Websoft

четверг, июля 16, 2009

LMS против PLE

Цитата из статьи "LMS против PLE" на сайте distance-learning.ru:

По моему мнению, те из нас, кто отстаивает ценность использования PLE, по сути, отстаивают свободу. Мы за свободу учащихся, вместо подавляющего, недобного и корежащего процесса обучения. Мы «пользователеориентированы», поскольку для нас важнее всего прогресс учащихся. Мы хотим адаптировать системы под людей, а не людей под системы.

Как приятно объявить себя поборником свободы! Компания Apple вполне успешно проделала такой трюк с Microsoft и заработала на этом кучу денег и славы. Кто не помнит как это было - смотрите ролик 1984:

19 комментариев:

Алексей Юдин комментирует...

Алексей,

есть ли информация, сколько пользователей подписалось на услугу MyLms.ru за прошедшие 1.5 после запуска проекта?

Алексей Корольков комментирует...

По mylms - более 80 зарегистрировавшихся, хотя активность низкая (единицы действительно создают свои курсы и тесты, а не используют те, что уже есть на сайте). Впрочем у меня не было никаких иллюзий на этот счет - в малом бизнесе и тренерском сообществе крайне мало людей понимающих зачем им может быть полезен e-learning.

Алексей Юдин комментирует...

В любом случае это неплохой результат.

Каллиников Павел комментирует...

Я во многом согласен с автором.

Я хочу сейчас выдвинуть несколько тезисов, противоречащих самой идее LMS :)

1) Процесс обучения, вообще говоря, не является детерминированным процессом. Поэтому представления о том, что можно придумать правильную (пусть и сложную, разветвленную, но детерминированную) траекторию обучения - заблуждение.

2) Формирование нового знания (умения, навыка) - это процесс создания НОВОЙ цельности в голове учащегося, а не механическое перенесение цельности из головы педагога в голову учащегося. Новая цельность создается не в процессе сообщения учащемуся определенных фактов, а в процессе формирования связей между этими фактами, т.е. в процессе "самоорганизации" набора фактов (примерно в том смысле, в котором самоорганизация понимается в синергетике).

3) Следствие п.2. Задача eLearning - не сообщить факты учащемуся в удобной для запоминания форме, а облегчить процесс СВОБОДНОГО формирования связей между фактами. Несвободным он быть все равно не может, т.к. это процесс самоорганизации.

А LMS (ИМХО) воспроизводит уровень механистического детерминизма 18 века.

Elena Lokteva комментирует...

Павел, постараюсь в ближайшее время продемонстрировать, как Ваши тезисы реализуется с помощью LMS.

lern21 комментирует...

Поддержу Павла.
ЛМС - это как 2-х часовая автобусная экскурсия по городу. А ученику в этом городе жить и работать(ПЛЕ).

Просто сравните:
с одной стороны вымученный лмс-ным автором краткий конспект умных книжек, а с другой стороны богатство
ресурсов сети и библиотек.
ПЛЕ - это свой путь ученика в океане предметной области.

У меня сейчас есть шикарная переводная книга по курсу, плюс еще пяток классических книг+ безумно интересные интернет ресурсы. И я должен ограничить ученика своим кратким конспектом?
Нет, я должен научить пользоваться этими сокровищами.
Впрочем это все об образовании, не об обучении продавца акций МММ, (или ННН, или РРР?)

Elena Lokteva комментирует...

Не поняла, откуда берется мысль, что LMS предоставляет обучаемому лишь "вымученный лмс-ным автором краткий конспект умных книжек".

1. LMS может использоваться как репозиторий любого количества материалов по предметной области с возможностью подбора необходимых материалов по рубрикам, тегам, типам и т.д. Пополнением этого репозитория может заниматься кто угодно.

2. Любая LMS предоставляет как минимум форум для виртуального общения. А это значит, что уже появляется инструмент для создания нового знания, связок с другими областями и прочее. Не говорю уже о том, что в тексты сообщений на форуме могут быть вставлены гиперссылки на другие источники, внедрены презентации, видеоролики, опросники и т.п., могут быть прикреплены любые файлы. При этом форумы могут быть общие, а могут быть и с ограниченным доступом, например - для общения проектной группы.

3. Практически любая LMS предоставляет инструментарий для ведения расписания мероприятий. Причем, в некоторых LMS это расписание может формировать сам обучаемый, приглашать участников по своему усмотрению, делать им рассылки-напоминалки. Тот же календарь помогает организовать лучше свое время.

Это только сходу, что пришло в голову, поскольку сама с этим сталкивалась. Даже эти возможности способны превратить LMS в основной ресурс для обучения ПО ЛЮБОЙ траектории.
Повторю в очередной раз много раз звучавшую в этом блоге мысль: дело не в топоре, а в том, кто им машет.

