Websoft

среда, июня 10, 2009

Имеют ли право на существование виртуальные бизнес-тренинги?

Жанр вебинара генетически являет собой комбинацию возможностей традиционного обучающего семинара и виртуального класса. Почему бы не использовать виртуальные классы еще для чего-нибудь, например:



Возможно, соединение преимуществ тренингов и инструмента синхронного удаленного общения может дать позитивный эффект. Сам в этом мало сомневаюсь:


Судя по списку открытых онлайновых мероприятий, (см. здесь ), тренеры не дремлют.

13 комментариев:

Анонимный комментирует...

Э.Б. Владимир, здесь проблема заключается в том, что непонятно, что дает тренинг и как это измерить.
Обычно считается, что тренинг дает навыки. Это на очном тренинге то мало кто проверяет, а в В-классе тем более))
но тема интересная, было бы классно в это направлении двигаться: например задать какой то навык, получаемые через вебинар и предложить методику его измерения

Владимир Наумов комментирует...

Добрый день, Эдуард (надеюсь, это Вы).
Вся фишка очень проста:
навык - это автоматизированное действие, умение - частично автоматизированное, а частично - контролируемое сознанием.
Наши обычные тренинги на практике - это единичная демонстрация навыка или умения со стороны тренера / контента (или его имитация участинком) + предложение попробавать раз-другой применить в условиях тренинга.
А вот автоматизация в поле путем многократного повторения действий - это уже дело десятое. Нужно либо термин "тренинг" переименовать, либо длить его до полного формирования знаний и навыков :).
Спасибо за идею - провести вебинар до автоматизации некого навыка или полного формирования умения и тут же измерить. Попробую это сделать в течение ближайшего месяца в контексте темы о разработке е-курсов.

Алексей Юдин комментирует...

Владимир,

хочу отметить, что V-сlass имеет ряд существенных ограничений для применения в качестве адекватного веб-тренинга.

1) V-class не умеет воспроизводить видеофайлы. Благодаря этому можно забыть о видеотренинге. Можно сказать "до свидания!" демонстрации поведенческих моделей.

2)V-class криво представляет инструмент для организации голосований. Скажите "до свидания!" он-лайн голосованиям, создаваемым по горячим следам обсуждения в вебинаре. Техническая поддрежка V-class, советует заранее вставлять слайды с голосованием в презентацию. До свидания интерактив по горячим следам!

3) Доска для рисования в V-class реализована таким образом, что нет возможности исправить ошибки в тексте, или нарисовать какой-нибудь рисунок с коррекцией. Нет! Нужно стереть все и начать процесс заново.

4) Запись вебинара не происходит автоматически. В силу того, что 80% тренеров, на которых вы ориентируетесь, является чайниками, вы лишаете их возможности проанализировать их ошибки. Вы конечно можете объяснять это тем, что часть файлов записи хранится на локальном компьютере, поэтому запись нужно активировать вручную. Но чайники это не понимают. Они понимают, что этот сервис никуда не годится.

Я могу продолжить этот список, но готовы ли вы улучшать свой продукт?

Алексей Корольков комментирует...

Алексей,
Ваши замечания верны (за исключением 3 пункта, т.к. ведущий может удалить и затем откорректировать отдельные рисунки на доске). Надеюсь после открытия широкой публке версии 2 (в июле-августе) мы услышим Вашем мнение о том удалось ли нам устранить эти замечения и улучшить продукт.

Относительно развития - v-class единственный из представленных на рынке софта для вебинаров продукт российской разработки. С вытекающими плюсами и минусами. Мы его точно будем развивать. А что будут делать со своими продуктами западные вендоры - не всегда понятно (надеюсь, Вам известна печальная история развития IBM LWCL). Пока на рынке других e-learning решений счет явно не в пользу западных разработчиков.

Алексей Юдин комментирует...

Алексей,

с нетерпением жду версию 2.0. С удовольствием приму участие в тестировании.

Михаил Асланов комментирует...

Алексей, насколько я понял, в посте речь шла не конкретно о нашем продукте, а об использовании в целом технологии виртуальных классов и вебинаров для тренингов. А реализация необходимых функций именно в нашем продукте - лишь вопрос времени. Наши пользователи регулярно дают нам обратную связь по функционалу, и анализ их пожеланий во многом определяет направления развития продукта. Возможно некоторые функции, необходимость которых кажется очевидной, пока не были реализованы, но это говорит лишь о том, что потребность в других была выше. Поэтому, если у Вас есть еще какие пожелания по улучшению Виртуального класса - Вы всегда можете писать мне на aslanov[гав!]websoft.ru.

Алексей Юдин комментирует...

Михаил,

в посте Владимира речь идет именно о V-class, потому что он приводит в тексте эту ссылку: http://www.v-class.ru/db/vc/default.html

Михаил Асланов комментирует...

Алексей,

Владимир заострял внимание на использовании этой технологии для бизнес тренеров и ссылкой на примере показал, что интерес такой существует. Будет интерес со стороны тренеров - будут и продукты развиваться дальше под их потребности. Хотя и обратное, конечно, тоже верно.

Владимир Наумов комментирует...

