Websoft

понедельник, ноября 16, 2009

Социальное обучение

В блоге уважаемого learn21 обнаружил пост "Социальное обучение"- вольный пересказ материала известного e-learning гуру Джея Кросса (Jay Cross).

Ниже - мысли коллеги о будущем обучения, которое должно строиться на социальных взаимодействиях (выделены жирным), а не на формализованных учебных планах и системах управления обучением.

Мне представляется, что утверждение о том, что социальные сети принципиально изменят обучение, не совсем соответствует реальности. Использование соц. сетей может быть очень полезно для организации взаимодействия группы студентов, направляемых умным преподавателем, но без преподавателя и контента общение превратиться в пустую болтовню. Посадите 20 малограмотных жителей пустыни Калахари в социальную сеть, не дав им адекватных учебников и преподавателя. Чему они смогут научиться? Скорее всего ничему, но забудут как выкапывать съедобные корешки :)

Утверждения про социальное обучение и мои комментарии (мои - италиком):
1) Не эксперты, а сеть - Если речь идет о том, чтобы научиться готовить картофельную запеканку, нет ничего лучше чем спросить 1000 посетителей кулинарного сайта. Получите 150 вариантов рецепта на любой вкус. А как насчет устройства синхрофазотрона? Если даже 10.000 малограмотных или недообученных людей будут его обсуждать сомнительно, что они смогут друг друга чему-то научить за разумное время

2) Не потребность знать, а потребность поделиться (!) - Прекрасная мысль. Очень напоминает послание нашего президента про модернизацию (надо модернизироваться и двигаться вперед! Ура!). Только скажите как! Но обычно те, кто по стратегическим вопросам, не дают ответа как зайцам стать ежиками :) Причем мне кажется, что если человек хочет делиться знаниями, то он сделает это и без социальной сети (хотя она, конечно, ему в этом поможет)

3) Не учебный план, а компетентность - кто бы спорил, но причем здесь LMS или обучение с преподавателем? Стандартное обучение не может развивать компетенции?

4) Сюрприз, а не предсказуемость - Сюрприз!! Коллективным разумом обучаемые решили, что изучить нам нужно не тут технологию, которую решил внедрять совет директоров компании, а совсем другую, но более интересную для них. Еще сюрприз, сегодня мы решили ничего не изучать, а скачивать музыку и обсуждать ее :)

5) Не склад, а поток - Тут не поспоришь, при непрерывно меняющейся жизни нужен непрерывный учебный процесс. Вот только вопрос - социальное взаимодействие это единственно возможный инструмент для непререывного обучения?

Мне кажется что в целом в эйфории от распространения сетевых сервисов мудрость толпы несколько преувеличивается. Толпы народа сожгли Александрийскую библиотеку, веками топили ведьм и устраивали хрустальные ночи. Редко когда группа буйных молодых людей собиралсь для коллектинвого написания сонетов :) Толпа превращается в нормальное общество или сообщество благодаря институтам, отличительной чертой которых является наличие правил и законов.

24 комментария:

lern21 комментирует...

Алексей!
Спасибо за интерес к моему посту.
Не очень понятно, зачем было пытаться по-своему интерпретировать совершенно очевидные для посвященных мысли.
За каждым словом там в рисунке целая теория, неоднократно обсужденная, доказанная и общепризнанная.
Автор исходного поста после гугловского перевода подумает о нашей российской дикости.
Я думаю,что совершено напрасно.

Это исходный пост:
http://www.internettime.com/2009/11/social-learning-gets-real/

а это исходная картинка
http://www.internettime.com/wp-content/uploads/2009/11/getreal.jpg

Все на самом деле просто, если понимать о чем речь.
Я думаю, две-три настоящие международные конференции и вы поймете о чем они говорят.

Например, строка о сюрпризе - это про serendipity,

И когда они говорят о SN, то обычно это общее для всего направления социального софта.
А социальный софт реально хорошо работает, с этим все в порядке.

И еще: нашему бизнесу социальный подход не угрожает. Это все-таки технология 21 века, а не 17-го.
Картинки с крупным текстом, комиксы - больше им и не надо.

Andrew Kubay комментирует...

Кстати, эта тема что то в последнее время наделала большую шумиху в интернете, ее многие обсуждают, на том же LinkedIn уже разы 3 приходили статьи об этом.
Алексей полностью согласен с вами, чем больше людей тем больше мнений и они могу глубоко зарыть правильный ответ ) Но среди множества идей которые свободно ходят в соц. сетях есть просто гениальный.

