Круглый стол «Отчаянные домохозяйки» или Как работать с предметными экспертами

Ирина Ткачева, управляющий партнер Бизнес-школы SRC, вела один из круглых столов на прошедшей конференции. Ирине досталась одна из самых интересных тем - как работать с предметными экспертами при разработке учебных курсов. Ирина подготовила обзор мыслей, высказанных участниками за этим столом:

Уважаемые коллеги, во время обсуждения было выявлено, что работа с предметными экспертами в процессе создания курсов для ДО своими силами (то есть без привлечения внешних разработчиков), в компаниях, работающих в разных отраслях экономики, имеет свою специфику.

В банках и страховых компаниях чаще всего разрабатываются «продуктовые» курсы. Предметными экспертами в этом случае выступают продакт-менеджеры. Их мотивация на создание качественного контента высока, так как они максимально заинтересованы в том, чтобы в сжатые сроки обучить персонал компании по новому продукту.

В производственных компаниях чаще разрабатываются технологические курсы, предметными экспертами для которых выступают специалисты самых разных подразделений – от IT-специалистов и технологов до сотрудников финансовых служб и юристов. Взаимодействие с ними часто осложняется недостаточной мотивацией для работы над курсами и большой загруженностью экспертов собственными должностными обязанностями.

Поставщиками контента для курсов, создаваемых в розничных компаниях, часто являются бренды-производители. В этом случае взаимодействие с экспертами осложняется тем, что они являются сотрудниками другой компании.

В связи с наличием такой ярко выраженной специфики участниками обсуждения было выдвинуто предложение при проведении аналогичных конференций в будущем составлять группы из представителей однотипных компаний, так как обмен опытом между ними может быть гораздо более полезным.

Обобщенные результаты обсуждения сведены в таблицу (т.к. в blogger запихнуть таблицу нетривиально, то она был трансформирована в список).

1. ПЭ не мотивированы для работы над созданием курсов. Очень сложно получить от них исходный контент, затягивается время согласования и доработки курса

Предлагаемые решения:

· Применяются административно- командные меры – инициируются приказы высшего руководства, которыми назначают ответственных ПЭ, например, выделяются отдельные лица из числа сотрудников подразделения, в должностные инструкции которых вносятся функции по сбору и обработке контента.

· Поощряется материально работа ПЭ над курсами, то есть им доплачивают за эту работу.

· Проводятся конкурсы курсов, их ПЭ награждают почетными грамотами, премиями.

· Указывается авторство ПЭ «крупными буквами на первой странице курса», во введении к курсу или в его описании выражается благодарность его ПЭ.

· ПЭ «продается» идея работы над курсом, как интересное и увлекательнейшее занятие.

· Опора на хорошие человеческие взаимоотношения с потенциальными ПЭ, чтобы они всегда были готовы «прийти на помощь».

· В качестве ПЭ привлекают людей со стороны, например, ВУЗовских профессоров или других узких технических специалистов, которые будут работать за гонорар, поэтому «на совесть».

· ПЭ ставятся перед выбором: «Если не предоставите контент, сами учить будете, еженедельно по командировкам разъезжая!»Время согласования сверстанного курса сокращается путем предоставления ПЭ распечатанных скриншотов курса в бумажном виде, на которых они должны делать пометки или исправления.

2. ПЭ не обрабатывают первоначальный контент, дают или «все, что есть по этому вопросу» или «что-нибудь, чтобы быстрее отделаться».

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ обучают ПЭ готовить контент по заранее разработанным критериям, например, создав специально для них электронный курс «Что мы ждем от предметных экспертов».

· Сотрудники УЦ, разрабатывающие курс, заранее, на этапе постановки задачи перед ПЭ, определяют размер будущего курса (по времени обучения) и жестко фиксируют размер требуемого контента.

· Разделяются «навыковые» курсы и инструкции – инструкции делаются не в виде курсов, а прилагаются отдельными электронными документами.Методист УЦ готовит не только сценарий курса, но и весь контент, от ПЭ не требуется никакой обработки контента, он только отвечает на вопросы методиста в ходе интервью

3. Сотрудники УЦ, занимающиеся разработкой курсов, плохо представляют себе специфику деятельности ПЭ, поэтому не могут оценить предоставленный ПЭ контент, выбрать из него материал, обязательный для включения в курс, и отсечь избыточный

Предлагаемые решения:

· Все сотрудники УЦ сами имеют опыт работы в бизнесе, прошли в своем карьерном росте несколько ступеней и хорошо разбираются в специфике работы ПЭ.