To Алексей Юдин

…--«V-сlass имеет ряд существенных ограничений для применения в качестве адекватного веб-тренинга»… --
Точно также и любой тренер имеет ряд существенных ограничений в качестве адекватного «инструмента» проведения тренинга-вообще :))

--«V-class не умеет воспроизводить видеофайлы»… можно забыть о видеотренинге»».. –
Видео тренинг – лишь один из не то 30 не то 50 видов тренинга, на нем свет клином не сошелся. Можно пока и без него прожить, хватит и прочих для работы. А для демонстрации «поведенческих моделей», хоть и с ограничениями, и web-камера сгодиться может

--«V-class криво представляет инструмент для организации голосований. Скажите "до свидания!" он-лайн голосованиям, создаваемым по горячим следам обсуждения в вебинаре»» --
Для этого вполне /и это гораздо удобнее/ сгодятся чат или белая доска.

--« Доска для рисования в V-class реализована таким образом, что нет возможности исправить ошибки в тексте, или нарисовать какой-нибудь рисунок с коррекцией» --
Об этом Вам уже ответили. Замечу лишь, прежде чем обнародовать мнение, не худо проверять его правдивость.

-- «Запись вебинара не происходит автоматически» --
А как это влияет на формат тренинга? На качество работы тренера? Не отчетливо понимаю.

-- «В силу того, что 80% тренеров, на которых вы ориентируетесь, является чайниками, вы лишаете их возможности проанализировать их ошибки» --
Не ясно, откуда Вы получили такой процент чайников. К тому же, «чайниками» эти "80%» будут не вечно, Вашими стараниями.

--«Они /т.е. чайники, по-Вашей, хлесткой и справедливой оценке :( понимают, что этот сервис никуда не годится» --
Уточните, пжл, на основании каких фактов и данных основывается ваш вывод. Вы сумели идентифицироваться с 80 процентами чайников? Да и что чайники понимают? Мы лучше к профи, вроде Вас, прислушаемся.
Спасибо.

Алексей Юдин комментирует...

Владимир,

ничего личного. Я на самом деле не пытался затеять здесь пикировку, а всего лишь спросил "я могу продолжить этот список, но готовы ли вы улучшать свой продукт"?

Что касается третьего пункта, то главное в нем то, что невозможно исправить ошибку в тексте на whiteboard, который набран в v-class. Вы предлагаете вопросы для голосования набирать whiteboard. Но представьте, тренер говорит по микрофону, читает чат, работает на вебкамеру, и ему еще нужно набрать 4-5 вопросов для голосования. Очень велика вероятность ошибки. Но когда он все наберет и обнаружит эту ошибку, запустив голосование, он исправить ее не сможет. Для этого ему нужно будет очистить доску и набрать текст заново. Такова функциональность v-class.

А вот к примеру webinar.ru исправлять текст на whiteborad позволяет. И видео проигрывает. И много чего еще. Я сравнивал оба сервиса. Но это тема для отдельного поста, который я опубликую у себя в блоге. Следите за обновлениями. Ничего личного.

Владимир Наумов комментирует...

Алексей, лучше всего чат, если речь идет о вербальных опросах. А доска - если мы опрашиваем рисовабельно, например, 5 фото выражений лица сейлза и обвести нужное. Или достроить схему. Или найти что-то, пометив мелком и т.п.

Михаил Асланов комментирует...

Алексей,

не буду обсуждать возможности упомянутого вами сервиса, думаю, что делать это в нашем блоге будет не очень корректно, отвечу за нас.
Как раз в вопросе презентаций мы и пошли навстречу вебинаристам, дав возможность не создавать опросы в процессе вебинара, а задать их на этапе создания презентации в привычном всем PowerPoint (благо разного рода проверки правописания там есть), а при проведении - просто выбрать количество вариантов ответа.

К вопросу о "чайниках" - лично сидел рядом со многими преподавателями, первый раз проводящими вебинар, и ни один не жаловался на сложность функционала. Иногда даже наоборот, излишняя перегруженность функционалом может отпугнуть новичка.

Вообще, говорить о пользе того или иного функционала можно только имея приличный опыт проведения вебинаров. Например, можно "обвесить" программу любыми "вкусностями", но основным и важнейшим инструментом обратной связи от пользователей все равно останется чат - микрофоны будут не у всех, скорости для просмотра видео также может хватать не у всех, опрос не всегда даст возможность высказать иную точку зрения, а чат доступен всегда и всем.

Проблема с ошибкой и исправлением в опросе, с моей точки зрения, надумана. Я встречал пару раз описанный случай, и вебинарист не бросался исправлять ошибку,а просто говорил, что на слайде неточность, на самом деле имелось ввиду другое, затрачивая при этом гораздо меньше времени и усилий. Вебинар - это не тренинг на весь день, и ограничение во времени иногда требует иного подхода. Подобных особенностей формата вебинара, и говорить о них можно долго.

Что же до нашего ВК - весь необходимый для работы функционал в нем есть, над его улучшением и расширением мы постоянно работаем. А если обратите внимание на его коробочную версию - то заметите, что у него довольно много преимуществ перед конкурентами.

Алексей Корольков комментирует...

Алексей,
когда будете писать сравнение систем для полноты картины рассмотрите не только собственно интерфейс вебинариста, но возможность использования системы в корпоративном обучении, в частности интеграцию с LMS, возможности планирования обучения с помощью вебинаров (управление заявками, сбор отзывов, оценки, настраиваемые уведомления и упоминания) и т.п. Если интересно узнать как это устроено в v-class - дайте знать.