Websoft

воскресенье, октября 11, 2009

Текст, мультимедиа и мышление

До сих пор приходится слышать мнение, будто текст (в буквенно-символической форме) не относится к объектам мультимидиа. Большая, однако, часть солидных энциклопедий (Большой Энциклопедический словарь, Научно-технический энциклопедический словарь, Энциклопедия Британика), Википедия и др. «придерживаются» иного мнения.

Также считается, что информативность и эффективность восприятия текстового контента минимальны в сравнении с иными медиа:

Рис. Эффективность восприятия медиа объектов пользователями учебных курсов.

Тем не менее текстовый контент по-прежнему занимает существенное или доминирующее место в разного рода средствах учебной коммуникации, включая электронные курсы. И это едва ли может рассматриваться как их недостаток.

Вообще, попытки минимизировать или вовсе отказаться от сугубо текстового контента в е-курсах представляются не только преждевременными, но и бесполезными, ибо текст на естественном языке присутствует и там, где его физически может и не быть. Причиной тому является следующее обстоятельство:
Вольно или неосознанно мы «переводим» и интерпретируем искусственные визуальные образы, реальные поступки, процессы и разного рода события и явления на тот язык, который является для нас родным. Тексты – это орудие мышления, а мыслим мы преимущественно в «текстовой» форме. Именно это обстоятельство делает текст (в том числе и устный) незаменимым объектом медиа. Даже если в том или ином обучающем программном продукте «нет» ни одного слова, пользователь интерпретирует его, взаимодействует с ним и оценивает это взаимодействие, хранит в памяти и мыслит о нем прежде всего и в основном в терминах естественного языка.

Будучи инструментом мышления, кодирования, восприятия, хранения, извлечения, обработки и оценки информации текстовое
а) предшествует созданию, оценке и отбору визаульных образов на стороне разработчика, являясь, по сути, их первопричиной;
б) изображения, звуки декодириуются, обрабатываются, интерпретируются и оцениваются – мыслятся – пользователями, в конечном итоге, преимущественно в языковой форме.

Похоже, стоит как-то освежить взгляд на текст в качестве медиа.
Например, все объекты медиа в е-курсах могут рассматриваться как текст, выраженный в различных формах представления. Данное утверждение является, кстати, одной из базовых аксиом диалогического подхода к обучению.

32 комментария:

lern21 комментирует...

Поясняю:
1) текст - это элемент мультимедиа контента. Он там есть наряду с фото и рисунком - это статический компонент.
Важны его визуальные характеристики: фонт, цвет,размещение.
2) текст - это и форма представления информации, в том числе и учебной.
Универсальнее, но слабее других.
Засечено еще древними китайцами:
"Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму."
3)"Тексты – это орудие мышления, а мыслим мы преимущественно в «текстовой» форме". ???
Мышление,внутрення речь - это одно, а обучение и знания - это другое.
Даже самый последний менеджер по продажам, когда вешает лапшу на уши клиентам, не из мышления извлекает свой "базар", а пользуется усвоенными паттернами.
Причем усваивает он их на кейсах, представленных, отнюдь, не в печатной форме.colstrac

vvplock комментирует...

to lern21

Думается, Владимир несколько иначе (в смысле - шире) трактует понятие "текст", нежели Вы. Мне кажется, здесь вообще безсмысленно опираться на единственное, более верное чем остальные, определение. Надо только оговаривать, какую именно интерпретацию имеет в виду автор поста.
Вообще же я не совсем усматриваю основания для Вашего утверждения об универсальности, но слабости текста как формы прендставления учебной информации. Мнение древних китайцев конечно уважаемо (особенно по вопросу о роли текста в обучении :-)), но, нонятно, не аргумент.
И, вот еще, такой вопрос: а математическая формула это текст? Точнее говоря, как более продуктивно ее рассматривать - как текст или как особую форму? Её ведь даже средства распознавания с трудом переваривают, а вот знающие люди запросто "читают", да так, что и без "букаф" легко могут обойтись"

Каллиников Павел комментирует...

Текст, несомненно, входит в понятие "мультимедиа", как составная часть.
Текст имеет свое пространство и может не быть статическим. Как бы мы не понимали слово "статика".
Кроме того, текст может быть частью художественного образа.

lern21 комментирует...

Для Павла:не статический текст - анимация.

lern21 комментирует...

Для vvplock:
Я исходил из заголовка :"Текст, мультимедиа и мышление"

Текст живет в и-ленинге только из-за своей дешевизны.

