никакого. В этом ничего хорошего. Никто не будет уметь даже читать и писать, а это хуже, чем "Капетенуза".

Повысить уровень отбора в педуниверситеты - сомнительный метод. % тех, кто преподает в школах и университетах, хоть немного поучившись в педуниверситетах, очень низок. А так будет еще ниже. Мне кажется, более действенной будет обратная мера: заставлять всех преподавателей выслушать хоть полторы лекции по преподаванию.

Качественная федеральная программа самообразования - вот это было бы решение. Например, с помощью дистанционных курсов. Несколько человек, самых лучших в своей области, суперзвезд, пишут курсы для обучаемых во всей России. Прохождение курсов бесплатно. Курсы популяризируются среди родителей и среди директоров и завучей школ и университетов. И этими курсами заменяется небольшая часть очного обучения.

Вот такая программа, или что-то похожее на нее, могла бы помочь. У нее, конечно, есть свои минусы. И конечно, если всех преподавателей в России взмахом волшебной палочки сделать профессионалами в области преподавания, эффект был бы гораздо выше. Да вот только волшебной палочки у нас нет.

А предложенная программа вполне реальна. Главная не проводить ее слишком резко, радикально. Внедрять постепенно и, поначалу, добровольно. Но грамотно работать с ее раскручиванием.

Что мы (участники eL сообщества) можем сделать, чтобы помочь?

1. Заниматься популяризацией интернета в регионах России (сейчас много где интернет есть хотя бы на местной почте, это уже достижение)
2. Заниматься популяризацией eL
3. Время от времени писать общеобразовательные eL курсы. Небольшие, но максимально качественные. Выкладывать их для свободного скачивания (параллельно рекламируя себя, свою компанию, свои продукты, если угодно). И заниматься их популяризацией.

Владимир Наумов комментирует...

Михаил,
спасибо за интересные мысли. Более того, они кажутся мне еще и прагматичными.
Никакими расстрелами, указами / приказами и стандартами курсов, голосованиями и брюзжанием методических и просвещенческих задач не решить. Нужно кропотливо поднимать качество учебного процесса на основе технологий обучения, а не тех и таких решений организационных и "политических", которые реализации этих технологий мешают.
Честно говоря, часть комментов здесь заставили вспомнить Козьму Пруткова а) с его указом "О введении единомыслия в России" и б) афоризмом: "Если хочешь быть счастливым - будь им".

Александр Гриценко комментирует...

Лирическое отступление.
Не сразу понял, что прочел о еще одном способе (осторожно: по ссылке ненормативная лексика) "оживлении" школы:
"Когда-то очень давно в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков я изучал чистейший и благороднейший бибиси инглиш.
Каким-нибудь людям из стерлитамака, которые по капризу судьбы оказались внутри третьего транспортного кольца города Москва, небось мерещится, что преподаватели мои скакали на работу на ишаках и жевали во время лекций курдючное сало, но я вынужден их разочаровать: в результате некоторых печальных происшествий прошлого века почти все они были коренными ленинградцами

Кстати сказать, роль товарища Сталина в деле подъёма культуры в районах тогда ещё неподнятой целины до сих пор совершенно не раскрыта.
Отцу моему и сестре его, например, преподавал арифметику в сельской школе в деревне Вишнёвка математик с мировым именем, не помню как фамилия. В убогом нашем городе Целиноград ходили по улицам люди в таких страшных очках, которых уже не носит даже вдова покойного академика Сахарова."

Анонимный комментирует...

Главное, чтобы Ольга борщ готовила вкусно, кончала долго, детей рожала легко и мужу верна была.
Тогда и без гипотенуз обойдется.

Анонимный комментирует...

зато теперь в школах праволавие изучают..ага.
потому и капетенуза

Анонимный комментирует...

Да о чем вы все тут пишете. Какая гипотенуза.
Вы знаете, что у нас в глубинке набираются первые классы, в которых больше половины учеников даже не говорит по-русски?!

Elena Lokteva комментирует...

Коллеги, судя по всему, довольно большой популярностью могут пользоваться курсы по приготовлению борща и технике секса. Если в эти курсы ненавязчиво вкрапить элементы школьной математики, биологии, истории и прочих незайтеливых наук, думаю, эффект не заставит себя ждать. ;)
Кто за то, чтобы включить подобные курсы в перечень бесплатно распространяемых в рамках гос.программы? :)

Протасов Михаил комментирует...

