Websoft

четверг, июля 23, 2009

Еще раз о бесплатном контенте - виртуальные лаборатории


Университет штата Вирджиния создал набор симуляций и виртуальных лабораторий для обучения своих студентов. Теперь они могут наглядно наблюдать за развертывание ДНК или наноэффектами. В этом нет ничего особенно нового (читать источник на Science Daily).

Меня порадовало то, что все эти виртуальные лаборатории открыты в сети всем желающим (на картинке скриншот того, как я сам повращал молекулу ДНК). Это еще одно подтверждение того, что западные университеты не скрывают, а наоборот охотно делятся своим контентом (о проектах открытого в сети контента я уже писал неоднократно) и не считают это угрозой для своего бизнеса.

В России я таких проектов не наблюдал. Все страшно боятся, что их "уникальный" контент будет похищен и использован врагами. Не может ли причиной такого страха быть опасение, что кроме книжек (бумажных и электронных) и процесса выдачи дипломов гос. образца ничего больше нет? Ни ярких профессоров, ни талантливых студентов, ни научной работы, ни связи с бизнесом, ни традиций и поставленного учебного процесса - ничего, что отличает Урюпинский Заборостроительный от Гарварда?
Может кто-то знает русскоязычные проекты открытого университетского контента? Хотелось бы, чтобы мой пессимизм был развенчан.

8 комментариев:

Elena Lokteva комментирует...

На наших недавних мастер-классах участники поднимали вопрос об авторских правах. Мол, как защитить материалы от копирования и все такое. За материалы свои они трясутся по той простой причине, что они засчитываются им как публикации, что помогает потом при защите диссертаций и т.п.

vvplock комментирует...

Знаете ли, было бы очень хорошо, если б можно было столбить авторство и защищать контент от присваивания другими лицами, или хотя бы просто защищать от присваивания. По типу GPL. А то, согласитесь странно - в один замечательный день узнать, что твою разработку кто-то "авторизовал" и тебе еще надо просить разрешение для ее использования. Только сложновато это, поди, оформлять публичную лицензию...

vvplock комментирует...

Ну, и еще одна проблема. Строго говоря, если контент произвел, к примеру, преподаватель вуза в счет часов нагрузки, то контент уже не его собственность и вопрос распоряжения им находятся в компетенции вуза.

Каллиников Павел комментирует...

Алексей, несмотря на то, что на этом блоге я говорил об этом неоднократно, прихожу к выводу, что вел себя все-же слишком скромно :)

Итак, можете открывать свой список компаний, вузов, центров, которые исповедуют принцип открытого контента нашим Вузом.

МИЭМП весь свой контент для дистанционного обучения (сейчас это где-то 125 электронных учебных курсов) выкладывает в сеть. Если кому-то интересно - лежит это здесь: http://e-college.ru/education/lib/.
До 6 тыс. человек в день (в пике посещаемости) ходят на наш сайт, чтобы этим контентом пользоваться.

Выложенные на сайт курсы полнотекстовые и полнофункциональные (за исключением тестов). Пожалуй, даже более функциональны, чем версии для СДО.

Думаю, что с этого года мы будем выкладывать в открытый доступ не только электронные учебные курсы, но и все, что издается в институте. Но это уже особый разговор.

Ту же самую идею я реализовывал на своем прежнем месте работы во МГУП. На их сайте до сих пор осталась сделанная еще при нас (2001-2003 гг) открытая библиотека курсов. Правда (хотя могу и ошибаться) эту практику они прекратили и теперь не публикуют новый контент на сайте.

Александр Ларин комментирует...

Павел, Вы действительно излишне скромны! :)

Узнал о Вашей организации впервые. Сейчас брожу по сайту - приятно удивлен. Электронные учебники радуют - материал читать приятно и легко, структура, навигация, сервисы - все на высшем уровне. Пока, правда, не нашел мультимедиа, но, в целом, - это лучшие вузовские электронные пособия, которые я встречал.

Комплименты Вам и Вашей команде - истинные профессионалы!

Александр Жуков комментирует...

я тоже об этом думал и написал статью (http://zaoblogger.blogspot.com/2009/06/blog-post_02.html) в своем блоге на темы:
почему не публикуют курсы фирмы
что это может им дать
чем грозит.

Valery L Leontyev комментирует...

Кароче, все пропиарились на посте :)) Ай дада :))

Каллиников Павел комментирует...

Александр - спасибо!

Что касается мультимедий, то они у нас есть потенциально (в качестве функционала), но на них нет внутреннего платежеспособного спроса :)

Впрочем, в курсе французского языка можете посмотреть. Там реализовано.

Что касается остального, в этом году собираемся сделать лучше и по дизайну и по функционалу.