Также как реальное живое образование много больше, чем просто учебник, также и электронное должно уйти от тектового контента.

Хотя бы потому, что большинство наших знаний просто не формализуются. Это неявные знания.
Кстати, в математике их особенно много.

Каллиников Павел комментирует...

to lern21:

1) от того, что изменяемый во времени текст Вы назвали (отчасти правильно) анимацией, он не перестает быть текстом. Ну, анимированный текст...

Впрочем, я под нестатическим текстом я имел в виду не только изменение во времени его формы. Это как раз менее интересно. Более интересна динамика смыслов, когда семантика зависит от времени или какого-либо управляющего воздействия.

>>Текст живет в и-ленинге только из-за своей дешевизны.

И вновь Вы скатываетесь на непримиримые позиции, с которыми согласиться никак нельзя.
Все самые значительные интернет-проекты последнего времени связаны с текстом - поисковые системы, Википедия, социальные сети, даже Твиттер. И даже ю-тьюб мало чего бы стоил без текстовой и тэговой обвязки.

Я бы сказал так. Чем более интеллектуален электронный курс, тем объективно большее место будет занимать в нем текст. Хотя, ценность иллюстративного материала никто не отменял, но он - изюм в булке. Нельзя делать булку из одного изюма.

vvplock комментирует...

Уважаемый lern21!
Вас почитать, начинаешь задумываться, а не было ли изобретение письменности в былые времена чьей-то бестолковой блажью. Действительно, какая была в ней нужда, при наличии то жестовой, мимических и рисуночной техник обмена информацией? И правда, если бы в каменном веке были компьютеры и интернет (вебкамеры там и все такое), может оно так и без надобности было изобретать столь "дешевое", но несравненно более "слабое", чем другие, средство?
И, кстати, вопрос о "дешевизне" прозводства качественного текста весьма неоднозначен. Хотелось бы увидеть основания столь громкого заявления.
Кста, надписи в выносках к персонажам в электронных курсах - тоже текстовый контент. Что и от него надо уходить?
И, позвольте спросить, как Вам стало известно цитированное Вами выше изречение "древних" китайцев (интересно, о каком веке до н.э. идет речь)? Вам его кто-то показал, или Вы в него вовлеклись?
Откуда, вообще, такое презрительное отношение к текстам?

lern21 комментирует...

Павел, а вы не путаете информацию с образованием?
Весь ваш текст о тексте относиться к информации.

lern21 комментирует...

vvplock , аналогично.
Попробуйте все-таки для себя осознать разницу между текстом-информацией и образованием.

Если это трудно, подарите кому-нибудь учебник по стоматологии и через пару месяцев пойдите к нему лечиться.
Хотя там картинки наверняка есть. Но можно их для чистоты эксперимента заклеить.

А вам не подался текст по обучению езде на велосипеде? Кроме Марка Твена, конечно:-)))

Кстати, про всесильность текста можно заказчику мозги пудрить, но мы сами-то понимаем ведь?

Elena Lokteva комментирует...

Однозначно, текст - слабое средство. Вот почитаешь так посты в блоге и понимаешь, что невозможно просто текстом ничего никому доказать. Да бог с ним с "доказать" - донести мысль!
Походу, пора с текстовых блогов переходить на блоги-"рисовальные доски" и на блоги-мультяшки.

Надежда2009 комментирует...

Нет, текст сильное средство! Текст можно перечитывать, вспоминая забытое, для понимания непонятого, а графику каждый и каждый раз воспринимаешь по разному.
Другое дело хорошо, когда не только текст

lern21 комментирует...

Елена, если вам придется преподавать комп.графику электронно, то,согласитесь, что рисовальные доски и мультяшки вам помогут.
Как без этого научить 3Д максу или Блендеру?
Если же только преподавать программирование графики, то и тут сейчас популярны анимации выполнения программ и всякие общие рабочие пространства.

Протасов Михаил комментирует...

Оффтоп:
Елена Локтева явно прониклась идеями провокативного обучения! :)

По теме:
Чаще всего в обучении есть составляющая передачи информации. Там текст работает вполне хорошо. В некоторых случаях другие формы мультимедиа работают лучше, но не всегда.

Насколько я понимаю, у студентов, которые учатся на врачей-стоматологов тоже есть учебники или их аналоги. И им это помогает.

