Websoft

четверг, октября 29, 2009

Формальное и неформальное обучение

Любопытное исследование (на английском) по соотношению формального и неформального обучения для менеджеров. Исследование не новое (1997 год), но думаю цифры за 10 лет не слишком изменились. Опрашивали порядка 200 человек.


Некоторый цифры:
- проанализировав 247 способов обучения лидерским навыкам, названных опрашиваемыми, и классифицировав их на формальные и неформальные, получили что 70% способов обучения были неформальными и 30% формальными

- Из неформальных 63% относилось к общению с другими людьми, 23% к выполнению операций на рабочем месте, 12% - наблюдение за выполнение работы других людей

18 комментариев:

lern21 комментирует...

Все про формальное - неформальное в картинке:

http://lern21.livejournal.com/214255.html

Сергей Снегирёв комментирует...

Что натолкнуло Вас на мысль, что "за 10 лет цифры не слишком изменились"?

Алексей Корольков комментирует...

А что принципиально изменилось в корпоративном обучении за эти 10 лет? Появился e-learning? Я сильно сомневаюсь, что он изменил соотношение сил в этом раскладе.

Возможно бОльшая часть профессиональной информации стала добываться из Интернета (блоги, сообщества), но у меня есть большие сомнения насчет того, что этот способ обучения помогает развитию менеджерских компетенций.

Алексей Корольков комментирует...

к lern21: по вашему посту - скажите в чем мы (продавцы ДО и e-learning) дурим своего клиента?

Обещаем что-то невыполнимое? Говорим что e-learning закрывает весь массив обучения? Если найдете про это хотя бы строчку у нас на сайте - дайте знать.

Владимир Наумов комментирует...

Братья-e-learning'цы!
Может фишка-то не в формальном-неформальном обучении, а в чем-то ином? Порой и формального обучения хватает для аутентичного присвоения (интериоризации) внешних знаний и опыта, а неформально дурак или супер-креативщик тоже с трудом учатся. Не проще ли поискать МЕХАНИЗМ(Ы), за счет которого происходят желаемые изменения в когнитивной и/или поведенческой сферах того, к то учится. Найдем - пофиг формальность и неформальность станут. Они суть организационные формы учебного процесса, не более.

Кстате, коллега Lern21, а каковы нормативные сроки неформального обучения. В некоторых сферах практики они длится до 9-13 лет. Меня же лично беспокоит подозрение, что оно тянется чуть дольше, чем мы живем :)

lern21 комментирует...

Алексей, есть такая вузовская специальность "Менеджмент" и есть в вузах ДО про нее. Об этом и речь.
Вы согласны с этой оценкой их услуг?


Причем ваш сайт? Я не видел, чтобы здесь кто-то из авторов брался настоящему менеджменту учить электронно.

Я ссылку на схему дал, а схема правильная.

lern21 комментирует...

Владимир,тасит знания формально никогда не пройдут.
Потом формальное обучение у нас формально понимают как формальное, липовое.
Менеджер - это командир, а командира за партой не научишь.

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21,
Про командиров: существует несколько типов командиров, минимум одного из них можно обучить за партой (интеллектуальный лидер-аналитик. Генератор идей.) при наличии соответствующих способностей.
2. Педагогический дизайн требует включения в СТРУКТУРУ(!) средств обучения т.н. постообразовательного сопровождения, в частности, применения и развития изученного ранее за партой на деле (обучение по требованию, на рабочем месте, менторинг и т.п).
3. Организации и реализации посттренингового сопровождения после освоения е-курсов мы стараемся учить своих клиентов.

Ирина Деточка комментирует...

Владимир, позволю себе с Вами не согласиться.

Менеджеров, иначе - "командиров", отличают от остальных, на мой взгляд, два основных качества:

1. способность организовать работу других людей (у менеджера обязательно есть подчиненные, менеджер без подчиненных - это офисный планктон). А в способности организовать работу других людей даже проджект-менеджерские скиллы играют существенно меньшую роль, чем наличие того, что называют "эмоциональным интеллектом" (подробнее см. "Мистику лидерства" Манфрел Кэ де Ври).

Второе обязательное качество менеджера - это способность принимать решение, то есть делать выбор в условиях неопределенности, и принимать на себя ответственность за это решение.

Как мне кажется, и первое, и второе качества очень сложно поддаются способности быть полученными "за партой". А уж тем более - за экраном компьютера, иначе говоря - методом электронного образования. Хоть какой бы навороченный пед.дизайн при этом бы ни применялся.

Владимир Наумов комментирует...

Если разработчики е-курсов для бизнеса не учитывают, не планируют, не обеспечивают имеющимися в их распоряжении средствами того, как переданные е-курсом формальные знания будут "жить" В и адаптироваться К неформальной среде то:
1. это недостаточно компетентные разработчики
2. у е-курсов поверхностные заказчики.

