Стандартизируют ли е-курсы знания в головах?

В отчете Елены Тихомировой о работе круглого стола на тему «Как подружить "управление знаниями" и электронное обучение?» заставила задуматься следующая мысль:
«Стандартизация знаний в головах. Несмотря на то, что вопрос спорный, большинство участников отметили, что передача знаний через e-изучение позволяет передавать знания одинаковые всем сотрудников, без влияния внешних факторов (например, настроения тренера). Таким образом, пусть не однозначно гарантировано, но тем не менее сотрудники получают одинаковый набор информации. Это тоже часть УЗ».

Вопрос, действительно, неоднозначный. Обеспечивает ли «единообразие в головах» получение аудиторией одних и тех же данных? Похоже, это не так. Приведу пример с сегодняшнего вебинара. На вопрос


участники вебинара отреагировали так (двое от ответов воздержались):


Приведу другой пример:
Недавно на одном из очных тренингов по написанию текстов рабочих инструкций (которые, думается, тоже имеют отношение к управлению знаниями - (см. комментарий от Yuriu к посту Елены) его участники выполняли 2 внешне разных задания:

1-е задание: тремя способами писали один и тот же фрагмент текста одной и той же инструкции (объем – 2-3 предложения) (работало 12 человек).

2-е задание: они же в группах из 4 человек редактировали один и тот же фрагмент описания бизнес-процесса, превращая его в рабочую инструкцию для персонала (объем – примерно полстраницы текста).
В обоих случаях с заданием справились великолепно. Только во 2-м случае все три группы, не сговариваясь, выдали практически тождественные тексты (две из них – тождественные на 95 процентов). В обоих же случаях (заданиях) участники действовали по одному и тому же алгоритму (набору правил написания текстов). Выходит, знания все же могут стандартизироваться по разным головам.

К чему я это? Да к тому, что и познавательной деятельностью пользователей курсов в е-learning (см. об этом), равно как и деятельностью по написанию управляющих текстов, также нужно управлять. Подружить е-learning c УЗ, полагаю, можно будет, когда контент е-курсов перестанет «информировать про знания, "давать информацию» и "тестировать пролистанное", а управлять процессом о(у)своения знаний и желаемого поведения и, в идеале, контролировать их применение.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения

С чего начать внедрение геймификации?

Как быстро перейти от очного обучения к онлайн-форматам?