Websoft

пятница, июля 03, 2009

Сухой остаток вебинаров

Сейчас проходит немало вебинаров, в том числе и открытых.

Какова их результативность? Что приобретают участники виртуальных сессий от и на них?
Решил проверить это на сегодняшнем вебинаре (см. запись) на тему "Несколько приемов работы с эмоциями в е-курсах".

Провел опрос в чате :



Вот как отреагировали участники виртаульной сессии /картинка кликабельна/:



Самое важное в этих ответах, что многие отвечали не на вопрос как таковой, а рассказывали, что намерены делать по итогам своего участия в виртуальном общении.

Не похоже, что отвечавших можно упрекнуть в необъективности или даче социально желательных ответов. Уверен в обратном.

27 комментариев:

Pión комментирует...

esto es una mierda judia o que

www.ipion.es ---->> onse smart blog

lern21 комментирует...

Известно,что плохому народ учиться быстрее и охотнее, чем хорошему. Поэтому и восторги от отрицательных эмоций.
Вот на уровне fun учить - это высший пилотаж. learning is fun.
А про негатив в обучении -лучше чем Николай Герасимович Помяловский В "Очерках бурсы" никто не расскажет.
К сожалению, наши педагоги сей труд не читали.

lern21 комментирует...

Послушал.Есть книжки из серии "для чайников". Но там материал довольно основательно подбирается.
По видимому, должны быть книжки "для продавцов". Даже затрудняюсь их способности оценить. Это из коррекционной педагогики.
Но надеюсь, что создатели кусов для продавцов все-таки образованная публика. Ведь не учатся учителя спецшкол по букварю.
С другой стороны и тема сложная: как у читателя вызывать эмоции.
Правда,здесь речь идет не столько о читателе, сколько о "смотрителе" в картинки.

Если отвлечься от арифметики для первого класса (расчеты на базаре), и перейти к высшей математике (человеческий мозг способен ее усвоить), то тема эмоции в электронном обучении сейчас имеет совсем другое смысловое содержание и применение.

Ссылки давать смысла не имеет, достаточно прогуглить.

И захотелось самому провести занятие на эту тему.

Анонимный комментирует...

ещ lern21: думается, Вы все же недостаточно глубоко трактуете "негативные эмоции". В "Очерках бурсы" воспитанники испытывали их прежде всего по отношению к педагогам и сотрудникам бурсы, к процедуре зазубривания и уже потом, переносом, к объектам зазубривания. В данном же вебинаре речь шла о прямых негативных эмоциях по отношению к объектам изучения, вызванных собствеными качествами этих объектов. Это совершенно другое.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern 21:
Коллега, не могли бы Вы
1. аргументированно, а не эмоционально-оценочно объяснить, что вы имеет к продавцам и применимым к ним методам коррекционной педагогики? Неужеди их обучать - задача педагогически недостойная Вашего высокого вниманий? Это также относится и к тем продавцам, что самолеты и крейсеры продают? кредиты корпорациям вдувают? Газ через Украину продвигают?

2. Я так много нагуглил про эмоции, в том числе и к актуальному здесь вебинару, и убедился, что про эмоции много и по-разному трактуется / пишется. И сделал некий выбор. Что предпочитаете Вы? Конкретно, предметно, а не огульно? Внесите ясность, пжл, чем "ваши" эмоции круче "наших". А также как Вы с ними в e-learning справляетесь?

3. Хотите провести занятие на эту тему? Напишите мне в личку. Организуем! Думаю, народу Вас послушать и поближе узнать наберется немало.

Mikhail комментирует...

По поводу отрицательных эмоций.

Гарик...

Вот человек. Он всем доволен.
И тут берет его в тиски
Потребность в горечи и боли,
и жажда грусти и тоски.

lern21 комментирует...

Владимир:

Какие эмоции вызывает картинка или ее элемент - не больно важно.

Я уже не раз писал, что правильно рассматривать не отдельные эмоции (они длятся секунды и мало на что влияют), а аффективные процессы.
"Терпеть не могу эту химию" - это не отдельная эмоция, а процесс.
"Учение с увлечением" - тоже процесс.

А что касается продавцов, ну не учат их по плакатам.
Это общение. Отчасти построенное на умении обмануть покупателя.
Технически есть много схем обучения. Все через практику.
Мы делали подобные системы (не для продавцов).


