Websoft

среда, сентября 02, 2009

Практики e-learning - обобщение 10 лет опыта

Если вы, вдруг, доверяете американскому правительству, то вам несомненно стоит почитать документ под названием "Evaluation of Evidence-Based Practices in Online Learning" (на английском языке).

На 93 страницах текста - обощение множества исследований технологий электронного обучения за период с 1996 по 2008 год, подготовленное по заказу министерства образования США. При подготовке документа рассматривалось более 1000 кейсов использования технологий ДО. Обобщено множество публикаций и исследований различных компаний, исследовательских центров, университетов.

Исследователи пытались ответить на следующие вопросы:
1. Сравнение эффективности e-learning и очного обучения
2. Увеличивает ли эффективность очного обучения добавление компонента e-learning?
3. Каковы наиболее эффективные практики и методы e-learning?
4. Какие факторы влияют на эффективность электронного обучения?

Некоторые выводы документа:

- Результатам большого количества исследований показали что студенты полностью или частично изучавшие курс в форме электронного обучения показывали в среднем лучшие результаты чем тем, кто учился только очно

- Наибольший эффект от e-learning в сравнении с очным обучением наблюдался в тех кейсах, где на дистанционное обучения выделялось больше времени чем на аналогичное очное

- Различные варианты реализации электронного обучения слабо влияют на его эффективность

- Эффективность электронного обучения наблюдалась на весьма широкой выборке контента (направлений обучения) и типов обучаемых (школьники, студенты, взрослые люди)

- Эффективность дистанционного обучения в сравнении с очным наиболее эффективно была продемонстрирована в тех случаях, когда учебная программа, контент, способы преподавания были специально адаптированы под e-learning

- В большинстве исследований смешанное и чисто онлайновое обучения демонстрировали примерно идентичную эффективность (измеримые результаты обучения)

- Включение в электронные курсы большого количества видео и прочей мультимедии НЕ повышает эффективности обучения (!!!)

- Эффективность обучения повышается если обучаемому предоставляется интерактивный контент

- Работа тьюторов с группами обучаемых онлайн ниже чем в случае если тьютор или преподаватель работают со студентом индивидуально

В целом очень занимательный документ

17 комментариев:

lern21 комментирует...

Текст введет наших читателей в заблуждение, если не объяснить, что их и-лернинг не сводиться к представлению контента на слайдах.
Там идет активное взаимодействие преподавателя и учащегося (синхронное и асинхронное).
Это все-равно как мечтать о больших скоростях не залив в машину бензина.
Там бензин заливают и денег на него не жалеют.
Ну и главное: в силу существования в Штатах развитой экономики, там есть потребность в образовании.
У нас ее пока нет.
Сравним уровень образованности команды авианосца и пассажиров прогулочного кораблика.

Протасов Михаил комментирует...

Очень интересно, как соотносится утверждение
"Различные варианты реализации электронного обучения слабо влияют на его эффективность"
с утверждениями
"Эффективность дистанционного обучения в сравнении с очным наиболее эффективно была продемонстрирована в тех случаях, когда учебная программа, контент, способы преподавания были специально адаптированы под e-learning"
и
"Эффективность обучения повышается если обучаемому предоставляется интерактивный контент"

lern21 комментирует...

Михаилу:
Все просто. За словами "Различные варианты реализации электронного обучения" у вас и у них лежат разные представления.
Там имеются ввиду различные варианты реализации правильного электронного обучения, а оно по умолчанию и адаптировано и с хорошим контентом.

Elena Lokteva комментирует...

"У них", "у нас"... Прям все у них чики-пуки, а мы по уши не пойми в чем...
Можно было бы даже в это поверить, если бы не приходилось сталкиваться с "ними" в жизни, и по "их" же инициативе сравнивать "их" достижения с "нашими". Даже нашей, белорусской бизнес-школе, в которой все еще тока-тока начинается, каждый раз находилось чем "их" удивить и/или заинтересовать на сотрудничество. Неужели в РФ удивить/заинтересовать нечем?..
Хотя, я уже даже догадываюсь, что мне на это ответят...

Владимир Наумов комментирует...

