Websoft

суббота, октября 10, 2009

Визуальное авторское средство vs Custom flash

Для большинства профессиональных разработчиков курсов при реализации заказа всегда возникает дилемма - использовать авторское средство или собственный движок курса и кастом flash разработку.

Для заказчика использование авторского средства предпочтительнее, т.к. в нем он всегда может поменять, то что сделано разработчиком (как минимум тексты), порядок следования слайдов, добавить новые слайды и т.п.

Но, в большинстве авторских средств, как правило невозможно реализовать красоту неземную (например 3d-анимацию), хотя как правило можно вставить внешний flash. Простая вставка не всегда удобна, т.к. не позволяет в авторском средстве менять параметры роликов (например, тексты). В итоге многие курсы, требующие особенной визуальной эффектности делаются "руками", что делает крайне сложным или невозможным их модификацию заказчиками, не имеющими программистского опыта (например, поменять в 3-d сцене реплику персонажа)

Недавно мы с нашими партнерами (занимающимися разработкой курсов) задумались о том, можно ли совместить использование сложных визуальных элементов с авторским средством (чтобы параметры визуализаций мог в любой момент поправить заказчик). Как выяснилось это крайне просто. Курс разрабатывается в визуальном авторском средстве (в нашем случае Courselab) на слайде которого вставляются flash-ролики (с видео, 3-d, ролевыми играми и т.п.). На эти же слайды вставляются объекты Courselab, содержащие тексты и другие параметры для этих роликов. У объектов удобный и дружественный пользовательский интерфейс. С помощью пары функций программисты, создающие flash, могут прочитать параметры объекта и использовать их для отображения. Кроме того, разработчики роликов могут прочитать данные о структуре курса и отрисовать свои навигационные элементы(при этом заказчик может визуально менять оглавление и порядок следования слайдов и сцен)



Заказчик может менять местами слайды, менять тексты и другие параметры роликов, добавлять в курс свои слайды, но на выходе получает полноценный мультимедийный курс.

Так что использование авторского средства и сложных визуализаций и симуляторов на flash вполне совместимы. Что думаете?

9 комментариев:

Andrew Kubay комментирует...

Мне кажется что вы рассматриваете очень линейные задачи для флеш объектов.
А как вы предлагаете решать проблему взаимодействия флеш объекта и курса?
Например, у нас есть флеш анимация и есть кнопка "далее", изначально она заблокирована, и должна стать доступной когда мы просмотрели весь ролик. Как варианты решения есть в этой ситуации?
Ну или еще один простой пример, есть 2 флеш анимации, которые должны проигрываться по очереди, это 2 разных объекта. (тут еще что то можно придумать но вот первый вариант. (И это еще не самый сложный с которым мне приходилось сталкиваться ;))

Andrew Kubay комментирует...

Если рассматривать Лектору то там взаимодействия элементов построена на основе JS и это же жутко неудобно и требует навыков программирования.

Алексей Корольков комментирует...

Первый вариант - в таком случае кнопка "Далее" реализуется в самом flash ролике. Ролик знает когда он закончился и в этот момент. При нажатии на эту кнопку ролик вызывает javascript код с командой перейти на следующий слайд, который отрабатывается движком курса (посылает scorm команды, и т.п.)

Впрочем можно также из flash в момент завершения ролика вызвать команду на javascript - разблокировать анимацию. Это как раз элементарно.

Andrew Kubay комментирует...

"Это как раз элементарно"
Ну вы как разработчик должны понимать что связать 2 флешки в одном окне, да и еще что бы это все было реализовано через авторское средство, да и еще если эти 2 флешки разрабатываются разными подрядчиками, это не совсем элементарно.

"Первый вариант - в таком случае кнопка "Далее" реализуется в самом flash ролике."
ну снова же вы рассматриваете один из самых простых вариантов ) а если контент на страничке имеет более сложную логику?

Я просто чуть не согласен с автором статьи:
"Как выяснилось это крайне просто."
если рассматривать самые простые задания - да. Но если появляются чуть более сложны задачи, тут возникаем много работы именно для программистов и разработчиков курсов, и реализация большинства функционала (как мы видим из вашего комментария) ложится именно на флеш программистов, а их действия ограничивает авторское средство и, к примеру, как вы написали, им нужно посылать scorm команды, и т.п. А это уже не хорошо так как логика работы курса (например, навигация) распределяется на несколько объектов.

После нескольких лет работы с авторскими средствами разработки курсов (и как создатель курсов, и как flash-html программист), я сделал выводы что разработка флеш и использование потом этого авторское средство несет в себе множество неудобностей, ограничений, нестабильности в работе, отсутствие возможности отладки и нормального тестирование работы самого курса.
Я не говорю уже о том что следую из схеми статьи заказчик дожен уметь править XML, HTML файлы (на схеме это "Обьект с текстами для визуализации")

Andrew Kubay комментирует...

На всякий случай еще раз хочу подчеркнуть, что я не против совмещения визуального авторского средства и custom flash, я "за", но я не совсем согласен с автором что "это крайне просто".

Протасов Михаил комментирует...

Мы недавно обсуждали с одним провайдером реализацию некоторого упражнения как раз с помощью такого механизма, флэш и курслаб. Но когда договорились, что провайдер подготовит и пришлет нам пример, он куда-то пропал.

Александр Ларин комментирует...

Схема рабочая и уже достаточно давно активно используется нами при внутренней разработке курсов.
Все сводится к написанию кода, который обеспечивал бы следующую функциональность:
1. Действие во Flash реакция в CourseLab.
2. Действие в CourseLab реакция во Flash.

Сам факт понимания того, что Flash и Courselab можно и нужно использовать совместно уже радует. Ведь это позволяет выйти на новый качественный уровень разработки.
Глядишь, после публикации пары туториалов на news.websoft.ru или courselab.ru все станет совсем тривиальным.:)

Elena Lokteva комментирует...

А мы даже заморачиваться не стали на синхронизацию флеш-роликов с КурсЛаб. Просто вставляем флеш-ролики на слайды. Используем их как демонстрацию какой-то теории, либо как способ самопроверки, либо как элемент рабочей тетради.
Результат работы с флешкой в баллах никак не учитывается. Но нам это и не надо, поскольку все оцениваемые задания (тесты, кейсы) у нас отдельно от слайдов.

Petya комментирует...

А знаете ли вы что, если вам вдруг захочется заглушить какой-либо сотовый телефон или другое средство связи, то попробуйте использовать для этого Блокираторы сотового телефона.