Алексей Корольков комментирует...

Андрей,
кто бы спорил - разумеется в соц. сетях встречаются гениальные идеи. И в курилках в офисах они встречаются, только реже. Почему из этого надо делать вывод об изменении самой образовательной системы?

Алексей Корольков комментирует...

learn21: я видел и читал и исходный пост и картинку. Я согласен, что я несколько утрировал отдельные идеи, в том числе про сюрприз, но это не меняет сути.

Спасибо за сниходительное ведение дискусии типа мальчик сходи почитай книжку.

Я не посещал международные конференции ибо на это нет времени, но читал множество докладов, отзывов и презентаций. Я увидел массу ярких идей и метафор, но почти ни одного примера и реального аргумента ПОЧЕМУ социальное обучение принципиально изменит (а не дополнит новыми инструментами) традционное обучение. То что оно будет существовать как самостоятельный феномен в некоторых областях знаний не требующих глубокой экспертизы - согласен. Про глобальное влияние - сильно не уверен. У вас есть аргументы за??

Алексей Корольков комментирует...

И еще learn21 - при все уродливости большого количества российских бизнесов, а также общей антиинтеллектуальной направленности развития страны (не мешайте, мы тут черную жидкость из земли качаем), я бы поостерегся говорить о том что мы в 17 века находимся.

Я регулярно вижу много компаний, в том числе успешно конкурирующих с западными бизнесами. Может вам вместо одной международной конференции пообщаться с кем-то из российского бизнеса для разнообразия :) Много дурдома и самодурства, но много интересных идей, неформальных подходов, быстрых решений и т.п. Американцы тоже смотрели снисходительно сначала на японцев, потом на корейцев. Теперь ездят на Тойотах.

lern21 комментирует...

1) Алексей, я первый удивился вашему стилю. Наверное похоже на то, как извозчики ругали первые авто:-)
Так что - не я первый начал.
2) Также не я поместил картинку в посте "От e-learning к we-learning"
Там на верхней ступеньке "сегодня" есть коллаборэтив обучение (это сейчас синононим социального обучения) и организованное неформальное обучение.

Если посмотреть на мою картинку, то окажется, что она расшифровывает вашу.

Так они сейчас думают и действуют.

Почему этот переход идет?
Да, все к этому складывается.
Я слышал наверное с десяток "самых главных" причин.

Например,
1)контентщики не могут дешево и быстро справиться с потоком информации.
2) мотивация в "дави" курсах минимальна, а это все ломает
3) групповое обучение много эффективней индивидуального.
4) Среда Интернета сегодня позволяет сломать модель "учитель-учебник-класс"
И.т.д и т.д
На любой конференции, любой докдад начинается с набора этих причин.

Главное же, на мой взгляд, рид-райт интернет, дал пользователю возможность писать.
И писари-контентщики стали не нужны.
Вот и все.

lern21 комментирует...

По поводу уровня бизнеса:
1) именно участие в выставках и конференциях больше всего наводит на грустные мысли из-за неучастия нашего бизнеса.
2) Может какая-то ссылка или названия "компаний, в том числе успешно конкурирующих с западными бизнесами"? Отрасль или сфера деятельности? И на каком рынки они конкурируют? На нашем?

Алексей Корольков комментирует...

Достаточно российских компаний, успешно конкурирующих на рынке России и СНГ. Не на Западе (думаю, что пока). Российские успешные ритейлеры - X5, Спортмастер, Магнит, МВидео, ... - Carrefour уходит с рынка, WalMart не открывается из-за сильных местных игроков. Сотовые операторы, продукты питания (Балтика, Вимм-Билль-Данн). Все это вообще новые бизнесы не построенные на базе советсткого наследия. Конечно это не производители и не hi-tech, но тем не менее.

Если вы бываете в Восточной Европе, в Украине то обратите внимание, что доля крупного местного бизнеса существенно меньше чем в России.

Алексей Корольков комментирует...

lern21: и последнее - давайте подождем этих глобальных изменений, видимо ждать осталось не долго. Хотя по правде говоря в десятках тысяч компаний по всему миру уже стоят порталы (например, на базе Sharepoint) со встроенными блогами, wiki, форумами, элементами социальных сетей и групповой работы, а революция все как-то не начинается ;)

lern21 комментирует...