Не вступая в перебранку о том, есть ли у кого в голове представление о том, имеется ли у нас на территории правильный eL, хотелось бы акцентировать внимание пока на нескольких выводах, важных, думается, безотносительно державной принадлежности исследования:

1. Не мультимедиа сами по себе обеспечивают эфективность эл.обучения, а интерактивность прежде всего.
2. Работа тьюторов с группами (а в поле исследования явно попадают популярные на Западе коллаборативные методы), похоже, уступает индивидуальному тьюторингу.
3. Нужно вообще изучить документ и разобраться, идет ли речь о чистом eL, или о причудливо смешанном.

Вообще, поделюсь предположением, групповые социальные методы скорее способны мотивировать (на уровне понимания и групповой эйфории) к учению и увлечь им, нежели научить (обеспечить обученность).

lern21 комментирует...

С Владимиром полностью согласен, кроме пункта о мотивирующей роли совместной учебной работы. Да мотивация там есть, но и учебная роль неоспорима.

Как вы думаете учится молодой специалист, попавший в опытный коллектив? Индивидуально? В ходе совместной деятельности.
Так и в учебном процессе.
Человек социальное создание - и социальные механизмы обучения у него в природе. По Выгодскому.

Другое дело, что collaborative learning у нас не знают. Так это со многим так.

lern21 комментирует...

Елена, когда вы очередной раз попадете на настоящую международную конференцию по и-ленингу, или выставку, или в зарубежный университет - попробуйте объективно подойти к оценке.

Вы когда последний раз были в Штатах?

А пока наш и-ленинг в таком же неприличном месте, как и автопром, ИТ и все остальное.

То, что у нас есть отдельные достижения ничего не значит. Победу обеспечивает не один солдат, а армия.

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
Я не была в Штатах. Самая солидная международная конференция-выставка по e-learning, которую я видела - eLearnExpo 2007. И еще я плохо понимаю английскую речь и хорошо читаю только хелпы к графическим редакторам.

Мне всего лишь приходилось обмениваться опытом со специалистами из Швеции, Канады, Великобритании, которые начинали свои выступления с фраз о развысоком уровне развития eL, которого они достигли за N лет, и к которому они нас готовы повести за ручку. Под конец встреч их мнение о нашем уровне несколько менялось (даже когда все наши курсы представляли собой комплект из PPS с тестами), начинались заманчивые предложения о совместных проектах, стажировках их у нас и нас у них, и т.п.
Можно было бы сказать, что Швеция, Канада и UK так же сильно отстают, от США, как Беларусь. Но за тот год, в который я отсутствовала в ИБМТ, здесь побывали и представители бизнес-школ США, и тоже, как ни странно, заявили, что почерпнули много полезного. Жаль, что не при мне было, могу только продавать за столько же, за сколько сама купила...

Что касается одиноких солдат и прочего. Большинство Ваших постов воспринимается как утверждение, что даже этих одиноких воинов "у нас" нет, а "у них" каждый воин - генерал. А ведь это не так. Так кто из нас необъективен?..

lern21 комментирует...

Елена,я поздравляю вас с успехами.
Более того, мне нравиться как ваша страна держится в условиях кризиса, но Жванецкий был прав, кода писал "и наш Запорожец хорошая машина, если других не видел".

И-ленинг - это элемент системы. И если система развита, то и электронное образование там же, а нет - тут ничего не поделаешь.

Там тоже есть барахло, более того - это барахло довольно агрессивно и пиаристо.

Но общий уровень определяется широтой использования и наукой вокруг этого. Согласитесь, что с этим пока и у вас слабо.

Я бывал на штатовских выставках - конференциях. Поверьте, это сильно.

Что касается отдельных успехов - они есть. Ну мы сверкнули мы недавно в мире очередной раз:
http://lern21.livejournal.com/187502.html
Ну и что? В целом-то картина какая?

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
В целом картина, пожалуй, невеселая. В РБ, кстати, она еще более невеселая, чем в РФ.
Однако я убеждена: оттого, что мы все время смотрим на них, и не видим потенциала у нас, картина лучше не станет. Если маленькому ребенку (а наш eL - это пока еще маленький ребенок) каждый день говорить, что он хуже, чем соседский, то он привыкнет к этой мысли, и никогда не станет личностью, а будет стремиться быть похожим на кого-то и проживет жалкое подобие чьей-то чужой жизни. Может быть, наш eL такой, потому что уже поверил в то, что ему никогда не быть таким, как "их" eL?..

Алексей Корольков комментирует...

Михаил,
речь идет о том, если я правильно понял, что есть разные подходы к организации ДО (организационные и методологические), разные инструменты, разные LMS и т.п. Так вот эти различия не сильно влияют на эффективность обучения.