Почему не хочу этим заниматься?
Ориентация народа на продажи, вместо производства разрушает страну. Это как пилить сук на котором сидишь.

Владимир Наумов комментирует...

Заниматься аффектами в Вашем понимании этого слова, как мне кажется, задача не милого и доброго обучения, а психотерапии. Если, конечно, вы не ведете речь о том, что у психологов называется установкой, базовой мотивацией или т.п.

Анонимный комментирует...

Хмм... Строго говоря, дискутировать по данному вопросу можно бесконечно из-за недоопределенности ключевых понятий. Очень многие англоязычные авторы используют термин "аффективные процессы" как синоним "эмоций", причем как отдельно взятых, так и их комплексов. В то же время, "аффект" трактуется совершенно по разному в психиатрии, неврологии и психологии. Причем чаще всего "демонизируют" аффекты именно психологи. Сильно отличаются авторские трактовки данного понятия. А вообще, важными с точки зрения разработки представляются оба заявленных аспекта вопроса - как роль отдельных эмоций, так и их комплексов.

Elena Lokteva комментирует...

to lern21

Правда,здесь речь идет не столько о читателе, сколько о "смотрителе" в картинки.
Поясните, плиз, чем читатель лучше/хуже "смотрителя в картинки".
Заранее спасибо.

"Ориентация народа на продажи, вместо производства разрушает страну."
Допустим, мы переориентировали страну (не важно, какую) на производство. Страна напроизводила всякого, положила на склады. Что дальше?
Мне кажется, стране надо уметь все: и производить, и продавать. Следовательно, страну надо учить и тому, и другому.

Ждем с нетерпением вебинара от Вас. А то, как любит повторять моя мама, угроза всегда страшнее, чем ее исполнение :)

Владимир Наумов комментирует...

to Анонимный

На вебинаре эмоция трактовалась с позиций психофизиологии в изводе информационной теории эмоций. В контексте вебинара "эмоция" и "аффект" (хоть слово это там и не употреблялось) - синонимы.

Не знаю, что Вы имеете в виду под комплексами эмоций. Их одновременное присутствие в одном организме - чревато ... Хотя и лучшие мои курсы (е-тренинги), как мне кажется, выходили именно в традиции психоанализа. На вебинаре трактовка эмоций в его традиции не рассматривалась

lern21 комментирует...

Владимир:
Да, чаще в англоязычной образовательной пишут про аффектив, чем про эмоции. А речь идет, в основном о вовлечении. Прогуглите:
engaging e-learning emotion.
Потом важен experience ученика.
И наконец все мечтают о flow.

Это темы обычные для современного образования. А психиатрия тут не причем.

Елена: Смотритель в картинки - это уровень букваря и комиксов.

Про производство: Вот у нас на Автовазе 85 тыс непроданных авто сейчас на складе. Как вы думаете: квалификации продавцов не хватает или производители плохо обучены?

Занятие проведу, но это будет не вэбинар - на свой платформе сделаем.

Elena Lokteva комментирует...

to lern21:

Про Автоваз - не знаю. Скорее всего, проблемы и с тем, и с другим. Вспомнилась история про то, как "Битлз" спасли оказавшуюсь на грани банкротства фабрику, у которой не продавались водолазки: просто один раз в этих водолазках выступили. Как думаете: это обученные продавцы спасли ситуацию или обученные производители?

Про занятие - надеюсь, вход (неважно на какую платформу) будет для всех желающих.

Анонимный комментирует...