· Сотрудники УЦ проходят «стажировку» в качестве «новичков» в каждом департаменте по одному месяцу, видят его деятельность «изнутри». Дополнительная выгода – завязываются хорошие межличностные отношения с потенциальными ПЭ.

· Сотрудники УЦ входят в проектные группы по разработке новых продуктов,

· Работая над созданием нового курса, методист «выходит в поле», то есть наблюдает за реальной работой сотрудников, для обучения которых создается курс. Он собирает вопросы, которые чаще всего у них возникают, затем получает на них ответы у ПЭ. Таким образом формируется контент курса.

· Методист и не должен разбираться в специфике предмета – весь контент он должен «пропустить через себя» - если ему, несведущему в вопросе, станет все понятно, значит и обучаемому – новичку тоже все будет понятно.

· ПЭ сами разрабатывают курсы – например, группу молодых сотрудников обучают технологии Flash, каждый из них делает курс по своей специфике в качестве дипломной работы.

· Презентации дирекций по направлениям записываются на видео – они размещаются на учебном портале в качестве мини-курсов.

4. «В товарищах согласья нет» - мнения ПЭ расходятся, контент выданный одним, оспаривается другими. Контент «размыт» по компании, в неструктурированном виде он находится в головах у многих ПЭ, сложно не только его собрать, но даже определить, к кому обращаться и по какому вопросу

Предлагаемые решения:


· Собирается рабочая группа из нескольких ПЭ, решение о том, какой контент считать верным, принимается руководителем функционального подразделения.

· К сбору и оценке контента привлекаются топ-менеджеры – они назначают главных ПЭ или сами выступают в их роли.

5. Контент в уже созданных курсах быстро устаревает, необходимо отслеживать его актуальность и своевременно вносить изменения

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ принимают ответственность за внесение изменений в курсы на себя, они подписаны на все рассылки, в которых появляется информация об изменении контента, своевременно узнают об изменениях и вносят их в курсы.

· К каждому курсу прикрепляется форум, чтобы обучающиеся могли оставлять комментарии и сообщать о необходимости внесения изменений.ПЭ вменяется в обязанности отслеживать изменения, им даются инструменты оперативного изменения курсов и соответствующие ограниченные права доступа

6. Внутренний заказчик и ПЭ – в одном лице, курс оценивается не по принципу, достигнуты ли цели обучения (они иногда даже не формулируются), а по принципу «все ли сказано, что можно по этому вопросу сказать»

Предлагаемые решения:

· Сотрудники УЦ настаивают на создании курсов разных уровней сложности и глубины – для «новичков» и для «продвинутых».



Отдельно необходимо осветить вопрос о степени вовлеченности ПЭ в процесс подготовки курсов и распределении ролей между сотрудниками УЦ и предметными экспертами. Эта тема вызвала бурные обсуждения.

Были высказаны диаметрально противоположные точки зрения – от идеи «полностью переложить процесс подготовки курсов на плечи ПЭ, обучив их даже верстке курсов при помощи CourseLab и Captivate, до требования «никогда не подпускать ПЭ к сценарию курсов, ведь каждый должен делать свою работу: ПЭ – готовить контент, методист – писать сценарий и укладывать в него контент, педдизайнер – обеспечивать правильную методику обучения». В некоторых компаниях молодые ИТР, ориентированные на карьерный рост и включенные в кадровый резерв, делают курсы или симуляции-тренажеры производственного характера целиком самостоятельно, освоив даже технологии Flash. Есть удачный опыт разработки «продуктовых» курсов силами лучших продавцов.

Очевидно, что оптимальное решение этого вопроса для каждой компании свое, так как необходимо учитывать не только специфику организации, но и наличествующие компетенции конкретных людей, вовлеченных в процесс разработки курсов

Комментарии

Сергей Снегирёв написал(а)…
Это не проблемы, это прекрасная возможность заработать денег. Ваши ПЭ не хотят или не могут предоставить материал? Дают гигабайты презентаций с комментарием "тут всё есть, разбирайтесь"? Отлично! Возьмём, разберёмся и выставим счёт. Всё же, интеллектуальная работа ценится выше, чем клепание электрокурсов по готовым сценариям.

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?