Кастомизация е-курсов и есть, в значительной степени, процесс вписывания е-курса в неформальные образовательные процессы, которые протекают де факто в конкретной компании. И процедурами такого вписывания дизайнеры (проектировщики) курсов должны владеть. Благо, процедуры такие имеются.

lern21 комментирует...

Владимир, в ДО главное отойти от идеологии "продавца учебников". Почитает учебник - потом на практике научится.

Представите, что вы стали по слайдам ДО водителей обучать. И не правилам, а вождению.
А управление коллективом и производством посложнее будет и ответственнее.
Эти недоученные мэнегеры уже достали.
СШГЭС, Автоваз - примеры.

Потом про командира теоретика - это здорово. В бой с таким бы.
Только солдат не хватит его идеи проверять.


Хотя, похоже, во власти сейчас таких командиров много.

Алексей Корольков комментирует...

learn21: мне всегда казалось, что менеджмент в переводе на русский означает управление. Людьми, организациями, процессами. В ВУЗе невозможно научить управлять, можно дать исключительно теоретическую подготовку. Также невозможно этому научить симуляциями и серьезными играми.

Управлять люди учатся на рабочем месте, в реальной работе, в общении с живыми наставниками и коллегами. На это требуются многие годы работы и реальный опыт. В лучшей бизнес-школе мира (Гарвард) не зря все обучение строится исключительно на обсуждении кейсов, т.е. концентрированного опыта реальных компаний, который в спрессованном виде пытаются по ускоренной программе запихнуть в голову студентов (обратите внимание, что принимают туда только людей с реальным опытом работы в бизнесе).

Вывод - тому, что в России (да и в других странах тоже) называется обучением "менеджменту" можно учить и чтением книжек и просмотром слайдовых курсов и компьютерными играми и скучными лекциями, т.к. в лучшем случае это теория про то как будущему управленцу действовать, а совсем не навыки реального управления.

Ирина Деточка комментирует...

Алексей,

но тогда получается, что lern21 прав, когда пишет:

"Жаль обманутую молодежь, которая учиться в тьме коммерческих и государственных (но за деньги) вузов на менеджеров.

Обманутую, и хозяевами вузов, и родителями и СМИ.

Они думают, что получив диплом "менеджера" они получат квалификацию менеджера.

Глупость какая. Не так все просто."

Он-то, собственно, об этом и говорил.

А вот про игры и симуляции я с Вами не соглашусь. На мой взгляд, это как раз и есть способ получения опыта. Пусть "обрезанного", "не совсем настоящего", ограниченного возможностями "втискивания" реальности в рамки игрушки, но все-таки опыт. Ты что-то делаешь и после этого получаешь обратную связь в зависимости от того, что именно ты сделал, какое решение принял. Учебник или электронный курс этой возможности не дает.

Алексей Корольков комментирует...

Ирина, в управлении важнее всего опыт (если к нему прилагается интеллект, разумеется). Могут ли игры ускорить приобретение опыта? Возможно, но только в какой-то маленькой степени.

Я вспоминаю себя в 25 лет, когда меня впервые поставили руководить людьми - каким же я был кретином :) К сожалению потребовалось много лет понять это. И думаю еще через 10 лет я буду весьма негативно оценивать свою теперешнюю практику.

Дайте мне игру, которая ускорит процессы понимания в моей голове - и я сразу уверую и стану ходить по свету и проповедовать истину :)

Ирина Деточка комментирует...

Алексей,

я об этом и говорю. Вы правы, в руководстве, все определяется опытом. Но ведь не зря американская армия столько денег сейчас тратит на игры - как раз чтобы научить не на живых людях, и не в ситуациях, когда исправить ничего нельзя, а заранее - в искусственных условиях. Учит и лидерству, и тактике, и как надо вести себя на чужой территории. Это опыт, который можно получить в симуляторе. Вы же сами на этом блоге приводите массу примеров как это может быть.

Понятно, что гоняя на компьютерном автосимуляторе, на настоящей машине ездить не научишься, но определенные вещи навернка поймешь и усвоишь :) Так и этими играми.

Алексей Корольков комментирует...

Ирина,
в армии цена ошибки слишком высока. И учат там симуляторами людей, которые должны принимать мгновенные решения на поле боя практически не задумываясь. Из того, что я читал, симуляторами как правило учат младший командный состав, принимающий простые решения и имеющий мало опыта.

Майоров, полковников и генералов с многолетним опытом игрушкой не научишь (по крайней мере пока технологии не дошли до нужно степени сочетания цена/реалистичность симуляции).

Для высокого уровня используются игры человек-человек (штабные учения). Думаю, это дешевле чем попытка написания софта, который может думать как генерал :)

Ирина Деточка комментирует...

Алексей,

согласна с Васми на все 100%. Но мы с Вами - кого учим-то? Генералов? Ох, вряд ли... Как раз-таки в большинстве случаев - "младщий командный состав". Так что как раз - самый тот случай :)

Алексей Корольков комментирует...

ОК, не буду спорить - как уже писал - готов уверовать, покажите хороший пример.