С комплексами все просто. Вспомним того же Изарда: он, как и многие другие авторы, трактует интерес как самостоятельную эмоцию. Однако на практике интерес в чистом виде проявляется не столь уж часто. Как правило он сочетается (предваряет, накладывается, взаимодействует, следует за) с другими эмоциями, такими как, например, удивление, радость, страх и др. Причем с дидактической (а не психологической) точки зрения больший интерес для проработки представляют именно комплексы эмоций. Так, чтобы вызвать устойчивый, интенсивный и глубокий, а не краткосрочный и вяловыраженный интерес, с учетом контекста может быть целесообразно (а то и необходимо) предварить его удивлением, подкреплять радостью и т. п.
Еще такое замечание. Дискутировать о роли эмоций в обучении все же стоит с неких общих оснований. Без этого разговор будет вестись на очень поверхностном уровне либо скатится к жанру словесной перепалки. А между тем, очевидно, что многие проблемы с пониманием собеседниками друг друга связаны с различным видением предмета. Эмоции (эмоциональные реакции) различаются не только по качеству, модальности, но и по глубине, интенсивности, длительности, массе динамических характеристик. В процессе развития эмоциональной реакции может существенно модифицироваться ее предмет и т.д. Если не учитывать все это, вряд ли можно ожидать толкового обсуждения проблемы.
И еще. Приступая к творческуму использованию эмоций в обучении, очень важно понимать психобиологию вопроса. Конечно, вполне можно обойтись и без этого, но творческое использование при таком подходе сведется к перебору вариантов с выбором наиболее подходящих, в духе классического бихевиоризма. Кстати, именно бихевиористы раньше других пришли к осознанию важности понимания механики психической сферы. Взять хотя бы одного из лидеров и уже классика необихевиоризма 60-70 гг. прошлого века Прибрама, рассматривавшего спрутинг (процесс роста нервной ткани) в качестве одного из ключевых механизмов модификации поведения (!).
И еще, для тех кто не в курсе: если интересоваться проблемой вызывания интереса и мотивации в обучении, конечно же, нельзя проходить мимо работ Нюттена.

Прошу простить за анонимность, просто испытываю некоторые сложности с регистрацией (а может попросту ленюсь...) :-)

В.Пустовойтов

lern21 комментирует...

Елена:
Обученные продавцы обманом спихнули залежалый ненужный товар покупателям.Когда-то этот обман будет осознан и репутация производителя пострадает.

В свою очередь,производители,вместо совершенствования технологий, взяли паузу и еще раз отстали от своих конкурентов.

В конце концов, производитель разоряется, продавцы увольняются.

Это вам не напоминает теперешний кризис?

Elena Lokteva комментирует...

to lern21:
"Обученные продавцы обманом спихнули залежалый ненужный товар покупателям.Когда-то этот обман будет осознан и репутация производителя пострадает."
По-Вашему, продавцов обучают спихивать товары обманом? Мне как-то казалось до сих пор, что продавец - это более интеллектуальная профессия. Например, помочь покупателю купить именно нужный ему товар среди многообразия моделей, цветов, размеров и т.п. Или, к примеру, объяснить, в чем преимущества товара перед аналогами.
Ну да ладно. Обсуждение компетенций продавцов не в теме исходного поста.

Владимир Наумов комментирует...

to В.Пустовойтов

Вы кстати упомянули Изарда и комлексы эмоций. А если мы эти комплексы (по сути - линейную почти моментальную смену эмоций во времени + особая роль интерса и удивления) разымем по принципу "1 слайд - 1 эмоция".

Изард вообще классно программируется. Только нет у меня уверенности, что его и компании наработки в нашем eL будут заказаны Заказчиками. В том числе и в академическом образовании. А какие симуляторы и продукты по мягким навыкам на его основе делать можно!

Про Прибрама, пожалуй, Вы погорячились. А вот ориентировочный рефлекс как биопсихологическая штука в eL работать будет со всей очевидностью.

Работ Нюттена не знаю. Спасибо за наводку

Анонимный комментирует...

lern21 писал:
"Я уже не раз писал, что правильно рассматривать не отдельные эмоции (они длятся секунды и мало на что влияют), а аффективные процессы.

Термин "аффективные процессы" пришел к нам из англоязычной литературы. Он обозначает широчайший класс разнообразных эмоциональных проявлений, в том числе отдельные эмоции. Поэтому разводить эмоции и процессы неверно. Собственно, любая эмоция - процесс. Почему Вы ограничиваете действие "отдельных эмоций" секундами - затрудняюсь понять.

lern21 писал:
"Терпеть не могу эту химию" - это не отдельная эмоция, а процесс.
"Учение с увлечением" - тоже процесс.


Первое высказывание выражает, прежде всего, отношение и, по-видимому, сформировавшуюся ценность. Осознание этого отношения и ценности может сопровождаться эмоциональными реакциями (эмоциями, аффективными процессами), причем разными в зависимости от контекста. Само же по себе данное высказывание не может трактоваться как аффективный процесс.
Со вторым высказыванием - та же история. "Учение с увлечением" - это прежде всего процесс учения. А уж с чем оно, с увлечением или без, вторично.

lern21 комментирует...