Другое дело, что только одного учебника (только передачи информации) мало. Студент не станет хорошим стоматологом без практики и без обратной связи.

Ну и дешевизна текста, несомненно, очень важное его преимущество. Хлеб дешевле мяса. Вряд ли кто-то скажет, что именно по этой причине хлеб плох. Однако, думаю, что многие вполне довольны тем, что хлеб дешевле. И были бы расстроены, если бы он стал сильно дороже.

Alexander Ryabinin комментирует...

А вообще зачем очное обучение? или зачем e-learning?
Вы спорите о силе текста, объясняясь именно текстом.
Смешанное обучение наверное сейчас самое объективное для нынешних реалий.
У текста на 100% есть одно преимущество, которое, в ближайшее время, не сможет заменить ни одна технология, это преимущество - возможность ВООБРАЖЕНИЯ.. Когда вы читаете худлитературу вы ВООБРАЖАЕТЕ, так ведь? И фильм по книге всегда интереснее смотреть после прочтения, чтобы сравнить то что вообразили мы и как это сделал режиссер.
Так что сильнее-слабее наверное не очень правильный вопрос.

vvplock комментирует...

Мдааа... lern21 и Elena... "Текст - форма универсальнее, но слабее других", "Однозначно, текст - слабое средство". Очень громко и резко, но и столь же неконкретно. Слабее чего и в чем? Слабое средство для чего? Ну и где же можно что-нибудь почитать в обоснование столь неочевидных тезисов? Ваши посты, к сожалению, свободны от мало-мальского анализа вопроса. Мы же не на митинге. Будьте добры, привидите пожалуйста 2-3 примера, иллюстрирующих истинность ваших заявлений, лучше всего приведите ссылки на какие-либо мультимедийные образцы, доказывающие, что серьезное обучение (например тех же стоматологов) возможно в безтекстовой форме или "ну вообще почти без текста". Заметьте, никто, кроме вас двоих никаких категоричных заявлений здесь не делал :-)

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
Я преподавала (и преподаю) компьютерную графику у заочников по PPS-кам и текстовым заданиям. Правда, с картинками. После этого на форуме по курсу выкладывала работы студентов - очников и заочников. Чтобы стало очевидно, что качество исполнения и плотность хороших работ у очников и заочников одинаковы.

to Михаил Протасов
Походу, моя провокация сработала ;)))

to vvplock
Прошу прощения, если ввела Вас в заблуждение относительно своей позиции насчет текста. :)
На самом деле я уже много лет как глубоко убеждена: грешит на тексты тот, кто не умеет их писать.
P.S. На признание наличия у себя писательского таланта не претендую.

Каллиников Павел комментирует...

Что-то вспомнилась старая юмореска про балет на производственную тему:
"...На языке танца начальник цеха объяснил, что квартальный план под угрозой срыва".

lern21 комментирует...

Не для "провокативного обучения", а просто факт:
Около 1000 учебных заведений мира ведут обучение в виртуальном мире в Second Life.
Текст там играет такую же вспомогательную роль, как и в RL.

Кстати, если взять топ университетов мира и сравнить со списком представленных в SL, то увидим почти полное пресечение множеств.

Но нам бояться нечего: наших ни в Тор нет и ни в СЛ.

Мы буковками, содранными с учебников, торгуем.

Elena Lokteva комментирует...

А мне вот вспомнилось, как в этом блоге цитировался блог какой-то американской писательницы, которая ратовала за то, что в наше время допустимо писать с ошибками, потому что программы спеллинга недостаточно хороши.
Конечно, при таком подходе к жизни легче, когда текст - вспомогательный элемент.

lern21 комментирует...

Вот, мы уже и добрались до понимания, что текст в электронных ресурсах может быть:
1) элементом мультимедиа контента
(надписи на слайдах и в титры в кино)
2) средством коммуникации
( сообщения в чате и блогах)
3) средством представления контента
(электронные книги)
Но это все - представление информации.

Образование же сложный интерактивный процесс, социальный по природе.

Поэтому на чистый текст образование не проецируется.

Кстати, никто не вспомнил выражение "мысль высказанная есть ложь"?

Как вы его понимаете?

это к исходному заголовку
"Текст, мультимедиа и мышление"

lern21 комментирует...

случайно попалось в учебнике по и-ленигу:
"there is considerable evidence that presenting words in audio,
rather than on-screen text, results in signifi cant learning gains."

