Websoft

среда, июня 17, 2009

Впечатления от eLearn Expo

Хочу поделиться некоторыми впечатлениями от eLearn Expo 2009. Я для себя разделяю выставку и конференцию. Как для экспонента с выставкой все хорошо - интерес есть и он как минимум не ниже прошлогоднего.

Конференцию можно оценивать с нескольких точек зрения:
1) Как тусовка - с этим все нормально, одни и те же люди из года в год встречаются и общаются, хотя народу могло бы быть больше - аудитория расширяется не слишком быстро

2) Как индикатор того, что происходит на российском рынке - т.к. все активные вендоры представлены на выставке и как следствие выступают на конференции и редко затрудняют себя соблюдением политеса (т.е. нерекламными выступлениями), то кто-то что нового сделал можно легко узнать

3) Как демонстрация новых идей и решений (действительно новых и оригинальных) - вот тут, к сожалению, практически ничего нет. Есть хорошие выступления, любопытные решения и симпатичные картинки показываются или упомянаются. Но, абсолютно ни одной новой революционной идеи я не услышал. Это может означать что все уже придумано (что сомнительно) или, что настоящими инновациями никто не занимается (на западных конференциях и по крайней мере встречаются попытки)

Почему мало инноваций? Возможно потомоу что:
- бизнес не созрел, люди не понимают что такое вебинар, о каком web 2.0 может идти речь
- слишком мало денег, вендоры еле могут на те бюджеты что есть, доделывать традиционные продукты
- бизнесу не нужны инновации в обучении, т.к. нет инноваций в основных бизнес-процессах

Что думаете?

15 комментариев:

lern21 комментирует...

Инноваций ждать не надо.
Образование как бизнес старается минимизировать затраты. А что может быть дешевле слайдов?

Бывает еще образование, которое служит бизнесу. То есть, выкладываясь в образование,повышаешь доходность бизнеса. Однако и это не работает. Неформальные отношения с кем надо много больше значат для компании, чем образование ее сотрудников.

Ну и еще, если кто понимает, инновации, даже востребованные, без науки не возникнут.
Где найти микроскоп,чтобы разглядеть нашу науку об e-learning. Может только наноскоп подойдет.
Там на конференции хоть один ученый наблюдался?

Алексей Васильевич комментирует...

Надо ли eLearn Expo? Мне кажется, что состояние рынка ДО в России в настоящее время на таком уровне, что полезней будет снизить «входной билет» на подобное мероприятие. А для этого надо заняться позиционированием выставки и сменить «провайдера». Ну бесполезна тусовка из представителей десятка фирм. Причины смотри на http://www.dekanblog.ru/?p=648

Марина Унгер комментирует...

Мы посещаем эту выставку каждый год. Несколько раз выставляли свой стенд. Но последние несколько лет принципиально не выставляемся, т.к. считаем это совершенно нецелесообразным. Стоимость участия при таком уровне организации и количестве посетителей нереально завышена. Всех клиентов, посещающих эту выставку мы знаем в лицо, со многими работаем.

По поводу инноваций, мне тоже кажется, что бизнесу они не нужны. И не только сейчас в кризис, а вообще. Lern21 об этом точно сказал. Бизнес минимизирует затраты. А инновации - это всегда затраты, совсем не маленькие.

Если позволите приведу в пример наш продукт. В 2006 году мы выпустили виртуальный экзаменатор eLearn Expert - программный продукт, позволяющий не просто создавать задания на основе открытых вопросов, а симулировать интеллектуальный диалог преподавателя-тьютора с обучающимся. Обучающемуся задаются открытые вопросы, он вводит ответ, а программа анализирует семантику ответа в контексте заданного вопроса, выявляет его содержательную полноту и строит обучающие реплики и сообщения, имитируя обучающий диалог.

Прошло 3 года, но эта технология пока мало интересует корпоративный сектор. И дело даже не в стоимости. Просто многих HR устраивают тесты в качестве контроля.

Духнич Юрий комментирует...