Для анонимного:
"Со вторым высказыванием - та же история. "Учение с увлечением" - это прежде всего процесс учения. А уж с чем оно, с увлечением или без, вторично."

??? Очень круто.
Как раз не вторично с увлечением или нет.
Это для нашей старой педагогической школы обычно было вторично. Учиться должны были все.
А в новой и учение само тоже стало вторично. С одной стороны ЕГЭ, а с другой продажи.

Любой engaging learning отвергается (понятно почему), оставляя только старый способ заставить кошку лизать горчицу с песней.

Кстати и отношение к школьному предмету формируется не на улице,
а в ПРОЦЕССЕ обучения. Из experience, который есть совокупность переживаний. А как эмоция с переживаниями связана вы знаете.
Ну кроме того, из нескольких сотен научных определений эмоций не имеет смысла выдергивать одно.

Анонимный комментирует...

Уважаемый lern21!
Осуществляется учение с увлечением или нет - как раз-таки очень важно. Только не в том контексте, в котором Вы об этом писали в цитируемом мной сообщении. Из него явствует, что "учение с увлечением" - аффективный процесс, что не есть факт (то есть, очевидно, что это не так). Увлечение же - сложный эмоционально-отношенчески-ценностно-мотивационный комплекс. Вряд ли здесь кто-то всерьез полагает, что увлечение - отдельная эмоция.
Подчеркиваю, очень важно не смешивать понятия "эмоция", "отношение", "ценность" и "мотивация". Они не настолько близки, чтобы их не разводить. Причем разницу между ними надо не просто понимать, но и учитывать в рассуждениях. Нельзя маскировать столь не тождественные сущности весьма абстрактным термином "процесс".
Что же касается поругивания старой школы, то как-то уже скучно все это слушать. Уже кажется все кто мог ноги об нее обтерли. Мы все сами вышли из старой школы и ничего, мозг не усох совсем. Кто хотел и мог и тогда учился с интересом. Некоторые учителя учили весьма увлекательно. Вы бы лучше осмыслили, почему их опыт не пошел в массовую практику. Причем не только "тогда", но и сегодня, когда возможностей для этого стало, казалось бы, больше.

lern21 комментирует...

Анонимному:
1) Рад, что мы сходимся в том, что чисто к "базовым" эмоциям нельзя сводить сложный процесс вовлечения обучаемого в учебный процесс. Конечно, это сложнее, чем просто affective. Важно, что эту аффектив надо учитывать, понимая, что все не просто.
2) Наша старая школа - это то, сейчас разрушено и то, что было очень ценно. Кто спорит.

Однако я говорил о старой "педагогической школе", не о школе. Может это не очень верно, но общение с ветеранами РАО тяжелое впечатление оставляет.
"Образование - вещь серьезная. Там не до игр". Ну и вершина их творчества - ЕГЭ.
А про e-learning лучше в этом контексте и не вспоминать.
ИТО-))).

Анонимный комментирует...

to lern21: Прошу прощения, невнимательно прочитал про школу. Хотя про "старую педагогическую школу" я бы тоже не стал слишком уж обощать. Все-таки педагогическая школа - это прежде всего педагогическая наука, а уж в этой области в дооктябрьской России и в СССР дела обстояли не худшим образом: Каптерев, Гессен, Макаренко, Сухомлинский (хоть и не люблю я его), Гальперин, Занков, Давыдов, Эльконин и многие-многие др. Далеко не слабые спецы в педагогике, к тому половина из них - еще и психологи. Да и в области практики все было очень неоднозначно: пусть кто-нибудь скажет, что у Макаренко в коммунах-колониях было скучно учиться, а у того же Сухомлинского, у учителей-занковцев. Другое дело - массовая школьная практика. Но и тут надо видеть объективные причины.

to Владимир Наумов: Не совсем понимаю, в чем именно я погорячился с Прибрамом. "Языки мозга", глава II, параграф "Рост нервной ткани", (стр. 43 русского издания) . Прибрам описывает явление спрутинга. Далее в тексте он неоднократно упоминает рост нервов как механизм реализации тех или иных функций мозга, особое внимание уделяя роли спрутинга в организации процесса запоминания (консолидации следов). А уж как трактовал Прибрам роль памяти в организации поведения, полагаю, подробно разбирать излишне. Это был его "пунктик". И, конечно, никто не говорит, что ни с того, ни с сего разросшиеся нервы сами по себе порождают новые формы поведения. Во-первых, растут только гиперактивные невроны, задействованные в процессе научения, и, во-вторых, рост лишь создает предпосылки для модификации поведения, под которой следует понимать не столько видоизменение наблюдаемого поведения, но прежде всего корректировку его внутренних планов и схем. И где тут кто проявил излишнюю горячность? Я и ли Прибрам? Если первое, то я это легко переживу, а если Прибрам, то, ессно, не соглашусь. Тем более он не один так считал.