Продавцы, как я и думал.
Самое интересное, что наши ритейлеры умудряются вытеснять чужих, продавая по ценам выше чужих и с сервисом похуже.
Тут точно не обходиться без "интересных идей, неформальных подходов, быстрых решений и т.п.".

Жадность к хорошему не приводит.

Алексей Корольков комментирует...

А российские граждане конечно идиоты. Они с удовольствием идут в российские компании, платят втридорога и получают плохое обслуживание :) У нас конечно большие административные барьеры и без них доля западных ритейлеров была бы выше. Но мысль о тотальном дебилизме сограждан мне кажется, все же, мало реалистичной.

PS
Мне самому удивительно куда зашла дискуссия - я впервые за долгое время оказался в роли патриота землу русской, в чем раньше замечен не был. Все познается в сравнении :)

lern21 комментирует...

Про обучение: Вот если бы вдруг появилась наша российская ИВМ и она своих хайтеховцов стала учить, они какие инструменты бы использовали?
Слайды из http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/11/blog-post_15.html?
Смешно.


Про торговлю: все вы знаете лучше меня:как дешевле сделать -знакомый таможенник неформально обеспечивает нашему серый товар, а для буржуя все по закону.
Потом, без буржуя можно серый дороже белого продавать.
Как в аптеках:-)

Ирина Деточка комментирует...

Уважаемый lern21!

Вы, как Дон Кихот в борьбе с ветрянными мельницами, боретесь с ЛМС и искренне пытаетесь показать нам всем светлое завтра. Мне кажется, что большинство читателей, а уж тем более - авторов данного блога, это светлое будущее видят не хуже Вас. Но ведь кроме светлого будущего еще есть и сегодняшняя реальность - надо же чем-то семьи кормить. А пока Вы здесь мечом размахиваете, посещаемость и рейтинг блога растет, потенциальных клиентов у компании Websoft становится больше, так что Вы своими рассуждениями именно разработчикам ЛМС на мельницу воду и льете. Если уж Вы так против "капельниц-ЛМС", то, по моему скромному мнению, надо не здесь пытаться кого-то перевоспитать, а свой ресурс развернуть и на примере доказать, что можно и как-то иначе учить. Думаю, что если это будет убедительно, пользователи и сами разберутся, какой способ обучения (ЛМС, игра, виртуальный мир, участие в работе социальной сети и т.д.)для них лучше,откажутся от ЛМС (или не откажутся :) и бегом побегут в светлое завтра :)))

lern21 комментирует...

Ирина, ведь не стал бы писать, если бы не прямой наезд:-) Честно.

Ну и если вашим семьям на прокорм больше достанется - буду счастлив.

С другой стороны, если общий уровень даже не повысится, а колыхнется в сторону повышения, всем будет хорошо.
А хорошо - это хорошо:-)

Алексей Корольков комментирует...

lern21: а вы думаете в IBM с помощью elearning и социальных сайтов учат разработчиков микросхем и прочих умников? Или как и везде торговцев и консалтеров?

А по поводу неравных условий - тут вы правы, весь ритейл живет на кредитах. Как вы думаете у кого кредитные условия лучше и Ашана (занимающего длинные деньги в Европе) или у Магнита (который берет деньги у российских банков под другие проценты). И тем не менее последний как-то живет и развивается.

И я присоединяюсь к Ирине - я бы с удовольствием посещал ресурс на котором вы бы рассказывали о реальной практике применения новых анти-LMSных технологий. Мы бы в них тогда тоже поверили, стали ими заниматься и деньги грести лопатой :)

lern21 комментирует...

Алексей, я понимаю, что новые подходы к обучению не востребованы в нашей торгашеской среде.
Поэтому уже стараюсь избегать вашего блога.
Но тогда и мой не трогайте. Он для другой публики.
Здесь же был прямой наезд.
Не очень понял зачем.

Алексей Корольков комментирует...

learn21: это был не наезд, а высказывание альтернативного мнения. Если вам интересен монолог, а не диалог, то просто дайте об этом знать - промолчу в следующий раз.

Вы неоднократно в своих постах и комментариях к моим высказывали альтернативную точку зрения, называли продавцов LMS людьми пудрящими людям головы и т.п. - я не обижался, а готов был дискутировать. Лично мне интересно слышать другое мнение, даже если оно диаметрально противоположно моему. Мне кажется, что даже в нашей торгашеской беспринципной среде так принято :)

Ирина Деточка комментирует...