Не готов полностью согласится с тоном комментариев.

По моему мнению у конференции и выставки этого года есть принципиальные отличия от мероприятий прошлых лет. Риторика докладов все более носит прагматичный характер в отличии от пафоса 2006 и 2007.

В отношении застоя: Я могу предположить, что рынок существует, и более того, он уже структурирован по основным нишам, и в этих нишах есть явные лидеры. А проблема застоя связана с тем, что вендоры не хотят портить лужайки "конкурентам", а просто хотят удержать то что имеют.

По поводу нужности: Мой опыт общения с инвесторами подсказывает, что часто вопрос не в содержании инновации, а втом как ее продают.

Поповоду числа посетителей: Я бы не надеялся на большое количество посетителей при минимальной активности самих экспонентов. До начала выставки я в эфире увидел только 4 пресс-релиза от участников, и несколько одиноких вопросов в 3х блогах. Возможно организаторы должны быть по активнее. Но если вы инвестируете в выставку как участник - помоему совершенно естественным кажется желание отжать из нее максимум, и провсети свою собственную информ кампанию. Но это "попытались" сделать только единицы.

Духнич Юрий комментирует...

Приношу извинения за неточности и объем :)

Анонимный комментирует...

Конференция однозначно нужна. Это возможность сравнить, где я, кто, что делает в данной области, почерпнуть новые решения.

На текущий момент она (конференция) еще молода, очень не зрелая. Поэтому ожидать от нее чего-то большего, чем есть, на мой взгляд, не стоит. Часть выступлений либо PR компании или докладчика. Больше половины докладчиков выступать не умеют. Часть докладов "НЕОЧЕМ" ну совсем, пространно, не конкретно, не понятно.

Для того, чтобы были новые решения действительно бизнес должен вкладывать деньги в исследования и разработку, а зачем когда до кризиса все и так ПЁРЛО?

Да и рынок СДО очень молод, какой тортик когда голод, краюху хлеба бы. Курсов не хватает. ПО слабое со всех сторон...
Но думаю через пару лет, да даже на следующей конференции уже что-то увидим.

---Марина Унгер ПИШЕТ-- "Прошло 3 года, но эта технология пока мало интересует корпоративный сектор."

--Мои комментарий-- Так создайте такой продукт, который был бы нужен бизнесу, а не ВЫ бы думали что он бизнесу нужен. У меня есть чудесная вещь, но ни кто ее покупать не хочет - поэтому все идиоты ? МОЖЕТ ЭТО и ПРАВИЛЬНО.


Все будет хорошо, но не в этой жизни

inauka комментирует...

Уважаемые коллеги! Скверное настроение от усталости, пройдет. e-learning - это одно из новых решений, позволяющих изменить вектор движения от цикла экономического, образовательного, управленческого застоя к циклу подъема.
Как и положено новому решению его внедрение и даже пользование требует дополнительных, повышенных усилий (интеллектуальных, физических). А на предприятиях даже самые выдающиеся специалисты трудятся за оклад, т.е. за норму (денежную) равную норме трудовых усилий. Их дополнительные, повышенные усилия не компенсируются должным образом. За три дня к отпуску я лично тоже пальцем не пошевелю.
Поэтому, даже если новую технологию сегодня передать даром, то ею пользоваться не будут профессионально. Ограничатся демонстрацией начальству.
В России по-прежнему поклоняются власти. Надо учить министров, губернаторов, глав местных администраций, ректоров, деканов. Надо самих ученых учить! Бесплатно.
Личный пример, пожалуйста!
Проявил инициативу участия в "круглом столе" в Торгово-промышленной палате РФ. Буду учить, бесплатно. Пока бесплатно.

Марина Унгер комментирует...

Уважаемый Анонимный,

В моем тексте нет упреков и обвинений в адрес клиентов. Это всего лишь пример. Возможно мы слишком рано выпустили этот продукт, а может быть просто плохо донесли преимущества. Но не в этом дело.

