Websoft

четверг, июня 04, 2009

Компетенции специалистов отдела дистанционного обучения

Коллеги из компании Smart Education разработали документ под название "Компетенции специалистов отдела дистанционного обучения". Это первая структурированная попытка проанализировать и собрать в едином документе требования к специалистам по ДО, хотя эта тему уже неоднократно обсуждалась в этом блоге. Я не увидел в документе некоторых технических компетенций, а также описания задач по взаимодействию с предметными экспертами и контракторами, но возможно читал поверхностно. Тем не менее документ достойный.

10 комментариев:

Александр Ларин комментирует...

Коллеги проделали большую работу, притом, насколько я знаю, впервые. За это – большое спасибо. Считаю, что сделан очередной важный шаг к осознанию необходимости профессионализации электронного обучения. Данный авторитетный документ можно смело приводить в качестве весомого довода в споре с HR-директорами.

Будучи хорошо детализированным, на мой взгляд, документ все же сложноват для восприятия. Некоторые фразы не смог понять даже после непродолжительной медитации :), например, «Определять доступ к потребностям учащихся». Надеюсь, авторы, при дальнейшей работе над документом, сделают его более компактным и понятным.

Согласен с Алексеем в том, что документ хорошо описывает педагогические и организационные аспекты, но недостаточно освещает техническую часть, которая, по моему опыту, не менее важна.

На мой взгляд, документ требует дальнейшей доработки, но начало очень впечатляющее.
Глядишь, через год-два в различных перечнях профессий появится отдельной строкой «специалист по ДО».

Духнич Юрий, Smart education комментирует...

Эта работа - только первый релиз.
Мы будем благодарны за любые комментарии, рекомендации, вклад.
Мы намрены развивать этот справочник и далее, поэтому ждем ваших дополнений.
Разумеется, любой значимый вклад будет отмечен в как авторский.

Владимир Звонко комментирует...

Тема мне интересна, поэтому просмотрел бегло, не имея в рабочее время возможности вникнуть. (сделаю возможно позже).
1. Уже хорошо, что обратились к компетенциям.
2. Бросилось в глаза:
а) порядок приоритета: идут навыки, потом знания. Надо изменить: Знания, потом навыки, потом уже приходит умение. Поэтому "ЗНУ".
б) падеж неправильный. Надо не ИСПОЛЬЗОВАТЬ, а ИСПОЛЬЗУЕТ и т.д.
Может показаться мелочью, но это очень важно.

И я бы все-таки начал с корзины компетенций, потом разложил компетенции, грейдировал их по 5-и бальной системе (-2,-1,0,+1,+2) и расписал на каждом грейде поведение с позитивными и негативными индикаторами.
Если продолжить, то составить табличку Профиль Должности и потом Профиль Личности.

А так: все хорошо.
"Правильной дорогой идете, товарищи!"

Elena Lokteva комментирует...

Юрий, спасибо за работу!
Я сейчас пытаюсь разработать дерево процессов ЦДО и KPI.
Если потом склеить Ваше с моим, мож, да предложить коллегам прокомментировать, думаю, получится неплохой продукт :)

Кстати, коллеги, на технические компетенции я бы сильно не завязывалась :) Пожалуй, именно они постоянно будут находиться под угрозой пересмотра. Хотя, возможно, кто-то готов сформулировать что-то техническое, что продержится хотя бы лет 5?

Духнич Юрий комментирует...

Елена это отличная идея.
С удовольствием поработаем с вами.

Александр Ларин комментирует...

Елена,
Имелись в виду не конкретные технологии, хотя, если взять языки гипертекстовой и структурной разметки, SQL, сетевые протоколы, то они остаются практически неизменными уже достаточно давно и, думаю, через 5 лет не сильно изменятся.

Речь идет о знании базовых принципов:

• основы программирования;
• создание и функционирование баз данных;
• администрирование сети;
• принципы создания и обработки графики, видео, аудио, анимации, 3-d;
• основы эргономики;
• принципы верстки.
Указанный перечень можно продолжить.

Уверен, базовая техническая грамотность просто необходима! Иначе, придется полностью зависеть от какого-то ИТ-шника, у которого дистанционное обучение - десятый приоритет.

Иногда очень смешно получается. Вы ставите задачу ИТ. Они начинают вам рассказывать, что это нереализуемо, а вы, в ответ, подробно поясняете им как и что нужно сделать : ).

Elena Lokteva комментирует...

Александр,
вывод: ИТшник должен быть в центре, и за все, что Вы перечислили, ему надо хорошо платить. ;))
А базовая техническая грамотность - это как "владею Word". Мы все им "владеем", но до какой степени глубины? А до какой надо? Надо ли, к примеру, мне знать основы аналитической геометрии, чтобы понять принципы создания и обработки векторных изображений?

Алексей Корольков комментирует...

Елена,
чистый ИТшник, по крайне мере, среднестатистический сотрудник ИТ крупной корпорации, всегда будет работать от "забора и до обеда", т.е. делать то, что ему поручат, по возможности минимизируя свои усилия. Я согласен с Александром: постановщик задачи должен точно знать что и как возможно сделать, каковы применые трудозатраты. В идеале должен уметь делать что-то сам.

Знаю по себе, если бы я верил на слово всем "невозможно", "очень долго", "надо все переделывать", которые произносят программисты, то на выходе получались бы совсем другие продукты.

Александр Ларин комментирует...

Елена,
так сейчас многие и делают. Берут просто ИТ-шника и он живет в тренерском или пед-коллективе своей, особой жизнью.

Я вижу иные задачи - переход на новый профессиональный уровень, подготовка универсального специалиста с набором знаний и навыков в трех разных областях - ИТ-технологии, педагогика, менеджмент. Уверен, большинство неверных решений и ошибок, которые мы допускаем в нашей работе, вызвано недостатком знаний в какой-либо из перечисленных областей.

Elena Lokteva комментирует...

Александр, Алексей,
не хочу, чтобы показалось, что я против владения техническими ЗУН у спецов ЦДО. :)
Просто я сама в некотором роде ИТшник, мой муж - программист, и я знаю, чего стоит соответствовать в этой сфере необходимому уровню компетенций, с учетом того, как меняются технологии, подходы к их использованию и прочее.
И еще я знаю, чего стоит такая универсальность. Когда один спец - и швец, и жнец, и ваще трындец. И этим одним спецом закрывают все дырки, да еще и в угол ставят его периодически за то, что он чего-то не успевает.
На эту тему болтала как-то с одним бывшим коллегой. И когда я спросила, мол, а почему ты к проекту внешнего подрядчика притянул, ты же сам мог все сделать, да заработать. На что он ответил, что он много чего сам умеет, но руководству об этом совсем не обязательно знать, иначе он будет жить на работе и спать с компьютером.
В любом случае, есть над чем подумать. Да и без технических компетенций здесь есть над чем поработать. :)