Владимир Наумов комментирует...

Может ли LMS интегрировать в себя PLE?
Если да, они не против друг друга.
А наоборот, PLE интегрировать в себя LMS?
Если нет, то ... /впишите нужное/.

Так что противоречит чему, господа, в конце концов?

Владимир Наумов комментирует...

to Каллиников Павел

Павел, понимаем ли мы, что такое "механистический детерминизм 18 века" приментильно к образованию? И что в нашем образовательном арсенале можем противопоставить славному рационализму прошлых веков.

ИМХО, многие из апологетов инноватики еще и до мышления 18 века и даже 5 века до н.э. не дошли (формальная логика Аристотеля, деконструктивизм Диогена, риторика софистов и Диалоги Сократа, к примеру)

lern21 комментирует...

Елена:
Если в ЛМС контент не фиксирован, то как вы будите тестами измерять успех обучения?

А ЛМС без тестов - не ЛМС.
Т.е. вся эта свобода мнимая.

vvplock комментирует...

Извините, вот я не понял, о каких конкретно LMS идет речь? Точнее, неясно, какие из подразумеваемых систем ТРЕБУЮТ использования тестов? Большинство из известных мне LMS на этот счет "рук не выкручивают". Хочешь - используй "типа-тесты", хочешь - нет. Другое дело, если вы кем-то (например, руководством) загоняетесь в рамки конкретных стандартов, типа SCORMa.

vvplock комментирует...

to Калинников Павел.

По пунктам:
1) Процессы УЧЕНИЯ и НАУЧЕНИЯ действительно не являются безусловно детерминированными процессами, хотя их ход и результаты обусловлены массой факторов. А вот процесс ОБУЧЕНИЯ вряд ли можно назвать недетерминированным. Разве только недодетерминированным. Здесь нет и не может быть недостатка в детерминации, она начинается уже с целеполагания и заканчивается диагностикой конечных результатов.
2) Согласен.
3) Нда? Ну, если учащийся владеет фактами, то, оно, конечно, может все и так. А если не владеет? Или, может, вы считаете, что фактами можно овладевать только самостоятельно, т.е. "недетерминированно" никаким обучающим воздействием?

vvplock комментирует...

И вообще, хотелось бы уже познакомиться с конкретными аргументами в пользу точки зрения о невозможности реализации средствами LMS или на базе оных адаптивных моделей обучения (в духе того же Паска).

Каллиников Павел комментирует...

Наверное мне надо действительно уточнить свои тезисы. Там где я писал об LMS вообще, надо было заменить на "те реальные LMS с реальным содержимым, которые мне приходилось видеть, включая лучшие их образцы". Потому как теоретически я не возражаю против тезиса, что в LMS можно реализовать... ну очень много чего. Возможно и недетерминированные формы обучения. Только на деле как не посмотришь - все автомат Калашникова получается.

Елене.
1) Репозитарий это уже лучше. Но это все еще замкнутое пространство. Объем репозитария ограничен хотя бы авторским правом. Все что хочется в свое гнездышко не унесешь, дорого.

2) Форум - это здорово, вики (при умелом обращении) - еще лучше. Но форум и вики - это собственные сущности не имеющие глубокой привязки к LMS. Форум может быть и сбоку от LMS, и мало что от этого потеряет. Соединение LMS с форумом отчасти механическое, не порождающее синергии. Форум и LMS просто складывают свою полезность, но не умножают.

3) Ваш 3-й пункт не совсем понял.

Позволю продолжить аналогию с топором. Допустим мы колем дрова и нам надо расколоть очень толстые, кряжистые поленья. Мы можем взять обычный топор и долго искать богатыря или очень умелого мужика, который поколет нам дрова. А можем купить колун и тогда задачу решит каждый. Может быть дело в том, что данную задачу просто не сподручно выполнять топором?

Владимиру.
>>Может ли LMS интегрировать в себя PLE?

Наверное может. Но, вот мне ту подсказали мысль о том, что все сложные системы похожи до степени неразличимости. Вне зависимости от их первоначального вида и целей.

Теперь насчет наследия прежних веков. По мне, так достижения древних надо числить впереди энциклопедистов 18-го века... До их вершин мы только начинаем доходить в веке нынешнем. Они были цельными людьми и не занимались редукционизмом: не делили науки на модули, а талант на компетенции :)


vvplock'у

Насчет адаптивных моделей обучения - не имею ничего против, за исключением того, что адаптивная модель - все еще детерминированная.