То, что меня действительно задевает за живое - это нежелание многих людей вникать в суть и использовать те возможности, которые лежат на поверхности (иногда просто даром).

Почему с таким упорством у нас не желают использовать сервисы 2.0. в обучении? Разве они бесполезны?

Аналогично и с другими инновациями.

С искренним уважением и надеждой увидиться на следующей конференции :)

Анонимный комментирует...

Уважаемые коллеги!
Как представитель бизнеса могу вас заверить, что нам технологии дистанционного обучения не только интересны, но и нужны!
Хотя рекомендую почитать обзор рынка HRD на сайте CIPD http://cipd.co.uk, а именно раздел об основных тенденциях в отрасли.
Выставка больше нужна самим производителям контента и софта, нежели клиентам. Мы все сами можем найти в интернете через список участников. Для производителей это объединяющее мероприятие.
Если честно, ходить на выставку особого смысла для представителей бизнеса нет. Ничего особо нового просто нет. Мейджоров на рынке СНГ тоже по пальцам можно пересчитать. Организаторы просчитались с тем, что выделили рынок дистанционного обучения в отрыве от рынка образовательных услуг вообще. Посмотрите на HRD 2009 - выставка CIPD в UK, там можно найти все, сотни компаний. Все в одной тусовке и туда имеет смысл ехать, потому что есть выбор. Поэтому мое предложение - для выживания нужно объединяться со всем образовательным сообществом, тогда и оплата стендов станет дешевле и клиентов больше. Все-таки это один рынок.
Как правило, решения по дистанционному обучению для корпоративных клиентов масштабные и первоначально проводится аналитическая работа по выбору LMS, дальше идет просто отработка системы и набор контента. И в том и в другом случае есть много горизонтов развития.
Первое - нет типовых решений. Было бы очень удобно, если бы с покупкой LMS сразу шел набор типовых политик и процедур, чтобы все отчеты были автоматизированы и нужно было просто изменить структуру процессов. Тогда у клиентов будет выбор - менять структуру процессов и все будет работать как надо, или подстраивать систему под себя, под свои процессы и тогда уже мучительно все переделывать.
Второе - нам, бизнесу, очень не хватает хорошо отработанного контента. Его просто болезненно мало в СНГ. Например для нефтянки за рубежом есть специальные компании, которые делают мультимедийный контент только для нефтегаза.Бери все, что хочешь для любой тематики. Но все на английском. А у нас у всех один и тот же набор курсов (менеджент, личная эффективность и т.д.). Крупным компаниям приходится в одиночку локализовывать иностранные курсы либо разрабатывать курсы под заказ в три дорога.
И самое главное все эти курсы по разному работают в разных LMS.
Духнич Юрий правильно сказал, бизнес не будет покупать то, что ему не нужно. Золотое правило работы бизнеса - в первую очередь определение целей и потребностей (бизнес-план).
Пока нам хватает автоматизации кадровых процедур, ДО, тестирования и порталов.
А не хватает нам хороших технических курсов, универсальных для отраслей, с разумными ценами и хорошим контентом, мультики и зайчики нам не очень интересны.
Нужно опережать ситуацию на рынке, выходить к клиентам, спрашивать их, что им нужно. Сейчас на мой взгляд самое удачное время для ДО, все снижают АХР, командировки, очное обучение, но учить то надо. Выход - развивать внутрикорпоратив и замешивать его в blended learning.

Одним словом, больше оптимизма и хороших продуктов.
Антон Гахов (ЛУКОЙЛ Оверсиз)

Протасов Михаил комментирует...

Марина,

не используем многие инновации, т.к. не слишком понятно, как они должны работать на практике (к чему нужно идти), как их внедрить (как идти) и насколько сильно возрастет эффективность при необходимых затратах на эти инновации (затратах, обращаю внимание, далеко не только прямых денежных).

Было бы побольше докладов на конференции, где освещались бы эти три немаловажных вопроса, было бы более активное использование инноваций.