Владимир Наумов комментирует...

to В.Пустовойтов
Когда я говорил про "погорячились", то имел в виду, что рост нервной ткани едва ли мы сможем использовать в обучении взрослых в качестве биологического субстрата eL.

Возможно, это и не Вы, а я сам погорячился, высказав предыдущую реплику.

С уважением

vvplock комментирует...

Наконец вспомнил пароль к аккаунту :-)
В предисловии к советскому изданию книги Изарда "Эмоции человека" особо отмечался позитивистский крен подхода автора, абсолютизирующего внешние проявления эмоциональных реакций и состояний (точнее, впрочем, было бы говорить о вегетативных проявлениях эмоций). Но, что характерно, такие оценки изардовского классического труда встречаются и сегодня, например в книге Е.Г.Минкова "Мотивация: структура и функционирование» (Дубна, 2007). И, действительно: переживание эмоций далеко не всегда сопровождается явными мимическими комплексами (улыбка, гримаса страдания, "удивленное лицо" и т п.). Более того, общий фон вегетативных реакций (ЭЭГ, артериальное давление, сердечный ритм, потоотделение и др.) нечетко коррелирует с конкретными эмоциями, особенно с "мягкими", слабовыраженными, диффузными эмоциональными реакциями. Строго говоря, даже сочетание интроспекции с аппаратной регистрацией вегетативных проявлений не всегда позволяет установить тип эмоционального ответа. К чему я это все? Мы не всегда понимаем, какие именно эмоции у обучающихся вызывают те или иные наши действия. Не так уж редко мы обманываемся относительно переживаемых обучающимися эмоций, более или менее умело скрываемых за масками натянутых улыбок, деланного спокойствия и проч. И, наконец, мы очень часто даже не подозреваем, что обучающийся в тот или иной момент вообще переживает какие-то эмоции. Таким образом, доля незапрограммированных эмоций очень велика, гораздо более велика, чем мы отдаем себе в этом отчет. Но не это главное. Важнее то, насколько велик их вклад в мотивацию учения (как, кстати, и в разрушение такой мотивации). Работать с ними гораздо труднее, чем с явно проявляемыми, однозначно программируемыми эмоциями (в существовании которых я, лично, сильно сомневаюсь). Однако совсем игнорировать их нельзя.

В.Пустовойтов

Владимир Наумов комментирует...

А разве здравомыслящий человек не знает, что никто не может и не в силах / не вправе повлиять на эмоции другого лица? Наивно полагать, что курс или вебинар с высокой, а тем более 100-процентной вероятностью вызовет чью-то эмоцию, одну-единственную и кем-то остро желаемую.
Дело, думается в другом: преподающий/курс демонстрируют свою эмоциональность и тем самым активизируют эмоциональность обучающегося. Если эмоции преподающего безопасны для учащегося и, при выполнении этого условия, вызывают у аудитории интерес или удивление, а тем более удовольствие (сменяются удовольствием, радостью), вероятность, что эмоции учащегося не заблокируют его учебной мотивации и, напротив, обратят его активность на желаемую цель обучения как средство удовлетворения его потребности. Вероятность достаточно велика, чтобы с этим работать в интересах дела. Только и всего.
А ЭЭГ с потоотделением - вещи суть важные и... малопедагогичные. Не стоит, полагаю, превращать образование в нейро-, психо- и т.п. физиологию

vvplock комментирует...

Нейропсихология - вообсче дикий предмет. Бред сумашедших психологов. Чур меня, чур.

vvplock комментирует...

Чой-то я про нейропсихологию?... Зарапортовался слегка :-) Всегда, когда вижу рядом "нейро-" и "психо-" они у меня прям сами собой как-то склеиваются перед глазами.