Елена,
этого добра как раз навалом. Все это неформальное обучение, и его достаточно много в передачах по телевизору, в женских журналах, в интернете и т.д. Не уверен, что переход от неформального обучения к формальному даст эффект. И вообще, это противоречит принципам всеми нами горячо любимого e-L 2.0.

Очень хорошо было бы туда "ненавязчиво вкрапить элементы школьной математики, биологии, истории и прочих незайтеливых наук", сохранив при этом неформальность обучения. Только вот как это практически реализовать? Это очень сложно (основным сложности здесь будут не столько педагогическими или техническими, сколько административными).

Elena Lokteva комментирует...

Михаил, я как раз и предлагаю перейти от формального обучения к неформальному. И раз уж Вы вспомнили телевизор...
К примеру, в программе "Смак" рассказать, что поварешка, стоящая в кастрюле, вместе со стенками кастрюли, на которые она опирается, составляет прямоугольный треугольник, в котором она сама является гипотенузой, а стенки кастрюли - катетами. Если это сделает Ургант, думаю, во многих головках закрепится сие знание надолго.
Про возможности рассказа о той же геометрии на примере Камасутры я вообще молчу.
Или, к примеру, рассказать, что в такой-то салат необходимо крошить помидоры, которые "родились" в Перу, и показать на карте мира Перу, а на его фоне - помидор.
Или вперемешку с всплывающими посреди сериала "Не родись красивой" анонсами "всплывать" карту Узбекистана с обозначенной на ней столицей Ташкент, чтобы потом при участии в программе "Один против всех" не так стыдно было.
Так что поддержку надо искать не у министров, а у тех, кто популярен у молодежи. Они тоже в школе учились, должны проникнуться идеей внести в школьное образование немного неформальности. ;)
Походу пришло много идей по использованию в данных целях таких ресурсов, как Одноклассники. Тут, я думаю, фантазия может быть ограничена только владельцами подобных ресурсов.

Протасов Михаил комментирует...

Елена,
Вы пишете очень правильные вещи, хотя некоторые примеры несколько гротескны. Но еще раз повторюсь, проблема не в том, что сложно реализовать все это с педагогической или технической точки зрения. Если бы нужно было набрать большое количество хороших приемов вроде тех, которые Вы предложили, достаточно было бы провести часовой вебинар-брейнсторминг на эту тему. С участием Вас и других творческих людей с определенными знаниями педагогики.

Проблема в административной реализации всех этих вещей. Как заставить ведущего программы "Смак" и издателей "Камасутры" говорить о геометрии? В чем их мотивация?

Elena Lokteva комментирует...

Михаил,
их мотивация в деньгах и PR. Осталось только найти того, кто проспонсирует акцию "Звезды против капетенуз", или "Звезды в школе". А то все танцуют, то на льду, то на паркете. :)

Протасов Михаил комментирует...

Елена,
по поводу PR - вряд ли они смогут хорошо пропиариться на геометрии. Есть более эффективные и популярные способы.

По поводу денег - да, хорошо бы найти того, кто проспонсирует. Интересно, правда, какая у него будет мотивация и какие цели. Если отмывание денег - то хорошего результата может не получиться. Если другая, то велика вероятность, что потребуется экономическое обоснование такого денежного вложения. А обосновать его будет очень нелегко.

В общем, я думаю, все это - не самый лучший способ повышения эффективности неформального обучения. Хотя совсем забывать про него, конечно, не нужно.

Elena Lokteva комментирует...

В продолжение разговора. Проект "Звезды в школе" уже существует:
http://wg44.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=helpPromoCosmo&tkn=1252
Читайте в майском номере журнала Cosmopolitan...

Владимир Наумов комментирует...

Прочитал про звезд и вспомнил своих школьных учителей. С которыми мне весьма повезло. Например, как-то перед уроком по анатомии приятель (медалист, кстати) пририсовали на плакате, где был изображен мужик с наполовину содранной шкурой, второе мужское достоинство. Учитель биологии и завуч, к тому же, взглянув на это, абсолютно нейтрально изрекла: "Ну, юноши, вам что, одного мало?"
Слава Минобру, весь пед.коллектив работал в едином ключе. Учителя на 2/3 были поистине звездными и на 100% без комплексов "училки". Повезло...