Реально же разговоры о web 2.0 чаще всего сводятся к перечислению существующих социальных сетей, образовательная составляющая в которых не такая уж и большая. Мы все знаем, что такое одноклассники и вконтакте, расскажите лучше, как нам внедрить web 2.0 у себя в обучении, чтобы это работало.

А на просьбу привести конкретные преимущества 3D графики в обучении перед более дешевой 2D мне никто ни разу не ответил чего-то внятного.

В лучшем случае приводят очень частные примеры. Когда инновации приносят эффект в частных случаях, имеющих мало отношения к обучению, в котором есть потребность.

Например, в нашей компании велика потребность в качественном продуктовом дистанционном обучении. Вы можете привести пример, убеждающий, что eLearn Expert заработает в курсах по страховым продуктам существенно лучше, чем обычные тестовые вопросы и упражнения?

Меня конференция убедила в том, что на российском рынке реально есть 2 относительно инновационных направления (давно не являющихся таковыми на западе). Это быстрая разработка и виртуальные классы. Впрочем, про эти вещи все и так давно знают. Инновационными их можно назвать с большим натягом, но их много где нет, и имеет смысл внедрять.

len21 комментирует...

А я просто сравниваю зарубежные, американские и европейские, е-learning выставки с нашими.
И пытаюсь понять причины этой разницы.

Если кто думает, что причина в нашей технической отсталости, так и эта отсталость следствие, а не причина.

А чтобы прогресс все-таки стал ощутимым, давайте дождемся российской НАУЧНОЙ конференции по e-learning.

Это произойдет в 2015, 2030, 2050?

А пока, делайте PPT, вставляйте в ЛМС, и посыпайте сверху 2.0 для запаха. Клиент будет доволен.

Марина Унгер комментирует...

Здравствуйте, Михаил!

У меня к Вам два предложения.

1. В понедельник 22.06.09 в 14.00 мы в виртуальном классе WebSoft будем проводить продолжение вебинара "Обзор зарубежного и отечественного опыта использования новых технологий Web 2.0 в корпоративном обучении".
Там как раз будем обсуждать интересные сервисы 2.0, которые могут удачно вписаться в существующую систему корпоративного обучения.

Предлагаю Вам и всем желающим присоединиться к нам для живого обсуждения этого вопроса. Пришлите свою заявку на мой адрес marinaunger@mail.ru, указав имя, название компании и электронный адрес.

2. Я с удовольствием обсужу с Вами возможности использования eLearn Expert в курсах по страховым продуктам. Предлагаю сделать это при личной встрече, чтобы не забивать блог коллег ненужной рекламой. Тем более, что, прежде чем что-либо доказывать, мне надо понять Ваши требования к оценке знаний.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21

Опять Вы про науку.
Нам, инноваторам, практикам, наука не писана. Мы от сохи, от натуры своей кипучей такого наинновируем, вся наука вздрогнет :)
И причем здесь наука, когда есть 2 главные взаимонеразрывные потребности:
работничков (mолодежь) учить = бюджеты осваивать (дипломы продавать). Что тут причина/следствие, не знаю, правда

Протасов Михаил комментирует...

Марина,

вебинар бы с удовольствием посетил, но на это время, к сожалению, у меня уже назначена важная встреча. Отменять ее я не готов. Если позже он будет повторен, то постараюсь присоединиться. Либо, если будет доступна запись, то пришлите, пожалуйста, ссылку (protasovms< собака >alfastrah.ru).

По поводу Вашего продукта - честно говоря, на данный момент сильно сомневаюсь, что эта вещь принесет нам заметную пользу, поэтому предполагаю, что такая встреча будет неэффективной. Я, как и HRы из Ваших примеров, вполне удовлетворен тем, что у нас есть (правда у нас кроме тестов еще используются проверочные блоки в рамках тренажеров). Однако, если у Вас есть хорошие примеры, то присылайте по e-mail.

Марина Унгер комментирует...

Михаил, спасибо!

Я свяжусь с Вами по электронной почте.

С уважением,
Марина Унгер