А вот если контент сделан неверно (тупо отсканирнован учебник, а не сделан на его основе курс, адаптированный под особенности самостоятельного изучения, например), то качество страдает.

lern21 комментирует...

Так как ЛМС-ное ДО в Штатах уже давно, то более менее нет ошибок в организации обучения на разных ЛМС.
Все делается уже по шаблону, как и в очном: большая завязка на учителя, практика, тесты. Иногда только тесты:-).

Но кто халтурит - тот не соблюдает регламентов - тогда все плохо.

Контент,кстати, не всегда существенную роль играет. Хорошие бумажные учебники - достаточная основа для обучения. Главное - процесс построенный вокруг этого контента - обеспечить, чтобы все в голову перетекло и там крепко застряло.

Насчет интерактива - только там где действительно надо.
Но если надо - чудеса сделают.
У меня больше сотни дисков с их выставок есть, но сейчас больше сеть.

Кстати в 100 мбитной сети оказывается есть вещи, которые мы просто в наших сетях не можем увидеть.

lern21 комментирует...

Елена, мне метафора про малыша понравилась. Но тут надо эффекта Маугли бояться надо - среди зверей ребенок человеком может и не вырасти никогда.
Нужна наука электронного обучения, нужна потребность в образовании. И нужна борьба с халтурой.

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

Хороший и любопытный документ и каждый (как я понимаю) вправе интерпретировать его по своему..
Например, на этом блоге царит некая непрязнь и неприятие "мультимедиа". Это - генеральная линия.
Выделение текста каково!
"Включение в электронные курсы большого количества видео и прочей мультимедии НЕ повышает эффективности обучения (!!!)"
Я вот хочу спросить.. Уважаемая аудитория рассмаривает мотивацию к обучению, т.е. расширение аудитории за счет повышения интереса к контенту с использованием средств мультимедиа, как серьезный фактор? Если ДА, то "мультимедиа" делает свое дело! Если НЕТ, то пусть все ограничится использованием огромного количества "интерактивных стрелочек" на слайде с бизнес-слайдом.

А вот "много мультимедиа", как и много кетчупа к бигмаку, всегда опасно и даже не вкусно.. Поэтому давайте все же на "ВКУСАХ" и концентрироваться, не сводя ВСЕ и ВСЯ под некие штампы и выводы ;)

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21
-- "Как вы думаете учится молодой специалист, попавший в опытный коллектив? Индивидуально? В ходе совместной деятельности".--
Все-таки мы должны видеть разницу между формальным коллаборативным и неформальным на рабочем месте обучении.

Тo А.Дюсмикеев
Андрей Борисович, спасибо за удачное гастрономическое сравнение.

А разговоры о мультимедиа и интерактивности стоит, по-моему, перевести из области вкусов в сферу анализа. Например, дать ответ, что является средством чего? Что является причиной, чего?

Какова связь между мультимедиа и мотивацией? В чем секрет этой связи? Всегда ли эта связь с очевидностью мотивирующая? При каких условиях "да" и при каких, не дай бог, "демотивирующая"? Не так-то просто это понять.
Поэтому, Вы правы, действительно, остановимся спорить о вкусах и штампах. Гораздо продуктивнее сделать темой дискуссии сам предмет рассмотрения, а не "вкусовые ошущения" от него.

Дюсмикеев. МедиуМ комментирует...

В.В.Наумову..
Вот как скажете, В.В., даже непонятно что конкретно имели ввиду.. но приятно уже только почитать ответ :))))

Алексей Корольков комментирует...

Андрей,
зря вы обиделись про мультимедиа.

Во-первых я просто перевел текст, а не написал его. И выделил я этот вывод потому, что она показался мне наиболее интересным из всех приведенных.

Во-вторых - мультимедиа в разумных пределах нужна безусловно, потому что кроме эффективности необходимо еще и заинтересовать обучаемого (особенно взрослых людей) и добиться того, чтобы процесс обучения его увлекал. В корпоративном мире нужно также "продать" идею e-learning заказчикам. Без мультимедийной составляющей сделать это невозможно.

Просто важно, чтобы те, кто создает курсы понимали для чего они мультимедиа используют и не делали из нее "серебрянную пулю", без которой невозможно обучение. Безусловно возможно и даже иногда весьма эффективно, только скучно и неинтересно :)