Websoft

суббота, июля 04, 2009

Мысли выходного дня

Получил письмо от журналиста их HR-журнала который спросил мое мнение об области применения e-learning в корпоративном обучении.

На днях я прочитал в книге "Джоэл: и снова о программировании" любопытную мысль - когда программистов на студенческой скамье перестают учить языку C с его указателями и нетривиальной работой с памятью, в котором можно допустить ошибку, которая приведет к крэшу программы, и начинаю учить Java в котором такая ошибка в принципе невозможна, они теряют способность к мышлению на определенном уровне асбтракциии и некоторые, действительно сложные задачи, ставят их в тупик.

В некоторых консалтинговых компаниях, использование вспомогательных баз знаний (опыта других консультантов) в случае, когда надо разработать для уникальное коммерческое предложение по запросу клиента, уменьшает вероятность выиграть тендер (т.к. люди не думают, а копируют чужие идеи). См. здесь

E-learning, да и просто краткосрочное кропоративное обучения (тренинги) как правило вдалбливают шаблонные схемы действий, операций, расчетов. Скорее всего эти схемы просто вредны людям, задача которых придумывать что-то новое и действовать неординарно (консультанты, программисты).

Вредно ли это для тех кому думать нестандартно не обязательно (банковские клерки, страховые агенты, рабочие на конвеере)? Можно ли создавать электронные курсы, которые заставляют думать нешаблонно?

Именно ответ на эти вопросы позволит определить границы области применения e-learning в его теперешнем виде. И ответить журналисту что-то содержательное. Или просто написать обычную маркетинговую ерунду?

PS
Не думайте, что со мной вдруг случился инсайт и я понял что все вокруг фигня. Разумеется нет - есть масса бизнес-задач, которые люди вокруг успешно решают на имеющихся технологиях и идеологии. Вопрос лишь в том, где начинается та самая terra incognita в которую лучше с ними не залезать.

5 комментариев:

lern21 комментирует...

Испортить мозги, вернее, способ мышления, можно. И часто это делается. Я называю это отрицательным образованием.

Электронно, вернее, дистанционно, творчески мыслить можно научить и учат в синхронном совместном обучении. Часто это проектная деятельность. Хотя не обязательно.

Владимир Наумов комментирует...

Что делает нестандартный учитель, тренер или педагогический дизайнер?
Нестандартно учит вещам стандартным, будь то ЖИ-ШИ с буквой И, теорема Пифагора, техники продаж или работа в проектной команде.

Потому у нас есть любимые учителя, что нестандартно нас учили тому, что уже давно найдено и решено до нас и до них самих, зачастую банально с позиций науки или практики.

Вредно ли это? Ага, вредно. Тем, кто считает вредным нестандартно учить. Они решают, что нужно знать, и знают, как это решать - а именно, по образу своему и подобию.

Наивысшей популярностью будут пользоваться те курсы, которые нешаблонно учат шаблонным действиям, позволяют учащемуся нестандартно - и с удовольствием - мыслить о стандартном.

Каллиников Павел комментирует...

Как мне кажется, лучшее, что e-learning может сделать для обучения творческих личностей, это создать среду для полноценного сократовского диалога через расстояние. Возможно, дополнив его какими-то вспомогательными сервисами.

Если же говорить об электронных курсах, которые в данном случае могут играть сопутствующую (вспомогательную) роль, то это, конечно не должны быть наборы последовательных слайдов. Скорее - нечто в виде многосвязного графа с многочисленными выходами вовне курса, где что-то должно происходить :)

Владимир Наумов комментирует...

to Павел Каллиников:
Даже простое воспроизведение сократовского диалога (даже чтение его по книге), пусть и линейное, спсобно дать толчок творческому развитию читателя. А уж это и привычные курсы могут реализовывать. На то же и хорошая лекция способна, и, надо думать, ее запись.

Разумется, ваше предложение о курсах с многочисленными выходами еще более конструктивно. На то, в частности, и существует веб-квестинг (http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/06/blog-post_15.html#links). В коропоративном обучени, похоже, без интеграции обучения с управлением знаниями при реализации такого решения не обойтись.

Беда в том, что ни первого, ни второго мы еще должным образом, "массово" пока не научились делать и тиражировать.

И, конечно же, социальное, совместное обучение, асинхронное и синхронное, в особенности, в формировании творческости - вещь незаменимая, если не самая подходящая. Его можно и остроумно с курсами, линейными или ветвящимися, сочетать. Базовую, "рутинную" информацию отдать курсам, осмысление и творческое обсуждение ее и ее применения - в диалоговые формы взаимодействия. В этом контексте курсы становятся частью образовательной среды.

Анонимный комментирует...

На мой взгляд сама идея о возможности НАУЧИТЬ мыслить нестандартно провальна. Это утверждение самопротиворечиво.