Websoft

воскресенье, августа 02, 2009

Обучить vs Научить

Очень непросто проводить вебинары по разработке электронных курсов в аудитории
а) взрослой,
б) сведущей, имеющей практический опыт, зачастую весьма богатый, их создания, продвижения и эксплуатации.

Еще сложнее добиться того, чтобы обучаемые (обучаемые вообще, а не просто участники конкретного учебного мероприятия) осознали и констатировали факт, что их знания расширились и/или изменились.
Преподавателю кажется (и от этого он испытывает профессиональный кайф), что он поселял кучу разумного, доброго и полезного. И занятие (особенно тренинговое) прошло бодро, аудитория была активна и инициативна. А спроси у аудитории, что нового она узнала, изменились ли ее представления, преодолены ли стереотипы и естественный консерватизм профессионала?
Очень часто а) подобных изменений не происходит и б) еще чаще, они не осознаются, не фиксируются аудиторией. А то, что не осознанно, едва ли сумеет в нужный момент сознательно примениться.
Одно дело – обучить, совсем иное – научить.

Думается, если в конце того или иного учебного мероприятия взрослые обучаемые (а не преподающий :) не могут определить, что и как изменилось в их знаниях и умениях, результативность обучения едва ли можно считать высокой. Что думаете об этом, коллеги?

Пример из практики:
На одном из вебинаров аудитории было предложено назвать е-курс, над которым участники работают или предполагают работать. Затем рассказать о том, как они намерены осуществлять навигацию в этих курсах.
После этого ведущий сам распространялся о навигации. В конце вебинара участникам еще раз было предложено ответить на тот же вопрос. Нужно сказать, что повторные реплики оказались гораздо объемнее и «операциональнее» первых.

Наконец, аудитории было предложено оценить (и при желании, прокомментировать), изменилось ли, отличается ли первоначальное и «повторное» видение навигации в том конкретном курсе, который они намерены разрабатывать (цифра «1» означает «да, изменилось», цифра «2» - «нет, не изменилось»):
С. Я.: и 1 и 2
Т. Д.: 1
Н.Я.: 2
Е.Л.: Можно сказать, 1
В.Т.: 2
М.С.: 1+2+3
Л.Т.: 1
М.Ш.: 1
Е.Г.: 1
S.S.: 1
М.С.: отличается
В.Т.: удалось!!!
Н.Я.: Иногда информация вертится в голове, но с помощью ВЭБИНАРОВ - систематизируется и укладывается "по полочкам"
И.Т.: 1 утвердилось и откорректировалось =)

Пять участников вебинара промолчали.

2 комментария:

Veselej комментирует...

to Владимир Наумов
Вами описан важный результат обучения (один из):
"участники конкретного учебного мероприятия) осознали и констатировали факт, что их знания расширились и/или изменились"
Дальше ставим задачу: как сделать, чтобы они осознали и зафиксировали факт изменения своих ЗУНов.
И решаем эту задачу...
Выписываем несколько способов ее решения; Выбираем самый малозатратный (например), поскольку время вебинара мало.
Вспоминаются два незабываемоых ощущения от первого семинара по ТРИЗ: 1) своего богатства (есть что отдавать другим) 2) своей вооруженности (есть средства для решения проблем).
И жизнь подтвердила, что они были верными. Через год, там же на ВДНХ провел точно такой же семинар для такой же аудитории. Начал решать задачи предприятий...

Владимир Наумов комментирует...

Спасибо за понимание и комментарий.
В действительности, многое из предложенного Вами решалось по умолчанию, как бы само собой (что поделаешь, жанр онлановой сессии таков был):
1. Участинки вебинира обнародовали (= делились своим богатством) свою позицию применительно к своему курсу. (А курсы были и для вузов, и для МВА, и для абитуриентов, и для бизнеса. И разномасштабные (от "Макроэкономики" до пользования прикладным корпоративным софтом, и даже репетиторский проект).
2. Обмениваясь мнениями, модернизировали, уточняли, усовершенствовали свои решения или укреплялись в прежних исходных.