Алексей,

не льстите себе :) По своему опыту общения с Вами на этом же самом блоге могу сказать, что Вы (и иже с Вами - Владимир Наумов) не создаете впечатление людей, способных с первого раза услышать и обсудить "другое мнение, даже если оно диаметрально противоположно моему", если только это "альтернативное" мнение не исходит от Ваших клиентов, или оно не направлено против тех, кого Вы считаете своими конкурентами :)

Иногда приходится и "орать", чтобы услышали :))))

Владимир Наумов комментирует...

to Lern21:
Искренне рад, что Вам смешны слайды из http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/11/blog-post_15.html? . Приятно иметь дело с профессиональным критиком.

Я же плачу, ибо 2/3, как минимум, наших е-курсов для бизнеса на подобных слайдах и зиждятся. И даже куда более безграмотных.

Алексей Корольков комментирует...

Ирина,
услышать не значит согласиться. Если вернуться ко многим нашим с вами спорам, то я остался при своем мнении в большинстве случаев. Вы, впрочем, тоже. Или нам всем надо как счастливым идиотам в экстазе обняться и уверовать во что-то единообразное?

При этом обратите внмание, что мы продолжаем дискутировать с вами, хотя могли бы написать что вы на нас "наехали" и мы больше не играем с вами в одной песочнице :)

Ирина Деточка комментирует...

to Вл.Наумов

"Я же плачу, ибо 2/3, как минимум, наших е-курсов для бизнеса на подобных слайдах и зиждятся. И даже куда более безграмотных."

Владимир, Вам ли жаловаться и плакать?! Не Вы ли, с упорством, на мой взгляд, достойным куда как лучшего применения, буквально в каждом своем посте говорите, что делать курсы - это просто: купил Курслаб, послушал пару Ваших вебинаров и вуа-ля! "профессионал-сценарист/пед.дизайнер/разрабочик" к Вашим услугам! Немного специй в виде "диалогического" подхода, немного соли в виде "программного кода", лаврушка в виде пед.агентов, все это заливаем кипятком текста, ставим на камфорку ЛМС... Готово! "Что варим, то и кушаем"... Чего ж теперь плакать-то? :(

Elena Lokteva комментирует...

to lern21
"Поэтому уже стараюсь избегать вашего блога.
Но тогда и мой не трогайте. Он для другой публики."

Браво!!! Достойная реплика профессионала, верящего в силу социального обучения.

Свои сомнения по поводу всего прочитанного я высказала тут. Кто готов к конструктивному обсуждению, милости прошу.

lern21 комментирует...

Алексей,
Как раз сейчас читаю статью знакомого японского профессора Окамото "Creating New e-Pedagogy between Personalized e-Learning
and Computer Supported Collaborative Learning" . Он руководитель их национального сообщества по e-learning и "главный" в мире по Collaborative Learning.

Это цитата из введения:

In the Post-Modern age, our new learning viewpoint is as follows.
(1) Group modeling and collaboration for social activities.
(2) Exploration-minded experimental learning.
(3) Learning (urged) by asking, explaining and teaching to make a new insight.
(4) Interactive diagnosis and open learning model.

Мне нравиться этот подход.
И нравиться этим заниматься.

И мне не нравиться, когда в мой стране, как в 17 веке, вместо промышленности - торговля, а смертность - как в экваториальной Африке.
Но это дело только моего вкуса. Чисто субъективно.

Я достаточно знаком с нашей ЛМС-кой публикой. Как правило, это к образованию никакого вообще отношения не имеет, просто бизнес.
Не на пользу это.

Однако, понимаю, что для борьбы отечественным ЛМСом данный блог не очень подходящее место.

Вектор движения определился, ЛМСы у здесь еще десяток лет будут точно востребованы, только текста там все меньше будет, буквы все больше, а картинки нагляднее.
Стиль "Букварь" теперь надолго.

Valery L Leontyev комментирует...

Не хотелось подливать масла в уже затухающй огонь, но дискуссия мне напомнила взаимоотношения персонажей в книге "Атлант расправил плечи". Был там такой господин Реарден и его братец ... тот тоже, всё больше к социальной ответственности взывал ... :)

Без помидоров, коллеги :))