по п. 3 должен поправиться. Я не имел в виду, что в процессе обучения не должны сообщаться факты, а только связи между ними. Правильнее сказать "не только и не столько факты, сколько связи".
Однако можно сказать и так. Механическая сумма 100 фактов не есть знание. Сумма связей этих фактов может быть знанием, даже если исходные 100 фактов забыты. Это как метаописание - оно содержит смысл без конкретики.

Ну, если угодно, можно вспомнить известный афоризм. "Что такое Высшее образование? Это то, что остается после того, как забывается то, чему учили".

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
Так уж вышло, что успех обучения лично я меряю не тестами, а творческими заданиями, успех выполнения которых ограничен только фантазией слушателей. Это не значит, что у меня тестов в курсах нет. Но:
1) вес этих тестов в общей взвешенной оценке за курс (которую рассчитывает LMS) самый меньший, и практически на нее не влияет;
2) вопросы в тестах не на знания, а на понимание, и ответить на них легко тем, кто выполнял творческие задания.
Что касается теоретических материалов, то они, конечно, тоже присутствуют, но это не "вымученный из умных книжек конспект", а лично мною разработанный материал (т.к. с умными книжками по моим дисциплинам большой напряг). К материалу я всегда делаю оговорку, что это всего лишь результат моего личного опыта как специалиста в предметной области и как преподавателя, и что есть другие подходы, например такие-то, и что каждый может выбрать то, что ему по душе.
Так что и LMS у меня с тестами, и несвобода пока заключалась лишь в том, что я темы заданий предлагала всем одинаковые.
Справедливости ради надо сказать, что у меня предмет для творчества благодатный - компьютерная графика. Есть более четкие предметы, в которых фантазировать нельзя.

to Павел
1. Репозитарий репозитарию рознь. Можно скооперироваться и сделать общий репозитарий. А можно сделать такой репозитарий, что еще уговаривать будут, мол, положи к себе мои материалы, они чудные.
2. Форум и вики действительно могут быть и вне LMS. Разница лишь в том, что в LMS эти средства привязаны к тем или иным объектам (например, к слушателям курса, к специальности или к какому-либо материалу). Плюс удобно, что все в одном месте.
3. Что касается топоров, никак не могу взять в толк, почему бы в сарае не держать и топор, и колотун, и электропилу заодно? Почему обязательно надо спорить на тему того, что из них лучше?.. По-моему, куда разумнее было бы просто использовать их там, где они уместны.

vvplock комментирует...

to Калинников Павел.
Павел! Я так понимаю, это Ваша позиция, что обучение должно быть недетерминированным. Полагаю, это особая тема для обсуждения. Если вы трактуете детерминацию, как внешний контроль (управление), то навряд ли общество когда-либо откажется от контроля обучения, т.к. в это потенциально может вести к потере системой устойчивости, вплоть до необратимой. Даже в предельно оторванных от жизни педагогических системах (потипу руссоистской) нет полного отказа от контроля. Действительно, заставить человека развиваться в неестественных, "очищенных" от лишних внешних влияний, условиях, это уже акт управления.

Каллиников Павел комментирует...

Елена, вы совершенно правы в том, что не полагаетесь на одни лишь тесты. Мы делаем точно так же выставляя рейтинговую оценку студенту по результатом различных контролей, включая и субъективные. Но это же доказывает только мысль, что хороший тьютор своим талантом может восполнить любой недостаток в LMS, а совсем не то, что LMS хороши сами по себе :)

Репозитарий, даже самый объемный и самый качественный - а таких будет всегда мало, так как их создать тяжело, - это все равно капля в море тех возможностей, которые дает интернет в целом. Репозитарий - это конечный набор ресурсов с детерминированной структурой. А сеть - это недетерминированный репозитарий почти бесконечного объема :)

Не дай Бог выступать против топора как инструмента. И слава мастерам, которые одним топором построили монгоглавые деревянные храмы по технологии "без единого гвоздя".
Но мастерком тоже можно построить храм. И есть даже мнения, что такие храмы могут дольше простоять :)
Впрочем, метафоры нас могут далеко завести, если уже не завели. :)

Каллиников Павел комментирует...

to vvplock:

Нет я не выступаю за полный индетерминизм в процессе обучения. Это было бы наивным, по меньшей мере :)
Однако, думаю, верным было бы сделать следующее заключение:
1) Чем выше уровень образования, тем меньше в нем может быть детерминизма.
2) Чем выше уровень абстракции в изучаемом материале, тем меньше в нем может быть детерминизма.

Но даже в этих случаях детерминизм остается хотя бы в направлении движения: от незнания к знанию, от неумения к умению.

vvplock комментирует...

to Каллиников Павел.
Возможно и так. Кстати, прошу простить, бо ненамеренно переврал Вашу фамилию в предыдущих сообщениях...