"существуют существенные доказательства того,что представление слов в звуке, вместо экранного теста, дает значительный образовательный выигрыш."

Это в их учебниках пишут.

Владимир Наумов комментирует...

Что то я потерял ориентацию, коллеги. Помогите въехать: устная речь - это текст или как, звук или где?
Даже если отвлечься от того, что устный текст эффективнее с точки зрения восприятия, что известно стало лет сто назад, а лет 50-60 стало кочевать их ихних учебников в ихние и наши учебники.

lern21 комментирует...

Владимир, речь точно не текст.
Есть даже распознавание речи в текст :-)
Аудио - это динамическая компонента мультимедиа.

А у вас в компании аудиостудия хорошо оборудована?

Каллиников Павел комментирует...

>>Это в их учебниках пишут

Ээээээ... не знаю контекста этого учебника, но полагаю, что там есть пояснения - где и когда.

Не всякий, ох не всякий текст воспринимается лучше на слух. Да и вообще, устная речь и письменная - это две большие разницы. Чтобы достичь большего образовательного эффекта, используя устную речь, это должна быть специально написанная речь, в специальных местах и в очень небольшой пропорции к основному тексту.

Иначе получится как в одном "мультимедийном" учебнике химии, где авторы почему-то решили, что химические формулы надо воспроизводить дикторским текстом.

lern21 комментирует...

Для Павла:
Вы совершенно правы.
ЕГЭ не требует речевой подготовки.
К сожалению, образование и жизнь консервативны и пока еще люди вынуждены говорить, а не только обмениваться СМС-ками.
Так, получилась, что говорить они учатся, если слышат, как надо говорить. Недоработка Создателя.
Я так понимаю, что прочитать вслух правильно химическую формулу старые учителя могут спросить ученика у доски - они сами слышали и знают как какое название звучит и как какая формула читается.
Это пройдет.
Новые учителя, обученные по текстам никогда правильно формулу не произнесут. Для ЕГЭ это не надо, а с отсутствием химической промышленности и в в жизни никому не понадобиться.

Каллиников Павел комментирует...

Лучший мультимедиа-курс по химии: http://www.youtube.com/watch?v=DZsWKM3KUxA

to lern21:
Пикировка - увлекательное занятие, но не очень эффективный метод убеждения.

Впрочем, отношу это и к себе.

Владимир Наумов комментирует...

Коллеги, если предположить, что директивная и недерективная педагогика мыслит чуть по-разному, то и "язык" этих педагогик имеет семантические и синтаксические различия, а речь преподавателей, действующих в той и другой парадигмах также отлична. Одну и ту же химию можно преподавать директивно или коллаборативно. Предмет изучения вроде как один, да вот, сдается, "языки" преподавания разные. Нужен директивный курс, работаем на соответствующем языке и т.п. Всего-то делов :)

to Lern 21:
Коллега, в XXI словари еще не отменены и терминология тоже. Заглядывайте туда изредка. А том, в общем-то, написано, что речь суть процесс конкретного употребления иди результат конкретного употребления языка (текст) в звуковой или письменной форме.

lern21 комментирует...

Павлу: А про формулы я вас не убедил? Пример вы сами привели.

Мне уже здесь довелось спорить в защиту звука. Да и мультимедиа.
Но надо понимать, что для разных процессов нужны разные средства.
Для образования - одни, для его имитации - другие.

Или вы знаете пример настоящего электронного образования через текст?

lern21 комментирует...

Владимир, спасибо за подсказку про словарь. Есть теперь повод уволить аудиоинженера:-)

Владимир Наумов комментирует...

Во-во. Во всем аудиоинженер и виноват, не так ли?

Каллиников Павел комментирует...

Хммм...
А вот интересно, можно ли исправить ЕГЭ посредством мультимедиа...

Не, ну, т.е. добавить некоторого шарму и интересности - может, это несомненно. Но может ли мультимедиа справиться с основными недостатками ЕГЭ. С теми, за которые lern21 упомянул ЕГЭ в этой теме, связав их с недостатками текста.

lern21 комментирует...

Павлу: нет, мультимедиа не поможет.
ЕГЭ - это замер.
Замер некоторой одной характеристики Образования ребенка.
И по этой одной характеристике производиться оценка всего Образования.
По температуре внутри хобота слона оцените его вес и скорость бега?
Мультимедийность ничего не добавит.
Ну раскрасите градусник - что это даст?
Идея ЕГЭ в принципе порочна.